Шевченко художник конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Т.Г.Шевченко - художник

Т.Г.Шевченко - художник

Тарас Григорьевич Шевченко

Художественное наследие Т.Г. Шевченко – произведения живописи и

графики, которые выполнил Шевченко в разной технике в течение всей жизни. Сохранилось 835 произведений, которые дошли до нашего времени в оригиналах и частично в гравюрах на металле и дереве отечественных и зарубежных граверов, а также в копиях, выполненных художниками еще при жизни Шевченко. Представление о художественном наследии Шевченко дополняют данные о свыше 270 потерянных и до сих пор не найденных работ. Живописные и графические произведения по времени выполнения их датируются 1830-1861г.г. и территориально связаны с Россией, Украиной и Казахстаном.

Архитектурные зарисовки и пейзажи.

Композиции на мифологические, исторические и бытовые темы,

Выполнены они в технике

Масляного письма на полотне, акварелью, сепией, тушью, свинцовым карандашом, в технике офорта на отдельных листах белой, цветной и тонированной бумаги разных размеров, а также в пяти альбомах.

Значительную часть художественного наследия Шевченко составляют завершенные работы, но не менее ценными для понимания творческого пути и раскрытия творческого метода художника являются и его многочисленные эскизы, этюды, наброски и учебные студии. Из всех произведений лишь незначительная часть имеет авторские подписи, надписи и еще более малая – авторские даты. Изучение художественного наследства Шевченко в наше время дало возможность установить максимально точные даты выполнения многих его художественных работ, определить основные этапы развития творчества художника по жанрам, тематике и формальным признакам.

Учитель – художник К. Брюллов

Петербургская Академия искусств

Достижения

Именно за графические, а не за живописные произведения Шевченко было присуждено высокое и почетное звание академика Санкт-петербургской Академии искусств. Сам Шевченко был высокого мнения относительно возможности графического искусства и, в частности, о назначении в обществе художника-графика. Об этом свидетельствует запись, сделанная поэтом в дневнике 26 июня 1857 года:

1839 год за академический рисунок мужской натуры – серебряная медаль II степени

I период творчества

От Академии до ссылки (1830-1847рр)

1) виды, знаменитые красотой и историческими воспоминаниями;

2) народный быт настоящего;

Богдана Хмельницкого. Сюда прибыли послы с подарками. Поразительное отличие в поведении московского посла, который спокойно и задумчиво сидит за столом, и турецкого, что нервно похаживает по гостиные, не оставляет сомнению в том, на чьей стороне симпатии казаков, а в их лице - всего украинского народа.

Глубокой любовью и уважением к своему народу и родине насыщенна каждая гравюра серии. По окончании Академии искусств в 1845 г. Тарас Шевченко приезжает в Киев, где работает художником Археографической комиссии при Киевском университете. По заданию комиссии он осуществил несколько длительных путешествий по Украине, выполнил большое количество рисунков и акварелей - в основном это пейзажи, достопримечательности архитектуры, сцены из народной жизни. В 1845-1847 гг. он создал несколько женских портретов (Маевской, Кейкуатовой, Горленко), в которых с большим мастерством и психологической глубиной раскрыл сложный мир внутренней жизни человека.

II период творчества

Творчество периода ссылки.

Но вот прапорщик Исаев вспомнил о том, что высланному Шевченко было запрещено рисовать самим императором. Художника опять арестовывают и отсылают сначала в Орскую крепость, а затем в Новопетровске укрепления на полуострове Мангишлак, где он пробыл около семи лет. Только благодаря сочувственному отношению к Шевченко комендантов укрепления Маевского и Ускова, он получил возможность рисовать - хотя и под надзором и с большими предостережениями.

В произведениях периода ссылки преобладают пейзажи, сцены из жизни

На ссылке художник начал разрабатывать серию рисунков под названием

С художественной стороны произведения серии исполнены безукоризненно

III период творчества

Освобождение из ссылки прибавило творческую энергию Шевченко. Ему запретили жить в Москве, Петербурге и на Украине, однако благодаря заботе друзей Шевченко и руководства Академии искусств (в первую очередь ее вице-президента Федора Толстого), Шевченко позволили жить в столицах.

Портреты двух славных актеров: российского - Михаила Щепкина и

негритянского - Айры Олдриджа - примеры высокого мастерства Шевченко-портретиста. Щепкин, друг и почитатель Шевченко, изображенный в спокойной позе. В чертах пожилого человека передана душевная чистота, достоинство, доброта. Что-то мягкое есть в наклоненной голове, в ясных глазах, легкой улыбке. В портрете Айры Олдриджа акцентировано внимание на бурном темпераменте, особенно выразительные глаза актера-трагика. Они смотрят осторожно и встревожено. Поворот председателя и внезапный всплеск бровей еще больше подчеркивают пылкий характер этого человека.

Мне всегда больно, когда умирают талантливые люди, потому что мир

нуждается в них больше, чем небо. Г. Лихтенберг

Шевченко сделал большой вклад в развитие портрета, бытового жанра и пейзажа. Он выступал как один из первых на то время офортистов Украины и России. Его реалистичное творчество преисполнено большим социально-обличительным содержанием и отмечается глубокой народностью, интернациональными мотивами и гуманизмом. Произведения Шевченко имели влияние на все развитие украинского искусства, они служат животворным источником для многих поколений украинских художников. Художественное наследие Шевченко определяет его выдающееся место в истории не только украинского, но и мирового искусства.

по программе Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.

учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,

ВложениеРазмер
konspekt_urokakosmos_v_muzyke_i_v_zhivopisi.docx 18.32 КБ
prezentatsiya.pptx 1.59 МБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Урок в 6 классе

Тип урока Интегрированный

Вид урока: урок- путешествие

Цель: Создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии через использование приёмов системно - деятельного обучения.

- знакомство учащихся с произведениями композиторов Чарльза Айвза и Э.Артемьева;

- учить понимать язык музыки и изобразительного искусства;

- выявить какие средства музыки и живописи помогают определять созвучие музыкальных и живописных образов, содержащих восприятие учащимися о вечности мироздания.

- обобщить накопленный жизненно-музыкальный опыт учащихся, закрепить представления о взаимосвязи музыки и изобразительном искусстве на основе выявления специфики и общности жанров этих видов искусств.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, синтезатор, мольберт.

Формы и методы: групповые, коллективные

Поют дети и учитель:

«Утро, здравствуй, мы любим тебя,

Солнце, здравствуй, мы любим тебя,

Небо здравствуй, мы любим тебя,

Эпиграфом нашего урока будет высказывание итальянского художника Леонарда да Винчи (Слайд 1).

Сейчас мы прослушаем фрагмент музыкального произведения.

Ваша задача, внимательно вслушаться и после прослушивания ответить на вопросы.

1.Скажите, к какому жанру относиться это произведение? (вокальный, инструментальный),

2. В каком исполнении прозвучало это произведение; (инструментального ансамбля)

3. Какие, интонации прослеживались? (спокойные, ровные, летящие, таинственные..), а как воздействовала музыка на ваше воображение, т.е. что вы представили, (ощущения полёта, легкости, невесомости, дали..)

(Слайд 2) Дидье Маруани в 1977 году сформировал группу «Спейс, которая работала в 80-е годы в жанре синти-поп и электроника.

(Слайд 3,4) Синти-поп - жанр электронной музыки в 1980- годы становился популярным, в котором синтезатор является доминирующим музыкальным инструментом. Жанр этот возник в Японии и Великобритании.

– Продолжить наш урок хочу отрывком одного из стихотворений Людмилы Шакун (Слайд 5)

Я стою на пороге Вселенной,
Вихри космоса веют в лицо,
Все, что вечно, и все, что мгновенно,
Припорошено звездной пыльцой.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? Верно, о космосе! (Слайд 6)

Вам нравиться смотреть в небо? А представлять, что вы летите высоко, высоко над Землёй?
Вид звездного неба – эта бриллиантовая россыпь множества звезд всегда привлекал, завораживал человека.

- Чем привлекал Космос людей? (притягательностью, красотой, таинственностью, загадочностью)

Звездное небо – великая книга Природы. Воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звездного неба. Какая же она музыка космоса, музыка других миров?

Сегодня мы совершим необычное путешествие во Вселенную, в ее необъятные просторы, а поможет нам в этом фантазия, воображение и музыка новых композиторов, чьи имена вам уже знакомы. Давайте прослушаем фрагмент музыкального произведения и назовем композитора и название его сочинения.

Да, это американский композитор начала 20 века Чарльз Айвз, который сочинял своеобразную, необычную музыку, как сама Вселенная. (Слайд 7)

Фрагмент музыкального произведения, который прозвучал, трудно назвать просто симфоническим произведением, мы говорили, что это - музыкальный пейзаж. ВСТАВКА. СЛАЙД - О ПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕЙЗАЖ

Космос-это огромная вселенная, а человек, только её малая частичка. Сколько бы мы не изучали Космос, всё равно останется масса неизведанного, неопознанного. (ВСТАВКА О СОВРЕМЕННОМ ХУДОЖНИКЕ СЛАЙДЫ)

Сейчас мы услышим с вами фрагмент произведения отечественного композитора XX века Эдуарда Николаевича Артемьева, чье имя вам пока не знакомо. В каком исполнении прозвучал фрагмент произведения? (В электромузыкальном)

С появлением электромузыкальных инструментов, значительно расширились возможности создания музыки. И композитор Э.Н.Артемьев, тоже создал в своих музыкальных сочинениях образы космоса, при помощи электромузыкального инструмента синтезатора. (Слайд 10 разновидности)

Это современный музыкальный инструмент, акустические возможности которого настолько уникальны, что позволяют передать красочность и гармонию Вселенной.

Давайте сейчас назовем средства выразительности, которые используют как композиторы, так и художники в своих работах над различными произведениями. (Слайд 14 средства)

А теперь я предлагаю по вашему желанию сымпровизировать игру на синтезаторе с использованием выразительных средств, а остальные учащиеся в своих группах передают свои восприятия на рисунках.

Какой образ создаёт композитор в пьесе “Мозаика”?

Д – Это образ пространства, космического пейзажа, образ Вселенной

2. Какие зрительные представления возникли у вас?

Д – Странная таинственная среда непознаваемого мира, удивительные звуки внеземных цивилизаций. ВСТАВКА МОЗАИКА коротко о технике

3. Какие звуковые эффекты использует композитор?

Д – Гулы, шумы, звуковые волны, вибрирующие в пространстве, блики, пение - звуки, отражение.

Разные виды искусства передают содержание своими средствами, которые перекликаются между собой.

Космос недоступен множеству людей. Каждый человек в душе художник и он видит свою версию космоса (показ цветового спектра).

В спектре можно увидеть не только главные цвета, но и богатство оттенков. Итак, приступаем к практической работе и под звучание музыкального произведения Э.Н.Артемьева. Выполните рисунки в различных техниках.

(Слайды по техникам)

Наше космическое путешествие подходит к концу.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Шевченко - художник. Презентация на заданную тему содержит 12 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Тарас Шевченко як художник займає одне з найпочесніших місць в українському образотворчому мистецтві. Він прекрасно володів всіма відомими тоді засобами графічного зображення. 1840, перший автопортрет художника.

Природа щедро нагородила кріпацького сина не лише поетичним генієм, а й талантом художника. Якість живописця ніколи не зраджувала його, навіть у години смути і тяжкої неволі. Для Шевченка малювання стало майже потребой, самовираженням. У Тараса Григоровича поєднувалися і боролися водночас поет і художник.

Талант художника проявився в Тараса Шевченка значно раніше, ніж талант поета. Якщо перші літературні спроби припадають на 1836–1837 роки, то найбільш ранній малюнок, що дійшов до нас і відомий під назвою “Погруддя жінки” або “Жіноча голівка”, датований самим автором ще 1830 роком. З цієї юнацької роботи і розпочалась творчість видатного художника. Талант художника проявився в Тараса Шевченка значно раніше, ніж талант поета. Якщо перші літературні спроби припадають на 1836–1837 роки, то найбільш ранній малюнок, що дійшов до нас і відомий під назвою “Погруддя жінки” або “Жіноча голівка”, датований самим автором ще 1830 роком. З цієї юнацької роботи і розпочалась творчість видатного художника.

Тарас Шевченко як художник займає одне з найпочесніших місць в українському обра

№ слайда 1

Тарас Шевченко як художник займає одне з найпочесніших місць в українському образотворчому мистецтві. Він прекрасно володів всіма відомими тоді засобами графічного зображення.1840, перший автопортрет художника.

Природа щедро нагородила кріпацького сина не лише поетичним генієм, а й талантом

№ слайда 2

Природа щедро нагородила кріпацького сина не лише поетичним генієм, а й талантом художника. Якість живописця ніколи не зраджувала його, навіть у години смути і тяжкої неволі. Для Шевченка малювання стало майже потребой, самовираженням. У Тараса Григоровича поєднувалися і боролися водночас поет і художник.

Талант художника проявився в Тараса Шевченка значно раніше, ніж талант поета. Як

№ слайда 3

Талант художника проявився в Тараса Шевченка значно раніше, ніж талант поета. Якщо перші літературні спроби припадають на 1836–1837 роки, то найбільш ранній малюнок, що дійшов до нас і відомий під назвою “Погруддя жінки” або “Жіноча голівка”, датований самим автором ще 1830 роком. З цієї юнацької роботи і розпочалась творчість видатного художника.Талант художника проявився в Тараса Шевченка значно раніше, ніж талант поета. Якщо перші літературні спроби припадають на 1836–1837 роки, то найбільш ранній малюнок, що дійшов до нас і відомий під назвою “Погруддя жінки” або “Жіноча голівка”, датований самим автором ще 1830 роком. З цієї юнацької роботи і розпочалась творчість видатного художника.

Юний Шевченко прибув у лютому 1831 року до столиці Російської імперії Петербурга

№ слайда 4


№ слайда 7


№ слайда 8


№ слайда 9


№ слайда 10


№ слайда 11


№ слайда 12

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования "Профессионал-Р"
(Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№3715 от 13.11.2013).

Читайте также: