О первых железных дорогах конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Интеграция образовательных областей: коммуникация, физическая культура, художественно-эстетическое развитие.

Цель: вызвать интерес к железной дороге и железнодорожным профессиям.

Образовательные задачи:познакомить детей с началом строительства первой железной дороги в России, с железнодорожными предприятиями города Поворино, формировать представление о железнодорожных профессиях.

Воспитательные задачи: Воспитание уважения к труду железнодорожников.

Развивающие задачи:Развивать конструктивные способности, внимание, память, мышление.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная.

Формы работы: просмотр мультфильма, просмотр презентации, беседа, отгадывание загадок, чтение стихотворений, конструирование.

Ход игровой деятельности

Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня. Порадуйте своей улыбкой тех, кто находится рядом с вами.

Встанем рядышком, по кругу.

Нам здороваться не лень :

Если каждый улыбнётся – утро доброе начнётся.

наше сегодняшнее занятие посвящено железной дороге. И для начала мы посмотрим с вами небольшой мультфильм. Внимание на экран.

Просмотр видео о первой железной дороге в России.

Воспитатель: Итак, ребята, первая железнодорожная линия соединяла Санкт-Петербург и Царское село, она получила название Царскосельской. Дорога была построена по указу царя Николая 1. С этого момента железная дорога начала активно развиваться. Сначала она появилась в больших городах. Было придумано расписание и график движения поездов. Это необходимо для удобства пассажиров и обеспечения безопасности. Постепенно железнодорожное полотно дотянули и до нашего района. Недалеко от реки Хопёр, рядом с полотном железной дороги появились небольшие дома, в которых жили крестьяне. Они трудились на строительстве железной дороги. В этом месте появился полустанок, который со временем превратился в посёлок Поворино. Железная дорога развивалась быстро. Прошли годы, посёлок Поворино превратился в крупный железнодорожный узел, который был преобразован в город. Вы знаете, что Поворино называют городом железнодорожников.

А как вы думаете, почему его так называют?

Ребята, я вам предлагаю внимательно посмотреть на экран и назвать железнодорожные организации нашего города, а заодно ответить на вопрос: люди каких профессий там работают?

А сейчас пройдите к столам, возьмите тарелочки с разрезными картинками и соберите их.

Дети по очереди называют, что у них получилось.

А теперь я хочу проверитьваши знания о железной дороге. Становитесь в круг.

Воспитатель задаёт вопросы, а дети на них отвечают.

1. Что приносит проводник в купе пассажирам? (чай)

2. Что предупреждает поезд об остановке? (сигнал)

3. Куда смотрит пассажир во время поездки? (в окно)

4. Как называется поезд, который возит людей на дальнее расстояние? (пассажирский)

5. Транспорт на железной дороге – железнодорожный транспорт.

6. Касса на железной дороге – железнодорожная касса.

7. Форма работников железной дороги – железнодорожная форма.

8. Станция на железной дороге – железнодорожная станция.

9. Как называется поезд, который перевозит грузы? (грузовой)

10. Как называется поезд, который перевозит людей на ближнее расстояние? (пригородный поезд)

Дети садятся на стулья.

Воспитатель:Ребята, а теперь попрошу вас отгадать загадки:

1. Спозаранку, за окошком стук и звон, и кутерьма:

По прямым стальным дорожкам ездят быстрые дома. (поезда)

2. Я зашёл в железный дом и недолго пробыл в нём.

Оказался этот дом быстро в городе другом. (вагон)

3. Тут грохочут поезда, шумно тут почти всегда.

Если едем на край света, покупаем тут билеты. (вокзал)

4. Эта лесенка лежит, а паровоз по ней бежит. (Железная дорога)

5. Ходят шумно поезда и сигналят иногда

Нам гудками или свистом, а ведут их (машинисты)

6. Он на вокзале есть всегда, к нему приходят поезда.

Воспитатель:Молодцы, а сейчас пройдите опять к столам, возьмите палочки Кюизенера и сделайте из них вагон, локомотив или вокзал.

Дети выкладывают из счётных палочек фигуры на железнодорожную тему и называют, что у них получилось.

Воспитатель: А сейчас ребята прочтут нам стихи:

1. Да, железная дорога в наше время так нужна!

И любая из профессий, - машинист и кассира,

Слесаря, проводника, всем почётна и важна!

2. Везде, где встречаем вагоны мы, где путь безупречен и строг,

Работают люди толковые российских железных дорог.

3. Работают дружно, солнцем палимые и соль на рубахах видна,

Мазутом одежда пропитана, а руки в мозолях всегда.

4. Составы промчатся по графику, прибудут на север, на юг…

Гордимся работой их слаженной, медалей достоин их труд.

5. Российские дороги, надёжней в мире нет!

Летят по ним составы, пусть им горит зелёный свет!

Воспитатель:Хорошо, а сейчас давайте вспомним, чем мы сегодня занимались: что нового вы увидели? Что нового вы узнали?

Воспитатель:Ребята, вы показали хорошие знания о железной дороге, справились с заданиями. Я думаю, что многие из вас, когда вырастут, захотят работать на железнодорожных предприятиях нашего города.

Урок окружающего мира (УМК "Начальная школа 21 века") по теме "Железные дороги в России" проводится в конце четвертой четверти. На данном уроке дети не только с интересом узнают о первых железных дорогах и паровозах, их создателях Черепановых, вспоминают эпоху правления Николая 1, но и также делятся своим опытом и знаниями по данной теме, например, о видах железнодорожного транспорта, вагонов. Обучающиеся попутно знакомятся с правилами поведения на железной дороге.

Технологическая карта урока окружающего мира составлена с требованиями ФГОС НОО. Обязательным приложением к уроку является презентация "Первые железные дороги России".

Предмет: Начальные классы
Категория материала: Конспекты
Класс: 3 класс
Автор: Малютина Галина Анатольевна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 60.50 Kb

Учитель Малютина Галина Анатольевна

Тип урока: введение новых знаний.

Цель: расширить знания учащихся о возникновении железных дорог, появлении железнодорожного транспорта, его разнообразии, о правилах поведения на железнодорожном переезде.

Актуализировать знания о железной дороге и железнодорожном транспорте; дать новые сведения по этой теме;

Познакомить с конструкторами первого паровоза.

Учить детей наблюдать, выделять главное, обобщать, сравнивать.

Развивать мышление младших школьников, речь обучающихся, умение анализировать, обобщать.

Воспитывать гуманную творческую личность.

Продолжить воспитание ответственного отношения к правилам поведения на дороге, в частности на железнодорожном переезде, к своему здоровью.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

Подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Создать положительный настрой;

Помочь принять рабочую позу;

Словесные, объяснительно-иллюстративные, игровая ситуация, похвала.

Организация рабочего места.

- Начинаем урок. Проверьте порядок на рабочем месте.

Настрой на успешную работу.

Всем, всем - добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Изучение нового материала

Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

Повторить знания о развитии промышленности, о мануфактурах, фабриках, заводах.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

Организовать работу по повторению ранее изученного материала.

Учить выделять главное;

Формировать умение полно и точно отвечать;

Словесные, объяснительно-иллюстративные, игровая ситуация, похвала..

Постановка учебной задачи.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

Сформулировать тему и цель урока, обсудить план учебной деятельности для достижения учебной задачи урока, обсудить затруднение.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

Создать ситуация для постановки темы и цели урока учащимися.

Словесные, объяснительно-иллюстративные, игровая ситуация, фронтальная беседа, опора на жизненный опыт, проблемная ситуация, похвала.

Открытие новых знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

Познакомиться с понятиями –чугунка, паровоз, берлин, дилижанс, шарабан. Познакомить с изобретателями первого паровоза – Черепановыми.

Определить, когда появилась первая железная дорога и какие города она соединила .

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

Организовать знакомство с новым материалом.

Словесные, объяснительно-иллюстративные, наблюдение, исследование, работа с контурной картой, ИКТ, похвала.

С чего начиналось развитие промышленности в России?

Как развивалась промышленность во времена Петра1?

Что такое мануфактура, фабрика, завод. Начало работ заводов и фабрик.

(слайд) - Посмотрите, куда мы попали?

На изображении железная дорога и поезд.

- Какие виды железнодорожного транспорта вы знаете?

- Разгадаем кроссворд. (слайд)

(На доске слова, которые нужно вставить в кроссворд.)

- А как появилась первая железная дорога и первый паровоз? Вы что-то знаете об этом? Поделитесь.

- Ещё хотите узнать?

- Назовите тему урока. (Выделена в кроссворде.)

- Какие вопросы у вас возникают в связи с этим понятием? ( Что бы хотели узнать о железной дороге?)

1. Какие города соединила первая железная дорога в России?

2. День рождения железнодорожного транспорта?

3. Какое значение имело появление железных дорог?

(Вопросы на слайде.)

- Какую цель поставим перед собой на этот урок? (Ответить на эти вопросы)

- Начинаем нашу работу. (слайд)

Поезд мог разогнаться до 60 километров в час. Он доставил пассажиров к месту назначения менее чем за 40 минут.

О первой железной дороге многие газеты написали как об увеселительном аттракционе. Сейчас вагоны делятся на СВ, плацкарт и общий, а тогда деревянные вагоны были четырех классов.

Первый класс представлял собой крытую карету (тогда так называли вагоны) с мягкими сидениями, не было ни отопления, ни освещения. Поэтому в холодную погоду пассажирам первого класса приходилось греться необычным способом: на станциях разогревали кирпичи и укладывали их под ноги.

- Первая железная дорога в России была построена в 1837 году (4 слайда).

- А теперь о первом паровозе и его создателях.

- Но официальным днем рождения железнодорожного транспорта считается 1 ноября 1851 года, когда была построена железная дорога из Петербурга в Москву и по ней отправились первые пассажиры.(4 слайда)

Пришло время отдохнуть!

Утомил всех долгий путь,

И мы сели отдохнуть.

- Ребята, зачем понадобилось строить железную дорогу и паровозы?

- Обратите внимание на слайд.

Выполним практическую работу в рабочих тетрадях на контурной карте (с.23).

Давайте поиграем. Подберем глаголы, соответствующие вопросу и картинке. (слайд)

Работа по учебнику.

Давайте проверим себя.

- Откройте учебники на странице 128.

- Что ещё узнали из текста?

Правила поведения на железной дороге. (Презентация).

Самоопределение, формировать умение высказывать свои мысли;

Формировать умение полно и точно выражать свои мысли,

Формировать мотивация к учению;

Сотрудничество, формировать умение слушать и понимать других;

Формировать осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить,

Закрепление изученного материала.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

Назвать понятия, относящиеся к теме .

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

Создать условия для закрепления по теме .

Игровая ситуация, похвала.

- Что у меня в руках? (Эстафетная палочка) Когда она нужна?

- Ваша задача передавать эстафетную палочку и называть слово, относящееся к теме нашего урока.

Закрепить знания о первых железных дорогах в России.

- Домашнее задание по выбору.(слайд)

- с.128 – 130, пересказ.

1)подготовить вопросы по содержанию статьи;

2)найти информацию о том, могут ли поезда летать.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и класса.

- Давайте вернемся к плану урока. Какие вопросы ставили перед собой?

- Удалось ли на них ответить? Докажите.

Оцените свою работу на уроке. (слайд)

- Кто хочет высказаться?

- Урок окончен. (слайд).

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока

Предмет: окружающий мир, 3 класс, Н.Ф.Виноградова

Раздел программы .Как трудились наши предки.

Тема урока. Развитие техники в России. Первые железные дороги.

Дидактическая цель: создать условия для формирования представлений учащихся о возникновении железных дорог, паровозов в России.

Задачи урока:

-обеспечить понимание технического прогресса в России, возникновения первого железнодорожного транспорта;

- обеспечить возможность формулировать собственное мнение и позицию;

- прививать навыки культуры речи и взаимоотношений;

- содействовать поиску необходимой информации ;

- помочь строить речевые высказывания в устной речи;

- способствовать развитию мышления, внимания, памяти, воображения;

- способствовать расширению исторических познаний о своей стране;

-способствовать проявлению чувства гордости за свою Родину.

Материально-техническое обеспечение урока:

-Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2. Ч.2 . –М.: Вентана-Граф, 2009;

- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений. –М.: Вентана-Граф, 2011;

- карточки с индивидуальными заданиями;

- карточка с вопросами для работы в группе;

Организационный момент.

Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Меня зовут Вероник Рустамовна. Присаживайтесь. Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь ему и пожелайте новых открытий на нашем уроке.

Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.

Регулятивные:

Личностные:

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке и дома вы изучили материал о первых мануфактурах, заводах и фабриках России. Давайте вспомним, что вы изучили.

Беседа-повторение по вопросам:

- Что такое мануфактура ?( Небольшое предприятие, где использовался ручной труд.)

- Что такое фабрика?

-Что такое завод?

- Что производят на фабрике? (Необходимые в быту, в хозяйстве вещи)

- Что производят на заводе? (Станки, машины)

--Во времена какого правителя особое внимание уделялось заводам и фабрикам? (Петр1)

Познавательные:

общеучебные умения структурировать знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Логические:

анализ, сравнение, синтез

Регулятивные:

контроль и оценка прогнозирования

III . Актуализация знаний, мотивация учебной деятельности.

Благодаря развитию заводов, фабрик, а так же творчеству, изобретательности нашего народа стали появляться первые жизненноважные изобретения. Сегодня вы узнаете об одном из важных технических изобретений человечества.

Отгадайте кроссворд ( Слайд №2)

Прицеплены друг к дружке.

Одна из них с трубой

Ведет всех за собой. (поезд)

Полотно, а не дорожка,
Конь не конь - сороконожка
По дороге той ползет,
Весь обоз один везет.(тепловоз)

С вокзала в живот свой собрала народ,

По рельсам на дачи их быстро везёт. ( электричка)

Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей.(метро)

Я зашел в зеленый дом,
Но недолго пробыл в нем.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом! (вагон)

Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома. ( трамвай)

Что объединяет все эти слова? ( железная дорога) транспорт, общее – рельсы, ж/д

(Если дети затрудняются ответить можно включить звук стука поездов)

О каком изобретении будет идти речь на уроке?

Назовите тему урока.

Первые железные дороги в России

Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке?

На какие бы вопросы вы хотели найти ответы на уроке?

Мы постараемся найти ответы на следующие вопросы:

Где была построена первая ж/д?

Какой день историки считают днём рождения в России железнодорожного транспорта?

Какое значение имело появление железных дорог в России ?

-Какую цель вы поставите перед собой?

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование

Познавательные:

умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

Общеучебные:

моделирование, выбор наиболее эффективных способ решения задач

Введение новых знаний

Ребята, откройте учебник встр.128.Прочитайте про себя до слов А к середине….

Итак, давайте обсудим:

-В каком году была построена первая железная дорога?(в 1837 году)Какой это век?(19) Сколько лет тому назад это произошло?(179)

-Какова была длина железной дороги?(27км)

-Какие два пункта она связала?( Санкт-Петербурга и Царское село)

- Кто мог ездить по этой железной дороге?(члены царской семьи и приближенные к ней)

Поезд прошёл расстояние от Петербурга до Царского Села за 35 минут.

Только за первый год своего существования Царскосельская перевезла около 70 тысяч пассажиров! Стоить заметить, что железнодорожные билеты сначала были металлическими. При выходе из вагона их сдавали кондуктору.

-Похожи они на нынешние билеты?(нет, наши билеты бумажные)

Даже после того, как успешно заработала Царскосельская дорога, сомнения всё ещё оставалась: нужны ли дороги в России? А если нужны, то какую дорогу стоит построить в первую очередь? Представьте, что вы царь, какое бы решение вы приняли??

Большинство сходились во мнении, что, конечно, между двумя столицами.

А между какими столицами мы узнаем из учебника.Прочитайте продолжение.

-Какие города связала железная дорога?(Санкт-Петербург и Москва)

-Почему именно эти города?

-В каком веке это событие произошло?(в 19 веке)

-Какое еще важное событие было в это же время?(построили первый паровоз)

-Кто теперь еще мог ездить по железным дорогам?(простые люди)

Работы начались одновременно с двух концов, прокладывались сразу две параллельные линии. На пути было множество препятствий: болот, рек, возвышенностей, обширных лесов. Руководили стройкой исключительно русские инженеры. После восьми лет упорного труда железная дорога Петербург – Москва с протяжностью более 50 000 км вступила в строй. Поезд преодолел это расстояние за 22 часа.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения

А сейчас мы с вами не много отдохнем.

Едем, едем, долго едем,
Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть.
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу!
Бежит паровоз.
Далеко-далеко ребят он повез. (Ходьба на полусогнутых ногах.)

Продолжение новой темы.Работа в микро группах.

Теперь мы с вами поработаем в группах

1)Работа с учебником

Каждая группа получает карточку с вопросом и готовит ответ на него.

1.Как выглядел первый паровоз?

2.Как управляли паровозом?

3. Чем прославили свои имена Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы?

Ответы учащихся сопровождаются слайдами №5, №6.

- Какой день историки считают днем рождения в России железнодорожного транспорта?(август 1834 года)С тех пор в 1 воскресенье августа начали отмечать праздник День железнодорожника.

2) Работа в тетради на с.

Давайте посмотри на номер 26.

Прочтя параграф, как мы можем обозвать первый пункт?

1)Появление первых железных дорог в России.

2)Где находится самая первая железная дорога в России;

3)Развитие железных дорог

4)Создание первой паровой машины.

А теперь давайте решим исторические задачи.

Прочтите первое задание.

Какой это год? Если к 1840 прибавить 10 лет? (1850). Хорошо. Давайте запишем это в таблице.

А теперь давайте прочтем второе задание.

Кто выйдет и посчитает общую протяженность железных дорог в России в 1880г.? (Ребенок выходит к доске и считает столбиком)

А остальные решите это в тетради, а потом сравним, правильно ли у вас получилось.(23 857км)

Регулятивные:

контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным этапом

Познавательные:

умение осознанно и произвольно строить высказывание

VI . Итог урока:

Итак, ребята, давайте подведём с вами итог урока. Над какой темой мы сегодня работали? (первые железные дороги)

Что было целью нашего урока? (узнать о первых железных дорогах)

Достигли мы цели нашего урока? (ответы детей )

-Вы нашли ответы на вопросы, которые вас большего всего заинтересовали в начале урока?

В каком году построили первую железную дорогу ? (1837 году )

Какие пункты она связала?

Кто создал первый паровоз ?(

Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы)

Познавательные:

умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности

Регулятивные:

Волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 6 классе

1) сформировать представление о Н.А. Некрасове как о великом русском поэте, пробудить интерес к личности поэта;

3) учить определять тему и проблему текста;

4) развивать умение находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль;

5) учить описывать произведения живописи;

6) развивать умение анализировать, делать выводы, выявлять авторскую позицию.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты обучения:

2) умение определять тему и проблему текста, анализировать текст, находить тропы и определять их роль в тексте;

3) умение выявлять авторскую позицию.

Метапредметные:

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе, сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию в учебнике

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать свои достижения на уроке;

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, связно излагать мысли, формулировать и отстаивать свою точку зрения, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Личностные: проявлять готовность к саморазвитию

Подготовительная работа:

2. Презентация о строительстве Николаевской железной дороги (2 чел.).

3. Самостоятельное чтение статьи учебника о Н. А. Некрасове.

4. Вспомнить произведения поэта, изученные в 5 классе.

1. Орг. момент.

- Здравствуйте! Проверьте свои рабочие места. Сегодня на уроке нам понадобятся учебник, тетрадь по литературе.

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Давайте вспомним, кто автор этих строк? (Слайд 1 со строками из стихотворений Некрасова).

- Совершенно верно, Н.А. Некрасов.

2. Актуализация опорных знаний учащихся

- С какими произведениями поэта вы уже знакомы?

- Назовите главную тему творчества Некрасова

(Судьба простого русского народа)

3. Проверка домашнего задания

- К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать статью из учебника о Некрасове. Какие события и жизненные впечатления детства и юности повлияли на творчество поэта?

- Обратите внимание на эпиграф к статье

Воля и труд человека

Дивные дивы творят…

Н.А. Некрасов

- Какова роль эпиграфа?

(Помочь читателю понять главную мысль)

- Какие черты личности проявились у молодого Некрасова?

(Самостоятельность, решительность, трудолюбие, любовь к людям)

- Именно эти черты помогли Некрасову стать великим русским поэтом.

4. Постановка учебной задачи

- Сейчас я вас попрошу посмотреть на доску, где написано предложение с пропущенными словами.

- Как вы думаете, какова же тема нашего урока?

- Вдумайтесь в название стихотворения. Постарайтесь определить его тему. Для этого вспомните, символом чего в литературе является образ дороги.

(Дорога – символ пути, развития, будущего)

- В соответствии с поэтическими традициями это слово также использовалось русскими поэтами и писателями при создании художественного образа Родины

Запись на доске и в тетрадях

1) символ пути, развития, будущего

2) образ Родины

- Совместите эти два значения. Что получилось? (Стихотворение о России, о её будущем)

5. Чтение 1-ой части стихотворения учащимися.

6. Первичное восприятие текста.

- Понравилось ли стихотворение? Какое впечатление оно произвело на вас?

- Из скольких частей состоит? На дом вам было задано определить композицию (построение) стихотворения. Давайте проверим, сколько частей у вас получилось?

Запись в тетрадях

КОМПОЗИЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ

1. Осенний пейзаж

2. Картины подневольного труда

3. Монолог генерала о народе

4. Итоги работы. Бесправие и покорность русского народа

7. Проблемное объяснение нового знания

Анализ I части стихотворения

- Стихотворение начинается с зарисовки родной природы. Как называется картина природы в художественном произведении? (Пейзаж)

- Назовите ключевые образы I части стихотворения. Найдите лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих образов

- Какие средства выразительности использует автор для создания пейзажа? (Эпитеты и сравнение)

- Какую роль они играют при описании? (Помогают передать радостное, бодрое настроение)

- Первая часть стихотворения заканчивается словами

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою …

- Какие звуки повторяются? (  ч ,  у  )

- Вспомните, как называется повтор звуков как художественный приём (аллитерация)

8. Анализ II части стихотворения

- Прочитайте первую строфу II части стихотворения

Добрый папаша! К чему в обаянии

Умного Ваню держать?

Вы мне позвольте при лунном сиянии

Правду ему показать.

- Какой папаша? Какой Ваня? О какой правде идёт речь? Всё прояснится, когда мы обратимся к эпиграфу. Чем он необычен? (Вместо привычной, как правило, пословицы или цитаты даётся диалог)

- Кто участвует в диалоге? (Отец и сын)

- В начале урока мы уже говорили о том, что эпиграф помогает понять главную мысль произведения. Какой вопрос вынесен за пределы стихотворения?

- Кто же, по мнению генерала, является строителем?

( Граф П.А. Клейнмихель)

- Обратимся к сноске в учебнике. Какую информацию она содержит?

(Граф Клейнмихель – царский министр, начальник строительства железой дороги между Петербургом и Москвой)

- А каково мнение автора? (Он считает, что истинный строитель – русский народ)

Запись на доске и в тетрадях (составление кластера)

КТО СТРОИТЕЛЬ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ?

1) граф Клейнмихель

2) русский народ

- Столкновение разных точек зрения предполагает спор. Как автор доказывает своё мнение? Приведите примеры из текста.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден –

Не по плечу одному!

Он-то согнал сюда массы народные…

- Какой ценой была построена дорога?

Многие - в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то всё косточки русские…

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

- Изображая картины подневольного труда, автор рассказывает о тяжелом положении русского народа

Запись на доске и в тетрадях

КАКОВО ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОГО НАРОДА?

-тяжёлый, изнуряющий труд, несущий болезни и смерть

- Обратим внимание на строителей. Кто выделяется из них? (белорус).

- Почему герой Некрасова просит Ваню приглядеться к нему?

(Для того чтобы Ваня запомнил его, чтобы знал, кому обязан. Ведь белорус – символ всего народа)

- Какие чувства вызывают у вас строители железной дороги?

(Жалость, сострадание, сочувствие)

- Как соотносятся 1-я и 2-я части стихотворения?

- Что заставляло рабочих трудиться в таких условиях?

(Приходилось, потому что ими правил голод)

- А почему голод Некрасов называет царем? (олицетворение)

- В чем проявляется власть царя-голода? (пример из текста)

Запись на доске и в тетрадях

КАКОВО ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОГО НАРОДА?

-тяжёлый, изнуряющий труд, несущий болезни и смерть

- К чему призывает Ваню лирический герой Некрасова?

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять…

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать

-Почему герой, от лица которого идёт повествование, обращается только к Ване? (Ваня – символ молодого поколения, именно в руках молодого поколения находится будущее России)

- Каким видит это будущее автор?

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет всё, что Господь ни пошлёт!

Вынесет всё – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только – жить в эту пору прекрасную

Уж не придётся – ни мне, ни тебе.

9. Анализ III части стихотворения

- Какую роль играет в композиции стихотворения III часть? ( Она противопоставлена 2-ой части, так как генерал спорит с лирическим героем)

- Для генерала всё, что говорит лирический герой, - чепуха. Генерал возмущён той страшной картиной, которую тот нарисовал мальчику, и просит показать светлую сторону жизни.

10. Анализ 4 части стихотворения

- Какую картину мы видим по окончании работ? (текст)

- Труды закончены. Рабочие столпились у конторы. Но оказалось, что они не только ничего не заработали, но ещё и остались должны подрядчику.

- Сравните портрет подрядчика с портретом белоруса. Какой приём использует автор? (Контраст)

- Почему слова подрядчика: И недоимку дарю! – выделены курсивом? (В них звучит издевательство над народом, они противоречат здравому смыслу)

- Как откликается народ на поздравление лабазника? (Впряглись в телегу и помчали приказчика по дороге)

- Светлую ли картину нарисовал автор?

- Самая светлая сторона в стихотворении оказалась самой безобразной.

- Вспомните 1 часть стихотворения: Нет безобразья в природе! А где есть? ( В мире людей)

-В чём выражено это безобразие? (Народ создаёт, а кто-то пользуется плодами его труда)

-Каково отношение автора к власть имущим? ( Он их обличает)

- Кто, по-вашему, виноват в бедственном положении народа? (Законы, царящие в стране, но и сам народ)

- За что автор осуждает русский народ? ( За его покорность и терпение)

- Продолжите работу с кластером

Запись на доске и в тетрадях

ОТНОШЕНИЕ К РУССКОМУ НАРОДУ

1) уважение, сочувствие, осуждение за покорность и терпение (автор)

2) презрение, потребительское отношение (власть)

11.Обобщение

- Сформулируйте основную проблему стихотворения. ( Бедственное положение русского народа, картина беспощадной его эксплуатации)

- Как изображён народ в произведении?

(С одной стороны, это – это народ - труженик, строитель, созидатель, я с другой – покорная, терпеливая, покорная масса, смирившаяся со своей участью)

12. Синквейн (запись в тетради):

2) работает, страдает

3) трудолюбивый, покорный, бесправный

4) народ достоин уважения

5) созидатель

13. Рефлексия

- Какую цель урока ставили?

- Что нового узнали на уроке?

- Дайте оценку своей работе по плану:

а) Сегодня я понял…

б) Я почувствовал…

г) Сегодня было интересно узнать…

14. Домашнее задание

1) Выучить отрывок из стихотворения - 1-я или 4-я часть – (по выбору учащихся)

2) Выполнить творческое задание (с. 220 учебника) – по желанию

15. Выставление оценок.

Вы сегодня хорошо поработали! Молодцы! Урок окончен, до свидания!

(Приложение №1)

В основе некрасовского стихотворения лежит реальный факт – строительство железного полотна между Петербургом и Москвой, названного в честь императора Николая I николаевской железной дорогой. Оно продолжалось восемь лет (1843-185).Сейчас ее называют октябрьской. Строительством дороги руководил очень жестокий граф Клейнмихель. Чтобы угодить царю, он стремился быстрее закончить работу, и поэтому был беспощаден к рабочим. Казнокрад и деспот, он считал, что ему и только ему принадлежат честь и слава этого строительства.

(Приложение№2)

На постройку железной дороги были согнаны десятки тысяч крестьян. Строительных машин, облегчающих труд людей, тогда не было. Людям приходилось работать голыми руками, по колено в воде. Жили они впроголодь, в сырых, холодных землянках. Если кто отказывался работать, били плетьми. Не всякий мог выдержать такую жизнь, поэтому было много больных, которые умирали часто там, где работали. На русских костях была построена эта дорога,- говорили в народе. И это была правда.

На первом плане картины художник изобразил фигуры работающих людей. Их головы низко склонены, на руках вздутые от напряжения вены. Одежда рваная, ноги босые. Работают даже дети.


Описание разработки

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворений А. А. Фета.

2. Слово учителя.

Н. А. Некрасов – поэт, чья популярность в своё время затмила популярность самого Пушкина. Во многом это объясняется тем, что основной темой своей поэзии Некрасов сделал народ, его горькую долю, многострадальную судьбу. Некрасов – человек своего времени. Никто, кроме него, не смог выразить с такой силой главную тревогу эпохи – тревогу за судьбу своей страны, которая понималась как судьба многомиллионного народа. Какой бы стороны жизни ни коснулся поэт, везде он видел людские страдания и слёзы, несправедливость и жестокость по отношению к народу, будь то городская улица, больница для бедняков, железнодорожная насыпь или несжатая полоса за деревней.

Сегодня мы познакомимся с несколькими фактами биографии Некрасова.

3. Работа с учебником.

Чтение статьи В. И. Коровина о Н. А. Некрасове (с. 215 - 217)

4. Беседа с классом.

- Где учился Некрасов? Когда у него появился интерес к литературе?

- С какими трудностями была связана жизнь Некрасова в Петербурге?

- Какие черты личности проявились у молодого Некрасова?

- Когда Некрасов ощутил свой признание - быть поэтом?

- Почему многие стихи Некрасова стали народными песнями?

5. Заочная экскурсия в село Карабиха (Ярославская область).

Многие стихотворения Некрасова посвящены родной русской реке Волге. На берегу этой реки, в родительском имении Грешнево, прошли молодость и юность Некрасова. Позже Некрасов покупает у потомков князя Голицына усадьбу Карабиха, расположенную на другом берегу Волги. Сюда он приезжал летом на протяжении многих лет (с 1862 по 1875гг).

Стихотворение было написано Некрасовым в 1962г. , а опубликовал он его спустя 3 года. В этом стихотворении речь идёт о постройке в 1846 - 1851гг. Николаевской, ныне Октябрьской железной дороги, соединявшей тогда столице Петербург с Москвой. Этой постройкой руководил граф Клейнмихель. На постройке дороги работали тысячи чернорабочих, нанятых главным образом из крестьян. Отношение к ним было самое бесчеловечное. Клейнмихель, желая выслужиться перед царём и быстрее построить дорогу, не щадил ни здоровья, ни жизни рабочих: сотни и тысячи умирали от недоедания, болезней, холода.

Обратим внимание на эпиграф к этому стихотворению. Он построен в форме диалога. Оформлен эпиграф как миниатюрная пьеска – указаны действующие лица, имеются авторские реамарки. Мальчик спрашивает отца, кто построил эту железную дорогу. Папаша ответил, что граф Клейнмихель. Осенью 1864 г. Некрасов в поезде, услышав ответ отца, посчитал необходимым вмешаться в разговор и рассказать мальчику о подлинных строителях Николаевской железной дороги.

8. Беседа с классом.

- Что согнало тысячи людей на строительство железной дороги между Москвой и Петербургом? Приведите цитату.

- В каких условиях работали рабочие? Почему многие из них погибали?

- Какую песню поют мужики - призраки, о чём они напоминали едущим в поезде?

- Чем заканчивается вторая часть стихотворения? (Некрасов не ограничивается нарисованной картиной, он раскрывает своё отношение к народу, к его труду, к результатам этого труда.)

Обращаясь к умному Ване, олицетворяющему новое, молодое поколение, он призывает уважать труд мужика:

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

Из высокой оценки труда народа, из уважения к его труду и понимания созидательной мощи вытекает и глубокий оптимизм поэта, верящего, что русский народ вынесет всё и добъётся освобождения.

Прочитаем конец второй главы.

- Что возразил генерал, когда Ваня сказал, что строителями дороги являются мужики?

- Поняли ли рабочие, что их обманули? (Не умея активно протестовать против обсчётов и обмана, рабочие лишь крепко затылки почесали, да и махнули рукой. )

Приём антитезы помогает автору подчеркнуть неестественность положения наиода, страдающего от угнетения и рабства.

9. Словарная работа. В стихотворении Некрасов использует устаревшую и диалектную лексику.

Ядрёный - перен. Отличный в каком - н. отношении: сильный, здоровый и крепкий.

Коч – мореходное парусное судно северных и сибирских промышленников; деревянное, одномачтовое, однопалубное промысловое

Десятник – Лицо низшего технического персонала, старший над группой рабочих (преимущественно на строительных работах)

Колтун – болезнь волос, которые сваливаются в неразделимые космы, войлок.

Заступ – устаревший синоним для копательной лоп аты.

Скопище – Толпа, сборище; скопление

Подрядчик – лицо или учреждение, обязавшееся по договору, подряду выполнить определённую работу.

Лабаз – сарай, навес, балаган, амбар; пелевня, половня, сарай для мелкого корма; навес в лесу

Недоимка – Не уплаченная в срок часть налога или других государственных, общественных выплат.

10. домашнее задание.

Читайте также: