Загадка ее жизнь и природа конспект

Обновлено: 06.07.2024

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

3. Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике / сост. Ю. Г. Круглов. М., 1986.

Загадки в их тематике образуют круг примитивного мироведения. Природа, человеческое тело, мир животных и ра­ стений, трудовые процессы земледельца, орудия его труда, примитивная техника — вот основной объем охваченных за ­ гадкою явлений.

Загадка , ее жизнь и природаКонечно, нельзя резко отделить слуховую реакцию от зрительной („под большим зеркалом“), но все же ясно, что предмет определяется прежде всего реакцией глаза или уха, реже — реакцией моторной. Это касается, конечно, тех зага­ док, которые дают как бы статическую зарисовку.

В сборнике русские и белорусские загадки, записанные автором книги у сказителей в 1929 и 1930 годах. Они располагаются в книге по месту их записи, а также по тематическоу принципу. Всего около 3000 загадок. Сборник не является простым продолжением известных собраний Сахарова, Даля, Садовникова и др. фольклористов. В нем представлен живой репертуар загадок времени их записи.

Тематика загадки одновременно и широка и узка. В загадке фиксируются главным образом предметы крестьянского хозяйственного обихода - в этом смысле ее тематика узка.

Художественная специфика древнерусской литературы все более и более привлекает к себе внимание литературоведов-медиевистов. Это и понятно: без полного выявления всех художественных особенностей русской литературы XI— XVII вв. невозможны построение истории русской литературы и эстетическая оценка памятников русской литературы первых семи веков ее существовании.

Д.С.Лихачев впервые рассмотрел древнерусскую книжность как особую литературу, раскрыл эстетическую ценность памятников словесного искусства средневековой Руси.

Он не просто выделил художественные особенности отдельных произведений или жанров (это наблюдалось в работах А.С.Орлова, В.П.Адриановой-Перетц, И.П.Еремина), но представил поэтику как целостную систему. Основываясь на огромном "реальном комментарии", ученый развенчал мифы об отъединенности и замкнутости древнерусской литературы, ее изолированности. Он отметил "чрезвычайно высокий европеизм" литературы.

Древнерусская литература в ее отношениях к изобразительным искусствам. Слово и изображение были в Древней Руси связаны теснее, чем в новое время. И это накладывало свой отпечаток и на литературу, и на изобразительные искусства.

Русские предания об исчезнувших народах привлекают внимание исследователей с XIX в. и к настоящему времени изучены достаточно полно: определены регионы бытования (Русский Север, Урал, Западная и Восточная Сибирь), описан сюжетный состав, выявлены основные мотивы. В научной литературе сформировалась традиция считать эти повествования историческими преданиями, достоверно изображающими события прошлого, несмотря на давно отмеченное исследователями сходство повествований, бытующих в разных регионах и даже в традициях разных этносов.

Таким образом, семантика сложного мотива “чуди были черные” включает не только обозначение собственно цвета, но также подразумевает компоненты “грязные” (телесная нечистота); “дикие”, “нехристь” (духовная нечистота); “чуждые человеческому сообществу”. Следовательно, слова “грязный”, “черный”, “чуждый”, “дикий”, “нехристь” являются семантически связанными, причем общее в значениях имеет негативный характер. Тем самым одно из этих определений, данных предмету, создает возможность употребления других. Это не всегда реализуется в пределах одного текста, но проявляется в их совокупности.

“Чудь краснокожая” – этот мотив отмечен только в регионе Русского Севера и представляет значительный интерес. Отсутствие сравнительных материалов с тождественным мотивом существенно затрудняет интерпретацию, но не отменяет возможности высказать предположение о причинах его появления. Красный – цвет крови. Можно предположить, во-первых, что он как-то связан с представлением о сыроядении чуди. Возможно, в народной традиции представление о поедании сырого мяса с кровью связывается с цветом кожи таких существ. Кроме того, мотив красного цвета кожи можно связать с представлением о чуди как о народе воинственном.

Общее значение “обладающий богатством” имеют не только мотивы “быть богатым”, “быть рудокопом” , “иметь золото, серебро”, “шить шубы из соболя”, “закладывать клады”, семантика которых достаточно прозрачна, но и мотив “быть мохнатым”, характеризующий, на первый взгляд, только внешний облик исчезнувших аборигенов. Мохнатость как свойство мифологических персонажей, ее связь с плодородием и представлением о богатстве уже рассматривались Б.А. Успенским.

Подводя итоги, можно сделать вывод: образ исчезнувших аборигенов, мифологичный в своей основе, гармонично сопрягается с главным сюжетообразующим мотивом – мотивом “самопогребения этноса-предшественника накануне прихода “новых” людей”, также имеющим мифологическую семантику.

Героический эпос всегда состоит из песен былинного стихотворного размера, но обратное утверждение не всегда будет правильным: не всякая песня в форме былинного стиха может быть отнесена к эпосу.

Так, форму былинного стиха могут иметь эпические духовные стихи. . Историческое изучение эпоса должно состоять в том, чтобы раскрыть связь развития эпоса с ходом развития русской истории и установить характер этой связи.

Народная идея всегда выражает идеалы эпохи, в которую эти идеи создавались и были действенны. Идея есть решающий критерий для отнесения песни к той или иной эпохе.

“Русский героический эпос" наиболее крупное по объему произведение В. Я. Проппа — имеет не только научное значение, но обладает еще и большим нравственным потенциалом, совсем не потерявшим своей актуальности.

Былинный стих — явление более широкого порядка, чем героический эпос. Героический эпос всегда состоит из песен былинного стихотворного размера, но обратное утверждение не всегда будет правильным: не всякая песня в форме былинного стиха может быть отнесена к эпосу.

2. Скафтымов А. П. Поэтика и генезис былин. Саратов, 1994. Или фрагмент этой монографии см.: Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике / сост. Ю. Г. Круглов. М., 1986.

Скафтымовым была задумана и осуществлена в условиях, когда наука пришла к определенному рубежу в изучении русского эпоса. За предшествующие ей четверть века учеными исторической школы много было сделано в ис- торико-бытовом объяснении содержания былин, установлении их связей с событиями национальной жизни русского средневековья.

В то же время метод сопоставления эпической именной номенклатуры с летописной, былинных мотивов с наличествующими в памятниках письменности событиями не дал бесспорных результатов в идентификации былинных героев.

Скафтымов стоял у истоков советской фольклористики, и его книга обусловила крутой поворот в изучении эпоса от поисков исторических аналогий былинным сюжетам - к установлению их общей едийно-эстетической задачи, специфике эпического историзма.

Итак, исследование имеет в себе два момента: 1) установление архаического извода (основного варианта) и 2) сопоставление с историческими и литературными фактами прошлого. Сходство, очевидно, дает критерий к установлению генетической связи между явлениями.

Во всяком случае, статистика, повидимому, для него имеет лишь относительное, небезусловное значение. Она нема без дополнительного внутреннего логического или психологического обоснования.

3. Веселовский А. Н. Психологический параллелизм и его формы в отражении поэтического стиля // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике / сост. Ю. Г. Круглов. М., 1986.

Психологический параллелизм. И его формы в отражении поэтического стиля. Человек усваивает образы внешнего мира в формах своего самосознания; тем более человек первобытный, не выработавший еще привычки отвлеченного, необразного мышления, хотя и последнее не обходится без известной сопровождающей его образности

ПРИМЕР. Калина— девственность, девушка; она пылает и цветет, и шумит, ее ломают, она хвастается. Из массы чередующихся перенесений и приспособлений обобщается нечто среднее, расплывающееся в своих контурах, но более или менее устойчивое; калина — девушка.

Ученый относит психологический параллелизм к глубинным структурам человеческой психики, объясняя его универсальность устойчивостью генетического кода.

Типы психологического параллелизма: 1. Двучленный параллелизм. Картина из мира природы рядом с картиной жизни человека. Человеческое начало преобладает. 2. Многочленный параллелизм. Накопление аналогий. 3. Одночленный параллелизм. Один из членов умалчивается, второй впитывает значение замолчанного. (Луна и месяц - это уже жених и невеста). Вывод: так возникают метафоры. 4. Отрицательный параллелизм. Возникает троп, метафорический эпитет с помощью него.

1. Сюжет и композиция Особенности сказочного сюжета Сюжет и композиция былин Композиция русской народной лирической песни Композиция частушек. . В пособии рассматривается поэтика основных жанров русского фольклора (сказок, былин, песен, частушек, пословиц, загадок и др.). Исследуются сюжет и композиция, язык и поэтический стиль, ритмика и метрика фольклорных произведений. Теоретические положения иллюстрируются образцами фольклорных текстов.

оэтика (от греч. poiзtikз -- поэтическое искусство) -- один из старейших терминов литературоведения, который затем проник и в фольклористику. Его значение исторически изменялось. . На качественно новый уровень поднимается изучение поэтики русского фольклора в советской фольклористике в послевоенное время.

Исследуются сюжет и композиция, язык и поэтический стиль, ритмика и метрика фольклорных произведений. Теоретические положения иллюстрируются образцами фольклорных текстов.

Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоем). Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении, каких – либо живых организмов в составе сообществ изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов. Воспитывать экологическое сознание, желание оберегать природу.

Задачи:

Закрепить знания, полученные в процессе НОД по развитию экологических представлений.

Обобщить знания детей о взаимосвязи человека и природы, о необходимых правилах поведения.
Развивать познавательную активность детей (экспериментирование, создание проблемных ситуаций).

Развивать логическое мышление, уметь делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли.

Развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний.

Воспитывать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.

ВложениеРазмер
zagadki_prirody_otkrytoe_zanyatie.docx 28.37 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Управления делами Президента Российской Федерации

воспитатель первой квалификационной категории

Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоем). Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении, каких – либо живых организмов в составе сообществ изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов. Воспитывать экологическое сознание, желание оберегать природу.

Закрепить знания, полученные в процессе НОД по развитию экологических представлений.

Обобщить знания детей о взаимосвязи человека и природы, о необходимых правилах поведения.
Развивать познавательную активность детей (экспериментирование, создание проблемных ситуаций).

Развивать логическое мышление, уметь делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли.

Развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний.

Воспитывать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.

Активизировать словарь (экология, ядовитые отходы, выхлопные газы.)

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

словесные – рассказ, объяснение, беседа;

наглядные – использование ТСО (интерактивная доска), иллюстраций,

практические – использование метода наглядных моделей, проведение опытов.

Развитие интегративных качеств: любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, способный решать интеллектуальные и личностные задачи.

Интерактивная доска, презентация, эмблемы зелёного цвета; иллюстрации с изображением леса и леса после пожара; иллюстрации насекомых, птиц и зверей; 3 банки, 3 банки с грязной водой, 3 воронки, вата, марля.

Воспитатель: Дети сегодня мне на электронную почту пришло письмо от учёных – экологов (показ письма на интерактивной доске).

Воспитатель: Ребята, вы согласны помочь?

Воспитатель: Давайте отправимся в спасательную экспедицию. Прежде чем отправляться, нужно хорошо подготовиться, так как путешествие может оказаться долгим и опасным. Как вы думаете, что нам может понадобиться в дороги?

Дети перечисляют предметы, которые им пригодятся (еда, вода, лодка, резиновые сапоги, компас, головные уборы, аптечка, и т.д.).

Воспитатель: Дети предлагаю выбрать, на каком транспорте мы отправимся в путешествие.

(работа на интерактивной доске)

Дети отправляются к месту первой остановки.

Воспитатель: Как вы думаете, что здесь произошло? Почему это могло случиться? (ответы детей)

Воспитатель: Послушайте, как плачет лес.

От лесного пожара и дыма нечем дышать, дым закрывает солнце, огонь пробирается глубоко в землю и губит корни растений. Почву ничто не держит, ее уносят ветер и вода, образуя овраги. Все обитатели леса исчезают и гибнут. Нужна помощь. Ребята, почему после пожара лес умирает?

( Дети выстраивают экологическую цепочку: погибли растения – негде жить и нечем питаться зверям, птица, насекомым. Погибшие растения не выделяют кислород, это вредит здоровью людей.)

Воспитатель: Ужасная картина погибшего леса! Но можем ли мы чем – то помочь лесу, чтобы он возродился? (Ответы детей.)

( Дети предлагают посадить новые растения.)

(работа с интерактивной доской)

( Дети выстраивают экологические цепочки, используя картинки: выросла трава – появились насекомые, мелкие грызуны – появились насекомоядные птицы и хищники; выросли кустарники и деревья – появились звери и птицы, живущие на них.)

Воспитатель: Для рождения нового леса нужно очень много времени, поэтому очень важно беречь лес от пожара, не доводить его до такого состояния. Как вы думаете, какие правила для этого необходимо соблюдать? ( Ответы детей.)

Воспитатель: А для напоминания всем о правилах поведения в лесу оставим здесь свои знаки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту речку. Как вы думаете, кто сможет выжить в такой воде? Раньше в этой речке водилась рыба, но теперь она исчезла. Что случилось? (Ответы детей.) Действительно, из-за загрязнения погибли животные и растения в реке. А почему никого не видно на берегу, почему нет водоплавающих птиц, лягушек, насекомых?

(Дети выстраивают цепочки исчезновения животных и растений: исчезли водоросли, нечем стало питаться рыбам, насекомым, улетели водоплавающие птицы и т.д.)

Дети: Нам нужно очистить воду.

Воспитатель: Тогда проходите в лабораторию. В лаборатории находятся: ёмкости для воды, в воде мусор, масло, опилки; воронка, фильтр, ёмкость для чистой воды.

Воспитатель: Ребята, эта вода из местного водоёма. Что вы о ней можете сказать?

Дети: Вода загрязнена, масляные отходы.

Воспитатель: Чем опасна загрязнённая вода?

Дети: Гибнут рыбы, птицы, растения.

Воспитатель: Что мы можем сделать? Из чего можно сделать фильтр? Где ты об этом слышал? ( Ответы детей.)

Воспитатель: У нас в лаборатории всего 3 рабочих места, а нас сколько? Как нам поступить?

Дети: Разбиться на пары.

Воспитатель: Очистить воду от загрязнения вам поможет алгоритм (на мольберте). Приступайте к работе.

Воспитатель: Сравните, какая была вода и какая стала? Где же масляные пятна? Как вы думаете, мы справились с заданием? (Ответы детей.)

Воспитатель: Дети, какие правила необходимо соблюдать, чтобы водоемы были чистыми? ( Ответы детей.)

Воспитатель: А для напоминания всем о правилах поведения возле водоемов оставим здесь свои знаки.

Теперь здесь смогут жить насекомые, птицы и звери?

Воспитатель: Но чего-то здесь не хватает?

Дети: Не хватает животных птиц.

Воспитатель: Дети пока вы заселяете живыми существами наш лес, предлагаю вам послушать стихотворения.

Воспитатель: Если здорова природа, будет здоров человек. Дети мы с вами молодцы, в нашем лесу теперь могут жить животные, птицы, насекомые. Мы с вами никогда не сделаем ошибки, так как знаем как вести себя в лесу и рядом с водоемами. Попрощаемся с нашим лесом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тайны и загадки природы. Экологическая викторина

Викторина, состоящая из трех туров, посвящена загадочным животным.


Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе "Загадки природы"
Нод в средней группе "Познание" "Загадки природы"

В данном конспектн НОД детям предлагается выяснить особенности сезонных изменений в живой природе. Закрепить и углубить знания о природе.


Презентация "Извержение вулканов" и конспект НОД по эксперементальной деятельности "Загадки природы:вулканы".


НОД по экспериментально-исследовательской деятельности "Загадки природы - вулканы"
Загадки природы (родительское собрание-КВН)

Цель: Воспитывать гуманную, социально активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;

Дать знания о взаимосвязи и взаимозависимости в природе;

Воспитывать интерес к природе, умение бережно расходовать все, что дает природа.

Оборудование и материалы:

Картинки и карточки для дидактических игр,

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, сегодня мы совершим путешествие в мир природы.

Кто сможет объяснить, что такое природа?

Ответы детей (Это небо и земля, растительный и животный мир, океаны, моря, реки и озера, воздух и вода, горы, равнины и пустыни).

Воспитатель : Все люди на земле – тоже часть природы. Мы так же, как растения и животные, питаемся и дышим. Все, что нужно человеку для жизни, он берет в природе. Это пища и вода, строительные материалы и природные ископаемые. Весь животный и растительный мир служит человеку, а умный и добрый не обидит ни животное, ни растение.

Воспитатель : По волшебному пути

В сказку можем мы войти.

Музыка сейчас раздастся,

В сказку нам попасть удастся.

Дети: Здравствуй лес,

Полный сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь: мы свои.

Лесовик: Это кто здесь расшумелся? Кто нарушает тишину леса?

Воспитатель : Ой, кто это?

Лесовик: Это я – седой старик,

Этот лес я сторожу,

За порядком здесь слежу.

Лесовик: Что вы здесь делаете? Зачем пожаловали в мой лес?

Воспитатель : Здравствуй Лесовик. Наши дети любят природу, умеют ухаживать за растениями и животными.

Лесовик: А вот и еще одна гостья в мой лес торопится. Добрая ты девочка, знаю, а вот как вести себя в лесу не знаешь. Не пущу тебя в лес!

Красная Шапочка: Как же я попаду к бабушке? Она больна, ждет меня,

Лесовик: Ладно, Красная Шапочка, пущу я тебя через мой лес пройти, но только если отгадаешь мои загадки и выполнишь мои задания.

Красная Шапочка: Что же делать? Ведь я и в самом деле ничего не знаю о природе и о том, как вести себя в лесу. Ребята, может вы мне поможете?

Дети: Не волнуйся, Красная Шапочка, мы обязательно тебе поможем.

Лесовик: Ну что ж, тогда вот моя первая загадка.

Что нужно растению, чтобы оно хорошо росло и развивалось?

Дети: Для роста и развития растений нужны свет, вода и тепло.

Лесовик: Да, это правильный ответ.

Теперь слушайте мою вторую загадку.

Чем полезен лес?

Дети: Лес очищает воздух на планете.

В лесу живет много зверей и птиц.

В лесу много разных растений, животные и птицы находят в лесу корм, строят там свои жилища.

Лесовик: Ну что ж и со второй загадкой вы справились. Пущу я вас, да только в лесу моем еще загадки припрятаны, как найдете их, да отгадаете все, так и отпущу я Красную Шапочку да и вас с миром.

(дети вместе с Лесовиком, Красной Шапочкой воспитателем идут в импровизированный лес).

На ветке дерева дети находят очередное задание. Воспитатель открывает конверт с заданием.

Воспитатель :

1. Что теряет лось каждую зиму? (рога)

2. У какого лесного зверя зимой появляются детеныши? (у медведицы)

3. Этому зверю помогает выжить удивительная выносливость. Он может не есть по много дней не теряя силы и не выходя из формы. Кто это? (волк).

4. Знаете ли вы, для чего нужен белке красивый, пушистый хвост? (он помогает ей при прыжках. Она прыгает с дерева на дерево и на землю, управляя хвостом, как рулем).

Лесовик: Молодцы ребята, хорошо отвечаете.

Воспитатель : Ребята, давайте вместе с Лесовиком и Красной Шапочкой сделаем физкультурную разминку.

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг

(Широким жестом развести руки в стороны).

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят

(Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону).

Вниз верхушки пригибают

И качают их, качают

(Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону).

(Потопать ногами).

В танце кружится сверчок.

(Покружиться).

А кузнечик без ошибки

Исполняет вальс на скрипке.

(Движения руками, как при игре на скрипке).

Крылья бабочки мелькают –

(Движения руками, как крыльями).

С муравьем она порхает.

(Покружиться парами).

Под веселый гопачок

Лихо пляшет паучок.

(Танцевальные движения, как в гопаке).

Звонко хлопают ладошки!

(Похлопать в ладоши).

Всё! Устали ножки!

Воспитатель : Ну вот ребята, теперь мы готовы идти дальше.

Дети находят под кустом конверт с заданием.

В конверте лежит карта на которой изображен лес и следы животных.

Воспитатель : Ориентируясь на части света, расскажите, какой зверь куда перемещался.

Дети: Лось пошел на запад, заяц поскакал на восток, белка спряталась в дупле в северной части леса, а следы лисы ведут к ее норе, которая находится на юге.

Лесовик: Вот это да! И следы зверей вы знаете и по сторонам света ориентируетесь.

Дети идут по тропинке и находят возле муравейника конверт.

Воспитатель : Ребята, а в этом конверте игра:

Дидактическая задача: закреплять знания об охране объектов природы.

Ход игры: на наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.

Лесовик: Ай, да умники! Хорошие друзья у тебя, Красная Шапочка появились. На прощание ребята, я свами еще в одну игру сыграю.

Дидактическая задача: закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Ход игры: Лесовик предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Воспитатель :

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Лесовик: Ну вот ребята, так незаметно мы провели Красную Шапочку через лес. Вот тропинка, которая ведет прямо к дому твоей бабушки.

Красная Шапочка: Спасибо тебе добрый Лесовик. Ивам ребята большое спасибо. Я очень много нового и полезного узнала о природе и о том, как бережно надо к ней относиться. А сейчас мне пора к бабушке, до свидания.

Дети: Прощаются с Красной Шапочкой.

Экспериментальная работа в уголке природы в подготовительной к школе группе

Экспериментальная работа в уголке природы в подготовительной к школе группе интересную жизнь мои дошколята прожили в подготовительной группе. что мы только не придумывали с ними и чем только.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие "Загадки природы" знакомит детей с миром природы, учащимся предлагаются различные задания об окружающем мире. Развивается кругозор детей, закрепляются экологические правила. Учащиеся узнают много фактов о животных, птицах, рыбах, растениях.

Оформление: на стенах зала висят плакаты и рисунки учащихся о защите природы, афоризмы, призывающие беречь природу, музыка.

Оборудование: столы для членов жюри и участников конкурса, презентация.

Цель мероприятия: пробудить у детей интерес и любовь к окружающей природе, желание оберегать природу, стимулировать чтение книг о природе, её охране.

Отгадайте загадку и узнаете, о чем будем говорить.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Солнце светит золотое

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Сегодня мы будем разгадывать загадки природы и поговорим с вами о том, как нужно заботиться о природе, что нужно сделать, чтобы красота его не угасла, богатства не иссякали.

Ведущая: Сегодня на нашем мероприятии три команды будут соревноваться в своих знаниях о природе.

"Экологическая разминка".

Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).

Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).

Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну).

Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).

Какая ягода бывает красной, белой, черной? (Смородина).

У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).

А сейчас ребята мы попадем в царство животных и узнаем много интересного.

Итак, отправляемся в путешествие.

-Ребята, а о каких животных мы будем говорить, догадайтесь: их тело покрыто шерстью. Правильно –это звери.

1) Узнайте по описанию животное. Учащиеся команд загадывают друг другу загадки.

1. Это лесной зверь. Днем спит, а ночью выходит на кормежку. Зимой питается корой деревьев. Зимой легко передвигается по глубокому снегу. Быстро бегает, но спасает его от врагов шуба, которая цветом, как снег. (Заяц.)

2. Шерсть и рыжеватая по цвету, и походит на сосновую кору. Гнездо сооружает около вершины ели или пихты. Питаются орехами, семенами, грибами, ягодами. Основной корм – семена хвойных деревьев. (Белка.)

3. Это хищник. Похож на большую собаку. Называют их санитарами леса, так как они в первую очередь нападают на больных и ослабленных животных… (Волк.)

4. Это мохнатые тяжеловесы среди хищников. От холода его спасает толстый слой жира. Морды у этих зверей вытянуты, как у собак. Глаза и уши очень маленькие, зато когти огромные. Едят корни, ягоды, орехи. Встречают и черные, и темные, и бежевые, и даже ярко-рыжие. Но любимое их лакомство – мед. (Медведь.)

5. Хорошо ловит мышей. Их можно держать вместо кошки. Главная пища – насекомые. Охотится по ночам. У него короткие ноги. Почуяв опасность, сворачивается в клубок и выставляет острые твердые иглы. (Еж.)

6. Живет в озерах, болотах, топях и трясинах. Проводит день в сладкой дремоте. Когда пролетает какое-нибудь насекомое, оно выбрасывает липкий язык и, поймав добычу, быстро ее проглатывает. Вечернюю зарю встречают эти земноводные большими компаниями с обязательным концертом… (Лягушка.)

2) Найти животное в словах

(Задание дается на листе каждой команде. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием.)

Читайте также: