Носов тайна на дне колодца конспект

Обновлено: 04.07.2024

Сам Николай Николаевич постиг азы грамотности будучи пятилетним мальчиком. Его старшего брата Петю учили читать, а Коля с большим удовольствием приобщился к этому занятию. Позже он вспоминал:

Так у маленького Коли Носова и началась большая дружба с книгами.

Его дошкольное детство прошло на Украине недалеко от Киева в городке Ирпень. (Родился Н. Н. Носов в 1908 году). Когда пришла пора поступать в гимназию, родители продали домик в Ирпени и переехали в Киев. Братья Носовы – Пётр и Николай были великие выдумщики и проказники. Однажды они решили, что вовсе не обязательно каждый день выполнять домашние задания, а лучше погулять. Сказано – сделано. Но через некоторое время осознали, как безнадёжно они отстали в учёбе от одноклассников. Коля понял, что алгебра, в которой он никогда не был особо силён, стала для него чем-то вроде китайской грамоты. Мальчик в течение двух месяцев упорно изучал учебник алгебры Киселёва, и это помогло догнать ребят – одноклассников.

А ещё братьев Носовых – Петра и Николая (в семье Носовых было четверо детей – Пётр, Николай, Лариса и Борис) связывала особенная дружба, наполненная мальчишескими выдумками, проделками и одной, очень большой тайной, которая была спрятана на дне колодца.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Чайковский Декабрь святки.mp3

Выбранный для просмотра документ Выборочное изложение.docx

Учитель русского языка и литературы высшей категории

Табакова Людмила Петровна МОУ СШ № 1 р.п.Новоспасское Ульяновской области.

Урок обучающего выборочного изложения в 6 классе

1. Учить писать выборочное изложение, систематизировать и собирать материал к высказыванию.

2. Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся.

3. Способствовать совершенствованию навыка грамотного письма.

4. Способствовать воспитанию у учащихся любви к природе, Родине.

I. Организация детей на работу.

За окном обычный зимний день: не солнечный, но и не пасмурный. Учебный день в самом разгаре, и вы, наверное, устали. И всё же мне хочется, чтобы у нас было хорошее настроение. А для этого просто улыбнитесь друг другу

II. Целеполагание.

Сегодня у нас урок развития речи.

-Чем мы занимаемся на уроках развития речи?

-Что мы делали на последнем уроке?

-Как ещё можно назвать мини-сочинение? (текст, описание, заметка)

Мы учились описывать вид из окна и пробовали свои силы в создании зарисовок. Некоторые были помещены в нашу школьную газету.

Это необычный урок. Он посвящён памяти Екатерины Ивановны Никитиной.

Это замечательный человек, талантливый педагог. Она жила в Ульяновске, преподавала в пединституте, создала учебники, по которым учатся дети России. Сегодняшний урок посвящён её памяти, а тема урока: выборочное изложение.

-Как мы ответим на ключевые вопросы каждого нашего урока: что? зачем? как?

III. Изучение нового материала.

Изложение – пересказ текста. Но прочитанное можно пересказать по-разному: подробно (близко к тексту), кратко или сжато (самое главное), а можно выбрать и пересказать какую-то одну часть текста, то есть изложить выборочно в соответствии с данной темой.

При выборочном изложении пересказывается не весь текст, а только какая-то его часть, связанная с определенной подтемой (микротемой). . В тексте материал, относящийся к заданной теме, может быть расположен в одном месте (сосредоточен), но может быть и разбросан (рассредоточен). В этом случае нужно предварительно выбрать необходимый материал.

В речевой практике вам часто придётся пользоваться выборочным пересказом, отбирать и излагать материал только на нужную для определённого случая тему. Значит, необходимо уметь выборочно излагать прочитанное или прослушанное.

IV. Работа в группах.

-6 февраля – день рождения Михаила Пришвина. Что вы знаете, кто это?

А сегодня я предлагаю вам его зарисовки. На доске задания-вопросы: тема, главная мысль, как можно озаглавить, тип речи, стиль речи – доказать. Есть ли микротемы-подтемы?

Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого.

-назовите определение к слову ЛЕС.

-какие сравнения помогают нам ярче представить нарисованную картину?

-какие синонимы употреблены в описании солнца? для чего? оно помогает передать не только цвет, но и блеск, сверкание)

-Можно ли разделить эту маленькую зарисовку на подтемы? (лес, солнце)

Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками. Наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным. Я пробовал это снимать в логу, где много натоптала лисица.

-какое сравнение использует Пришвин, говоря о пороше?

-каким выглядит наст, что в нём необычного?

Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. Все было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.

Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева — сосна. Молодой собакой прыгала в груди моей радость.

-Сколько и какие иллюстрации можно нарисовать к этому тексту?

(Ночь, первый мороз, сосна)

-Какие эпитеты использует Пришвин?

-как писатель даёт нам почувствовать, что первый мороз был лёгким, нестрашным? (лужи не замерзали, явилось солнце – и всё обдалось росой)

-Как писатель выразил своё отношение к рисуемой картине? Почему?

(вероятно, потому что он был охотником, хорошо знал собак и знал, что молодая собака выражает свою радость особенно бурно)

V. Динамическая пауза.

Чтение текста учителем.

-Почему писатель вспоминает о черёмухе?

(потому что зимой на ней бывали частыми гостями снегири).

-для чего он говорит о том, какой была черёмуха весной и летом?

(для того, чтобы ярче выразить своё восхищение снегирями: хороша черёмуха была весной, летом, но самое интересное было зимой)

-какую картину писатель называет сказочной?

-Сформулируйте основную мысль текста?

(видеть снегирей, как и других птиц на свободе – счастье).

-Выберите материал только об этом.

Частые гости черёмухи.

Самый счастливый человек.

VII. Составление устного выборочного пересказа .

Заслушиваю один-два пересказа. Обращаю еще раз внимание на первое предложение, которое начинает описание, на последовательность изложения и на правильное использование глаголов при описании звуков вечернего леса.

IX. Домашнее задание – переписать текст изложения в тетрадь.

X . Подведение итогов урока. Рефлексия.

Выбранный для просмотра документ Выборочное изложение.pptx

Выборочное изложение. Учитель русского языка и литературы высшей категории Та.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выборочное изложение. Учитель русского языка и литературы высшей категории Та.

Выборочное изложение. Учитель русского языка и литературы высшей категории Табакова Людмила Петровна МОУ Новоспасская средняя школа № 1 р.п.Новоспасское Ульяновской области 6 класс

РУБИНОВЫЙ ГЛАЗ Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто.

РУБИНОВЫЙ ГЛАЗ Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого.

ГОЛУБЫЕ ТЕНИ Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежи.

ГОЛУБЫЕ ТЕНИ Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестка-ми. Наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным. Я пробовал это снимать в логу, где много натоптала лисица.

ПЕРВЫЙ МОРОЗ Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз.

ПЕРВЫЙ МОРОЗ Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. Все было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли. Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева — сосна. Молодой собакой прыгала в груди моей радость.

А зимой. О! Зимой было самое интересное, потому что на черемухе в это врем.

А зимой. О! Зимой было самое интересное, потому что на черемухе в это время года бывали частыми гостями снегири. Их хорошо можно было разглядеть, если забраться на подоконник и прижаться лицом к стеклу так, чтоб видеть верхние ветки дерева. Много лет прошло с тех пор, но я и сейчас очень легко представляю себе эту сказочную картину. На ней лишь одни голые, корявые темно-серые ветки черемухи, опушенные сверху белым снежком, а на ветках сидят красногрудые птички.

Снегири. А зимой. О! Зимой было самое интересное, потому что на черемухе в.

Снегири. А зимой. О! Зимой было самое интересное, потому что на черемухе в это время года бывали частыми гостями снегири. Их хорошо можно было разглядеть, если забраться на подоконник и прижаться лицом к стеклу так, чтоб видеть верхние ветки дерева. Много лет прошло с тех пор, но я и сейчас очень легко представляю себе эту сказочную картину. На ней лишь одни голые, корявые темно-серые ветки черемухи, опушенные сверху белым снежком, а на ветках сидят красногрудые птички.

Милые друзья моего детства, мои милые снегири! Как я мечтал поймать хоть од.

Милые друзья моего детства, мои милые снегири! Как я мечтал поймать хоть одного из вас и держать дома в клетке! Я воображал, что был бы самым счастливым человеком на свете, если бы мне подарили вдруг снегиря. Но мое детство так и прошло без снегиря. Никто никогда не дарил мне ни снегиря, ни какой-нибудь другой птички в клетке. Но я не жалею об этом. Я даже рад, что никогда не сажал вольную птицу в клетку, не держал ее взаперти, в то время как она могла летать и наслаждаться свободой. И не знаю сейчас уже, испытал бы я полное счастье в те времена, если бы стал вдруг обладателем снегиря. Но зато хорошо знаю, что был самым счастливым человеком на свете именно тогда, когда смотрел на моих любимых пичужек из окна и предавался своим мечтам.

Милые друзья моего детства, мои милые снегири! Как я мечтал поймать хоть од.

Милые друзья моего детства, мои милые снегири! Как я мечтал поймать хоть одного из вас и держать дома в клетке! Я воображал, что был бы самым счастливым человеком на свете, если бы мне подарили вдруг снегиря. Но мое детство так и прошло без снегиря. Никто никогда не дарил мне ни снегиря, ни какой-нибудь другой птички в клетке. Но я не жалею об этом. Я даже рад, что никогда не сажал вольную птицу в клетку, не держал ее взаперти, в то время как она могла летать и наслаждаться свободой. И не знаю сейчас уже, испытал бы я полное счастье в те времена, если бы стал вдруг обладателем снегиря. Но зато хорошо знаю, что был самым счастливым человеком на свете именно тогда, когда смотрел на моих любимых пичужек из окна и предавался своим мечтам.

Милые друзья моего детства, мои милые снегири! Как я мечтал поймать хоть од.

Милые друзья моего детства, мои милые снегири! Как я мечтал поймать хоть одного из вас и держать дома в клетке! Я воображал, что был бы самым счастливым человеком на свете, если бы мне подарили вдруг снегиря. Но мое детство так и прошло без снегиря. Никто никогда не дарил мне ни снегиря, ни какой-нибудь другой птички в клетке. Но я не жалею об этом. Я даже рад, что никогда не сажал вольную птицу в клетку, не держал ее взаперти, в то время как она могла летать и наслаждаться свободой. И не знаю сейчас уже, испытал бы я полное счастье в те времена, если бы стал вдруг обладателем снегиря. Но зато хорошо знаю, что был самым счастливым человеком на свете именно тогда, когда смотрел на моих любимых пичужек из окна и предавался своим мечтам.

План 1.Частые гости. 2.Сказочная картина. 3.Милые снегири. 4.Счастливый челов.

План 1.Частые гости. 2.Сказочная картина. 3.Милые снегири. 4.Счастливый человек.

Снегири Зимой на черёмухе частыми гостями бывали снегири. Их хорошо можно был.

Снегири Зимой на черёмухе частыми гостями бывали снегири. Их хорошо можно было разглядеть, если забраться на подоконник и прижаться лицом к стеклу так, чтоб видеть верхние ветки дерева. Помню эту сказочную картину. На ней лишь одни голые, корявые темно-серые ветки черемухи, опушенные сверху белым снежком, а на ветках сидят красногрудые птички. Милые друзья моего детства, мои милые снегири! Я тогда был самым счастливым человеком на свете, когда смотрел на моих любимых пичужек из окна и предавался своим мечтам.

Снегири Зимой на черёмухе частыми гостями бывали снегири. Их хорошо можно был.

Снегири Зимой на черёмухе частыми гостями бывали снегири. Их хорошо можно было разглядеть, если забраться на подоконник и прижаться лицом к стеклу так, чтоб видеть верхние ветки дерева. Помню эту сказочную картину. На ней лишь одни голые, корявые темно-серые ветки черемухи, опушенные сверху белым снежком, а на ветках сидят красногрудые птички. Милые друзья моего детства, мои милые снегири! Я тогда был самым счастливым человеком на свете, когда смотрел на моих любимых пичужек из окна и предавался своим мечтам.

Снегири Зимой на черёмухе частыми гостями бывали снегири. Их хорошо можно был.

Снегири Зимой на черёмухе частыми гостями бывали снегири. Их хорошо можно было разглядеть, если забраться на подоконник и прижаться лицом к стеклу так, чтоб видеть верхние ветки дерева. Помню эту сказочную картину. На ней лишь одни голые, корявые темно-серые ветки черемухи, опушенные сверху белым снежком, а на ветках сидят красногрудые птички. Милые друзья моего детства, мои милые снегири! Я тогда был самым счастливым человеком на свете, когда смотрел на моих любимых пичужек из окна и предавался своим мечтам.

Выбранный для просмотра документ Н. Носов.docx

Под окнами росла большая черемуха. Весной она зацветала так пышно, что казалось – это уже не дерево, а белое облако, каким-то чудом опустившееся на землю. Летом все дерево было осыпано темно-синими, почти черными ягодами величиной с горошину, которые мы поедали в огромных количествах.

А зимой. О! Зимой было самое интересное, потому что на черемухе в это время года бывали частыми гостями снегири. Их хорошо можно было разглядеть, если забраться на подоконник и прижаться лицом к стеклу так, чтоб видеть верхние ветки дерева.

Много лет прошло с тех пор, но я и сейчас очень легко представляю себе эту сказочную картину. На ней лишь одни голые, корявые темно-серые ветки черемухи, опушенные сверху белым снежком, а на ветках сидят красногрудые птички.

Милые друзья моего детства, мои милые снегири! Как я мечтал поймать

хоть одного из вас и держать дома в клетке! Я воображал, что был бы самым счастливым человеком на свете, если бы мне подарили вдруг снегиря. Но мое детство так и прошло без снегиря. Никто никогда не дарил мне ни снегиря, ни какой-нибудь другой птички в клетке. Но я не жалею об этом. Я даже рад, что никогда не сажал вольную птицу в клетку, не держал ее взаперти, в то время как она могла летать и наслаждаться свободой.

И не знаю сейчас уже, испытал бы я полное счастье в те времена, если бы

стал вдруг обладателем снегиря. Но зато хорошо знаю, что был самым

счастливым человеком на свете именно тогда, когда смотрел на моих любимых пичужек из окна и предавался своим мечтам.

Николай Николаевич Носов – известный детский писатель, драматург сценарист фильмов. Написал множество интересных рассказов для детей, таких как Фантазеры, Мишкина каша, так же благодаря его творчеству появился Незнайка. Автор считал, что писать для детей – лучшая работа, которая требует много знаний.

Краткое содержание

Главные герои

2) Мама – Варя, трудолюбивая, добрая, заботливая, хорошо шьет.

3) Папа – Николай, эстрадный актер, выступал в квартете Сибирских бродяг, работал на железной дороге, одно время был безработным, выступал в кафе, пил, но благодаря жене, в конце повести расстался с пагубным пристрастием, стал помощником машиниста.

4) Петя – брат Коли, хулиганистый мальчишка, не любит учиться, хочет стать художником.

Главная мысль

Дети смотрят на мир иначе, чем взрослые, они познают окружающий мир, трудолюбие, получают знания и опыт.

Чему учит?

Повесть очень многому учит: смотреть на мир глазами ребенка, учиться, трудиться, понимать тяготы войны. Помимо этого, автор рассказывает технологию и устройство различных вещей, задевает философские и моральные аспекты.

Пословицы

1) Ученье свет, а не ученье тьма.

2) Где труд – там и счастье.

3) Труд кормит, лень портит.

Отзыв

3. Выставка книг писателя

5. Словарная работа

• Горячность- вспыльчивость
• Сверлила мысль- беспокоила
• Гипотеза-предположение
• Эксперимент-исследование
• Дореволюционное время-до революции
1917года

6. Чтение рассказа

7. Вопросы по прочитанному

Сколько лет было Коле, когда он
научился читать?
1) 7
2) 5
3) 6
4) 8

Какие черты характера есть у главного
героя?
• Настойчивость
• Лень
• Самостоятельность
• Упрямство

9. Задания к тексту

• Перескажи рассказ взрослому
• По желанию можно нарисовать
иллюстрацию к рассказу

Читайте также: