О русской культуре конспект

Обновлено: 02.07.2024

Авторы: И. В. Власова (Русские), Т. В. Лукьянченко, О. М. Фишман (Народы Европейского Севера и Северо-Запада России), Н .И. Жуланова (Народы Европейского Севера и Северо-Запада России: устное музыкальное творчество), А. Д. Коростелёв (Народы Поволжья и Приуралья), Н. И. Жуланова (Народы Поволжья и Приуралья: устное творчество), З. П. Соколова (Народы Западной Сибири), В. В. Мазепус (Народы Западной Сибири: устное музыкальное творчество), Н. П. Москаленко (Народы Южной Сибири), В. В. Мазепус (Народы Южной Сибири: устное музыкальное творчество), А. А. Сирина, В. С. Никифорова (Народы Восточной Сибири), Ю. И. Шейкин (Народы Восточной Сибири: устное музыкальное творчество), Н. А. Месштыб (Народы Приамурья, Приморьяи Сахалина), Н. А. Соломонова (Народы Приамурья, Приморьяи Сахалина: устное музыкальное творчество), Н. П. Батьянова (Народы Северо-Востока), А. С. Тарасенко (Народы Северо-Востока: устное музыкальное творчество), Ю. Д. Анчабадзе (Народы Северного Кавказа), М. И. Шилакадзе (Народы Северного Кавказа: устное творчество) Авторы: И. В. Власова (Русские), Т. В. Лукьянченко, О. М. Фишман (Народы Европейского Севера и Северо-Запада России), Н .И. Жуланова (Народы Европейского Севера и Северо-Запада России: устное музыкальное творчество); >>

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ

Тра­ди­ци­он­ная куль­ту­ра на­ро­дов Рос­сии, в том ви­де, в ка­ком она сфор­ми­рова­лась к мо­мен­ту её эт­но­гра­фи­че­ско­го изу­че­ния (т. е. при­мер­но ко 2-й пол. 19 в.), от­ра­жа­ет их слож­ную ис­то­рию в по­сто­ян­ном взаи­мо­дей­ст­вии друг с дру­гом, в раз­ных гео­гра­фи­че­ских, при­род­ных и хо­зяй­ст­вен­ных ус­ло­ви­ях. На тер­ри­то­рии Рос­сии сло­жи­лось неск. ис­то­ри­ко-куль­тур­ных зон с ха­рак­тер­ным хо­зяй­ст­вен­ным и куль­тур­ным ти­пом про­жи­ваю­щих там на­ро­дов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель занятия:

Привлечение внимания учащихся к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире .

Задачи :

Прививать интерес и любовь к культуре России. Развивать воображение, мышление и речь. Воспитывать любовь к своей Родине, качества культурного человека.

Ввести понятие о культуре. Познакомить обучающихся с разными высказываниями известных людей о культуре, видами и областями культуры. Учить детей видеть красоту культурного наследия России.

Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.

Учить культурному общению, сотрудничать в различных видах деятельности.

Оборудование:

Проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация, раздаточный материал

Мотивация на активное участие в уроке.

- Хотелось бы начать наш классный час с одного очень интересного высказывания, которое станет эпиграфом к нашему уроку.

- Различают материальную и духовную культуру .

- Материальная культура создается в процессе материального производства, продуктами ее являются здания, оборудование, станки.

- К духовной культуре относятся искусство, наука, философия, литература .

С духовной культурой мы встречаемся, когда слушаем музыку Чайковского, Бетховена, читаем произведения Пушкина, созерцаем картины Репина, Сурикова, наслаждаемся игрой лучших актеров мира.

-Особенно ваше внимание хотелось бы привлечь к русской культуре.

-Как вы думаете, что есть в русской культуре, чего нет в культурах других стран?

-Культура России — культура русского народа, других народов и народностей России и государств, предшествующих современной России.

Театр, кино, литература –
Вот где Российская культура!
Скульптура, живопись, балет –
Культуры лучше нашей – нет!

Русские народные сказки,частушки(короткие песни с юмористическим содержанием),иконопись,русская литература(вы уже знаете Пушкина А.С., которого знают во всем мире),русская музыка (,музыкальные произведения наших композиторов любят во всем мире)

Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

- О чем говорится в этом стихотворении? ( о народных промыслах )

- Русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры.

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке. Роспись выглядит ярко, несмотря на темный фон. Используются такие краски как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёного и голубого , и, конечно, чёрный фон. Очень часто используется золотой цвет .Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Современное искусство гжели сложно и многообразно. Эта керамика — наиболее яркая, поэтичная и запоминающаяся среди русских промыслов. Популярны в России и во все мире традиционные фарфоровые изделия с кобальтовыми (синими и голубыми) узорами. Казалось бы одноцветная роспись должна сделать изделие монотонным, однако все получилось совсем наоборот — благодаря характерному синему цвету с его различными оттенками, фарфор смотрится неповторимо и оригинально. Рисунки гжель — это сюжеты из народной жизни прошлого — катание на санях, масленица, жанровые сценки, сказочные персонажи, растительные орнаменты. Узоры неповторимы, ведь каждую чашку или поднос мастер расписывает вручную, в единственном экземпляре.

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима. Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни.

Волого́дское кру́жево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках. Вологодское кружевоплетение восходит к 16—17 вв., но как промысел существует с первой четверти XIX века.

Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Почти всегда они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи.

-Предлагаю вам раскрасить свою собственную матрешку , используя один из мотивов народных промыслов.

hello_html_6360554e.jpg

-Сегодня мы с вами познакомились русскими народными промыслами- лишь с маленькой частичкой богатой русской культуры Убедились как прекрасны и необычны их изделия.

Помните, что культура России уникальна и необычайно красива. Поэтому нужно относится к ней с уважением и беречь её.

- Ребята, скажите, что мы должны с вами делать для того, чтобы нас считали культурными людьми?

- Часто ли вы повышаете свою культуру? Каким образом?

1 . Там можно посмотреть мультфильмы,
Журналы, клипы, кинофильмы.
Идём туда мы целым классом.
Там – хорошо, там просто – классно!
Там что-то не были давно,
Пора бы посетить …

2.Петь, рисовать, лепить искусно

Нельзя прожить нам без … ( искусства )

3 . Здесь балерины, балероны

Благодарили нас поклоном.

На сцене танцевали чудно,

И в зале было многолюдно.

Спектакля лучше в мире нет,

Чем этот сказочный. ( балет )

4.Творчество народное

Для детей – опора

Нельзя народу нашему

Прожить без …( фольклора )

5.Кто очень дружен будет с ней,

Будет вчетверо умней ( литература )

6. Нам экскурсовод сказал,

Как пройти в такой-то зал.

Мумию мы посмотрели,

В чем ходили, разглядели.

Даже мамонт здесь стоит,

Глаз закрыл, как будто спит.

Если ты не ротозей,

То иди скорей в. ( музей )

8. Ой, звенит она, звенит,

И грустит, и веселит.

С переливами несется,

В душе чувством отзовется ( музыка )

9. Домашнее задание .

Каждый учащийся получает лист, на котором необходимо отметить, что делает его культурным человеком.

познавательное развитие посредством формирования у детей интереса к культуре, традициям и быту русского народа.

1. Расширять знания о народных промыслах и ремёслах.

2. Дать детям почувствовать гордость за богатое прошлое своей страны.

3. Передать свои впечатления через художественное творчество – городецкую роспись.

4. Учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их, развивать умение видеть различие и сходство с современными предметами. 5. Развивать логическое мышление и внимание, творческое воображение.

6. Продолжать учить детей поддерживать беседу, расширять знания об устной народной речи, высказывать свою точку зрения, отвечая на вопросы сложными, сложноподчинёнными, сложносочинёнными, простыми и сложными предложениями.

7. Расширять словарный запас.

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, развитие речи, физическое развитие.

Форма организации: фронтальная.

Предметы традиционного русского народного быта, чтение устного народного творчества, иллюстрации с изображением русских народных костюмов, изображение старинных изб, в которых раньше жили люди, мольберт, панно, гуашь, красного, зелёного цвета, кисти, салфетки подставки для кистей.

Активизация: изба, хоровод, игры. Самовар, скалка, роспись, сказки, пословицы, поговорки, приговоры, скороговорки.

Ход занятия:

Ребята, внимательно рассмотрите предметы, которые стоят на столе. Когда-то они были частью утвари в старинных, деревянных избах, в которых жили люди. Как вы думаете, для чего они?

Самовар для чая, ложки для еды.

Правильно, но как все предметы назвать одним словом?

А ещё, что видите (показываю куклу, сделанную из соломы? Что это?

Это кукла, она из соломы.

На газовых и электрических плитах – на том, чего раньше не было. В наших домах и квартирах горит электрический свет. Что же использовали люди вместо света? Давайте рассмотрим иллюстрацию (изображена девушка, которая прядёт, рядом горит лучина, что на ней изображено?

Что бы вязать разные вещи!

Если человек будет всех бояться, то ни с кем не подружится.

Правильно! Кто ещё хочет сказать? Скажи Саша Д. ?

Мы хорошо позанимаемся и можем потом поиграть.

Это о народных умельцах! А ещё, когда люди друг другу помогают.

Мне очень понравились ваши ответы. Давайте вспомним считалки потому, что они тоже относятся к русскому народному фольклору, как сказки, пословицы и поговорки. Кто вспомнит считалку? Милана Х., скажи?

Ехал Грека через реку,

Видит Грека – в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку – цап.

Молодец! Для хорошей погоды и дождя, люди сочиняли приговорки и заклички, послушайте:

Из - под облачка.

2. Дождик, дождик, пуще,

Выйду на крылечко,

Дам и хлеба каравай,

Сколько хочешь, поливай!

Дети встают и становятся по - кругу, воспитатель говорит слова считалки:

Ножки, ножки бежали по дорожке,

Лугом, лесочком прыгали по кочкам,

Прибежали на лужок, потеряли сапожок.

Если их красиво расписать, получится народный промысел.

Потому, что люди сами придумывали игры, вышивали, всю посуду сами делали, красиво расписывали ложки, доски.

Правильно! Я уверена, ребята, что вы все запомнили эти новые слова. Я для вас приготовила листы бумаги (воспитатель показывает вырезанные из бумаги разделочные доски жёлтого цвета). Посмотрите, на расписном столе лежат предметы, которые вы уже видели, как они называются ( дети перечисляют названия: расписные ложки, чашки, разделочные доски). Правильно, все они расписаны городецкой и хохломской росписью. Сегодня вы распишите свои работы, как это делают народные умельцы. С элементами городецкой росписи вы уже знакомы. Какие цвета вы будите использовать?

Красный, зелёный (хором)

Теперь приступайте к работе.

Дети могут видеть на панно с иллюстрациями образцов изделий городецкой росписи. Под спокойную русскую народную музыку начинается работа.

Я очень довольна вашими работами и мне очень хочется вспомнить слово, которое вы сегодня узнали. Скажите хором.

Вам понравилось занятие?

Когда вы придёте домой, обязательно расскажите о том, что интересного вы узнали, чему сегодня научились. Я вами очень довольна, молодцы!

Славяне – часть древнейшего индоевропейского этнического единства. В состав индоевропейской семьи они входят вместе с европейцами. Их история представлена в древних книгах. Например, в Библии говорится о трех сыновьях Ноя, и от одного из них, Иофета, и произошли славяне. Библейская версия происхождения славян не единственная, существует еще ряд версий, а споры по этому вопросу ведутся и по сей день.

Одним из наиболее значимых источников сведений о славянских племенах II–I тыс. до н. э. считается Велесова книга, посвященная Велесу – богу богатства у древних славян. В 1943 г. во время оккупации Брюсселя немцами она пропала. Но сохранились некоторые записи, скопированные и переведенные писателем Ю. П. Миролюбовым.

В книге говорится о Триглаве богов, которому поклонялись древние славяне, состоящем из Сварога, Перуна и Свентовита. Но этот состав не был постоянным. К примеру, в Киеве Триглав был представлен Сварогом, Даждьбогом и Стрибогом, а в Новгороде – Сварогом, Перуном и Белесом (в Велесовой книге – Дид, Дуб и Сноп).

В это время у древних славян очень распространен материнский культ (птица-покровительница Руси, славянская мать сыра земля) и культ предков – манизм.

Анализируя верования славян, приходим к выводу, что для их мировоззрения был характерен антропотеокосмизм, который проявлялся в том, что у них не было четкого разграничения сфер человеческого, природного и божественного.

У древних славян было очень много всевозможных обрядов и обычаев. К примеру, в день весеннего равноденствия проводился обряд похорон Марены, символизирующей победу над зимой (смертью). В день летнего солнцестояния проводился праздник Ивана Купалы (божества солнца). В ночь на 24 июня по старому стилю устраивались обряды с огнем и водой, собиранием трав и цветов, играми, песнями, гаданиями и хороводами, после чего сжигали чучело Купалы в знак того, что он является солнечным божеством.

Было распространено у славян и чародейство, т. е. новогоднее гадание на урожай с помощью глубоких сосудов, названных чарами. Археологами было найдено древнеславянское святилище, относящееся ко II–IV вв., алтарь которого был сложен из осколков глиняных чаш. Также были найдены и различные сосуды, предназначавшиеся не только для новогоднего гадания, но и для других обрядов.

Любой духовно развитый народ приходит к необходимости в существовании письменности. У древних славян была своя оригинальная письменная система – узелковая письменность. Знаками служили узелки на нитях, а книги представляли собой клубки.

На смену узелковой письменности пришло рисуночное пиктографическое письмо. Его можно увидеть в орнаменте ритуальных предметов.

Новый виток в истории славян связан с IX в. Именно в это время происходит их воссоединение под княжеской властью в единое молодое государство. Начинается эпоха Киевской Руси с варяжских князей (Рюрика, Синеуса и Трувора) в 862 г. С целью большего укрепления и объединения государства в 988 г. князь Владимир /принял христианство как единую государственную религию Руси. С началом его правления Русь вступает в период своего расцвета и международного признания.

Важным культурным этапом на Руси было создание письменности. Это событие связывают с именами двух братьев, Кирилла (827–869) и Мефодия (815–885). Славянская письменность была основана на греческом письме. Существуют документы, подтверждающие, что уже в X в. использовалась кириллица. А с XI в. детей богатых людей стали учить грамоте, стали появляться библиотеки.

1) летописание – историческое произведение. Летописи делились на общерусские и местные;

2) житие (биографии);

3) слово – и торжественная речь, и военная повесть.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 13. СЕКСУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 13. СЕКСУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Ты сам отчасти виновен в том, что Глупов сделался развязен, что он забыл пословицу, что розга для его же добра существует. М. Е. Салтыков-Щедрин Чтобы понять, как изменилась сексуальная культура россиян за последние

Лекция 12. Место и роль россии в мировой культуре

Лекция 12. Место и роль россии в мировой культуре 1. Культура России и русский национальный характерНесмотря на богатую историю и культуру, в России можно наблюдать недостаток среднего уровня культуры. Отечественный философ Николай Бердяев отмечал, что русские –

Лекция 14. Культура и социум

Лекция 14. Культура и социум 1. Культура и природаК культуре относят все рукотворное, все созданное руками человека, однако в таком представлении существуют противоречия. Такая культура как нечто надстраивающееся над природой создает эффект взаимного отчуждения этих

Лекция 16. Культура античности

Лекция 16. Культура античности 1. Культура античностиКультуру Древней Греции и Древнего Рима принято называть античной культурой. Культура Древней Греции делится на 5 периодов: эгейский или крито-микенский период, гомеровский период, архаический, классический,

Лекция 18. Культура Европы

Лекция 18. Культура Европы 1. Культура ВизантииКультура Византии – уникальное явление в истории европейской культуры. Эта культура возникла в государстве, которое официально существовало с IV в. по середину XV в. со столицей Константинополем после раздела Римской империи

Лекция 19. Культура России IX–XIX вв

Лекция 19. Культура России IX–XIX вв 1. Культура Древней РусиНаиболее важным этапом в развитии культуры Древней Руси является новгородский период, относящийся к середине VIII в. К 862 г. относится начало правления в Новгороде Рюрика, основателя династии Рюриковичей.Еще

Лекция 20. Культура советского государства

Лекция 20. Культура советского государства 1. Специфика культуры в России послереволюционного периодаОдин из наиболее неоднозначных периодов в развитии русской культуры – это период послереволюционной культуры. Негативные черты этого времени:1) разрушение и

ЛЕКЦИЯ № 4. Культура в ее историческом развитии

ЛЕКЦИЯ № 4. Культура в ее историческом развитии Развитие культуры сопровождалось становлением ее самосознания. Мыслители всегда стремились понять и осмыслить явления культуры. Этот процесс и есть становление культурологии.Современная культурология не просто сводит в

ЛЕКЦИЯ № 6. Культура и природа

ЛЕКЦИЯ № 6. Культура и природа Различие между природой и культурой – это различие между плодами материального мира и продуктами человеческой деятельности. Одностороннее подчеркивание этого различия приводит к дуалистическому взгляду на мир. В свою очередь, это

ЛЕКЦИЯ № 10. Культура как творчество

ЛЕКЦИЯ № 10. Культура как творчество 1. Психологические основы творческой деятельности В качестве внутренней группы факторов, определяющей творческую активность, выступает личностно-психическая культура человека: установки, мотивы, запросы, интересы, т. е. то, что

ЛЕКЦИЯ № 11. Массовая и элитарная культура

ЛЕКЦИЯ № 11. Массовая и элитарная культура В рамках определенной исторической эпохи всегда существовали различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная. В современном обществе огромное значение

ЛЕКЦИЯ № 2. Культура от древних до новейших времен

ЛЕКЦИЯ № 2. Культура от древних до новейших времен 1. Смена культур В понимании теории культуры большую роль играет такой принцип, как историзм. То есть подход к изучению культуры должен быть как к явлению, развивающемуся во времени. Ведь для истории характерна такая

ЛЕКЦИЯ № 4. Религия и культура

ЛЕКЦИЯ № 6. Современная культура

ЛЕКЦИЯ № 6. Современная культура 1. Особенности современной культуры Облик современной культуры заметно отличается от остальных эпох ее развития. Часть населения мира остается приверженцами традиционных культур, существуют племена, где культурное развитие находится

7.3. Культура России XIX века

7.3. Культура России XIX века Поскольку этой теме посвящена обширная литература, перечислим лишь ряд моментов, характеризующих русскую культуру в данный период. Большую роль в философии, литературе играет обращение мыслителей к социальной проблематике. Во многих работах

Читайте также: