Метерлинк синяя птица конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

I. Вступительная беседа.

• Это интересно знать!

II. Работа над содержанием пьесы.

Учитель. Давайте вспомним, кто главные герои пьесы?

Учитель читает начало пьесы.

Вопросы по содержанию.

- Кто появляется перед детьми?

- О чем она просит детей?

- Что она дарит детям, чтобы помочь им во время путешествия?

- Какое чудесное свойство было у этой шапочки?

Отвечая на эти вопросы, ученики вспоминают начало сказки, незаметно переходя к ее основной части.

- Много ли сказочных приключений случилось с ними, пока они искали Синюю птицу?

- Какие из сказочных приключений вам запомнились больше всего?

- Вы хорошо знаете содержание пьесы, вы прекрасно отразили образы сказочных героев в своих домашних рисунках. Да, много сказочных приключений случилось с ними, пока они искали Синюю птицу. Но в конце концов они вернулись домой, и наступило время прощания.

- Посмотрите сцену прощания, подумайте, какие характеры у наших героев.

III. Инсценирование отрывка из пьесы, беседа.

- Итак, все вернулись в страну Молчания предметов. Но мы-то с вами с помощью волшебной шапочки Тильтиля смогли увидеть души предметов, понять их незримую, невидимую нам жизнь. И какие же они, эти души?

Пес - добрый, преданный.

Кот - хитрый, сам по себе.

Свет - добрый, светлый.

IV. Работа над понятием стихни.

- Метерлинк помог нам увидеть незримую жизнь предметов. С его помощью мы смогли услышать, что хочет сказать ручей, о чем трещит огонь в очаге, понять души предметов. Но пытаясь понять предметы, зверей, птиц, насекомых, мы еще ни разу не обращались к таким явлениям жизни, которые называются стихиями.

V. Работа с выставкой рисунков.

При работе с рисунками учитель задает вопросы, просит выполнить задания, заставляющие детей сравнивать, задумываться над тем или другим рисунком.

VI. Творческое задание.

Дополнительный материал к уроку

Учитель. Прочтите слова: феерия, Морис, Франция, синяя птица, фея, Тильтиль, волшебство, душа, сказка, повесть, лирика, акт, пояснения.

- Что это за слова?

II. Составление рассказа.

Учитель. Попробуем составить рассказ об этом новом типе произведений (о драме).

На доске составляется следующая схема:

Драма ➙ Драма (действие) ➙ Театр + литература ➙ Композиция ➙ Акт, картины ➙ Ремарки (пояснения) ➙ Сюжет ➙ Отсутствие повествовательного начала ➙ Конфликт ➙ Диалоги ➙ Мимика ➙ Жесты ➙ Движения ➙ Звуки

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задачи урока:

Образовательные:

1.Определить характерные особенности построения драматического произведения;

1. Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

1. Воспитывать культуру мышления.

2. Формировать умение осуществлять взаимосотрудничество.

I . Психологический настрой на урок.

- Ребята, вы любите волшебство?

- Повернитесь и покажите ладошки друг другу. Затем мысленно повторяйте за мной:

« Все знания, которые я принёс с собой положу в левую руку, а всё то , что я узнаю сегодня – в правую.

-А к чему вы готовы? ( к сотрудничеству, к активной работе )

II . Постановка учебной задачи.

Попробуем увидеть характерные особенности построения произведения, познакомиться с его героями.

- Посмотрите на портрет. Говорят, о человеке многое можно сказать по лицу, по глазам. Обратите внимание на его взгляд. Каков он?

( грустный, задумчивый устремлённый в себя, загадочный, волшебный.)

Морис Метерлинк прожил долгую жизнь. Он родился в Бельгии в старинном городе Генте в 1862 году. Высшее образование он получил в Париже и позже долго жил во Франции.

Морис Метерлинк – знаменитый замечательный драматург.

- А кто такой драматург?

Сейчас мы будем составлять словарь литературоведческих терминов нашего урока. И поэтому уточним свои ответы, сравнив их со значениями из словаря Ожегова.

Прочитаем слово орфографически ( Открывается вторая половина темы урока)

Откройте учебник на странице 20 – 21. Перед вами характерное произведение драматического жанра.

Как любое произведение данная пьеса имеет заголовок. Назовите его?

Кроме этого именно это произведение имеет ещё и жанровый подзаголовок. Прочтите его.

- Феерия в шести действиях и двенадцати картинах.

- Замечательно. Если я вас правильно поняла, то

- А что же такое картина в данном произведении? ( Она представляет нам маршрут, карту путешествия героев произведения)

-Чтение названий картин по цепочке.

- Что необычного заметили? ( необычные названия, смешение сказочного и реального)

Обратимся к персонажам. Кто такие персонажи?

(Слайд со значением слова и его орфографическое проговаривание)

- Что можно сказать о них? ( есть реальные – люди, животные, предметы, вещества; есть абстрактные. Сказочные, фантастические )

- Как написаны их имена? Почему? ( Метерлинк их одушевляет )

- Так много действующих лиц в предложенном авторе списке (86) , а одного персонажа как будто не хватает. Какого? Почему?

-Почему птица синяя? Разве так бывает?

(цвет неба, мечты, символ человеческого счастья)

III . Физминутка.

Мы на цыпочки привстали,

Вверх потянемся слегка.

Будут ближе, ближе, ближе

Солнце, небо, облака.

Все действующие лица нами названы. А где же автор этого произведения? В чём он проявляется?

- Почему в этом произведении называются действующие лица, а в рассказе не выделяются перед текстом?

- Для чего предназначена эта пьеса?

IV . Моделирование.

Работа с моделью – ТЕАТРА.

-Без кого невозможна постановка в театре?

А что делает актёр? ( он играет определённые роли).

В какой словесной форме выражаются роли?

- А кто задаёт актёру роли? (АВТОР)

- Для кого ставится пьеса? А что делают зрители? ( оценивают )

- Закройте глаза. Положите голову на руки. Расслабьтесь.

- (Включается музыка)

Чтение учителем ремарки на странице 20.

- ( Вывешивается картина хижины. Разыгрывается сцена начала пьесы )

- Когда происходит событие?

( ночь перед Рождеством. Это особое время, когда злые силы вступают в борьбу с добрыми и происходят чудеса)

А кто в сказках совершает чудеса? ( фея)

- О чём просила фея детей? А для чего нужна птица? А чем больна девочка?

Слайд 7 – последний

Чаще всего мы с вами желаем друг другу счастья. Мечтаем о счастье. А что такое - счастье? Каким оно бывает? Как его добиться? Как остаться счастливым?

Такие вопросы поставил Морис Метерлинк в своей пьесе. И вы постараетесь ответить на них на следующих уроках, при детальном анализе произведения.

- А сейчас мы порассуждаем над тем, что такое счастье для вас и есть ли оно – счастье?

V . Творческая работа по группам.

1 группа.

С помощью цветных карандашей изобразите Синюю птицу.

2 группа.

3 группа.

4 группа.

Работа выполняется 5 минут.

IV . Защита творческих работ.

Закончили работу. А теперь договоритесь, кто от группы будет демонстрировать результаты вашей совместной работы .

VI . Итоги урока.

У меня есть волшебный конверт, в который мы положим все ваши пословицы, рекомендации, сочинение, чтобы потом вы смогли к ним обратиться на последующих уроках.

Ребята, а какие открытия мы сегодня сделали? Какой эмоциональный заряд вы получили? Что вы положили в правую руку?

Вы замечательные, чудесные дети. И у вас должны совершаться чудеса. И, о чудо все ваши слова о счастье превратились в пёрышки Синей птицы. И я хочу вам их подарить. На них написано моё вам напутствие:

Данный материал содержит ознакомление учащихся с жанром феерии , биографию Мориса Метерлинка, анализ произведения, игровые задания, вопросы. Может быть использован и как материал к урокам литературы по пьесе "Синяя птица".

ВложениеРазмер
literaturnyy_vecherpo_pese_meterlinka.docx 33.71 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР В 7 КЛАССЕ

*Эпиграф: “Синяя птица”– это ритм, имя которому Жизнь.

*Афоризмы о счастье:

  1. * Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, вы подобно старухе, искавшей свои очки, обнаружите, что счастье было все время у вас на носу.
  1. Жизнь дарит человеку в лучшем случае одно-единственное неповторимое мгновение, и секрет счастья в том, чтобы это мгновение повторялось как можно чаще.
  1. быть вполне счастливым, недостаточно обладать счастьем, надо ещё заслуживать его.
  1. Птицу - счастье нелегко поймать, но еще труднее - приручить.
  1. Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.

*иллюстрации к произведению

Звучит музыка Э.Грига “Утро”. Погашен свет, горят свечи

А что же такое феерия? Что это за жанр. Разобраться в этом нам поможет Лена Иващенко.

Благодатную почву для становления и развития жанра феерии предоставлял придворный театр эпохи абсолютизма (Западная Европа – 17–18 вв., Россия – 18–19 вв.), когда финансовые средства на постановки спектаклей были практически неограниченными. Характер феерии очень часто носят оперные и балетные спектакли.

В феерии зрительские реакции основаны на удивлении и восхищении; сильные психологические реакции возможны только в этих границах эмоционального поля. Вот почему жанр феерии чрезвычайно распространен в цирковых представлениях. Изначально запрограммированная реакция восхищения необычными навыками и умениями артистов, превышающих способности среднего человека и выходящих за рамки обыденного, может быть многократно усилена сложным техническим оснащением – например, полностью заполненным водой манежем. Как правило, в жанре феерии строятся номера циркового и эстрадного иллюзиона, по своей природе близкие к чуду.

?** С какой феерией вы уже знакомились на уроках литературы?

?** Назовите главных героев этого произведения .

?** Почему мы называем его феерией?

(используется сказочный, волшебный сюжет; роскошные костюмы и декорации;

многочисленные сложные постановочные эффекты.)

Что же за человек был Морис Метерлинк? С его судьбой, его творчеством нас познакомят Саша Бунина и Вика Федоркина.

1 . Бельгийский драматург и эссеист Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк родился в 29 августа 1862 г. в Генте, в зажиточной фламандской семье. Его отец был нотариусом, а мать – дочерью богатого юриста. С 1874 по 1881 г. М. посещал иезуитский колледж. Мальчик интересовался поэзией, литературой, однако родители настояли, чтобы он изучал право в Гентском университете. Получив в 1885 г. диплом, М. едет в Париж для совершенствования в юриспруденции, однако те 6 месяцев, которые он провел в Париже, целиком были отданы литературе.

В последующие годы М. пишет символические пьесы. Для всех этих пьес характерна таинственная атмосфера сказки; герои говорят мало, короткими, многозначительными фразами, многое остается в подтексте.

В 1895 г. М. встретил Жоржетту Леблан, актрису и певицу, которая стала его спутницей на 23 года. Леблан, волевая, образованная женщина, совмещала обязанности секретаря и импресарио М., оберегала его спокойствие, ограждала от посторонних. Кроме того, Жоржетта исполняла главные роли, в основном властных женщин, в пьесах драматурга.

В 1896 г. М. и Леблан переехали из Гента, где его пьесы стали предметом насмешек, в Париж.

Помимо Нобелевской премии, М. получил почетную докторскую степень университета Глазго, бельгийский Большой крест ордена Леопольда (1920) и португальский орден Меча св. Якова (1939). В 1932 г. король Бельгии пожаловал драматургу титул графа.

Своей по-прежнему высокой репутацией М. обязан в основном пьесам, которые ставятся до сих пор.

?** Когда происходит действие пьесы?

( В Рождественскую ночь)

( Может произойти любое чудо).

?** Пьеса Метерлинка построена на мотиве поиска счастья -Синей птицы. Почему именно синей?

?** Что еще может символизировать Синяя птица?

(удачу, мечту, надежду, любовь).

Учащиеся берут карточки, на которых написаны названия команд, и занимают столы с табличками-названиями.

*Вы прочитали пьесу Метерлинка “Синяя Птица”. В чем, по-вашему, заключается смысл заглавия этого произведения?

(Синяя птица – это символ счастья, за которым отправились в путешествие герои сказки.)

***Какие другие названия вы придумали бы к этой сказке?

(за каждое удачно придуманное название и его обоснование - 1 балл )

Вы прочли сказку, познакомились м её персонажами. Сейчас на листочках в течение двух минут вы запишете их имена, а потом будете их по очереди называть. Тот, кто назовёт персонаж последним, получит 3 балла )

Выбери героя в одной коробочке, а в другой – найди его характеристику.

(Тильтиль: мальчик лет десяти, в короткой курточке, нежно-голубого цвета, сын дровосека.

Митиль: дочка дровосека, в костюме красной шапочки.

Огонь: герой в красном костюме, которого боятся все животные.

Тилетта: любимое животное Митиль, хитрая и коварная.

Тило: любимое животное Тильтиля, верный и преданный друг.

Вода – героиня в платье голубовато-зеленоватого цвета , с прозрачным отливом, из как бы струящегося газа; и головном убор е из цветов и водор ослей или же из метелок камыша.

Душа Света – один из основных персонажей; в газовом платье лунного цвета, то есть бледно-золотистое с серебряными блестками; от этого платья словно исходят лучи. )

?** Герои отправляются за Синей птицей. Кому нужна эта птица?

(Она мечтает о синей птице, которая принесет ей счастье и здоровье.)

?** Фея Берилюна надевает Тильтилю на голову зеленую шапочку , и он поворачивает алмаз один раз , другой Что происходит со всеми окружающими предметами?

?** Каково значение слова друг?

?** А как повела себя кошка?

?** Каково лексическое значение слова коварство?

?** Почему кошка против похода за Синей птицей?

?** Почему именно кошке отведена такая роль?

?** Какой урок преподносит нам Метерлинк?

( Дружба и коварство всегда идут рядом. Нужно уметь отличать одно от другого .)

?** Итак, дети отправляются в дорогу за счастьем для больной девочки. Путешествие приводит их в страну Воспоминаний. Коротко перескажите этот эпизод . Каково представление о счастье у умерших?

(Они счастливы и оживают тогда, когда о них помнят.)

?** Следовательно, счастье в реальной жизни невозможно без…Начинаем выстраивать на нашем уроке дорогу к счастью. На столе разложены уроки счастья разных дорог. Выберите мудрость первого путешествия.

1 команда выбирает табличку:

“Изучай и уважай прошлое.” - 5 баллов

?** Путешествие героев Царство Ночи. С кем встречаются герои в этой части?

(С болезнями, ужасами, войнами.)

?** Далее дети приходят во Дворец Ночи. Что спрятано и живет в этом дворце?

?** Почему для всякого рода загадок, тайн, ужасов, болезней, воин выбран именно Дворец Ночи? Символом чего является Ночь?

?** Почему ничто не может остановить Тильтиля?

?** Какой символический смысл здесь носит мужество Тильтиля?

(Страх отступает перед Знанием, в Знании- сила.)

-Но пойманные во Дворце Ночи синие птицы оказались мертвыми. Почему?

( И эта истина еще не последняя, и она не исчерпывает знания о мире

- нужно узнать что-то еще. И это что-то о кроется детям в Саду Блаженств.)

?** Зачем автор придумывает этот эпизод?

(В жизни много хорошего и плохого, но побеждает лишь тот, кто не боится трудностей.)

?** Откройте урок второй дорожки.

2 команда выбирает:

“Смело преодолевай препятствие.” - 5 баллов

?** Эпизод в лесу. Прочитаем по ролям отрывок из этой части .

На каких противоположных героев делятся деревья в лесу?

( На тех, кто ненавидит людей, и тех, кто их защищает.)

?** Почему деревья не любят людей?

(Лес помнит о том, что герои - это дети дровосека, который уничтожал лес.)

?** Какой же смысл этого эпизода?

(Дети поняли, что нужно жить в дружбе со всеми обитателями земли.)

?** Найдите дорожку счастья этого эпизода.

1 команда выбирает табличку:

“Человек должен жить в согласии с окружающим миром.” - 5баллов

?** Э пизод Сады Блаженств. Что такое блаженство?

( полное, невозмутимое счастье).

?** Почему Душа света торопится увести детей от тучных блаженств?

?** На смену тучным блаженствам появляются иные блаженства, которые связаны с духом. О каких истинных блаженствах вы узнали из пьесы?

(Блаженство солнечных дней.

Блаженство видеть зажигающиеся звезды.

Блаженство быть справедливым.

Блаженство быть добрым.

Блаженство созерцать прекрасное

Блаженство Материнской Любви. )

Трудно жить, навеки мать утратив.

Нет счастливей вас, чья мать жива!

Именем сестер моих и братьев

Вслушайтесь - молю! - в мои слова!

Как бы ни манил вас бег событий.

Как ни влек бы вас водоворот,

Пуще глаза маму берегите

От обид, от тягот и забот.

Боль за сыновей - подобно мелу -

Выбелит ей косы добела.

Если даже сердце очерствело,

Дайте маме капельку тепла!

Если стали сердцем вы суровы,

Будьте, дети, ласковее с ней.

Берегите мать от злого слова:

Знайте: дети ранят всех больней.

Мать уйдет, и не изгладить шрама,

Мать умрет, и боли не унять.

Заклинаю: берегите маму!

Дети мира, берегите мать!

Чтобы в душу не проникла плесень,

Чтоб не стала наша жизнь темна,

Чтобы не забыть прекрасных песен,

Тех, в детстве пела нам она.

Объяснение ремарок пьесы

?** Почему дети не остались в Саду Блаженств?

(Им нужно было спешить за Синей птицей)

?** Выберите дорожку этой части.

2 команда выбирает:

“Надо жертвовать удовольствием для главного.” - 5 баллов

?** Царство будущего. Перескажите этот эпизод.

В чем смысл этого эпизода?

(Необходимо иметь цель в жизни, думать о будущем.)

?** Почему детям так не терпится родиться?

?** Какой еще урок преподносит автор?

(Надежда на счастье нужна Человеку всегда, ведь без нее невозможно жить.)

?** Как вы думаете, случайно ли Метерлинк сделал царство будущего ярко-голубого, сказочно-голубого. волшебно- голубого цвета?

?** И вот синяя птица в руках у героев, но она опять поменяла окраску. Почему это произошло? Что это значит?

(Обретенную истину нельзя считать абсолютной, нельзя познание считать

законченным, познание - процесс бесконечный. Остановка на пути познания

– это смерть познания. Синяя птица в клетке - символ именно такой остановки.

Счастье дается человеку именно в процессе бесконечного приближения

к абсолютной исти не.)

?** Выберите дорожку для этого эпизода.

“ Думай о будущем.”

?** Последний эпизод – Возвращение. Дети возвращаются домой без Синей птицы. Но хижина дровосека волшебно преображается – все кажется новым, радостным. Что хотел сказать этим автор? Что поняли дети о том, что такое счастье?

(Счастье – это жить рядом с любимыми людьми.)

?** Что же стало с больной девочкой?

(Дети дарят ей Горлинку, которая кажется им синей, птица улетает, но дети счастливы, потому

что они вместе, что наступает праздник, что счастье – это мечта, к которой надо стремиться.)

?** Прошел год с тех пор, как дети отправились в путь. Почему год, ведь всего прошла одна ночь?

?** Может быть ,все это ребятам приснилось?

( Не это главное. Ведь порой нам снится то, что в жизни невозможно,

а жизнь преподносит то, что и не снилось. )

?** Каков символический смысл это й сказки?

(Надо уметь разглядеть счастье в простых домашних блаженствах,

великой радости материнской любви.)

?** Подаренная больной девочке Синяя птица возвращает радость жизни, но тут же улетает. О чем это заставляет задуматься?

( Счастье нельзя удержать в клетке. Оно свободно как птица .

Счастье всегда с нами только не бойтесь его искать.)

У чащиеся берут карточки с афоризмами о счастье и объясняют их.

С помощью красок, фломастеров, цветных карандашей изобразите свою Синюю птицу.

Слово учителя: Каждый из вас задумался сегодня над тем, что такое счастье и какая дорога к нему ведет. Я считаю, что сказка “Синяя Птица” Мориса Метерлинка учит нас дорожить тем, что у нас есть, видеть и находить счастье рядом с собой и ценить его.

Учащиеся читают стихи:

Таня . Дорожите счастьем, дорожите!

Замечайте, радуйтесь, берите

Радуги, рассветы, звезды глаз –

Это все для вас, для вас, для вас.

Денис. Услыхали трепетное слово –

Радуйтесь. Не требуйте второго.

Не гоните время. Ни к чему.

Радуйтесь вот этому, ему!

Вика Ш. Сколько песне суждено продлиться?

Все ли в мире может повториться?

Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз…

Разве будет это тыщу раз?

Лена К. На бульваре освещают вечер

Тополей пылающие свечи.

Радуйтесь, не портите ничем

Ни надежды, ни любви, ни встречи!

Лариса. Если это чудо пропустить,

Как тогда уж и на свете жить?!

Все, что мимо сердца пролетело,

Ни за что потом не пропустить!

Катя. Хворь и ссоры временно отставьте,

Вы их все для старости оставьте.

Постарайтесь, чтобы хоть сейчас

Эта “прелесть” миновала вас.

Таня . А для очень, очень добрых глаз

Нет ни склок, ни зависти, ни муки.

Радость к вам сама протянет руки,

Если сердце доброе у вас.

Лена К . Красоту увидеть в некрасивом,

Разглядеть в ручьях разливы рек!

Кто умеет в буднях быть счастливым,

Тот и впрямь счастливый человек!

Вика Ш. И поют дороги и мосты,

Краски леса и ветра событий,

Звезды, птицы, реки и цветы:

Дорожите счастьем, дорожите!

А в заключение, подведём итоги нашего конкурса. Какими бы ни получились эти итоги, ясно одно: победили мечты, надежды и, конечно же, счастье.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный вечер "Далекие зимние вечера"

Литературный вечер "Далекие зимние вечера" по произведения В. М. Шукшина.


Литературный вечер 2 " Омск литературный"

Поэты, прозаики и очеркисты, связанные с Омском.

Новогодняя пьеса-сказка "Сказочная птица"

Сказку использовала при проведении новогоднего праздника со старшеклассниками.


Сценарий литературного вечера, посвященного учителю школы, поэту, члену Литературного общества "Мещёра" Царёву Николаю Владиславовичу

В сценарий вошли стихи учителя Царёва Николая Владиславовича.


Презентация "Максим Горький "На дне" и литературный комментарий к пьесе Максим Горького "На дне"

Презентация "Максим Горький "На дне" и литературный комментарий к пьесе Максим Горького "На дне" помогут при подготовке урока по литературе в старших к.



Урок- "литературный хоккей" по пьесе А.Н.Островского "Гроза"

Конспект итогового урока в форме "литературный хоккей" по пьесе А.Н.Островского "Гроза" (10 класс).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.

Образовательная:

Проанализировать идейное содержание пьесы, повторить и закрепить теоретические сведения о драматическом роде литературы.

Метапредметная:

формировать умение осмысленно выделять жизненные ценности, обсудить понимание счастья учениками 6 класса.

интеллектуальное развитие:

активизировать самостоятельную деятельность учащихся, развивать навыки творческого чтения;

нравственное развитие:

показать, что пьеса учит нас дорожить тем, что у нас есть, видеть и находить счастье рядом с собой и ценить его. Убедить учащихся в том, что к счастью ведёт дорога добра, сочувствия, взаимопонимания.

Оформление урока.

Праздничная елка, новогодние гирлянды;

Доска: портрет писателя, годы жизни.

Атрибуты для инсценировки финальной сцены пьесы, компьютерная презентация с музыкальным сопровождением.

Звучит рождественская мелодия. Погашен свет, сверкают новогодние гирлянды.

1.Приближается Новый год – удивительный, любимый всеми праздник, праздник ожидания чуда, встречи со сказкой. Сегодня чудо произойдет и у нас: сказка пришла к нам в гости.

2.Вы прочитали пьесу Метерлинка “Синяя Птица”. В чем, по-вашему, заключается смысл заглавия этого произведения?

Синяя птица – это символ счастья, за которым отправились в путешествие герои сказки.

Какие другие названия вы придумали бы к этой сказке?

“Путешествие за счастьем”, “Дорога к счастью”.

Так и назовем наш урок: Дорога к счастью.

А что значит в вашем понимании быть счастливым?

Что же такое счастье?(беседа)

Люди всегда задавали себе этот вопрос. Вот несколько высказываний на эту тему:

Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, вы подобно старухе, искавшей свои очки, обнаружите, что счастье было все время у вас на носу.

Глупец ищет счастья вдали, мудрый растит его рядом с собой.

Как вы думаете справедливы ли эти слова?

Попробуем разобраться в этом ,отправившись в путь с героями пьесы.

4. Морис Метерлинк написал сказку необычного жанра, особенной композиции.

К какому роду литературы относится такое произведение?

5.Как сам автор определяет жанр своего произведения?

Дайте определение этому жанру.

Дайте определение этому термину.

Назовите элементы сюжета.

Произведение написано для постановки на сцене, относится к роду литературы – драма. Жанр – феерия, что означает театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов. В отличие от обычных театральных пьес эта сказка имеет более сложную композицию:

Экспозиция - В хижине дровосека;

Завязка - Появление феи Берилюны, Чудесные превращения предметов.

Дети отправляются в путь за Синей птицей.

В перечне картин пьесы мы угадываем образ дороги, по которой пойдут дети:

Развитие действия

Кульминация

6.Фея Берилюна надевает Тильтилю на голову шапочку, и он поворачивает алмаз один раз, другой…

Просмотр отрывка из сказки.

Герои отправляются за Синей птицей. Кому нужна эта птица?

Ученик: Больной девочке.

Учитель: Чем она больна?

Ученик: Она мечтает о синей птице, которая принесет ей счастье и здоровье.

Учитель: Итак, дети отправляются в дорогу за счастьем для больной девочки.

Поспешим и мы с героями по дороге к счастью…На поиски Синей птицы!

7.Путешествие приводит их в страну Воспоминаний. Коротко перескажите этот эпизод. Каково представление о счастье у умерших?

Ученик: Они счастливы и оживают тогда, когда о них помнят.

Учитель: Следовательно, счастье в реальной жизни невозможно без…Начинаем выстраивать на нашем уроке дорогу к счастью .

Каждое путешествие преподносит детям свой урок.

В чём же мудрость первого путешествия?

“Изучай и уважай прошлое.”

8.Следующий эпизод в путешествии героев Царство Ночи.

Учитель: С кем встречаются герои в этой части?

Ученик: С болезнями, ужасами, войнами.

Чтение по ролям.с.120-122.

Ученик: В жизни много хорошего и плохого, но побеждает лишь тот, кто не боится трудностей.

Учитель: Зачем автор придумывает этот эпизод?

Учитель: Откроем урок второй дорожки.“Смело преодолевай препятствия”

9.Эпизод в лесу.

Учитель: Почему деревья не любят людей?

Ученики: Лес помнит о том, что герои - это дети дровосека, который уничтожал лес.

Учитель: Каков же смысл этого эпизода?

Ученики: Дети поняли, что нужно жить в дружбе со всеми обитателями земли.

Учитель: Найдите дорожку счастья этого эпизода.

Ученики выбирают дорожку: “Человек должен жить в согласии с окружающим миром.”

10.Эпизод Сады Блаженств.

Радость Быть Здоровым

Радость Дышать Воздухом

Радость Голубого Неба

Радость Зеленого Леса

Радость Солнечных Дней

Радость Любить Родителей

Радость Материнской Ласки

Радость Бегать По Росе Босиком

Кто обитает в Волшебных Садах для взрослых?

Радость Великой Любви и Верности

Радость Любимого Труда

Радость Растить Хороших Детей

Радость Быть Родителями

Радость Выполненного Долга

Учитель: Почему дети не остались в Саду Блаженств?

Ученики: Им нужно было спешить за Синей птицей.

Учитель: Выберите дорожку этой части.

Ученики: “Надо жертвовать удовольствием для главного.”

11.Царство будущего.

Учитель: В чем смысл этого эпизода?

Ученики: Необходимо иметь цель в жизни, думать о будущем.

Учитель: Выберите дорожку для этого эпизода.

Ученики выбирают: “Думай о будущем.”

12.Кульминация – Прощание.

С кем из оживших героев ребятам труднее всего расстаться?

Вспомните ,какие слова говорит детям Душа Света, прощаясь с ними?

Помните: я говорю с вами в каждом скользящем лунном луче, в каждой ласково глядящей на вас звездочке, в каждой занимающейся заре, в каждой зажжённой лампе, в каждом вашем чистом и ясном помысле… (просмотр)

13. Последний эпизод – Пробуждение. Инсценировка

Учитель: Дети возвращаются домой без Синей птицы. Но хижина дровосека волшебно преображается – все кажется новым, радостным.

Что хотел сказать этим автор?

Что поняли дети о том, что такое счастье?

Как вы поняли Финал?

Нашли дети Синюю птицу?

Что же стало с больной девочкой?

Ученики: Дети дарят ей Горлинку, которая кажется им синей, птица улетает, но дети счастливы, потому что они вместе, что наступает праздник, что счастье – это мечта, к которой надо стремиться.

Ученики: Счастье – это жить рядом с любимыми людьми.

Давайте вспомним те слова,с которых мы начинали урок!

Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, вы подобно старухе, искавшей свои очки, обнаружите, что счастье было все время у вас на носу.

Глупец ищет счастья вдали, мудрый растит его рядом с собой.

14.Задание.Добавьте к этим мудрым словам свои мудрые мысли о счастье

Жизнь с родителями;

Дружная и счастливая семья;

Хорошо учиться и иметь возможность получать больше знаний;

Иметь много друзей;

Заниматься любимыми делами.

Учитель: Каждый из вас задумался сегодня над тем, что такое счастье и какая дорога к нему ведет.

Чему учит нас пьеса М Метерлинка?

Я считаю, что сказка “Синяя Птица” Мориса Метерлинка учит нас дорожить тем, что у нас есть, видеть и находить счастье рядом с собой и ценить его.

Дорожите счастьем, дорожите!

Замечайте, радуйтесь, берите

Радуги, рассветы, звезды глаз –

Это все для вас, для вас, для вас.

Услыхали трепетное слово –

Радуйтесь. Не требуйте второго.

Не гоните время. Ни к чему.

Радуйтесь вот этому, ему!

Сколько песне суждено продлиться?

Все ли в мире может повториться?

Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз…

Разве будет это тыщу раз?

На бульваре освещают вечер

Тополей пылающие свечи.

Радуйтесь, не портите ничем

Ни надежды, ни любви, ни встречи!

Лупит гром из-под небесной пушки.

Дождик, дождь! На лужицах веснушки!

Крутит, пляшет, бьет по мостовой

Крупный дождь в орех величиной!

Если это чудо пропустить,

Как тогда уж и на свете жить?!

Все, что мимо сердца пролетело,

Ни за что потом не пропустить!

Хворь и ссоры временно отставьте,

Вы их все для старости оставьте.

Постарайтесь, чтобы хоть сейчас

Эта “прелесть” миновала вас.

Пусть бормочут скептики до смерти.

Вы им, желчным скептикам, не верьте –

Радости ни дома, ни в пути

Злым глазам, хоть лопнут, - не найти!

А для очень, очень добрых глаз

Нет ни склок, ни зависти, ни муки.

Радость к вам сама протянет руки,

Если сердце доброе у вас.

Красоту увидеть в некрасивом,

Разглядеть в ручьях разливы рек!

Кто умеет в буднях быть счастливым,

Тот и впрямь счастливый человек!

И поют дороги и мосты,

Краски леса и ветра событий,

Звезды, птицы, реки и цветы:

Дорожите счастьем, дорожите!

Ребята ! А знаете ли вы другие произведения , где встречается образ-символ Синей птицы?

А в эстрадных песнях?

Музыкальные файлы. Н.Гнатюк, Витас (Синяя птица)

Домашнее задание. (по выбору учащихся)

Написать сочинение-размышление над словами древнегреческого философа Платона:

-Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное…

Ответить на вопросы:

Что такое счастье ?

Читайте также: