Конспект занятия я и другие

Обновлено: 05.07.2024

Цель: сплочение коллектива, снятие напряжения.

Правила тренинга:

1. Правило активности. Все участник принимают активное участие в обсуждениях, выполнении заданий.

4. Принцип доброжелательности. Это правило означает, что мы относимся к другим участникам доброжелательно и уважительно, стараемся их поддержать и помочь.

5. Принцип конфиденциальности. Это правило означает, что все что мы обсуждаем, слышим, должно остаться между нами и за дверь аудитории не выносится.

Вводный этап.

Цель: разогрев группы.

Сейчас мы с вами будем волшебниками, которые могут всё. Я вам предлагаю соткать полотно счастья. Чтобы соткать полотно, нам нужны нитки. В моих руках моток обыкновенных ниток. Сегодня мы с вами будем превращать их в Нити Счастья. Встаньте в круг по плотнее, так, чтобы чувствовать друг друга. Мы будем передавать (перекидывать) клубок нитей друг другу. У кого окажется моток ниток, должен сказать комплемент тому участнику, которому будет передавать моток нитей. Обыкновенный моток нитей, совершая путь от одного человека к другому, становится мотком Нитей Счастья.

(После того, как все друг другу сказали комплементы). Мы все связаны друг с другом нитями счастья. В результате мы с вами получили Полотно счастье, которое сами же соткали. Все счастье в наших руках!

Вопросы для обсуждения:

- Понравился ли вам комплимент?

- Приятно ли было вам получать комплимент?

- Что приятнее получать или говорить комплимент?

Цель: знакомство участников тренинга, создание ситуации комфорта в группе, направлено на двигательную активность.

Данное упражнение проходит с детьми весело. Оно позволяет снизить напряженность, поднимает настроение, активизирует внимание и мышление.

Основной этап.

Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.

Выбирается желающий и встает перед участниками. Психолог предлагает каждому присутствующему, по очереди, говорить, какие у него данный участник вызывает ассоциации, т.е. что он нам напоминает: растение, предмет, животное.

Участники тренинга пишут на листах бумаги свои негативные мысли, неприятные случаи, истории, ситуации, сминают листы и выбрасывают их в ведро (забывая это навсегда).

Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.

Инструкция: Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте подальше.

Как преодолеть (бороться со) стресс(ом)? Участника вытягиваю советы и читают всем.

1. Регулярно высыпайтесь.

2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.

3. Больше гуляйте на свежем воздухе.

4. Составляйте список дел на сегодня.

5. Ставьте перед собой только реальные цели.

6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.

7.Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.

8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.

9. Постарайтесь сосчитать про себя до десяти.

10. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.

11. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.

12. Знайте свои подъёмы и спады настроения.

13. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.

14. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.

15.Не старайтесь угодить всем – это не реально.

16. Помните, что Вы не одиноки.

17.Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.

18. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.

19. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.

20. Хорошим лекарством от стресса может стать любимая работа.

Под спокойную музыку участники передают по кругу зажженную свечу - символ жизни.

Заключительный этап.

Вопросы для обсуждения: Оправдались ли ваши ожидания? Ваше настроение?

Ритуал прощания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Коррекционно-развивающее занятие

на развитие социального интеллекта учащихся

1. Формирование учебных умений, повышение самооценки.

2. Развитие способности понимать эмоциональное состояние

окружающих людей, тренировка умения владеть своими

3. Обучение способам эффективного общения, снятие барьеров в

общении, коррекция поведения.

Материалы: - плакат со схематичным изображением эмоций;

- карточки с заданиями, бланки с названиями

Время проведения: 1 занятие 40 мин

2 занятия по 20 - 30 мин

Ход занятия

I . Ритуал приветствия

Встать в круг. Положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и поздороваться.

Каждый участник по очереди называет своего соседа справа.

III . Основная часть

Ребята в быстром темпе перебрасываются мячом.

Водящий выходит за дверь.

Тот, к кому он обратился, отвечает ему, высказывая своё мнение. Можно угадывать до трёх раз.

Когда у водящего возникает ощущение, что он знает, кого загадали, то он называет его.

Надо назвать как можно больше других предметов, противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам.

Побеждает тот, кто указал наибольшее количество групп противоположных предметов, четко аргументировав при этом ответы.

4. Опрос по кругу:

- Ребята, вспомните, какое настроение чаще всего было за неделю?

После обсуждения подвести ребят к выводу:

Эмоции – это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас.

Каждый ребенок по очереди задумывает эмоцию и показывает ее с помощью мимики. Остальные должны узнать эмоцию.

Дети вспоминают что-нибудь веселое, стараются выразить это мимикой, жестами, пластикой - всех телом. Наблюдают, как это делают другие.

Дети вспоминают что-нибудь печальное.

Дети вспоминают что-нибудь, вызывающее злость.

5. Опрос по кругу:

- Ребята, как вы считаете, почему люди ссорятся?

После обсуждения подвести ребят к выводу:

- Все люди иногда ссорятся, т.к. не понимают друг друга, не владеют своими эмоциями, не принимают чужого мнения, не считаются с правами других, не умеют слушать других, хотят умышленно обидеть других и т.п.

Очень важно уметь владеть собой при общении с другими людьми.

Однако очень трудно бывает фиксировать своё состояние.

Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т.п.

Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет.

Инструкция участника 1:

Инструкция участника 2:

Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д).

После проведения обоих его вариантов можно обсудить упражнение.

Дети по кругу могут поделить своими впечатлениями и ответить на вопросы:

Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия (вырабатывается и формируется модель и манера поведения).

Получение обратной связи.

Дети обмениваются своими переживаниями, впечатлениями о занятии.

V . Ритуал прощания

Цель : Ознакомить участников с поведенческими стратегиями поиска и оказания поддержки, с понятиями: толерантность, терпимость, уважение прав другого.

«Жил-был один Монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад. Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлами с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше – у каждого ложка в руках с длиню-ю-ю-щей ручкой. Зачерпнуть из котла они не могут, а в рот никак не попадут. Вдруг к нему подбегает местный служащий и кричит: - Быстрее, а то ты опоздаешь на поезд, идущий в Рай. Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-щими ручками . Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди… (педагог делает паузу).

- Какая проблема людей обсуждается в притче?

- Были ли в вашей жизни ситуации, когда вы нуждались в помощи окружающих?

Педагогу важно показать, что и состояние зависимости, и гиперопека делают отношения между людьми искаженными и неполноценными.

3. Информационный блок. Человек не может существовать один. Он всегда находится в системе взаимоотношений с другими людьми, поддержка которых очень важна для него. Поддержка – один из самых важных процессов в нашей жизни. Она помогает жить, решать проблемы, сохранять здоровье, достигать поставленные цели. От нашей терпимости зависит взаимозависимость всех от каждого, уважения прав другого, а также воздержание от причинения вреда, т.к. вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя. Нетерпимость способствует совершению преступлений. Она имеет широкий диапазон: оскорбления, насмешка, игнорирование, предубеждение, расизм , репрессии, войны, терроризм.

- Можно ли мирно сосуществовать нам, ведь мы такие разные? (Ответы участников встречи).

- А как, одним словом можно обозначить эти термины? (Ответы участников встречи).

- Правильно, это слово – толерантность. Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий.
Культура межчеловеческих взаимоотношений предполагает доброжелательность в отношении к окружающим, умение считаться с интересами и вкусами других людей.

Сегодня идет много споров о том, как развивать толерантные отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий. Межкультурная толерантность может возникнуть только тогда, когда каждый человек начнет смотреть на людей и общаться с ними, исходя из следующий принципов:

  • Принцип отказа от насилия (агрессии) как средства общения и убеждения
  • Принцип не принуждения: быть требовательным к себе, а не к другим
  • Принцип принятия – человек имеет право быть другим

Этих же принципов должны придерживать лидеры в классе, в компаниях, президент страны. Кто-то из ваших одноклассников становится лидером благодаря своей справедливости, честности, уважению, терпимости к различиям людей. Обычно этих людей любят за их чувство справедливости, уважение к другим людям, за способность иметь много друзей. Точно так же мы ценим тех учителей, кто в отношениях с учащимися уважает личность человека, не запугивает и не ставит знания или оценки выше достоинства учащихся.

Вывод: не подавление и агрессия, а уважение к мнению других людей и ненасилие одного человека способны преобразовать культуру класса, школы, страны и мира

В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

– Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее. А учиться пониманию друг друга начнем прямо сейчас.

Один участник выходит за дверь, оставшиеся в кругу участники договариваются изображать какую-либо одну эмоцию. После этого водящий возвращается, и участники изображают загаданную эмоцию, используя выражение лица, позу. Задача водящего –отгадать, какая эмоция была задумана. (Далее делим группу по полам. Половина группы изображает одну эмоцию, половина другую. Группы пытаются угадать как можно больше эмоций).

- Всегда ли можно догадаться, какие эмоции испытывает человек?

- Легко ли было изображать эмоции?

- Всегда ли нужно выражать свои эмоции так, чтобы окружающие о них знали?

- В мире много цветов –

( слайд “Радуга” ) есть цвета жизни, окрашивающие наши дни в яркие краски радости, чистоты, дружбы, родства. Есть краски скорби, ненависти и пустоты. Каким цветом раскрасить свою жизнь выбирает сам человек. Наши души тоже раскрашены разными красками , и какими зависит от того, как мы воспринимаем мир, как относимся к другим людям. Мы все разные, но если мы будем уважать друг друга, будем терпимыми, то наша жизнь станет ярче, а небо безоблачней.

Ребята, встаньте, пожалуйста, возьмитесь за руки. Посмотрите на соседа слева, взгляните друг другу в глаза и скажите “Я уважаю, стараюсь понять и принимаю тебя”, теперь соседу справа “Я уважаю, стараюсь понять и принимаю тебя”, не торопитесь разжимать руки, ведь пока вы все вместе, вы сильнее и можете окрасить мир в те цвета, которые должны быть…

- развивать у детей основы нравственности через содержание сказки;

- способствовать объединению детей в коллектив и созданию позитивной атмосферы в группе;

- формировать у детей умение выражать собственное мнение;

- развивать воображение, слуховое внимание и память, связную речь, элементы логического мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Предварительная работа: игры на развитие коммуникативных навыков, рассказывание терапевтических сказок, направленных на повышение самооценки и снятие зажатости, скованности, игровая деятельность.

Ход занятия:

- Здравствуйте, я рада вас видеть. Хочу сегодня поздороваться с вами необычным способом, а игра так и называется "Давайте поздороваемся".

- Давайте, в качестве приветствия, подарим друг другу улыбки.

- Ребята, у меня в руках цветы, кто знает, как они называются? (роза и ромашка)

- Я хочу пригласить вас в сказочную страну и познакомить с удивительной сказкой.

Вхождение в сказку.

Чтобы попасть в сказочную страну, нам надо превратиться в бабочек. Бабочка вылупляется из гусеницы, а гусеница находится в коконе. Давайте представим, что мы гусеницы в коконе (предложить детям лечь на ковер, согнуть ноги и обхватить их руками). Под спокойную музыку дети распрямляют ноги, разводят руки в стороны и , встают на ноги. Вот вы и превратились в красивых бабочек. Бабочки расправили крылышки и полетели на цветочную полянку, нашли цветок и присели на него.

1. Почему ромашка с восхищением смотрела на розу? (прекрасная, ухоженная, нежная с бархатными лепестками)

3. Можно ли эту фразу сказать про людей?

- Каждый человек по-своему хорош. Мы все разные: у нас разная внешность, голос, характер. Нигде, нигде на планете нет такого малыша как ты, нет такой замечательной девочки (как …имя ребенка), нет такого веселого мальчика… Как вы думаете, что особенного в Алеше (самый добрый в группе)и т.д. (должны сказать про всех участников). Ты на свете один такой единственный, второго такого ребенка нет.

Физминутка (Дети встают в круг)

- Понравилась игра? У каждого из вас в одежде нашелся цвет, который я называла?

- Правильно, ведь мы разные и одежда у нас разная, и внешне не похожи друг на друга - это называется внешние отличия. Люди отличаются еще и внутренними качествами, т.е. характером или своей особенностью, например,

- умением хорошо рисовать;

- петь, танцевать, бегать;

- Предлагаю поиграть в игру, для которой я приготовила камешки.

«Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка. Лягте на нее, как на перинку. Вокруг все спокойно и тихо, ты дышишь ровно и легко. Над тобой склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Ты чувствуешь, как нежные лучики солнца гладят твои щечки. Ласковый ветерок щекочет тебя. Кто его почувствует, открывает глазки.

Выход из сказки

Ребята, пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза, до кого я дотронусь цветком и скажу слова «раз, два, три - бабочка в Алешу превратись, открываете глаза и присаживаетесь на стул.

Итог: - Мы все разные: у нас разная внешность, голос, характер. Нигде, нигде на планете нет такого малыша как ты, нет такой замечательной девочки (как ….), нет такого веселого мальчика. Ты на свете один такой единственный, второго такого ребенка нет.

Изготовление цветов (рисование с помощью нити)

На память о нашей встрече я хочу научить вас одному волшебству. Приглашаю всех подойти к столу. Показываю как сделать цветок. Дети приступают к работе, выбирая цвет чернил. Рассматриваем работы.

Читайте также: