Морфемика способы словообразования конспект урока
Обновлено: 08.07.2024
Цели:
- выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;
- закрепить знания о способах словообразования;
- решать задания в тестовой форме (по типу ЕГЭ);
- учить правильно выполнять словообразовательный разбор слова.
- развивать логическое мышление, внимание, устную речь;
- развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка;
- развивать умение излагать материал кратко, обобщённо.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Повторение материала по ранее изученной теме (“Фонетика. Акцентологические нормы.”)*.
* В начале каждого урока даётся небольшая самостоятельная работа по предыдущим темам. Особое внимание здесь уделяется именно акцентологическим нормам, т.к. именно эти задания вызывают наибольшие трудности при решении тестов в формате ЕГЭ. Самостоятельные выполняются на карточках, что позволяет сократить время выполнения работы (см. Приложение1).
3. Повторение материала по теме урока. Опрос.
Примерные вопросы (вопросы можно варьировать в зависимости от уровня подготовки класса):
– Что такое "Словообразование"? Что оно изучает?
– Что такое морфема? (Значимая часть слова.) Почему "значимая"? (Т. к. несет информацию о слове.)
– На какие виды делятся морфемы? (Корень и аффиксы (приставки, суффиксы, окончания, постфиксы, интерфиксы).)
– Вспомним о том, что аффиксы бывают словообразующие и формообразующие. Назовите их. (Формообразующие: окончания, суффиксы (формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени -л-, глагола повелительного наклонения, сравнительной степени прилагательных и наречий); словообразующие: приставки, суффиксы, постфиксы.)
– Как называются слова с одним и тем же корнем?
– Что надо учитывать, когда подбираешь однокоренные слова? (Лексическое значение слова.)
– Корни, звучащие одинаково, но имеющие разное значение, например: носик-носить называются. (Омонимичными.)
– Чем различаются формы слова и однокоренные слова? (Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень. В лексическое значение каждого однокоренного слова входит значение корня, например: проход, проходной, проходить. А при изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым, например: проход, проходА, проходУ).
В слабом классе целесообразно выполнить упражнение на различение однокоренных слов и форм одного и того же слова, практика показывает, что не все ученики имеют чёткое представление об этом (См. например: Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. М.: ООО “Русское слово - учебник”, 2011. – упражнения № 54, 62, с.43, 46.).
– Какие слова называются непроизводными? (Это слова, которые не образованы от других слов.)
– Какие – производными? (Слова, которые образованы от других слов.)
– Какие – производящими? (Слова, от которых образованы другие слова.)
4. Выполнение упражнений № 65, 66.*
* Задания даются по учебнику: Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. М.: ООО “Русское слово - учебник”, 2011. – С.48.
5. Вспомним способы словообразования. Заполнение таблицы** (см. Презентацию):
** Отметим: таблица заполняется ТИПИЧНЫМИ примерами, аналогичными тем, что даются в сборниках для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Не будем кривить душой, цель учащихся (и, соответственно, нас, педагогов) – успешная сдача ЕГЭ, а такой способ подачи материала приводит к очень высоким результатам при выполнении задания В1.
Таблица последовательно заполняется вместе с учащимися, желательно, чтобы ученики вносили в последнюю колонку по 2-3 своих примера или проговаривали бы их устно. Внимание обращается на то, что при определении производящего слова нужно учитывать его лексическое значение и обязательно пытаться объяснить производное слово через производящее, особенно при бессуффиксном и приставочно-суффиксальном способах словообразования.***
*** См. об этом: Материалы курса “Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений”: лекции 1-4. М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2010. – С. 47.
Способ словообразования | Часть речи | Примеры |
Морфологические: | ||
приставочный | глаголы | бежать —> ПРИбежать, Убежать |
местоимения | сколько —> НЕсколько, НИсколько | |
местоименные наречия | где —> НЕгде, КОЕ-где | |
суффиксальный | существительные | от глаголов движения при помощи суффиксов -ани-/-ени-: заседать —> заседАНИе, предложить —> предложЕНИе |
прилагательные | лес —> лесНой, камыш —> камышОВый | |
наречия | наречия на -О, образованные от соответствующих прилагательных: кривой —> кривО | |
местоимения | какой —> какой-НИБУДЬ | |
местоименные наречия | когда —> когда-ЛИБО | |
причастия | !все: петь —> поЮЩий, пеВШий; спеть —> спеТый | |
деепричастия | !все: играть —> играЯ; сыграть —> сыграВ | |
приставочно-суффиксальный | прилагательные | облако —> БЕЗоблачНый |
наречия | верх —> СверхУ; новый —> ПО-новОМУ | |
бессуффиксный | существительные | от глаголов: выходить —> выход; от прилагательных: зелёный —> зелень |
сложение* | существительные | дым, ходить —> дымоход; язык, знать —> языкознание. |
Неморфологический**: | ||
переход из одной части речи в другую | существительные | от прилагательных (столовая); от причастий (провожающие). |
* Отмечается, что не всякие слова, имеющий две и более основ, образованы способом “сложение”, например: пароход > пароходСТВо, пароходНый (суффиксальный способ).
** В разных сборниках для подготовки к ЕГЭ даются разные наименования данного способа: неморфологический, переход из одной части речи в другую, субстантивация, - иногда просто требуется найти слова, выполняющие в тексте функцию существительного. Целесообразно познакомить с ними учащихся.
6. Упражнения на закрепление материала (2-х видов, как и в тестовой части ЕГЭ по русскому языку: 1) определить способ словообразования данного слова; 2) найти в тексте слово, образованное одним из способов словообразования).
1).Определите, от какого слова образовано данное и каким способом (см. Презентацию): последовательность, безлунный, закричав, медвежий, мусоропровод, по-молодому, переброшенный, переход, упрощение, докрасна, заходивший, сверхсложный, паровозный, (вкусное) мороженое.
Или упражнение по учебнику № 75,76 (в сильном классе можно выполнить оба задания).
2). Прочитайте текст.
(1) Вопросы относящ..еся к могуществе(н,нн)ому Интернету вполне можно назвать экз..стенциальными как и вопрос о том что мы делаем в этом мире.
(2) Нет такого прибора который мог бы определить явную пользу и столь же явное зло что приносят нам все великие изобретения как нет и возможности отделить одно от другого.
– (3) Я бы не спешил слишком остро критиковать Интернет за все грехи человечества – возразил мой друг известный физик давно живущий в Париже (кстати, мы познакомились с ним через Интернет) – (4)С моей точки зрения это замечательная вещь хотя(бы)потому что талантливые и умные люди получили возможность общат..ся объед..няясь и тем самым способствуя великим открытиям новейшего времени. (5)Подумайте например о полярниках в Антарктиде разве интернет-коммуникация для них не великое благо? (6)А плебс так и останется плебсом с Интернетом или без. (7)В свое время монстры покроя Гитлера или Муссолини, при наличии лишь радио и прессы, ухитрялись убийстве(н,нн)о воздействовать на массы. (8)Да и книга всегда была весьма сильным орудием на бумаге можно печатать поэзию Шекспира и прозу Чехова а можно пособия по терроризму и призывы к погромам бумага стерпит все как и Интернет. (9)Это изобретение само по себе (не)относит..ся к категориям добра или зла так(же) как огонь динамит алкоголь нитраты или ядерная энергия. (10)Все зависит (от)того кто им пользует..ся. (11)Это настолько очевидно что даже скучно обсуждать. (12)Напишите лучше о том – добавил профессор – как трудно в наш век стать взрослым как целые поколения обречены на вечную и (не)обратимую (не)зрелость.
– (13) То есть все-таки о Всемирной паутине? – упрямо уточнила я. – (14)Как раз там я прочитала на днях: (15)“Лучшее, что дала мне жизнь, – это детство без Интернета”.
(16) Так чтo мы, собственно говоря, делаем в этом мире, думаю я, проникая все глубже в его тайны, стараясь докопаться до самого сокровенного родника, чья кристальная сила утолит нашу жажду бессмертия? (17)И существует ли он, этот родник, или каждое следующее поколение, снявшее очередной покров с великой тайны, способно лишь замутить чистые воды бытия, подаренного нам непознаваемым гением Вселенной?
Выполните задания по тексту:
1). Спишите первые три абзаца (до слов “(не)обратимую (не)зрелость”); вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.
2). Из предложения 8 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом словообразования.
3). Из предложения 1 выпишите слова, образованные суффиксальным способом.
4). Из предложения 11 выпишите слово(-а), образованное(-ые) приставочным способом словообразования.
5). Из предложения 16 выпишите слово(-а), образованное(-ые) приставочно-суффиксальным способом словообразования.
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание: написать сочинение в формате ЕГЭ по прочитанному тексту (тексты раздаются каждому ученику); упражнения № 71, 72, 74.
Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала.
Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: работа в парах
Оборудование: рабочие листы для индивидуальной работы; карточки-ключи с ответами;
Приставочный способ словообразования
Суффиксальный способ словообразования
Этапы урока
I. Организационный момент.
II. Повторение сведений о морфемах.
1) Взаимообмен карточками.
III. Изучение нового материала. Основные способы словообразования
1) Слово учителя.
2) Самостоятельный поиск знаний и закрепление их на практике.
IV. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание.
I. Организационный момент.
(На доске написано:
II. Повторение сведений о морфемах.
1) Взаимообмен карточками.
Прежде чем приступим к изучению новой темы, нам предстоит вспомнить, что мы знаем о морфемах. Для этого выполним задание №1 на рабочих листах по вариантам.
Алгоритм работы:
Критерии оценки заданий:
Карточки-ключи
1. Закончите мысль. Морфемы заключают в себе различные значения: корень – …………………………………………………..; суффиксы и приставки – ……………………..; окончание – …………………………………….
2. Вставьте пропущенные буквы и выделите корень в словах:
Уд_вляться, з_млетр_сение, изр_дка, задр_жать, д_лёкий, прибл_жение, пров_нился.
Карточка-ключ. Вариант №1.
1. Морфемы заключают в себе различные значения: корень – общее лексическое значение всех однокоренных слов; суффиксы и приставки – словообразовательные значения; окончание – грамматические значения.
2. У-дивл-яться, земл-е-тряс-ение, из-ред-ка, за-дрож-ать, дал-ёкий, при-ближ-ение, про-вин-ился.
1. Какие морфемы участвуют в словообразовании: ……………………………,
а какие участвуют в образовании форм слова:
2. Выделите в словах суффиксы и приставки:
баянист, охотник, переписчик, барабанщик, учитель, трубач, москвич
Карточка-ключ. Вариант №2
1. В словообразовании участвуют приставки и суффиксы, в формообразовании - окончание и грамматические суффиксы.
2. Баян-ист, охот-ник, пере-пис-чик, барабан-щик, учи-тель, труб-ач, москв-ич
2) Устный опрос:
Что такое морфема?
Какие морфемы участвуют в словообразовании?
Какие морфемы участвуют в образовании форм слова?
III. Изучение нового материала. Основные способы словообразования
1) Слово учителя.
Словообразование – один из разделов науки о языке. О том, что такое словообразование и какие существуют способы образования слов, вы узнаете, познакомившись с материалами учебника на с. 3-5. Ваша задача: самостоятельно найти ответы на эти вопросы и выполнить задание №2 по вариантам. Алгоритм работы такой же, как и при повторении. Сначала решаете свой вариант, устраиваете самопроверку по карточке-ключу, выставляете оценку себе, потом решаете вариант напарника, обмениваетесь рабочими листами и проверяете друг друга. Теоретическую часть задания проговаривайте друг другу вслух, вполголоса!
2) Самостоятельный поиск знаний и закрепление их на практике.
При выполнении задания №2 на рабочих листах, учащиеся используют теоретический материал учебника (с. 3-5).
1. Что такое словообразование? …………….
2. Какие морфемы являются словообразующими и к чему их присоединяют? ……………………………..
3. Разделите слова на морфемы:
Листик листочек водичка водица стульчик перевозчик орешек пожарник
Карточка-ключ. Вариант №1.
1. Словообразование – раздел лингвистики, изучающий законы образования слов в русском языке.
2. Словообразующие морфемы: приставка и суффикс – присоединяются к исходному слову или части исходного слова.
3. Лист-ик, лист-оч-ек, вод-ичк-а,
вод-иц-а, стуль-чик, пере-воз-чик,
1. Какой способ образования слов называется приставочным? ……………………………….
2. Как образуется новое слово при суффиксальном способе? ……………………
3. Как образуются сложные слова? ………..
4. Запишите, как образованы слова:
Карточка-ключ. Вариант №2.
1. Приставочный способ образования слов – это прибавление приставки к исходному слову.
2. Образование слов при помощи суффикса с добавлением окончания определенной части речи.
3. Сложные слова образуются с помощью сложения исходных частей слов с помощью соединительных гласных или без них.
4. За + стелить; по + больше;
(мал)ый + еньк(ий); (переплет)ать + чик()
(дыр)а + о + (кол)оть,
(земл)я + е + (коп)ать,
IV. Подведение итогов урока.
1. Что вы сегодня узнали на уроке? /см. Базовый лист контроля/ (Учащиеся называют предмет изучения словообразования и перечисляют основные способы образования слов в русском языке, приводя соответствующие примеры).
2. Докажите, что с помощью словообразующих морфем образуется слово с новым лексическим значением? Возьмем однокоренные слова красный и краснеть. Определите лексические значения данных слов (красный – алый, пунцовый; краснеть – становиться красным). (Учащиеся приводят свои примеры).
V. Рефлексия.
Ученики оценивают свою работу на уроке, подчеркнув на рабочих листах да / нет) и устно делятся впечатлениями.
1) Тебе понравилось сегодня работать в парах? Да. Нет.
2) Ты узнал для себя что-то новое? Да. Нет.
В конце урока учащиеся сдают рабочие листы на проверку.
VI. Домашнее задание: Привести примеры изученных способов словообразования
1. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. – М.: Народное образование, 2004
2. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. В трёх частях. Ч. 2. – М.: Мнемозина, 2004. – 175 с.
РАБОЧИЙ ЛИСТ ПО ТЕМЕ
Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования
I. Повторение сведений о морфемах.
Выполните задание №1
1. Закончите мысль. Морфемы заключают в себе различные значения: корень – ………………………………………………….;
суффиксы и приставки – …………………….
2. Вставьте пропущенные буквы и выделите корень в словах:
Уд_вляться, з_млетр_сение, изр_дка,
задр_жать, д_лёкий, прибл_жение,
1. Какие морфемы участвуют в словообразовании: ……………………………
а какие участвуют в образовании форм слова:
2. Выделите в словах суффиксы и приставки:
баянист, охотник, переписчик,
барабанщик, учитель, трубач, москвич
II. Изучение нового материала
выполните задание №2, используя материалы учебника на с. 3-7
1. Что такое словообразование? …………….
2. Какие морфемы являются словообразующими и к чему их присоединяют? ……………………………..
Морфемика – раздел науки о языке, который изучает морфемы.
Морфема – значимая часть слова.
Морфемный анализ – разбор слова на морфемы.
Словообразовательный анализ – определение способа образования слова с выделением словообразовательных морфем.
Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова.
Корень – главная морфема в слове, это общая часть родственных слов, в которой заключено их лексическое значение.
Приставка – морфема, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – это морфема, которая стоит между корнем и окончанием и служит для образования новых слов или форм слов.
Окончание – это изменяемая морфема, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Основа – неизменяемая часть слова без окончания.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.
2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.
Дополнительная литература:
1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вспомните определения морфем. Корень – главная морфема в слове, это общая часть родственных слов, в которой заключено их лексическое значение. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Например, слова ход, ходить, ходики, ходули, ходовой, поход, заходящий содержат один и тот же корень -ход- и являются однокоренными. Эти слова обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к действию ходить.
Приставка – морфема, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставочным способом образуются многие слова, например, глаголы. К основе глагола ходить можно добавить приставки у-, вы-, за-, с-, пере-, в-, от-, под- и получить следующие слова: уходить, выходить, заходить, сходить, переходить, входить, отходить, подходить.
Суффикс – это морфема, стоящая после корня и служащая для образования новых слов или форм слова. Суффиксы, служащие для образования новых слов, называются словообразующими. В слове может быть один суффикс, например -ок-/-ик-: ходоки, ходики, или 2 суффикса, например, -ац- и -к- в слове рыбацкий.
Окончание – это изменяемая морфема, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание образует форму слова, выражая значения лица, рода, числа и падежа. Например, в существительном ход нулевое окончание выражает значение мужского рода единственного числа именительного падежа. В слове хода – значение мужского рода единственного числа родительного падежа. В слове ходу – значение мужского рода единственного числа дательного падежа. В слове ходом – значение мужского рода единственного числа творительного падежа. В слове о ходе – значение мужского рода единственного числа предложного падежа.
Основа – неизменяемая часть слова. Она выражает его главное лексическое значение и составляет слово без окончания. Основа может быть равна корню, например, в слове снегирь, в словах снегири, снегирю, снегирей – основа снегир- равна корню, но в этих словах есть изменяемое окончание.
Например, в слове речной основа речн- не равна корню реч-, в основу входит кроме корня -реч- ещё и суффикс -н-.
План морфемного разбора слова:
1. Выделяем окончание и основу слова.
2. Выделяем корень слова, подбирая однокоренные слова.
3. Выделяем приставки и суффиксы.
Образец морфемного разбора:
Лесной (окончание -ой, основа лесн, корень лес-, суффикс -н-).
Перелесок (окончание нулевое, основа перелесок, корень -лес-, приставка пере-, суффикс -ок).
Приморский (окончание -ий, основа приморск, корень мор-, суффикс -ск-, приставка при-).
Разбор тренировочных заданий
Единичный выборп.
Выберите правильный корень слова подосиновик:
Правильный ответ:
Выделение цветом
Выделите цветом слова с приставкой от-
Отбор, отведать, отвердеть, отвернуть, отгул, отель, откусить, отлив, отпечаток, отравление, отрезок, отряхнуть, отупеть, отцовский, отчизна.
Правильный ответ:
Отбор, отведать, отвердеть, отвернуть, отгул, отель, откусить, отлив, отпечаток, отравление, отрезок, отряхнуть, отупеть, отцовский, отчизна.
На этом уроке мы повторим всё, что знаем, о морфемике. Мы заново рассмотрим особенности всех морфем. И поговорим о том, как морфемика связана со словообразованием.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Повторение. Морфемика и словообразование"
· Вспомним основные понятия морфемики.
· Рассмотрим особенности морфем и их значение.
· Поговорим о трудностях, которые могут у нас вызвать некоторые морфемы.
Предположим, что нам нужно написать слово правильно. Что мы делаем в первую очередь? Определяем, в какой морфеме находится наша орфограмма. А если нам нужно образовать новое слово? И тут нужно знать морфемы! Вообще, знание состава слова нам совершенно необходимо для хорошего знания языка.
И потому нам приходится обращаться к морфемике. Морфемика – это раздел языкознания, изучающий строение слова, то есть, его состав.
Единицы морфемики – морфемы. Морфема – это минимальная значимая часть слова.
Основные морфемы – это корень, приставка, суффикс, окончание и постфикс.
При этом у каждой морфемы есть свое значение и свои особенности.
Вспомним все, что мы знаем о морфемах. А начнем, пожалуй, с корня.
Корень – это главная часть слова. Именно в корне заключается основное лексическое значение слова.
От корня образуются разные слова, которые называются однокоренными. При этом у корней могут быть варианты.
И именно эти варианты могут представлять для нас сложности.
Дело в том, что в корнях довольно часто возникают чередования или беглые гласные.
Рука – ручной, пахать – пашу, светить – свеча – освещение, вой – выть, рот – рта. Нужно помнить, что такие слова – однокоренные. Поскольку значение у их корней одинаковое.
А ещё в слове может быть несколько корней. Причём, корни могут соединяться как при помощи соединительных гласных, так и без них. Кресло-качалка. Водопровод. Иногда соединительные гласные могут входить в состав корня: авиабаза.
Сложные слова могут писаться слитно или через дефис, чем доставляют нам немало неприятностей: иссиня-чёрный, вечнозелёный.
Нужно обратить внимание и на отличие форм слова и однокоренных слов. Когда мы видим несколько разных форм слова, мы все же имеем дело с одним и тем же словом, значение которого не меняется. А вот однокоренные слова – это уже разные слова, и у них разные значения или их оттенки.
Дом – домом. Это формы одного слова. Домовой – уже новое слово.
Прыгать – прыгаю. Это формы слова. Отпрыгнуть – однокоренное слово для этих форм.
Казалось бы, ничего сложного, правда?
Но нельзя забывать о некоторых особенно каверзных формах слов.
Например, у прилагательных и наречий есть форма степени сравнения.
Красивый – красивейший. Тепло – теплее. Перед нами вовсе не однокоренные слова.
Это формы одного слова.
Формами считаются и глаголы совершенного и несовершенного вида. Вот глаголы дали и давали. Лететь и летать. Они отличаются суффиксами. Но при этом это не однокоренные слова, а формы одного глагола.
А ещё формами глагола иногда считаются причастия и деепричастия. Так что сидеть, сидевший и сидя – тоже формы одного слова! Впрочем, это зависит от учебника. Если в вашем учебнике причастие и деепричастие рассматриваются как особые формы глагола, а не как особая часть речи – получается, что все верно. И перед нами формы одного слова.
Ну, а что же мы можем припомнить о приставке? Она стоит перед корнем. Впрочем, располагаться она может и перед другой приставкой.
Приставка служит для образования новых слов. При этом при помощи приставки можно образовать слова только той же части речи, что и исходное слово.
Трудности у нас при этом могут вызвать редкие приставки, с которыми мы встречаемся нечасто – такие, как пра-, па-, су-. Праславянский, пасынок, сумрак.
И одна отсутствующая приставка, которая постоянно заставляет делать ошибки. Это приставка з-, которой не существует.
Приставки, как и слова, часто бывают заимствованными. Иноязычными будут приставки в таких словах, как аморальный, инфракрасный, субтитры, контрмеры, ультрасовременный, супермодный. Иноязычных приставок в русском языке довольно много, и они присоединяются даже к исконно русским словам.
И на очереди у нас следующая морфема – суффикс.
Суффикс стоит после корня, но может стоять и после другого суффикса. Обычно суффикс служит для образования новых слов. Но иногда образует формы слов.
И как раз это может сбить нас с толку.
Какие суффиксы образуют не слова, а их формы? Это суффиксы сравнительной степени прилагательных и наречий -ее, -ей, -ейш, -айш, суффикс прошедшего времени глагола –л-, суффикс повелительного наклонения глагола -и.
Тяжелее, веселей, умнейший, запомнил, бери. Перед нами формы прилагательных и глаголов. И образованы они при помощи формообразующих суффиксов.
Немалые неприятности нам может доставить суффикс –j-. А все потому, что в некоторых формах слов этот суффикс просто не выражен, то есть он не записан при помощи буквы.
Посмотрим на слова красный и красная. Здесь мы уверенно можем выделить окончание.
А что в словах лисий и лисья? В слове лисий окончание нулевое, зато есть суффикс -ий. В слове лисья этот суффикс сливается с окончанием а и становится буквой я.
Но бывает и нулевой суффикс!
Он появляется, например, когда от глагола образуется существительное.
Выбирать – выбор. Чтобы образовать существительное, мы просто отшвырнули суффикс, который был у глагола.
Этот суффикс может появиться и при образовании от прилагательного существительного. Зелёный – зелень. Здесь мы как будто и не прибавили никакой морфемы, а слово изменило значение и стало существительным. Всё из-за нулевого суффикса.
Чаще всего он используется для образования существительных. Иногда с его помощью образуются и наречия, но в этом случае к нулевому суффиксу присоединяются ещё какие-нибудь морфемы.
А вот и окончание! Из названия понятно, что оно стоит на конце слова. Окончание выражает грамматическое значение слова. И значит, наличие окончания обозначает, что слово может изменяться. Окончание не входит в основу слова, потому что постоянно изменяется.
Эта морфема, как и суффикс, может быть нулевой.
Но нулевое окончание есть только у изменяемых слов. И оно обязательно выражает какую-то конкретную форму слова.
Слоны – слон. Нулевое окончание выражает форму мужского рода, единственного числа, именительного падежа.
Минута – минут. Нулевое окончание указывает на женский род, множественное число, родительный падеж.
Пошли – пошёл. Нулевое окончание выражает форму прошедшего времени, мужского рода, единственного числа.
Одного – один. Нулевое окончание – признак мужского рода, единственного числа, именительного падежа.
При этом в других формах слов окончание не нулевое. Так что нужно просто изменить слово, чтобы определить – есть ли у него окончание.
Потому что окончания в слове может и не быть. Но не бывает окончаний только у неизменяемых слов. Не изменяются служебные слова, многие заимствованные существительные, наречия, деепричастия и прилагательные в простой сравнительной форме.
В таких словах, как около, метро, направо, поворачивая, красивее – окончаний не будет.
Но слово не всегда заканчивается окончанием. Есть еще одна морфема – постфикс. И он может стоять после окончания. Вообще-то постфиксы иногда считают разновидностями суффиксов. Как суффиксы, они способны образовывать новые слова или формы слов. И как и суффиксы, входят в основу.
Постфиксов совсем немного. -ся и -сь встречаются в возвратных глаголах. Постфикс -те появляется в повелительном наклонении глаголов. А постфиксы -то, -либо, -нибудь мы видим в местоимениях. Причём, они пишутся через дефис.
Кружиться, смеялись, откройте, что-то, кому-либо, кем-нибудь – всё это слова с постфиксами.
Мы можем выделить их как суффиксы – но достаточно изменить слово, и мы убедимся, что эта морфема стоит после окончания.
Постфиксы нужно правильно выделять.
И вот мы обновили в памяти сведения о морфемах – основу морфемики. Кстати, об основах…
В слове мы обычно выделяем не только морфемы, но ещё и основу. Это неизменяемая часть слова, которая выражает его лексическое значение.
В основу не включается окончание.
Например, в слове пересказывает мы выделяем окончание -ет. И значит, пересказыва- − это основа.
Но иногда в основу также не входят формообразующие суффиксы.
Объяснили – мы отбрасываем окончание -и. Но суффикс -л- образует форму прошедшего времени, и его можно не включать в основу. А вот если мы добавим постфикс -сь к слову, то он в основу войдёт.
Итак, мы можем выделить такие основные морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание, постфикс. Окончание не входит в основу. А остальные морфемы входят.
И значит, теперь мы можем легко выделить основу. Для этого просто нужно отметить всю остальную часть слова. Получается, что основа слова – бесхитростн-.
И вот теперь мы можем выделить корень слова.
Нам нужно посмотреть – из чего слово выросло.
Для этого мы подбираем однокоренные слова. Например, хитрость. А что-нибудь попроще и покороче есть? Хитрый. Вот самое короткое слово мы и берём. Видно, что корень в нашем слове -хитр-.
На следующем этапе мы выделяем приставку. Как это сделать? Мы можем просто выделить то, что стоит перед корнем – приставка бес-. Но приставок в слове может быть несколько. Так что для надёжности можно посмотреть, от чего образовалось слово. Оно явно образовалось от слова хитрость. Значит, приставка в нем одна – бес-.
И осталось только выделить суффикс! Но ведь и суффиксов может быть в слове несколько! Главное – не паниковать. Смотрим, от чего образовалось слово. Хитрость. Здесь уже нет суффикса –н-, так что мы его выделяем. А от чего образовалось слово хитрость? От слова хитрый. Теперь отпал суффикс –ост-, так что мы его выделяем.
Читайте также: