Новое политическое мышление и перемены во внешней политике 1985 1990г конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

3.Роспуск СЭВ и организации Варшавского договора. Начало вывода советских войск из Центральной и Восточной Европы.

ГДР – Германская Демократическая Республика.

Гонка вооружений- политическое противостояние двух или нескольких держав (а чаще — целых военных блоков) за превосходство в области вооружённых сил.

Доктрина Брежнева - формулированное западными политиками и общественными деятелями описание внешней политики СССР60-х — 80-х годов. Доктрина заключалась в том, что СССР мог вмешиваться во внутренние дела стран Центрально-Восточной Европы, которые входили в социалистический блок, чтобы обеспечивать стабильность политического курса, строившегося на базе реального социализма и направленного на тесное сотрудничество с СССР. Кроме того, она характеризовалась интенсифицировавшимся по всем количественным показателям курсом военного сотрудничества со странами социалистической ориентации в отдалённых регионах планеты.

МИД – министерство иностранных дел.

Новое политическое мышление – появившееся во время Перестройки выражение и концепция последнего главы СССР Михаила Сергеевича Горбачёва. Концепция обосновывала курс на прекращение холодной войны с Западом, разрядку, отказ от гонки вооружений. Включала в себя принципы деидеологизации внешней политики и отказ от классовой борьбы.

Разоружение— система международных мероприятий, направленных на ликвидацию или сокращение средств ведения войны.

ФРГ – Федеративная Республика Германии.

Основная и дополнительная литература.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Горбачёв решается на структурные изменения и начинает с реформирования внутри государства. В 1985 годы на должность Министра иностранных дел СССР был назначен Эдуард Амвросиевич. Шеварднадзе, который заменил Андрея Андреевича Громыко. До этого назначения Шеварднадзе занимал должность первого секретаря ЦК Компартии Грузии. С началом нового курса внешней политики были обозначены основные задачи: установление новых экономических связей, наладить диалог между Востоком и Западом, решение локальных конфликтов.

Горбачёв начал искать пути по договоренностям с Западом. Гонка вооружений была причиной обострения взаимоотношений Советского государства и Соединенных Штатов. Именно поэтому взаимодействие между лидерами мировых держав играло большую роль в мирном урегулировании споров. Механизм нормализации отношений был запущен. Двусторонний диалог между двумя сверхдержавами начался в 1985 г. Осенью 1985 г. в Женеве состоялась встреча Горбачёва и Рейгана. Через год в Рейкьявике с Бушем-старшим. В 1987 году СССР и США договорились уничтожить ракеты средней и ближней дальности. Историческая встреча состоялась в Вашингтоне. Политика разоружения носила, по сути, односторонний порядок: 80 % уступок советского руководства и 20% Соединенных Штатов. Вначале 90-х г. Советский Союз начал сокращение своего военного присутствия в Европе и уничтожение обычных вооружений. На очередной встрече в Москве, М. Горбачёв и Дж. Буш в июле 1991 г. заключили договор о сокращении СНВ.

Популярность Горбачёва на Западе росла на фоне снижения народного доверия к лидеру внутри страны. Ожидания советского народа на дружбу и помощь Запада не оправдались. Даже присужденная Горбачёву в 1990 году Нобелевская премия за прекращение угрозы мировой ядерной войны в СССР была встречена с холодом. По мнению общества, цена за мнимый мир была слишком высока.

Разбор типового тренировочного задания.

1.Автоматически заполняемый кроссворд.

Задания для автоматически заполняемого кроссворда.

1. Состояние противоречия между двумя господствующими мировыми системами: капитализм и социализм.

2.Система международных мероприятий, направленных на ликвидацию или сокращение средств ведения войны.

3.Место подписания договора об уничтожении ракет средней и малой дальности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по истории
в 11 классе

Учитель :Волкова А.В.

Дата проведения :______
Урок 35

Тема : Новое политическое мышление и перемены во внешней политике

Обучающая: работа над понятиями, закрепление базовых знаний, формирование у учащихся представления о причинах изменения концептуальных основ советской внешней политики, ее основных направлениях, результатах и последствиях.

Развивающая: используя различные источники исторической информации, документы и публицистические тексты; применяя устную и письменную речь в мини-дискуссиях, совершенствовать навыки аргументации.

Воспитательная: добиваться осознания противоречивости и сложности усилий, направленных на решение глобальных проблем современности (проблемы мира).

1) различать и первично оперировать понятиями, относящимися к изучаемой теме;

2) анализировать фрагменты исторических документов и публицистического текста с целью поиска аргументов в защиту позитивной или негативной оценки изучаемого явления;

3) формировать собственную оценку по поводу изучаемых исторических явлений и процессов, опираясь на принцип научности.

Основные знания:

причины изменения советской внешнеполитической доктрины;

начало процесса разоружения сверхдержав;

разблокирование региональных конфликтов;

причины и последствия распада социалистической системы;

Основные понятия:

- демилитаризация; разоружение;

- региональные конфликты;

- биполярная система международных отношений.

Основные события:

1987г. - соглашение о ликвидации ракет средней и малой дальности в Европе.

1991г. - распад ОВД, СЭВ.

1989г. - вывод советских войск из Афганистана.

1990г. - объединение ФРГ и ГДР.

1991г. - заключение договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

Тип урока : изучение новых знаний.

Оборудование: учебник, тетрадь.

1.Организационный момент. Приветствие, позитивный настрой на работу на уроке. Два анекдота горбачевской эпохе.

· Через границу СССР летят навстречу друг другу два воробья.
— Откуда летишь, приятель?
— Из Америки. Говорят, у вас перестройка, гласность. Охота почирикать с вашими воробьями. А ты куда?
— А я к вам. Я уже вволю начирикался — теперь бы поклевать чего-нибудь.

2. Проверка домашнего задания, коррекция и актуализация опорных знаний.

Учитель ведет фронтальный опрос учащихся класса:

1. Что такое перестройка? В чем причины перестройки?

2. На что, в первую очередь был направлен курс ускорения социально-экономического развития страны?

3. Какие варианты выхода из глубочайшего экономического кризиса были предложены? Кем?

4. Экономические реформы и итоги реформ?

5. В чем проявилась гласность?

6. Рассказать о развитии политического многообразия.

Основные даты на доске:

1985 г. - встреча лидеров СССР и США в Женеве.

1986 г. - встреча лидеров СССР и США в Рейкьявике.

1987 г. - договор между СССР и США о ликвидации ракет среднего и ближнего радиуса действия.

1988 г.- встреча лидеров СССР и США на Мальте.

1989 г. - вывод советских войск из Афганистана.

1990 г. - распад социалистической системы.

1991 г. - роспуск Совета экономической взаимопомощи и организации Варшавского договора.

Ознакомление с планом изучения нового материала:

1. Принципиальные коррективы международной политики СССР.

2. Причины поворота в советской дипломатии.

4. Ежегодные встречи М. С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом, а затем Д. Бушем.

5. Позитивное влияние новых внешнеполитических подходов СССР.

3. Изучение нового материала.

Рассказ учителя : (задание учащимся составлять тезисы или логические схемы).

• отказ от фундаментального вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую), признание его единым и взаимозависимым;

• объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов;

• отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, идеологическими).

Реализация этого курса по одним направлениям имела положительные последствия, по другим — обернулась внешнеполитическими провалами СССР.

Характерной чертой нового этапа советской дипломатии были ежегодные встречи М. С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом, а затем Д. Бушем. Заключенные с США договоры об уничтожении ракет средней и меньшей дальности (декабрь 1987 г.) и об ограничении стратегических наступательных вооружений (июль 1991 г.— соглашение об ОСНВ-1) положили начало тенденции к сокращению ядерного оружия в мире — правда, в немалой степени за счет ракетного потенциала СССР.

Одновременно продвинулись вперед многолетние переговоры по снижению уровня обычных вооружений. В ноябре 1990 г. было подписано соглашение об их значительном сокращении в Европе.

Дополнительно СССР в одностороннем порядке принял решение об уменьшении оборонных расходов и численности собственных Вооруженных Сил на 500 тыс. человек.

Успешное развитие отношений с капиталистическими странами затронуло и Японию, чему в немалой степени способствовал визит М. С. Горбачева в апреле 1991 г. в Токио. Советская делегация проявила готовность оживить двусторонние связи и официально признала существование территориального вопроса — о государственной принадлежности четырех островов Южно-Курильской гряды.

Закрепляется поворот в лучшую сторону в советско-китайских отношениях. Пекин выдвигал в качестве условий для этого вывод советских воинских контингентов из Афганистана и Монголии, а вьетнамских — из Камбоджи. После их выполнения Москвой и визита М. С. Горбачева в Китай весной 1989 г. между двумя великими державами была восстановлена приграничная торговля, подписана серия важных соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

С лета 1989 г. и до весны 1990 г. в европейских социалистических странах происходит серия народных революций, в результате которых власть переходит мирным путем (за исключением Румынии, где имели место кровопролитные столкновения) от компартий к национально-демократическим силам. В Югославии входившие ранее в федерацию Хорватия и Словения объявили себя независимыми республиками, Сербия и Черногория остались в составе Югославии, а в Боснии и Герцеговине развернулись затяжные военные действия между сербской, хорватской и мусульманской общинами на почве национально-территориального размежевания.

Руководство СССР заняло позицию невмешательства в процессы, на глазах кардинально менявшие политический и социально-экономический облик бывших союзных государств. Наиболее наглядно его самоустранение проявилось по самому жгучему в послевоенной истории Европы вопросу — германскому. И это при том, что СССР имел и исторические, и моральные, и международно-правовые основания сказать свое весомое слово относительно путей объединения двух немецких государств и военно-политического статуса единой Германии.

В марте 1990 г. в ГДР были проведены многопартийные выборы. Победу на них одержал блок буржуазно-консервативных партий. В ноябре того же года эта бывшая социалистическая республика влилась в состав ФРГ, сохранившей полноправное членство в Северо-Атлантическом союзе.

Курс на отход от СССР и сближение с Западом взяли и практически все новые правительства стран Центральной и Восточной Европы. Они выразили полную готовность вступить в НАТО и Общий рынок.

Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, СССР быстро терял инициативу в международных делах и вошел в фарватер внешней политики стран НАТО.

• признание единства противоречивого мира;

• признание невозможности решения политических задач с применением ядерного оружия;

• признание невозможности обеспечения безопасности страны военными средствами;

• придание военным доктринам оборонительного характера;

• признание за каждым народом права на выбор пути развития;

• отказ от переноса идеологических разногласий в сферу межгосударственных отношений;

• превращение разоружения в фактор общественного развития.

Первичная проверка правильности восприятия новых знаний:

Задание по вариантам:

Задание вариант № 1.

Охарактеризовать отношения СССР и США. Заключение договоров и соглашений. Достижения и просчеты внешней политики СССР.

Задание вариант № 2

Охарактеризовать отношения со странами социалистического блока. Определить успехи и неудачи советской внешней политики.

4. Закрепление изученного материала.

Проверка работы по вариантам

Опрос (письменно или устно)

1. Советские войска были выведены из Афганистана:

б) Ю. В. Андроповым;

в) М. С. Горбачевым;

а) усиление оборонной мощи СССР;

б) наращивание ядерного потенциала;

в) укрепление стабильности на международной арене;

г) усиление напряженности международных отношений.

4. Прекращение деятельности Совета экономической взаимопомощи и организации Варшавского договора стало следствием:

а) проведения референдумов в странах Восточной Европы;

б) распада социалистической системы в Восточной Европе;

в) государственного переворота в СССР;

г) принятия резолюции ООН.

5. По какому принципу образован ряд?

М. С. Горбачев, Г. Коль, август 1990 г. (Подписание договора об объединении ГДР и ФРГ)

5. Подведение учителем итогов работы на уроке.

Итоги Перестройки.

Несмотря на то, что Перестройка не смогла изменить ситуацию в СССР, дабы тот продолжал существовать, ряд важных изменений все же случились и их следует отметить.

• Жертвы сталинизма были полностью реабилитированы;

• В стране появилась свобода слова и политических взглядов, была убрана жесткая цензура, в том числе и на литературу;

• Была отброшена однопартийная система;

• Появилась возможность свободного выезда/въезда со страны/в страну;

• Студенты больше не служат в армии, пока находятся на обучении;

• Женщин перестали сажать в тюрьмы, за то, что изменяют своим мужьям;

• Государство дало разрешение на рок в стране;

Это были положительные итоги Перестройки, но негативных итогов было намного больше. Среди самых важных следует отметить экономические.

• Золотовалютный запас СССР снизился примерно в 10 раз, что привело к такому явлению, как гиперинфляция;

• Международный долг СССР вырос и как минимум в три раза;

• Темпы экономического развития снизились практически до нулевой отметки – страна просто замерла.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Новое политическое мышление и перемены во внешней политике"


Подробнее о переменах во внешней политике Советского Союза вы узнаете далее.


Вступая в должность Генерального секретаря ЦК КПСС в марте 1985 года, Михаил Сергеевич Горбачёв говорил о консерватизме и приверженности традициям, прежде всего во внешней политике.

Существование биполярной системы международных отношений признавалось неэффективным. Мир должен быть единым, целостным и неделимым.

Отвергалась идея решения международных проблем силовыми методами. Все проблемы должны решаться дипломатическим путём на основе баланса интересов сторон.

Отрицалось наличие государственных интересов. Признавалось господство общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и всеми остальными.

Смена политического курса повлекла за собой и кадровые изменения в МИДе. С поста министра иностранных дел был снять Андрей Андреевич Громыко, занимавший эту должность в течение 30 лет.

В июле 1985 года внешнеполитическое ведомство возглавил бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе.

Были определены три основных направления внешней политики: нормализация отношений Восток – Запад через разоружение, разблокирование региональных конфликтов, установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами без предпочтения странам соцлагеря.

Гонка вооружений между СССР и США представляла реальную опасность для человечества. Поэтому налаживание отношений между этими государствами должно было устранить висевшую над миром угрозу ядерной войны.

С 1985 года руководство СССР и США стало проводить ежегодные встречи. В их ходе был налажен двусторонний диалог между советским генсеком и американскими президентами.

В 1985 году Горбачёв встретился с Рейганом в Женеве, а в 1986 году – с Бушем-старшим в Рейкьявике. После этого последовал визит Генерального секретаря ЦК партии в Вашингтон в 1987 году и президента США в Москву в 1988 году.


В декабре 1989 года состоялась встреча Михаила Горбачёва и Джорджа Буша-старшего в рамках Мальтийского саммита.

Главная тема всех встреч на начальном этапе – разоружение стран. В дальнейшем речь шла уже об экономическом партнёрстве.

В результате переговоров 8 декабря 1987 года был подписан советско-американский Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД). Он был выполнен к июню 1991 года. Впервые вероятные противники перешли от переговоров об ограничении своего ядерного арсенала к его ликвидации.

В мае 1987 года страны Варшавского договора внесли предложение об одновременном роспуске ОВД и НАТО (в первую очередь их военных организаций).

В июле 1991 года в Москве был подписан советско-американский Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений. Он предусматривал масштабное сокращение ядерных арсеналов обеих держав.

Нормализация отношений между СССР и США в конце 1980-х – начале 1990-х годов способствовала значительному ослаблению международной напряжённости.

Однако, кроме признанных достижений во внешней политике, некоторые акции СССР были использованы исключительно в качестве пропаганды. Например, предложение о ликвидации ядерного оружия к 2000 году.

К концу 1980-х годов идеология стала оказывать всё меньшее влияние на внешнюю политику Советского Союза, а ухудшение экономического положения СССР заставило его руководство всё чаще обращаться за помощью к Западу. Поэтому советская инициатива зачастую расценивалась западными партнёрами как проявление слабости и не сопровождалась встречными шагами.

Противостояние СССР и США до 1985 года зачастую сводилось к региональным конфликтам, в которых каждая из держав пыталась установить контроль за третьей стороной или географическим регионом.


Так, в ходе переговоров Горбачёва и Рейгана была достигнута договорённость о прекращении американской военной помощи афганским моджахедам. В ответ на это СССР обязался вывести контингент своих войск из Афганистана. Полностью советские войска из этой страны были выведены 15 февраля 1989 года.

15 мая 1989 года советское руководство заявило о частичном, а затем о полном выводе 39-й армии Забайкальского военного округа из Монголии.

Изменения общемировой обстановки в конце 1980-х годов отразились и на ситуации в странах Юго-Восточной Азии и Африки.

В 1989 году при непосредственном участии Советского Союза начался вывод вьетнамских войск из Кампучии.

Урегулирование кампучийского конфликта и вывод советских войск из Монголии стали одними из важнейших факторов нормализации отношений СССР и Китая. Уже в мае 1989 года Михаил Горбачёв совершил официальный визит в Китай. Он стал первым визитом советского лидера в КНР за последние 30 лет.


Полный отказ Советского Союза от вмешательства во внутренние дела Эфиопии, Никарагуа, Мозамбика способствовал урегулированию гражданских конфликтов в этих государствах.

Советские дипломаты предпринимали попытки наладить отношения между государствами Ближнего Востока.

В декабре 1991 года состоялась Мадридская конференция. В её ходе были подписаны соглашения, которые заложили основу для нормализации отношений Израиля с соседними арабскими странами.

В это же время СССР значительно сократил объёмы безвозмездной помощи дружественным странам, отказался от поддержки режимов в Ливии и Ираке. Летом 1990 года во время кризиса в Персидском заливе Москва впервые выступила на стороне Запада.


Таким образом, в результате мер, предпринятых Советским Союзом в 1989–1991 годах, были разрешены некоторые локальные конфликты, произошло заметное ослабление международной напряжённости, укрепились отношения СССР с новыми партнёрами. Среди них Израиль, ЮАР, Южная Корея, Тайвань.

В то же время Советский Союз потерял своих старых союзников, из-за многочисленных уступок Западу были ослаблены его позиции на международной арене.

В 1989 году Советский Союз начал выводить свои войска из стран Юго-Восточной и Центральной Европы.

В связи ослаблением советского военного присутствия в этих регионах вместе с курсом на перестройку в самом СССР активизировались антисоциалистические настроения в союзных государствах. В них начались процессы демократизации общественной жизни и государственных институтов.

Результатом этих процессов в конце 1989 – начале 1990 года стали демократические революции. В ходе переворотов в странах Юго-Восточной и Центральной Европы была ликвидирована монопольная власть правивших компартий и установлена демократическая форма правления. Смена власти здесь происходила практически одновременно, но в различных формах.


Пришедшие к власти в результате переворотов политики выступили с резким осуждением СССР, а также объявили о кардинальном изменении курса развития своих государств.

Повсеместно стали восстанавливаться рыночные отношения, шли процессы приватизации и акционирования производства, проводились аграрные реформы.

Многолетний советский диктат не мог не вызвать болезненной реакции в этих странах. Бывшие союзники отвернулись от СССР и обратились за поддержкой к Западу.

Разрыв традиционных экономических и политических связей с Восточной Европой больно ударил по советским интересам. Это привело к ещё большему осложнению ситуации внутри СССР, который в декабре 1991 года завершил своё существование.

Распад социалистического блока завершился официальным роспуском военных структур Организации Варшавского договора 1 апреля 1991 года, а также роспуском Совета экономической взаимопомощи 28 июня 1991 года.

Потому что у внешней политики Советского Союза в конце 1989 – начале 1990 года можно выделить как исключительно положительные, так и крайне отрицательные итоги.

К положительным относятся следующие результаты: ослабление международной напряжённости; снижение угрозы ядерной войны; уничтожение классов оружия массового поражения; появление перспектив интеграции СССР в общемировую систему хозяйствования; решение многих региональных конфликтов.

Распад Вооружённых сил СССР во многом способствовал эскалации межнациональных конфликтов. Прежде всего на Кавказе и в Средней Азии.

Противоречивым было и отношение к самой персоне Михаила Горбачёва. Советские люди с большой надеждой и пониманием встретили начавшийся советско-американский диалог.

Всё чаще несогласие с проводимым Горбачёвым курсом выражалось в советских средствах массовой информации. Руководство страны обвинялось в проведении односторонней политики, которая отвечает интересам Запада, но никак не Советского Союза.

-формирование умений по организации учебного труда (организация рабочего места);

-формирование умений работы с учебником и другими источниками информации, умение воспроизводить и перерабатывать полученную информацию;

-формирование умений анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы;

-способствовать проявлению интереса и уважительного отношение к истории своей страны и своего края;

-способствовать воспитанию чувств патриотизма.

Тип урока: комбинированный

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

Тест по домашнему заданию

3.Мотивационно-целевой этап

Мы продолжаем изучение темы, связанной с эпохой перестройки в СССР 1985-1991 гг. Вы уже знаете причины ее начала и ход экономической реформы.

Каковы были итоги экономической реформы?

( Обучающиеся: Положительные результаты оказались кратковременными, в дальнейшем идет снижение темпов прироста национального дохода и производительности труда. )

Учитель: В целом экономическая реформа оказалась незавершенной

Возникает вопрос, почему так получилось?

( Обучающиеся:

Существующая политическая система;

Сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства;

Гипертрофировалась роль исполнительного аппарата;

Основная масса населения была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел;

Управленческий аппарат диктовал свою волю хозяйству и политике, определял, чему быть, чему нет;

Громоздкость и неэффективность работы аппарата управления.)

Учитель: Что надо было сделать для того, чтобы экономическая реформа заработала так, как это от нее ожидалось?

( Обучающиеся: Надо было избавиться от недостатков.)

В какой сфере общественной жизни находились эти недостатки?

( Обучающиеся: В политической сфере.)

Что надо было сделать?

( Обучающиеся: Реформировать политическую систему в СССР.)

Это и является темой нашего урока.

4. Первичное усвоение новых знаний

Работа с учебником по заполнению таблицы (1 этап)

Массовая замена и омоложение кадров, подбиравшихся на основе критерия – поддерживает ли цели и идеи перестройки.

Осознали, что простой заменой кадров дело не решить.

2. Реформа 1988 г.

Идея о создании парламента в СССР.

Идея построения правового государства.

Отмена ст. 6 Конституции СССР.

Возможность создания многопартийности.

Введение института президентства.

3. Формирование многопартийности

Снят запрет на деятельность политических партий и общественных организаций, не связанных с КПСС.

Появление партий, которые отражали весь спектр политической мысли.

Кризис КПСС, массовый выход из нее.

Работа в группах

1 группа. Прочитайте п.2 и определите какую роль в преобразовании политической системы СССР сыграла XIX конференция КПСС? Раскройте сущность конституционной реформы 1988—1991 гг.

Прочитайте фрагмент из доклада М. С. Горбачёва на XIX Всесоюзной партийной конференции (стр.30) Ответить на вопросы

2 группа. Прочитайте п. 3 параграфа и определите, какие задачи был призван решить I Съезд народных депутатов. Охарактеризуйте процесс становления многопартийности в конце 1980-х —начале 1990-х гг.

Прочитайте фрагмент предвыборной платформы А. Д. Сахарова (1989 г.) (стр.30-31)

Охарактеризуйте основное содержание предвыборной программы одного из признанных лидеров демократического движения. Ответить на вопросы

Дальнейшие политические изменения страны были в основном связаны с деятельностью нового органа власти — Съезда народных депутатов.

Май — июнь 1989 г. — I Съезд народных депутатов СССР:

• на Съезде Горбачёв был избран председателем Верховного Совета СССР;

Март 1990 г. — III Съезд народных депутатов СССР:

• на Съезде было решено создать президентскую систему власти и перейти многопартийности — для этого из текста Конституции изъяли 6-ю статью о руководящей роли КПСС. Началось формирование политического плюрализма многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Президентом СССР избрали М. С. Горбачёва;

• отмена 6-й статьи способствовала формированию многопартийности (появилась Либерально демократическая партия Советского Союза, в мае 1990 г. была создана Коммунистическая партия РСФСР и др.).

Все эти события привели к расколу в КПСС и её кризису. Начался массовый выход из партии её членов.

• нормализация отношений Восток — Запад через разоружение;

• разблокирование региональных конфликтов;

• установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов

с различными странами без предпочтения странам социалистического лагеря.

Рассмотреть динамику советско-американских отношений со 2 половины 20 века

Советско-американские отношения

t1643657800aa.jpg

t1643657800ab.jpg

Какие выводы мы можем сделать?

Эти шаги способствовали значительному ослаблению международной напряжённости.

5.Закрепление.

Согласны ли вы с мнением, что отмена 6-й статьи Конституции СССР — главный результат общественных изменений второй половины 1980-х гг.? Ответ аргументируйте.

Попытки демократизации с отменой 6-й статьи Конституции СССР привели к кризису всей политической системы и началу распада союзных структур власти. Новых образцов государственности вместо них предложено не было.

6.Домашнее задание: параграф 42, 43

Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.

Читайте также: