Области и границы 1 класс петерсон конспект

Обновлено: 29.04.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. А новые технические средства облачают в современную, увлекательную форму изучаемый материал, создают ситуацию успеха, становятся активным стимулятором познавательного процесса младших школьников. Данный урок построен по технологии проблемного обучения с применением компьютерной программы Power Point из пакета Microsoft Office, составлен по учебнику Л.Г. Петерсон, 1-й класс, знакомит не только с новой темой, но и создает интерактивность учебного процесса, развивая и утверждая автономность ученика, повышая творческий потенциал учителя

Подготовила и провела

учитель высшей категории

2012-2013 учебный год

Урок математики.

Тема: Области и границы.

Цели: познакомить с геометрическими понятиями: область, граница;

уточнять названия компонентов сложения, отрабатывать правильное

использование их в речи;

закреплять знание состава чисел 2, 3, 4, 5, 6, навыки сложения и

вычитания в пределах 6, сравнения чисел;

развивать речь, логическое мышление, память, внимание.

Оборудование: учебник Л.Г.Петерсон для 1 класса, часть 1, урок 37.

цветные карандаши, числовой веер.

I . Организационное начало.

Он пойдёт, конечно, впрок.

Постараюсь всё понять,

Чтобы правильно считать (решать).

II . Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

- Жили-были Ох да Ах. Ох был всегда грустный и недовольный, а Ах -весёлый и жизнерадостный. Однажды Ах предложил своему соседу пойти в поход.

Ох-ох-ох!" — только и ответил Ох. И отправились они в путь. Давайте, ребя­та. узнаем,

какое расстояние они прошли!

1.-Но сначала восстановите порядок в ряду чисел.

2.- Счет по линейке до 20 вперед и обратно.

- Сосчитайте от 9 до 15, от 18 до 11.

- Назовите последующее число для 8, 15.

- Назовите предыдущее число для 6, 12.

- Какое число стоит между 9 и 11, 16 и 18?

- Какое число стоит справа от 14, 19, слева от 13, 17?

- Назовите соседей числа 10.

hello_html_14d32140.jpg

3.-Даны три ряда чисел Вам нужно установить закономерность и поставить вместо знака ? число. ( Сумма чисел в каждой строке равна 6. Поэтому вместо знака "?" надо поставить число 2.)

hello_html_m5f2edeb6.jpg

5. Вот герои вышли на полянку Ах – восхищается, а Ох – охает Поставьте вместо цветочков знаки "+" или "—":

.-6*1 = 5 3*3 = 6 3*2 = 5

— Какое равенство вы считаете "лишним"? Объясните ответ. ("Лишним" может быть равенство: а) 6— 1 = 5 — в нем действие вычитания, а в осталь­ных сложение;

б) 3 + 3 = 6 — целое разбито на равные части, а в остальных -нет;

в) 3 + 2 = 5 — целое равно 5, а в остальных — 6.)

6 - Молодцы, вы показали хорошие знания и сообразительность. Ах! и Ох! Дают вам следующее задание. Они хотят проверить ваше внимание. Сколько треугольников вы видите на чертеже? На­зовите их. Какие линии ограничивают треугольник — замкнутые или незам­кнутые?

hello_html_m9112d4a.jpg

7.По дороге домой Ах!, Ох! встретили своего друга Ух! Помоги найти где чей дом. Логическая задача.

hello_html_m58da2cdc.jpg

8. А теперь наше правило – наша палочка-выручалочка

hello_html_me340848.jpg

' III . Открытие нового.

hello_html_24bde52.jpg

- Прочитайте полученное слово. (Карта.)

- Объясните его значение (1 - карта - уменьшенное изображе­ние на бумаге города, страны, поверхности земли и т. д.; 2- иг­ральная карта)

2. Знакомство с геометрическими понятиями: область и гра­ница

-Посмотрите на карту нашей Рязанской области. Чем богата наша область?

- Назовите города, расположенные в Рязанской области.

- Как можно назвать линию вокруг Рязанской области? (Замкнутая линия или

граница.) , -найдите и покажите границы области

- Территория внутри границы называется областью.

hello_html_114d5a72.jpg

3. Обозначение границы.

- Обозначьте границу зелёным цветом.

- Заштрихуйте область жёлтым цветом.

- Назовите местоположение каждой точки. (Точки Б, Д- вне области, снаружи; точки М, К —на границе области; точки А, В - внутри области.)

hello_html_m61435c67.jpg

IV . Закрепление пройденного. 1. Обозначение границы.

- Отметьте точку А на границе области.

- Точку У за границей области.

- Точки О, С внутри области.

- Можно ли из точки О провести линию в точку С, не выходя за линию области? Докажите.

- Можно ли провести линию из точки О в точку А, не выходя за границу области? Докажите.

- Можно ли провести линию из точки О в точку У, не выходя за границу? Обоснуйте своё мнение.

-Как можно провести линию, чтобы она выходила за границу области? Покажите на рисунке.

2. Области и границы.

* Раскрасить области и обвести границы по образцу.

* № 4, с. 60. Самостоятельная работа.

Физкультминутка. Зарядка

V . Повторение пройденного.

. Решение примеров вида:

П + 3; П - 3; П + .4; П - 4.

2. Решение примеров в несколько действий.

4. Составление примеров по рисунку.

- Сколько фигур (и каких) изображено на первом рисунке? (6 треугольников.)

— Сколько треугольников зачёркнуто?

- Какое числовое выражение можно записать? (6 — 2.)

- Найдите его значение (4) Ох повеселел от этих заданий и попросил еще что-нибудь порешать. Осо­бенно ему понравилось работать по числовому ряду.

Групповая работа (в паре).

Найдите ошибки, если они есть, и исправьте их.

hello_html_m1473a39c.jpg

hello_html_3e2a4c4a.jpg

Итог урока. Рефлексия

-Наше путешествие с ОХ и Ах подходит к концу

-Удалось ли нам ни минуты не терять? /Да, мы многое успели сделать. /

-Вспомните, какая цель нашего урока? Чему мы учились? Удалось ли каждому из вас

Со всеми заданиями на уроке справился легко. Я очень доволен собой !

В основном со всеми заданиями на уроке справился. Вполне доволен собой.

Не все задания на уроке давались мне легко. Но я старался.

- Где могут пригодиться знания о границах и областях? /при изучении математики, географии, истории/

Учебник Л.Г.Петерсон для 1 класса, часть 1, урок 37.

Веселова Т. М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала. // Начальная школа. - 2003. - №2. - С. 110-113.

Учитель: - Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачного урока.

А чтобы всё получилось, давайте возьмём девиз:

“Ни минуты не терять, стремиться знанья получать!”

2. Графический диктант

Учитель: - А получать новые знания нам поможет… Отгадайте, кто:

“Если ему работу дашь – зря трудился карандаш” /Ластик/

(На доске картинка с изображением Ластика )

- Ластик пришёл со своим другом. Каким, вы догадаетесь, выполнив графический диктант: 2 клеточки вправо-вверх наискосок, 7 клеточек вправо, 4 клеточки вниз, 7 клеточек влево, 2 клеточки влево - вверх наискосок.

(Учитель открывает образец - чертёж за доской.)

- Проверьте по образцу на доске.

Встаньте те, у кого также, как на образце. У кого ошибки? В чём?

Какая получилась фигура? /пятиугольник, замкнутая ломаная линия из 5 звеньев/

- На какой предмет похожа фигура? / на карандаш/ Так кто же друг Ластика? /Карандаш/

(Появляется рисунок Карандаша)

3. Ориентировка в пространстве

- Украсим наш Карандаш цветовыми точками – магнитами. /коллективная работа на доске/

а) Поставьте красную точку, чтобы она находилась внутри ломаной.
б) Синим цветом поставьте точку так, чтобы она находилась снаружи , справа от ломаной линии, сверху …
в) Зелёным поставьте точку так, чтобы она находилась на ломаной линии.

/Рассматривается несколько вариантов постановки цветовых точек./

4. Физ. минутка

- Карандаш очень доволен вашей работой, на 1 мин. он превратил ваши носики в грифель карандаша. “Нарисуем” овал, квадрат, треугольник, прямоугольник.

5. Работа над новым материалом

а) Примеры с расшифровкой:

- Карандаш и Ластик принесли вам в конвертах то, без чего нельзя обойтись на сегодняшнем уроке.

Чтобы расшифровать это слово, надо правильно решить равенства, а ответы расположить в порядке возрастания.

1 2 3 4 5
к а р т ы

(Примеры с расшифровкой у детей в тетрадях, у учителя - на доске. )

- Приступили к работе. Назовите ответы.

- Как расположите ответы? Что значит “в порядке возрастания”?

Какое слово расшифровали? /Учитель открывает эталон на доске./

- Объясните значение расшифрованного слова.

/игральные карты; географические карты - изображение на бумаге стран,областей и т.д./

- Как думаете, для путешествия нам какие карты нужны? /Географические/

б) Введение понятий “область”, “граница”:

- Достаньте из конвертов карту, приготовленную Карандашом и Ластиком.

Что это за карта? /карта Московской области / Такая же карта и у меня возле доски.

Проведите глазками по линии вокруг Московской области. Как можно назвать линию вокруг? /Замкнутая/

- Или по- другому… граница /учитель переворачивает карточку со словом там, где тема урока/

- Как называется территория внутри границы? область /переворачивает карточку, полностью открывается тема урока /

в) Формулирование темы и целей урока:

- Прочитаем хором тему урока. Попробуйте сформулировать цель нашего урока, чему будем учиться? /Учиться определять, где границы, а где области/

г) Упражнения в определении области и границы:

- Возьмите красный и жёлтый карандаши.

- На данной карте красным цветом обведите границы, жёлтым – заштрихуйте область вертикальными линиями. /Проверка: Встаньте, кто закончил, покажите вашу карту/

- Назовите некоторые города вне области.

Вспомните, на уроке “Я и мри вокруг” мы говорили,чем знаменита Тула?

Назовите несколько городов, принадлежащих Московской области.

Что знаете о Бородине? О Клине?

д) Повторение о натуральном ряде чисел + физ. минутка для глаз:

- Ластик и Карандаш приготовили следующее задание за одной из фигур.

Задание за той фигурой, где числа расположены в порядке убывания.

/На доске ромб с цифрами 308, прямоугольник с цифрами 830, треугольник с цифрами

038. Дети выбирают вариант 830 - прямоугольник, учитель открывает за ним задание./

В качестве задания детям предлагается ломаная линия из 6-ти звеньев, вершины которой поочерёдно обозначены буквами р,о,д,и,н,а.

- Проведя глазками по ломаной, прочитайте слово. /Родина/

Как вы думаете, почему именно это слово приготовили Ластик и Карандаш?

/Московская область, Коломна – наша малая родина,наш любимый город/

- Если из цифр в данной фигуре составить число, то какое получится? /830/

- Как это число связано с нашим городом?

/В этом году Коломне исполняется 830 лет/

Украсим наш город к празднику – прикрепим на карту флажок.

Вывод: - Как же называется линия вокруг области? /граница/

- А территория внутри границы? /область/

6. Закрепление нового материала

а) Практическая работа:

- На каждой парте лежат проволока и фишки. Работаем в парах: согните проволоку так, чтобы получилась какая-то область; поставьте фишку внутри границы, вне и на границе.

*коллективная работа у доски

- Девочки, взявшись за руки образуют границу, а мальчики – область.

У нас в классе 3 Даши. Я попрошу встать их вне области.

б) Физ. минутка /Дети у доски после практической работы, звучит кассета с записью лесных птиц/

- На территории Московской области много лесов. В один из них нас поведут Ластик и

“Только в лес мы вошли –
Полетели комары. /махи руками/
Дальше по лесу шагаем,
Грибы, шишки собираем. /наклоны вперёд/
Медведя, зайчика встречаем.
У медведя дом большой , /руки вверх, тянемся за руками/
А у зайки маленький. /приседаем/

в)Упражнение в ориентировке:

- Лес, в котором мы только что побывали, изобразил Карандаш, а Ластик – озорник всё стёр, оставил только границы. Посмотрите, это №3 на с. 60 в ваших учебниках.

Исправим ситуацию. /1 ученик работает за доской с готовыми карточками-рисунками, прикрепляет рисунки домика, ели и озера магнитами/

а) Зелёным карандашом нарисуйте ёлочку внутри области.

б) Вне области жёлтым карандашом нарисуйте домик.

в) На границе синим цветом изобразите озеро.

/Проверка: сличение с плакатом на доске,обсуждение нескольких возможных вариантов изображения. /

- Можно ли протоптать тропинку от ёлочки до домика, не выходя за границу области? /Нет,т.к. домик вне линии границы/

- Можно ли протоптать тропинку от елочки до озера,не выходя за границу?

/Можно,т.к. озеро лежит на самой линии границы/

г) Игра “5-й лишний”:

- Да, сколько много грибов в этом лесу ! Посмотрите, ск. их в вашем учебнике на с.61 № 9.

Ск. всего грибов? Какой 3-ой? /рыжик/ Какой 5-й? /подберёзовик/

Какой между белым и рыжиком? /подосиновик/

- Посмотрите, художник заключил грибы в одну область. Проверьте, не сделал ли он ошибки? Какой гриб можно бы было вынести за пределы области? /мухомор/

- Почему? /он несъедобный/

- Какие ещё несъедобные грибы знаете? /ложные опята, бледная поганка/

- А какие грибы можно было бы включить в данную область? /лисички, сыроежки, опята/

д) Самостоятельная работа:

- Не успели мы выйти из леса, как оказались на поляне. Рассмотрите её на доске.

/На доске замкнутая линия с цветовыми выражениями вне области, внутри области и на линии границы./

Такие же поляны есть в ваших конвертах.

Ластик и Карандаш заспорили, какие выражения расположились вне области поляны, какие на линии границы, а какие внутри границы. Помогите им разобраться.

Для этого разделимся на 2 команды. Те, у кого на конверте нарисован ластик – команда

Ластика, а у кого карандаш – команда Карандаша.

Инструктаж: Работать будем в карточках. За 1 минуту “Ластики” находят значение тех выражений, которые находятся вне области, а “Карандаши” - тех, которые находятся внутри области. Начали работу. Закончили работу.

На партах у каждого цветовые карточки синего, красного и зелёного цветов.

Поднимите карточку того цвета, которая соответствует решённым вами равенствам.

“Ластики”, назовите значения ваших выражений. А теперь “Карандаши”.

- Ребята, а какие равенства остались без нашего внимания?

/Те, которые на линии границы/

Чтобы они “не обиделись”, найдём их значение.

7. Итог урока

- Наше путешествие с Ластиком и Карандашом подходит к концу.

Вернёмся к девизу, с которого начали урок.

Удалось ли нам ни минуты не терять? /Да, мы многое успели сделать. /

Вспомните, какая цель нашего урока? Чему мы учились? Удалось ли каждому из вас достигнуть цели? Покажите при помощи цветовых магнитов, напоминаю, критерии самооценки на плакате.

Зелёный круг Со всеми заданиями на уроке справился легко. Я очень доволен собой !
Синий круг В основном со всеми заданиями на уроке справился. Вполне доволен собой.
Красный круг Не все задания на уроке давались мне легко. Но я старался.

- Где могут пригодиться знания о границах и областях? /при изучении математики, географии, истории/

- Ластик и Карандаш благодарят вас за хорошую работу и дарят карандаши с ластиками, которые пригодятся на каждом уроке.


Урок ознакомления с новым материалом, помогает сформировать представление первоклассников о понятиях области и границы, составлен к учебнику Л.Г.Петерсон (УМК "Перспектива").

Описание разработки

Основные цели:

сформировать представление о понятиях области и границы, использовать эти понятия при выполнении заданий;

закрепить знание состава чисел 2 - 6;

воспитывать навыки взаимовыручки, взаимопонимания, учиться слушать и слышать друг друга.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение, аналогия.

Ход урока:

Вот и прозвенел звонок,

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

- Милые Любознайки и Любознатики

Мы начинаем урок …( МАТЕМАТИКИ) !

- Чем мы занимались на предыдущих уроках? С какими понятиями, новыми словами познакомились?

- А сегодня хочется узнать что - нибудь новенькое?

- Начало путешествия - родной город Шахты, где нам все должно быть знакомо!

1) - счет 5 - 14, 12 - 3

- предыдущее для чисел 2, 15; как получить предыдущее число?

- последующее для чисел 7, 17; как получить последующее число?

- какое число стоит между 8 и 10, 13 и 15?

- какое число находится справа от 9, слева от 16?

- Что нам всегда может помочь в случае затруднения?

- Бревно распилили на 4 части. Сколько распилов сделали?

- 6 картофелин варились 30 минут. Сколько минут варилась 1 картофелина?

- что можно сказать о числе 6?

(поставить нужный знак)

3*2=5 (прочитать пример по - разному)

А мы с вами решим задачки.

а) Два кубика у Маши, четыре у Наташи.

А сколько же их вместе у Маши и Наташи?

б) Один лягушонок сидит у пруда,

две утки плывут неизвестно куда.

Три рыбки у берега тихо плеснули

и в синюю воду обратно нырнули. Сколько их всего?

в) - Что хромаешь ты, жучок?

Ранил лапку о сучок…

Прежде на своих шести

Очень быстро мог ползти.

На скольких лапках ползет теперь паучок?

Весь материал - смотрите документ.


-80%

К уроку прилагается презентация. Тип урока - открытие нового. На уроке как основная использована технология развивающего обучения. На уроке применены различные формы (индивидуальная, фронтальная, парная, самостоятельная работа) и методы обучения. Основным средством обучения выбран компьютер. Компьютерная презентация вносит разнообразие в урок, концентрирует внимание, помогает первоклассникам быстро сориентироваться в тетради.

Целевая аудитория: для 1 класса

Представлен подробный конспект урока с навигацией по слайдам. Презентация яркая, красочная, соответствует возрастным особенностям учащихся. Спасибо за ресурс.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: