Конспект урока по окружающему миру 4 класс пнш
Обновлено: 06.07.2024
Цель: создать у учащихся представление о народных промыслах родного края.
Развивающие: развивать познавательную и творческую активность обучающихся, интерес к предмету. Развивать речь, память, мышление, воображение и умение слушать.
Воспитательные: воспитывать интерес к истории родного края, уважение к людям труда, прививать гордость за свою малую Родину, ответственность за ее будущее.
Оборудование: презентация, кроссворд, карточки с заданием, заготовки кувшинов.
Долгожданный дан звонок.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
2. Актуализация ранее изученного
- Я хочу начать наш урок со стихотворения.
ДОН МОЙ! ЖЕМЧУЖИНА РОССИИ!
ПШЕНИЦЫ БЕЗГРАНИЧНЫЕ ПОЛЯ!
НУ, ГДЕ ЕЩЕ ТАКОЕ НЕБО СИНЕЕ?
И ГДЕ ЕЩЕ ТАКИЕ ТОПОЛЯ?
-Чему посвящено это стихотворение? (нашему родному краю, Донскому краю)
- Давайте вспомним, что нам известно о нем и разгадаем кроссворд.
1. Самая распространенная отрасль растениеводства в нашем районе? (полеводство)
2. Областной центр Ростовской области. (Ростов)
3. Самая крупная река в Ростовской области. (Дон)
4. Полезное ископаемое, которое есть на территории нашего села. Его используют в строительстве. (Мел)
5. Домашние животные, которых разводят не только ради мяса, но и для получения шерсти. (Овцы)
6. Как называется наш район? (Чертковский)
7. Название нашего родного села? (Кутейниково)
8. Полезное ископаемое, которое добывают с помощью шахт? (Уголь)
-Вы замечательно справились с заданием, в результате получилось ключевое слово. Назовем его. (Промысел).
- Ребята. Как промысел связан с темой нашего сегодняшнего урока? Откройте оглавление учебника и назовите тему урока, где присутствует слово промысел.
- Какие цели мы поставим перед собой?
- Верно. Тема нашего урока - Народные промыслы твоего края. Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием Промысел и Ремесло. Вспомним о народных промыслах России и более подробно остановимся на народных промыслах Донского края и, конечно же, поговорим о промыслах села Кутейниково.
4.Основная часть урока
– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в далекое прошлое нашего родного края.
- А когда мы затрудняемся в определении значения какого-либо слова, какая книга приходит к нам на помощь? (Толковый словарь)
- В вашем словарике нет значений данных слов, поэтому я попросила Леру, чтобы она дома нашла значения этих слов. Предоставим ей слово.
Ученица - Ремесло – это профессиональное занятие – изготовление изделий ручным способом. Например, посуды, одежды, мебели.
- Промысел – это мелкое ремесленное производство, подсобное занятие при основном сельскохозяйственном. Например, производство бытовых изделий ручным способом.
Презентация
- А теперь откройте учебники на странице 140, Аня читает вслух, остальные следят.
- На страницах учебника вы видите различные предметы, к каким народным промыслам они относятся? (Хохлома, гжель, дымковская игрушка)
- Народные промыслы России многообразны. Со многими из них вы уже познакомились на уроках изобразительного искусства. Давайте вспомним некоторые из них.
Презентация (Работа с картой)
- Итак, подведем мини - итог.
- Перечислите народные промыслы России.
- Теперь продолжаем урок и познакомимся с промыслами нашего родного края.
- Как называется наш родной край? (Ростовская область)
- Другое распространенное название Ростовской области – Донской край. Значительное место в нем всегда занимали народные промыслы и ремесла. Знать народные ремесла, народных мастеров, это значит лучше понимать свой народ.
Гончар – это мастер, изготовляющий глиняную посуду, керамику.
ГОНЧАРЫ свою посуду развозили по селам и станицам и выменивали за пшеницу. ГОНЧАРОВ на Дону называли горшечниками. Глиняная посуда была очень нужна в хозяйстве. В КРЫНКАХ, ГЛЕЧИКАХ хранили варенье всю зиму. В МАКИТРАХ и КУВШИНАХ больших размеров квасили капусту, солили огурцы на зиму. В кувшинах поменьше хранили молоко, масло, творог.
- Обратите внимание на этот кувшин – это результат работы гончара, прошлых времен. Это экспонат из нашей комнаты краеведения.
Презентация
Очень интересный вид народного искусства – плетение из лозы. Из ЛОЗЫ (прутьев вербы) мастера изготавливали корзины. Каких только не плели и большие и маленькие, крошечные. Из лозы плели корзинки, колыбели для детей, столы, стулья, дворовые ограды такие как ПЛЕТЕНЬ. Для хранения зерна плели КОШЕЛКИ.
Презентация
Мы с вами славно поработали, а теперь немного отдохнем и проведем разминку.
Физкультминутка:
Раз - подняться, подтянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за стол тихонько сесть.
Ученица – Мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду: бочки, кадки, лоханки Профессия БОНДАРЯ древняя и всегда пользовалась большим уважением на селе. С тех пор, когда люди начали делать запасы впрок: солить огурцы, грибы, квасить капусту, выяснилось, что для этого нет ничего лучше, чем дубовая бочка.
Презентация
Ученик – Кузнец – это мастер, занимающийся ручной ковкой.
КУЗНЕЧНОЕ дело переходило от поколения к поколению: кузнец и коня подкует, и серп с косой сделает. Прекрасные кузнецы жили на Дону. Они ковали: топоры, подковы, вилы, лопаты и т.п.
Презентация
- Донская земля славилась своими мастерами. Из простых материалов: дерева, металла, камня, глины – создавались истинные произведения искусства.
5. Закрепление изученного материала
- С какими ремеслами Донского края вы познакомились на уроке?
- Приведите примеры, где в современном мире и с какими предметами этих промыслов вы встречались?
- Итак, мы продолжаем. Мы с вами говорили о народных промыслах России, донского края. Ответьте на вопрос.
- Что для нас является малой родиной? (с. Кутейниково)
- Как вы думаете, в нашем селе есть люди, которые занимаются народными промыслами?
- Назовите этих людей и расскажите, чем они занимаются?
- Да. И в нашем родном селе есть свои народные умельцы, которые занимаются народными промыслами и рукоделием. Давайте узнаем о них более подробно.
Презентация
- Вы познакомились только с некоторыми народными умельцами, которые живут в нашем селе.
- Работы кого из них вам больше всего понравились?
- А в нашей школе есть люди, которые занимаются народными промыслами, рукоделием?
6. Практическая работа
- На уроке мы с вами узнали, каким образом люди занимаются народными промыслами. А теперь нам предстоит побыть в роли гончаров, которые не только лепили из глины различные кувшины, но и украшали их различными узорами.
- Перед вами лежат заготовки кувшинов, карточки с символикой рисунков народных ремесел и цветные карандаши. Вам необходимо расписать их в соответствии с символикой рисунков народных ремесел. Обратите внимание, что каждый символ должен быть на своем месте, не обязательно использовать все символы. Кто справился с работой, прикрепите свой кувшин к доске, и у нас получится выставка.
1. Знак плодородия, изобилия, удачи
2.Знак засеянного поля
4.Знак земли с запасами воды.
5.Знак земли с семенами
7. Знаки, изображающие солнце.
8. Знак сытости жизни.
- Как вы думаете, сложное ли это дело, роспись кувшинов?
- Давайте сделаем вывод. Нужны ли для этого определенные знания, нужно ли этому учиться?
7. Выставка детских эскизов
А теперь посмотрим, что получилось у вас.
Давайте оценим, кто же был лучшим гончаром? Только оцениваем справедливо.
Прекрасные кувшины получились в результате вашей работы. Вы замечательные мастера.
- Итак, пришло время подводить итоги.
- Назовите тему нашего урока.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Какие цели мы перед собой ставили?
- Достигли ли мы с вами поставленных целей?
- Ребята, а какую оценку вы поставили бы себе за работу на уроке?
- Что мы поставим Лере? Почему вы так считаете?
10. Домашнее задание
- Дома вам необходимо будет еще раз внимательно прочитать параграф в учебнике на стр. 140- 141 и, по желанию, провести исследовательскую работу. Узнать о народных умельцах нашего села, о которых сегодня не было сказано на уроке, рассказать о их творчестве или подготовить доклад, фотографии, если возможно, принести работы мастеров и пополнить экспонатами нашу комнату краеведения.
- Ребята, у каждого из вас на столе лежат магниты, подойдите тихонько к доске и прикрепите свой магнит к одному из смайликов. Если вам на уроке все было понятно, то прикрепите магнит к улыбающемуся смайлику, если вы испытывали затруднения, то к серьезному, если было совсем ничего не понятно, то к расстроенному.
- Я хочу поблагодарить вас за урок, вы прекрасно работали. На этом наш урок окончен. Всем спасибо за внимание! Можете отдыхать.
Цель: Создать условия для знакомства обучающихся с историей Московского Кремля.
- Формировать у обучающихся
- Развивать интерес к изучению истории своей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями.
- Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину, бережного, трепетного отношения к историческому наследию России; любознательность и пытливость в процессе учения; чувство взаимопомощи.
Оборудование: презентация; учебник по окружающему миру 2 класс 2 часть О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов;
формируемые способы деятельности
1.2 Мотивация к учебной деятельности
1.3 Подведение к теме
Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Меня зовут Светлана Константиновна. Присаживайтесь.
Давайте улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение. Сядьте прямо, спинки ровненько, все внимание на меня, приготовьтесь слушать.
Ребята, а что вам было задано на прошлом уроке? Кто хочет ответь по домашнему заданию?
- Ребята, как называется главный город нашей любимой страны? ( Столица.)
- Назовите столицу нашей Родины. ( Москва.)
- Ребята, а вы знаете что есть улица Москва в Париже, есть деревушка Москва в Шотландии, пять городов в США имеют название Москва.
-Когда была основана Москва? (Более 860 лет тому назад)
- Кто считается основателем Москвы? (Князь Юрий Долгорукий)
-Каждый город имеет свою символику. Что относится к символам государства? (Гимн, флаг, герб)
- У Москвы тоже есть герб. Что изображено на гербе Москвы? (На гербе города Москвы изображён всадник, поражающий копьём змея. Это Георгий Победоносец.)
- Москва-центр общественной жизни, культуры, науки. Слава о Москве летит по всему земному шару. Кто в Москве не бывал, красоты не видал . Москва- красивый город. Много замечательных исторических памятников находится в нём. Они делают Москву одним из красивейших городов мира. Продолжим знакомство с Москвой.
Люди часто отправляются в путешествия, ездят друг к другу в гости. Всегда много гостей и в городе Москва. Она по праву считается одним из самых красивых городов мира. Но человеку, впервые попавшему в Москву, бывает очень трудно. Весь город большой, а хочется увидеть в нём как можно больше интересного и ничего не пропустить.
- Ребята, как называется профессия людей, которые помогают таким путешественникам? ( Экскурсовод).
- Сегодня мы попробуем стать экскурсоводами, проведём заочную экскурсию по городу и докажем, что русские пословицы, появившиеся несколько столетий назад до сих пор актуальны для нашей жизни.
- Сегодня я не просто учитель, но и экскурсовод. И я хочу пригласить вас на экскурсию в Московский Кремль. Это будет виртуальное путешествие. Оно не настоящее, но мы там побываем, со многими достопримечательностями познакомимся.
Дети улыбаются друг другу и настраиваются на работу.
Дети слушают учителя
Дети ставят цель на урок
К:учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
II. Основной этап
Ребята, а кто знает, что же такое Кремль?
- В кремле издавна жили и правили страной цари и императоры. А кто сейчас работает в Кремле?
- Место строительства кремля было выбрано не случайно. Кремль построен на высоком холме, с двух сторон окружённом реками: Москвой-рекой и Неглинной. Высокое расположение кремля позволяло заметить врагов с большего расстояния, а реки служили естественной преградой на их пути. Известно, что первые деревянные стены на месте кремля построили в 1156 году по приказу князя Юрия Долгорукого.
- При следующем правителе Москвы – Дмитрии Донском Кремлю построили другие стены – каменные. Со всей округи собрали в Москву мастеров каменного дела. И в 1367г. они принялись за работу. Люди работали без перерыва, и вскоре Боровицкий холм опоясала мощная каменная стена, толщиной в 2, а то и в 3 метра. Её построили из известняка, который добывали в каменоломнях недалеко от Москвы у села Мячково. Кремль так поразил современников красотой своих белых стен, что с тех пор Москву стали называть белокаменной.
- Она стоит до сих пор- это нынешний наш Кремль.
- И так, ребята, мы с вами узнали, что первый Кремль был деревянным. Но у дерева есть опасный враг. Какой? (Огонь)
- И вся Москва горела не один раз. Но с каждым разом её вновь отстраивали, и она становилась всё красивее и красивее.
- Как первоначально выглядел Кремль? А как выглядит Кремль в настоящее время?
Мы с детства запомнили эти слова,
Ведь нету прекрасней и краше
Для города имени- город Москва,
Для площади- Красная площадь.
- К сожалению, сегодня мы не сможем узнать и увидеть все башни ведь их аж 20 сестёр. Сегодня мы увидим 5 башен.
1.Тайницкая башня (Я старейшая, меня мастера первой руки построили. В 1485 году. А назвали меня Тайницкой потому, что во мне 2 тайника было: тайник-колодец и ещё один тайник- подземный ход к речному берегу. Только давным-давно это было…)
2.Царская башня (Я-Царская башня, мне ещё и 300 лет нет.)
3.Троицкая башня ( Я-Троицкая башня, я башня-великан. Рост мой 80 метров.)
4.Кутафья башня (Мал, да удал. Это про меня, про Кутафью башню, сказано. Я впереди всех стен стою. Я- сторожевая башня.)
- Сколько же всего вас, башен?
- Как называется эта башня? Чем она отличается от других башен? (Спасская башня. На ней находятся часы).
6. Я главные часы государства- Кремлёвские куранты. По мне сверяет время вся страна. Мой часовой механизм весит 25 тонн, то есть 25.000 кг.
- На территории Кремля находится много соборов.
- Кто знает, что такое собор? (Храм, церковь)
- Соборная площадь Кремля существовала уже в 1326 году. Её окружают 3 величавых собора - Успенский, Благовещенский и Архангельский. Здесь же возвышается колокольня Ивана Великого.
- У каждого собора- свой облик и название.
- В Успенском соборе в торжественной обстановке венчались на царствование цари.
- По соседству с Успенским стоит нарядный Благовещенский собор- домовая церковь великого князя. Здесь князь и его семья молились.
- Архангельский собор- самый красивый величественный из всех кремлёвских соборов. Он напоминает сказочный дворец. Архангельский собор- это усыпальница московских князей и царей. Усыпальница- это место захоронения или могила.
- А вот о других достопримечательностях Кремля вы сейчас догадаетесь сами, разгадав загадки.
Дети, закрывайте ушки,
Сейчас будет выстрел… (Пушки)
-Эта пушка никогда не стреляла. (Царь-пушка)
- Эта пушка стояла для устрашения врагов. Ядра, которые лежат у основания пушки не смог бы поднять ни один воин, потому что весят они целую тонну каждое. Длина ствола 5м 34см.
Рядом с Царь-пушкой
Недалеко, ну около,
Другой Царь, но… (Колокол)
- Царь-колокол- это колокол гигант который никогда не звонил.
- У стен Кремля в Александровском саду находится Могила Неизвестного солдата, горит Вечный огонь славы.
- А сейчас давайте проверим как вы запомнили учебный материал. (Отгадайте кроссворд, пройдите тест)
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, групповая работа, работа в парах.
Задачи урока
Дать представление о России как многонациональном государстве; о духовном и внутреннем мире человека; о культурных традициях страны.
Формировать чувство гордости за свою Родину, образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.
Формировать уважительное отношение к разным светским и духовным традициям.
Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление.
Способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Воспитывать уважительное отношение к государственным символам России (гимн, флаг, герб).
Предполагаемый результат
Знание и понимание ценностей: Отечество, Родина, семья, культурные традиции, символы страны.
Умение жить в одном социуме вместе с людьми разных национальностей.
Компетенции/УУД
Педагогические технологии
Оборудование
Личностные: понимание, что Россия – это многонациональное государство; чувство гордости за свою Родину и российский народ; уважительное отношение к истории страны, семейным ценностям.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме; умение извлекать необходимую информацию; умение строить цепь логических рассуждений.
Регулятивные: умение планировать собственную деятельность; умение оценивать собственную работу.
Коммуникативные: умение предъявлять свою точку зрения; способность работать в команде; готовность слушать собеседника и вести диалог.
Метод проектов, технология групповой работы, ИКТ
Компьютер, интерактивная доска, электронная презентация, физическая карта Российской Федерации, аудиозапись гимна РФ, карточки с заданиями.
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Создать эмоциональный настрой.
Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.
Приветствует обучающихся. Организует самоконтроль готовности к уроку
Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку
Регулятивные:
способность регулировать свои действия.
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Задаёт вопросы по предложенной ситуации.
- Можно ли сказать, что автор песни любит Родину? Найдите слова, которые подтверждают эту мысль.
- Какие красоты особенно волнуют поэта?
- Вы прослушали музыкальный отрывок. Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
Прослушивают песню и просматривают слайды, на которых пейзажи русской природы.
Работают с текстом песни.
Высказывают своё мнение.
Формулируют тему урока.
Высказывают свои ассоциации.
осознание своих возможностей.
Регулятивные:
умение регулировать свои действия.
Познавательные:
Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.
Самоопределение к деятельности.
Организация и самоорганизация обучающихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи.
- Как называется то место, где вы родились и выросли?
- А какое определение можно найти в словарях?
- В каких значениях может быть использовано это слово?
- Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.
- О малой Родине у Г. Ладонщикова есть стихотворение. Прочитайте его (карточки на партах) и попробуйте понять, какие чувства оно у вас вызывает.
- Это наша маленькая Родина.
Высказывают своё мнение.
Работают со словарём С.И.Ожегова.
Отечество, родная страна.
Место рождения, происхождения кого-нибудь.
- Большая и малая Родина.
Читают стихотворение, анализируют свои чувства.
Проявляют самостоятельность в поиске решения задачи.
Регулятивные:
Принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.
Познавательные:
Осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные: умеют слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы.
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.
- Как называется страна, в которой мы живём?
- Кто является главой нашего государства?
Организует работу с картой.
- Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории? Какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории? Какие города вам известны?
- Наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлёвских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске – Камчатском наступает полночь.
Свой рассказ учитель сопровождает показом на карте.
- Покажите столицу нашей Родины на карте.
- Почему нашу Родину называют необъятной?
- Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашей Родины – её зелёный наряд – леса.
- Для дальнейшей работы предлагаю вам объединиться в четыре группы и представителю от каждой группы получить задание.
Выдаёт репродукции картин:
Вопросы для работы с репродукциями:
Что вы видите на картине (опишите максимально)?
Что вы чувствуете, когда смотрите на картину?
О чём нам хотел сказать художник этой картиной?
Как ему это удалось?
- Вот она какая, Россия – Русь, широкая и великая! И везде живут люди. Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную и красивую страну?
- Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. И все они представляют единую и дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов. Все они объединились в одно большое государство – Россию или Российскую Федерацию.
Предлагает поработать в парах.
Задание: на основе стихотворения составить список различий народов России. (Текст стихотворения на доске).
Организует работу по учебнику.
Какие государственные символы вы знаете?
- Россия, Российская Федерация.
Один обучающийся работает у доски с картой.
Остальные ребята помогают с места.
Высказывают своё мнение.
Один из обучающихся показывает столицу России на карте.
Высказывают своё мнение.
Дети объединяются в группы.
Представители от каждой группы получают задание.
Работают в группах с репродукциями картин. Каждая группа должна обсудить между собой и дать ответы на поставленные вопросы.
Каждая группа представляет свою работу.
Высказывают своё мнение.
Выполняют задание в парах.
Делают вывод: мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.
Осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника.
Отвечают на вопросы.
Познавательные:
Осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника и рассказа учителя, из услышанного стихотворения, в результате анализа делают вывод.
Коммуникативные:
Способность работать в паре; готовность слушать собеседника и вести диалог; эффективно сотрудничать с учителем и сверстниками.
Регулятивные:
Оценивают свои знания, выделяют то, что уже известно, и то, что предстоит узнать и усвоить.
Имеют желание выполнить работу без ошибок, понимают важность соблюдения определённых правил.
Проверка полученных результатов.
Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем.
Предлагает поработать сначала устно в парах, а затем каждый в своей тетради. Задание: необходимо найти Герб России, раскрасить Флаг России.
- Наш Российский флаг - трёхцветный. Какое значение придаётся каждому цвету?
Организует индивидуальное выполнение задания на карточке.
Задания: 1) соединить части пословиц о Родине, объяснить их смысл; 2) разгадать кроссворд.
Проверка выполнения осуществляется с помощью интерактивной доски.
Организует прослушивание аудиозаписи гимна РФ, сопровождающейся презентацией с видами Москвы, и беседу по содержанию.
- Какие чувства возникают у вас при прослушивании гимна?
- Какова главная мысль этого произведения?
- Какого человека называют патриотом?
- Можно – ли сказать, что текст гимна написан поэтом – патриотом?
- Патриот – человек, любящий своё Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины.
Работают в парах, а затем каждый в своей тетради.
Отвечают на поставленный вопрос.
- Белый – цвет чистоты и надежды;
- Синий – цвет безоблачного мирного неба;
- Красный – цвет крови, жизни.
Индивидуально выполняют задания на карточках.
Прослушивают аудиозапись, просматривая презентацию.
Участвуют в беседе по содержанию текста гимна РФ.
Высказывают своё мнение.
Познавательные:
Применяют полученные знания в практической деятельности, анализируют, сравнивают, делают выводы.
Коммуникативные:
Умеют слушать, слышать и понимать партнёра, отстаивают свою точку зрения, уважая при этом партнёра и самого себя.
Регулятивные:
Контролируют и корректируют свои действия и действия партнёра.
Развивают мотивы учебной деятельности, учение приобретает личностный смысл; демонстрируют навыки сотрудничества.
Оценить результаты своей деятельности.
- Запишите в тетрадь все основные понятия, которые мы рассмотрели сегодня на уроке.
- Продолжим работу в группах.
Задание: закончить предложения.
Каждой группе выдаётся карточка:
«Моя Родина – это …
Самыми трудными событиями моей Родины были …
Когда я вырасту, я хочу …
Я не хочу, чтобы моя Родина …
Комментирует домашнее задание.
1)Нарисуй свою малую родину или принеси фотографии. Это могут быть твой город, твой дом или улица, твоя семья или друзья.
Записывают в тетрадь термины и понятия: Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, президент, государственные символы.
Каждая группа работает с карточкой.
Представляют результаты своей работы.
Слушают комментарии учителя по домашнему заданию. Записывают задание в дневник.
Межпредметные связи: экология, история, география,
Оборудование: (создание подготовленной информационно – образовательной среды): ПК учителя, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, учебники, цветные квадратики для групп, карточки для работы в парах, карточки для самооценки.
Результат, универсальные учебные действия
1. Организационный момент
Психологически настраивает учащихся, мотивирует на плодотворную работу.
Слушают заданные установки учителя
2. Актуализация знаний
Организует беседу с учащимися:
- Прощаться с пустыней не будем спешить-
О ней сейчас будем говорить.
Пустынь в России немного у нас,
О географическом положении послушаем рассказ.
Учатся понимать на слух.
3. Проверка домашнего задания
Организует проверку домашнего задания
Умение слушать в соответствие с целевой установкой.
4. Постановка цели урока
Организует работу всего класса в разгадывании кроссворда для определения темы урока. Учитель в позиции консультанта побуждает учащихся к выдвижению гипотез по принятию учебных задач.
Слайд 3
- 1.Вроде сосны, вроде елок, а зимою без иголок? (лиственница)
2.У этого растения твердый каменистый ствол, его корни уходят глубоко в землю, ветви корявые, листья похожи на вязальные спицы (саксаул)
3. Дерево из зоны лесов (дуб)
4.Короткое название ледяной зоны (Арктика)
5 Красивая грациозная антилопа из пустыни (Джейран)
6. Ягода из тундры (морошка)
7. Растения, живущие в толще воды ( планктон)
8. Лед кругом, а эти птицы не боятся простудиться(пингвин)
9. Редкая хищная птица, которая охотится на леммингов( кречет)
10. Жалит пчелка, к сожаленью. И ужилить змейка может, это строчное растенье, ты не тронь- ужалит тоже (крапива)
5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Организует беседу с учащимися:
- Что же друзья, пора в дорогу!
Ждут с нетерпением нас:
Чудный берег, море пляж.
Но мы отправляемся не отдыхать,
А зону субтропиков России изучать.
Слайд 4
- Обратимся к карте- помощнице(стр. 60-61 учебника). Что же она нам расскажет?
Слайд 5
- В субтропической зоне России кроется секрет ее удивительного климата и природы. Давайте рассмотрим простой пример: вы на пляже. Когда вода теплее - днем или вечером?
- Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. Климат здесь умеренный. Солнце посылает сюда почти прямые лучи. Оно за лето нагревает море, а затем море отдает побережью тепло зимой. Посмотрите на карту. Какие горы находятся прямо у самого побережья?
- Да, это высокие молодые горы. Они являются преградой для холодного северного ветра, поэтому в этой зоне умерено жаркое лето и теплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю много влаги, и она же задерживается горами.
Выдвижение гипотез. Актуализация личного опыта.
Учатся строить высказывания в устной форме.
Учатся принимать и сохранять учебную цель и задачу. Отличают известную информацию от неизвестной.
Учатся понимать на слух.
7. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений
Организует работу в статичных парах для определения темы урока.
Организует обмен мнениями по вопросам выступления учащихся.
-Об удивительном многообразии природы субтропиков можно судить, изучив природу Черноморского побережья Кавказа, особенно в тех местах в горах, где леса охраняются.
Предлагаю узнать о таком заповеднике, собрав пазлы. ( Вызываются 3 желающих с каждого ряда).
Слайд 6
-Давайте, заслушаем ботаников.
-Спасибо, послушаем выступления зоологов.
- А сейчас заслушаем экологов.
- Очень стыдно за поведение людей, которые не задумываются о природе.
-Спасибо, за работу.
Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки.
8 Самостоятельное использование сформированных умений и навыков
Организует самостоятельную работу учащихся, побуждает учащихся к выдвижению гипотез
-Откройте ТПО на стр. 37, № 59. прочитайте задание.
- Какие растения Черноморского побережья рассматривали на уроке? Запишите их в таблицу.
Побуждает к выполнению самостоятельной работы.
Читают текст, сопоставляют свои ответы с предложенными выводами.
Ребята работают самостоятельно.
9. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов
Подводит к оценке усвоения с материалом.
-Наше путешествие- исследования по природным зонам России подошло к концу. Давайте попробуем соотнести животных и растений, обитающих в различных зонах.
Слайд 7
- Спасибо за работу, справились.
10.Объяснение и понимание домашнего задания
Объясняет домашнее задание.
Дети записывают домашнее задание, задают вопросы по его выполнению
Познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные
Выдаёт листы самооценки, даёт инструктаж по их заполнению
- Какие трудности были сегодня на уроке?
- Остались ли вы довольны своей работе на уроке?
-Спасибо за работу на уроке …(перечислить активно работающих на уроке). Урок окончен!
Заполняют листы самооценки, продолжают фразы
Использованные источники и литература:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник. 2011.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Наш мир в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник. 2011.
Полный текст материала Разработка по окружающему миру "Субтропическая зона России"; 4 класс ПНШ смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного
Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте
Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
Цель урока: раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.
Образовательная:
Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
Показать важную роль в экономике страны.
Развивающая:
Развитие умения анализировать и на основе анализа строить выводы и доказательства.
Развивать умение сворачивать информацию в таблицу.
Воспитательная:
Показать необходимость охраны полезных ископаемых.
Воспитывать уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Воспитывать любовь к родному краю.
Тип урока: изучение нового материала.
учебник по окружающему миру 4 класс
рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир
образцы полезных ископаемых
план рассказа о полезном ископаемом
1.Организационный момент. (сл.1)
Психологический настрой. Круг радости.
- Я желаю вам добра, вы желаете мне добра, мы желаем всем добра.
Нам урок начать пора.
2.Актуализация знаний
- Тогда, какую форму работы мы будем использовать на уроке? (Групповую)
Правила работы в группе.
- Давайте, вспомним правила работы в группе.
Уметь слушать мнение своего друга.
-Какие источники информации нам могут помочь?
- Рассмотрите её и скажите, что мы уже знаем по этому разделу.
Уже знаю: на доске (карта знаний)
Географическое положение своего края
Часовой пояс, в котором находится наш край
Поверхности и водоёмы нашего края
Что мы можем сделать, чтобы помочь сохранить природу своего края.
Учитель: А чтобы узнать, как вы это усвоили, мы проведём тест: (На слайдах 3-5)
Проверка и запись результатов в листок достижений. (сл.6)
- Почему некоторые ребята допустили ошибки при выполнении теста?
-Что у вас получилось? (Выступления учащихся - старших в группе)
-Ребята, а вы хотите узнать, что будем изучать сегодня? Тогда я приглашаю ко мне представителя от каждой группы. На столе у меня лежит чудесный мешочек, который, возможно, поможет вам определить тему сегодняшнего урока. (Дети по очереди трогают предметы)
- Посовещайтесь, пожалуйста, что вы потрогали и назовите тему сегодняшнего урока. (сл.8) (Полезные ископаемые)
- Какие поставим для себя цели? (изучить полезные ископаемые родного края) (сл.9)
4.Работа по теме урока.
- Полезные ископаемые мы изучали в 3 классе.
(Полезные ископаемые - это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.)
- Какие виды полезных ископаемых вы можете назвать?
- А что вам интересно было бы узнать о полезных ископаемых нашего края?
(Какие полезные ископаемые залегают в Иркутской области. Где их добывают? Как и кто добывает?)
- А кто из вас ответит уже сейчас на последний вопрос: кто добывает полезные ископаемые? (Полезные ископаемые добывают геологи) (сл.10)
- Для чего человек добывает полезные ископаемые? ( Он их использует для хозяйственных нужд)
- Где использует в своём хозяйстве? (В быту: свет, тепло, приготовление пищи, на производстве: для выплавки металлов, в радиоэлектронике, в строительстве и т.д.)
- Договорились? Тогда слушаем Дашу.
Выступления учащихся (Презентации)
1) Представление полезного ископаемого – золота. (Шилинец Даша)
- А как вы поняли, что такое месторождение? (Скопления полезных ископаемых)
- Чем вы можете гордиться за свой край? (Тем, что 10% золота добывают в нашем крае)
2) Представление полезного ископаемого – каменная соль. (Непомнящий Артур)
- Что отметим в своих картах знаний и табличках после выступления Артура? ( Условный знак, главное месторождение в нашем крае - п.Тыреть, Заларинского района, его свойства и применение)
- Покажите его на карте Иркутской области.
3) Представление полезного ископаемого – каменный уголь.(Овсянников Никита)
( Условный знак, главное месторождение в нашем крае – района, его свойства и применение)
4) Представление полезного ископаемого – железная руда. (Бузмаков Егор)
- Какие знания вы почерпнули из выступления Егора? ( Условный знак, главное месторождение в нашем крае - г.Железногорск – Илимский, Рудногорск, его свойства и применение)
6. Итог работы.
- А теперь давайте подведём итог проделанной работы.
На слайде у меня появится общая таблица сведений о полезных ископаемых, которые нам представляли ребята. Вы сравните её со своими маленькими, проверите, всё ли успели заполнить.
– Справились мы с целями и задачами, которые ставили в начале урока?
Бережное отношение. Вывод.
- Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые на нашей Земле?
- Как вы думаете, что должен делать человек, чтобы по – хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
- Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к полезным богатствам, которые невозможно восстановить.
- Кто был вам сегодня помощником в получении новых знаний?
- Как бы вы оценили их работу?
- Кто ещё был активным участником работы на уроке?
- Покажите мне условным знаком, с каким настроением вы уходите с урока. (большой палец – вверх или вниз)
Домашнее задание.
- Кому захотелось больше узнать о полезных ископаемых?
Читайте также: