Разработать конспект нестандартного урока литературного чтения по теме дискуссия добро и зло

Обновлено: 07.07.2024

На уроке расскрывается тема "Добра и зла". В чем отличия этих понятий. Научить детей распознавать хорошие добрые поступки и дела от злых, не хороших дел.

Содержимое разработки

Тебе Бог дал своё призванье,

Тебе он светлый дал удел,

Хранить для мира достояние,

Высоких жертв и чистых дел!

Тема: Добро и зло

Цель: создание условий для понимания значения понятий добра и зла в жизни человека.

расширить представления обучающихся о понятиях “добро” и “зло” с позиции нравственного смысла;

прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;

формировать потребность совершать добрые дела;

формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта;

развивать творческие способности учащихся.

воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.

воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки;

Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь:

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные УУД

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Формы и виды деятельности: рассказ учителя, самостоятельная работа с источниками информации, беседа, работа в тетради (тетрадь-словарь), работа в рабочих тетрадях.

1. Организационный момент.

Учитель: Друг на друга посмотрели,

- А теперь посмотрите друг на друга и сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее видеть?

-Чтобы настроение на весь урок было хорошим, давайте улыбнёмся себе, друг другу.

-Мир- это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.

2.Введение в тему.

– Послушайте притчу и попробуйте определить ее тему.
Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы-волшебницы кончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голодный, и его первой добычей стала птица Феникс. Съев птицу, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение людей на два лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона, и сами стали людоедами, а другая часть людей искала надежное убежище, страдая от жестокости чудовища. Наконец дракон, насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди стали населять всю территорию нашей планеты. Они не остались под одним кровом, потому что не могли жить без доброй птицы, кроме того, они постоянно ссорились. Так на свете появилось добро и зло.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

-Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло.

-С древних времен считается, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Но мы же не хотим разрушать самих себя? Значит, будем сегодня на уроке учиться отличать добро от зла, находить их в своих поступках, учиться делать добро.

Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. Вот пример такой борьбы

Чтение рассказа:

В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

-Что это за человек? – спросил внук деда.

-Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

-Что это за человек? – спросил внук деда.

-И это еще не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

-А это что за человек? - спросил внук деда.

-Обыкновенный человек, - ответил дед.

- Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?

- Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим? Какой он – обыкновенный человек? – (добрый, заботиться о других, помогает…)

- Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

Добро и зло всегда борются между собой. Какой тому яркий пример мы видим в литературе?

Ученик: - в русских народных сказках

- в литературных произведениях

Учитель. Достаточно ли, чтобы быть добрым говорить хорошие слова?( Добрыми должны быть и поступки.)

Как вы их понимаете?

Учитель. Ребята, назовите поступки, которые вы считаете морально добрыми. Часто ли вы сами так поступаете? (ответы детей)

3. Определение смысла терминов. Работа с учебником.

Добро – это душевное расположение к людям, отзывчивость, забота, стремление людям сделать добро. Добро связано с миром и любовью к маме, стране, в которой живем, к любимому делу. Добрый человек – это значит, делающий добро другим, отзывчивый; несущий благо, благополучие.

- Прочитаем в учебнике про добро.

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

- А что в жизни побеждает? Почему?

4.Запись определений добра и зла в тетради- словаре.

5. Физкультминутка-игра.

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками.

Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини - Пух, Золотая рыбка, Смешарики, Лунтик, Кощей Бессмертный, Красная Шапочка, волк, Золушка.

6. Работа в группах

Проведем небольшую викторину (ученики разделены на 2 группы задаю по 4 вопроса каждой команде )

-Какое свойство присуще сказочным историям? Почти всем сказочным историям присуще замечательное свойство – в них добро побеждает зло и добрый герой, даже самый маленький, за свои хорошие дела оказывается вознагражден.

7.Работа над притчей

- Ребята, сейчас мы послушаем маленькую притчу . А что такое притча?

Ученик: Притча – это иносказательный рассказ с нравоучением.

«Однажды Добро пришло к Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара положило в чашку соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда добро уходило от Зла, оно сказало: …..

-Как вы думаете, что могло сказать добро? (высказывания детей)

-Кто из героев не понравился и почему?

-Как бы вы поступили на месте героев?

-Какие пословицы можно отнести к содержанию притчи?

(команды называют пословицы и поговорки о добре и зле , которые лежат на партах)

1.Во зле жить – по миру ходить.

2. Кто добро творит, того Бог благословит.

3. Бедного обижать – себе добра не желать.

4. Добрый человек – в добре проживет век.

5. Добро творить – себя веселить.

6. Тьма свету не любит, злой добро не терпит.

Учитель: Вы с рождения получаете знания о добре и зле. Мы можем помочь попавшему в беду, или, испугавшись, убежать, накормить голодного, подать милостыню или же равнодушно пройти мимо. От чего зависит выбор? Надо ли громко заявлять о своих добрых делах, легко ли быть добрым? У добра много врагов: злословие, зависть, ябедничество, а Добро – это любовь.

-Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?

- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

- Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработка классного часа, 8 класс

Познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни.

Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.

Воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность.

Привить основы нравственного поведения.

Познавательные: смысловое значение понятий: добро, зло, мораль

Коммуникативные: работа в группах

Регулятивные: учить ставить учебную задачу, решать ее, делать выводы;

Личностные: воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность;

Форма проведения : работа в группах, дискуссия

Подготовительная работа : подбор заданий для работы в группах, составление презентации

Оборудование : словарь, презентация, раздаточный материал

Ход классного часа:

Добрый день дорогие гости, учителя, ребята!

Внимательно вглядываясь в картинки, определите тему сегодняшнего занятия

Добро и зло – это два нравственных понятия, сопровождающие человека на протяжении всей его жизни, это основные понятия морали

Как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии?

Работа в группах

Мораль – (от лат. moralis -нравственный) особая форма общественного сознания, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Добро-это то, что служит сохранению и развитию жизни;

-это все, что помогает человеку и природе, идет им на пользу.

А все что вредит этому – называют зло.

Задание: прочитайте притчу и обсудите вопросы:

- Правильно поступили змея и человек?

Как должны поступать люди в таких ситуациях?

Озвучьте притчу и свои обсуждения для всего класса.

Однажды змея ползла через лес. Вдруг прямо на неё упало дерево. Змея изворачивалась и крутилась, изворачивалась и крутилась, но как бы она не старалась, всё было бесполезно.
Тем временем дровосек, который жил неподалёку, решил нарубить дров. Он взял свой топор и отправился в лес, где и увидел змею, придавленную деревом. Змея ему и говорит:
- Добрый человек, пожалуйста, освободи меня! Откати это дерево, которое придавило меня к земле!
Человек отвечает ей:

- Нет, я не сделаю этого, потому что тогда ты меня съешь!

Змея опять:
- Поверь мне, я не съем тебя!
А человек своё: - Я тебе не верю.
Но змея так долго упрашивала его, что человек пожалел её и откатил дерево прочь. Змея выползла и, так как весь день ничего не ела и была очень голодна, сказала человеку:
- Добрый человек, я умираю с голода и поэтому сейчас съем тебя!
- Что? Ты хочешь съесть меня, но я же освободил тебя?
- Да. Разве ты не знаешь, что за добро платят злом?
- Вот так дела! – сказал человек сердито.
А змея опять:
- Ты думаешь, я не права?
- Конечно, не права!
- Ну, хорошо, - сказала змея. – Тогда позови сюда каких-нибудь животных, и мы их спросим. Ты увидишь, что они ответят.
Человек пошёл искать животных и привёл оленя, лошадь, пуму и волка. Змея стала спрашивать их одного за другим:
- Скажи-ка, пума, правда, что за добро платят злом?
- Да, - ответила пума.
- А ты, лошадь, не думаешь ли, что за добро платят злом?
- Да, - ответила лошадь.
- Братец олень, платят ли за добро злом?
- Да, - ответил олень.
Когда человек услышал, что сказали все эти животные, он и вправду испугался. Оставался только волк, и змея повернулась к нему:
- Братец волк, платят ли за добро злом?
И волк отвечает:
- Я не знаю, как всё произошло и говоришь ли ты правду. А потому не могу сказать, должна ли ты съесть этого человека. Ложись туда, где ты была, и тогда увидим.
Все животные согласились с волком. Змея легла, а человек накатил поверх неё дерево. И волк сказал:
- А теперь, змея, оставайся там!
Человек поблагодарил волка и говорит:
- Теперь, братец волк, пойдём со мной домой, я отплачу тебе, дам пару цыплят.
- Нет, не пойду к тебе. Принеси цыплят мне завтра сюда, в лес.
Человек вернулся домой, рассказал всё жене, рассказал, что обещал волку цыплят. Но его жена сильно рассердилась и велела, чтобы он вместо цыплят положил в мешок собак, которые кусают за уши. И так как человек не хотел спорить с женой, он сделал так, как она сказала. На следующий день он положил в мешок собак и отправился в лес.
Волк уже ждал его.
- Братец волк, я принёс тебе цыплят!
- Спасибо! – ответил волк.
Тогда человек развязал мешок, и оттуда выпрыгнули собаки – те, что кусают за уши. Собаки вцепились в волка и отгрызли ему оба уха. Наконец, волку удалось вырваться. И он убежал в чащу леса, ворча:
- Змея была права: за добро надо платить злом.

. Делать добро – это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей.

Задание: прочитайте пословицы и поговорки, обсудите их смысловое значение с темой сегодняшнего занятия, оповестите для всего класса.

Делай добро и жди добра.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Мир строит, а война разрушает.

Никакое худо до добра не доводит.

Жизнь дана на добрые дела.

Следовать добру — взбираться на гору, следовать злу — скользить в пропасть.

Не делай другим того, что себе не желаешь.

Добро и зло одновременно находятся в разуме человека. Ведь нет абсолютности, она относительна, а значит, нет людей абсолютно добрых, как и нет людей абсолютно злых.

Высшее проявление добра – мир и любовь (к Родине, к родителям, к живым и мертвым, к делу, к природе…).

Высшее проявление зла – война, убийство, ненависть.

Задание: прочитай и обсуди ситуацию, найди правильность его решения.

Одноклассник допустил ошибку на доске. Ты заметил и …

Ты нечаянно, но сильно толкнул одноклассника (одноклассницу)…

Кто-то случайно наступил тебе на ногу. Тебе больно…

Тебя посадили за одну парту с тем, кто тебе не очень симпатичен…

Ты бегал по классу, смахнул с парты одноклассника тетради и другие вещи. Что ты будешь делать?

Ты услышал, что кто-то тебя обидно обозвал…

Поступок человека может быть обоснован его чувствами, эмоциями, потребностями, инстинктом, характером, воспитанием

И часто мы не сдерживаем себя, но мы понимаем, что существуют нормы в обществе, нравственные принципы, которые мы с вами обязаны соблюдать.

А это значит заниматься своим саморазвитием…

Грань между добром и злом определяется правилами и законами в обществе – нормами морали.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

добро творить трудней.

Помните, что желание делать добро и бескорыстно помогать другим – отличительная черта человека. Будьте добры к окружающим и они вам ответят тем же.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата проведения:

Воспитывать осознанное отношение к социальным нормам поведения (побуждение детей к проявлению добра в поступках).

Способствовать созданию положительного эмоционального климата в классе.

Формировать уважительное отношение друг к другу.

Ход занятия.

Орг. момет

- О чём эта песня? (о доброте, о друзьях)

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
- А вы умеете отличать добро от зла и наоборот?

- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки.
- Все вы любите сказки. И одной из главных тем народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои.

3. Работа по теме
- Посмотрите на сказочных героев и попробуйте определить, кто из них несёт добро, а кто – зло.

1.Баба Яга - колдует, варит зелье, насылает на людей болезни, смерть, ест, жарит в печи.
2.Иванушка царевич, дурачок. Спасает, выручает.
3.Леший – хозяин леса. Заманивает в лес, чтобы заблудились, погибли.
4. Герда – преодолевает трудности, чтобы спасти Кая.
5. Снежная Королева – холодная, бездушная, обманом увозит Кая.
6. Кощей Бессмертный – злой, ворует красавиц, принуждает выйти замуж.

7. Фея – добрая, помогает, выручает из беды, награждает.
8. Кикимора болотная – из болота громко кричит о помощи, заманивает в болото. Оборачивается девушкой, зовёт на помощь, заманивает путников в топь.

Вежливые слова

- Проверим, насколько хорошо вы знаете вежливые слова. Я буду называть предложение, а вы в рифму заканчивать его волшебным словом.

- Растает даже ледяная глыба

От слова теплого….(спасибо)

- Зазеленеет старый пень,

Когда услышит… (добрый день)

- Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, при встрече…. (здравствуйте)

- Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (извините, простите ,пожалуйста)

- И во Франции, и в Дании

На прощанье все говорят …(до свидания)

- Эти слова всем известны давно,

Видишь — они и просты, и не новы.

Но я ещё повторю все равно:

Добрые люди, будьте здоровы!

Кроссворд
В жизни и в сказках волшебные слова помогают людям делать добро и бороться со злом. Какие еще вы знаете волшебные слова?

Одно такое слово спряталось в кроссворде. Ответы на вопросы кроссворда – это имена добрых сказочных героев. Отгадайте, кто они и прочитайте доброе слово.

Слова в кроссворде – отгадки на загадки о сказочных героях:

За новыми мозгами

Он в город шёл с друзьями.
Преграды не страшили.
Бесстрашным был … (Страшила)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор…….(Айболит)

Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла, стирала, ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? ( Василиса Премудрая)

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется…..(Чиполлино)

Он и весел, и не злобен,

Этот милый чудачок.
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель Пятачок
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок… ( Винни- Пух)

Он дружок зверям и детям,

Он – живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не котенок, не щенок.
Не волчонок, не сурок.
Но заснята на кино,
И известна всем давно
Эта милая мордашка.
Он зовется… (Чебурашка)

Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена.
Это Гена….(Крокодил)

Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой!
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!

На клумбе – цветок, его листья повисли.
Грустит он… О чём? Угадал его мысли?
Он хочет напиться. Эй, дождик, полей!
И дождик струится из лейки твоей.

И ты совершаешь великое чудо-
Пол засверкал, засияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись домой:
- Да это, как в сказке, волшебник ты мой!

- Быть легче добрым или злым?
- Как вы думаете? Почему? (ответы детей)

Игра с мячом: круговая беседа

Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.

Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.

Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.

Делать добро для близких и друзей.

Не завидовать.

Не вредничать.

На нашей планете Земля будет всегда царить мир, если будет много добрых, справедливых, честных людей.

Рефлексия Предлагаю вам поделиться, какие добрые дела вы делали?
- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно).
- Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу!
- Будем стараться воспитывать в себе это чувства и соблюдать эти правила.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале представлена разработка занятия по внеурочной деятельности на тему "Добро и зло в жизни и в сказках"Можно использовать для первых и вторых классов.Развитие способности увидеть и оценить нравственную ситуацию поступка сказочных героев, используя понятия "добро" и "зло"

Воспитывать осознанное отношение к социальным нормам поведения (побуждение детей к проявлению добра в поступках).

Способствовать созданию положительного эмоционального климата в классе.

Формировать уважительное отношение друг к другу .

Орг. момет

О чём эта песня?(о доброте, о друзьях)

Что значит идти дорогой добра? (значит помощь другу, забота о ближнем)
Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь на внеурочном занятии?

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
А вы умеете отличать добро от зла и наоборот?

Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки .

Все вы любите сказки. И одной из главных тем народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои.

Посмотрите на сказочных героев и попробуйте определить, кто из них несёт добро, а кто – зло.
3. Работа по теме
Слайды. Как догадались, что это?

1.Баба Яга - колдует, варит зелье, насылает на людей болезни, смерть, ест, жарит в печи.
2.Иванушка царевич, дурачок. Спасает, выручает.
3.Леший – хозяин леса. Заманивает в лес, чтобы заблудились, погибли.
4. Герда – преодолевает трудности, чтобы спасти Кая.
5. Снежная Королева – холодная, бездушная, обманом увозит Кая.
6. Кощей Бессмертный – злой, ворует красавиц, принуждает выйти замуж.

7. Фея – добрая, помогает, выручает из беды, награждает.
8. Кикимора болотная – из болота громко кричит о помощи, заманивает в болото. Оборачивается девушкой, зовёт на помощь, заманивает путников в топь. 9. Золушка

10. Змей Горыныч крадёт красавиц, сжигает всё живое.

Сказки учат думать, видеть добро, зло и размышлять над своими поступками.

- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

Сказки многому учат тех, кто умеет размышлять над прочитанным. Ведь мало уметь читать, надо уметь думать.

Проверим, насколько хорошо вы знаете вежливые слова. Я буду называть предложение, а вы в рифму заканчивать его волшебным словом.

- Растает даже ледяная глыба

От слова теплого….(спасибо)

- Зазеленеет старый пень,

Когда услышит… (добрый день)

- Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, при встрече…. (здравствуйте)

- Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (извините, простите ,пожалуйста)

- И во Франции, и в Дании

На прощанье все говорят …(до свидания)

- Эти слова всем известны давно,

Видишь — они и просты, и не новы.

Но я ещё повторю все равно:

Добрые люди, будьте здоровы!

Кроссворд
В жизни и в сказках волшебные слова помогают людям делать добро и бороться со злом. Какие еще вы знаете волшебные слова?

Одно такое слово спряталось в кроссворде. Ответы на вопросы кроссворда – это имена добрых сказочных героев. Отгадайте, кто они и прочитайте доброе слово.

Слова в кроссворде – отгадки на загадки о сказочных героях:
За новыми мозгами

Он в город шёл с друзьями.
Преграды не страшили.
Бесстрашным был … ( Страшила )

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор…….( Айболит )

Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла, стирала, ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? ( Василиса Премудрая )

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется…..( Чиполлино )

Он и весел, и не злобен,

Этот милый чудачок.
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель Пятачок
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок… ( Винни- Пух )

Он дружок зверям и детям,

Он – живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не котенок, не щенок.
Не волчонок, не сурок.
Но заснята на кино,
И известна всем давно
Эта милая мордашка.
Он зовется… ( Чебурашка )

Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена.
Это Гена….( Крокодил )

Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой!
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!

На клумбе – цветок, его листья повисли.
Грустит он… О чём? Угадал его мысли?
Он хочет напиться. Эй, дождик, полей!
И дождик струится из лейки твоей.


И ты совершаешь великое чудо-
Пол засверкал, засияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись домой:
- Да это, как в сказке, волшебник ты мой!

Быть легче добрым или злым?
Как вы думаете? Почему? (ответы детей)

Игра с мячом: круговая беседа

Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.

Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.

Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.

Делать добро для близких и друзей.

Рефлексия Предлагаю дополнить наш сад цветами, домиком, бабочками, облаками, зверями.
Сажая цветы, вы должны назвать: назвать любые добрые поступки. (под музыку учащиеся прикрепляют сделанные на уроке труда цветы на доску, называя при этом что-то доброе)

- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно).

Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу!


Данная работа направлена на формирование критериев для добра и зла, этических форм поведения в обществе и общения друг с другом.

Описание разработки

Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

формирование критериев для добра и зла, этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;

развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе;

воспитание сострадания по отношению к другим.

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Приветствие гостей (родителей, учителей)

-Ребята, давайте поприветствуем всех наших гостей.

Организация деятельности учащихся.

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожжённою солнце достать

И подарить его людям.

- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок Основ светской этики.

- Прочитайте эпиграфы на доске, вставьте нужные слова и попробуйте определить тему нашего урока.

Эпиграфы: При солнышке тепло, при матери ….(добро).

Всякое …(зло) наказуемо.

-Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о добре и зле.

а) Работа с учебником.

-Откройте оглавление в учебнике, найдите тему нашего урока и откройте нужную страницу с.39.

- Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

- Прочитайте в учебнике определение, что такое добро.

б) Работа с Толковым словарём.

в) Работа с таблицей учебника (с.45)

- Распределите слова в 2 группы: добро – зло

- Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.

- Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый из вас для себя выработал уникальный критерий для добра и зла.

в) Работа по картинкам (сказочные персонажи, реальные события).

- Тема добра и зла находит своё отражение в сказках, былинах, в других литературных жанрах и конечно же в реальной жизни.

- Распределите картинки на 2 группы: добро – зло. (К доске по одному выходят и распределяют картинки с изображением Бабы Яги, Кощея, Соловья-разбойника, Золушки, Ильи Муромца, Шапокляк, внучки у постели больной бабушки, войны).

- Приведите примеры из прочитанных вами литературных произведений героев, совершивших добрый или злой поступок.

- Это реальные добрые дела, вы их участники.

г) Список добрых дел. (Проверка домашнего задания).

- Дома вам нужно было составить список добрых дел. Прочитайте.

(Дети рассказывают о добрых делах)

- Все эти добрые дела вы делали

бескорыстно (без какой-либо выгоды)

ради получения денег или славы

незаметно для других

чтобы гордиться собой

не ради себя, а ради других

потому что заставили

из любви к ближнему

(В процессе игры учитель под заголовком Делай добро дублирует вопросы на доске, а учащиеся выбирают определение, которое характеризует по – настоящему доброе дело и ставят рядом +,-)

-Уберите ненужное. В конце урока мы вернёмся к +.

( на доске остаётся то, что + .)

- Выскажите своё мнение о главных героях притчи.

В больнице в одной палате лежали два тяжело больных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.

- Что там видно в окне? - как-то спросил тот, что лежал у двери.

О! - оживился первый. - Я вижу небо, облака, напоминающие зверушек, озеро и лес вдалеке…

Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном.

Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, пару влюбленных, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз.

Однажды, лежащий у окна, сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля.

Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал. Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели.

Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери.

Вдруг её остановил удивлённый возглас больного:

- Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог всё это видеть из этого окна?

Медсестра печально улыбнулась:

- Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.

- Но зачем же он?… Зачем же он рассказывал мне всё это?

- Он, видимо, просто хотел вас немного приободрить…

В классе тишина. Дети, сначала молча, смотрят на меня, потом наперебой начинают говорить о том, что второй больной человек плохой, злой, ужасный, жестокий. Он преступник, убийца.

Теперь замолкаю я и удивленно смотрю на них.

Тут дети вспоминают, что православные люди не должны так говорить и исправляют свои ошибки.

(После того, как дети выскажут своё мнение, дать разъяснение)

Плохой, злой, ужасный, жестокий – не человек, а поступок.

Не он преступник и убийца, а он совершил преступление, убийство.

- А что подтолкнуло больного на совершение жестокого поступка?

- А что же можно сказать о другом больном? По каким правилам он жил?

(по правилам добра)

- Злых людей не бывает, есть злые поступки, дела. Ведь изначально человек рождается, значит, он нужен, его хотели, чтоб он родился. А то, что он совершает плохие поступки, наверное, его окружали, встречались на жизненном пути и влияли на него непорядочные, грубые, жадные, завистливые люди. Мне, например, повезло. Меня окружали добрые, порядочные, требовательные, дисциплинированные люди. Хотя, были и другие –жадные, завистливые, но их было очень мало.

- Дети, я вам желаю, хороших попутчиков в жизни, но будьте готовы и к встрече с хитрыми, завистливыми людьми. Сумейте вовремя им противостоять, не поддаться их влиянию.

Рассказ учителя о Ю.Куклачёве- дрессировщике кошек.

- В одной из телепередач Ю. Куклачёв сказал (примерный смысл его слов) : «У меня есть мечта - чтобы все дети, а потом и взрослые (когда они вырастут), были добрыми. Своим искусством, тем, что дети с удовольствием ходят на каждое моё представление - посмотреть на дрессированных кошек, я думаю ,что стою на одной из первых ступенек на пути к добру. Представляете реакцию наших недругов, врагов, которые хотят морально разложить наше подрастающее поколение, нашу молодёжь жестокими фильмами и мультфильмами, музыкой, примерами хамского поведения, если в ответ они услышат и увидят добрых, улыбающихся молодых людей. Да они лопнут от собственного бессилия!

- От самого Куклачёва исходит такая доброта, такой свет, что действительно веришь в правоту его мыслей и мечту.

VI. Работа с пословицами . (у каждого ученика либо начало, либо конец пословицы)

- Соедините начало и конец пословицы (объяснить значение некоторых из них)

VII. Обобщение и рефлексия. Правила доброты. ( Работа в группах)

- Дети, вам приятно находиться в обществе добрых людей? (Да)

Но для этого мы должны быть сами добрыми. Ведь об том говорит золотое правило этики.

- Давайте составим ПРАВИЛА ДОБРОТЫ. Посоветовавшись в группе, коротко напишите эти правила (н-р, помогать людям).

Затем 1 чел. из группы выставляет на доске правила (повторы не брать) (учитель по ходу может добавить и свои)

Правила доброты (расположить там, где Делай добро).

- Эти Правила мы поместим в наш классный уголок. Применяйте эти правила и вы увидите какими добрыми, радостными и спокойными будут ваши отношения с другими людьми!

-Давайте закончим наш урок песней.

- Спасибо за урок, за доброе дело.

Содержимое разработки

Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

формирование критериев для добра и зла, этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;

развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе;

воспитание сострадания по отношению к другим.

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Приветствие гостей (родителей, учителей)

-Ребята, давайте поприветствуем всех наших гостей.

(Добрый день!)

Организация деятельности учащихся.

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожжённою солнце достать

И подарить его людям.

- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок Основ светской этики.

- Прочитайте эпиграфы на доске, вставьте нужные слова и попробуйте определить тему нашего урока.

Эпиграфы: При солнышке тепло, при матери ….(добро).

Всякое …(зло) наказуемо.

-Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о добре и зле.

а) Работа с учебником.

-Откройте оглавление в учебнике, найдите тему нашего урока и откройте нужную страницу с.39.

- Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

- Прочитайте в учебнике определение, что такое добро.

б) Работа с Толковым словарём.

в) Работа с таблицей учебника (с.45)

- Распределите слова в 2 группы: добро – зло

- Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.

- Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый из вас для себя выработал уникальный критерий для добра и зла.

в) Работа по картинкам (сказочные персонажи, реальные события).

- Тема добра и зла находит своё отражение в сказках, былинах, в других литературных жанрах и конечно же в реальной жизни.

- Распределите картинки на 2 группы: добро – зло. (К доске по одному выходят и распределяют картинки с изображением Бабы Яги, Кощея, Соловья-разбойника, Золушки, Ильи Муромца, Шапокляк, внучки у постели больной бабушки, войны).

- Приведите примеры из прочитанных вами литературных произведений героев, совершивших добрый или злой поступок.

- Это реальные добрые дела, вы их участники.

г) Список добрых дел. (Проверка домашнего задания).

- Дома вам нужно было составить список добрых дел. Прочитайте.

(Дети рассказывают о добрых делах)

- Все эти добрые дела вы делали

Делай добро

бескорыстно (без какой-либо выгоды)

ради получения денег или славы

незаметно для других

чтобы гордиться собой

не ради себя, а ради других

потому что заставили

из любви к ближнему

(В процессе игры учитель под заголовком Делай добро дублирует вопросы на доске, а учащиеся выбирают определение, которое характеризует по – настоящему доброе дело и ставят рядом +,-)

-Уберите ненужное. В конце урока мы вернёмся к +.

( на доске остаётся то, что + .)

- Выскажите своё мнение о главных героях притчи.

В больнице в одной палате лежали два тяжело больных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.

- Что там видно в окне? - как-то спросил тот, что лежал у двери.

О! - оживился первый. - Я вижу небо, облака, напоминающие зверушек, озеро и лес вдалеке…

Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном.

Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, пару влюбленных, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз.

Однажды, лежащий у окна, сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля.

Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал. Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели.

Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери.

Вдруг её остановил удивлённый возглас больного:

- Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог всё это видеть из этого окна?

Медсестра печально улыбнулась:

- Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.

- Но зачем же он?… Зачем же он рассказывал мне всё это?

- Он, видимо, просто хотел вас немного приободрить…

В классе тишина. Дети, сначала молча, смотрят на меня, потом наперебой начинают говорить о том, что второй больной человек плохой, злой, ужасный, жестокий. Он преступник, убийца.

Теперь замолкаю я и удивленно смотрю на них.

Тут дети вспоминают, что православные люди не должны так говорить и исправляют свои ошибки.

(После того, как дети выскажут своё мнение, дать разъяснение)

Плохой, злой, ужасный, жестокий – не человек, а поступок.

Не он преступник и убийца, а он совершил преступление, убийство.

- А что подтолкнуло больного на совершение жестокого поступка?

- А что же можно сказать о другом больном? По каким правилам он жил?

(по правилам добра)

- Злых людей не бывает, есть злые поступки, дела. Ведь изначально человек рождается, значит, он нужен, его хотели, чтоб он родился. А то, что он совершает плохие поступки, наверное, его окружали, встречались на жизненном пути и влияли на него непорядочные, грубые, жадные, завистливые люди. Мне, например, повезло. Меня окружали добрые, порядочные, требовательные, дисциплинированные люди. Хотя, были и другие –жадные, завистливые, но их было очень мало.

- Дети, я вам желаю, хороших попутчиков в жизни, но будьте готовы и к встрече с хитрыми, завистливыми людьми. Сумейте вовремя им противостоять, не поддаться их влиянию.

Рассказ учителя о Ю.Куклачёве- дрессировщике кошек.

- В одной из телепередач Ю. Куклачёв сказал (примерный смысл его слов) : «У меня есть мечта - чтобы все дети, а потом и взрослые (когда они вырастут), были добрыми. Своим искусством, тем, что дети с удовольствием ходят на каждое моё представление - посмотреть на дрессированных кошек, я думаю ,что стою на одной из первых ступенек на пути к добру. Представляете реакцию наших недругов, врагов, которые хотят морально разложить наше подрастающее поколение, нашу молодёжь жестокими фильмами и мультфильмами, музыкой, примерами хамского поведения, если в ответ они услышат и увидят добрых, улыбающихся молодых людей. Да они лопнут от собственного бессилия!

- От самого Куклачёва исходит такая доброта, такой свет, что действительно веришь в правоту его мыслей и мечту.

VI. Работа с пословицами . (у каждого ученика либо начало, либо конец пословицы)

- Соедините начало и конец пословицы (объяснить значение некоторых из них) Доброе слово лечит, а злое калечит. Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила. Худо тому, кто добра не делает никому. Добро помни, а зло забывай. Сделаешь худо, не жди добра. За добро добром платят. Добро творить - себя веселить. Не одежда красит человека, а добрые дела. Доброта лучше всякой красоты.

VII. Обобщение и рефлексия. Правила доброты. ( Работа в группах)

- Дети, вам приятно находиться в обществе добрых людей? (Да)

Но для этого мы должны быть сами добрыми. Ведь об том говорит золотое правило этики.

- Давайте составим ПРАВИЛА ДОБРОТЫ. Посоветовавшись в группе, коротко напишите эти правила (н-р, помогать людям).

Затем 1 чел. из группы выставляет на доске правила (повторы не брать) (учитель по ходу может добавить и свои)

Правила доброты (расположить там, где Делай добро).

Помогать людям. Защищать слабого. Не завидовать. Прощать ошибки другим. Не обманывать. Делиться последним с другим.

- Эти Правила мы поместим в наш классный уголок. Применяйте эти правила и вы увидите какими добрыми, радостными и спокойными будут ваши отношения с другими людьми!

-Давайте закончим наш урок песней.

X. Итог урока.

- Спасибо за урок, за доброе дело.

Список используемой литературы


-75%

Читайте также: