Теория и методика математического развития конспект занятия

Обновлено: 05.07.2024


Демонстрационный материал: игрушки (заяц, утенок, слоненок, щенок, медвежонок, котенок, лисенок), конверт с загадками, модель частей суток, рисунки с кругами.
Раздаточный материал: бумажные геометрические фигуры, тарелочки, цветные листы бумаги, круги.

Ответ: Календарь
***
Сколько месяцев в зиме,
В лете, в осени, в весне,
Сколько глаз у светофора,
Баз на поле для бейсбола,
Граней у спортивной шпаги
И полос на нашем флаге,
Что нам кто ни говори,
Знает правду цифра.
(три)
В садике гулял павлин.
Подошел еще один.
1 павлин за кустами.
Сколько их? Считайте сами.
***
На ветке сидело два воробья, прилетело еще две синицы, сколько птиц стало на ветке?

- Как здорово вы справились с этим заданием!
Переходим ко второму.
-посмотрите внимательно, ребята, у меня на столе стоят разнообразные животные. Посчитайте их и поднимите руку вверх. Кто стоит между заяцем и медведем? Какой по счету слон? Кто стоит перед уткой? Кто стоит после кота? (стимулирую детей к тому, что бы перед ответами поднимали руку).
-как быстро вы справились с заданием!
- А сейчас вам необходимо внимательно послушать следующее задание. Я буду считать, а вы скажете, какую цифру я пропустила при счете. Только слушайте внимательно.
-Какие вы были сосредоточенные, когда выполняли это задание.

-Ребята, мы с вами сегодня помогли Незнайке открыть ворота в город! И он за это нам очень благодарен. Особенно ему понравились, как справлялись с заданием Миша, Даша, Оля. Они были внимательны при выполнении и не отвлекались. А Ксюша, Коля и Никита, не всегда были внимательны, но я надеюсь, что в следующий раз, вы будете более внимательны.
До свиданья, ребята!

Цель: Развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение

ими логико-математических представлений и способов познания.

1. Образовательные задачи:

Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры; основные

признаки предметов; цвет, форму, величину.

Учить устанавливать соответствие между множествами. Закрепить навыки счета

2. Развивающие задачи:

Продолжать осваивать умение различать правую и левую руки, составлять из

Развивать память, воображение, логическое мышление, сообразительность.

3. Воспитывающие задачи:

Воспитывать интерес к занятию, трудолюбие, аккуратность, развивать

Занятие на повторение пройденного материала

2 Младшая группа

Оборудование и материалы:

сундучок, кукла, бабочки, зайка, ключи; образцы бус,

набор геометрических фигур, полянка с цветами, ручеек, разрезанные картинки;

Предварительная подготовка: Чтение стихов и сказок с математической тематикой; отгадывание загадок, дидактические игры "кто лишний?" разучивание физкультминутки, пальчиковой гимнастики.

Методы и приёмы работы с детьми :

Словесные - беседа, вопросы, объяснение.

Наглядные - демонстрация игр, пособий.

Игровые - проведение игр "Найди, какой же?", "Собери бусы", "Собери

Практические - действия с дидактическим материалом.

Поощрение, анализ занятия.

Разминка; сюрп. момент

1 часть (вводная )

Дети заходят в группу, здороваются с гостями. Начинает звучать музыка.

Воспитатель: Посмотрите, дети, какой прекрасный сундучок стоит. Хотите

знать, что в нем находится?

Воспитатель: Давайте его откроем. Посмотрите, какой большой замок, но у нас есть три ключа. Какой они формы?

Дети: Треугольник, квадрат, круг.

2 часть (основная)

Проводится игра "Найди, какой же?"

Замок сундучка и ключи имеют определенную геометрическую форму. Дети подбирают каждый ключик. Выбор определяется путем приложения фигуры на изображение. Правильно выполненное задание позволяет открыть замок.

В сундучке будет кукла.

Воспитатель: Посмотрите, кто оказался в этом сундучке. Это кукла Таня. Она большая или маленькая?

Воспитатель: Посмотрите она веселая или грустная?

Воспитатель: Давайте узнаем, что с ней случилось. Она собиралась к нам в

гости. Надела красивое платье и разноцветные бусы. Но по дороге веревочка разорвалась и бусинки рассыпались. Давайте поможем их собрать.

Проводится игра "Собери бусы".

Воспитатель показывает детям часть нитки бус и говорит, что они рассыпались.

Их нужно собрать, используя для них круги двух цветов. У каждого ребенка

набор геометрических фигур и образец (начало нитки бус, круги чередуются по цвету). Ребенок собирает так как показано в начале нитки, отбирая фигуры по цвету.

Воспитатель: Посмотрите, дети, какая сейчас стала кукла? Почему?

Дети: Веселая. Потому что собрали бусы.

Мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту трем, трем.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что еще есть в нашем волшебном сундучке

(достает бабочки). Посмотрите, дети, какие красивые бабочки. Какие они по

Дети: Красные, синие.

Воспитатель: Хотите поиграть с ними?

Воспитатель: Какое у нас сейчас время года?

Воспитатель: А что делают бабочки зимой?

Воспитатель: А наши бабочки из волшебного сундучка. В наших руках они сейчас оживут и полетят на полянки, искать красивые цветочки, такого же цвета, как они сами. Возьмите бабочек в правую руку, (рассматривает с детьми полянку с красными цветами). Сколько цветов на полянке? Давайте посчитаем.

Дети: Один, два, три, четыре.

Воспитатель: Давайте посчитаем сколько бабочек? (Спросить одного ребенка).

Дети: Один, два, три, четыре.

Воспитатель: Что из этого следует? Что бабочек столько, сколько и цветов.

Одинаковое количество, поровну.(Рассматривает другую полянку). Сколько цветов?

Воспитатель: Сколько бабочек?

Воспитатель: Чего у нас больше? Цветов или бабочек?

Воспитатель: На сколько?

Дети: Потому что без бабочки остается один цветок.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

Воспитатель: Вы слышите, ребята, кто-то плачет? Давайте посмотрим.

Дети и воспитатель собираются пойти посмотреть, кто плачет, но на пути им

Воспитатель: Ребята, что это?

Воспитатель: Она какая? Широкая или узкая?

Дети: Широкая.
Воспитатель: Как нам перейти через речку?

Дети: По мостику.

Идут дальше. На пути встречается ручеек.

Воспитатель: Дети, посмотрите, это что?

Воспитатель: Какой он? Широкий или узкий?

Воспитатель: Мы можем его перейти?

Воспитатель и дети находят зайку.

Воспитатель: Дети, кто это?

Воспитатель: Давайте с ним познакомимся и спросим, почему он плачет.

Дети: Зайчик, как тебя зовут?

Дети: Почему ты плачешь?

Зайчик: Потому что я заблудился и очень хочу есть.

Воспитатель: Ребята, поможем зайчику?

Дети: Да.
Проводится игра "Разрезные картинки". Дети составляют картинки из четырех частей.

Воспитатель: Посмотри, Степашка, какую мы тебе морковку собрали.

Воспитатель угощает зайчика морковкой (муляж).

Зайчик: Спасибо вам ребята.

Воспитатель: Давайте, ребятки, попрощаемся с зайчиком. Мы помогли зайчику, составили картинки из частей.

Дети: До свидания, Степашка.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с Таней. Мы помогли ей собрать бусы.

Бусинки были разные по цвету.

Дети: До свидания, Таня.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с бабочками. Мы с вами сегодня узнали, что на полянке было больше синих цветов, чем синих бабочек на один, а красных цветов и бабочек поровну.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 55 г. Белгорода

Конспект занятия по математическому развитию

Составила: Четверикова Анастасия Андреевна

Воспитатель МБДОУ детский сад №55 г. Белгород

г. Белгород 2020

Путешествие в город геометрических фигур.

Цель: Формировать у детей интерес к математике с помощью интересных заданий и игр. Способствовать развитию внимания, сообразительности.

- изучение геометрических фигур и группировка их по форме, цвету;

- научить выделять один предмет из группы по отличительным признакам;

- сравнивать предметы по длине, ширине, высоте способом приложения;

- обозначать результаты сравнения словами: большой – маленький, длинный – короткий, много - мало.

- развивать у детей умение различать цвета, формы;

- развивать мышление, интерес к совместной деятельности;

- развивать умственные способности детей;

- воспитывать интерес к занятиям математики у детей;

- воспитывать у детей интерес к совместной деятельности.

Тип занятия: образовательная деятельность

Форма занятия: групповая

Продолжительность: 20 мин.

Участники: дети 2-ой младшей группы

Возраст обучающихся: 3-4 года.

Изучение понятий: длинный-короткий, большой-маленький, выше-ниже, количественных понятий много-мало, больше-меньше.

Материалы к занятию:

Разные по длине дорожки, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, зелёного, синего и желтого цветов, разного размера – большие и маленькие, разное количество (не больше 5 штук каждого вида, например, три больших и два маленьких или наоборот). Изображения предметов, которые ассоциируются с геометрическими фигурами, листы белой или цветной бумаги, клей.

1-й этап: вводная часть – игровая, вызвать интерес к происходящему.

2-й этап – основная часть – обучение при помощи стихов, наглядного материала, физкульминутка, игра на повторение изученного материала.

3-й этап – подведение итогов - закрепление материала, аппликация на тему занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в город геометрических фигур. Посмотрите, перед нами две дорожки. Одна длинная, другая короткая. По какой дорожке пойдем?

Воспитатель: Хорошо, пойдем с вами по длинной (короткой) дорожке. Покажите, где длинная (короткая) дорожка?

Дети вместе с воспитателем идут заданным маршрутом:

По длинной (короткой) дорожке идут наши ножки:

Топ- топ, топ- топ.

В город геометрических фигур пришли.

(Место для занятий можно оформить домиками, башнями из кубиков, деревьями - конусами, положить мячики, обручи, аппликациями из геометрических фигур).

Воспитатель: Дети, посмотрите! Какой интересный город! Из чего же он состоит? Давайте узнаем.

Дети садятся за столы, перед ними лежат геометрические фигуры.

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат геометрические фигуры, давайте познакомимся с ними.

Воспитатель показывает геометрическую фигуру и читает стих:

Итак, смотрите: это круг,
Немало есть кругов вокруг:
Монета - круг, и блюдце - круг,
И солнце на картине - круг.

(обводит фигуру по кругу)

Ребята, теперь вы найдите у себя круг и покажите.

Молодцы. Есть еще круги? Найдите все круги.

Воспитатель: Найдите большой круг.

Воспитатель: Молодцы. А какого он цвета?

Дети называют цвет большого круга.

Воспитатель: - а теперь найдите маленький круг. А он какого цвета?

Можно задать вопрос конкретному ребенку.

Например, - Саша, какой у тебя круг. Большой или маленький? Какого он цвета?

Воспитатель: Давайте посмотрим на картинки и предметы вокруг нас и назовем круглые. Какие предметы на картинках похожи на круг? Где еще вы видите круг?

Воспитатель с детьми рассматривают картинки с изображениями, предметы, и дети называют круглые.

Воспитатель: Теперь познакомимся со следующей геометрической фигурой.

Читает стих про треугольник

Треугольник - три угла,

(воспитатель показывает углы)
Посмотрите детвора:
Три вершины очень острых –

(показывает стороны на счет)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас есть треугольник? Какого цвета треугольник?

Воспитатель: Давайте найдем все треугольники. Какие предметы похожи на треугольник?

Дети смотрят на картинки и предметы, отвечают.

Воспитатель: У нас на столе есть еще одна геометрическая фигура. Интересно, что это за фигура? Кто знает?

Если дети ответили, воспитатель похвалил: - Молодцы(молодец). Правильно.

Воспитатель берет квадрат и читает стих:

Познакомьтесь, вот квадрат!
Он знакомству очень рад!
В нём угла уже четыре,

(показывает углы)
Нет его ровнее в мире .

Воспитатель: Ребята, а у вас на столе есть квадрат? Покажите?

Дети показывают квадрат.

Воспитатель: Правильно. Какие вы молодцы!

Давайте назовем предметы на картинках, которые похожи на квадрат.

Теперь давайте отдохнем. (Физкультминутка)

Выходим на середину комнаты, становимся в круг.

Молодцы, хороший круг у нас получился!

Мы по миру прогулялись

(шагаем на месте)

И немного запыхались.

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

(развести руки в стороны, вперед)

А потом наоборот.

(руки вперед, в стороны)

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети,

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

(поднимаем руки вверх)

Вот как дружно хлопаем

И ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали!

Воспитатель: Молодцы, ребята. Садимся на свои места. Теперь давайте поиграем.

Ребята, найдите фигуры синего (зеленого, желтого) цвета.

Дети должны найти фигуры указанного цвета.

Воспитатель: Все фигуры нашли? Молодцы.

Теперь найдите фигуры желтого (синего, зеленого) цвета.

Посмотрите, каких фигур много? Каких мало?

Теперь найдите все большие квадраты (круги, треугольники)? А теперь все маленькие?

Каких фигур много? Каких мало?

Возможны варианты с выбором фигур по цветам и т.д.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами совершили путешествие в город геометрических фигур и познакомились с различными фигурами. Давайте вместе вспомним, какие геометрические фигуры мы с вами сегодня изучили.

Дети называют фигуры.

Воспитатель: Какого размера были фигуры? На какую фигуру похоже солнышко? Дом? И т.д.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь нам надо возвращаться домой. На память о нашем путешествии мы создадим дом из геометрических фигур!

Перед вами лежат листы бумаги. Берем квадрат, приклеиваем. Вот так. (воспитатель показывает). Теперь ищем треугольник. Приклеиваем сюда (воспитатель показывает). Молодцы. Какой красивый дом у нас получился! Посмотрите, что не хватает на картинке?

Воспитатель. Правильно, солнышка. Берем круг и приклеиваем его. (Можно приклеить треугольники - это будут елочки или маленькие квадратики как окошки)

1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2.Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005. 320 с.

3. Белошистая А.В. Формирование математических способностей: пути и формы // Ребенок в детском саду, 2001. № 1. е. 5-17; № 2. с. 9-25.

4. Ерофеева Т. Планирование занятий по математике // Ребенок в детском саду, 2003. № 4. с.

5. Ерофеева Т.И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов / Т.И. Ерофеева. М.: Просвещение, 2006.112 с.

6. Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст.М.: Мозаика - Синтез, 2000. 104 с.

7. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М.: Академия, 2010.

Краткое описание документа:

Цель: Формировать у детей интерес к математике с помощью интересных заданий и игр. Способствовать развитию внимания, сообразительности. Задачи: Образовательные: - изучение геометрических фигур и группировка их по форме, цвету; - научить выделять один предмет из группы по отличительным признакам; - сравнивать предметы по длине, ширине, высоте способом приложения; - обозначать результаты сравнения словами: большой – маленький, длинный – короткий, много - мало. Развивающие: - развивать воображение; - развивать у детей умение различать цвета, формы; - развивать мышление, интерес к совместной деятельности; - развивать умственные способности детей; Воспитательные: - воспитывать интерес к занятиям математики у детей; - воспитывать у детей интерес к совместной деятельности. Тип занятия: образовательная деятельность Форма занятия: групповая Продолжительность: 20 мин. Участники: дети 2-ой младшей группы Возраст обучающихся: 3-4 года. Предварительная работа: Изучение понятий: длинный-короткий, большой-маленький, выше-ниже, количественных понятий много-мало, больше-меньше. Повторение цветов. Разучивание физкультминутки. Материалы к занятию: Разные по длине дорожки, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, зелёного, синего и желтого цветов, разного размера – большие и маленькие, разное количество (не больше 5 штук каждого вида, например, три больших и два маленьких или наоборот). Изображения предметов, которые ассоциируются с геометрическими фигурами, листы белой или цветной бумаги, клей.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2934 человека из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 400 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Формирование элементарных математических представлений - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности (в области математики).

Задачи методики математического развития как научной области

  • Научное обоснование программных требований к уровню формирования математических представлений у дошкольников в каждой возрастной группе.
  • Определение содержания математического материала для обучения детей в ДОУ.
  • Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм организации работы по математическому развитию детей.
  • Реализация преемственности в формировании математических представлений в ДОУ и в школе.
  • Разработка содержания подготовки высокоспециализированных кадров, способных осуществлять работу по математическому развитию дошкольников.
  • Разработка методических рекомендаций родителям по математическому развитию детей в условиях семьи.

Цель математического развития дошкольников

  • Всестороннее развитие личности ребенка.
  • Подготовка к успешному обучению в школе.
  • Коррекционно-воспитательная работа.

Задачи математического развития дошкольников

  • Формирование системы элементарных математических представлений.
  • Формирование предпосылок математического мышления.
  • Формирование сенсорных процессов и способностей.
  • Расширение и обогащение словаря и совершенствование связанной речи.
  • Формирование начальных форм учебной деятельности.

Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ

Значение обучения детей математике

Обучение ведет развитие, является источником развития.

Упорядоченные представления, правильно сформированные первые понятия, вовремя развитые мыслительные способности, служат залогом дальнейшего успешного обучения детей в школе.

Психологические исследования убеждают, что в процессе обучения происходят качественные изменения в психическом развитии ребенка.

С ранних лет важно не только сообщать детям готовые знания, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни.

Обучение в повседневной жизни носит эпизодический характер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей.

Важно организовать накопление опыта ребенка, научить его пользоваться эталонами (формы, величины и др.), рациональными способами действия (счета, измерения, вычислений и др.).

Учитывая незначительный опыт детей, обучение идет преимущественно индуктивным путем: сначала накапливаются с помощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо использовать и дедуктивный метод: сначала усвоение правила, затем его применение, конкретизация и анализ.

Для осуществления грамотного обучения дошкольников, их математического развития воспитатель сам должен знать предмет науки математики, психологические особенности развития математических представлений детей и методику работы.

Принципы обучения математике

  1. Сознательность и активность.
  2. Наглядность.
  3. Систематичность и последовательность.
  4. Прочность.
  5. Постоянная повторяемость.
  6. Научность.
  7. Доступность.
  8. Связь с жизнью.
  9. Развивающее обучение.
  10. Индивидуальный и дифференцированный подход.
  11. Коррекционная направленность и др.

Методы ФЭМП. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

1. Перцептивный аспект (методы, обеспечивающие передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми посредством слушания, наблюдения, практических действий):

а) словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.);

б) наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);

в) практический (предметно-практические и умственные действия, дидактические игры и упражнения и др.).

2. Гностический аспект (методы, характеризующие усвоение нового материала детьми, - путем активного запоминания, путем самостоятельных размышлений или проблемной ситуации):

г) исследовательский и др.

3. Логический аспект (методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала):

а) индуктивный (от частного к общему);

б) дедуктивный (от общего к частному).

4. Управленческий аспект (методы, характеризующие степень самостоятельности учебно-познавательной деятельности детей):

а) работа под руководством педагога,

б) самостоятельная работа детей.

Организация работы по математическому развитию детей в ДОУ

  • Организация занятий по математике в дошкольном учреждении.
  • Примерная структура занятий по математике.
  • Методические требования к занятию по математике.
  • Способы поддержания хорошей работоспособности детей на занятии.
  • Формирование навыков работы с раздаточным материалом.
  • Формирование навыков учебной деятельности.
  • Значение и место дидактических игр в математическом развитии дошкольников.

Занятия являются основной формой организации обучения детей математике в детском саду.

Примерная структура традиционных занятий

  1. Организация занятия.
  2. Ход занятия.
  3. Итог занятия.

1. Организация занятия

Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание, рассаживает с учетом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии (зрения, слуха и др.).

В младших группах: подгруппа детей может, например, рассаживаться на стулья полукругом перед воспитателем.

В старших группах: группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.

Организация зависит от содержания работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятие может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкальном зале, на улице и т.п., стоя, сидя и даже лежа на ковре.

Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересо­вывающим, радостным.

В младших группах: используются сюрпризные моменты, сказочные сюжеты.

В старших группах: целесообразно использовать проблемные ситуации.

В подготовительных группах, организовывается работа дежурных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).

2. Ход занятия

Примерные части хода математического занятия

  1. Математическая разминка (обычно со старшей группы).
  2. Работа с демонстрационным материалом.
  3. Работа с раздаточным материалом.
  4. Физкультминутка (обычно со средней группы).
  5. Дидактическая игра.

Количество частей и их порядок зависят от возраста детей и проставленных задач.

В младшей группе: в начале года может быть только одна часть - дидактическая игра; во второй половине года - до трех часов (обычно работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра).

В средней группе: обычно четыре части (начинается регулярная работа с раздаточным материалом, после которой необходима физкультминутка).

  • В старшей группе: до пяти частей.
  • В подготовительной группе: до семи частей.

Внимание детей сохраняется: 3--4 минуты у младших дошкольников, 5-7 минут у старших дошкольников - это и есть примерная длительность одной части.

Виды физкультминуток

1. Стихотворная форма (детям лучше не проговаривать, а правильно дышать) - обычно проводится во 2-й младшей и средней группах.

2. Набор физических упражнений для мышц рук, ног, спины и др. (лучше выполнять под музыку) - целесообразно проводить в старшей группе.

3. С математическим содержанием (применяются, если занятие не несет большой умственной нагрузки) - чаще применяется в подготовительной группе.

4. Специальная гимнастика (пальчиковая, артикуляционная, для глаз и др.) - регулярно проводится с детьми с проблемами в развитии.

  • если занятие подвижное, физкультминутку можно не проводить;
  • вместо физкультминутки можно проводить релаксацию.

3. Итог занятия

Любое занятие должно быть законченным.

Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуально похвалить или сделать замечание).

Методические требования к занятию по математике (зависят от принципов обучения)

  1. Образовательные задачи берутся из разных разделов программы по формированию элементарных математических представлений и комбинируются во взаимосвязи.
  2. Новые задачи подаются небольшими порциями и конкретизируются для данного занятия.
  3. На одном занятии целесообразно решать не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.
  4. Знания даются систематично и последовательно в доступ­ной форме.
  5. Используется разнообразный наглядный материал.
  6. Демонстрируется связь полученных знаний с жизнью.
  7. Проводится индивидуальная работа с детьми, осуществляется дифференцированный подход к отбору заданий.
  8. Регулярно осуществляется контроль над уровнем усвоения материала детьми, выявление пробелов в их знаниях и их устранение.
  9. Вся работа имеет развивающую, коррекционно-воспитательную направленность.
  10. Занятия по математике проводятся в первой половине дне в середине недели.
  11. Занятия по математике лучше сочетать с занятиями, не требующими большой умственной нагрузки (по физкультуре, музыке, рисованию).
  12. Можно проводить комбинированные и интегрированные занятия по разным методикам, если задачи сочетаются.
  13. Каждый ребенок должен активно участвовать в каждом занятии, выполнять умственные и практические действия, отра­жать в речи свои знания.

Способы поддержания хорошей работоспособности у детей на занятии

Навыки работы с раздаточным материалом (начинаем формировать со второй половины второй младшей группы, к концу средней группы желательно сформировать)

  • Бережное отношение к наглядному материалу.
  • Самостоятельная подготовка раздаточного материала к занятию.
  • Выкладывание пособий слева направо, сверху вниз, беря ведущей рукой по одному предмету.
  • Работать с раздаточным материалом только по заданию воспитателя.

Навыки учебной деятельности (начинаем формировать со средней группы, желательно к концу старшей группы сформировать)

Список литературы

1. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). СПб., 2012.

2. Бондаренко А.Н. Дидактические игры в детском саду. М., 2015.

3. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Е.А.Бугрименко,

4. Данилова А.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова 3.А. Обучение математике в детском саду. М.: Академия, 2013.

Читайте также: