Носители информации используемые в икт конспект

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

Тема и номер урока в теме

Информация вокруг нас, урок 2

Базовый учебник

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса/М.:Бином. Лаборатория знаний, 2015

Цель урока:

Формирование основных понятий по теме «Носители информации

Задачи:

обучающие: акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией (информационных процессах), сформировать понятие о носителях информации как материальном объекте, дать учащимся представление о древних и современных носителях информации, показать разнообразие носителей информации;

развивающие: формирование интереса к предмету; развивать память, внимание, словесно-логическое мышление, формировать потребность в обучении и саморазвитии, раскрывать творческий потенциал учащихся;

воспитательные: воспитание самостоятельности, воспитание культуры, интеллектуального труда, аккуратности в работе; устойчивого познавательного интереса к предмету через показ практического применения темы, стремление к реализации себя в обществе.

Тип урока

Интегрированный урок «информатика + история)

Формы работы учащихся

Необходимое техническое оборудование

Компьютеры для индивидуальной работы, интерактивная доска, проектор.

Структура урока, методы и затраты времени

Изучение нового материала

Изложение нового материала с помощью презентации (Приложение 1).

Выполнение контрольного задания

Домашнее задание. Подведение итогов урока.

Описание хода урока

Организационный момент. Учитель приветствует учеников, проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих.

Изучение нового материала.

Ответы учеников: Носителем информации может быть любой объект, на котором можно оставить следы или знаки. Носители информации предназначены для ее хранения и передачи.

Определение: Носитель информации - это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации. Запишем в тетрадь (слайд 4).

Вопрос: На какие виды разделяют носители информации?

Ответы учеников: Древние и современные.

1) Песок, земля, камень – это первые носители информации, они являются естественными (слайд 5).;

2) Папирус, пергамент и бумага – основные древние носители информации, они являются искусственными, так как их создал человек (слайды 6,7,8).

Сегодня мы более подробно остановимся на современных искусственных носителях информации.

В современном обществе можно выделить четыре основных вида носителей информации (слайд 9):

4) на микросхемах.

1) Бумажные носители информации (слайд 10)

2) Магнитные носители информации (слайд 12).

В 1928 году была изготовлена первая магнитная лента (слайд 13). Магнитная лента оказалась достаточно надежным, долговечным и доступным каждому носителем информации. Далее магнитная лента получила огромное признание и распространённость в форме компакт-кассет (стриммеров).

Стриммеры (стрим - картриджи)- устройства, обеспечивающие запись или считывание звуковой информации (слайд 14). Внутри данного носителя находится магнитная лента .

В первых ЭВМ (электронно - вычислительных машинах) информация хранилась на магнитных лентах и магнитных дисках.

(Объяснение учителя сопровождается демонстрацией магнитных дисков.

В современных компьютерах в качестве носителя информации используются следующие магнитные носители:

1) дискета (на которую можно поместить данные 3000 перфокарт).

(слайд 15). Внутри пластмассового корпуса расположен гибким магнитный диск, поверхность которого покрыта специальным магнитным веществом. Информация записывается на обе его поверхности. Чтобы при работе с дискетой ее не надо было переворачивать, внутри флоппи-дисковода (устройства, которое записывает или считывает информацию с дискеты) имеется две магнитные головки, каждая для своей стороны дискеты. Такой диск требует особого обращения, магниты, повышенная температура и влажность разрушают хранящуюся на нем информацию.

На сегодняшний день этот носитель информации почти вытеснен более удобными и надежными.

3) Оптические носители информации (слайд 17).

Самым распространенными носителями информации являются оптические или лазерные диски

Лазерные диски изготавливают из пластмассы, сверху покрывают тонким слоем из металла и прозрачным лаком, защищающим от незначительных царапин или загрязнений. Запись или считывание информации в CD -дисководе осуществляется с помощью света лазера. При записи лазерный луч выжигает на поверхности диска микроскопические углубления, кодируя тем самым информацию (при считывании - лазерный луч отражается от поверхности вращающегося диска). Такие диски следует оберегать от пыли и царапин.

Различают CD и DVD диски.

Вопрос: - Какую информацию можно записать на CD и DVD - диски?

Ответы учеников: DVD называют цифровым видеодиском, следовательно на него можно записать видео- и звуковую информацию, на CD -диск можно записать текстовую, графическую, звуковую информацию.

По способу записи, лазерные диски делятся на следующие виды (слайд 18):

CD - ROM , DVD - ROM - предназначены только для чтения. Записать или удалить информацию с такого диска нельзя. К таким дискам относятся обучающие, игровые программы, электронные учебники и т.д

CD - R , DVD - R -записать информацию на диск можно только один раз. После записи удалить данные нельзя.

CD - RW , DVD - RW - записать информацию на такой диск можно несколько раз.

Флэш-диски (слайд 19) Flash -память это энергозависимый тип памяти, позволяющий записывать и хранить данные в микросхемах. Обеспечивают высокую сохранность данных, а также очень удобны и просты в использовании.

Flash -память представляет собой микросхему, помещенную в миниатюрный плоский корпус. Для считывания или записи информации карта памяти вставляется в специальные накопители через USB -порт.

Физкультминутка.

Дорогие ребята, а сейчас закройте глаза и представьте себе белый лист, на котором каждый из вас чёрным фломастером выводит своё имя. В конце ставим точку и внимательно на неё смотрим. Точка начинает превращаться в птицу и улетает. И мы с вами летим за этой птицей. Молодцы! Глазки отдохнули, ручки размяли, значит, можем продолжать наш урок.

6. Закрепление изученного материала.

1). Фронтальный опрос теории

Вопросы (слайд 20):

- Что такое носитель информации?

- Какой носитель информации чаще всего использует человек?

- Приведите примеры искусственных носителей информации.

- Приведите примеры естественных носителей информации.

7. Выполнение контрольного задания. А сейчас каждый индивидуально выполнит интерактивный тест по нашей теме, и узнает, как он усвоил эту тему.

8. Домашнее задание. Подведение итогов урока:

Запишите домашнее задание: 1.§1.4,с.17-19,§3.2,3.3, с.113-116

Сегодня мы с вами совершили путешествие во времени: узнали, как хранили информацию ранее, получили очень много сведений о развитии письменности у разных народов. Познакомились с современными носителями информации и их основными характеристиками.

Ребятам выставить оценки в дневник и журнал. На этом урок окончен, учащиеся могут быть свободны

Список использованных источников,

Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса/М.:Бином. Лаборатория знаний, 2015

Босова Л.Л. Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах. Методическое пособие /М.:Бином. Лаборатория знаний, 2010

Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5–7 классов /М.:Бином. Лаборатория знаний, 2010

Югова Н.Л., Камалов Р.Р. – Поурочные разработки по информатике: 5 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 128с. – (В помощь школьному учителю).

Носители информации

Носитель информации (информационный носитель) – любой материальный объект, используемый человеком для хранения информации. Это может быть, например, камень, дерево, бумага, металл, пластмассы, кремний (и другие виды полупроводников), лента с намагниченным слоем (в бобинах и кассетах), фотоматериал, пластик со специальными свойствами (напр., в оптических дисках) и т. д., и т. п.

Носителем информации может быть любой объект, с которого возможно чтение (считывание) имеющейся на нём информации.

Носители информации применяются для:

  • записи;
  • хранения;
  • чтения;
  • передачи (распространения) информации.

Зачастую сам носитель информации помещается в защитную оболочку, повышающую его сохранность и, соответственно, надёжность сохранения информации (например, бумажные листы помещают в обложку, микросхему памяти – в пластик (смарт-карта), магнитную ленту – в корпус и т. д.).

К электронным носителям относят носители для однократной или многократной записи (обычно цифровой) электрическим способом:

  • оптические диски (CD-ROM, DVD-ROM, Blu-ray Disc);
  • полупроводниковые (флеш-память, дискеты и т. п.);
  • CD-диски (CD – Compact Disk, компакт диск), на который может быть записано до 700 Мбайт информации;
  • DVD-диски (DVD – Digital Versatile Disk, цифровой универсальный диск), которые имеют значительно большую информационную ёмкость (4,7 Гбайт), так как оптические дорожки на них имеют меньшую толщину и размещены более плотно;
  • диски HR DVD и Blu-ray, информационная ёмкость которых в 3–5 раз превосходит информационную ёмкость DVD-дисков за счёт использования синего лазера с длиной волны 405 нанометров.

Электронные носители имеют значительные преимущества перед бумажными (бумажные листы, газеты, журналы):

  • по объёму (размеру) хранимой информации;
  • по удельной стоимости хранения;
  • по экономичности и оперативности предоставления актуальной (предназначенной для недолговременного хранения) информации;
  • по возможности предоставления информации в виде, удобном потребителю (форматирование, сортировка).

Есть и недостатки:

  • хрупкость устройств считывания;
  • вес (масса) (в некоторых случаях);
  • зависимость от источников электропитания;
  • необходимость наличия устройства считывания/записи для каждого типа и формата носителя.

Накопитель на жёстких магнитных дисках или НЖМД (англ. hard (magnetic) disk drive, HDD, HMDD), жёсткий диск – запоминающее устройство (устройство хранения информации), основанное на принципе магнитной записи. Является основным накопителем данных в большинстве компьютеров.

Также, в отличие от гибкого диска, носитель информации обычно совмещают с накопителем, приводом и блоком электроники. Такие жёсткие диски часто используются в качестве несъёмного носителя информации.

Оптические (лазерные) диски в настоящее время являются наиболее популярными носителями информации. В них используется оптический принцип записи и считывания информации с помощью лазерного луча.

DVD-диски могут быть двухслойными (емкость 8,5 Гбайт), при этом оба слоя имеют отражающую поверхность, несущую информацию. Кроме того, информационная емкость DVD-дисков может быть еще удвоена (до 17 Гбайт), так как информация может быть записана на двух сторонах.

Накопители оптических дисков делятся на три вида:

  • без возможности записи - CD-ROM и DVD-ROM (ROM – Read Only Memory, память только для чтения). На дисках CD-ROM и DVD-ROM хранится информация, которая была записана на них в процессе изготовления. Запись на них новой информации невозможна;
  • с однократной записью и многократным чтением – CD-R и DVD±R (R – recordable, записываемый). На дисках CD-R и DVD±R информация может быть записана, но только один раз;
  • с возможностью перезаписи – CD-RW и DVD±RW (RW – Rewritable, перезаписываемый). На дисках CD-RW и DVD±RW информация может быть записана и стерта многократно.

Основные характеристики оптических дисководов:

  • емкость диска (CD – до 700 Мбайт, DVD – до 17 Гбайт)
  • скорость передачи данных от носителя в оперативную память – измеряется в долях, кратных скорости 150 Кбайт/сек для CD-дисководов;
  • время доступа – время, нужное для поиска информации на диске, измеряется в миллисекундах (для CD 80–400 мс).

При соблюдении правил хранения (хранение в футлярах в вертикальном положении) и эксплуатации (без нанесения царапин и загрязнений) оптические носители могут сохранять информацию в течение десятков лет.

Флеш-память (flash memory) – относится к полупроводникам электрически перепрограммируемой памяти (EEPROM). Благодаря техническим решениям, невысокой стоимости, большому объёму, низкому энергопотреблению, высокой скорости работы, компактности и механической прочности, флеш-память встраивают в цифровые портативные устройства и носители информации. Основное достоинство этого устройства в том, что оно энергонезависимое и ему не нужно электричество для хранения данных. Всю хранящуюся информацию во флэш-памяти можно считать бесконечное количество раз, а вот количество полных циклов записи, к сожалению, ограничено.

У флеш-памяти есть как свои преимущества перед другими накопителями (жесткие диски и оптические накопители) , так и свои недостатки, с которыми вы можете познакомиться из таблицы, расположенной ниже.


Материал способствует закреплению понятий: информация, виды информации по способу восприятия, по способу представления, информационные процессы, виды памяти и знакомству учащихся с различными носителями информации.

Описание разработки

Цели:

Закрепить понятия: информация, виды информации по способу восприятия, по способу представления, информационные процессы, виды памяти;

Познакомить учащихся различными носителями информации;

Развивать умение искать информацию в сети Internet через поисковую систему Google;

Развивать интерес к предмету.

Ход урока

- Что такое информация?

- Виды информации по способу восприятия:

- Виды информации по способу представления:

- Можно ли одну и ту же информацию представить различными способами?

- Перечислите основные действия с информацией;

- Что такое информатика?

- Приведите примеры передачи информации?

- Приведите примеры хранения информации во внутренней памяти?

- Почему память человека называют оперативной?

Учащиеся вместе с учителем работают с учебником.

Выйдя из пещер и других естественных укрытий, са­мую важную информацию (о разливах рек, солнечных и лунных затмениях и так далее) люди стали наносить на поверхности создаваемых ими монументальных камен­ных построек — гробниц, ритуальных сооружений. Что­бы получить нужную информацию, человек вынужден был совершать достаточно утомительные путешествия к этим сооружениям. Возникла потребность в носителях информации, пригодных для транспортировки. Камень, глина, дерево использовались когда - то разными народами в качестве носителей информации. Но камень слишком твёрд в обработке и неподъёмен, глина — хрупка, дерево быстро сохнет и трескается. Требовались новые материа­лы - носители: лёгкие и долговечные, компактные и удоб­ные для нанесения записей.

Носителями информации служили: камень, перга­мент, папирус и другие материалы, а также изделия из них. Основным носителем информации до настоящего времени остаётся бумага.

Носитель информации — это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нём информации.

презентация Носители информации

  1. магнитные (жесткие, гибкие)
  2. лазерные (CD, DVD, Bly - Ray)

Современные информационные носители обладают большей емкостью. Они надежны и компактны.

Поставьте галочки на древних носителях информации:

(камень, пергамен, папирус, бумага, шелк)

Задание №2 РТ стр. 4 (устно)

Распределите носители информации на 2 группы.

Выставить оценки. Д/З п. 1. 4, РТ №5 стр. 6 - 8


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок познакомит учащихся с различными носителями информации. Разработка соответствует требованиям ФГОС.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Горбатовская средняя школа

Конспект урока по информатике и ИКТ
в 5 классе

учитель информатики и ИКТ

Технологическая карта урока

Предмет: Информатика и ИКТ.
Класс: 5.
Тип урока: урок открытия нового знания.

Познакомить учащихся с различными носителями информации

Закрепить знаний учащихся о хранении информации

Сформировать представление о носителях информации как материальном объекте.

Показать необходимость развития технологии хранения информации.

Планируемые результаты

Предметные:

представления о носителях информации

общие представления о развитии технологии хранения информации

Личностные:

готовность и способность к самостоятельной, совместной деятельности

Метапредметные:

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

владение навыками познавательной и учебно-исследовательской деятельности.

Основные понятия

Носитель информации, естественные и искусственные носители информации, магнитные. Оптические и флеш-накопители.

Межпредметные связи

История, биология, география, математика, русский язык.

Средства обучения

Мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал, задания, компьютер.

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Здравствуйте, ребята. Начинаем урок.

На вашем столе должны быть расположены учебник, тетрадь для записей, рабочая тетрадь, дневник, письменные принадлежности.

Отвечают на приветствие учителя.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем.

Умение настраиваться на урок.

Проверка теоретического материала.

Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о хранении информации.

Выполняют задание на карточках.

В парах выполняют задания.

Умение анализировать, обобщать, выделять главное

Умение работать в микрогруппах

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачи

1. Какая память является более надежной? Почему?

2. Что необходимо для хранения во внешней памяти?

И так, сегодня мы будем говорить о внешней памяти, т.е….

Умение анализировать. обобщать, выделять главное

Умение слушать в соответствие с целевой установкой.

Запишем тему урока в тетрадь.

Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой.

1.Перечислите достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти?

2. Что относится к внешней памяти?

Отвечают на вопросы:

Ставят цель урока.

Умение анализировать, обобщать,

Владение монологической и диалогической формами речи.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой.

Изучение нового материала. Начало.

1. Для того, чтобы сохранить важную информацию для себя, потомков древний человек стал думать о том, как же это сделать?

Выделение существенной информации во время просмотра презентации, умение выделять новое

Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой.

Первичное закрепление усвоения знаний.

Что может быть носителем информации?

Носитель –это предмет, существующий в природе , на котором может хранится информация.

Иметь общее представление о носителе информации, истории их развития.

Умение структурировать знания;

анализ объектов с целью выделения признаков;

синтез как составление целого из частей.

Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Какими факторами обусловлено появление тех или иных носителей информации.

Природными ресурсами мест проживания людей.

Иметь представление о факторах появления тех или иных носителях информации

Поиск и выделение нужной информации

Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Носитель информации - это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации.

Записывают в тетради:

Носитель информации - это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации.

Пытаются дать определение носителя информации.

Определение основной и второстепенной информации

Использовать в работе простейшие инструменты

Формирование опосредственной коммуникации (использование знаков)

Изучение нового материала. Продолжение.

В древних носителях информации была масса неудобств. Каких?

Глиняна очень хрупкий материал. Долго сохнет.

Кора деревьев была невсегда доступна.

Кожа животных дорого и неудобно.

К наскальным рисункам необходимо добираться и т.д.

Выявлять достоинства и недостатки различных носителей

Анализ объектов с целью выявления признаков

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Осознание качества и уровня усвоения знаний

Иметь представление о современных носителях информации

Выделение существенной информации во время просмотра презентации, умение выделять новое

Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой, работа с дополнительными источниками информации

Первичная проверка усвоения знаний.

На какие группы можно разделить носители по происхождению?

Природные и искусственные.

Иметь представление о природных и искусственных носителях

Умение структурировать материал

Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем.

Осуществлять контроль усвоения новых знаний

На какие виды можно разделить современные носители.

Выделение современных носителей информации

Выделение существенных признаков объекта

Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем.

Осуществлять контроль усвоения новых знаний

Какой из носителей носитель информации является самым распространенным в настоящее время?

Дешевле других носителей, удобна в использовании.

Выделение универсального носителя информации - бумага

Выделение существенных признаков объекта

Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем.

Осуществлять контроль усвоения новых знаний

Первичная проверка усвоения знаний.

Совместно с учителем составляют схему и записывают в тетрадь

Составление схемы разновидностей носителе информации

Умение структурировать знания.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Умение работать с простейшими инструментами

Физкультминутка

Показывает движения физкультминутки

Слушают и выполняют движения.

Уметь снимать напряжение для дальнейшей работы.

Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем.

Умение снимать статическое

Первичное закрепление знаний

На рисунке изображены некоторые носители информации. Укажите их природу их происхождения (естественные или искусственные).

Работа в парах по карточкам.

Умение использовать термины

Извлечение необходимой информации из прослушанного и увиденного

Формирование умения работать в микрогруппах

Осознание качества и уровня усвоения.

Укажите достоинства и недостатки бумаги.

Индивидуальная работа в тетради.

Выявляют достоинства и недостатки носителя информации

Поиск и выделение необходимой информации

Соотносить выполнение задания с полученными знаниями

Вспоминаем основные правила ТБ при работе за компьютером.

Садимся за компьютеры.

Выполняют интерактивный тест.

Работа за компьютером.

Определение материальных объектов, являющихся носителями информации.

Умение анализировать и сопоставлять

Формировать культуру работы за компьютером

Умение использовать в работе ИКТ

Сегодня на уроке я узнал, что…

Сегодня на уроке я научился…

Я хотел бы еще узнать…

На столе у вас карточки со смайликами.

Прикрепите на доску тот смайлик. Который характеризует ваше настроение после сегодняшнего урока.

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносит цель и результаты.

Результат взаимодействия: осознание пользы от урока.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения.

Домашнее задание

Инструктаж по его выполнению.

Записывают домашнее задание в дневнике.

Умение вести диалог с учителем.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Программы для общеобразовательных учреждений, 2 – 11 классы; методическое пособие/ составитель М. Н. Бородин,- М.; БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2012.

Информатика, учебник для 5 класса, Л. Босова, Москва, Лаборатория знаний, БИНОМ, 2010 г.

Информатика, рабочая тетрадь для 5 класса, Л. Босова, Москва, Лаборатория знаний, БИНОМ, 2010 г.

Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Методическое пособие. 5 класс, Москва, Лаборатория знаний, БИНОМ, 2010 г.

Задание 1. Возврат.

А) Что относится к внешней памяти, а что к внутренней памяти?








Б) Почему внутренняя память называется быстрой, а внешняя медленной?

Схема. Возврат.



















Задание 2. Возврат.


















Физкультминутка:

(Наклоны корпуса влево-вправо)

Ветки гнутся взад-вперѐд,

Ветер их качает, гнет.

(Рывки руками перед грудью)

Ветер стал немного тише

Ветки опустились ниже

(Опускаем медленно руки – в стороны и вниз)

Ветер вовсе улетел,

Мотылѐк на тополь сел.

(Присаживаемся за парты)

-6-Мы все вместе улыбнемся, Подмигнем слегка друг другу, Вправо, влево повернемся (повороты влево - вправо) И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо) Все идеи победили, Вверх взметнулись наши руки. (поднимают руки вверх - вниз) Груз забот с себя стряхнули И продолжим путь науки. (встряхнули кистями рук)

-7-Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела.

Читайте также: