Волшебная сказка царевна лягушка народная мораль в характере и поступках героев конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
Новик Надежда Григорьевна,
Расширить знания учащихся о русских народных сказках и значении их в устном народном творчестве
выявление основной идеи сказки;
применение опорных понятий: сказка, сказочный элемент; волшебный сюжет, волшебные герои;
умение оперировать понятиями (определять, выделять родовой и видовой признаки в содержании понятия, формулировать проблемные вопросы, ответы в виде суждения или умозаключения), выявлять противоречия и пути их разрешения;
формирование навыка работы с иллюстрациями;
совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа.
развивающие:
развивать речь учащихся; ввести термины: лытать, пытать, кручиниться, тужить, мудреный, молвить, дивиться, снарядиться и др.
активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;
развивать коммуникативные и информационные компетентности;
раскрывать творческий потенциал учащихся.
воспитательные:
создать условия для духовно – нравственного воспитания учащихся через изучение русской народной сказки, как духовное наследие нашей Родины;
воспитание интереса к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях;
развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения;
воспитывать культуру связной речи: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: компьютер с мультимедийным устройством,DVD-диск; учебник: Литература, 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.:Просвещение, 2011г
1.Психологический настрой.
- Я хочу вам пожелать
-Здравствуйте, ребята! Я желаю вам хорошего дня. А что значит ХОРОШЕГО дня? Это значит, я желаю вам, хорошо себя чувствовать на уроке, хорошего настроения, хорошо поработать на уроке и хорошо усвоить новый материал. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок.
ІІ. Артикуляционная разминка.
Детям на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки — с произнесения скороговорки.
Шел Прокоп, кипел укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипел укроп.
ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся
Блиц-перекличка по результатам домашнего опроса. Разбор тестовых заданий.
1.Кого унесли гуси из сказки "Гуси лебеди"?
а) сестричку б) братика в) ежа г) бабу-ягу
2.Кто разбил золотое яичко?
а) мышка б) дед в) бабка г) кот
3.Какой герой встретился колобку на пути?
а)лиса б) баран в) медведь г) заяц
4.Какая избушка была у зайца?
а) деревянная б) ледяная в) лубяная г) водяная
5.Как звали маленького медведя из сказки "Три медведя"?
а) Мишенька б) Мишутка в) Топтышка
а) 3 б) 5 в) 6 г) 8
7.Что принесла бабушке Красная Шапочка?
а) пирожки б) конфеты в) горшочек с маслом г) цветы
8.Кем стал Иванушка, испив водицы?
а) поросёнком б) козлёнком в) оленёнком г) Сивкой Буркой
ІІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков
- Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, как называется сказка, которую мы сегодня будем читать:
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
– Что называется сказкой?
Сказка – это жанр эпоса фантастического характера, имеющий зачин, противопоставление добрых героев злым, счастливый конец.
- Каковы свойства и виды сказок?
Свойства сказки:
– особая композиция (зачин, счастливый конец),
– добро всегда побеждает зло,
– герою помогают волшебные помощники,
– прием троекратного повтора,
– особые речевые обороты.
– По какому признаку можно поделить сказки?
По характеру развития сюжета сказки делятся на волшебные, бытовые, сказки о животных.
- Перечислите признаки волшебной сказки.
Основные признаки волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные герои, волшебные помощники, волшебный конец.
(Стрела указала)
-Почему Иван-царевич лягушку в жены взял, ведь он не знал, что она царевной окажется!?
У:- Ребята, а вы как думаете?
Чтение первой части.
-Какое первое задание царя невесткам?
& Словарная работа:
Невестка – жена сына
У: - Ребята, как вы думаете, почему первое задание царя невесткам — испечь хлеб?
(Ответы детей)
Чтение второй части.
- Каково второе задание царя невесткам?
— Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.
— Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?
- Легко ли своими руками соткать ковер?
- Почему важно умение жены рукодельничать?
& Словарная работа:
Рукодельничать – заниматься рукоделием
От умения жены рукодельничать зависела не только утварь в доме, но и то, как и во что будет одета вся семья. Женщина должна была не только уметь сшить одежду, но и украсить ее.
& Словарная работа:
-Что такое утварь?
Утварь – предметы, принадлежности какого – нибудь обихода
& Словарная работа:
- Кто такая пава?
Пава –самка павлина
- Как описана райская красота работы Василисы Премудрой? (зачитывают)
Чтение третьей части.
- У: - Каково третье задание царя невесткам? Почему танец?
- Догадались, почему третье испытание для невесток — танец?
Вывод: В танце человек весь на виду: и красота, и ум, и величавость, и внутреннее достоинство, и. скромность.
Пошли танцевать жены старших царевичей.
Как махнули своими левыми рукавами – только всех гостей забрызгали; как махнули правыми – костями-огрызками осыпали, самому царю чуть глаз не выбили. Рассердился царь и приказал их выгнать вон из горницы.
- О чем говорит такое поведение невесток?
(Об их глупости и завистливости)
- Что бы вы могли посоветовать людям, которые бездумно копируют
поведение и поступки других?
(Работа в группах).
(Ответы детей)
Выводы: во-первых, в каждом поступке человека должен быть смысл, который ему близок и понятен, а во-вторых, порой, чтобы как-то выделиться и удивить окружающих, человек совершает глупые и необдуманные поступки и его поведение становится смешным.
- Сказки рассказывались не только для того, чтобы развлечь, но и чтобы научить, предостеречь от необдуманных поступков. В сказках собрана народная мудрость.
- Давайте подумаем, от чего предостерегает народная мудрость этой сказки? С чего начались беды Ивана?
(Сжег лягушечью кожу)
- Как поступил Иван?
(Необдуманно, своевольно)
& Словарная работа:
Необдуманный - опрометчивый
неразумный – неумный
-Какие это слова? (Слова близкие по значению. Это синонимы).
-Какие мудрые слова сказал ему старичок?
(Ах, Иван-царевич, зачем ты сжег лягушечью кожу! Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было)
- Какую мысль народ хотел донести до нас словами этого старичка?
(Нельзя поступать своевольно, неразумно. Необдуманный поступок может привести к беде)
- Почему Иванушка не тронул ни медведя, ни селезня, ни зайца, щуке помог?
(Пожалел, сжалился)
- А кто такая баба-яга?
Старая, седая, беззубая, страшная старуха. Живет в избушке на курьих ножках. Ей служат лесные птицы и звери. Она может либо помочь герою, дав ему совет и помощников, либо его съесть.
- Если в сказке есть баба-яга, то именно с ее разрешения герой туда и попадает.
(Работа в группе. Дети работают с карточкой-помощницей).
- Почему звери помогали Ивану-царевичу?
(Он их пожалел, и они его пожалели)
- Вот видите, ребята, как важно быть добрым. Добро, сотворенное нами, к нам же и вернется. Иванушкино добро к нему же и вернулось: не пожалей он зверюшек, кто бы ему помог победить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую?
- Русский народ даже такую пословицу сложил:
Закончи предложения:
Сегодня я узнал…
Я выполнял задания…
Я почувствовал, что…
У меня получилось…
Урок дал мне для жизни…
Домашнее задание: Подготовить ответы на вопросы учебника, найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке.
Содержимое разработки
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
муниципальное общеобразовательное учреждение
Конспект открытого урока по литературе
для 5 класса
Народная мораль в характере и поступках героев.
учитель украинского языка и литературы
повторить структурные элементы сказки, виды народных сказок;
учить анализировать и делать выводы, раскрывать тему и проблематику прочитанной сказки; характеризовать персонажей сказки; оценивать поступки сказочных героев и выражать собственное отношение к ним в развернутой форме;
развивать умения пересказывать, формулировать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы,
формировать навыки работы с иллюстрациями и текстом, выразительного чтения;
воспитывать нравственные качества, эстетические чувства, интерес к произведениям устного народного творчества, формировать представления о подлинных ценностях.
Оборудование: учебник, иллюстрации, демонстрационный и раздаточный материал, цветные карандаши.
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку … (пять).
Девиз нашего урока: “ Пожелаем друг другу успеха!”
ІІ. Постановка цели и задач.
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работать над содержанием сказки. Нам предстоит определить мораль в характере героев, рассмотреть образ невесты-волшебницы.
ІІІ. Проверка домашнего задания.
1.Беседа.
- Что такое сказка?
- Для чего нужны чудеса в сказках?
- Какие виды народных сказок вам известны?
- Расскажите о построении сказок.
- Назовите свойства сказки:
– особая композиция (зачин, счастливый конец),
– добро всегда побеждает зло,
– герою помогают волшебные помощники,
– прием троекратного повтора,
– особые речевые обороты.
- Есть ли в прочитанной сказке присказка? А зачин? Прочитайте его.
- Что такое постоянные эпитеты? Приведите примеры из сказки.
- Назовите любимых героев русских народных сказок.
- К какому виду сказок она относится?
- Назовите героев сказки.
- Кто из героев понравился вам больше всего и почему?
- Что вы знаете об этих героях? Что можете о них рассказать?
Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает обиженным или слабым. Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 в. Главное действующее лицо во множестве сказочных сюжетов.
Василиса Премудрая – персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая – дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи Моревны, Елены Прекрасной.
Кощей Бессмертный – отрицательный персонаж русских сказок. Царь, иногда – всадник на волшебном коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скрягой и скупцом. Вода сообщает Кощею сверхъестественную силу.
Баба Яга – персонаж восточных и западных славян, старуха, наделенная магической силой, ведунья. Живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей, летает в ступе. Часто в ее доме находится Кот, являющийся охранником и советчиком, или Мышь. Баба Яга – отрицательная героиня, но иногда помогает главному герою одолеть своего противника.
1. Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой.
3. Иван-царевич и Баба Яга.
4. Сватовство царевичей.
5. Приказы царя (испечь каравай хлеба, выткать ковёр за одну ночь, приехать на пир).
6. Спасение Василисы Премудрой.
4. Лексическая работа.
Объясните значение слов: лытать, пытать, кручиниться, тужить, мудреный, молвить, дивиться, снарядиться.
Лытать - уклоняться от дела, бегать работы
Пытать – (устаревшее значение слова) проверять чьи-либо качества
Кручиниться – горевать, печалиться
Тужить – горевать, тосковать, печалиться
Мудреный – загадочный, непонятный, трудный, замысловатый
Молвить – говорить, сказывать
Дивиться – удивляться, поражаться чему-либо
Снарядиться – запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь
IV. Анализ сказки.
Согласно поверьям, лягушка – лунное животное, приносящее дождь. Символ плодородия, плодовитости. Означает обновление жизни и воскресение.
В христианстве она символизирует и положительные качества (связь с плодородием, производительной силой, возрождением), и отрицательные (связь с темным миром, болезнью, смертью).
-Почему второй лягушке удалось выжить?
- Где нашли невест старшие братья?
Чудо, которое творит на царском пиру Царевна-лягушка: в танце Василиса, спрятавшая в рукав объедки, не просто творит мир, а оживляет, воскрешает: лебедей – из косточек, озера – из остатков выпитого.
- Ребята, как вы думаете, почему первое задание царя невесткам — испечь хлеб?
- Что особенного в этом описании? (Дети услышат в нем ритмичность. В учебнике (с. 27) есть ритмическая запись этого отрывка).
- Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой.)
Крестьянской работе свойственна ритмичность и строгая последовательность. В сказке дано реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта.
- Как они характеризуют героиню?
-Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших).
- У вас на столах листики с изображением каравая, разукрасьте его, пожалуйста, так, чтобы он стал похож на тот, который испекла Василиса.
- Каково второе задание царя невесткам? Легко ли своими руками соткать ковер?
- Почему важно умение жены рукодельничать?
От умения жены рукодельничать зависела не только утварь в доме (предметы интерьера), но и то, как и во что будет одета вся семья. Женщина должна была не только уметь сшить одежду, но и украсить ее.
- Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой (женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама).
Где кольнет иглой раз —
цветок зацветет,
где кольнет другой раз —
хитрые узоры идут,
где кольнет третий —
птицы летят.
-Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде? (Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.)
- Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?
- А сейчас, разукрасьте ковер, нарисованный на ваших листочках.
- Когда в сказке впервые появляется имя царевны? Почему?
Имя появляется тогда, когда героиня начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость. В уменье мастерски работать подчеркивается высокое превосходство и ценность человека.
- Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)
- Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?
- С какой целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой? (Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда) Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)
- Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой? (Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим.)
- Почему царь трижды испытывает невесток? В чем смысл повтора?
Повторы в сказках носят традиционный характер. Обычно троекратное повторение эпизода с наращением эффекта. В первых двух случаях искусству Василисы дивятся царь и его приближенные, в третий раз весь народ получает возможность оценить мастерство героини.
5. Литература и изобразительное искусство.
- Какой вы представляли героиню?
- Кому из художников удалось лучше передать ваши представления о Василисе Премудрой?
( Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки).
V. Итог урока.
1. Творческое игра “ Следствие ведут Знатоки”.
Задания для трёх групп.
1 группа: заполнить таблицу по композиции сказки.
Любая сказка состоит из композиции.
За тридевять земель, в тридесятом государстве
2 группа: распределить по видам сказочных героев.
– По характеру герои делятся на положительных и отрицательных
(Иван-царевич – Кощей Бессмертный).
– По обладанию волшебными способностями герои делятся на реальных и волшебных (царь, сыновья, жены –Царевна -лягушка, Кощей Бессмертный, Баба-Яга)
3 группа: раскрыть особенности волшебной сказки.
(волшебный сюжет, волшебные герои, волшебные помощники, волшебный конец).
Волшебный сюжет, превращения Василисы Премудрой, выполнение заданий царя; волшебный конец (смерть Кощея от сломанной иглы); присутствие волшебного помощника (старый старик); волшебные герои – Баба-Яга, Кощей Бессмертный.
2. Обобщающая беседа.
- Сказки рассказывались не только для того, чтобы развлечь, но и чтобы научить, предостеречь от необдуманных поступков. В сказках собрана народная мудрость.
- Давайте подумаем, от чего предостерегает народная мудрость этой сказки? С чего начались беды Ивана? (Сжег лягушечью кожу)
-Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью кожу? (Расстроенный насмешками братьев и невесток, Иван при виде красоты жены решился на роковой для себя поступок – захотел навсегда сохранить ей облик красавицы. С самого начала Иван не может побороть в себе чувство стыда перед людьми за то, что ему попалась неказистая жена. Он всегда печален и горько ему выслушивать насмешливые речи братьев. Увидев же жену во всем облике красоты, Иван решил, что пришло время положить конец мучениям. В его поступке, разумеется, выразились и восхищение, и гордость. Не оценив внутренних достоинств жены, огорченный ее безобразием, тем, что она неровня ему, Иван всей силой души пожелал иметь жену-красавицу. Он мог полюбить лишь ее внешнюю красоту).
- Как поступил Иван?(Своевольно)
-Какие мудрые слова сказал ему старичок?(Ах, Иван-царевич, зачем ты сжег лягушечью кожу! Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было).
- Почему звери помогали Ивану-царевичу? (Он их пожалел, и они его пожалели)
- Вот видите, ребята, как важно быть добрым. Добро, сотворенное нами, к нам же и вернется. Иванушкино добро к нему же и вернулось: не пожалей он зверюшек, кто бы ему помог победить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую?
- Русский народ даже такую пословицу сложил:
3. Тестирование.
Р) бытовая С) волшебная Т) о животных
2) Иван- царевич нашел свою стрелу:
К) в топком болоте Л) В боярском тереме М) на купеческом дворе
3) Все приказы царя Василиса Премудрая выполняла:
А) сама , так как была рукодельницей
Б) с помощью матушек, нянюшек и красных девушек
В) вместе с Иваном – царевичем
4) Отцом Василисы Премудрой является:
Е) Змей-Горыныч Ж) Чудо-Юдо З) Кощей-Бессмертный
5) Иван-царевич проявил по отношению к медведю , селезню , зайцу и щуке:
И) Равнодушие К) Милосердие Л) Презрение
6) Лягушка превратилась:
А) В царевну Б) В жабу В) В птицу.
КЛЮЧ : 1. С 2. К 3. А 4. З 5. К 6. А
VI. Домашнее задание (на выбор).
1.Написать письмо-пожелание одному из героев сказки.
2.Написать сенкан на выбор: Царевна-лягушка, Иван-царевич, царь, звери.
VII. Рефлексия. Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Подробный конспект урока по теме. Урок разработан в соответствии с ФГОС. Обозначены формируемые УУД: личностные, предметные, метапредметные. Урок начинается с создания мотивации успеха, затем- артикуляционная разминка, где соблюдается методика работы над скороговоркой. На уроке запланирована физминутка, где дети изображают зверей из сказки. На уроке прослеживается связь литературы и изобразительного искусства. урок заканчивается рефлексией, учащиееся дают самооценку.конспект урока
Цель: раскрыть душевную красоту героев, их веру в победу добра и справедливости, формировать умение видеть художественные образы эпического жанра, умение работать с иллюстрациями, воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества.
Цель: раскрыть душевную красоту героев, их веру в победу добра и справедливости, формировать умение видеть художественные образы эпического жанра, умение работать с иллюстрациями, воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества.
1 Орг. момент
2 Проверка Д.З.
4.1 Подготовка к восприятию сказки. Слово учителя
4.2 Проверка первичного восприятия
-Назовите время и место действия сказки? (время действия – неопределенно-прошедшее, место действия – 1) реальный мир, где исходит поиск невесты, свадьба, испытание невесты, нарушение запрета; 2) мир фантастический)
-Какие герои сказки вам особенно понравились? Кого из них можно назвать главным? (Василиса Премудрая и Иван-царевич)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Что испытал Иван-царевич, увидев лягушку со стрелой? (Разочарование)
-Прав ли он был? Почему же тогда лягушку всё-таки взял? (Не знал, кто перед ним, а все же пожалел)
-Что оживало Царевну – лягушку в доме царя – батюшки? (Испытания)
-Прочитайте и сравните, как справлялась с царскими заданиями лягушка-квакушка и жены старших царевичей.
-Почему царь придумывал такие задания женам своих сыновей? (царь проявлял в каждой просьбе разум и мудрый житейский опыт, хотел посмотреть отношение к труду каждой из девушек)
-Какими словами встречает Царевна – лягушка Ивана – царевича? Какие черты характера Царевны-лягушки проявились при этом? Докажите это. (Царевна была внимательная, добрая, заботливая и скромная. Она заботливо спрашивает царевича, сразу видит, что он чем-то опечален. Затем успокаивает его, сама думает, как выполнить приказы царя, но до поры не говорит об этом царевичу)
-Чем же отличается труд Василисы? (она выполняет работу сама, в отличие от жен других братьев)
-Почему царь испытывает своих невесток три раза? (так как в сказках и в христианском мире это число магическое)
-Что произошло дальше с героями сказки? Почему Иван – царевич сжег лягушачью кожу? (расстроенный насмешками братьев, Иван при виде красоты жены решился на роковой для себя поступок – захотел навсегда сохранить облик красавицы - жены. В его поступке выразились и восхищение, и гордость. Не оценив внутренних достоинств жены, огорчённый её безобразием, тем, что она не ровня ему, Иван все силой души пожелал иметь красавицу – жену)
-Найдите в сказке описание трудностей, которые преодолевал Иван-царевич в поисках жены. Что можно сказать о его характере? Подберите определения, характеризующие героя.
-Почему путь Ивана-царевича к Василисе Премудрой был таким трудным и долгим? С кем встретился Иван – царевич в пути? Кто помогал ему в поисках жены? Почему помогли животные? Какими показаны в сказке Баба Яга и Кащей Бессмертный?
5 Обобщение
-Какая основная мысль связана с образом Василисы Премудрой? (Не стоит судить человека по внешнему виду, следует оценивать людей по делам, по внутренним достоинствам)
-Какие идеи связаны с образом Ивана – царевича? (никакие поступки не остаются безнаказанными, не поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой, за свое счастье нужно бороться, ничто не достается просто так, справедливости можно добиться только, пройдя через различные испытания)
6 Слово учителя
Василиса Премудрая – образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера.
По словам Горького, Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое сердце любви.
Читайте также: