Конспект нод по патриотическому воспитанию в подготовительной группе

Обновлено: 05.07.2024

Цель:
- Приобщение дошкольников к нравственно – патриотическому воспитанию на основе формирования интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.
- Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Программное содержание:
обучающие:
- познакомить детей с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
- расширять словарный запас: рушник, сундук, лампа, самовар, ухват, чугун;
развивающие:
- развивать наглядно-образное мышление, внимание, память;
- развивать связную речь и коммуникативные умения, закрепить умение работать с клеем, фломастерами, рисовать узоры;
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к старинным вещам, уважение к традициям; воспитывать патриотизм, трудолюбие.
Предварительная работа: чтение сказок, изучение поговорок, прибауток, заучивание стихов.
Оборудование: мешочек, картинка – самовар, старинные предметы, пазлы, карусель, платок, краски, кисти, шаблоны платочков.

(Детей встречает воспитатель в русском народном костюме)
Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие, гости званные и желанные. Я очень рада видеть вас у себя в гостях. А зовут меня бабушка Варварушка. Я очень люблю наш край. Нравится мне по краю путешествовать и любоваться его просторами, его удивительной красотой, да у старых людей про наше прошлое выспрашивать. Народ –то у нас душевный, гостеприимный. Прослышала я, что вы тоже любите интересоваться прошлым. Решила заехать к вам. Посмотреть да послушать, что знают дети про жизнь наших бабушек и дедушек? Как и положено гостье я приехала не с пустыми руками. Привезла я вам чудесный мешочек. Он хранит в себе много интересного о нашем с вами прошлом. Всё что вы из него достанете имеет своё задание. И если вы ответите на все задания. То вас ждет прекрасный сюрприз.

Воспитатель: А теперь давайте достанем из мешочка первую вещицу и посмотрим какую загадку она в себе таит.
(Воспитатель вызывает одного из детей. Тот достает картинку с самоваром. Дети видят на столе самовар, и подходят к нему. На столе лежат еще старинные предметы)

Воспитатель: Дети, посмотрите, перед вами предметы, которыми пользовались наши бабушки и дедушки. Вы должны ответить, как назывался предмет и для чего он был нужен.
Чугунок (в нем варили еду)
Рушник (полотенце, вышитое хозяйкой)
Ухват (им доставали чугунок из печи)
Коромысло (носили воду)
Рубель (с его помощью гладили)
Веретено (ткали нить)
Лампа (освещала помещение)
Перо (им писали)

Воспитатель: Молодцы, ребята с первым заданием вы справились! Теперь давайте вернемся к мешочку и посмотрим, какое следующее задание он приготовил.
(Один ребёнок вынимает сверток, внутри разрезанная на части картинка. Дети подходят к столу и собирают картинку получается печка).

Воспитатель: Правильно, дети! Но это еще не все чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. А сделана печь из кирпичей. С печью связан весь быт, вся жизнь. Недаром народ наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках. Вспомните, в каких сказках встречается печка?
Ответы детей: Гуси-лебеди, Волк и семеро козлят, Колобок.

Воспитатель: В старину много работали и мужчины, и женщины, уставали, а отдыхать им помогала веселая игра:
Коли народ невесел,
Низко голову повесил.
Знаю я, нужна игра,
Распотешиться пора!
- Я предлагаю вам поиграть. Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача — повторять за мной!
За дровами мы пойдем!
И пилу с собой возьмем!
Вместе пилим мы бревно!
Очень толстое оно!
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки

Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, что еще нам мешочек приготовил.
(Все подходят к мешочку и достают клубок, в нем находятся вопросы. Воспитатель читает, а дети отвечают.)
• Одежда на Руси у женщин (сарафан)
• Одежда на Руси у мужчин (рубаха, штаны)
• Как называли жилище на Руси (изба)
• Кто оберегал русское жилище (домовой)
• Какая посуда была раньше (деревянная)
• Обувь в которой ходили летом (лапти)
• Обувь в которой ходили зимой (валенки)
• Русские народные музыкальные инструменты (дудка, рожок, бубен, балалайка)
• Что водили (устраивали) летом молодежь? (хороводы)
Воспитатель: Дети, а давайте все встанем в хоровод и поиграем в игру.

А давайте мы тоже сделаем свой платок и украсим его.
(Дети садятся за свои рабочие места и раскрашивают платочки, затем дарят их бабушке)




Воспитатель: Спасибо, мои дорогие, вижу многое знаете вы про наше с вами прошлое. А вам понравилось у меня в гостях? Что больше всего понравилось? И на память о нашей встрече хочу вас угостить пирогами, которые я испекла для вас. А теперь настала пора и прощаться. До свидания!
Дети: До свидания!

Цель: Развитие у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Формирование навыков учебной деятельности.

• продолжить формировать у детей представление о России как о родной стране;

• формировать уважительное отношение к государственным символам;

• знакомить детей с понятием о Родине малой и большой;

• развивать внимание и память – узнавать на картинках флаги и гербы.

• учить отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные предложения;

• расширять словарный запас за счёт имён существительных (родители, мама, дом, страна, город, Родина) и имен прилагательных (Родная, родной, большая, малая).

• развивать выдержку, умение соблюдать правила игры;

• воспитывать у детей любовь к Родине,

Виды детской деятельности:

1. Коммуникативная (беседа, рассказы, ответы на вопросы).

2. Чтение художественной литературы (чтение стихотворений).

3. Познавательная (просмотр презентации).

5. Практическая (выполнение заданий).

6. Двигательная (физминутка).

Словарная работа: герб, гимн, флаг; полотнище; символ; государство; президент; столица; территория; карта; россияне, родная сторона, Родина, Россия, большая Родина, малая Родина; величавая; скульптуры, монументы; земляки; достопримечательности.

• беседы о российской символике;

• чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине;

• чтение художественных произведений о стране, ВОВ;

• рассматривание фотографий города;

• рассматривание иллюстраций и выполнение работ по раскрашиванию флага и герба.

Ход НОД:

1 часть – вводная. Приветствие, организация внимания детей, постановка цели деятельности.

- Ребята, сегодня у нас гости, давайте поздороваемся.

-А теперь, наш девиз:

Все мы дружные ребята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно светло!

- Ребята, сегодня утром, по дороге на работу, я придумала для вас необычную загадку, послушайте внимательно. (ТРИЗ технология)

«Это здание, где бывает много детей, но это не детский садик.

Там много отдельных помещений для ребят, но это не группы.

Встречает ребят взрослый, но не воспитатель.

Начинается там день со звонка, но это не театр.

Как вы думаете, что это?

- Тогда давайте проговорим правила поведения на уроке:

С добрым утром, начат день,

Первым делом – гоним лень,

На уроке не зевать, красиво, чётко отвечать!

Внимательно слушать, другим не мешать

Когда тебя спросят, тогда отвечать.

- Вправо-влево повернись, в нашей школе очутись! Приглашаю вас сесть за парты.

2 часть – основная. Способствовать познавательно – речевому развитию

Слайд 1- Наша Родина

- Ребята, на наших занятиях мы с вами много читали, беседовали, размышляли, учили стихотворения о Родине, давайте сейчас вспомним и покажем свои знания.

-Ребята, а как вы думаете, что мы Родиной зовём? – (ответы детей) это наша страна, родной город, наши родные, близкие люди.

- Давайте послушаем стихотворения о Родине. Их прочитают Алёна, Миша О. и Миша М.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

(Зоя Александрова)

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Или степь, от маков красная,

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Миша О. (Николай Курилов)

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле – каждый колосок!

Речка, небо голубое –

Это все мое, родное.

Это Родина моя!

Всех люблю на свете я!

Слайд 2 – карта России

- Ребята, как называется наша страна, в которой мы живем?- Россия.

- А жителей России как называют? - россияне

- А какая она – наша Россия нам расскажет Ира, она, как и другие ребята, подготовила домашнее задание.

(выходит Ира и показывает указкой границы России на экране проектора).

Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На севере может идти снег, а на юге – припекать солнышко. Природа России очень разнообразная — много рек, морей, лесов. есть горы, степи. У нашей страны удивительно красивое и звучное имя - Россия.

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по – славянски назвали Россия!

Слайд 3 – портрет Путина В. В.

-Молодец Ира! Наша страна действительно самая большая в мире.

- Ребята, а как зовут человека, который управляет нашей страной, кто является президентом России? (ответы детей)

София. Президентом нашей страны является В. В. Путин, он управляет огромной страной, и заботится о ней, чтобы мы с вами жили под мирным небом.

- Да, ребята, Владимир Владимирович Путин очень любит свою страну и свой народ. Как вы думаете, каким человеком должен быть президент?- (ответы детей) добрым, умным, ответственным, храбрым.

Слайд 4- Красная площадь

- Ребята, в каждой стране есть свой главный город – столица. А как называется столица нашей Родины? – Москва.

О нашей столице нам расскажет Даша.

Даша Москва – это Красная площадь,

Москва – это башни Кремля,

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя

- А сейчас, ребята, предлагаю вам пройтись по Красной площади

Мы учили песенку А в песенке слова (дети маршируют) Здравствуй наша Родина Город наш Москва (руки поднимают вверх) Что за площадь есть в Москве Там где башня Спасская (руки разводят в стороны) Эту площадь знают все Эта площадь Красная (руки вперёд).

– Ребята, у каждой страны есть свои отличительные знаки - государственные символы.

– О каких символах я говорю?- это герб, флаг и гимн.

- Мы сейчас узнаем, что символизирует наш герб. И расскажет нам об этом Кристина.

Кристина. Герб – это отличительный знак государства. На гербе изображен золотой двуглавый орел - символ солнца. Солнце всходит на востоке, а заходит на западе. Поэтому и головы орла повернуты в противоположные стороны. Орёл с двумя головами означает, что мы независимое государство, что в нашей стране живут люди разных национальностей. Но всех нас связывает одна Родина. Значок в центре орла — это всадник Георгий Победоносец. Он сидит на белой лошади, с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея. Вся эта картина символизирует победу добра над злом.

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

- Молодец Кристина! Ребята. Давайте с вами повторим, что изображено на гербе? Кто изображён в центре орла? Что у всадника в руках (ответы детей)

- Что же символизирует наш флаг? Давайте посмотрим на экран и послушаем Теймура,

Теймур. Флаг – это государственный символ и обозначает единство нашей страны. Полотнище флага состоит из трех полос (белого, синего, красного цвета). Белый цвет обозначает — мир и чистоту, синий – небо, правду и верность, красный – огонь, отвагу, красоту, любовь. Российский флаг можно увидеть на государственных зданиях, кораблях, самолетах.

Белый цвет – березка,

Синий неба цвет,

- Всё правильно, Теймур!

- Ребята, давайте ещё раз вспомним, что обозначает белый цвет?синий?красный?

- Третий отличительный символ страны – это гимн. Про гимн нам расскажет Кирилл.

Кирилл. Гимн - это самая главная песня страны. Его написали: композитор Александров и поэт Сергей Михалков. Гимн включают на торжественных мероприятиях, на соревнованиях. Слушают Гимн всегда стоя, этим мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране.

- Давайте и мы с вами встанем и послушаем отрывок и внимательно вслушаемся в замечательные торжественные слова о России (Слушают часть гимна России.)

- А теперь, ребята, приглашаю вас немного поиграть

-Игра “Собери флаг и герб России” (5 команд собирают на скорость пазлы герба и флага, взаимоконтроль.

Слайд 9. –река Сестра

- Ребята, как вы думаете, что такое малая Родина (ответы детей)– это город, в котором родился человек, и улица, на которой стоит его дом, и детский садик.

- Это ваш родной уголок – ваша малая Родина.

-А как называется наш город? (Клин)

- Как называют людей, которые живут в Клину? (Клинчане).

- На берегу какой реки расположен наш город? (На берегу реки Сестры).

- А, сейчас Миша и Кристина прочитают стихотворение о нашем городе

Есть у каждого на свете

Свой родимый уголок

Для меня таким, поверьте,

Стал наш тихий городок.

Раньше я не понимала

И печалилась порой,

Если мама после сада

Нас вела пешком домой.

Мы экскурсий не хотели,

Мы хотели на качели!

Но теперь я стала старше

И проснулся интерес:

Про родной и славный город

Разузнать всё, наконец.

Каждый день я с нетерпеньем

Жду, когда пойдём гулять,

Потому что мама может

Обо всё м мне рассказать:

Про скульптуры, монументы

И про памятник Победы,

Про спортсменов, мастеров,

Я всё-всё про город знаю,

И теперь я понимаю:

Мы должны гордиться им,

Нашим городом родным!

- Ребята, в нашем городе есть много достопримечательностей.

- На экране будут изображены памятные и известные места нашего города, а вы должны вспомнить их названия

Местная достопримечательность: фонтан с девочкой - грибницей, которую клинчане ласково называют Аленушкой.

11. Торговые ряды являются символом Клина, его гордостью и одной из главных достопримечательностей.

12. Известный во всем мире композитор Петр Ильич Чайковский жил и работал в Клину. В этом доме был создан самый первый в России дом-музей музыкальной культуры.

13. Памятник известному русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому. Он располагается на территории Музея Чайковского,

14. Сестрорецкий парк – живописный уголок, посвящённый великому композитору

16. Здание железнодорожного вокзала

17. Ледовый дворец имени Валерия Харламова, знаменитого хоккеиста, гордость нашего города, центр спортивной жизни города

18. Мемориал памяти погибшими клинчанам во время ВОВ

19. Вечный огонь, вечная память о людях, погибших во время ВОВ

––Молодцы ребята! Вы отлично знаете свой город.

3 часть – заключительная. Закрепить представления детей по теме НОД, проявить фантазию, воображение, художественное творчество.

Слайд 20- Россия

Наша страна называется… Россия.

Жителей России называют… россияне.

Государственные символы страны это… герб, флаг и гимн.

Столица России – город… Москва.

Президентом России является… Владимир Владимирович Путин.

Наш родной город…Клин.

Жителей Клина называют …. клинчане

Плавный вывод детей из непосредственно – образовательной деятельности в самостоятельную деятельность.

- О многом мы с вами вспомнили, много интересного узнали. И еще много нам предстоит узнать. Нас ждёт экскурсия в краеведческий музей, где мы продолжим знакомиться с историческим прошлым родного края.

- А нашим гостям мы предлагаем послушать песню о России.

Дети выходят на середину

Слайд 21- спасибо за внимание

Благодарим за внимание… … До свидания.

Прикреплённые файлы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 комбинированного вида

30238 г.Орел, ул. Рощинская, 35

Конспект НОД

по нравственно-патриотическому воспитанию

в подготовительной к школе группе

Подготовила:

воспитатель

Позднякова М.К.

Форма проведения : игровое занятие.

Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о России; формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить названия народов, населяющих РФ; имена знаменитых деятелей культуры и искусства, воспитывать любовь к Родине, нравственно-патриотические чувства.

Оборудование и материалы : изображения гербов и флагов, конверты, разрезные картинки, экран, проектор, магнитофон, эмблемы для награждения.

Ход занятия

(звучит гимн России, дети подходят к воспитателю). (на ковре).

Воспитатель. Ребята, Вы, наверное, догадались, о чем мы сегодня будем с Вами говорить? (о нашей стране, о России).

Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Россия – это наша с Вами Родина. Как вы думаете, что такое Родина? (Родина – значит родная сторона, место, где мы родились, где мы живем. Это Отчизна, Отечество. Родина у человека одна).

- Давайте начнём наше занятие с разминки. Я буду задавать вопросы, а вы на них будете отвечать.

1. Как называется наша страна? ( Россия)

2. Как называется место, где родился и вырос человек? (Родина)

3. Как называются граждане России? (россияне)

4. Какой язык объединяет народы России? (русский)

5. На каком материке находится наша страна? ( Евразия)

6. Кто является главой нашей страны? (президент В.В. Путин)

7. Какой город является столицей России ? (город Москва)

8. Какое дерево является символом нашей страны? (береза) .

- Молодцы, начинаем наше увлекательное занятие.

- Какие государственные символы Вы знаете? (герб, флаг, гимн).

Ребята, я предлагаю разделиться на 2 группы.

Вам необходимо выбрать среди разных флагов российский флаг. (на листе изображены флаги разных стран)

Как Вы определили, что это наш флаг? (потому что цвета белый, синий, красный изображены горизонтально сверху вниз).

- А Вам необходимо найти наш российский герб среди гербов других стран. (на листе изображены гербы разных стран).

Как Вы определили, что это герб нашей страны? (потому что изображен золотой двуглавый орёл, в лапах держит скипетр и державу, на щите изображен всадник Георгий Победоносец, он копьем поражает змея).

А что же еще мы с Вами забыли назвать? Какой еще есть государственный символ? (гимн России).

Что же такое государственный гимн? (главная песня страны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать её надо стоя, проявляя уважение).

- А сейчас кого я спрошу, тот и скажет, какой русской народной сказке относится сюжет. (сюжеты сказок на слайде)

- Россия – самая большая страна в мире! В России свыше тысячи городов.

И я предлагаю Вам собрать пазлы-картинки и назвать, какой город и какая достопримечательность у Вас получилась (дети получают конверты с изображением Стелы и Сквер Танкистов (Вечный Огонь), и собирают картинки, кто собрал первым, называет город, и какая достопримечательность на ней изображена) .

- У нас есть экскурсоводы. Они проведут сейчас нам небольш экскурсию о нашем родном городе Орле, где они родились и выросли. (используется проектор и экран, дети показывают и рассказывают о достопримечательностях городе).

1 реб.: Стела основания г. Орла

2 реб.: Сквер Танкистов

Это сквер Танкистов (Вечный Огонь). Он находится в центре г. Орла, посвящён героям-танкистам, освобождавших город во время Великой Отечественной войны. Установлен памятник в виде танка.

В Дни празднования Дня Победы и Дня Города у памятника проходят торжественные мероприятия, возложения венков и чествование ветеранов.

- Много разных народов живёт в России. Каждый народ имеет свою культуру, свой язык. Все народы равны и дружны между собой. Давайте вспомним и назовем, кто живёт в России. (какому ребенку бросаю мяч, называют: русские, татары, башкиры, чуваши, буряты, белорусы, чеченцы, мордва, евреи, якуты, украинцы, осетины, чукчи, таджики, армяне, и пр.).

Богата наша страна талантами. Сколько замечательных людей прославили нашу Родину своим трудом и творчеством. Назовите, кого вы знаете из этих людей. ) (К.И. Чуковский, И.С. Тургенев, Ю.А. Гагарин, И.И. Шишкин). (называют нужную фамилию и чем знаменит).

И.С. Тургенев - великий русский писатель, наш земляк.

Ю.А. Гагарин - первый летчик-космонавт.

-Я желаю Вам, ребята, чтобы вы выросли большими, умными, сильными и тоже прославили Россию своим трудом и достижениями.

Итог: Ребята, а как Вы думаете, со всеми заданиями ли Вы сегодня справились? Тимофей, как считаешь, кто из ребят сегодня лучше отвечал на вопросы? Света, а как ты считаешь, кто выполнил задания без ошибок?

Вы сегодня молодцы, все справились с заданиями, отвечали на вопросы.

На наших следующих занятиях, мы будем еще глубже изучать историю нашей России. А еще хочу вам дать небольшое задание на дом – нарисовать флаг нашей страны.


Цель — продолжить формирование представлений о России.

Коррекционно-образовательные задачи:

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать диалогическую речь, фонетические представления.
2. Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление.
3. Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, длительный речевой выдох.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать гордость за родную страну.
2. Развивать навыки сотрудничества в игре, активность, инициативность, самостоятельность.

Читайте также: