Приют спокойствия трудов и вдохновенья урок музыки 4 класс презентация и конспект

Обновлено: 06.07.2024

Дидактическая цель: организовать деятельность учащихся для формирования умения воспринимать музыку и произведения других видов искусств и выражать свое отношение к музыкальным, литературным и художественным произведениям.

дать представление об образе осени в музыке, литературе;

учить соотносить содержание и музыкальный образ;

закрепить умение давать эмоционально- образную оценку произведениям и явлениям жизни;

развивать умение планировать, сравнивать, обобщать;

воспитывать нравственно-эстетические чувства, любовь к природе, к Родине.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты: планируется что к окончанию урока ученик

предметные :

понимать значение музыки, литературы, живописи как части духовной культуры; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных, живописных и литературных произведений.

иметь представление что такое пастораль, лирическое произведение в поэзии и музыке;

определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка

исполнять в хоре вокальные произведения; различать вступление, заключение, куплетную форму; использовать средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.

метапредметные:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

высказывать свое суждение.

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

ставить, принимать и сохранять учебную задачу;

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей

соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

развивать эстетический вкус, художественное мышление, сопереживание.

формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению,

Методы обучения: развивающее обучение. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная

1.Орг момент. Этап мотивации

Проверка готовность учащихся к уроку. Приветствие.

Какую осень изобразил в песне автор? Какое настроение? Как нужно исполнить песню, чтобы передать это настроение; всегда одинаковое будет исполнение? Какой будет характер в куплете? А в припеве?

Ученики высказывают свое мнение о средствах выразительности (темп, артикуляция, тембр, лад)

Выстраивают связи зависимости выразительного создания образа песни и выбора

конкретных средств выразительности для куплета и припева.

Учитель организует исполнение песни попутно внимание акцентируется на строении песни (куплет, припев, вступление, заключение проигрыш) (текст песни на экране)

Учитель организует работу над выразительным пением спокойным звуком с хорошей артикуляцией.

2.Актуализация знаний

Учитель организует обсуждение.

Осенний день всегда такой радостный и приятный? Каким он может быть в разные периоды осени?

Ученики приводят свои примеры . Выходят на идею о разном восприятии, об изменчивости погоды и разных осенних периодах.

А какую осеннюю картину рисуют поэты в знакомых вам стихотворениях?

Ученики читают знакомые им стихи

3.Постановка учебной задачи

Выход на тему урока.

Одно из самых известных стихотворений принадлежит перу А.С Пушкина.

посвящен именно А. С. Пушкину.

Учитель организует работу с учебником.

Как вы думаете, почему так называется тема?

Ученики предлагают свои варианты. И выходят на текст в учебнике о родовом имении Пушкина в селе Михайловское.

Записывают тему в тетрадь.

Но ведь у нас урок музыки. Как вы думаете, как связана тема Пушкина и его имения с музыкой?

Ученики предлагают свои варианты.

Музыка, которую мог слушать Пушкин в имении.

Музыка, которую сочинили по произведениям Пушкина.

Музыка, которая подходит к стихам Пушкина

Давайте для начала посмотрим видео о Михайловском и чуть больше узнаем об этом месте

4.Открытие нового знания

Смотрят видео о Михайловском

Учитель организует обсуждение

Что вам показалось интересным? Что узнали нового?

Какие места в имении особо любил Пушкин?

Ученики отвечают, дополняют друг друга

О домике няни, алееях, о столетнем дубе и т.п.

Учитель дополняет информацию

В селе Михайловском Псковской губернии располагалась родовое имение Ганнибалов-Пушкиных, где Александр Сергеевич неоднократно бывал в разные годы своей яркой, творчески плодотворной жизни и затем обрел свой последний приют. Это имение принадлежало маме Пушкина –Наталье Осиповне, внучке африканца Абрама Петровича Ганнибала, ставшего слугой и воспитанником Петра I, а потом военным инженером и генералом.

Одно из самых любимых времен года Пушкина была осень. Давайте послушаем два произведения Георгия Свиридова.

Запишите автора, название.

Учитель организует работу с музыкальным произведением

Что представляете себе, слушая эту музыку. Какое настроение композитор передал? Какую осеннюю картину нарисовал.

Ученики слушают . После прослушивания участвуют в обсуждении, высказываются о характере музыки, настроении и образах, которые себе представили. Все образы связаны с картиной осени. Название музыки подсказывает. Другое и не придумаешь.

Учитель организует работу с музыкальным произведением

Если в первом произведении название нам подсказывает содержание, то второе произведение называется не очень понятно. Можно представить себе все что захочется. Но музыка спокойная и красивая. Не такая грустная как первая. Можно даже представить себе как Пушкин гуляет в своем имении и ему там нравится.

Вы совершенно правы. Пастораль – это и есть зарисовка сельской, деревенской природы. Давайте посмотрим на несколько картин этого жанра.

Французский художник 18века изобразил маленького пастушка, который играет на волынке. В музыке Свиридова мы тоже можем слышать игру пастушка.

Первичное закрепление

Эта картина была и в фильме. Который мы с вами посмотрели.

Учитель организует работу с картиной

Давайте рассмотрим картину. Что вы видите?

Учитель дополняет. Картина показывает тесную связь осенней природы и поэта, он как будто черпает свое вдохновение, глядя на дождливый хмурый пейзаж. Возможно именно в такие моменты в его голове возникали гениальные строчки бессмертных стихов. Только великий художник мог так точно и красочно показать слияние души поэта и окружающей природы.

Ученики предлагают свои ответы и аргументируют выбор

Давайте попробуем опытным путем и прочитаем стихотворение под музыку

У нас получилось прочитать стихотворение выразительно. Музыка дополнила образ красивой природы.

Такие произведения про любовь к природе о красоте природы мы можем назвать лирическими. Хоть это стихотворение, хоть музыка.

Самостоятельная работа по эталону

Еще один великий современник Пушкина- Петр Ильич Чайковский тоже очень любил красоту русской природы. Посмотрите, как художник Гелий Коржев изобразил на своем полотне композитора.

Что можно сравнить?

Дети предлагают свои варианты

- название, характер и настроение музыки, - что представляешь слушая музыку и то что нарисовано на картине.

Учитель на слайде показывает параметры сравнения.

Ученики слушают музыку, смотрят на картину и выполняют задание на сравнение.

Картина о красоте природы и души поэта. Его любовании природой. Поэтому можно картину назвать лирическим произведением

Что же вы сегодня узнали нового для себя?

- ответы про имение Михайловское, про прадеда Пушкина - Абрама Ганнибала, про музыку об осени, понравилось читать стихи под музыку, посмотрели много картин разных художников, узнали что такое пастораль.

Домашнее задание на выбор:

Подобрать примеры осенних пейзажей русских художников.

Найти стихотворение об осени и подобрать к нему музыку

А завершить урок хочется снова нашей песней Листик-листик-листопад. Нарисуйте в тетради осенний лист. Кому было интересно – яркий цветной. Кому было трудно выполнять некоторые задания- более темных оттенков, а те, кто на уроке скучал – рисует коричневым.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Чайковский Зимнее утро.mp3

Чайковский У камелька.mp3

Шебалин Зимняя дорога.mp3

Яковлев Зимний вечер.mp3

Выбранный для просмотра документ А.Пушкин и музыка.pptx

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Михайловское – родовое имение матери А.С. Пушкина

Михайловское – родовое имение матери А.С. Пушкина

Унылая пора! Очей очарованье!

Унылая пора! Очей очарованье!

Георгий Васильевич Свиридов

Георгий Васильевич Свиридов

Г.В.Свиридов. Пастораль Пастораль - жанр в литературе, живописи, рисующий пр.

Г.В.Свиридов. Пастораль Пастораль - жанр в литературе, живописи, рисующий простую сельскую жизнь

 Пётр Ильич Чайковский Осенняя песнь

Пётр Ильич Чайковский Осенняя песнь

В. Попков Осенние дожди

В. Попков Осенние дожди

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пыш.

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса.

Зимнее утро









Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.

Краткое описание документа:

В презентацию урока включены музыкальные аудиозаписи, которые позволят сравнить музыкальные произведения одного автора и разных авторов на одну тему, сравнить народную музыку и авторское исполнение. Представленные видеоматериалы и аудиозаписи помогут школьникам сделать вывод о вкладе А.Пушкина в музыкальное искусство.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 656 материалов в базе

Материал подходит для УМК

День, полный событий

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 04.01.2019 4971
  • RAR 45 мбайт
  • 1140 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Лапицкая Ольга Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку музыки "Приют спокойствия, трудов и вдохновенья" в 4 классе.

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Михайловское – родовое имение матери А.С. Пушкина

Михайловское – родовое имение матери А.С. Пушкина

Унылая пора! Очей очарованье!

Унылая пора! Очей очарованье!

Георгий Васильевич Свиридов

Георгий Васильевич Свиридов

Г.В.Свиридов. Пастораль Пастораль - жанр в литературе, живописи, рисующий простую сельскую жизнь

Пастораль - жанр в литературе, живописи, рисующий простую сельскую жизнь


Описание разработки

Цель урока:

Задачи:

Этапы урока.

I. Организационный этап.

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

II. Мотивационный этап.

- Ребята, а вы знаете, как изображают в своих произведениях поэты, художники и композиторы осень?

- Сегодня мы с вами это и узнаем. Для этого мы с вами отправимся на экскурсию в музей-заповедник, послушаем произведения композиторов, посмотрим репродукцию картины, прочитаем стихотворение, а так же поиграем в игру и разучим новую песню об осени.

III. Постановка цели.

- И так, как вы думаете, какова цель нашего урока?

- Правильно. Готовы отправится на экскурсию?

Конспект урока по музыке для начальных классов Приют спокойствия, трудов и вдохновения

IV. Открытие новых знаний.

(переход по виртуальной ссылке в Музей-заповедник А. С. Пушкина "Михайловское" pushkin. ellink. ru/)

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья.

Где льётся дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Мы с вами в Михайловском…

Необыкновенно хороши окрестности Михайловского, особенно сосновые леса с маленькими прозрачными озерами, холмы с извилистыми песчаными дорогами и тропинками, хорош весь этот простор не уныло пологой равнины, а богатой суровой роскошью северной природы. Здесь можно было часами ходить пешком и целые дни проводить верхом на лошади.

Осенью 1824 г. Начинается знаменитый период жизни А. Пушкина, заполненный чтением, творческим трудом и спокойным сельским досугом в обществе любимой няни и в дружеском общении с семьей Осиповых, соседей из Тригорского.

Музыка и стихи, которые сейчас прозвучали, перенесли нас в эти удивительные места.

Природа здесь неяркая, неброская.

Но именно она когда-то очаровала А. Пушкина, а он очаровал ею нас в своих стихах.

Больше всех времён года любил поэт осень.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

Я не случайно предложила вам послушать стихи, а не прочитать их – каждая строчка у Александра Пушкина звучит какой-то своей, особой удивительно прекрасной мелодией.

Вполне возможно, одной из мелодий, которые вы сейчас услышите.

Последнее послушанное произведение называется Пастораль – это жанр в литературе, живописи, рисующий простую сельскую жизнь.

Какое из произведений, на ваш взгляд, созвучно стихотворению А. С. Пушкина, его настроению в Михайловском и почему?

- Какой лад у мелодии?

- А как звучит мелодия, громко или тихо?

- Как называется это средство музыкальное выразительности?

- Правильно. А какой темп у произведения?

- Вам понравилось данное произведение? Чем?

Читайте также: