История западных исповеданий и сравнительное богословие конспект

Обновлено: 07.07.2024

1.Общая характеристика основных западных исповеданий.

2.Отношение Православия к инославному миру. Современные нормативные документы РПЦ в этой области.

3.Воссоединение инославных христиан с Православием. Три чина приема.

4.Причины возвышения Римской кафедры. Отношение Римской Церкви к другим Поместным Церквям. Великий раскол.

5. Donatio Constantini. Попытки обоснования светской власти пап.

6. Католическая пневматология. Догмат об исхождении Св. Духа и от Сына. История возникновения и содержание.

7.Католическая сакраментология: особенности совершения и богословское осмысление таинства Крещения.

8. Католическая сакраментология: особенности совершения и богословское осмысление таинства Евхаристии. Догмат о транссубстанционализации.

9.Католическая сакраментология: особенности совершения и богословское осмысление таинства Священства.

10. Католическая сакраментология: Конфирмация. Особенности католического брака. Елеосвящение в РКЦ.

11. Католическая сакраментология: Покаяние в католической традиции.

12. Римско-католическое учение о чистилище и сокровищнице заслуг. Исторический экскурс. Индульгенции: история и современность.

13. Особенности римско-католического нравоучения. Методы, практикующихся в РКЦ, позволяющие грешнику прикрыть сомнительную нравственность своего поступка.

14. Лионская Уния. Ферраро — Флорентийский Собор.

15. Общие положения католической сотериологии. Особенности римско-католического учения о первородном грехе.

16. Преподобный Венедикт Нурсийский и орден бенедиктинцев. Последующее дробление бенедиктинского ордена.

17. История Францисканского ордена.

18. Доминиканский орден. Создание и упразднение инквизиции. Состав и методы работы инквизиционного трибунала.

19. История ордена иезуитов. Иезуиты на Руси и в Российской империи.

20. Римско-католическое монашество в XVI-XIX вв.

22. Орден тамплиеров. Тевтонский орден. Мальтийские рыцари. Святыни Мальтийского ордена.

23. Борьба с Реформацией. Тридентский Собор.

24. Католическая Церковь в XIX веке. Папа Пий VII. Венский Конгресс и Папская область. Кардинал Джон Генри Ньюмен и теория догматического развития. Эпоха Рисорджименто. Общая характеристика.

25. Папа Пий IX и догмат о непорочном зачатии Девы Марии (1854). Содержание догмата и его критика отечественной богословской мыслью XIX – XXI вв.

26. Первый Ватиканский собор. Причины созыва и основные догматические решения.

27. Папа Пий XII и догмат о телесном вознесении Девы Марии в небесную славу.

28. Предпосылки Реформации. Джон Уиклиф. Констанцкий Собор и Ян Гус. Эразм Роттердамский.

29. Реформация. Мартин Лютер и Филипп Меланхтон.

30. Основные положения лютеранского богословия. Аугсбургское исповедание (1550).

31. Жан Кальвин. Основные положения кальвинизма. Гугеноты и пуритане.

32. Якоб Арминий и арминианство.

34. Менно Симонс и его последователи (меннониты).

35. Православно-лютеранский диалог в XVIII – XIX веках. Положение лютеран в Российской империи.

36.Генрих VIII. История возникновения англиканства. Архиепископ Томас Кранмер. Англиканство при Марии Стюарт и при Елизавете I.

fb2
epub
txt
doc
pdf

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Описание книги "Сравнительное богословие"

Описание и краткое содержание "Сравнительное богословие" читать бесплатно онлайн.

Сравнительное богословие. Конспект лекций для студентов 3-го курса ПМДС

Введение в Сравнительное богословие

1. Предмет, содержание и цели изучения СБ

Что изучает и зачем?

1. Римский католицизм, отпавший в 1054 г. — Церковь.

3. Экуменическое движение.

Еще: защита от скрытого посягательства и влияния инославного образа мысли и духовной жизни.

Наша специфика: католицизм

2. История дисциплины и ее место в системе богословских наук

Место науки. В составе основных богословских наук: догматики, литургического и проч. Взаимодействие: Догматика, нравственное, Патрология, История Церкви, Литургика, каноническое право, аскетика.

Источники: Священное Писание, определения Вселенских соборов, творения святых Отцов, литургические тексты, исторические документы. Вероучительные и богослужебные тексты, символические книги, соборные и исторические документы, сочинения католических и протестантских богословов.

Церковное отношение Православия к инославным конфессиям

1. Вопрос о границах Церкви в православной экклезиологии

1. Предмет сравнительного богословия объемлет весьма разнородные христианские течения, и наше церковное отношение к ним тесно связано с правильным пониманием их церковной (или нецерковной) природы.

Прежде всего, православное богословие неизменно утверждает, что полнота спасительной для людей благодати Божией и бытия церковного пребывает только в пределах Вселенской Православной Церкви, которую образует семья Поместных Православных Церквей, сохранивших неповрежденно чистоту христианской веры.

Наиболее болезненным и не лишенным внутренних противоречий остается, в этой связи, вопрос об отношении Православия к Римо-католической Церкви. Вероучительные заблуждения римо-католичества очевидны, причем некоторые из них, например, учение об исхождении Св. Духа затрагивают догматические основы веры. Возникает закономерный вопрос: сохраняет ли истинную церковную природу исповедание, которое содержит ложные вероучения, ибо природа Церкви — Тела Христова не может быть ущербной или неполной. Исчерпывающий ответ на этот вопрос дать чрезвычайно сложно, но, тем не менее, Православная Церковь продолжает верить в то, что ложные воззрения Римо-католической Церкви не исказили окончательно ее церковную природу, в отличие от всех протестантских исповеданий.

Установленные Православной Церковью различные чины воссоединения инославных христиан с Православием отражают степень поврежденности церковной природы и ее вероучения в различных христианских исповеданиях. Еще в IV–V веках сложились три чина воссоединения с Православной Церковью, порядок которых затем был закреплен в правилах Вселенских и Поместных Соборов и в правилах святых отцов, в частности в 95 правиле VI Вселенского Собора2. 95 правило 6 Вселенского Собора. Присоединяющихся к православию и к чести спасаемых из еретиков, приемлем, по следующему чиноположению и обычаю. Ариан, Македониан, Наватиан, именующих себя чистыми и лучшими, четырнадцатидневников, или тетрадитов, и Апполинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствующую, как мудрствует Святая Божия Кафолическая и Апостольская Церковь, приемлем, запечатлевая, то есть помазуя святым миром во первых чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголем: печать дара Духа Святаго. А о бывших Павлианами, потом к Кафолической Церкви прибегших, постановлено: перекрещивать их непременно. Евномиан же, единократным погруженипем крещающихся, и Монтанистов, именуемых здесь Фригами, и Савеллиан, держащихся мнения о сыноотечестве, и иное нетерпимое творящих, и всех прочих еретиков, (ибо много здесь таковых, наипаче выходящих из Галатийской страны): всех, которые из них желают присоединены быть к православию, приемлем, якоже язычников. В первый день делаем их Христианами, во второй оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице, и в уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывать в церкви, и слушать писания, и тогда уже крещаем их. Такожде и Манихеев, Валентиниан, Маркионитов и им подобных еретиков. Несториане же должны творить рукописания и предавать анафеме ересь свою, и Нестория, и Евтиха, и Диоскора, и Севира, и прочих начальников таковых ересей, и их единомышленников, и все вышепоказанные ереси: и потом да приемлют святое причащение.

Читайте также: