Поволжье освоение территории и население 9 класс полярная звезда конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Формирование представлений о населении, природных ресурсах и хозяйстве региона.

- давать определения терминов, понятий по тематике урока;

- выявлять и называть особенности населения, природных ресурсов и хозяйства региона;

- составлять описание населения, природных ресурсов и хозяйства региона;

- определять общие и отличительные черты населения, природных ресурсов и хозяйства;

- читать тематические карты, статистические показатели;

- наносить на контурную карту географические объекты.

Метапредметные: УУД

Познавательные:

- находить достоверные сведения в источниках географической информации;

- анализировать, выделять главное и обобщать тематический материал;

- определять термины и понятия;

- строить логически обоснованные рассуждения;

- составлять классификации объектов и явлений;

- прогнозировать состояние объекта или развитие явления.

Регулятивные:

- определять цель, задачи, проблему в учебной деятельности ;

- планировать учебную деятельность;

- оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях.

Коммуникативные:

- излагать своё мнение;

- понимать позицию другого;

- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов;

- создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения.

- сформированность учебно- познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций;

- понимание особенностей населения, природных ресурсов и хозяйства региона;

- использование знаний о специфике региона в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья ;

- понимание эмоционального состояния других людей;

- осознание черт своего характера, интересов, целей, позиций своего мировоззренческого выбора;

- осознание и появление себя гражданином России.

Тип урока : Изучение новой темы

Понятия, термины, номенклатура и персоналии : лесная зона, полупустыня, степная зона, засушливость климата, нефть, природный газ, поваренная соль, водные ресурсы, Астрахань, коневодство, овцеводство, бахчеводство.

Оборудование : учебник, атлас, контурная карта, презентация, проектор.

УМК: учебник География, Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский, Н.Н.Клюев, атлас, контурная карта, карты России.

I . Организационный момент:

Приветствие, подготовка к уроку.

II . Опрос домашнего задания:

1) состав и история хозяйственного освоения;

2) ЭГП и особенности природы.

III . Изучение новой темы:

Актуализация знаний

Вспомните, чем знамениты озера Эльтон и Баскунчак? (накопление соли)

Какие государственные образования древности располагались на территории Поволжья?

( Булгарское и Хазарское царства, Золотая Орда, Казанское и Астраханское ханства.)

Есть ли города - миллионеры в Поволжье? (Казань, Самара, Волгоград).


Сегодня мы продолжаем изучать тему Поволжье. Для того, чтоб вы смогли полностью дать характеристику района, что еще для этого нам надо изучить? (предполагаемые ответы)

Откройте тетрадь, запишите, тема урока: Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство.

Исходя из темы, попробуйте определить цель и задачи урока. Что вы должны сегодня на уроке узнать? (предполагаемые ответы)

Сегодня на уроке вы узнаете:

- Как история формирования региона, отразилась, на этнический состав населения.

- Какими ресурсами богат регион.

- О спецификации хозяйства Поволжья.

- О спецификации хозяйственных связей региона.

Проблемный вопрос. В конце нашего урока, попробуйте ответить на вопрос, какова роль Волги в формировании специфики хозяйства Поволжья?

1) Население

(Работа с учебником) Найдите в учебнике на стр. 260. Сколько проживает человек на территории Поволжья? (16,5 млн. чел. , 11% населения страны). Плотность населения составляет 31, 4 чел на 1 кв.км. Где, в основном проживает население? ( на берегах реки.) За пределами речной долины, плотность населения уменьшается. Наибольшая плотность в Татарстане, наименьшая в Калмыкии. Все крупные города, как бусинки нанизаны на ниточку Волги и ее крупнейшего притока – Кама.



Посмотрите на карту в атласе. Что вы можете сказать о городе Пенза. ( это единственная область, которую не пересекает Волга Но стоит на реке Сура.).

Прежде в регионе больше проживало сельского населения, а сейчас городского. Уровень урбанизации составляет…… Найдите в учебнике, сколько? ( 74 %)

В основном проживают русские - 75 %. Проживают: татары, чуваши, калмыки, мордва, казахи и др. Исповедуют религию: преобладают христиане, татары – ислам, калмыки – буддизм.

- Когда в Поволжье появились немцы? (18 век)

- Какие народы подвергались насильственной миграции? (немцы, калмыки)

Регион хорошо обеспечен трудовыми ресурсами. Здесь высококвалифицированная рабочая сила. Экономический спад привел к тому, что в регионе возрос уровень безработицы. Теперь он здесь выше, чем средний уровень в России. Почему? ( многие предприятия, особенно оборонного значения сократили свое производство)

2) Природные ресурсы.

Как вы думаете, какими природными ресурсами богат регион? (предполагаемые ответы)

Природные зоны:


Территория Поволжья протянулась от лесной зоны до полупустыни. Большая часть территории находится в степной и лесостепной зоне и имеет благоприятные природные условия для развития сельского хозяйства. Исключение составляет Калмыкия. Почему? ( засушливый климат и засоленность почв).

Минеральные ресурсы: Предсталены значительными запасами нефти в Татарстане и Самарской области, природного газа в Астрахане, поваренной соли озера Баскунчак и Эльтон, серы, строительный материал (мел, гипс, известняк.


Водные ресурсы: Недостаток воды.

Лесные ресурсы: Леса расположены в основном в северной части района, а в целом Поволжье – лесодифицитный район страны.

Агроклиматические и земельные ресурсы: ( условия для развития сельского хозяйства)

Рыбные ресурсы: Это, прежде всего, осетровые (90 % мировых запасов) Каспийского моря.

Природные условия: также влияют на развитие хозяйства района.

Учащиеся называют природные условия и составляют таблицу.

Характеристика природных условий

На большей части территории равнинный

Умеренно- континентальный , на юге континентальный; теплое, на юге жаркое лето; увлажнение на севере достаточное, на юге- недостаточное, возможны засухи

3. Природные зоны

Смешанные леса- Татарстан; Пензенская область

Лесостепи Ульяновская,Самарская,Пензенская области;

Степи- Саратовская и Волгоградская области, республика Калмыкия;

Полупустыни- Астраханская область, республика Калмыкия

Вывод : Природные условия и ресурсы достаточно благоприятны для хозяйственной деятельности и проживания людей.

3) Промышленность .



Заполните таблицу.( смотреть учебник, карту атласа) Работа в парах.

1. Химическая промышленность

Производство синтетического каучука, автомобильные шины, химические волокна, пластмассы, азотные удобрения, полиэтилен, бытовая химия

2.Нефтяная и газодобывающая

Добыча нефти и газа

Татарстан, Новокуйбышевск, Самарская область, Волгоградская, Астраханская, Саратовская

Мукомольное, соляное, маслобойное производство

Производство, сборка автомобилей, авиастроение, ракетно- космическое производство, вертолеты, троллейбусы, вездеходы, КамАЗы.

Тольятти, Самара, Ульяновск, Казань, Энгельс, Набережные Челны.

7. Сельское хозяйство

Пшеница, сахарная свекла, подсолнечник, горчица, скотоводство молочно – мясного направления, овцеводство, коневодство.

Экологическое загрязнение Волги и особенно водохранилища стоками промышленных предприятий.

Необходимость конверсий предприятий.

На дне водохранилищ скопилось огромное количество вредных примесей.

Сокращение осетровых рыб.

IY .Обобщение:

В чем особенность этнического состава населения?

Как сельскохозяйственная специализация района зависит от климатических условий?

Чем можно объяснить сложный религиозный состав региона?

Каков уровень урбанизации в регионе?

Почему немцы эмигрируют в Германию?

Вернемся к вопросу, который я задала вам в начале урока? Какова роль Волги в формировании специфики хозяйства Поволжья?

Y .Рефлексия:

1. Достигли цели урока.

2. Что вы узнали нового при изучении темы?

3. Вам было интересно работать на уроке?

4. Какие возникли трудности при изучении темы?

5. Сможете об этом рассказать другим?

6. Где в повседневной жизни вы сталкиваетесь с продукцией машиностроения?

YI . Домашнее задание: Параграф 43. Творческое задание: Представьте, что вы организовали туристическое агентство. Сделайте рекламные буклеты, для совершающих туристическое путешествие по волжским городам на теплоходе по маршруту от Казани до Саратова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Выяснить, как заселялась и осваивалась территория Поволжья.

- Выявить, какие народы населяют Поволжье и каковы особенности их расселения.

- Раскрыть особенности размещения крупнейших городов Поволжья.

Тип урока: изучения нового материала Ход урока:

1. Орг. момент

2. Проверка знаний

3. Мотивационный этап.

4. Изучение нового материала.

Далее школьники, используя текст на с. 137—138 учебника, определяют национальный состав жителей Поволжья. В процессе групповой работы они дают характеристику народов, населяющих Поволжье: первая группа — татар, вторая группа — калмыков, третья группа — немцев.

Характеристика дается по следующему плану:

1. Где сконцентрирована наибольшая часть представителей данного народа?

2. Какова численность данного народа в районе?

3. Какие национальные символы характеризуют территорию?

4. Каковы обычаи и традиции данного народа?

5. Каковы особенности национальной одежды, жилища, кухни?

6. Каковы национальные научные, культурные, спортивные достижения?

Знакомясь с особенностями размещения городов Поволжья, ученики выясняют, какие из них являются городами-миллионерами, где они находятся, и выполняют задания 7 на с. 139 учебника.

Далее учащиеся выполняют следующее задание: прочитайте нижеприведенный текст и озаглавьте его. Какие географические ассоциации у вас возникли при упоминании об Астрахани? Какой информацией вы могли бы дополнить текст?

Сейчас в Астрахани, удаленной от Москвы на расстояние 1502 км, чуть больше полумиллиона жителей, но количество приезжающих сюда навсегда из разных уголков России, ближнего ее зарубежья, взбаламученного перестройкой, увеличивается с каждым годом.

Подведение итогов. Рефлексия.

Домашнее задание: 1) изучить § 33; 2) выполнить задания (кроме 7) после параграфа

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока будет удобен на уроке географии, так как здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, вступление, актуализация опорных знаний, работа по новой теме, эпиграф, игры, анализ рассказа, физкультминутка, закрепление, составление синквейна, визитка, итог, домашнее задание.

Цель: сформировать представление об особенностях населения Поволжского района

Задачи: Познакомить учащихся с историей заселения и освоения территории Поволжья.

Оборудование: учебник.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

2. Проверка готовности к уроку (Презентация)

3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

- Как, вы думаете, что предстоит нам сделать на 2-ом этапе изучения Поволжского экономического района?

На доске в хаотичном порядке расположены части названий тем изученных нами на предыдущих уроках. Давайте определим тему нашего урока. (Приложение №2)

-История формирования современного населения Поволжья – это история завоеваний. Богатая и разнообразная природа края привлекала людей. Коренные жители чуваши, марийцы, мордва.

-Позже сюда приходили булгары и половцы, монголы, русские, немцы, калмыки. В разные периоды истории на территории Поволжья возникали и рушились мощные и непохожие друг на друга государства: Булгарское и Хазарское царства, Золотая Орда, Казанское и Астраханское ханства.

Волга открывала возможности вести торговлю с государствами Востока.

Волга-это богатейшие рыбные ресурсы и плодородные прибрежные земли.

Волга – важный природный рубеж, вдоль которого удобно создавать линию обороны, от набегов воинственных кочевых племен.

Именно как опорные оборонительные пункты возникли крупные города Поволжья: Царицын (Волгоград) – 1589г., Самара – 1586 г., Саратов – 1590 г. С этого времени началась его русская колонизация

Освоение и заселение Поволжья.

Основные этапы Годы.

На территории Поволжья был Хазарский Каганат(ханство) в нижнем течении реки.

Образуется Казанское и Астраханское ханства

Правление Ивана Грозного

Поволжье присоединилось к России. Возникают города: Астрахань , Самара, Волгоград, Саратов.

В Заволжье переселяют немцев-колонистов.

Поволжье - крупный центр по производству зерна и мукомольной промышленности. Начали осваивать Заволжье.

Стр-во ГЭС, водохранилищ, развиваются энергоёмкие пр-ва, нефтедобыча, нефтепереработка, химическая промышленность

ВАЗ в Тольятти АЭС – г. Балаково, Набережные Челны- КамАЗ, авиационный завод в Ульяновске- Аэростар.

Размещение населения на современном этапе.

-Сейчас Поволжье – один из наиболее заселенных и освоенных районов России. В нем живет около 17 млн. чел. Поволжское население растет довольно быстро. Но в основном не за счет высокого естественного прироста, вследствие миграции населения. Средняя плотность населения в районе в 3 раза выше, чем в России, но юг (Калмыкия) заселен очень слабо (4 чел./км2). Почему?

-Ср. плотность населения — 30 человек на 1 км2, но размещено оно неравномерно.

-В каких субъектах наблюдается наибольшая плотность, а в каких наименьшая, стр.211.

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Работа по учебнику.

Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.

Физминутка:

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку географии по теме "Поволжье: освоение территории и население" Цели:

•Выяснить, как заселялась и осваивалась территория Поволжья •Выявить, какие народы населяют Поволжье •Раскрыть особенности размещения крупных городов Поволжья

Поволжье: освоение территории и население Презентация к уроку географии 9 класс

Поволжье: освоение территории и население

Презентация к уроку географии

Цели:

Как заселяли и осваивали Поволжье

VII-X вв. – Хазарский каганат

VII-XIII вв. – Волжско-Камская Булгария

Середина XIII в. – территория Поволжья становится частью Золотой Орды

XVI в. – территория присоединена к Московскому царству

Конец XVI в. – сторожевые города

1770 –е годы – в Заволжье были переселены немцы-колонисты

XIX-XX – Поволжье становится крупным аграрно-промышленным центром

В состав Поволжского экономического района входит 95 городов, 3 города-миллионера (Самара, Казань, Волгоград)

В состав Поволжского экономического района входит 95 городов, 3 города-миллионера (Самара, Казань, Волгоград)

Народы Поволжья

Татары

  • Монголоязычный этнос, исповедуют буддизм
  • Калмыки принимали участие в войнах, которые вела Россия.
  • В 1943 году были сосланы в Сибирь
  • В 1956 году республика Калмыкия была восстановлена

Казань Столица Республики Татарстан, крупный порт на левом берегу реки Волги при впадении в неё реки Казанки. Крупнейший по численности населения город в Приволжском федеральном округе и на реке Волге. Один из крупнейших экономических, научных, образовательных, религиозных, культурных и спортивных центров России

Столица Республики Татарстан, крупный порт на левом берегу реки Волги при впадении в неё реки Казанки. Крупнейший по численности населения город в Приволжском федеральном округе и на реке Волге. Один из крупнейших экономических, научных, образовательных, религиозных, культурных и спортивных центров России

Крупный экономический, транспортный, научно-образовательный и культурный центр

Волгоград Город, расположенный на юго-востоке европейской части страны и являющийся административным центром Волгоградской области. Основан в 1589 году и первоначально назывался Царицын ( до 1925 года), по 1961 год носил название Сталинград. Протяженность города составляет около 100 км

Город, расположенный на юго-востоке европейской части страны и являющийся административным центром Волгоградской области. Основан в 1589 году и первоначально назывался Царицын ( до 1925 года), по 1961 год носил название Сталинград.

Читайте также: