Наглядное представление статистической информации конспект для студентов

Обновлено: 05.07.2024

Статистические таблицы как способ наглядного представления результатов сводки и обработки статистических данных. Составные части и элементы статистических таблиц. Виды статистических таблиц: простые, групповые, комбинационные. Основные правила составления таблиц. Графический метод в статистике.Общие понятия о графическом представлении данных в статистике. Классификация статистических графиков. Приемы графического изображения структуры совокупности и структурных сдвигов. Применение графиков для изучения динамики явлений. Диаграммы и статистические карты.

Статистические таблицы

После того как данные статистического наблюдения собраны и даже сгруппированы, их трудно воспринимать и анализировать без определенной, наглядной систематизации. Результаты статистических сводок и группировок получают оформление в виде статистических таблиц.

Статистическая таблица– таблица, которая дает количественную характеристику статистической совокупности и представляет собой форму наглядного изложения полученных в результате статистической сводки и группировки числовых (цифровых) данных. По внешнему виду она представляет собой комбинацию вертикальных и горизонтальных строк. В ней обязательно должны быть общие боковые и верхние заголовки. Еще одной особенностью статистической таблицы является наличие в ней подлежащего (характеристика статистической совокупности) и сказуемого (показателя, характеризующего совокупности). Статистические таблицы являются формой наиболее рационального изложения результатов сводки или группировки.

Подлежащее таблицыпредставляет ту статистическую совокупность, о которой идет речь в таблице, т. е. перечень отдельных или всех единиц совокупности либо их групп. Чаще всего подлежащее помещается в левой части таблицы и содержит перечень строк.

Сказуемое таблицы– это те показатели, с помощью которых дается характеристика явления, отображаемого в таблице.

Подлежащее и сказуемое таблицы могут располагаться по-разному. Это технический вопрос, главное, чтобы таблица была легко читаемой, компактной и легко воспринималась.

В статистической практике и исследовательских работах используются таблицы различной сложности. Это зависит от характера изучаемой совокупности, объема имеющейся информации, задач анализа. Если в подлежащем таблицы содержится простой перечень каких-либо объектов или территориальных единиц, таблица называется простой. В подлежащем простой таблицы нет каких-либо группировок статистических данных. Простые таблицы имеют самое широкое применение в статистической практике. Характеристика городов Российской Федерации по численности населения, средней зарплате и иному представляется простой таблицей. Если подлежащее простой таблицы содержит перечень территорий (например, областей, краев, автономных округов, республик и т. д.), то такая таблица называется территориальной.

Простая таблица содержит только описательные сведения, ее аналитические возможности ограничены. Глубокий анализ исследуемой совокупности, взаимосвязей признаков предполагает построение более сложных таблиц – групповых и комбинационных.

Групповые таблицы в отличие от простых содержат в подлежащем не простой перечень единиц объекта наблюдения, а их группировку по одному существенному признаку. Простейшим видом групповой таблицы являются таблицы, в которых представлены ряды распределения. Групповая таблица может быть более сложной, если в сказуемом приводится не только число единиц в каждой группе, но и ряд других важных показателей, количественно и качественно характеризующих группы подлежащего. Такие таблицы часто используются в целях сопоставления обобщающих показателей по группам, что позволяет сделать определенные практические выводы. Более широкими аналитическими возможностями располагают комбинационные таблицы.

Комбинационными называются статистические таблицы, в подлежащем которых группы единиц, образованные по одному признаку, подразделяются на подгруппы по одному или нескольким признакам. В отличие от простых и групповых таблиц комбинационные позволяют проследить зависимость показателей сказуемого от нескольких признаков, которые легли в основу комбинационной группировки в подлежащем.

Наряду с перечисленными выше таблицами в статистической практике применяют таблицы сопряженности (или таблицы частот). В основе построения таких таблиц лежит группировка единиц совокупности по двум или более признакам, которые называются уровнями. Например, население делится по полу (мужской, женский) и т. п. Таким образом, признак А имеет n градаций (или уровней) A1 A2, An (в примере n = 2). Далее изучается взаимодействие признака А с другим признаком – В, который подразделяется на k градаций (факторов) B1, B2, Bк. В нашем примере признак В – принадлежность к какой-либо профессии, а B1, B2. Bk принимают конкретные значения (доктор, водитель, учитель, строитель и т. д.). Группировка по двум и более признакам используется для оценки взаимосвязей между признаками А и В.

Из всех видов статистических таблиц наиболее широкое применение имеют простые таблицы, реже применяются групповые и особенно комбинационные статистические таблицы, а таблицы сопряженности строят для проведения специальных видов анализа. Статистические таблицы служат одним из важных способов выражения и изучения массовых общественных явлений, но лишь при условии их правильного построения.

Форма любой статистической таблицы должна наилучшим образом отвечать сущности выражаемого ею явления и целям его изучения. Это достигается путем соответствующей разработки подлежащего и сказуемого таблицы. Внешне таблица должна быть небольшой и компактной, иметь название, указание единиц измерения, а также времени и места, к которым относятся сведения. Заголовки строк и граф в таблице даются кратко, но точно и ясно. Чрезмерное загромождение таблицы цифровыми данными, неряшливое оформление затрудняют ее чтение и анализ. Перечислим основные правила построения статистических таблиц.

1. Статистическая таблица должна быть компактной и отражать только те исходные данные, которые прямо отражают исследуемое социально-экономическое явление в статике и динамике.

2. Заголовок статистической таблицы и название граф и строк должны быть четкими, краткими, лаконичными. В заголовке должны быть отражены объект, признак, время и место совершения события.

3. Графы и строки следует нумеровать.

4. Графы и строки должны содержать единицы измерения, для которых существуют общепринятые сокращения.

5. Лучше всего располагать сопоставляемую в ходе анализа информацию в соседних графах (либо одну под другой). Это облегчает процесс ее сравнения.

6. Для удобства чтения и работы числа в статистической таблице следует проставлять в середине граф, строго одно под другим: единицы под единицами, запятая под запятой.

7. Числа целесообразно округлять с одинаковой степенью точности (до целого знака, до десятой доли).

9. Для отображения очень малых чисел используют обозначение 0.0 или 0.00.

В случае необходимости дополнительной информации статистические таблицы сопровождаются сносками и примечаниями, в которых разъясняются, например, сущность специфического показателя, примененной методологии и т. д. Сносками пользуются для того, чтобы указать на ограничивающие обстоятельства, которые надо принять во внимание при чтении таблицы.

При соблюдении этих правил статистическая таблица становятся основным средством представления, обработки и обобщения статистической информации о состоянии и развитии изучаемых социально-экономических явлений.

Начнем с того, что отметим преимущества графического представления статистической информации.

Перечислим наиболее очевидные:

- производит более сильное впечатление, чем цифры;

- значительно облегчает понимание статистического материала;

- позволяет лучше осмыслить результаты статистического наблюдения;

- помогает правильно истолковать результаты статистического анализа;

На этом занятии мы рассмотрим несколько способов графических изображений статистической информации.

Для понимания сказанного рассмотрим следующий пример.

В таблице указано количество выпускников одиннадцатого класса, закончивших школу без троек за период с две тысячи одиннадцатого по две тысячи шестнадцатый годы.

Чтобы наглядно отразить динамику изменения данных во времени или распределение данных, полученных при изучении статистических исследований, обычно используют Столбчатую диаграмму.

Для построения такой диаграммы необходимо следующее.

Первое - сгруппировать одинаковые данные, которые равны соответствующей частоте (относительной частоте) и занести в таблицу.

Второе - по оси ординат в выбранном масштабе указываем полученные данные равные соответствующей частоте (относительной частоте)

Столбчатая диаграмма, это диаграмма из прямоугольных столбцов, высота которых пропорциональна значениям, которые они представляют. Столбцы могут быть построены как вертикально, так и горизонтально.

В тех случаях, когда нужно показать графически соотношение между частями исследуемой совокупности, лучше применить Круговуюдиаграмму.

Рассмотрим соответствующий пример.

На основе изучения затрат времени на ремонт одного компьютера, специалистами в мастерской была составлена таблица относительных частот.

Для построения Круговой диаграммы необходимо выполнить следующий алгоритм действий:

- Сгруппировать одинаковые данные, которые равны соответствующей частоте (относительной частоте);

- Найти сумму всех относительных частот, представленных в таблице;

- Рассчитать величину угла, приходящегося на 1 процент;

- Вычислить, сколько градусов соответствует каждой частоте;

- Разбить круг на сектора, центральные углы которых пропорциональны относительным частотам.

Для ситуации, в которой необходимо отразить динамику изменения статистических данных во времени используют другой вид диаграммы – Полигон. Рассмотрим следующий пример.

ВложениеРазмер
urok.doc 819.5 КБ
kratkoe_opisanie_uroka.docx 20.67 КБ
analiz.docx 16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 8 классе

Цель урока: расширение представления учащихся о разнообразии наглядных форм представления информации;

Обучающие (формируются регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные УУД):

  • способствовать формированию базовых знаний о разнообразии наглядных форм представления информации;
  • создать условия для развития навыков использования в повседневной жизни необходимых форм представления информации конкретно в каждой ситуации.

Развивающие (регулятивные, коммуникативные и личностные УУД):

  • стимулировать познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету информатики;
  • создать условия для пополнения словарного и научного запаса слов учащихся.
  • способствовать развитию культуры речи, логического мышления путем совместной и самостоятельной работы на уроке;

Воспитывающие (развиваются регулятивные УУД, личностные УУД, коммуникативные УУД):

  • активизировать взаимодействие между учащимися, развивать навыки работы в парах;
  • учить аргументировано отстаивать свое мнение, умение выслушать одноклассника и сделать логически правильные выводы, следующие из полученной информации.
  • Предметные: учащиеся научаться представлять информацию в различных наглядных формах; учащиеся получат возможность организовывать собственную учебную деятельность; практиковаться в использовании форм представления информации.
  • Личностные: сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению; умение адекватно оценивать свою деятельность .
  • Метапредметные : сформированность ИКТ- компеценции( у мение использовать средства ИКТ для представления информации в различных наглядных формах, самостоятельно представлять в различных областях деятельности), умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, схемы, диаграммы и др.), применение знаний для полной социализации в современном обществе, ф ормирование навыков работы по алгоритму

Оборудование : 12 персональных компьютеров, компьютер учителя, проектор, учебное пособие для уч-ся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений /Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк; под ред. С.А.Теляковского:

Тип урока: комбинированный.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

1.Что такое статистика? (это наука об организации, сборе, измерении и анализе статистических данных).

2. Назовите основные понятия статистики.

Статистические данные – элементы множества любой природы.

Частота данных – количество элементов, обладающих определённым признаком.

Относительная частота – это отношение частоты к сумме частот.

Среднее арифметическое - это сумма всех чисел, деленная на их количество. (Среднее арифметическое называют средним значением числового ряда.)

Размах ряда чисел – это разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел.

Мода – это элемент, который встречается в данном ряду чаще других.

3. Какие виды графического представления статистических данных вы знаете? (диаграмма столбчатая и круговая, график)

Сформулируйте цели нашего урока, исходя из темы.

Цели нашего урока: повторить построение столбчатой и круговой диаграмм, познакомиться с другими способами наглядного представления статистической информации. Вы будете учиться анализировать, сравнивать и обобщать имеющуюся информацию. При этом вы должны быть внимательными, самостоятельно выполнять предложенные задания и быть активными.

Задание №1. Перед вами страница из книги регистрации новорожденных детей в одном из ЗАГСов :

По данным таблицы 1 составьте таблицы следующего содержания: 1) количество новорожденных ежедневно с 3 по 9 марта (таблица 2);

2) сколько новорожденных получили какое имя (таблица 3);

3) сколько родилось девочек и сколько родилось мальчиков (таблица 4).

(Учащиеся составляют таблицы 2, 3 и 4.)

Задание 2. По данным таблицы 2 построим диаграмму в виде графика кусочно-линейной функции (рис.1). Такого рода диаграммы часто используются, чтобы показать изменение какой-либо величины с течением времени: на горизонтальной прямой отмечают даты или моменты времени, а по вертикали откладывают значения изучаемой величины (в нашем примере количество новорожденных детей за каждую дату). Потом соединяют полученные точки ломаной.

1. Откройте новый документ Microsoft Word . Кликните левой кнопкой мышки в том месте документа, куда вы хотите добавить диаграмму.

5. На листе появится не только диаграмма, но и Excel, который будут находиться в разделенном окне. В нем же будет выведен пример данных.

6. Замените пример данных, представленный в разделенном окне Excel, на значения, которые вам необходимы.

(Все действия учитель сопровождает показом на экране)

Задание №3. По данным таблицы 3 постройте столбчатую диаграмму. По горизонтали записывают различные значения какого-либо признака (в нашем случае имени) и над каждым значением рисуют столбик, высота которого равна интересующей нас величине (количеству новорожденных с данным именем). На столбчатой диаграмме особенно наглядно видны количественные соотношения величин друг с другом.

Задание №4 . По данным таблицы 4 построим круговую диаграмму. Каждая из долек соответствует одному из значений изучаемого признака (в нашем случае пол ребенка), а ее размер пропорционален интересующей нас величине (количеству новорожденных данного пола). Чтобы построить круговую диаграмму, нужно поделить всю окружность на дуги так, чтобы их длины оказались в том же отношении, что и представленные на диаграмме величины.

Динамику изменения статистических данных во времени часто иллюстрируют с помощью полигона. Для построения полигона отмечают в координатной плоскости точки, абсциссами которых служат моменты времени, а ординатами - соответствующие им статистические данные. Соединив эти точки последовательно, получают ломаную, которую называют полигоном. Рассмотрим таблицу 6, содержащую статистические данные об изготовлении заводом приборов в первом полугодии. По данным этой таблицы построим полигон.

Число приборов, тыс.шт.

Интервальные ряды данных изображают с помощью гистограмм. Гистограмма представляет собой ступенчатую фигуру, составленную из сомкнутых прямоугольников. Основание каждого прямоугольника равно длине интервала, а высота частоте или относительной частоте. Таким образом, в гистограмме основания прямоугольников выбираются не произвольно, а строго определенной длины интервала. В детском обувном магазине за неделю было куплено 750 пар обуви. При этом относительная частота выбора обуви определенного размера представлена в таблице. По этим данным построим гистограмму.

1. Исходное положение - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. Исходное положение - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

3. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

4. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль, считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.

  1. Закрепление (практическая работа)
  1. Работа в парах № 1042,1052 на компьютере построить все виды диаграмм.
  1. Учитель контролирует работу, дает необходимые консультации. После выполнения задания проводится самопроверка. Учащиеся сверяют решение со своим.
  2. Обсудить в каких случаях следует применить ту или иную диаграмму. Если есть время можно рассмотреть и некоторые другие виды диаграмм: линейчатая, точечная и кольцевая.

Сегодня на уроке мы вспомнили построение столбчатой и круговой диаграмм, познакомились с другими способами наглядного представления статистической информации: с полигоном, гистограммой. Я думаю, что у вас сложилось более полное представление о приемах обработки, структуризации и наглядного представления статистической информации.

Фронтальным опросом вместе с учащимися подводятся итоги урока:

- Что нового узнали на уроке?

- Испытывали ли вы затруднения при выполнении самостоятельной работы?

- Какие из рассмотренных способов наглядного представления статистической информации оказались наиболее трудными?

- Какие пробелы в знаниях выявились на уроке?

- Какие проблемы у вас возникли по окончании урока?

VII. Домашнее задание :

Задание 2. Проведите социологическое мини-исследование на произвольную тему (сдать в течение 14 дней).

Результаты исследования отразите в виде таблиц частот, относительных частот и разного вида диаграмм (см. приложение1)

Образец оформления мини- исследования

Примерные вопросы для исследования

- Какой из школьных предметов кажется вам наиболее интересным?

- Сколько времени каждый из вас тратит на дорогу в школу?

- Какой моделью сотового телефона вы пользуетесь?

- Сколько времени вы тратите на приготовление домашнего задания?

- Какое блюдо, приготовленное в школьной столовой, вам больше всего нравится?

1. Первый лист – титульный (смотри приложение 2)

2. Введение обоснование выбора темы.

Цель всегда одна и вытекает из темы.

4. Задачи – это те шаги, которые нужно сделать, чтобы достичь цели. Задач всегда несколько.

  • Провести опрос среди…(указать категорию опрашиваемых) по …(указать тему).
  • Провести обработку и анализ полученных данных.
  • На основе полученных результатов построить разного вида диаграммы.

5. Основная часть

Описать ход исследования. Результаты исследования отразите в виде ряда элементов, таблиц частот, относительных частот и разного вида диаграмм (п.40-41 учебника).

6. Заключение (выводы)

Выводы должны соответствовать цели. Для их формулировки использовать основные статистические характеристики (среднее арифметическое, мода, размах)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Благовещенского района Алтайского края

ученик 8А класса

р.п. Благовещенка – 2017

Предварительный просмотр:

Краткое описание урока

Данный урок предназначен для учащихся 8 классов.

В идеальном варианте данный урок проводится в кабинете с наличием персональных компьютеров. Рефлексия знаний будет в данном случае более высокой и качественной.

Проведение урока может быть осуществлено по следующему плану.

1) Организационный этап.

2) Актуализация знаний.

3) Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

5) Изучение нового материала.

7) Закрепление (практическая работа).

8) Рефлексия (подведение итогов).

9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Одним из основных положений Федерального образовательного стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации Стандарта. Использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных Стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе. Оснащение школ современной техникой, позволяет в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения. Использование их в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. Поэтому школьников необходимо не только знакомить с информационно-коммуникационными технологиями, но и учить применять их в своей деятельности, способствуя тем самым формированию ИКТ-компетентности.

В 5- 6 классе уже происходило знакомство с круговыми и столбчатыми диаграммами, учащиеся умеют их строить. На уроке нужно повторить построение столбчатой и круговой диаграмм, показать их построение на компьютере. Поэтому организация деятельности на этапе повторения - выполнять работу по несложному алгоритму; совместно (всем классом) ставить новую задачу, определять последовательность действий по ее решению; доводить начатое дело до конца. Алгоритм работы распечатан для каждой пары, в се действия учитель сопровождает показом на экране.

Закрепление (практическая работа) в форме работы парами. Пары можно сформировать по желания или сильный – слабый, мальчик – девочка. При выполнении этой работы ученики приобретают умения работать с диаграммами. Что им, несомненно, пригодится при создании презентаций по другим предметам. Во время самостоятельной работы учитель контролирует работу, помогает по необходимости, так как работа носит обучающий характер.

После выполнения задания проводится самопроверка. Учащиеся сверяют решение со своим. Учитель может выборочно проверить задания. Проверку выполнения задания можно осуществить в форме представления своих результатов на компьютере с устным обоснованием решения.

В конце урока подвести итог по реализации целей урока, сообщается информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (выставлен в Сетевом Городе). Домашнее задание представляет собой мини – исследование. Организация исследовательской деятельности является одним из наиболее эффективных путей, обеспечивающих развитие личности ученика, формирование у него универсальных учебных умений, что есть основная задача в условиях реализации ФГОС. Исследовательская деятельность создает предпосылки и условия прежде всего для достижения регулятивных метапредметных результатов:

• определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата,

• работа по составленному плану с постоянным самоконтролем

• понимание причин возникающих затруднений и корректировка действий.

Разработку данного урока можно рекомендовать за основу для проведения в любом общеобразовательном учреждении.

Предварительный просмотр:

Анализ урока математики в 8 А классе

Цель урока: расширение представления учащихся о разнообразии наглядных форм представления информации. Цель урока совпадает с его результатом. Формы организации деятельности учащихся соответствуют поставленной цели урока.

Обучающие, развивающие и воспитывающие задачи урока реализованы через четкую, продуманную организацию урока.

В течение урока шла работа над созданием познавательной атмосферы, над:

  • Формированием познавательных универсальных учебных действий;
  • Формированием предметных универсальных учебных действий - умений; формировать умения представлять информацию в различных наглядных формах;
  • Формированием личностных универсальных учебных действий – умения адекватно оценивать свою деятельность; самоопределяться в системе ценностей;
  • Формированием регулятивных универсальных учебных действий – умение определять цель деятельности, умение планировать свою деятельность, оценивать результат;
  • Формированием коммуникативных универсальных учебных действий- умение излагать и отстаивать свое мнение, сотрудничать в паре.

Формирование универсальных учебных действий, способностей в процессе познания происходило в ходе общения, коммуникативного взаимодействия.

Содержание урока соответствует требованиям программы, возрастным особенностям учащихся. Учебный материал подобран учителем с опорой на современные научные знания, формирующие межпредметное взаимодействие, комбинирование информации. Домашнее задание носит исследовательский характер, растянуто по времени, проведен подробный инструктаж по его выполнению

Деятельность учащихся носит развивающий характер. Они умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Для учащихся были созданы возможности для самореализации, саморазвитию личности, формированию ИКТ- компетентности. Учащиеся владеют навыками самоконтроля.

На уроке соблюдены дидактические принципы: научности, наглядности, системности и последовательности, осознанности, доступности, принцип связи теории с практикой, использование жизненного опыта учащихся с целью развития познавательной активности и самодеятельности.

На уроке проведена физкультминутка для глаз и улучшения мозгового кровообращения.

Рефлексия проводится с помощью вопросов:

- Испытывали ли вы затруднения при выполнении самостоятельной работы?

- Какие из рассмотренных способов наглядного представления статистической информации оказались наиболее трудными?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель: Формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных ситуаций и инновационных технологий, развитие понимания и внимания, развитие математического мышления путем создания проблемной ситуации.

Познавательные:

- выработать навыки исследовательской работы;

- овладевать системой знаний об обществе; формировать логическое, абстрактное, системное мышление;

- отработать умения и навыки самостоятельной добычи информации, заполнять сравнительные таблицы, представлять информацию в виде диаграмм;

- формировать экономически осознанное отношение к окружающему миру;

  • организация усвоения материала через использование нестандартных ситуаций;
  • углубление понимания сущности материала;
  • расширить и углубить знания по предмету, через новые понятия;
  • отработка навыков, закрепление изученного материала;
  • установление новых связей между понятиями;
  • обобщение и систематизация знаний.

Статистическая карта исследования

Учебно-исследовательская карта

Определить частоту использования гласных букв русского алфавита в стихотворениях Г.Р.Державина и Н.А.Заболоцкого.

Является ли закономерностью частота использования тех или иных гласных букв русского алфавита в произведениях разного времени?

Стихотворения Г.Р.Державина

Памятник

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный;

Металлов твёрже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полёт его не сокрушит.

Так! – весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастёт моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдёт обо мне от Белых вод до Чёрных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льёт Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчётных,

Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

О, Муза! Возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринуждённою рукой неторопливой

Чело твоё зарёй бессмертия венчай.

Река времён в своем стремленьи…

Река времён в своём стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остаётся

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрётся

И общей не уйдёт судьбы.

На птичку

Поймали птичку голосисту

И ну сжимать её рукой.

Пищит бедняжка вместо свисту,

А ей твердят: Пой, птичка, пой!

Сводная таблица частоты употребления гласных в стихотворениях Г.Р.Державина

Вывод: наиболее часто употребляемая гласная буква в русском стихотворном языке XVIII века –_______;

наиболее редко употребляемой – гласная буква _______.

Статистическая карта исследования

Учебно-исследовательская карта

Определить частоту использования гласных букв русского алфавита в стихотворениях Г.Р.Державина и Н.А.Заболоцкого.

Является ли закономерностью частота использования тех или иных гласных букв русского алфавита в произведениях разного времени?



Стихотворения Н.А.Заболоцкого

Можжевеловый куст

Я увидел во сне можжевеловый куст,

Я услышал вдали металлический хруст,

Аметистовых ягод услышал я звон,

И во сне, в тишине, мне понравился он.

Я почуял сквозь сон лёгкий запах смолы.

Отогнув невысокие эти стволы,

Я заметил во мраке древесных ветвей

Чуть живое подобье улыбки твоей.

Можжевеловый куст, можжевеловый куст,

Остывающий лепет изменчивых уст,

Лёгкий лепет, едва отдающий смолой,

Проколовший меня смертоносной иглой!

В золотых небесах за окошком моим

Облака проплывают одно за другим,

Облетевший мой садик безжизнен и пуст…

Да простит тебя бог, можжевеловый куст!

Гроза идет

Движется нахмуренная туча,

Обложив полнеба вдалеке,

Движется, огромна и тягуча,

С фонарём в приподнятой руке.

Сколько раз она меня ловила,

Сколько раз, сверкая серебром,

Сломанными молниями била,

Каменный выкатывала гром!

Сколько раз, её увидев в поле,

Замедлял я робкие шаги

И стоял, сливаясь поневоле

С белым блеском вольтовой дуги!

Вот он – кедр у нашего балкона,

Надвое громами расщеплён,

Он стоит, и мёртвая корона

Подпирает тёмный небосклон.

Сквозь живое сердце древесины

Пролегает рана от огня,

Иглы, почерневшие с вершины

Осыпают звёздами меня.

Пой мне песню, дерево печали!

Я, как ты, ворвался в высоту,

Но меня лишь молнии встречали

И огнём сжигали на лету.

Почему же, надвое расколот

Я, как ты, не умер у крыльца,

И в душе всё тот же лютый голод,

И любовь, и песни до конца!

Сводная таблица частот гласных в стихотворениях Н.А.Заболоцкого

Вывод: наиболее часто употребляемая гласная буква в русском стихотворном языке XIX века -________;.

наиболее редко употребляемой – гласная буква _______.

Урок – исследовательская работа

в 6 классе

Учитель первой категории школы № 135

Кировского района г. Казани

Очеретина Татьяна Владимировна

Основная цель: Формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных ситуаций и инновационных технологий, развитие понимания и внимания, развитие математического мышления путем создания проблемной ситуации.

Метод преподавания: стимулирующий.

Метод учения: метод исследовательских знаний.

Познавательные:

- выработать навыки исследовательской работы;

- овладевать системой знаний об обществе; формировать логическое, абстрактное, системное мышление;

- отработать умения и навыки самостоятельной добычи информации, заполнять сравнительные таблицы, представлять информацию в виде диаграмм;

- формировать экономически осознанное отношение к окружающему миру;

организация усвоения материала через использование нестандартных ситуаций;

углубление понимания сущности материала;

расширить и углубить знания по предмету, через новые понятия;

отработка навыков, закрепление изученного материала;

установление новых связей между понятиями;

обобщение и систематизация знаний.

умение анализировать и устанавливать причинно- следственные связи;

умение обобщать, наблюдать и сопоставлять;

умение переносить знания в новую ситуацию;

перенос знаний в творческую, исследовательскую работу;

овладевать системой знаний об обществе; формировать логическое, абстрактное, системное мышление;

формировать экономически осознанное отношение к окружающему миру;

формирование научности мировоззрения.

воспитание познавательного интереса к уроку;

содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей;

формирование умения самоконтроля ;

воспитывать внимательное отношение к одноклассникам;

способствовать эстетическому воспитанию школьников;

содействовать профилактике утомляемости, использовать специальные приемы поддерживания работоспособности.

Необходимые ресурсы и материалы:

АРМ (автоматизированное рабочее место),

минимальные системные требования: Windows XP с установленным Microsoft Office ,

Структура урока:

II этап. Подготовка к исследовательской работе через актуализацию опорных знаний, проверку домашней работы (составленные диаграммы на компьютере с легендой).

III этап. Осмысление и закрепление изученного ранее материала.

V этап. Подведение итогов исследования . Выводы. Составление по статистическим данным диаграмм столбиковых и круговых (компьютер). Подтверждение гипотезы.

Наглядное представление статистической информации

Наглядное представление статистической информации

Устные вопросы : 1)Что такое диаграмма ? 2) Для чего они используются ? 3 )Какие бывают диаграммы ?

Устные вопросы :

1)Что такое диаграмма ?

2) Для чего они используются ?

3 )Какие бывают диаграммы ?

Таблицы удобны для упорядочивания и поиска данных. Однако они не дают наглядного представления о соотношении величин. Таблица продаж шоколадок в школьной столовой с понедельника по пятницу. День недели Число шоколадок Понедельник Вторник 8 Среда 5 Четверг 4 2 Пятница 3

Таблицы удобны для упорядочивания и поиска данных.

Однако они не дают наглядного представления о соотношении величин.

Таблица продаж шоколадок в школьной столовой с понедельника по пятницу.

Диаграммы используются для наглядного, запоминающегося изображения и сравнительного анализа данных Три вида диаграмм Столбиковая диаграмма Круговая диаграмма Диаграмма рассеивания

Диаграммы используются для наглядного, запоминающегося изображения и сравнительного анализа данных

Столбиковая

рассеивания

Столбиковая диаграмма При изображении столбиковой диаграммы важно, чтобы столбики были одинаковы по ширине. Расстояния между столбиками тоже должны быть одинаковыми .

Столбиковая диаграмма

При изображении столбиковой диаграммы важно, чтобы столбики были одинаковы по ширине. Расстояния между столбиками тоже должны быть одинаковыми .

Круговая диаграмма Диаграмма, показывающая, как целое делится на части в виде секторов круга, углы которых пропорциональны долям единого целого, называется круговой диаграммой.

Круговая диаграмма

Диаграмма, показывающая, как целое делится на части в виде секторов круга, углы которых пропорциональны долям единого целого, называется круговой диаграммой.

Диаграмма рассеивания Диаграмма рассеивания показывает примерный характер взаимосвязи между двумя числовыми характеристиками.

Диаграмма рассеивания

Диаграмма рассеивания показывает примерный характер взаимосвязи между двумя числовыми характеристиками.

Продолжительность жизни деревьев

Продолжительность жизни деревьев

Вес некоторых транспортных средств

Вес некоторых транспортных средств

Максимальная скорость передвижения животных Африки

Максимальная скорость передвижения животных Африки

Статистическое исследование

В 2008 году исполняется 265 лет со дня рождения выдающегося русского поэта и государственного деятеля Гавриила Романовича Державина

и 105 лет со дня рождения известного русского поэта, переводчика Николая Алексеевича Заболоцкого.

Жизнь обоих связана со столицей Республики Татарстан – Казанью. Г.Р.Державин родился в селе Сокуры под Казанью, а когда подрос, учился в Казанской гимназии. Н.Заболоцкий родился в Казани. Оба посвятили свою жизнь литературному творчеству. Поэтов разделяет более ста лет. Их стихотворения не похожи: и по звучанию, и по темам, и по вопросам. Объединяет произведения русский язык, на котором они написаны.

Учебно-исследовательская карта Задача: Определить частоту использования гласных букв русского алфавита в стихотворениях Г.Р.Державина и Н.А.Заболоцкого. Проблема: Является ли закономерностью частота использования тех или иных гласных букв русского алфавита в произведениях разного времени ?

Учебно-исследовательская карта

Определить частоту использования гласных букв русского алфавита в стихотворениях Г.Р.Державина и Н.А.Заболоцкого.

Является ли закономерностью частота использования тех или иных гласных букв русского алфавита в произведениях разного времени ?

Читайте также: