Образ музыки 1 класс начальная школа 21 века презентация и конспект

Обновлено: 02.07.2024

Цель: Познакомить учащихся со спецификой урока музыки; научить простейшим приёмам вокально-хоровой работы, правилам дыхания и пения.

Обучающие: пробуждать у детей желания активно заниматься музыкальными видами деятельности в ходе урока.

Развивающие: способствовать расширению кругозора; развивать детский голос, стремления петь в коллективе.

Воспитывающие: прививать музыкальный вкус, интерес и любовь к музыке и музыкальным занятиям.

Оборудование: магнитофон, фортепиано, учебно-методический комплект “Музыка” для 1 класса, портреты композиторов: П.И.Чайковского, В.Я.Шаинского, музыкальные инструменты, таблицы, карточки с творческими заданиями, нотки-медальки.

Дети под музыку входят в кабинет музыки.

Появляется учитель в образе "Музыкальной феи" останавливается возле фортепиано. Учитель здоровается с детьми.

Учитель: Здравствуйте ребята! Дети: Здравствуйте!

Учитель: Я – Муза, покровительница искусств. Муза вдохновляет художников, музыкантов, поэтов – всех, кто дарит людям красоту, любовь, надежду. У каждой феи есть имя. Я.. (Ф.И.О.): учитель музыки и на уроках, мы с вами как по "лесенке" будем подниматься к мастерству и успеху. Я пришла к вам в гости из чудесной музыкальной страны. Музыка всегда “возникает” из тишины. Давайте послушаем тишину перед тем, как зазвучит музыка.

Какие звуки вы услышали? (ответы детей)

Учитель: Все на свете дети знают, Звуки разные бывают. Журавлей прощальный клекот, Самолета громкий ропот, Гул машины во дворе, Лай собаки в конуре, Стук колес и шум станка, Тихий шелест ветерка. Это звуки шумовые. Только есть еще другие: Не шуршания, не стука – Музыкальные есть звуки. Е.Королева.

Учитель: Наш мир полон звуков, которые издают все предметы: шум листвы, дождя; столы, стулья при передвижении; ваши голоса на перемене…

Учитель: Как можно назвать все эти звуки? Дети: Шумовые.

Учитель: Какие еще могут быть звуки? Дети: Музыкальные.

Звучит фрагмент “Па-де-де” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского.

Учитель: Ребята, вам понравилась музыка? Какими словами можно ее охарактеризовать? Кто сочиняет для нас музыку? Дети: Композитор.

Учитель: Музыку, которую вы только что слышали, написал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. (Показ портрета)

Учитель: Кто исполнял музыку? Один исполнитель или много исполнителей?

Много голосов различных инструментов сливались в прекрасное, стройное звучание. Это играл оркестр.

– Кто руководит оркестром? (дирижер)

– Что же будет с музыкой, если её никто не услышит?

Чтобы музыка была, её надо сочинить, затем исполнить, а затем услышать. То есть музыка существует для людей, а не только для тех, кто её пишет и исполняет.

– Что же необходимо, чтобы музыка существовала?

Учитель: Ребята, я живу в музыкальной стране, в прекрасном Дворце. Сейчас закройте глаза, я поведу вас в чудесный мир музыки.

(Открыть доску с Домом-дворцом).

Учитель (музыкальная фея) поёт:

Этот теплый светлый дом,
С детства каждому знаком,
Все хотят сюда прийти,
Чтобы знания найти.
Здесь все рады вам всегда,
Ведь тут чудная страна.

Учитель: Чтобы с вами поближе познакомиться, я хочу вам предложить игру "Вопрос-ответ" – я буду задавать вопрос, а все будут отвечать да или нет. Но секрет этой игры в том, что вопросы музыкальные:

– Как тебя зовут? – Любите ли вы музыку? – Детские песни? – Вы любите танцевать? – Весёлая музыка, вам нравиться? – А грустная?

Учитель: Спасибо. А для меня музыка стала частью моей жизни. Предлагаю вам открыть окна этого Дворца, выполнив интересные задания, которые я для вас приготовила и вы узнаете мой секрет.

1) В руки ты ее возьмешь, То растянешь, то сожмешь. Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. (Гармонь)
2) От гармони он родился, С пианино подружился. Он и на баян похож. Как его ты назовешь? (Аккордеон)
3) У этого инструмента Есть струны и педаль, Несомненно, это звонкий, Черный глянцевый … (Рояль)
4) Опускаем молоточки На железные листочки, И летит веселый звон! Что звучит? (Металлофон)
5) Дед Егор еще не старый, Внуку сделал он подарок, И теперь у нас Ванютка Целый день дудит на … (Дудке)

Задание № 2. Отгадайте, что звучит? И я открою 4 букву.

Послушайте, как звучат эти инструменты. (Ложки, бубен, барабан, металлофон, пианино). Закройте глаза. Я буду играть на разных инструментах, а вы – угадывать, какой инструмент звучит.

Задание № 3. Следующее задание называется – "Кто, на чём играет?"

Внимание! Будьте готовы продолжить предложение: На гармошке играет – гармонист. На баяне – баянист. На гитаре – гитарист. А на балалайке? (балалаечник) А на скрипке? (скрипач) Хорошо! И с этим заданием справились. Открываем 6 букву.

Задание № 4. Приготовьтесь детвора, ждёт вас новая игра: "Шумит, поёт, играет", ваша задача: определить что шумит, что поёт, а что играет.

Например: Лес? – Что делает? – Шумит (потопайте ногами) Оркестр? – Что делает? – Играет (похлопайте руками) Хор? – Поёт (пойте звук "А")

Слова для игры: гроза, певица, поезд, город, хоровод, соловей, рояль, холодильник, саксофон, самовар, ветер, вокальный ансамбль. Открываем 5 букву.

– А сейчас я предлагаю вам сыграть в интересную игру, для этого достаньте карточки, и послушайте правила игры.

Найдите картинки с музыкальными звуками. (На картинках изображены шумовые и музыкальные звуки). Открываем 3 букву.

Последнее задание называется – “Отгадай по голосу”. Ученик с закрытыми глазами должен узнать по голосу, кто из детей его зовёт.

В конце игр открываются все окна дворца, а там слово – МУЗЫКА.

Учитель: Ну, что ж, ребята вы справились со всеми моими заданиями и открыли все окна в этом дворце. Так называется чудесная страна, где я живу. И где будут проходить наши уроки. На уроках мы научимся правильному дыханию, которое поможет нам петь красиво и протяжно, узнаем, как бережно относиться к своему голосу, как сделать так чтобы он звучал чисто, будем танцевать, играть на музыкальных инструментах, раскрывать тайны “В мире Музыки”.

Учитель: На уроках музыки мы будем выполнять много различных заданий, а верным помощником в нашем путешествии в мир музыки будет наш учебник. Рассмотрите обложку. Что интересного вы заметили?

Дети: (Ответы детей.)

Учитель: Ребята, что бы научиться управлять своим голосом, нужно знать привила пения.

Правило №1. Перед тем как начать исполнять свои любимые песни нужно сделать зарядку для голосовых связок, т.е. обязательно нужно распеться, разогреть голос.

– Глубокий медленный вдох носом, задержка дыхания, выдох производится понемногу резкими рывками, активно работая диафрагмой. Повторить упражнение 2 – 3 раза.

– Вдох резкими рывками носом, задержка дыхания, медленный ровный выдох через рот. Повторить упражнение 2 – 3 раза.

– Надуваемся как шар: глубокий вдох, одновременно разводим руки как бы показывая увеличивающийся шар, задержка дыхания и очень медленный выдох опуская руки (шарик медленно сдувается). Повторить упражнение 2 – 3 раза.

– “Футбол”: с закрытым ртом, языком натягивать по очереди щеки.

– “Вальс”: с закрытым ртом, делать круговые движения языком.

– “Туча” и “Солнышко”: вытягиваем губы вперед “в трубочку”, затем, растягиваем в широкой улыбке.

– “Лошадка”: “Цокать”, при этом губы вперед “в трубочку”, затем, растягиваем в широкой улыбке по руке дирижера.

(Учитель поёт определённые музыкальные фразы, и просит повторить их детей).

Учитель: Как приятно было смотреть на девочек и мальчиков с хорошей осанкой.

Правило № 2. Правильная осанка необходима всегда, а во время пения особенно.

Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничего не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок, а то сразу же станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать.

Чтобы вы легче смогли усвоить эти правила, я исполню вам песенку, которую вы может, и знаете. А вы слушайте, и выполняйте все, о чём поётся в песенке.

Песня "Петь приятно и удобно" слова В. Степанова, музыка В. Кистеня.

Если хочешь сидя петь.
Не садись ты, как медведь.
Спину выпрями скорей.
Ноги в пол упри сильней.
Раз! Вдох! И запел,
Птицей звук полетел.
Руки, плечи – все свободно.
Петь приятно и удобно.
Если хочешь стоя петь –
Головою не вертеть!
Встань красиво, подтянись и спокойно улыбнись.

Учитель: Человеческий голос очень хрупок. Ваш детский организм постоянно растёт. Чтобы голос был хорошим нужно беречь горло.

Правило № 3. Очень важно чтобы вы в жизни говорили спокойно, без крика и пели естественным голосом.

Учитель: Ребята, вы стали школьниками, и я предлагаю спеть песню о школе.

Песня: “Учат в школе”, музыка В.Шаинского

Учитель: Хорошая песенка?

А хотите узнать, как появляются хорошие песни. Тогда я вам открою 3 секрета.

Секрет №1. Хорошую музыку может сочинить только добрый и весёлый человек, а у скучного человека, ничего не получится.

Секрет №2. Весёлую песню надо сразу же подарить всем знакомым и друзьям.

Секрет №3. Хорошую песню нужно записать, чтобы не забывать.

Учитель: С помощью, каких знаков записывают музыку?

Для записи слов мы используем БУКВЫ, а для записи музыки используют НОТЫ. Какие вы знаете, ноты? Назовите их. Сколько их всего? Да, семь очень таинственное и важное число. Сколько дней в неделе? Сколько цветов радуги? Сколько чудес на свете? Сколько у Белоснежки гномов? Есть сказка "Волк и сколько: козлят?" Так сколько нот?

А теперь давайте с вами эти нотки пропоем. Поможет нам в этом следующая песенка.

Песня “До, ре, ми, фа, соль” Ан. Александров

(Педагог исполняет 1 куплет, а детей активизирует петь припев, то есть гамму)

После разучивания песни педагог берёт с фортепиано нотки медальки.

Учитель: А вот и нотки! Послушайте, о чём они просят?

Расставьте, пожалуйста, нас по местам,
Особый порядок, создайте вы, нам.
Чтоб мы как по лесенке, вверх поднимались,
А после по тем же ступенькам спускались!

(Дети под музыку бегают, c последним её аккордом выстраиваются в восходящем порядке звукоряда).

Учитель: Есть много замечательных детских песен, которые написал Владимир Шаинский (показ портрета). Сегодня с вами разучим одну из этих песен, вам она очень понравиться.

Песня “Вместе весело шагать” В. Шаинский (после разучивания, исполнить песню, импровизируя музыкально-пластические движения).

Учитель: Наша встреча подошла к концу! Вы мне очень понравились, а кому понравился наш урок, я прошу украсить мой дворец цветами, которые вы найдёте в конвертах. И я ещё долго буду помнить о таких чудесных детях (дети украшают дворец).

Учитель: Ребята, у меня есть сестры, добрые феи. Нас девять муз, каждая из которых имеет влияние на определённую область творчества. На следующих уроках я вас с ними познакомлю.

(В конце урока дети встают в круг).

Учитель: Что узнали нового на уроке? Чтобы музыка существовала, кто нужен? Для чего обязательно нужно распеваться? Как нужно сидеть и стоять во время пения? Какая самая лучшая награда для музыкантов?

Учитель: Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу.


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

Оставьте свой комментарий

40%



Автор в друзьях: 2




Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Презентация на тему: " 1 урок музыки в 1 классе" — Транскрипт:

4 СЛУШАТЬ СЫГРАТЬ ПЕТЬ СОЧИНЯТЬ

6 Что из того что ты услышал было музыкой? Почему? . Закрой глаза и прислушайся

8 Звуки природы Изобрази голосом или хлопками Пролетает далеко и близко Сидят высоко-высоко Сильный дождь

10 КАК ПРАВИЛЬНО СЛУШАТЬ МУЗЫКУ 1. СИДЕТЬ УДОБНО 2. СИДЕТЬ ТИХО 3. СЛЕДИТЬ ЗА ЗВУКАМИ 4. ДУМАТЬ О МУЗЫКЕ 5. СЛУШАТЬ ИНСТРУМЕНТЫ 6.СЛЫШАТЬ, О ЧЕМ ОНА РАССКАЗЫВАЕТ

11 Правила пения Если хочешь сидя петь. Не садись ты, как медведь. Спину выпрями скорей. Ноги в пол упри сильней. Раз! Вдох! И запел, Птицей звук полетел. Руки, плечи – все свободно. Петь приятно и удобно. Если хочешь стоя петь – Головою не вертеть! Встань красиво, подтянись и спокойно улыбнись.

12 ПЕСНЯ О ШКОЛЕ Музыка Д. Кабалевского. Слова В. Викторова Мы в счастливый, светлый день Поступили в школу. Школа рада нам была, Класс просторный отвела. И о классе о своем мы поем, мы поем. Ждут нас новые друзья Буквы, цифры, ноты. Вот учитель входит в класс, Он всему научит нас. Об учителе своем мы поем, мы поем.. Переменки и звонок, И опять уроки. Интересные дела, Ну и песни без числа. Потому что обо всем мы поем, мы поем.

13 Вам понравился урок? Что запомнилось больше всего? Еще хотите прийти в наш класс? Домашнее задание: Когда останетесь, дома или у себя в комнате одни, прислушайтесь внимательно к звукам вокруг, расскажи на следующем уроке про звук, который тебя поразил, который раньше ты не замечал.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Связать жизненные впечатления детей с музыкальными образами в произведениях Чайковского, Моцарта, Прокофьева.

Уметь на слух определить характер и настроение музыки, соединение слуховых впечатлений детей со зрительными.

Воспитывать умение чутко вслушиваться в музыкальную ткань произведения.

Введение в тему:

- Тихо, тихо сядем рядом –

В удивительном наряде,

И раздвинутся вдруг стены –

Вся земля видна вокруг:

Пляшут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки

Тают в дымке голубой…

Это Музыка торопит и ведет нас за собой.

- Ребята, давайте представим, что сегодня к нам на урок пришли незнакомцы. А портреты их нам будет рисовать музыка.

- А вы должны будете узнать, кто они обычные люди, наши современники или персонажи сказок.

Углубление темы урока.

- Послушайте внимательно музыку.

В каком характере звучит музыка?

Зловещий, таинственный, громкий, грозный характер.

Какая здесь мелодия?

- Мелодия состоит из коротких фраз, их окончание подчеркнуто акцентами.

О ком она рассказывает?

О ком-то страшно.

Какой характер у этого незнакомца?

(Предположительные ответы детей).

- Ребята выберите определения характера музыки, которые пред­ложены на с. 50 под № 1 учебника-тетради.

- Попробуйте дать сами название этой пьесе.

Наиболее удачные названия записываются на доске.

- Наверняка композитор знал и любил страшные сказки о злой, коварной, опасной для людей колдунье, поэтому ему удалось создать такой яркий музыкальный портрет.




Итак, первым в класс вошла известная всем по русским народным сказкам Баба-Яга, её вы узнали по зловещим, таинственным интонациям музыки, громким, грозным звукам, резким акцентам.

-Вы, верно, решили, что портрет этого сказочного персонажа нужно изобразить в зеркале на с. 51 учебника-тетради.

Что явилось подсказкой вам в выборе этого решения?

-Рука Бабы-Яги, держащая это зеркало. Она страшная, мохнатая.

Нарисуйте портрет Бабы-Яги в зеркале на с. 51.

А теперь в класс войдут новые герои. Сколько их - один? Два? Что они будут делать - петь, танцевать, маршировать? Слушайте, об этом вам расскажет музыка!


-Вошел один человек. Он танцует.

Нет, их двое - мужчина и женщина. Они танцуют плавный танец.

Правы те из вас, кто услышал в этой музыке интонации танца. А теперь попробуем ответить на вопрос: сколько людей танцуют этот танец: одни или двое? Послушаем эту мелодию.

Кого изобразила эта музыка: мужчину или женщину?

Это девушка. Она молодая, красивая, нежная. Музыка звучит ласково. Девушка будто бы напевает.

- Правильно! Действительно, эта мелодия грациозная, изящная.

А теперь послушаем другую мелодию. Кого она изображает?

-Это мужчина. Он двигается неторопливо. Он, наверное, ста­рый, ворчливый. В его мелодии низкие звуки.

Показ иллюстраций.




Как вы думаете, какой танец они танцуют - старинный или со­временный?

-Старинный. Его танцуют неторопливо. Современные танцы зву­чат по-другому.

Откройте учебник-тетрадь на с. 50 и вы увидите, как художник изобразил пару, танцующую менуэт.

- Ещё раз прослушайте музыку, и подумаете над вопросом: молчат танцующие во время танца или, может быть, переговаривают­ся?

-Они переговариваются.

Говорят одновременно или по очереди?

Кто из танцующих начинает диалог - мужчина или женщина?

- Мужчина. Голос у него суровый, грозный, ворчливый. Ему от­вечает женщина - ласково, нежно.

Покажите движением рук разговор-диалог между ними.

Опять звучит музыка, дети изображают контрастными дви­жениями рук перекличку голосов.

Чем заканчивается этот короткий разговор - примирением, со­гласием, ссорой?

Согласием. Они вместе продолжают танцевать.

- Можем ли мы сказать, что в каждой интонации спрятан человек.

Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
"Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.

Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок".

Ну, я выбрала по фото.
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Я теперь до старости
В нашем классе староста.
А чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.

Поднимусь на стратостате.
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски.

Нам задание дано -
Чтенье и грамматика.
Я сижу, гляжу в окно
И вдруг там вижу мальчика.

Он говорит: "Иди сюда,
Я тебе ирису дам".
А я говорю: "У меня нагрузки
По-немецки и по-русски".

А он говорит: "Иди сюда,
Я тебе ирису дам".

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

-Понравилось вам стихотворение?

-О ком это стихотворение?

- О девочке Лиде, которая любит всё выдумывать.

- Вам понравилось это произведение?

- Какую особенность вы заметили?

- Прослушаем ещё раз небольшой фрагмент.

-Рондо – это музыкальная форма, в основе которой лежит чередование главной темы с несколькими эпизодами, возникает как бы движение по кругу …

- Каково отношение авторов этого произведения, поэта и композитора, к его главной героине?



У кота Воркота ко-лы-белька хо-ро-ша

Приди, котик, ночевать, мою Танечку качать.

Уж как я тебе, коту, за работу заплачу:

Дам кувшин молока да конец пирога.

Уж ты ешь, не кроши, больше, котик, не проси.

- А теперь мы с вами разучим шуточные народные песенки о Бабе-Яге:

- Прослушаем её и выучим слова.


Баба-Яга, костяная нога,

нос крючком, голова сучком

Не ходи за селом,

Не мети помелом;

Не стучи ступкою,

Не тряси клюшкою.

- Прочитаем песню, а затем её послушаем.



Бабка-ёжка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала.

Пошла на улицу, раздавила курицу.

Пошла на базар, раздавила самовар.

Пошла на лужайку, испугала зайку.

Читайте также: