Конспект занятия по рисованию торсык

Обновлено: 06.07.2024

Организованная учебная деятельность

Возрастная группа: средняя

Цель: формировать представления о мастерстве, о произведениях народного прикладного искусства. Закрепить в памяти детей названия предметов быта казахского народа, элементов орнамента. Вырабатывать умение строить узор, располагая его элементы в определенном ритме на прямоугольнике. Развивать художественно-творческие и интеллектуальные способности. Воспитывать в детях любовь к родному краю, трудолюбие, доброту, гостеприимство; помочь им проникнуться чувством гордости и уважения к труду казахских мастеров, создающих замечательные, самобытные изделия.

Оборудование: Выставка предметов быта: домбра, қоржын, торсык, набор посуды для кумыса (тостаган, ожау). Иллюстрации. Образцы. Формы торсыка для расписывания на альбомном листе. Восковые мелки, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой.

Словарная работа: Шебер. Қоржын. Торсық. Тостаған, ожау. Қошқармүйіз. Тұмар.

Билингвальный компонент: орнамент — ою-өрнек, қошқармүйіз — рога барашка, тұмар — амулет, шебер — мастер.

Этапы деятельности

I. Мотивационно-побудительный

Приходит гость Алдар Косе (кукла)

— Салеметсіздерме, балалар! Как же долог был мой путь. Наконец-то мне встретился ваш прекрасный город. Мир вашему городу.

— Балалар, а вы меня узнали? Что это за город сказочно красивый

— Да, вы Алдар Косе. Это город мастеров.

II. Организационно-поисковый

Педагог приглашает детей рассмотреть предметы быта города мастеров.

— Дети, как в думаете кто делал такие красивые предметы.

Мастера — это люди, которые умеют делать красивые и полезные вещи. Это люди, которые хорошо знают свое дело.

Казахи называют мастера — шебер.

Алдар Косе: Ребята, а вы можете мне рассказать, какие красивые и нужные вещи делают у вас?

Педагог: Дети, я буду вам показывать предмет, а вы его называть.

Дети называют изделия народных мастеров:

1.Домбра — музыкальный инструмент.
2. Коржын — сумка.
3. Тостаган, ожау — чаша для кумыса.
4. Торсык (сосуд для кумыса)
5. Кесе — чашка для чая, табақ — большое блюдо.

Педагог: Дети, а знаете ли вы, что делать такие красивые вещи — это искусство! Все вещи, которые мы видели — это произведение прикладного искусства народных мастеров Казахстана. В каждую вещь, которую мастер делает своими руками, он вкладывает много труда, свою душу, сердце и любовь.

Дети, красивую посуду, домбру, сумку мастера делают для людей, чтобы эти предметы украшали нашу жизнь. Каждый мастер надеется, что люди с удовольствием будут пользоваться этими вещами, любоваться ими. Из красивой посуды приятно будет пить, угощать гостей.

— Дети, вам понравилось в нашем городе?

— А сейчас поиграем в игру и узнаем, кто лучше знает казахские предметы быта, головные уборы и сможет украсить их орнаментами.

Дети подходят к столу. На столе предметы для игры, выполняют задание.

— У меня на столе картинки с национальными предметами и орнаменты.

Задание: надо быстро и красиво украсить предмет орнаментами и правильно его назвать.

— Дорогой Алдар Косе, наши ребята умеют играть, но и работать они умеют хорошо. Они у нас, как настоящие народные мастера тоже умеют украшать красивые вещи.

Приглашает детей сесть на стулья за ковер.

Сегодня они украсят национальную казахскую посуду — торсык.

Торсык — это сосуд для хранения кумыса, айрана. В нем значительное время сохранялся напиток не теряя своих лечебных свойств. Кумыс — это молоко кобылы. В этом молоке очень много витаминов. Торсык шили из кожи.

В давние времена жизнь казахов была немыслима без кожаной посуды.

Ажурный национальный орнамент на изделии получался из заготовок с вырезанным узором. Выпуклость сосуда достигалась путем набивания его влажным песком.

Торсык обшивали кожанной ниткой, тесьмой и украшали национальным орнаментом.

— Дети, давайте назовем знакомые нам виды орнаментов.

— Қошқар мүйіз, тұмар, волна, крылья птицы.

Педагог показывает на мольберте последовательность ведения работы:

Приглашает детей пройти за столы. На столах формы торсыка для расписывания, восковые мелки, краски. Предлагает детям украсить торсык орнаментами.

— А не пора ли нам немного отдохнуть?

Вот как солнышко встает,
Выше, выше
(Поднять руки вверх, потянуться).
К ночи солнышко зайдет.
Ниже, ниже, ниже.
(Присесть на корточки.
Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется
А под солнышком
Нам весело живется.
(Хлопать в ладоши, улыбаться).

Дети расписывают готовые формы торсыка мелками, двумя цветами красок, предварительно обсудив, что будут расписывать — название, назначение: какие элементы будут использованы (на казахском и русском языках).

  • тұмар (амулет)
  • волна (толқын)
  • қошқар мүйіз (рога барана).

Самостоятельная деятельность детей.

III. Рефлексивно-корригирующий

После завершения работ, педагог вместе с Алдаром Косе помещают рисунки на выставочный стенд, анализируют работы. Отмечают наиболее удачно нарисованные узоры, а также аккуратность в работе.

Дети показывают гостям и Алдару Косе свои работы.

— Дети давайте подарим нашему Алдару Косе на память о нашем городе сувенир-кесе.

Алдар Косе: Спасибо дети, досвидания!

Дети прощаются с гостем из сказки.

— Досвидания Алдар Косе.

Педагог: Дети, мы с вами славно поработали. Теперь о вас гости могут сказать, что у вас умелые и добрые руки. И что вы тоже скоро станете народными мастерами.

Рефлексия.

— Дети, вам понравилось занятие?

Если понравилось, возьмите на столах орнаменты ярких радостных цветов: красных, желтых, зеленых цветов и расположите на рисунке с изображением казахской посуды.

Ожидаемый результат:

Знать: предметы быта-домбра, қоржын, торсык, набор посуды для кумыса (тостаган, ожау).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта организованной учебной деятельности КПП

Образовательная область : творчество

Тема: Предметное .Торсык.

Цель: Продолжить формировать умение изображать отдельные элементы. Научить детей рисовать
орнаменты и «верблюжий глаз ^.Продолжать учить соблюдать композицию, правильно подбирать
цвета. Воспитывать уважение к национальной культуре.
знакомить с предметами декоративно-прикладного искусства: кумысный набор: чаша - тегене, мелкие чаши - тостаган, ожау - половник;

• формировать представление о том, что узор тесно связан с формой украшаемого предмета, обратить внимание на украшение и отделку посуды.

Чаша - тегене, мелкие чаши - тостаган, ожау - половник

Материалы: образец работы, восковые мелки, цветные карандаши , бумага.

Обобщает : то место, где люди могут отдохнуть, испробовать кумыс. Что такое кумыс?

Беседует с детьми о небольшом сосуде для кумыса. Рассказывает о назначении сосуд, что кумыс наливают в специальную посуду; предназначенную для этого напитка - торсык, Воспитатель предлагает рассмотреть сосуд для кумыса, а также на украшающий его орнамент.

Предлагает вспомнить названия орнаментов, которые они знают, назвать, в какие цвета они окрашиваются

Предлагает торсык расписать орнаментом «верблюжий глаз

Вот как солнышко встает,
Выше, выше
(Поднять руки вверх, потянуться).
К ночи солнышко зайдет.
Ниже, ниже, ниже.
(Присесть на корточки.
Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется
А под солнышком
Нам весело живется.
(Хлопать в ладоши, улыбаться).

Предлагает детям нарисовать торсык. Показывает способы украшения орнаментом.

Дети рассматривают предметы декоративно-прикладного искусства, знакомятся с названиями.

Слушают рассказ воспитателя. Отвечают на вопросы. Слушают, выражают свое отношение к народным умельцам. Запоминают новые слова, значения.

Дети называют орнаменты, которые уже знают

Дети рассматривают образцы рисунков, делают вывод, что орнаменты на торсыке напоминаец глаз.

Нажмите, чтобы узнать подробности

3.Оқыту- обучющая: ознакомление детей с национальной казахской посудой. обучение лепить с натуры передавая характерные особенности, формирование интереса к лепке.

Педагогикалық технологиялар /пед.технологии: здоровьесберегающая, личностно - ориентированная

Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: Демонстрационный: презентация, торсық, казахские национальные предметы и орнаменты, образец воспитателя, дощечки для лепки, влажные салфетки, стеки.

Раздаточный: пластилин на каждого ребенка, стека, дощечка для лепки, влажная салфетка

Көптілдік. Полиязычие: Отан – Родина - Homeland, торсық - кувшин - jug, әже – бабушка - grandmother, ыдыс – посуда - dishes, ою-өрнек - орнамент - ornament, шебер — мастер - master.

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы

1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент

Воспитатель обращает внимание детей на экран монитора, сообщает детям, что к ним в гости пришла девочка Айгерим.

Дети здороваются на трех языках.

Айгерим спрашивает у детей:

- В какой стране мы живем?

- Как зовут президента нашей страны?

- Какие праздники отмечают в Казахстане?

Көптілдік. Полиязычие: торсық - кувшин - jug, әже – бабушка – grandmother.

2. Негізі бөлімі/основная часть

Дети смотрят фотографии своей Родины, предметы быта, посуду.

Көптілдік. Полиязычие: Отан – Родина - Homeland

Ромашки весь луг засыпали,
А клевер – пушистый шмель,
И пахнет сосной и липою,
И машет крылами ель.
Вот здесь, где всё дышит сказкою,
Родились мы и живём,
Поэтому край наш ласковый
Родиной мы зовём.

Передают друг другу сердечко и произносят добрые пожелания Родине и всем присутствующим.

- Дети, а знаете ли вы, что делать такие красивые вещи — это искусство! Все вещи, которые мы видели — это произведение прикладного искусства народных мастеров Казахстана. В каждую вещь, которую мастер делает своими руками, он вкладывает много труда, свою душу, сердце и любовь; красивую посуду, домбру, сумку мастера делают для людей, чтобы эти предметы украшали нашу жизнь. Каждый мастер надеется, что люди с удовольствием будут пользоваться этими вещами, любоваться ими. Из красивой посуды приятно будет пить, угощать гостей.

Көптілдік. Полиязычие: ыдыс – посуда - dishes, ою-өрнек - орнамент - ornament, шебер — мастер - master.

Задание: надо быстро и красиво украсить предмет орнаментами и правильно его назвать.

Дети подходят к столу. На столе предметы для игры, выполняют задание.

А ну-ка, дети, встанем, Берутся за руки

Построим юрту сами. Расходятся, растягиваясь

Стенки – это кереге, Поднимают руки

Давайте их растянем.

Поднимаем шанырак – Руки вперёд

Укрываем, завершаем – Поднимают руки вверх, затем опускают вниз.

Строим юрту сами.

Предлагает слепить торсық, для напитка из кобыльего молока – кумыса.

Көптілдік. Полиязычие: торсық - кувшин - jug

Воспитатель показывает образец работы, объясняет последовательность выполнения.

раз, два, три, четыре,

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку .

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали!

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Самостоятельная работа. Воспитатель следит за работой детей, по мере необходимости помогает. Индивидуальная помощь.

3. Қорытынды/итоговая часть

Дети рассматривают работы, говорят, что у них получилось, что нет.

Айгерим благодарит детей за помощь и в честь праздника угощает баурсаками.

Для учителя: Слайды и фотоснимки о прикладном искусства.

Здравствуйте , ребята сегодня мы с вами познакомимся с творчеством народных мастеров.

Наши предки делали посуду из дерева и внутренностей животных для хранения молочных продуктов.

Из кожи делали посуду для кумыса, из дерева маленькие и большие чаши, посуду для хранения мяса и масла.

В такой посуде продукт долгое время не теряет свои вкусовые качества .При этом каждая из них отличается своим красивым внешним видом .

Посуда для кумыса- торсык сделана из кожи и украшена орнаментом .На посуде из дерева тоже вырезают разные узоры и орнаменты.

Сегодня мы с вами составим композицию из этих изделий. Создадим и з них натюрморт.

Сначала посмотрим на предмет-торсык

Теперь подберем орнамент и украсим наш торсык казахскими национальными орнаментами.

Завершение урока: Мини-выставка и выставление оценок.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Читайте также: