Обломов и ольга конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Антитеза — оборот поэтической речи, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.

Кульминация — эпизод литературного произведения, в котором конфликт достигает критической точки своего развития.

Образ — художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных явлений.

Портрет — изображение в художественном произведении внешности персонажа.

Список литературы

1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2016. — 367 с.

1. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля.: В 2 ч. Ч 1. М.: Московский лицей, 2007. — с 185-278.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Илья Ильич мечтает о спокойной и тихой жизни в Обломовке, его пугает ответственность за другого человека. Гончаров очень тонко показывает развитие отношений героев, описывая тревожащие их моменты, сокрытие чувств от других, беседы о различных путях достижения счастья.

Будучи влюблённым, Обломов идеализирует Ольгу, представляет её прекрасной музой, живущей с ним в его маленьком раю. Однако сказки далеки от реальности, и непонимание между героями приводит к разрыву. Охлаждение отношений Гончаров символически подчёркивает внезапным снегопадом в Петербурге.

В конце концов герой находит свое счастье в браке с Агафьей Пшеницыной. Его любовь к ней основана на барских привычках. Добрая, скромная, домашняя, она готова потакать всем его капризам. Вместе с тем, её обожание, основанное на традиционных ценностях и обывательском мировоззрении, подрывает любые порывы к деятельности.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

1. Единичный выбор

Завершите фразу: испытания любовью Обломов не выдержал, так как считал…

К сближению с женщинами ведут большие хлопоты;

Любовь — это вообще ерунда;

Главное в любви — это материальная составляющая;

Он не должен опускаться до любви к женщине;

Правильный вариант / варианты:

К сближению с женщинами ведут большие хлопоты.

2. Подчёркивание элементов

Что ценил Обломов в Агафье Пшеницыной? Подчеркните верный ответ.

Умение вести себя в обществе;

Ощущение покоя и защищенности;

Правильный вариант / варианты:

Ощущение покоя и защищенности.

доказать, что любовь развивает души и сердца главных героев, раскрывает их характеры, показывает героев в их развитии.

раскрыть характеры и идеалы Обломова и Ольги Ильинской;

воссоздать историю взаимоотношений Ольги с Ильей Ильичом;

развивать умение анализировать эпизоды, образы-персонажи, высказывать свое отношение к героям.

Тема любви в литературе всегда была актуальна. Ещё с античных времён воспевалось это чистое и прекрасное чувство - любовь. Как вы думаете, почему многие писатели и поэты этой теме уделяли особое внимание?

Если возводить пьедестал любви, то, несомненно, на первом месте будут романтические отношения Ромео и Джульетты. Это самая красивая история, которая увековечила её автора - Шекспира. Ромео и Джульетта полюбили друг друга с первого взгляда, с первых слов. Двое влюблённых идут наперекор судьбе, несмотря на вражду между их семействами. Ромео готов ради любви отказаться даже от своего имени, а Джульетта готова умереть, лишь бы быть верной Ромео. Они погибают во имя любви, умирают вместе, потому что не могут жить друг без друга. Жизнь одного теряет смысл без другого.

Хоть эта история и трагична, но на любовь Ромео и Джульетты всегда и везде, в любые времена будут равняться все влюблённые.

Но любовь бывает разная: любовь-страсть и любовь-привычка. Кто-то любит всем сердцем и готов на все ради любимого, а кто-то любит головой, зная наперед, что ему нужно. Но какая бы разная ни была любовь, это чувство всё равно прекрасно. Поэтому о любви столько пишут, сочиняют стихи, о любви поётся в песнях. А создателей прекрасных произведений можно перечислять до бесконечности.

Иннокентий Анненский писал:

- Как вы понимаете слова русского писателя Анненского?

- В начале романа мы застаем главного героя, лежащим на диване и совершенно не интересующимся общественными делами.

- Почему Обломов прячется от общества? От чего он бежит? Стр. 189-190

Илья Ильич мечтал уйти от общества, света, потому что не находит там никаких интересов, видит там одних "мертвецов". Ему хотелось освободиться от вечной суеты, страстей, жадности, сплетен, пересудов. Илья Ильич мечтал, "обняв жену за талью, углубиться с ней в бесконечную темную аллею, идти с ней искать в природе сочувствия".

- Не напомните ли, что составило бы счастье нашего героя? (ч.2 гл.4) стр. 194-197

Идеальная жизнь для Обломова:

3. Новый, покойно выстроенный дом

4. Добрые соседи-приятели

- О какой жене мечтает Обломов?

Илья Ильич мечтал, "обняв жену за талью, углубиться с ней в бесконечную темную аллею, идти с ней искать в природе сочувствия".

- Согласен ли Штольц с таким пониманием счастья? Почему? Что значит жить для Штольца? Стр. 200

- Как такую жизнь называет Штольц? (Обломовщина)

- Всегда ли такой был Обломов? О чем они мечтали? Стр. 198

- Почему? (Нет силы и воли). Стр.200

- Куда зовет Штольц Обломова и зачем? (Штольц зовет друга за границу, хочет помочь ему избавиться от обломовщины.)

- Сначала Обломов верит в то, что Андрей может ему помочь и даже готов идти за ним куда угодно. Начинает даже строить планы. Какие? Стр. 204

- Так уехал Обломов за границу или нет? Почему? Каковы причины? Стр. 206

- И вот на горизонте жизни появляется та, которая (гипотетически) может составить счастье.

Но сперва давайте вспомним, о какой жене мечтает Обломов? (см. запись)

- Кто же эта женщина, которая должна была составить счастье Обломова? Когда и от кого слышим первое упоминание о ней? (из разговора Штольца с Обломовым)

- Как произошло знакомство Обломова с Ольгой?

В тетрадях запись примерного содержания:

- Почему Штольц говорил только с Ольгой? Чем она отличалась от других девушек? Стр. 208

- Каким видим нашего героя при первой встрече с Ольгой? (рассеянным, неуклюжим)

- Почему в этой сцене так мало об Илье Ильиче?

- Какую роль сыграл Штольц?

(Штольц не только познакомил их, но и успел рассказать Ольге и о халате, и о диване, и о том, что Захар одевает барина.

- Какой план развился у Ольги по отношению к Обломову?

План возрождения Обломова:

Отучить спать после обеда

Заставить прочитать книги, которые оставил Штольц

Заставить писать в деревню письма

Заставить дописать план устройства имения

Заставить приготовиться ехать за границу

- Зачем ей все это надо?

- Как изменилась жизнь главного героя после встречи с Ильинской? Стр.206

- Какой глубокий философский вывод, жизненную мудрость заключает история двух главных героев?

Истинное чувство, истинная любовь способна делать чудеса. Она возрождает человека в человеке, вскрывает его внутренние резервы и возможности.

- Если все так хорошо, почему же Обломов пишет Ольге письмо и почему? Как тревоги, мучения Обломова отразились в его письме?

- Почему Обломов не говорит об этом прямо Ольге, а пишет письмо?

- Прав ли Илья Ильич в оценке чувства Ольги?

- Как дальше развиваются их отношения ?

- Как проявляется герой в любви?

Запись:
- Обломов в любви проявляет лучшие качества, лучшие стороны своего характера, давайте отметим глубину его переживаний, поэтичность натуры, мечтательность…;
- в нем развито нравственное чувство и чувство интуиции, он понимает, что нравится Ольге, он способен на глубокое чувство.

- Изменилась ли жизнь Ольги? (просьба Штольца растормошить Обломова привела к внутренним изменениям и того и другого)

- С появлением Ольги Обломов оживляется, встряхивается, мозг начинает работать и чего-то искать. Можно ли то же самое сказать о чувстве Ольги к Обломову? Любила ли она его?

Окрыленная своей мечтой, которая заключается в “оживлении” Обломова, Ольга взрослеет, детскость исчезает, чувства оформляются, она “перерастает” Илью Ильича.

Ольга берет на себя роль “путеводной звезды”. Ольга пытается “поставить Обломова на ноги”, научить действию, вывести из покоя и лености.

Обломову же новое чувство незнакомо. Он путается, теряется, стыдится. Он любит Ольгу сердцем, любит нежно, послушно, стыдливо. Его душа пробуждается, потому что живая. Он черпает что-то из Ольги, и сердце его начинает биться, а мозг работать. Ольга вливает в него энергию, любовь к действию, которые заставляют его работать, думать, читать, заниматься хозяйством, мысли его постепенно начинают оформляться. Хотя иногда еще в него вползает “червь неуверенности и лености” и опять хочется спрятать голову под крыло, но Ольга вновь вливает в него надежду, не бросает его, а мягко, по-матерински направляет и наставляет, и Обломов опять живет, опять работает, опять самостоятельно пытается решать. Ольга всегда на “страже”, всегда поможет, всегда научит.

- Какие картинки вновь начинают появляться в его мечтах?

Но часто в мечтах Обломова вставала идиллическая картина: Обломовка, все хорошо, спокойно вокруг, большой дом, где покойно живут он, Илья Ильич, и Ольга, а вокруг бегают дети, и нет в этом уголке ни волнений, ни движения, но лишь спокойствие, умеренность и тишина. В этом и состоит их противоречие: Ольга видит в своих мечтах деятельного и активного человека, а Обломов — все ту же идиллическую картинку.

- Что же постепенно понимает Обломов?

Что что-то в этой любви потерялось, что она потускнела. Любовь Ольги для него превратилась из “радужной” в “требующую”.

- Он начинает тяготиться ею. Как это проявляется?

Обломов начинает чаще обедать дома,

ездит в театр не по зову души, которая должна иметь нравственную подпитку, а по требованию Ольги,

Он хочет поскорее со всем этим покончить и впасть в леность, дремоту и спокойствие. Илья Ильич говорит себе: “Ах, скорей бы кончить да сидеть с ней рядом, не таскаться в такую даль сюда! А то после такого лета да еще видеться урывками, украдкой, играть роль влюбленного мальчика. Правду сказать, я бы сегодня не поехал в театр, если б уж был женат: шестой раз слышу эту оперу. ”

Гармония отношений Ольги и Обломова нарушена. У них даже со временем иссякают темы для разговоров.

- Как вы думаете, было ли будущее у этих отношений, и если да, то сулило бы оно счастье обоим ?

- Кто виноват в причине разрыва их отношений?

С одной стороны, их отношения сошли на нет из-за идиллического воспитания Ильи Ильича, его вечной тяги к покою и тишине, а с другой стороны, по его собственной вине. Обломов "сам виноват. Он не оценил, не понял, что Ольга — девушка с большим запасом здравого смысла, самостоятельности и воли. Обломов первый, конечно, понимает химеричность их романа, но она первая его разрывает. Гармония романа кончилась давно, да она, может, и мелькнула всего на два мгновения; оба, и Ольга и Обломов, переживают сложную внутреннюю жизнь, но уже совершенно независимо друг от друга; в совместных отношениях идет скучная проза.

И в своем последнем разговоре с Обломовым Ольга говорит: “. Я слишком понадеялась на свои силы. Не о первой молодости и красоте мечтала я: я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты давно уже умер. Я не предвидела этой ошибки, я все ждала, надеялась. ”

- Какой след в жизни Обломова оставит Ольга?

Для Обломова эта любовь навсегда останется в сердце. И он будет вспоминать ее как что-то светлое, ясное, чистое. Это была духовная любовь. Эта любовь была лучом света, она пыталась пробудить душу и развить ее. И Обломов понимает причину разрыва. "Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты уж давно умер", - с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задает горький вопрос: "Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу. " "Есть, - отвечает Илья. - Обломовщина!"

Но у него нет сил сопротивляться ей. И Илья Ильич вскоре засыпает духовно, а потом и физически.

Первая и четвертая части романа - его опора, почва. Взлет во второй-третьей частях - кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову.

Первая часть романа внутренне связана с четвертой частью , т. е. сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона.

Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая.

История любви - лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая "Обломова" словами: "И он рассказал ему, что здесь написано". Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А, может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок рассчитан на 1 час. Возможен вариант 2-х часового занятия.

Илья Обломов и Ольга Ильинская. Любовная тема в романе.

Эпиграф к уроку:

Мелодией одной звучат печаль и радость.

А. Блок

Проследить, как автор раскрывает характеры героев в любви, как показывает изменения в их поведении и мировосприятии.

Мы обратим внимание на главы из 2 части романа, возьмём для обсуждения следующие эпизоды или фрагменты текста:

- Портрет Ольги Ильинской – часть 2, глава 5

- Признание Обломова – часть 2, глава 5,6

- Изменения в Обломове под влиянием Ольги – часть 2, главы 9, 11

- Письмо Обломова Ольге - - часть 2 , глава 10

- Предложение Обломова – часть2, глава 12

Развивать умение размышлять, рассуждать, высказывать своё мнение, анализировать текст.

Развивать навыки исследовательской деятельности, связанной с самостоятельными наблюдениями по тексту, формулировкой выводов по заданной теме.

Воспитывать бережное отношение к литературным образам, корректное отношение к позиции автора классического произведения.

Не может один человек дать другому свою волю. Воля может возродиться, когда у человека появится цель в жизни.

- Появится такая цель у Обломова?

(Любимая женщина становится для Обломова целью жизни. Это Ольга Ильинская.

В первом представлении Ольги читателю сразу улавливается некоторое сходство с пушкинской Татьяной Лариной.

- В чем именно? Обратимся к тексту.

1. Портрет Ольги Ильинской – часть 2, глава 5.

Сходство с Т. Лариной:

- В чём источник сближения Ольги и Обломова? Что в них общего?

Естественность, одиночество среди светских людей, отсутствие притворства, светскости было присуще им обоим.

Алина проследила по тексту, как Иван Гончаров, будучи истинным психологом, раскрывает душевное состояние своих героев.

Обратимся к заключительной части 5 главы. Читает учитель.

После нечаянного признания Обломова оба понимают необходимость объяснения и идут навстречу друг другу, испытывая сильное душевное волнение. Ольга, конечно, надеется на то, что герой повторит свои слова о любви, но помнит, что сама она должна запастись строгостью и соблюсти все приличия. Обломов боится встречи с Ольгой, понимая, что ему необходимо будет совершить решительный поступок: либо подтвердить своё признание, либо взять назад неосторожное слово, - но он не готов ни к тому, ни к другому. Отправившись в парк и зная, что встретится там с Ольгой, он не принял никакого решения.

Читаю фрагменты из главы 6 (часть 2).

Анализ эпизода.

Гончаров строит сцену объяснения подобно драматическому действу, имеющему свою завязку, кульминацию, развязку.

Развёртывается роман, бурный и предельно духовный, недаром его постоянный аккомпанемент – пение Ольги, не покидающее Обломова восхищение её красотой, природа в своей летней прелести…

Ольга начинает осознавать редкость достоинств своего избранника. Но Обломов не верит своему счастью. Он постоянно мучается и сомневается.

- В чём сомневается Обломов? Посмотрите гл. 7

В этих рассуждениях нет ни капли притворства… Он искренен. В нём нет самодовольства.

- А Ольга? Свойственно ли ей самодовольство? Что является двигателем её поведения?

А Обломов? Он без всякого сопротивления, с радостью подчиняется воле Ольги.

- Что представляла собой жизнь Обломова, вся сосредоточенная на любви? (Глава 9)

- Как изменился Обломов под влиянием Ольги? ( Глава 11)

(Эти наблюдения дети выполняли дома и поэтому высказываются без подготовки)

Жизнь Ильи Ильича дублировала жизнь Ольги и только.

Помимо всего ему необходимы постоянные инъекции уверенности в чувстве Ольги.

И вот он пишет письмо Ольге.

Чтение письма Обломова Ольге Ильинской. (Читаю фрагментами) (Глава 10)

Беседа после прочитанного.

- Зачем Обломов пишет Ольге письмо?

- Что угадала Ольга в душе Обломова, прочитав его письмо?

Обломов пишет письмо с неосознанной целью испытать любовь. Ольга это поняла. Прочитав письмо Обломова, она увидела в нем светлую душу, нежность, чистую совесть, отсутствие всякого эгоизма, боязнь за счастье любимой. Всё это поразило Ольгу.

И герои вновь охвачены поэзией любви.

Наконец Обломов решает сделать Ольге предложение.

- Найдите связь между этим эпизодом и эпиграфом нашего урока.

«Любовь Обломова с самого начала несла в себе противоречие, предопределившее и её силу, и её ущербность. Это любовь романтика-мечтателя, пушкинского Ленского; она возвышенна, восторжена, идеальна…

Такая любовь питается мечтой о счастье, его ожиданием. Ольга – идеал для Обломова. Но идеал для него только мечта. Ольга и любима им как мечта. Он вполне счастлив предвкушением счастья.

Попытки реализовать мечту для таких влюбленных часто влекут за собой опасность потерять её вообще. Романтической любви противопоказано столкновение с бытом, а ведь оно неизбежно при всякой попытке превратить мечту о счастье в реальность.

Третья часть романа - об испытаниях любви. Но о них мы будем говорить на следующих уроках.

Выходит заранее подготовленный ученик с веткой сирени в руке и читает фрагмент из романа:

"Счастливый, сияющий, точно "с месяцем во лбу", пришел он домой, сел в угол дивана и быстро начертал по пыли на столе крупными буквами: "Ольга".

"Ах, какая пыль! - очнувшись от восторга, заметил он".

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Почему? (Ветка сирени - художественная деталь, которая символизирует чувства героев.)

Цель урока: доказать, что любовь развивает души и сердца главных героев, раскрывает их характеры, показывает героев в их развитии. Слайд 2

Задачи урока: Слайд № 3

1. Раскрыть характеры и идеалы Обломова и Ольги Ильинской;

2. Воссоздать историю взаимоотношений Ольги с Ильей Ильичом;

3. Развивать умение анализировать эпизоды, выражать свое отношение к героям.

Тема любви в литературе всегда была актуальна. Ещё с античных времён воспевалось это чистое и прекрасное чувство - любовь.

Все вы знаете печальную историю любви Ромео и Джульетты, но на эту любовь всегда и везде, в любые времена будут равняться все влюблённые.

Давайте вспомним, какие произведения о любви вы изучали в школе? Слайд № 4

-Как вы думаете, почему многие писатели и поэты этой теме уделяли особое внимание?

Любовь бывает разная: Кто-то любит всем сердцем и готов на все ради любимого, а кто-то любит головой, зная наперед, что ему нужно. Но какая бы разная ни была любовь, это чувство всё равно прекрасно. Поэтому о любви столько пишут, сочиняют стихи, о любви поётся в песнях. А создателей прекрасных произведений можно перечислять до бесконечности.

Слайд № 5 Эпиграфом к нашему уроку станут слова Иннокентия Анненского: "Любовь-это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих".

Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Иван Александрович Гончаров верил во всемогущую силу этого чувства. "Вы правы, - писал он одной из своих знакомых,- подозревая меня: в вере во всеобщую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять ее к деятельности.

В романе "Обломов" любовь - это основа. Это чувство раскрывает характеры, показывает героев в развитии. Мы видим в жизни Обломова одно и то же чувство- любовь. Но с какими разными началами, стремлениями. На уроке мы рассмотрим динамику развития взаимоотношений Обломова и Ольги, определим авторскую позицию и рассмотрим способы ее выражения

Беседа с учащимися

- Почему Обломов прячется от общества? От чего он бежит?

Илья Ильич мечтал уйти от общества, света, потому что не находит там никаких интересов, видит там одних "мертвецов". Ему хотелось освободиться от вечной суеты, страстей, жадности, сплетен, пересудов. Илья Ильич мечтал, "обняв жену за талью, углубиться с ней в бесконечную темную аллею, идти с ней искать в природе сочувствия".

- Давайте вспомним, что составило бы счастье нашего героя? (ч.2 гл.4)

Идеальная жизнь для Обломова:

3. Новый, покойно выстроенный дом слайд 6

4. Добрые соседи-приятели

- В начале романа мы застаем главного героя, лежащим на диване и совершенно не интересующимся общественными делами.

- И вот на горизонте жизни появляется та, которая (гипотетически) может составить счастье.

Когда и от кого слышим первое упоминание о ней? (из разговора Штольца с Обломовым)

- Как произошло знакомство Обломова с Ольгой? Слайд 7

В тетрадях запись примерного содержания:

Ольга. Проста, мягка, музыкально образованна, иронична, внимательна, энергична, жаждет деятельности, полна мечтами о ней, уверенная в себе; хороший психолог, "тонкая натура" и т. д. Слайд № 8

- Какой план развился у Ольги по отношению к Обломову?

План возрождения Обломова: слайд 9

Отучить спать после обеда.

Заставить прочитать книги, которые оставил Штольц.

Заставить писать в деревню письма.

Заставить дописать план устройства имения.

Заставить приготовиться ехать за границу.

- Зачем ей все это надо?

Чтобы удивился Штольц её способностям ("И Штольц не узнает его, воротясь".)

Чтобы Обломов восхищался ею, жил для неё и восхищался ею. ("Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и её".)

Ради собственной славы, ради собственного самолюбия. ("Возвратить человека к жизни - сколько славы доктору, когда он спасет безнадежно больного! А спасти нравственно погибающий ум, душу. ")

- Как изменилась жизнь главного героя после встречи с Ильинской? (обращаемся к тексту)

"Встает он в семь часов.

Читает, носит куда-то книги.

На лице ни сна, ни усталости, ни скуки, на нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности.

Халата не видать на нем: Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе:

Он весел, напевает:отчего же это?")

Почему это произошло? (произошло это под влиянием большого чувства, которое нахлынуло на этого "большого ребенка" и захватило его полностью).

- Какой глубокий философский вывод, жизненную мудрость заключает история двух главных героев?

Истинное чувство, истинная любовь способна делать чудеса. Она возрождает человека в человеке, вскрывает его внутренние резервы и возможности.

- Если все так хорошо, почему же Обломов пишет Ольге письмо и почему? Как тревоги, мучения Обломова отразились в его письме?

Просмотр кадра фильма Никиты Михалкова "Несколько дней из жизни Обломова" (эпизод чтения письма)

- Прав ли Илья Ильич в оценке чувства Ольги?

- Как дальше развиваются их отношения?

- Как проявляется герой в любви?

  • Обломов в любви проявляет лучшие качества, лучшие стороны своего характера, давайте отметим глубину его переживаний, поэтичность натуры, мечтательность:;
  • - в нем развито нравственное чувство и чувство интуиции, он понимает, что нравится Ольге, он способен на глубокое чувство.

- Изменилась ли жизнь Ольги? (просьба Штольца растормошить Обломова привела к внутренним изменениям и того и другого)

- С появлением Ольги Обломов оживляется, встряхивается, мозг начинает работать и чего-то искать. Можно ли то же самое сказать о чувстве Ольги к Обломову? Любила ли она его?

Окрыленная своей мечтой, которая заключается в "оживлении" Обломова, Ольга взрослеет, детскость исчезает, чувства оформляются, она "перерастает" Илью Ильича.

Ольга берет на себя роль "путеводной звезды". Ольга пытается "поставить Обломова на ноги", научить действию, вывести из покоя и лености.

- Какие картинки вновь начинают появляться в его мечтах?

Но часто в мечтах Обломова вставала идиллическая картина: Обломовка, все хорошо, спокойно вокруг, большой дом, где покойно живут он, Илья Ильич, и Ольга, а вокруг бегают дети, и нет в этом уголке ни волнений, ни движения, но лишь спокойствие, умеренность и тишина.

Вывод: В этом и состоит их противоречие: Ольга видит в своих мечтах деятельного и активного человека, а Обломов - все ту же идиллическую картинку.

- Что же постепенно понимает Обломов?

Что что-то в этой любви потерялось, что она потускнела. Любовь Ольги для него превратилась из "радужной" в "требующую".

- Он начинает тяготиться ею. Как это проявляется?

Обломов начинает чаще обедать дома,

ездит в театр не по зову души, которая должна иметь нравственную подпитку, а по требованию Ольги, Он хочет поскорее со всем этим покончить и впасть в леность, дремоту и спокойствие. Илья Ильич говорит себе: "Ах, скорей бы кончить да сидеть с ней рядом, не таскаться в такую даль сюда! А то после такого лета да еще видеться урывками, украдкой, играть роль влюбленного мальчика. Правду сказать, я бы сегодня не поехал в театр, если б уж был женат: шестой раз слышу эту оперу. "

Гармония отношений Ольги и Обломова нарушена. У них даже со временем иссякают темы для разговоров.

- Как вы думаете, было ли будущее у этих отношений, и если да, то сулило бы оно счастье обоим?

- Кто виноват в причине разрыва их отношений?

Обломов понимает, что с Ольгой он будет несчастлив, так как ему надо с ней переделывать себя. А он уже выбрал путь, он обрек себя на бесцельное существование. Его время - это время, когда лучше остаться верным своим прекрасным идеалам и ничего не делать. Разлад с самим собой приводит его к протесту, но выраженному необычно: "я не хочу участвовать в совершающемся зле и не буду".

И в своем последнем разговоре с Обломовым Ольга говорит: ". Я слишком понадеялась на свои силы. Не о первой молодости и красоте мечтала я: я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты давно уже умер. Я не предвидела этой ошибки, я все ждала, надеялась. "

Подведение итогов урока.

Любовь помогает раскрыть самые неожиданные черты в характерах героев, без которых впечатление о них было бы неполным и ошибочным, например характер Ильи Ильича Обломова. Чем были бы слова Штольца о "кристальной, чистой и светлой" душе Обломова, если бы автор показал лишь ленивый и спокойный образ жизни его в Петербурге? Не будь прекрасных страниц о его искренней и всеобъемлющей любви, пробужденной Ольгой, даже воспоминания детства не скрасили бы этот образ.

Таким образом, любовь - главная, важнейшая составляющая "нормы" жизни, "часть" идеала, к которому должен быть устремлен человек, потому что "счастливой, пронесенной через всю жизнь любви" дано превращаться в "могучую бытийную силу, способную гармонизировать и другие связи людей, не исключая и социальные".

Возвращаясь к началу урока и вспоминая эпиграф, действительно можно сказать, что "Любовь-это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих".

Как вы считаете, выдержал ли главный герой испытание любовью?

Обломов не выдерживает испытания любовью. Он не способен брать на себя ответственность за судьбы других людей. Обломов развращен барством. Женившись на Пшеницыной, он опускается все больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Испытание любовью:

Ольга Ильинская

Карпенко Наталия Александровна

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №1970

г. Москвы

доказать, что любовь развивает души и сердца главных героев, раскрывает их характеры, показывает героев в их развитии.

раскрыть характеры и идеалы Обломова и Ольги Ильинской;

воссоздать историю взаимоотношений Ольги с Ильей Ильичом;

развивать умение анализировать эпизоды, образы-персонажи, высказывать свое отношение к героям.

Слово учителя.

Тема любви в литературе всегда была актуальна. Ещё с античных времён воспевалось это чистое и прекрасное чувство - любовь. Как вы думаете, почему многие писатели и поэты этой теме уделяли особое внимание?

Если возводить пьедестал любви, то, несомненно, на первом месте будут романтические отношения Ромео и Джульетты. Это самая красивая история, которая увековечила её автора - Шекспира. Ромео и Джульетта полюбили друг друга с первого взгляда, с первых слов. Двое влюблённых идут наперекор судьбе, несмотря на вражду между их семействами. Ромео готов ради любви отказаться даже от своего имени, а Джульетта готова умереть, лишь бы быть верной Ромео. Они погибают во имя любви, умирают вместе, потому что не могут жить друг без друга. Жизнь одного теряет смысл без другого.

Хоть эта история и трагична, но на любовь Ромео и Джульетты всегда и везде, в любые времена будут равняться все влюблённые.

Но любовь бывает разная: любовь-страсть и любовь-привычка. Кто-то любит всем сердцем и готов на все ради любимого, а кто-то любит головой, зная наперед, что ему нужно. Но какая бы разная ни была любовь, это чувство всё равно прекрасно. Поэтому о любви столько пишут, сочиняют стихи, о любви поётся в песнях. А создателей прекрасных произведений можно перечислять до бесконечности.

Но сможет ли Обломов, чистый, добрый и поэтический человек, быть счастлив со своей возлюбленной? Вот вопрос, на который мы должны ответить в конце урока.

Иннокентий Анненский писал:

- Как вы понимаете слова русского писателя Анненского?

- В начале романа мы застаем главного героя, лежащим на диване и совершенно не интересующимся общественными делами.

- Почему Обломов прячется от общества? От чего он бежит? Стр. 189-190

Илья Ильич мечтал уйти от общества, света, потому что не находит там никаких интересов, видит там одних "мертвецов". Ему хотелось освободиться от вечной суеты, страстей, жадности, сплетен, пересудов. Илья Ильич мечтал, "обняв жену за талью, углубиться с ней в бесконечную темную аллею, идти с ней искать в природе сочувствия".

- Не напомните ли, что составило бы счастье нашего героя? (ч.2 гл.4) стр. 194-197

Идеальная жизнь для Обломова:

3. Новый, покойно выстроенный дом

4. Добрые соседи-приятели

- О какой жене мечтает Обломов?

Илья Ильич мечтал, "обняв жену за талью, углубиться с ней в бесконечную темную аллею, идти с ней искать в природе сочувствия".

- Согласен ли Штольц с таким пониманием счастья? Почему? Что значит жить для Штольца? Стр. 200

- Как такую жизнь называет Штольц? (Обломовщина)

- Всегда ли такой был Обломов? О чем они мечтали? Стр. 198

- Почему? (Нет силы и воли). Стр.200

- Куда зовет Штольц Обломова и зачем? (Штольц зовет друга за границу, хочет помочь ему избавиться от обломовщины.)

- Сначала Обломов верит в то, что Андрей может ему помочь и даже готов идти за ним куда угодно. Начинает даже строить планы. Какие? Стр. 204

- Так уехал Обломов за границу или нет? Почему? Каковы причины? Стр. 206

- И вот на горизонте жизни появляется та, которая (гипотетически) может составить счастье.

Но сперва давайте вспомним, о какой жене мечтает Обломов? (см. запись)

- Кто же эта женщина, которая должна была составить счастье Обломова? Когда и от кого слышим первое упоминание о ней? (из разговора Штольца с Обломовым)

- Как произошло знакомство Обломова с Ольгой?

В тетрадях запись примерного содержания:

- Почему Штольц говорил только с Ольгой? Чем она отличалась от других девушек? Стр. 208

- Каким видим нашего героя при первой встрече с Ольгой? (рассеянным, неуклюжим)

- Почему в этой сцене так мало об Илье Ильиче?

- Какую роль сыграл Штольц?

(Штольц не только познакомил их, но и успел рассказать Ольге и о халате, и о диване, и о том, что Захар одевает барина.

- Какой план развился у Ольги по отношению к Обломову?

Запись:

План возрождения Обломова:

Отучить спать после обеда

Заставить прочитать книги, которые оставил Штольц

Заставить писать в деревню письма

Заставить дописать план устройства имения

Заставить приготовиться ехать за границу

- Зачем ей все это надо?

- Как изменилась жизнь главного героя после встречи с Ильинской? Стр.206

- Какой глубокий философский вывод, жизненную мудрость заключает история двух главных героев?

Истинное чувство, истинная любовь способна делать чудеса. Она возрождает человека в человеке, вскрывает его внутренние резервы и возможности.

- Если все так хорошо, почему же Обломов пишет Ольге письмо и почему? Как тревоги, мучения Обломова отразились в его письме?

- Почему Обломов не говорит об этом прямо Ольге, а пишет письмо?

- Прав ли Илья Ильич в оценке чувства Ольги?

- Как дальше развиваются их отношения ?

- Как проявляется герой в любви?

Запись:
- Обломов в любви проявляет лучшие качества, лучшие стороны своего характера, давайте отметим глубину его переживаний, поэтичность натуры, мечтательность…;
- в нем развито нравственное чувство и чувство интуиции, он понимает, что нравится Ольге, он способен на глубокое чувство.

- Изменилась ли жизнь Ольги? (просьба Штольца растормошить Обломова привела к внутренним изменениям и того и другого)

- С появлением Ольги Обломов оживляется, встряхивается, мозг начинает работать и чего-то искать. Можно ли то же самое сказать о чувстве Ольги к Обломову? Любила ли она его?

Окрыленная своей мечтой, которая заключается в “оживлении” Обломова, Ольга взрослеет, детскость исчезает, чувства оформляются, она “перерастает” Илью Ильича.

Запись:

Ольга берет на себя роль “путеводной звезды”. Ольга пытается “поставить Обломова на ноги”, научить действию, вывести из покоя и лености.

Обломову же новое чувство незнакомо. Он путается, теряется, стыдится. Он любит Ольгу сердцем, любит нежно, послушно, стыдливо. Его душа пробуждается, потому что живая. Он черпает что-то из Ольги, и сердце его начинает биться, а мозг работать. Ольга вливает в него энергию, любовь к действию, которые заставляют его работать, думать, читать, заниматься хозяйством, мысли его постепенно начинают оформляться. Хотя иногда еще в него вползает “червь неуверенности и лености” и опять хочется спрятать голову под крыло, но Ольга вновь вливает в него надежду, не бросает его, а мягко, по-матерински направляет и наставляет, и Обломов опять живет, опять работает, опять самостоятельно пытается решать. Ольга всегда на “страже”, всегда поможет, всегда научит.

- Какие картинки вновь начинают появляться в его мечтах?

Но часто в мечтах Обломова вставала идиллическая картина: Обломовка, все хорошо, спокойно вокруг, большой дом, где покойно живут он, Илья Ильич, и Ольга, а вокруг бегают дети, и нет в этом уголке ни волнений, ни движения, но лишь спокойствие, умеренность и тишина. В этом и состоит их противоречие: Ольга видит в своих мечтах деятельного и активного человека, а Обломов — все ту же идиллическую картинку.

- Что же постепенно понимает Обломов?

Что что-то в этой любви потерялось, что она потускнела. Любовь Ольги для него превратилась из “радужной” в “требующую”.

- Он начинает тяготиться ею. Как это проявляется?

Обломов начинает чаще обедать дома,

ездит в театр не по зову души, которая должна иметь нравственную подпитку, а по требованию Ольги,

Он хочет поскорее со всем этим покончить и впасть в леность, дремоту и спокойствие. Илья Ильич говорит себе: “Ах, скорей бы кончить да сидеть с ней рядом, не таскаться в такую даль сюда! А то после такого лета да еще видеться урывками, украдкой, играть роль влюбленного мальчика. Правду сказать, я бы сегодня не поехал в театр, если б уж был женат: шестой раз слышу эту оперу. ”

Гармония отношений Ольги и Обломова нарушена. У них даже со временем иссякают темы для разговоров.

- Как вы думаете, было ли будущее у этих отношений, и если да, то сулило бы оно счастье обоим ?

- Кто виноват в причине разрыва их отношений?

С одной стороны, их отношения сошли на нет из-за идиллического воспитания Ильи Ильича, его вечной тяги к покою и тишине, а с другой стороны, по его собственной вине. Обломов "сам виноват. Он не оценил, не понял, что Ольга — девушка с большим запасом здравого смысла, самостоятельности и воли. Обломов первый, конечно, понимает химеричность их романа, но она первая его разрывает. Гармония романа кончилась давно, да она, может, и мелькнула всего на два мгновения; оба, и Ольга и Обломов, переживают сложную внутреннюю жизнь, но уже совершенно независимо друг от друга; в совместных отношениях идет скучная проза.

И в своем последнем разговоре с Обломовым Ольга говорит: “. Я слишком понадеялась на свои силы. Не о первой молодости и красоте мечтала я: я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты давно уже умер. Я не предвидела этой ошибки, я все ждала, надеялась. ”

- Какой след в жизни Обломова оставит Ольга?

Для Обломова эта любовь навсегда останется в сердце. И он будет вспоминать ее как что-то светлое, ясное, чистое. Это была духовная любовь. Эта любовь была лучом света, она пыталась пробудить душу и развить ее. И Обломов понимает причину разрыва. "Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты уж давно умер", - с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задает горький вопрос: "Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу. " "Есть, - отвечает Илья. - Обломовщина!"

Но у него нет сил сопротивляться ей. И Илья Ильич вскоре засыпает духовно, а потом и физически.

Композиция романа

hello_html_m53f56762.jpg

Первая и четвертая части романа - его опора, почва. Взлет во второй-третьей частях - кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову.

Первая часть романа внутренне связана с четвертой частью , т. е. сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона.

Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая.

История любви - лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая "Обломова" словами: "И он рассказал ему, что здесь написано". Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А, может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич?

Читайте также: