Волшебная сказка царевна лягушка народная мораль в характере и поступках героев конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новик Надежда Григорьевна,


Расширить знания учащихся о русских народных сказках и значении их в устном народном творчестве

выявление основной идеи сказки;

применение опорных понятий: сказка, сказочный элемент; волшебный сюжет, волшебные герои;

умение оперировать понятиями (определять, выделять родовой и видовой признаки в содержании понятия, формулировать проблемные вопросы, ответы в виде суждения или умозаключения), выявлять противоречия и пути их разрешения;

формирование навыка работы с иллюстрациями;

совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа.

развивающие:

развивать речь учащихся; ввести термины: лытать, пытать, кручиниться, тужить, мудреный, молвить, дивиться, снарядиться и др.

активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;

развивать коммуникативные и информационные компетентности;

раскрывать творческий потенциал учащихся.

воспитательные:

создать условия для духовно – нравственного воспитания учащихся через изучение русской народной сказки, как духовное наследие нашей Родины;

воспитание интереса к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях;

развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения;

воспитывать культуру связной речи: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: компьютер с мультимедийным устройством,DVD-диск; учебник: Литература, 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.:Просвещение, 2011г

1.Психологический настрой.

- Я хочу вам пожелать

-Здравствуйте, ребята! Я желаю вам хорошего дня. А что значит ХОРОШЕГО дня? Это значит, я желаю вам, хорошо себя чувствовать на уроке, хорошего настроения, хорошо поработать на уроке и хорошо усвоить новый материал. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок.

ІІ. Артикуляционная разминка.

Детям на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки — с произнесения скороговорки.

Шел Прокоп, кипел укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипел укроп.

ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся

 Блиц-перекличка по результатам домашнего опроса. Разбор тестовых заданий.

1.Кого унесли гуси из сказки "Гуси лебеди"?

а) сестричку б) братика в) ежа г) бабу-ягу

2.Кто разбил золотое яичко?

а) мышка б) дед в) бабка г) кот

3.Какой герой встретился колобку на пути?

а)лиса б) баран в) медведь г) заяц

4.Какая избушка была у зайца?

а) деревянная б) ледяная в) лубяная г) водяная

5.Как звали маленького медведя из сказки "Три медведя"?

а) Мишенька б) Мишутка в) Топтышка

а) 3 б) 5 в) 6 г) 8

7.Что принесла бабушке Красная Шапочка?

а) пирожки б) конфеты в) горшочек с маслом г) цветы

8.Кем стал Иванушка, испив водицы?

а) поросёнком б) козлёнком в) оленёнком г) Сивкой Буркой

ІІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков

- Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, как называется сказка, которую мы сегодня будем читать:

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поднял ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей?

– Что называется сказкой?

Сказка – это жанр эпоса фантастического характера, имеющий зачин, противопоставление добрых героев злым, счастливый конец.

- Каковы свойства и виды сказок?
Свойства сказки:
– особая композиция (зачин, счастливый конец),
– добро всегда побеждает зло,
– герою помогают волшебные помощники,
– прием троекратного повтора,

– особые речевые обороты.

– По какому признаку можно поделить сказки?
По характеру развития сюжета сказки делятся на волшебные, бытовые, сказки о животных.

- Перечислите признаки волшебной сказки.
Основные признаки волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные герои, волшебные помощники, волшебный конец.

(Стрела указала)

-Почему Иван-царевич лягушку в жены взял, ведь он не знал, что она царевной окажется!?

У:- Ребята, а вы как думаете?

Чтение первой части.

-Какое первое задание царя невесткам?

& Словарная работа:

Невестка – жена сына

У: - Ребята, как вы думаете, почему первое задание царя невесткам — испечь хлеб?

(Ответы детей)

Чтение второй части.

- Каково второе задание царя невесткам?

— Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.

— Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?
- Легко ли своими руками со­ткать ковер?

- Почему важно умение жены рукодельничать?

& Словарная работа:

Рукодельничать – заниматься рукоделием

От умения жены рукодельничать зависела не только утварь в доме, но и то, как и во что будет одета вся семья. Женщина должна была не только уметь сшить одежду, но и украсить ее.

& Словарная работа:

-Что такое утварь?

Утварь – предметы, принадлежности какого – нибудь обихода

& Словарная работа:

- Кто такая пава?

Пава –самка павлина

- Как описана райская красота работы Василисы Премудрой? (зачитывают)

Чтение третьей части.

- У: - Каково третье задание царя невесткам? Почему танец?

- Догадались, почему третье испытание для невесток — танец?

Вывод: В танце человек весь на виду: и красота, и ум, и величавость, и внутрен­нее достоинство, и. скромность.

Пошли танцевать жены старших царевичей.

Как махнули своими левыми рукавами – только всех гостей забрызгали; как махнули правыми – костями-огрызками осыпали, самому царю чуть глаз не выбили. Рассердился царь и приказал их выгнать вон из горницы.

- О чем говорит такое поведение невесток?

(Об их глупости и завистливости)

- Что бы вы могли посоветовать людям, которые бездумно копируют
поведение и поступки других?

 (Работа в группах).

(Ответы детей)

Выводы: во-первых, в каждом поступке человека должен быть смысл, который ему близок и понятен, а во-вторых, по­рой, чтобы как-то выделиться и удивить окружающих, человек совер­шает глупые и необдуманные поступки и его поведение становится смешным.

- Сказки рассказывались не только для того, чтобы развлечь, но и чтобы научить, предостеречь от необдуманных поступков. В сказках собрана народная мудрость.

- Давайте подумаем, от чего предостерегает народная мудрость этой сказки? С чего начались беды Ивана?

(Сжег лягушечью кожу)

- Как поступил Иван?

(Необдуманно, своевольно)

& Словарная работа:

Необдуманный - опрометчивый

неразумный – неумный

-Какие это слова? (Слова близкие по значению. Это синонимы).

-Какие мудрые слова сказал ему старичок?

(Ах, Иван-царевич, зачем ты сжег лягушечью кожу! Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было)

- Какую мысль народ хотел донести до нас словами этого старичка?

(Нельзя поступать своевольно, неразумно. Необдуманный поступок может привести к беде)

- Почему Иванушка не тронул ни медведя, ни селезня, ни зайца, щуке помог?

(Пожалел, сжалился)

- А кто такая баба-яга?

Старая, седая, беззубая, страшная старуха. Живет в избушке на курьих ножках. Ей служат лесные птицы и звери. Она может либо помочь герою, дав ему совет и помощников, либо его съесть.

- Если в сказке есть баба-яга, то именно с ее разрешения герой туда и попадает.

(Работа в группе. Дети работают с карточкой-помощницей).

- Почему звери помогали Ивану-царевичу?

(Он их пожалел, и они его пожалели)

- Вот видите, ребята, как важно быть добрым. Добро, сотворенное нами, к нам же и вернется. Иванушкино добро к нему же и вернулось: не пожалей он зверюшек, кто бы ему помог победить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую?

- Русский народ даже такую пословицу сложил:

 Закончи предложения:

Сегодня я узнал…

Я выполнял задания…

Я почувствовал, что…

У меня получилось…

Урок дал мне для жизни…

Домашнее задание: Подготовить ответы на вопросы учебника, найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке.


Содержимое разработки

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

муниципальное общеобразовательное учреждение

Конспект открытого урока по литературе

для 5 класса

Народная мораль в характере и поступках героев.


учитель украинского языка и литературы

повторить структурные элементы сказки, виды народных сказок;

учить анализировать и делать выводы, раскрывать тему и проблематику прочитанной сказки; характеризовать персонажей сказки; оценивать поступки сказочных героев и выражать собственное отношение к ним в развернутой форме;

развивать умения пересказывать, формулировать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы,

формировать навыки работы с иллюстрациями и текстом, выразительного чтения;

воспитывать нравственные качества, эстетические чувства, интерес к произведениям устного народного творчества, формировать представления о подлинных ценностях.

Оборудование: учебник, иллюстрации, демонстрационный и раздаточный материал, цветные карандаши.

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку … (пять).

Девиз нашего урока: “ Пожелаем друг другу успеха!”

ІІ. Постановка цели и задач.

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работать над содержанием сказки. Нам предстоит определить мораль в характере героев, рассмотреть образ невесты-волшебницы.

ІІІ. Проверка домашнего задания.

1.Беседа.

- Что такое сказка?

- Для чего нужны чудеса в сказках?

- Какие виды народных сказок вам известны?

- Расскажите о построении сказок.

- Назовите свойства сказки:

– особая композиция (зачин, счастливый конец),

– добро всегда побеждает зло,

– герою помогают волшебные помощники,

– прием троекратного повтора,

– особые речевые обороты.

- Есть ли в прочитанной сказке присказка? А зачин? Прочитайте его.

- Что такое постоянные эпитеты? Приведите примеры из сказки.

- Назовите любимых героев русских народных сказок.

- К какому виду сказок она относится?

- Назовите героев сказки.

- Кто из героев понравился вам больше всего и почему?

- Что вы знаете об этих героях? Что можете о них рассказать?

Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает обиженным или слабым. Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 в. Главное действующее лицо во множестве сказочных сюжетов.

Василиса Премудрая – персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая – дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи Моревны, Елены Прекрасной.

Кощей Бессмертный – отрицательный персонаж русских сказок. Царь, иногда – всадник на волшебном коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скрягой и скупцом. Вода сообщает Кощею сверхъестественную силу.

Баба Яга – персонаж восточных и западных славян, старуха, наделенная магической силой, ведунья. Живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей, летает в ступе. Часто в ее доме находится Кот, являющийся охранником и советчиком, или Мышь. Баба Яга – отрицательная героиня, но иногда помогает главному герою одолеть своего противника.

1. Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой.

3. Иван-царевич и Баба Яга.

4. Сватовство царевичей.

5. Приказы царя (испечь каравай хлеба, выткать ковёр за одну ночь, приехать на пир).

6. Спасение Василисы Премудрой.

4. Лексическая работа.

Объясните значение слов: лытать, пытать, кручиниться, тужить, мудреный, молвить, дивиться, снарядиться.

Лытать - уклоняться от дела, бегать работы

Пытать – (устаревшее значение слова) проверять чьи-либо качества

Кручиниться – горевать, печалиться

Тужить – горевать, тосковать, печалиться

Мудреный – загадочный, непонятный, трудный, замысловатый

Молвить – говорить, сказывать

Дивиться – удивляться, поражаться чему-либо

Снарядиться – запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь

IV. Анализ сказки.

Согласно поверьям, лягушка – лунное животное, приносящее дождь. Символ плодородия, плодовитости. Означает обновление жизни и воскресение.

В христианстве она символизирует и положительные качества (связь с плодородием, производительной силой, возрождением), и отрицательные (связь с темным миром, болезнью, смертью).

-Почему второй лягушке удалось выжить?

- Где нашли невест старшие братья?

Чудо, которое творит на царском пиру Царевна-лягушка: в танце Василиса, спрятавшая в рукав объедки, не просто творит мир, а оживляет, воскрешает: лебедей – из косточек, озера – из остатков выпитого.

- Ребята, как вы думаете, почему первое задание царя невесткам — испечь хлеб?

- Что особенного в этом описании? (Дети услышат в нем ритмичность. В учебнике (с. 27) есть ритмическая запись этого отрывка).

- Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой.)

Крестьянской работе свойственна ритмичность и строгая последовательность. В сказке дано реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта.

- Как они характеризуют героиню?

-Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших).

- У вас на столах листики с изображением каравая, разукрасьте его, пожалуйста, так, чтобы он стал похож на тот, который испекла Василиса.


- Каково второе задание царя невесткам? Легко ли своими руками со­ткать ковер?

- Почему важно умение жены рукодельничать?

От умения жены рукодельничать зависела не только утварь в доме (предметы интерьера), но и то, как и во что будет одета вся семья. Женщина должна была не только уметь сшить одежду, но и украсить ее.

- Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой (женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама).

Где кольнет иглой раз —
цветок зацветет,
где кольнет другой раз —
хитрые узоры идут,
где кольнет третий —
птицы летят.

-Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде? (Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.)

- Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?

- А сейчас, разукрасьте ковер, нарисованный на ваших листочках.


- Когда в сказке впервые появляется имя царевны? Почему?

Имя появляется тогда, когда героиня начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость. В уменье мастерски работать подчеркивается высокое превосходство и ценность человека.

- Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)

- Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?

- С какой целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой? (Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда) Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)

- Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой? (Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим.)

- Почему царь трижды испытывает невесток? В чем смысл повтора?

Повторы в сказках носят традиционный характер. Обычно троекратное повторение эпизода с наращением эффекта. В первых двух случаях искусству Василисы дивятся царь и его приближенные, в третий раз весь народ получает возможность оценить мастерство героини.

5. Литература и изобразительное искусство.



- Какой вы представляли героиню?

- Кому из художников удалось лучше передать ваши представления о Василисе Премудрой?

( Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки).

V. Итог урока.

1. Творческое игра “ Следствие ведут Знатоки”.

Задания для трёх групп.

1 группа: заполнить таблицу по композиции сказки.

Любая сказка состоит из композиции.

За тридевять земель, в тридесятом государстве

2 группа: распределить по видам сказочных героев.

– По характеру герои делятся на положительных и отрицательных
(Иван-царевич – Кощей Бессмертный).

– По обладанию волшебными способностями герои делятся на реальных и волшебных (царь, сыновья, жены –Царевна -лягушка, Кощей Бессмертный, Баба-Яга)

3 группа: раскрыть особенности волшебной сказки.

(волшебный сюжет, волшебные герои, волшебные помощники, волшебный конец).
Волшебный сюжет, превращения Василисы Премудрой, выполнение заданий царя; волшебный конец (смерть Кощея от сломанной иглы); присутствие волшебного помощника (старый старик); волшебные герои – Баба-Яга, Кощей Бессмертный.

2. Обобщающая беседа.

- Сказки рассказывались не только для того, чтобы развлечь, но и чтобы научить, предостеречь от необдуманных поступков. В сказках собрана народная мудрость.

- Давайте подумаем, от чего предостерегает народная мудрость этой сказки? С чего начались беды Ивана? (Сжег лягушечью кожу)

-Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью кожу? (Расстроенный насмешками братьев и невесток, Иван при виде красоты жены решился на роковой для себя поступок – захотел навсегда сохранить ей облик красавицы. С самого начала Иван не может побороть в себе чувство стыда перед людьми за то, что ему попалась неказистая жена. Он всегда печален и горько ему выслушивать насмешливые речи братьев. Увидев же жену во всем облике красоты, Иван решил, что пришло время положить конец мучениям. В его поступке, разумеется, выразились и восхищение, и гордость. Не оценив внутренних достоинств жены, огорченный ее безобразием, тем, что она неровня ему, Иван всей силой души пожелал иметь жену-красавицу. Он мог полюбить лишь ее внешнюю красоту).

- Как поступил Иван?(Своевольно)

-Какие мудрые слова сказал ему старичок?(Ах, Иван-царевич, зачем ты сжег лягушечью кожу! Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было).

- Почему звери помогали Ивану-царевичу? (Он их пожалел, и они его пожалели)

- Вот видите, ребята, как важно быть добрым. Добро, сотворенное нами, к нам же и вернется. Иванушкино добро к нему же и вернулось: не пожалей он зверюшек, кто бы ему помог победить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую?

- Русский народ даже такую пословицу сложил:

3. Тестирование.

Р) бытовая С) волшебная Т) о животных

2) Иван- царевич нашел свою стрелу:

К) в топком болоте Л) В боярском тереме М) на купеческом дворе

3) Все приказы царя Василиса Премудрая выполняла:

А) сама , так как была рукодельницей

Б) с помощью матушек, нянюшек и красных девушек

В) вместе с Иваном – царевичем

4) Отцом Василисы Премудрой является:

Е) Змей-Горыныч Ж) Чудо-Юдо З) Кощей-Бессмертный

5) Иван-царевич проявил по отношению к медведю , селезню , зайцу и щуке:

И) Равнодушие К) Милосердие Л) Презрение

6) Лягушка превратилась:

А) В царевну Б) В жабу В) В птицу.

КЛЮЧ : 1. С 2. К 3. А 4. З 5. К 6. А

VI. Домашнее задание (на выбор).

1.Написать письмо-пожелание одному из героев сказки.

2.Написать сенкан на выбор: Царевна-лягушка, Иван-царевич, царь, звери.

VII. Рефлексия. Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.

Конспект урока по литературе на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Подробный конспект урока по теме. Урок разработан в соответствии с ФГОС. Обозначены формируемые УУД: личностные, предметные, метапредметные. Урок начинается с создания мотивации успеха, затем- артикуляционная разминка, где соблюдается методика работы над скороговоркой. На уроке запланирована физминутка, где дети изображают зверей из сказки. На уроке прослеживается связь литературы и изобразительного искусства. урок заканчивается рефлексией, учащиееся дают самооценку.конспект урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: раскрыть душевную красоту героев, их веру в победу добра и справедливости, формировать умение видеть художественные образы эпического жанра, умение работать с иллюстрациями, воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества.

Цель: раскрыть душевную красоту героев, их веру в победу добра и справедливости, формировать умение видеть художественные образы эпического жанра, умение работать с иллюстрациями, воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества.

1 Орг. момент

2 Проверка Д.З.

4.1 Подготовка к восприятию сказки. Слово учителя

4.2 Проверка первичного восприятия

-Назовите время и место действия сказки? (время действия – неопределенно-прошедшее, место действия – 1) реальный мир, где исходит поиск невесты, свадьба, испытание невесты, нарушение запрета; 2) мир фантастический)

-Какие герои сказки вам особенно понравились? Кого из них можно назвать главным? (Василиса Премудрая и Иван-царевич)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-Что испытал Иван-царевич, увидев лягушку со стрелой? (Разочарование)

-Прав ли он был? Почему же тогда лягушку всё-таки взял? (Не знал, кто перед ним, а все же пожалел)

-Что оживало Царевну – лягушку в доме царя – батюшки? (Испытания)

-Прочитайте и сравните, как справлялась с царскими заданиями лягушка-квакушка и жены старших царевичей.

-Почему царь придумывал такие задания женам своих сыновей? (царь проявлял в каждой просьбе разум и мудрый житейский опыт, хотел посмотреть отношение к труду каждой из девушек)

-Какими словами встречает Царевна – лягушка Ивана – царевича? Какие черты характера Царевны-лягушки проявились при этом? Докажите это. (Царевна была внимательная, добрая, заботливая и скромная. Она заботливо спрашивает царевича, сразу видит, что он чем-то опечален. Затем успокаивает его, сама думает, как выполнить приказы царя, но до поры не говорит об этом царевичу)

-Чем же отличается труд Василисы? (она выполняет работу сама, в отличие от жен других братьев)

-Почему царь испытывает своих невесток три раза? (так как в сказках и в христианском мире это число магическое)

-Что произошло дальше с героями сказки? Почему Иван – царевич сжег лягушачью кожу? (расстроенный насмешками братьев, Иван при виде красоты жены решился на роковой для себя поступок – захотел навсегда сохранить облик красавицы - жены. В его поступке выразились и восхищение, и гордость. Не оценив внутренних достоинств жены, огорчённый её безобразием, тем, что она не ровня ему, Иван все силой души пожелал иметь красавицу – жену)

-Найдите в сказке описание трудностей, которые преодолевал Иван-царевич в поисках жены. Что можно сказать о его характере? Подберите определения, характеризующие героя.

-Почему путь Ивана-царевича к Василисе Премудрой был таким трудным и долгим? С кем встретился Иван – царевич в пути? Кто помогал ему в поисках жены? Почему помогли животные? Какими показаны в сказке Баба Яга и Кащей Бессмертный?

5 Обобщение

-Какая основная мысль связана с образом Василисы Премудрой? (Не стоит судить человека по внешнему виду, следует оценивать людей по делам, по внутренним достоинствам)

-Какие идеи связаны с образом Ивана – царевича? (никакие поступки не остаются безнаказанными, не поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой, за свое счастье нужно бороться, ничто не достается просто так, справедливости можно добиться только, пройдя через различные испытания)

6 Слово учителя

Василиса Премудрая – образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера.

По словам Горького, Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое сердце любви.

Читайте также: