Стили речи конспект урока 4 класс

Обновлено: 06.07.2024

Краткое описание: Стили речи - это исторически закрепленные в языке формы речи, свойственные различным видам общения. Каждый стиль характеризуется своим набором речевых средств, уместен в определенной сфере, имеет собственные жанры, цель употребления. Изучение стилистических особеннос

Тема: Стили речи

Цель: формировать понятие о стилях речи, познакомить уч-ся с различными стилями речи русского языка; развивать навыки правописания личных окончаний глаголов, развивать навыки работы над предложением; воспитывать культуру речи.

1. Орг. момент. Ребята, вы знаете, что у нас в школе проходит Неделя начальных классов. В рамках этой недели мы проводим открытый урок по русскому языку. На нашем уроке присутствуют гости - учителя школы. Желаю всем удачи, хорошего настроения, творчества.

В деревне NN проживала гражданка Коза со своими семерыми несовершеннолетними детьми. Неподалеку от дома многодетной матери проживал нигде не работающий, ранее неоднократно судимый гражданин Волк. Тщательно спланировав свое преступление в отсутствие гражданки Козы, Волк нанес визит ее несовершеннолетним детям. Нарушив пределы частной собственности обманным путем, преступник похитил шестерых детей и ценные вещи.

Придя домой, мать узнала о случившемся от седьмого ребенка, который впоследствии дал показания работникам уголовного розыска.

Совместными усилиями внутренних органов и общественности опасный рецидивист был схвачен, изолирован от общества. Дети и имущество были возвращены гражданке Козе.

Изучение стилей речи поможет сделать нашу речь правильной. А правильность речи - это умение владеть языком, его нормами. А ведь каждый хочет, чтобы его внимательно и с интересом слушали, понимали.

Ребята, как вы думаете, а какие бывают стили речи?

/работа в группах. Афиширование Выбор правильных вариантов. Составление таблицы./

1) приводить ряды прилагательных в сочетании с наименованием тех предметов, которые обучающиеся будут описывать , например: олень — красивый; рога - . Эти ряды слов записываются на доске, и, работая с ними, учитель показать, как из многих слов следует выбирать одно, самое точное и нужное для выражения данного содержания.

  1. Подберите имена прилагательные, объясните написание падежных окончаний: животное (какое?). корм (какой?). ягель (какой?) …., кожу (какую?). мех (какой?) …, мясо (какое?) ….

на уроках окружающий мир :

«Одно из самых интересных животных — северный олень. Он очень хорошо приспособлен к жизни на севере.

на уроках литературного чтения : прочитать рассказы, обратив внимание на те фрагменты, где есть описание оленя.

Урок развития речи

Тема урока : Сочинение о животном.

Класс : 4 (середина 2 четверти)

образовательные : формирование умений: создавать текст-повествование с элементами описания, раскрыть тему, основную мысль в своём тексте, определять последовательность частей, описывать живой объект природы, использовать речевые средства для передачи своего отношения к описываемому; развивать вкус к литературному языку.

развивающие и воспитывающие: развитие речи: пополнение словарного запаса; учить подбирать нужные слова, правильно строить предложения, т.е. логически точно излагать свои мысли; развитие внимания, умения сконцентрировать на чём-то одном, наиболее важном в данный момент; воспитание бережного отношения к животным, любви к своей малой родине.

Ожидаемый результат: обучающиеся написали сочинение соответствующее теме

Классификация данного сочинения:

1. по типу текста — сочинение смешанного типа

2. по источникам — на материале разных источников

3. по стилю — эмоционально-образное

4. по условиям проведения - классно-домашнее

2.С.А.Есенина. Сочинения-миниатюры. Методика обучения. Упражнения.Темы. Планы. 1-2 классы. Издательство. Грамотей, 2011.

В*твистыми р*гами, х*лодного ветра,

питается тр*вой, гр*бами, перев*зёт т*жёлый, пок*таться, од*вает, бер.*гите.

Вспомним, что такое стиль. Обратимся к Толковому словарю С. Ожегова:

«Стиль – вид, разновидность чего-либо, выражающаяся в его характерных

2).Стили бывают разные.

-Стили существуют в одежде. Какие? ( Деловой, молодёжный, рабочий).

В школе нужно соблюдать деловой, официальный стиль.

-Есть стили в плавании. Какие? (Брасс, кроль, баттерфляй).

-Есть стили и в языке.

3).Тема сегодняшнего урока: Стили речи.

-Какие стили языка вы знаете? (Разговорный и книжный).

Сегодня на уроке мы узнаем, существуют ли другие стили речи.

-Зачем нужно знать стили языка? (Чтобы правильно общаться в школе с учителем и одноклассниками, на улице с друзьями, дома со старшими). Перед вами слова.

Распределите слова на две группы по стилям речи:

спать почивать дрыхнуть

КНИЖНЫЙ СТИЛЬ отец батя РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ

плестись шествовать тащиться

-Почему вы решили, что именно эти слова относятся к разговорному стилю,

к книжному стилю?

-Подведём итог: Общаясь друг с другом, мы всегда должны помнить с какой целью и в каких условиях происходит общение, что мы хотим выразить в своей речи, кому она предназначена. И уже исходя из этого подбирать нуж-ные слова, обороты речи, предложения, чтобы наша речь была максимально понятной собеседнику, подходила к данной речевой ситуации.

2. Работа по теме урока.

-До сегодняшнего дня мы знали два стиля речи: разговорный и книжный.

Посмотрим, существуют ли другие стили речи.

-Перед вами три текста. Прочитайте их.

-Что общего в этих текстах? (Общая тема. Они о росе).

- Какой из трёх текстов написан в разговорном стиле?

- Как вы это определили? (Присутствует: разговорная лексика: Красотища,

слова в переносном значении: Дух захватило ,

неполные предложения: Просто здорово!

Роса – это водяные капли. Они осаждаются из влажного воздуха на

охлаждённые поверхности растений, почвы, предметов. Роса выпадает

обычно в вечерние, ночные и утренние часы.

Капля росы называется росинкой.

Ранним утром на листке ландыша появилась росинка, прозрачная и прохладная. Играют в росинке солнечные лучи. Скачет мимо кузнечик.

Увидел он алмазную капельку.

- Ах, как пить хочется!

Наклонился кузнечик над росинкой, загляделся на неё. Жалко стало кра-

су разрушать. Сидит, не может от росинки глаз отвести.

Сегодня я проснулся ни свет, ни заря и вышел в сад. Было свежо, про-

Какая красотища открылась моим глазам, аж дух захватило! Вся тра-

ва и деревья были покрыты маленькими, сверкающими на солнце капелька-

Я такого никогда в жизни не видел. Просто здорово!

- Посмотрите первый текст. В каком стиле он написан? Что помогло вам определить, что этот текст написан в книжном стиле?

(Здесь встретились термины, нет слов в переносном значении, только в прямом).

-Сформулируйте вопросы, на которые в нём можно найти ответы. (Что такое роса? Где, когда и почему она появляется? Как называется капля росы?)

- Выражено ли в тексте отношение к росе, какие - либо чувства автора?

- Какова же задача (цель) этого текста?

-Вскрыть научную сущность явления.

Этот текст написан в научном стиле.

- В каком же стиле написан второй текст? Чтобы ответить на этот вопрос,

давайте порассуждаем вместе.

-Откуда взят этот текст? (Так же как и первый он взят из книги. Следовательно, он тоже написан в книжном стиле.)

-Какая цель стояла перед автором? (Нарисовать яркую, красочную картинку).

-Удалось ли это автору?

- Какие слова помогли автору передать красоту росинки?

- С чем автор сравнивает росинку? (алмазная капелька). Как в литературе

называется этот приём? (Сравнение).

- Найдите эпитеты. Какие из них употреблены в переносном значении?

- Найдите слова, в которых выражено отношение автора к тому, о чём

- Итак, книжный стиль имеет две разновидности: научный и художествен-

Вывод: Второй текст написан в художественном стиле. Художественный

стиль – разновидность книжного стиля.

Обобщение: Итак, что же характерно для художественного стиля? Какова

его задача (цель)? (Создать яркую картинку). Какие средства обычно испо-

льзуются для создания картины? (Слова в переносном значении, эпитеты, метафоры, сравнения.) Выражается ли отношение автора к изображаемому, его чувства, настроение?

3. Составление текста в художественном стиле по аналогии с образцом по данному началу.

- А сейчас мы составим текст в художественном стиле.

Нам поможет небольшой рассказ Г. Андрияновой:

Тёплое летнее утро. Вздохнул и пробудился ветерок – мальчишка на побегушках. Шалун спугнул синицу с ветки, сорвал лист с молодой осинки, запутался в колючках старой ели, рассердился, ухнул в вышине и умчался. Возмущённая осинка долго лопотала всеми ветками, дрожала всеми листиками, словно озябла.

- О чём этот текст? Какова его тема?

- О каком ветре? С кем сравнивается летний ветерок? Какие действия он совершает? Как в литературе называется этот приём? (олицетворение).

- Удалось ли автору создать яркую картинку?

- В каком стиле написан этот текст?

- Нужно рассказать о ветре, дующим в ненастный день поздней осени,

как о живом существе.

- Будет ли похож этот ветер на лёгкий ветерок?

Каким бывает ветер в ненастные дни? С кем его можно сравнить?

Что совершает (творит) злой, неприветливый осенний ветер?

По вопросам отбираются и записываются опорные слова. Возможное

4. Самостоятельная работа.

- Какие стили речи вы знаете?

- Назовите разновидности книжного стиля.

- Каковы отличительные особенности художественного стиля?

6. Домашнее задание.

- Составить текст о дожде в художественном стиле.

КНИЖНЫЙ СТИЛЬ малевать РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ

- Прочитайте тексты. Определите, к какому стилю речи относится каждый

Роса – это водяные капли. Они осаждаются из влажного воздуха на

охлаждённые поверхности растений, почвы, предметов. Роса выпадает

обычно в вечерние, ночные и утренние часы.

Капля росы называется росинкой.

Ранним утром на листке ландыша появилась росинка, прозрачная и прохладная. Играют в росинке солнечные лучи. Скачет мимо кузнечик.

Увидел он алмазную капельку.

- Ах, как пить хочется!

Наклонился кузнечик над росинкой, загляделся на неё. Жалко стало кра-

су разрушать. Сидит, не может от росинки глаз отвести.

Сегодня я проснулся ни свет, ни заря и вышел в сад. Было свежо, про-

Какая красотища открылась моим глазам, аж дух захватило! Вся тра-

ва и деревья были покрыты маленькими, сверкающими на солнце капелька-

Я такого никогда в жизни не видел. Просто здорово!

- Составьте небольшой рассказ в художественном стиле. Это будет рассказ

о ветре. Нам поможет текст Г. Андрияновой:

Тёплое летнее утро. Вздохнул и пробудился ветерок – мальчишка на побегушках. Шалун спугнул синицу с ветки, сорвал лист с молодой осинки, запутался в колючках старой ели, рассердился, ухнул в вышине и умчался.

Возмущённая осинка долго лопотала всеми ветками, дрожала всеми листиками, словно озябла.

Похожие документы:

Рабочая программа по русскому языку в 7 классе Михайловой Т. А., учителя высшей категории

. языку в 7 классе Михайловой Т.А., учителя высшей категории 2013 - 2014 . на: Дата Примечание уроки уроки контроля уроки развития речи 1.1 Раздел 1. . 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2005. Бакулина Г.А. Конспекты уроков для учителя русского языка . 7 класс. .

Рабочая программа по русскому языку 6 класса Автор-составитель: Козлова Татьяна Алексеевна, учитель высшей категории

. класса Автор-составитель: Козлова Татьяна Алексеевна, учитель высшей категории 1. . план, пересказ, изложение, конспект); 2. создавать тексты различных . . – М.: Дрофа, 2005 Никитина Е.И. Уроки развития речи: 6 класс. – М.: Дрофа 2004 Купалова А.Ю. и .

Примерная программа по русскому языку в 8 классе Автор-составитель: Козлова Татьяна Алексеевна, учитель высшей категории

. классе Автор-составитель: Козлова Татьяна Алексеевна, учитель высшей категории . , пересказ, изложение, конспект); 2. создавать тексты различных . . – М.: Дрофа, 2005 Никитина Е.И. Уроки развития речи: 8 класс. – М.: Дрофа 2004 Купалова А.Ю. .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Стили речи

Цель: формировать понятие о стилях речи, познакомить уч-ся с различными стилями речи русского языка; развивать навыки правописания личных окончаний глаголов, развивать навыки работы над предложением; воспитывать культуру речи.

1. Орг. момент. Ребята, вы знаете, что у нас в школе проходит Неделя начальных классов. В рамках этой недели мы проводим открытый урок по русскому языку. На нашем уроке присутствуют гости — учителя школы. Желаю всем удачи, хорошего настроения, творчества.

На столе у вас текст. Прочтите этот текст. /Один из уч-ся читает текст для всей группы/

В деревне NN проживала гражданка Коза со своими семерыми несовершеннолетними детьми. Неподалеку от дома многодетной матери проживал нигде не работающий, ранее неоднократно судимый гражданин Волк. Тщательно спланировав свое преступление в отсутствие гражданки Козы, Волк нанес визит ее несовершеннолетним детям. Нарушив пределы частной собственности обманным путем, преступник похитил шестерых детей и ценные вещи.

Придя домой, мать узнала о случившемся от седьмого ребенка, который впоследствии дал показания работникам уголовного розыска.

Совместными усилиями внутренних органов и общественности опасный рецидивист был схвачен, изолирован от общества. Дети и имущество были возвращены гражданке Козе.

Работа по тексту.

что вызвало у вас смех? /ответы уч-ся. Вывод: этот текст написан совсем не в том стиле, к которому мы привыкли/

Сегодня на уроке мы познакомимся со стилями речи, узнаем, где и когда нужно употреблять тот или иной стиль речи, а так же повторим всё изученное о частях речи, о предложении.

Изучение стилей речи поможет сделать нашу речь правильной. А правильность речи – это умение владеть языком, его нормами. А ведь каждый хочет, чтобы его внимательно и с интересом слушали, понимали.

Стили речи. /работа в группах/

Ребята, как вы думаете, а какие бывают стили речи?

подумайте, и запишите (не больше 5)

/работа в группах. Афиширование Выбор правильных вариантов. Составление таблицы./

Стили речи. Использование.

давайте подумаем и запишем, когда и где мы пользуемся данными стилями речи.

/Заполнение таблицы/

В жизни, среди людей

Наука, уроки, правила, задачи, учебники

Артисты говорят в гримерной, Еще есть стиль. (публицистический) -

Твой друг беседует с тобой - Статей в журнале политическом,

Стиль это просто . (разговорный), Газетных очерков, заметок -

А не какой-нибудь иной. Запомни также стиль и этот.

Рассказ читаешь или стих, А биографию открой - . (официалъно-

Роман, поэму, пьесу - деловой).

Знай, в них . (художественный) стиль, А правила когда мы учим,

Стиль очень интересный. Употребляем стиль . (научный).

4. Работа уч-ся в тетради.

Поскольку у нас с вами урок русского языка, над каким стилем мы будем работать дальше? /художественным/

Да и текст наш будет под стать той погоде, которая сейчас за окном. Весна весной, но зима не хочет уступать.

Работа с текстом.

А потом пришла (притащилась) Весна. Повсюду на деревьях появились (предстали взору) маленькие почки и маленькие птички. И только в саду великана-эгоиста по-прежнему была Зима. Снег покрыл траву своим толстым белым плащом, а Мороз расписал (размалевал) все деревья серебряной краской. После этого Снег и Мороз пригласили к себе в гости Северный ветер, и он прилетел. С головы до пят он был закутан (замотан) в меха. И целый день Северный ветер бушевал (буянил) в саду и завывал (мурлыкал) в печной трубе.

прочитайте текст два раза. При первом чтении используй первый синоним, а затем второй, данный в скобках. Что получилось?

что получилось? /два разных текста/

в чём разница между двумя прозвучавшими текстами? /разный стиль - разговорный и художественный/

Вывод: видите, какую роль играет одно лишь слово, как в тексте, так и в предложении.

Работа над предложением.

найдите в тексте сложные предложения.

прочитайте и докажите, /назовите сколько частей, как связаны части, назови грамматическую основу каждой части/

начертите схему предложения, объясни постановку знаков препинания

Работа с глаголом.

какой частью речи является сказуемое?

выписать глаголы, определить время, вид глагола.

записать начальную форму этих глаголов.

Фонетический разбор.

какой частью речи выражено подлежащее? Выпиши их в столбик.

проговорите эти слова

запишите фонетическую транскрипцию этих слов

сравните написание и произношение этих слов, назовите орфограммы в этих словах

Морфологический разбор (работа в группе)

выполните морфологический разбор существительного снег, мороз.

назовите постоянные морфологические признаки этих существительных

назовите изменяемые морфологические признаки этих существительных

определите падежи у всех существительных в этом предложении.

Работа с однородными членами предложения

запишите второе сложное предложение.

назовите сколько частей, назови грамматическую основу каждой части

как связаны части сложного предложения

чем усложнена 1 часть сложного предложения?

как связаны однородные члены предложения?

объясни постановку знаков препинания в обоих случаях

начерти схему предложения.

5. Итог урока.

6. Домашнее задание

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

Ход урока

1. Вводно-мотивационный этап.

Учитель: В конце года вы будете сдавать экзамены в формате ГИА, где будет задание на определение стиля текста. А также знания, полученные на уроке, пригодятся при анализе текста, который вы будете делать через 2 урока.

Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их. Только один урок у нас по этой теме.

Работать мы будем по следующему плану (на доске). Обратите внимание на с.р., а если успеем, то побываем в роли редакторов.

2. Фронтальный опрос.

– Что такое стиль? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре…

Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте.

(Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики)

– Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют)

– Проверьте, все ли стили вы назвали? Повернитесь и посмотрите на схему.

3. Проверка д/з:

– Чтобы определить стиль, нужно ответить на 3 вопроса:

На эти вопросы ответят выступающие и заполнят схемы, которыми мы будем пользоваться для определения стиля. Таблица:

Доклады учащихся:

Разговорный стиль

Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу друзей,знакомых,в дружеских посланиях и др.

Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.

К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы.

К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг.”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность(например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький.

Научный стиль

Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.

Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.

Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля ,вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная(термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др.

Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.

Деловой стиль

Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.

Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением.

В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.

В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении

Публицистический стиль

Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы.

В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия;

разговорная: молодчик, шумиха;

термины: атмосфера, деликатничать.

Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.

Стиль художественной литературы

Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.

Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.

Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)

Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.

Учитель: Проверьте правильность заполнения таблицы. Самопроверка

Учитель: Итак, сколько всего стилей? Проверим, насколько внимательно вы слушали докладчиков.

Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей.

– Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный)

– Передача научной информации, термины (научный)

– Передача деловой информации, деловые бумаги (официально-деловой)

– Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический)

– Художественная литература (художественный)

4. Лексическая игра

Учитель: А теперь посмотрите на 3 графу таблицы, где перечислены особенности стилей. Чем они различаются? Конечно, лексикой. В разных стилях используется разная лексика. Есть разговорная, есть книжная лексика, но во всех стилях используется нейтральная или общеупотребительная. Сейчас мы и поучимся различать лексику.3 человека у доски будут заполнять 3 графы (распределять слова по колонкам таблицы), остальные работают в тетрадях, а редактор будет работать со словарём и проверять правильность работы.

– Итак, правильно заполнены графы (к редактору)?

– Проверяем все (самопроверка)

Оцениваем (критерии оценки: 1-2 ошибки-4,3-4– “3”)

5. Самостоятельная работа ( в группах)

Инструктаж перед с/р.:7

Учитель: Итак, мы вспомнили особенности разных стилей. Заполнили таблицу и схемы, которыми вы можете пользоваться при выполнении с/р. в группах. Вам нужно определить стиль данного вам текста и доказать его принадлежность к стилю.

– На что вы будете обращать внимание?(показать на схему):где и зачем используется данный текст. Во-первых, определите цель, затем сферу применения, особенности.

Потом 1 человек от команды (вы его выберете)зачитает текст и ответит на вопрос, а остальные внимательно слушают и проверяют.

Время выполнения работы 5 мин.

Задание для группы № 1:

“Ну что, Лёшка, рассказать тебе о нашем городе? Много памятников архитектуры, а не так давно был построен Ледовый Дворец. Мы туда с ребятами ходим кататься на коньках, так здорово! Также можно отдохнуть в Парке Мира или погонять на роликах у Вечного Огня. В общем, классно у нас в городе, приезжай – увидишь”.

Задание для группы № 2:

Коломна территориально и юридически квалифицируется как часть Подмосковья.

В городе и районе проживают немногим более 143 тысяч человек. За последние годы бурно развивается жилищное строительство, уменьшилась детская смертность, наблюдается положительная динамика в плане деторождения. Администрация города Коломны делает всё возможное для динамического развития города и повышения уровня благосостояния граждан.

Задание для группы № 3:

Коломна – древний город, основанный в 12 веке. Согласно летописным сведениям, он появился всего лишь на 30 лет позднее Москвы.

Само слово “Коломна” относится к финно-угорским племенам, жившим здесь до прихода славян. На их наречии это слово означало “место около кладбища”.

Другие данные свидетельствуют о том, что слово Коломна имеет “географическое” происхождение – ведь есть и река Коломенка, и село Коломенское. Существует также и красивая легенда об основании нашего города итальянским графом Карлом Колонною, спасавшимся от гонений римского папы Вонифатия 8.

Как бы там ни было, сегодня Коломна – культурный и промышленный центр Подмосковья, город, которым мы, коломчане, гордимся.

Задание для группы № 4:

Коломна – город, основанный в 1177 году. Летописные сведения свидетельствуют о детерминации финно-угорской группы языков в названии этого города.

Лингвистический анализ, проведённый исследователями и учёными – языковедами, подтверждает эту гипотезу.

Развивая свои исторические традиции, город по праву входит в пятёрку самых динамично развивающихся субъектов Подмосковья.

Анализ географического положения города позволяет предположить, что в городе и районе преобладают суглинистые почвы, а рельеф местности и климат подходит для стабильного овощеводства.

Задание для группы № 5:

Трудно найти в Подмосковье такой же красивый город, как Коломна. Живописные устья рек, своеобразный ландшафт позволяют в полной мере насладиться красотами этого хранилища традиций древности.

Словно невидимые стражи города, при въезде в него гостей встречают монументальные стелы, а когда проезжаешь мимо Маринкиной башни, кажется, что ещё немного, и появится Дмитрий Донской.

Подобно большой птице, распахнул свои объятья недавно выстроенный Ледовый Дворец спорта.

Проверка: учащиеся зачитывают текст и называют стиль.

Вопрос к другой группе:

6. Подведение итогов.

Давайте обобщим то, о чём мы говорили на уроке.

Сколько всего стилей в русском языке? Запишите названия по памяти.

Самопроверка (открывается доска со словами).

7. Домашнее задание.

Вы хорошо сегодня поработали, дома вы закрепите

данный материал, выполнив упр. 181(определить стиль текста) или отредактировать текст

(упр.180,ч.2); инд.зад. :продолжить рассказ по данному началу, придерживаясь того же стиля. Таблицей и схемой, которые мы составили на уроке, вы сможете воспользоваться дома и на последующих уроках при подготовке к экзамену.

8. Редактирование текста.

Учитель: А теперь вы ощутите себя в новой роли– в роли редакторов. Перед вами– текст, в котором допущены стилистические ошибки. Проверьте, найдите слова, не соответствующие стилю, исправьте текст.

Самопроверка.
Оценки.
Отредактируйте текст.

К какому стилю относится данный текст?

Какие нарушения лексических норм вы обнаружили в тексте. Исправьте.

Киев. основан в 6-7 веках как центр племени полян. В русских летописях известен с 860 года. В 9-нач. 12 веков столица Киевской Руси. В 1240 году разрушен вредными монголо-татарами. В 1362 году сразу захвачен Литвой,в 1569 году-Польшей. С 1654 года в составе России. Ну а теперича он столица Украины.

(Из тетради по истории ученика 6-го класса).

Текст №2. Найдите и исправьте ошибки в оформлении деловой бумаги.

Начальнику отделения связи

г. Москвы
№В-485
М.И.Прохоровой
Соколова А.П., живущего по адресу:
ул. Волгина, д.5, кв.44,

Уважаемая, Мария Ивановна!

Так как я со своею семьёй уезжаю на целый месяц отдыхать в Крым и моя квартира с 15 июля по 15 августа будет закрыта, то очень прошу Вас в моё отсутствие всю корреспонденцию, поступающую на моё имя, оставлять в почтовом отделении. Заранее весьма признателен Вам

Читайте также: