На дне 1902 вечный диалог спор о нравственном восхождении человека конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

по творчеству М. Горького (11 класс).

Сидорова Альфия Ивановна,

учитель русского языка и литературы

Порошинской СОШ Камышловского района.

Рекомендации по проведению урока.

Конспект урока литературы

Автор: Сидорова Альфия Ивановна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение. МКОУ «Порошинская СОШ, Камышловский район.

Предмет. Литература

Класс: 11 класс.

УМК . Программа общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.П. Журавлёва.

Тема программы. Творчество Максима Горького

Тип урока : урок изучения нового материала

Вид урока: смешанный

Продолжительность занятия : 1 урок (45 минут).

Цель методическая: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через фронтальную, коллективную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.

Цели образования:

воспитания: формирование коммуникативных навыков: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы, формирование познавательного интереса к русской литературе, формирование гуманного отношения к людям, активной жизненной позиции;

развития: развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, творческого воображения, обогащение словарного запаса обучающихся.

Межпредметные и внутрипредметные связи.

I .Организационный этап.

- Здравствуйте, те, у кого сегодня прекрасное настроение.

- Здравствуйте, те, кому не нравится погода за окном.

- Здравствуйте, те, кто любит одиночество.

- И здравствуйте, те, кто любит размышлять над философскими вопросами.

- Настройтесь на продуктивную работу на уроке и положительный результат. Пусть этот урок принесёт вам радость познания и новых открытий.

II .Мотивация учебной деятельности обучающихся, целеполагание.

Жизнь сама по себе – ни благо,

ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря

по тому, во что мы сами превратили её.

М. де Монтень

Страдания есть самый

скорбный способ постижения истины.

Ф. Ницше

Слово учителя. В своей пьесе Максим Горький стремился не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов – трагическое столкновение трех правд, трех представлений о жизни.

IV . Работа над темой урока.

1.Аналитическая беседа.

Учитель: Максим Горький определил жанр своего произведения как социально-философскую драму. Давайте посмотрим, где происходит действие пьесы, познакомимся с героями и присмотримся к отношениям в их мире.

Бубнов, картузник, 45 лет:

Сатин, лет под 40:

б) Существует мнение, что Сатин – идеолог наподобие Раскольникова, для которого Наполеон и Магомет – образцы людей, право имеющих – в том числе и на пролитие крови. Какая точка зрения вам кажется более справедливой и почему? Нельзя ли иначе объяснить факт обращения Сатина к этим историческим деятелям?

Лука, странник, 60 лет:

а) Можно ли говорить о типологическом сходстве этих персонажей? Каким вы представляете себе странника, какими внешними данными должен обладать этот персонаж, во что должен быть одет?

б) Как бы вы смоделировали биографию Луки? Почему, например, странник не рассказывает сказок ночлежникам? Как вы думаете, была ли в его жизни любовь? Почему он сам себя называет то беглым, то прохожим?

1-ая группа. Горький порой говорил о Луке как о пародии на Платона Каратаева и удивлялся, что этого не замечают. Попробуйте решить, можно ли Луку считать пародией на толстовского персонажа. Подумайте: существуют ли для Луки «бесполезные люди?

3-я группа. Вероятно, вы уже заметили, что один из главных пунктов, в котором сходятся все рассуждения героев пьесы, - это вопрос о цели жизни человека (или человечества). Характерно, что точку зрения Луки доносит Сатин (последний даже старается подражать манере странника говорить). Как вы думаете, почему?

3.Презентация результатов работы представителями групп.

4.Обобщение учителя (сопровождается показом презентации)

- Правда Бубнова , ее можно назвать правдой факта. Бубнов убежден, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его. Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. Для него правда – жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств.

- Правда Луки – правда сострадания и веры в Бога. То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью. Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть.

V . Применение понятий и способов действия

- У каждого персонажа пьесы своя правда, но почему же все эти люди так и остались на дне жизни?

- А имеет ли такое социальное явление место в современной жизни?

- Ребята, прокомментируйте сюжет. Скажите, есть ли у этих людей своя жизненная правда?

У этих людей тоже есть своя правда.

Проблемы, чаще всего, кроются в социальной сфере. Люди остаются без жилья, так как спиваются, переезжают жить из государств ближнего зарубежья (беженцы), имеют слабую гражданскую позицию.

- Конституция РФ предоставляет гражданам право на труд, охрану здоровья, жильё (глава 2, статья 34, 37, 39, 40). Неумение пользоваться конституционными правами, нежелание выполнять свои гражданские обязанности перед обществом и приводят людей к такому финалу в жизни.

VI Рефлексия. Подведение итогов урока.

1. Ролевая игра (работа в группах).

Комментарий. Это задание-ловушка, ведь Сатин и Бубнов утешать людей не могут и не хотят, обучающиеся должны проговорить это, если правильно поняли жизненную позицию героев пьесы.

2.Обобщающее слово учителя.

Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит души человеческие. Но главное в пьесе то, что Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, заставил задуматься о человеке, о его свободе. Он говорит своей пьесой: надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, но не погубить в себе доброту, сострадание, милосердие.

VII . Домашнее задание

VIII . Рефлексия

- Спасибо вам за урок, за интересную плодотворную работу, за сотрудничество. На доске висит лист. Оставьте свою подпись в той графе, которая бы отразила, насколько полезным, интересным и информативным стал для вас урок.

НЕ ЗНАЛ И ТЕПЕРЬ НЕ НАУЧИЛСЯ

НЕ ЗНАЛ. ТЕПЕРЬ ЗНАЮ, НО ИНТЕРЕСА НЕ ИСПЫТЫВАЮ

НЕ ЗНАЛ. ТЕПЕРЬ ХОРОШО ЗНАЮ, ИСПЫТЫВАЮ ИНТЕРЕС И ХОЧУ УЗНАТЬ ЕЩЁ БОЛЬШЕ.

2 Все во имя человека! М. Горький. Бог послал своего Сына не для того, чтобы судить мир, он послал его спасти мир, привести его к свету. Но люди не любят света, ибо свет являет их порочность; люди любят тьму. Но каждый, кто любит правду, приходит к свету; он не боится обнаружить дела свои. Евангелие эпохи Водолея, гл. 75

6 Это действительно так. Происходит острое столкновение между героями по очень значимому и существенному для них поводу. В ином случае герои просто не смогут реализовать себя в ограниченном объеме драмы и сценического пространства. Драматург завязывает такой узел, при раскрытии которого человек показывает себя со всех сторон. При этом в драме не может быть лишних героев- все герои включены в конфликт. Поэтому резкая конфликтная ситуация, разыгрывающая на глазах у зрителя, оказывается важной чертой драмы как рода литературы. Какие конфликты мы можем наблюдать в пьесе? Ученики. Социальный конфликт представлен на нескольких уровнях. Это конфликт между хозяевами ночлежки ее обитателями. И, кроме того, каждый герой в прошлом пережил свой социальный конфликт. Но это лишено движения, и все остается за сценой. В пьесе присутствует традиционный любовный конфликт. Его обуславливают взаимоотношения Васьки Пепла, Василисы, жены Костылева, самого хозяина ночлежки и Наташи. Кульминация любовного конфликта вынесена за сцену. Убийство Костылева Васькой Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта. Все это так, но это ли придает движение пьесе? Что же здесь является предметом изображения?

14 ней. Он вводит другой уровень правды мировоззренческий. Правда Луки и его ложь выражается формулой: Во что веришь то и есть. Как меняется ситуация в ночлежке? сострадания, сочувствия, оправдывающие право Актера, Насти, Анны и др. на мечту. Лука, сам того не подозревая, разделил всех на два стана: мечтателей и скептиков, носителей злой правды тоски, безнадежности. Он взбудоражил и тех, и других: всколыхнул неугасшие надежды в одних и ожесточил других. Изменились разговоры обитателей. Появляется надежда на спасение. Перечитайте совет Луки актеру о поездке в лечебницу для алкоголиков. Обратите внимание, как досочинил, возвысил он свой рассказ. (акт 2, стр 600, стр 608) Какие советы он дает Ваське Пеплу? (акт 2, стр.603) На какие детали вы обратили внимание, читая эту сцену? Превосходная лечебница Мрамор мраморный пол! Свет чистота, пища все даром! И мраморный пол, да! Вначале он видит только каторгу, бубновый туз на спине, путь сибирский дальний в кандалах. А затем Сибирь для него золотая сторона, где тому кто в силе и разуме, как огурцу в парнике.

25 У вас было домашнее задание: составить таблицу о двух героях: что у них общее и в чем различие. Реализация домашнего задания. Учащиеся по предложенному плану рассказывает о Луке и Сатине. Учитель: Из ответа можно сделать вывод, что Сатин и Лука имеют много общего. Аналитическая беседа: Учитель: Давайте вспомним, каким видят ночлежники Сатина до ухода Луки? Ученик. Неутомимый шутник, пересмешник, говорящий порой жестокие, циничные слова: Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто обременяй землю! Он не жесток, но и не добр к окружающим. К судьбам ночлежников, да и к своей судьбе, кажется равнодушным. Но что кроется за этим равнодушием? Что о нем говорит Лука?

26 Ученик. Веселый ты, Костянтин приятный! Как же ты это свихнулся со стези своей, а?, Легко ты жизнь переносишь. Слушая Сатина, его рассказ о том, как тот свихнулсяя, Лука понимает, что Сатин-то-не лицедей, обманывающий себя, а тоже страдалец. Кроме того, Лука понимает, что оба они утешители, только слова утешения у них разные. Напомните, какими словами сострадает, утешает людей Лука? О чем говорит Сатин? Ответы учеников. Вывод: оба они утешители, но в Луке живет праведник, носитель идей сострадания, а в Сатине много идей о величии разума человека. А теперь посмотрим, как ведут себя кажущиеся антиподы в различных ситуациях. Ученики. Умные Лука и Сатин, например, разгадывают коварную интригу, спланированную Василисой женой, Костылева. И как же они ведут себя по отношению к жертвам интриги Ваське Пеплу и Наташе?

Разработан и проведен учителем русского языка и литературы Слюдеевой Е.В. Новомичуринск, 2007 год.

Все во имя человека!

Бог послал своего Сына не для того, чтобы судить мир, он послал его спасти мир, привести его к свету.

Но люди не любят света, ибо свет являет их порочность; люди любят тьму.

Но каждый, кто любит правду, приходит к свету; он не боится обнаружить дела свои.

Евангелие эпохи Водолея, гл. 75 Разработан и проведен учителем русского языка и литературы Слюдеевой Е.В. Новомичуринск, 2007 год.

1. Выявить позицию героев и авторскую по отношению к вопросу о правде.

2. Подтвердить современность пьесы, ее героев и вопросов, которые она задает.

3. Показать художественные особенность драмы как рода литературы.

4. Развивать умение работать коллективно и защищать свою точку зрения.

5. Создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения.

6. Наметить нравственные ориентиры учащихся в связи с точкой зрения героев.

Методические приемы: аналитическая беседа, дискуссия.

тема, эпиграф, план урока ;

свиток с гусиным пером как символ творческой работы.

На партах у учащихся схемы, критические статьи о Луке, о пьесе.

1. Основной конфликт пьесы. Новаторство Горького – драматурга.

2. Жизненные позиции ночлежников. Понимание правды: правда идеала и правда факта. Что лучше жалость или истина?

4. Сатин и Лука – антиподы или родственные души?

Разработан и проведен учителем русского языка и литературы Слюдеевой Е.В. Новомичуринск, 2007 год.

6. Современность пьесы.

Проблемные вопросы вынесены на доску.

2. Природа человека не ограничена мерзостью дна, почти в каждом есть лучшее. «Но – я одно чувствую, надо жить… иначе! Лучше надо жить!

Какая правда побеждает в пьесе А. М. Горького? Есть ли однозначный ответ на этот вопрос?

Разработан и проведен учителем русского языка и литературы Слюдеевой Е.В. Новомичуринск, 2007 год.

- Они современны. Это вопросы нравственности, гуманизма, чести, добра.

Это вечные вопросы.

- Спор о человеке, о смысле жизни, социальной справедливости.

Произведение М. Горького относится к такому жанру литературы, как драма. Давайте с вами вспомним, в чем состоит своеобразие драмы как рода литературы?

Драма предназначена для постановки на сцене. Это ограничивает художника в средствах выражения авторской позиции.

Авторская позиция выражается в монологах и диалогах, в развитии

Особая нагрузка ложится на конфликт.

Разработан и проведен учителем русского языка и литературы Слюдеевой Е.В. Новомичуринск, 2007 год.

Это действительно так. Происходит острое столкновение между героями по очень значимому и существенному для них поводу. В ином случае герои просто не смогут реализовать себя в ограниченном объеме драмы и сценического пространства. Драматург завязывает такой узел, при раскрытии которого человек показывает себя со всех сторон. При этом в драме не может быть лишних героев- все герои включены в конфликт. Поэтому резкая конфликтная ситуация, разыгрывающая на глазах у зрителя, оказывается важной чертой драмы как рода литературы.

Какие конфликты мы можем наблюдать в пьесе?

Социальный конфликт представлен на нескольких уровнях. Это конфликт между хозяевами ночлежки ее обитателями. И, кроме того, каждый герой в прошлом пережил свой социальный конфликт. Но это лишено движения, и все остается за сценой.

В пьесе присутствует традиционный любовный конфликт. Его обуславливают взаимоотношения Васьки Пепла, Василисы, жены Костылева, самого хозяина ночлежки и Наташи.

Кульминация любовного конфликта вынесена за сцену. Убийство Костылева Васькой Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта.

Все это так, но это ли придает движение пьесе? Что же здесь является предметом изображения ?

Разработан и проведен учителем русского языка и литературы Слюдеевой Е.В. Новомичуринск, 2007 год.

Сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов на дно жизни.

Движение в пьесе придают разговоры героев, диалоги.

Такой предмет изображения характерен для жанра философской драмы.

- В чем проявилось новаторство Горького как драматурга?

В пьесе возникло многоголосие - непрерывный полилог, когда говорящие слышат и отвечают друг другу, «зацепляют окружающих, не вступая в прямой обмен репликами.

Не так и проста эта пьеса для читательского восприятия. Вопросы, которые она задает, стоят и перед современным обществом. Давайте попробуем в них разобраться.

Замысел пьесы менялся. Менялись и названия. Мы уже говорили с вами об этом. Какие названия давал своей пьесе М. Горький? Вспомните их.

Разработан и проведен учителем русского языка и литературы Слюдеевой Е.В. Новомичуринск, 2007 год.

Это название более обобщенное, оно включает все остальные и даже более того … можно сказать на дне жизни.

Есть ли выход отсюда? Видите ли вы его?

Ситуация. Представьте на миг, что волею судьбы вы оказались в Москве без денег, без друзей, без сотовых телефонов. Вы переместились в начало века. Как вы попытались наладить свою жизнь или изменить ситуацию, в которой оказались? Попытаетесь вы наладить свою жизнь или сразу же опуститесь на дно.

Напишите мини – рассказ о том, как бы вы стали жить в непривычной для вас ситуации. Время выполнения 5- 7 минут.

Разработан и проведен учителем русского языка и литературы Слюдеевой Е.В. Новомичуринск, 2007 год.

- о правде мечты и правде реальности,

- о границах свободы человека и принижающей силе обстоятельств.

- Вспомните, что мы говорили на вступительных уроках о взглядах писателя на Человека? Кто стоял во главе его творчества?

И здесь важно выяснить мировоззрение самого писателя.

А оно сводилось к следующему:

Разработан и проведен учителем русского языка и литературы Слюдеевой Е.В. Новомичуринск, 2007 год.

Жизненные позиции ночлежников. Понимание правды: правда идеала и правда факта. Что лучше - жалость или истина? Спор о правде и мечте.

Главный социально-философский нерв пьесы- это спор о правде и мечте, о том, что лучше, спасительней для человека: жалость или истина?

Реализация домашнего задания.

Правда – то, что соответствует действительности, истина.

Правда- порядок, основанный на справедливости.

Используя высказывание исследователя Смирновой и нашу схему о героях пьесы, попробуем разделить их на несколько групп в зависимости от того, как они относятся к нынешнему положению и своей дальнейшей судьбе.

Высказывание и таблица находится у учеников.

Разработан и проведен учителем русского языка и литературы Слюдеевой Е.В. Новомичуринск, 2007 год.

Первая группа — примирившиеся со своим существованием, отказавшиеся от жизненной борьбы:

Настя творит жизнь лишь в своем воображении;

Третья группа-Сатин и Лука лишены всяких иллюзий.

О чем мечтают герои?

Разработан и проведен учителем русского языка и литературы Слюдеевой Е.В. Новомичуринск, 2007 год.

Все мечтают о том, что должно составлять сущность нормальной жизни.

До появления одного героя (какого?) герои спорят, ругаются на бытовом уровне, оскорбляют друг друга. Говорят сразу все присутствующие, не ожидая ответа, слабо реагируя на чужие замечания. На сцене образуются как бы самостоятельные ячейки. Кто-то на время замолкает или уходит, затем вновь включается в диалог.

Вспомните, что говорит Бубнов? На первый взгляд, это будто не относится к ходу пьесы.

Гнилые, рвущиеся нити протянулись между жителями ночлежки.

Серьезные изменения внутреннего состояния действующих лиц драмы начинаются с появлением в конце первого акта Луки. Почему?

Разработан и проведен учителем русского языка и литературы Слюдеевой Е.В. Новомичуринск, 2007 год.

Лука интересен как личность.

Что мы узнаем о нем?

Замысел пьесы менялся, менялись названия. Остался один мотив – мотив солнца. Его важность подчеркивал сам писатель.

Разработан и проведен учителем русского языка и литературы Слюдеевой Е.В. Новомичуринск, 2007 год.

Разработан и проведен учителем русского языка и литературы Слюдеевой Е.В. Новомичуринск, 2007 год.

Есть во взглядах Луки глубокое противоречие. Он как-то сказал Сатину: «…для лучшего люди живут.

Милачок! И т.д На основе такого убеждения – все образуется само собой рождается пассивное отношение ожидание Луки.

Отсюда – особое отношение к Разработан и проведен учителем русского языка и литературы Слюдеевой Е.В. Новомичуринск, 2007 год.

окружающим. Особый тип его поведения. Старика не занимают перспективы роста отдельной личности, он склонен принять любой вариант ее проявлений.

Погружение в текст. 1 акт.

Квашня. Чтобы я, - говорю, - свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдалаРазработан и проведен учителем русского языка и литературы Слюдеевой Е.В. Новомичуринск, 2007 год.

нет! Да будь он хоть принц американский, - не подумаю замуж за него идти.

Клещ. Врешь! Обвенчаешься в Абрамкой.

Квашня. Козел ты рыжий! Туда же - врешь! Да как ы сме ешь говорить мне такое дерзкое слово ?

Клещ. Велика барыня. А с Абрамкой ты обвенчаешься. только того и ждешь.

Квашня. Конечно! Если бы. как же! Ты вон заездил жену-то до полусмерти.

Клещ. Молчать, старая собака! Не твое дело.

Квашня. А-а! Не терпишь правды!

Отступление об образе Квашни.

Из этой короткой сцены становится понятной сущность конфликта этих двух правд. Никто из героев нё хочет признаваться себе в своем ничтожном положении, то есть в реальной правде.

Своей кульминации конфликт реальной и вымышленной правды, завязавшийся с самого начала пьесы, достигает в третьем действии в споре о правде Бубнова, Клеща и Луки.

Разработан и проведен учителем русского языка и литературы Слюдеевой Е.В. Новомичуринск, 2007 год.

Погружение в текст. Анализ фрагмента 3 действия.

Клещ. обнажает правду реальную.

Клещ. "Какая - правда! Где - правда? Вот -правда!" Работы нет. силы нет! Вот- правда! Пристанища. пристанища нету!

Издыхать надо. вот она, правда! Дьявол! На. на что мне она - правда?

Дай вздохнуть. вздохнуть дай! Чем я виноват. За что мне - правду? Жить

-дьявол - жить нельзя. вот она правда. Говорите тут -правда! Ты, старик утешаешь всех. Я тебе скажу. ненавижу я всех! И эту правду.

будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она проклята!" и т.д.

Возвращаемся к проблемному вопросу урока.

Можно ли однозначно ответить на этот вопрос?

Разработан и проведен учителем русского языка и литературы Слюдеевой Е.В. Новомичуринск, 2007 год.

- Конкретные примеры о Ваське, Наташе и т. д.

- Ночлежка принимает всех, но не выпускает никого, кроме странника Луки.

Нет. Ложь Луки прояснила важнейшую, главную правду: старый мир обречен на гибель и человечество обязательно придет к новому миру.

Вывод: Таким образом, отделить правду и мечту в пьесе очень трудно, они тесно взаимосвязаны и переплетены. Именно поэтому столько споров, столько проблем возникало вокруг главного “безумца, который навеет человечеству сон золотой”, вокруг Луки. Этот образ очень не неоднозначен, поэтому так по- разному он “ведет” себя в различных постановках пьесы “На дне”, поэтому так по-разному относился к нему сам автор и относятся нынешние исследователи творчества писателя.

Знакомство с исследованиями.

Обращение к таблице.

Разработан и проведен учителем русского языка и литературы Слюдеевой Е.В. Новомичуринск, 2007 год.

Горький начал писать свои произведения, когда человек, в сущности, обесценивался. Он становился "рабом вещей", падала ценность личности.

Разработан и проведен учителем русского языка и литературы Слюдеевой Е.В. Новомичуринск, 2007 год.

Может ли человек жить без веры? Как на этот вопрос отвечают герои пьесы?

Актер. Для него вера в свой талант. Таланта нет: нет веры в себя.

Во что заставил поверить Лука героев пьесы?

В бесплатную лечебницу Актера.

Пепла в счастливую и честную жизнь вместе с Наташей.

Разработан и проведен учителем русского языка и литературы Слюдеевой Е.В. Новомичуринск, 2007 год.

Правда. Но от нее как-то тоскливо и пусто становится на душе.

Какой смысл вкладывает Лука в притчу о праведной земле? Кому и зачем он ее рассказывает?

Какой смысл придает притче Наташа?

Какова позиция автора?

Параллель между сюжетом притчи и гибелью Актера, Разработан и проведен учителем русского языка и литературы Слюдеевой Е.В. Новомичуринск, 2007 год.

Суть философии Луки заключается в том, что вера может заменить реальную правду, так как вера помогает уйти человеку от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий. Таким образом, вопрос веры и правды взаимосвязаны. И если их соединить воедино, то это можно обозначить как веру, мечту и реальность.

Но эта проповедь дала импульс для определения еще одной жизненной позиции. Ее выразителем стал Сатин.

1. Вступительное слово учителя.

Сатин и Лука… Кто из них более вдохновенный утешитель? А может, утешает только Лука, а Сатин – гордый человек, не нуждающийся в утешении, признающий только человека и свою правду о нем? Легкий путь противопоставления героев, идущих сквозь весь персонажный ряд пьесы, втянутых невольно в центральное событие пьесы (убийство Васькой Пеплом хозяина ночлежки Костылева), - путь, на мой взгляд, во многом обманчивый.

Разработан и проведен учителем русского языка и литературы Слюдеевой Е.В. Новомичуринск, 2007 год.

У вас было домашнее задание: составить таблицу о двух героях: что у них общее и в чем различие.

Реализация домашнего задания.

Учащиеся по предложенному плану рассказывает о Луке и Сатине.

Учитель: Из ответа можно сделать вывод, что Сатин и Лука имеют много общего.

Аналитическая беседа:

Учитель: Давайте вспомним, каким видят ночлежники Сатина до ухода Луки?

Неутомимый шутник, пересмешник, говорящий порой жестокие, циничные слова: “ Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто – обременяй землю!” Он не жесток, но и не добр к окружающим. К судьбам “ночлежников”, да и к своей судьбе, кажется равнодушным.

Но что кроется за этим равнодушием? Что о нем говорит Лука?

Разработан и проведен учителем русского языка и литературы Слюдеевой Е.В. Новомичуринск, 2007 год.

“Веселый ты, Костянтин… приятный!” “Как же ты это свихнулся со стези своей, а?”, “Легко ты жизнь переносишь”.

Слушая Сатина, его рассказ о том, как тот “свихнулсяя”, Лука понимает, что Сатин-то-не лицедей, обманывающий себя, а тоже страдалец. Кроме того, Лука понимает, что оба они утешители, только слова утешения у них разные.

Напомните, какими словами сострадает, утешает людей Лука? О чем говорит Сатин?

Вывод: оба они утешители, но в Луке живет праведник, носитель идей сострадания, а в Сатине много идей о величии разума человека.

А теперь посмотрим, как ведут себя кажущиеся антиподы в различных ситуациях.

Умные Лука и Сатин, например, разгадывают коварную интригу, спланированную Василисой женой, Костылева.

И как же они ведут себя по отношению к жертвам интриги – Ваське Пеплу и Наташе?

Разработан и проведен учителем русского языка и литературы Слюдеевой Е.В. Новомичуринск, 2007 год.

(Учащиеся подбирают цитаты о поведении Луки и Сатина в данной ситуации).

Вывод: и тот, и другой жалеют Ваську и Наташу и даже пробуют спасти их.

А теперь посмотрите, как ведет себя Сатин после ухода Луки, ухода, обычно трактуемого как бегство лжеца, сеятеля иллюзий (но ведь Лука никому и не обещал здесь задержаться).

Разработан и проведен учителем русского языка и литературы Слюдеевой Е.В. Новомичуринск, 2007 год.

Вывод: таким образом, анализируя пьесу и отвечая на вопросы, мы пришли к выводу, что Сатин и Лука – учащиеся высказывают свое мнение, аргументируют свой выбор.

Да, конечно, знаменитый монолог Сатина о человеке утверждает иную жизненную позицию.

Ученик читает монолог Сатина.

Задание. Для оформления своих мыслей я предлагаю вам письменное задание. (Задание распечатано и лежит на столе у учеников).

5. Позиция автора. В чем она выражается.

Разработан и проведен учителем русского языка и литературы Слюдеевой Е.В. Новомичуринск, 2007 год.

Учитель.

Обитатели ночлежного дома утратили веру в Бога, значит, утратили и веру в себя, в свои внутренние возможности.

В чем обманул обитателей ночлежки Лука?

Но он не обещал вывести их со дна жизни - он просто поддержал их робкую веру в то, что выход есть и что он не заказан для них. И просто та вера, которую в них вселил старик, оказалась непрочной.

Вывод. Кому же направлено главное обвинение?

Разработан и проведен учителем русского языка и литературы Слюдеевой Е.В. Новомичуринск, 2007 год.

Героям, неспособным найти в себе силы противопоставить свою волю действительности.

Мог ли кто-то что-то противопоставить пассивной идеологии Луки?

Горькому удалось вскрыть одну из характерных черт русского национального характера: неудовлетворенность реальностью, резкое критическое к ней отношение и полную неготовность что бы то ни было предпринять для того, чтобы эту реальность изменить.

6. Пьеса и время.

Разработан и проведен учителем русского языка и литературы Слюдеевой Е.В. Новомичуринск, 2007 год.

Подведение итогов. Возвращение к теме и эпиграфу. Как вы понимаете смысл эпиграфа в свете нашего разговора. АКТУАЛЬНА ЛИ ПЬЕСА В

Пьеса “На дне” написана в 1902 году. Она имела колоссальный успех, была поставлена на сценах не только российских, но и европейских театров. Интерес к ней объясняется в первую очередь тем, что М. Горький достоверно и подробно изобразил жизнь людей “дна”. Прежде на страницах русской классики рассуждали о жизни и смерти, о добре и зле в основном люди, принадлежавшие к высшему обществу.

Теперь же слово было предоставлено тем, кого обычно не только не слушали, но и не замечали.
Человек и его предназначение занимают большое место в разговорах

ночлежников. Спор возникает между сторонниками двух концепций – традиционной (религиозной) и новой (атеистической).
Православное, народное понимание человека воплощено в образе Луки. Для него человек – проводник Божьей воли. От того, как он выполняет эту роль, зависит его личное счастье.

Чтобы добиться успеха, человек должен верить не в себя, а в Бога.
С точки зрения Луки, есть “люди”, а есть “человеки”, как “есть земля, неудобная для посева… и есть урожайная земля…”. Все обитатели ночлежки всего лишь люди. Поэтому единственная благодать, которая будет им дарована, –

Вот почему Лука убеждает Анну встретить смерть как долгожданное избавление от мучительного существования.
Среди людей “дна” трудно найти кого-нибудь, готового и способного не к смерти, а к жизни. Пожалуй, только Наташа и Пепел обретают смысл жизни друг в друге. Они еще молоды. Они могут вырваться из-под власти обстоятельств.

Они способны обрести веру в Бога. А значит, они достойны надежды и благодати. Остальные же обитатели ночлежки заслуживают, по мнению Луки, только жалости.

И он жалеет их, не заслуживших иной благодати, кроме смерти.
Жалость – вот что отличает религиозное понимание человека от атеистического. Для Горького это имело огромное значение. По его словам, главный вопрос, который он хотел поставить в пьесе, звучит так: что лучше – жалость или истина?
Атеистическая концепция сформулирована Сатиным. Он объявляет человека единственным законодателем, определяющим собственную судьбу. Воля каждого сильна и свободна.

Человек свободен в своих поступках. Он способен самостоятельно достигнуть благодати. Надо только верить в себя, а не в Бога, не в “праведную землю”, не во что-либо еще.

Жалеть себя или другого бессмысленно, потому что никто, кроме самого человека, не виноват в его горестях. Разве можно жалеть того, кто осуществил свою волю? Если для верующих “блаженны нищие духом”, то для сторонников атеистических взглядов “блаженны сильные духом”. Это по-своему очень привлекательно.

Пьеса Горького такова, что в ней сторонники религиозного взгляда заходят в логический тупик. Бог дает челове ку закон. “Законопослушный” блажен, преступивший закон несчастен. Но ведь именно Бог, провидение, судьба делает тебя праведным или грешным!

Это тоже закон. Может быть, поэтому в религиозной концепции и есть место жалости.
Однако в критический момент утешитель Лука исчез, сбежал, дискредитировав себя и свою идею. И это не единственный сюжетный ход, позволяющий судить об авторской позиции, полагать, что сам Горький на стороне атеистов.
Человек, замученный жизнью, может утратить всякую веру. Так и случается с Актером, который, разуверившись в милосердии Бога и не надеясь на себя, кончает жизнь самоубийством. Но самоубийство – высшее проявление свободы воли, а следовательно, отрицание религиозной жалости Луки. Смерть Актера означает для Горького победу атеистического взгляда на человека.

Вот почему так спокойно реагирует на страшное известие Сатин. По его мнению, Актер обрел веру в себя.
В пьесе “На дне” вера в человека одержала победу над верой в Бога. Это произошло потому, что автор сознательно сделал религиозную концепцию уязвимой. Горький хотел показать, что православие исчерпало себя и его надо заменять новой религией. Для “пролетарского писателя” эта религия – коммунизм.

Спор о человеке в пьесе “На дне” оказывает первые шаги своей новой религии, ее первые победы в умах людей. Эту тему он разовьет в романе “Мать”. Борьбе за торжество новой веры он посвятит всего себя.

Продолжительность занятия: 1 урок (45 минут).

Цель методическая: применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через фронтальную, коллективную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.

воспитания: формирование гуманного отношения к людям;

развития: развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, творческого воображения, обогащение словарного запаса обучающихся.

Межпредметные и внутрипредметные связи.

Ход урока:

I Организационный момент

Психологическая установка на работу

- Здравствуйте, садитесь. Настройтесь на продуктивную работу на уроке и положительный результат. Пусть этот урок принесёт вам радость познания и новых открытий.

II Актуализация знаний

а) Слово преподавателя

--Что делает существо, особь действительно ЧЕЛОВЕКОМ? (человеческие качества : доброта, сочувствие, милосердие, разум, трудолюбие)

-Можно ли назвать человеком убийцу? Маньяка? Террориста? Сумасшедшего?

(человек может заболеть или сделать ошибку, никто от этого не застрахован)

-Каких людей по философии Гитлера называли "лишними"? (инвалидов, сумасшедших, больных.)

-Согласны ли вы с такой философией? Нужны ли такие люди? Зачем?

-О чём мы с вами спорим? Назовите тему спора (мы спорим о человеке)

-Лейтмотивом пьесы Горького "На дне" так же стал спор о человеке, именно так звучит тема нашего урока - Спор о человеке в пьесе Горького "На дне"

-Актуальна ли данная тема в наши дни?

III. Мотивация и стимулирование деятельности обучающихся

Жизнь сама по себе – ни благо,

ни зло: она вместилище и блага, и зла, смотря

по тому, во что мы сами превратили её.

- Какой будет наша жизнь? От чего или кого это зависит?

-Продолжите мою мысль: чтобы что-то получить. надо. (это заслужить)

Всё в жизни зависит от нас самих, от наших установок и целей? Или ничего от нас не зависит?

(Каждый из героев, оказавшихся в ночлежке, имеет свою историю жизни, свои мечты, свою жизненную правду.)

Истории жизни героев пьесы

Этот философский вопрос Горький поставил в своей пьесе. Что же лучше для человека : истина или сострадание? Вопрос о правде очень широк и многогранен. И каждый человек понимает правду по-своему, имея в виду некую окончательную, высшую правду.

Организовав совместную деятельность, мы должны найти ответ на этот вопрос.

III Формирование новых понятий и способов действия

а) Словарная работа:

1. Анна 5. Васька Пепел 9. Наташа

2. Клещ 6. Актёр 10. Василиса

3. Сатин 7. Барон 11. Костылёв

4. Бубнов 8. Настя 12. Лука

-Во что верит герой? Есть ли у него мечта?

в) Выборочное чтение

Что такое человек? Как об этом говорит Горький устами своих героев?

Зачитать слова о человеке из пьесы

"Чело-век - это звучит гордо! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать жалостью. "

IV Применение понятий и способов действия

- Что понимают под правдой герои пьесы?

(В пьесе выделяется правда двух уровней: частная и общечеловеческая (мировоззренческая).

У каждого персонажа пьесы своя правда, личная. Настя мечтает о большой настоящей любви, в этом заключается ее правда, Клещ мечтает о работе после смерти жены, Барон живет прошлым, в прошлом его правда, Василиса хочет избавиться от мужа, Актер страстно желает бросить пить и т. д. Выделяется еще и общечеловеческая правда, как бы общая для всех, она отражает смысл человеческой жизни.)

- В пьесе автором представлены три типа правды. Разберёмся, какая правда ближе каждому из вас.

1 группа Утешительная ложь Луки

Какова правда Луки?

Что он проповедует?

-Что он говорит о правде? Примеры из текста

"Правда она может. как обух для тебя. "

- Лука – живой образ именно потому, что он противоречив и неоднозначен.

Запись вывода в тетрадь.

2 группа Циничная правда Бубнова

Как сформулирована в тексте правда Бубнова? Отличается ли она от правды Луки?

- Позиции Луки, компромиссной и утешительной, противостоит позиция Бубнова. Как сформулирована в тексте правда Бубнова? Отличается ли она от правды Луки?

(Наиболее мрачная фигура в пьесе – Бубнов. Он вступает в спор о правде неявно, словно разговаривая с самим собой.)

- Бубнов относится к жизни цинично, со злым пессимизмом, скептически.

Запись вывода в тетрадь.

3 группа Правда веры в человека Сатина

Сатин: Человек может верить и не верить… это его дело! Человек - свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек – вот правда! Что такое человек?. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! Понимаешь? Это – огромно! В этом - все начала и концы… Всё - в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!

- Насколько понятен и близок вам этот человек? Согласны ли вы с ним?

(Сатин говорит о человеке в общем. Его человек абстрактный. Он возникает

на фоне пустоты, за этим образом не стоит ничего конкретного. Никто никого не понимает, все заняты собой, своими проблемами, все в разладе с миром.)

-Согласны ли вы с Сатиным, что человека уважать нужно? Какого человека? Любого или достойного?

-В пьесе изображены достойные люди? Можно ли их уважать? Почему критики и литературоведы называют их "бывшими людьми"?

-Уважают ли они себя сами?

-Что же важнее для человека : истина или сострадание?

V Итог урока

- Какова же ваша правда в жизни?

Получить образование, создать законную семью, приносить пользу своей Родине и своему народу и не быть равнодушными к чужой беде.

- Но любой человек жаждет быть услышанным и понятым. Холодное равнодушие окружающего мира страшнее криков проклятия…

VI Домашнее задание

- Спасибо вам за урок, за интересную плодотворную работу, за сотрудничество.

Читайте также: