Конспект занятия по рисованию торсык
Обновлено: 06.07.2024
Организованная учебная деятельность
Возрастная группа: средняя
Цель: формировать представления о мастерстве, о произведениях народного прикладного искусства. Закрепить в памяти детей названия предметов быта казахского народа, элементов орнамента. Вырабатывать умение строить узор, располагая его элементы в определенном ритме на прямоугольнике. Развивать художественно-творческие и интеллектуальные способности. Воспитывать в детях любовь к родному краю, трудолюбие, доброту, гостеприимство; помочь им проникнуться чувством гордости и уважения к труду казахских мастеров, создающих замечательные, самобытные изделия.
Оборудование: Выставка предметов быта: домбра, қоржын, торсык, набор посуды для кумыса (тостаган, ожау). Иллюстрации. Образцы. Формы торсыка для расписывания на альбомном листе. Восковые мелки, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой.
Словарная работа: Шебер. Қоржын. Торсық. Тостаған, ожау. Қошқармүйіз. Тұмар.
Билингвальный компонент: орнамент — ою-өрнек, қошқармүйіз — рога барашка, тұмар — амулет, шебер — мастер.
Этапы деятельности
I. Мотивационно-побудительный
Приходит гость Алдар Косе (кукла)
— Салеметсіздерме, балалар! Как же долог был мой путь. Наконец-то мне встретился ваш прекрасный город. Мир вашему городу.
— Балалар, а вы меня узнали? Что это за город сказочно красивый
— Да, вы Алдар Косе. Это город мастеров.
II. Организационно-поисковый
Педагог приглашает детей рассмотреть предметы быта города мастеров.
— Дети, как в думаете кто делал такие красивые предметы.
Мастера — это люди, которые умеют делать красивые и полезные вещи. Это люди, которые хорошо знают свое дело.
Казахи называют мастера — шебер.
Алдар Косе: Ребята, а вы можете мне рассказать, какие красивые и нужные вещи делают у вас?
Педагог: Дети, я буду вам показывать предмет, а вы его называть.
Дети называют изделия народных мастеров:
1.Домбра — музыкальный инструмент.
2. Коржын — сумка.
3. Тостаган, ожау — чаша для кумыса.
4. Торсык (сосуд для кумыса)
5. Кесе — чашка для чая, табақ — большое блюдо.
Педагог: Дети, а знаете ли вы, что делать такие красивые вещи — это искусство! Все вещи, которые мы видели — это произведение прикладного искусства народных мастеров Казахстана. В каждую вещь, которую мастер делает своими руками, он вкладывает много труда, свою душу, сердце и любовь.
Дети, красивую посуду, домбру, сумку мастера делают для людей, чтобы эти предметы украшали нашу жизнь. Каждый мастер надеется, что люди с удовольствием будут пользоваться этими вещами, любоваться ими. Из красивой посуды приятно будет пить, угощать гостей.
— Дети, вам понравилось в нашем городе?
— А сейчас поиграем в игру и узнаем, кто лучше знает казахские предметы быта, головные уборы и сможет украсить их орнаментами.
Дети подходят к столу. На столе предметы для игры, выполняют задание.
— У меня на столе картинки с национальными предметами и орнаменты.
Задание: надо быстро и красиво украсить предмет орнаментами и правильно его назвать.
— Дорогой Алдар Косе, наши ребята умеют играть, но и работать они умеют хорошо. Они у нас, как настоящие народные мастера тоже умеют украшать красивые вещи.
Приглашает детей сесть на стулья за ковер.
Сегодня они украсят национальную казахскую посуду — торсык.
Торсык — это сосуд для хранения кумыса, айрана. В нем значительное время сохранялся напиток не теряя своих лечебных свойств. Кумыс — это молоко кобылы. В этом молоке очень много витаминов. Торсык шили из кожи.
В давние времена жизнь казахов была немыслима без кожаной посуды.
Ажурный национальный орнамент на изделии получался из заготовок с вырезанным узором. Выпуклость сосуда достигалась путем набивания его влажным песком.
Торсык обшивали кожанной ниткой, тесьмой и украшали национальным орнаментом.
— Дети, давайте назовем знакомые нам виды орнаментов.
— Қошқар мүйіз, тұмар, волна, крылья птицы.
Педагог показывает на мольберте последовательность ведения работы:
Приглашает детей пройти за столы. На столах формы торсыка для расписывания, восковые мелки, краски. Предлагает детям украсить торсык орнаментами.
— А не пора ли нам немного отдохнуть?
Вот как солнышко встает,
Выше, выше
(Поднять руки вверх, потянуться).
К ночи солнышко зайдет.
Ниже, ниже, ниже.
(Присесть на корточки.
Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется
А под солнышком
Нам весело живется.
(Хлопать в ладоши, улыбаться).
Дети расписывают готовые формы торсыка мелками, двумя цветами красок, предварительно обсудив, что будут расписывать — название, назначение: какие элементы будут использованы (на казахском и русском языках).
- тұмар (амулет)
- волна (толқын)
- қошқар мүйіз (рога барана).
Самостоятельная деятельность детей.
III. Рефлексивно-корригирующий
После завершения работ, педагог вместе с Алдаром Косе помещают рисунки на выставочный стенд, анализируют работы. Отмечают наиболее удачно нарисованные узоры, а также аккуратность в работе.
Дети показывают гостям и Алдару Косе свои работы.
— Дети давайте подарим нашему Алдару Косе на память о нашем городе сувенир-кесе.
Алдар Косе: Спасибо дети, досвидания!
Дети прощаются с гостем из сказки.
— Досвидания Алдар Косе.
Педагог: Дети, мы с вами славно поработали. Теперь о вас гости могут сказать, что у вас умелые и добрые руки. И что вы тоже скоро станете народными мастерами.
Рефлексия.
— Дети, вам понравилось занятие?
Если понравилось, возьмите на столах орнаменты ярких радостных цветов: красных, желтых, зеленых цветов и расположите на рисунке с изображением казахской посуды.
Ожидаемый результат:
Знать: предметы быта-домбра, қоржын, торсык, набор посуды для кумыса (тостаган, ожау).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Технологическая карта организованной учебной деятельности КПП
Образовательная область : творчество
Тема: Предметное .Торсык.
Цель: Продолжить формировать умение изображать отдельные элементы. Научить детей рисовать
орнаменты и «верблюжий глаз ^.Продолжать учить соблюдать композицию, правильно подбирать
цвета. Воспитывать уважение к национальной культуре.
знакомить с предметами декоративно-прикладного искусства: кумысный набор: чаша - тегене, мелкие чаши - тостаган, ожау - половник;
• формировать представление о том, что узор тесно связан с формой украшаемого предмета, обратить внимание на украшение и отделку посуды.
Чаша - тегене, мелкие чаши - тостаган, ожау - половник
Материалы: образец работы, восковые мелки, цветные карандаши , бумага.
Обобщает : то место, где люди могут отдохнуть, испробовать кумыс. Что такое кумыс?
Беседует с детьми о небольшом сосуде для кумыса. Рассказывает о назначении сосуд, что кумыс наливают в специальную посуду; предназначенную для этого напитка - торсык, Воспитатель предлагает рассмотреть сосуд для кумыса, а также на украшающий его орнамент.
Предлагает вспомнить названия орнаментов, которые они знают, назвать, в какие цвета они окрашиваются
Предлагает торсык расписать орнаментом «верблюжий глаз
Вот как солнышко встает,
Выше, выше
(Поднять руки вверх, потянуться).
К ночи солнышко зайдет.
Ниже, ниже, ниже.
(Присесть на корточки.
Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется
А под солнышком
Нам весело живется.
(Хлопать в ладоши, улыбаться).
Предлагает детям нарисовать торсык. Показывает способы украшения орнаментом.
Дети рассматривают предметы декоративно-прикладного искусства, знакомятся с названиями.
Слушают рассказ воспитателя. Отвечают на вопросы. Слушают, выражают свое отношение к народным умельцам. Запоминают новые слова, значения.
Дети называют орнаменты, которые уже знают
Дети рассматривают образцы рисунков, делают вывод, что орнаменты на торсыке напоминаец глаз.
3.Оқыту- обучющая: ознакомление детей с национальной казахской посудой. обучение лепить с натуры передавая характерные особенности, формирование интереса к лепке.
Педагогикалық технологиялар /пед.технологии: здоровьесберегающая, личностно - ориентированная
Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: Демонстрационный: презентация, торсық, казахские национальные предметы и орнаменты, образец воспитателя, дощечки для лепки, влажные салфетки, стеки.
Раздаточный: пластилин на каждого ребенка, стека, дощечка для лепки, влажная салфетка
Көптілдік. Полиязычие: Отан – Родина - Homeland, торсық - кувшин - jug, әже – бабушка - grandmother, ыдыс – посуда - dishes, ою-өрнек - орнамент - ornament, шебер — мастер - master.
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы
1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент
Воспитатель обращает внимание детей на экран монитора, сообщает детям, что к ним в гости пришла девочка Айгерим.
Дети здороваются на трех языках.
Айгерим спрашивает у детей:
- В какой стране мы живем?
- Как зовут президента нашей страны?
- Какие праздники отмечают в Казахстане?
Көптілдік. Полиязычие: торсық - кувшин - jug, әже – бабушка – grandmother.
2. Негізі бөлімі/основная часть
Дети смотрят фотографии своей Родины, предметы быта, посуду.
Көптілдік. Полиязычие: Отан – Родина - Homeland
Ромашки весь луг засыпали,
А клевер – пушистый шмель,
И пахнет сосной и липою,
И машет крылами ель.
Вот здесь, где всё дышит сказкою,
Родились мы и живём,
Поэтому край наш ласковый
Родиной мы зовём.
Передают друг другу сердечко и произносят добрые пожелания Родине и всем присутствующим.
- Дети, а знаете ли вы, что делать такие красивые вещи — это искусство! Все вещи, которые мы видели — это произведение прикладного искусства народных мастеров Казахстана. В каждую вещь, которую мастер делает своими руками, он вкладывает много труда, свою душу, сердце и любовь; красивую посуду, домбру, сумку мастера делают для людей, чтобы эти предметы украшали нашу жизнь. Каждый мастер надеется, что люди с удовольствием будут пользоваться этими вещами, любоваться ими. Из красивой посуды приятно будет пить, угощать гостей.
Көптілдік. Полиязычие: ыдыс – посуда - dishes, ою-өрнек - орнамент - ornament, шебер — мастер - master.
Задание: надо быстро и красиво украсить предмет орнаментами и правильно его назвать.
Дети подходят к столу. На столе предметы для игры, выполняют задание.
А ну-ка, дети, встанем, Берутся за руки
Построим юрту сами. Расходятся, растягиваясь
Стенки – это кереге, Поднимают руки
Давайте их растянем.
Поднимаем шанырак – Руки вперёд
Укрываем, завершаем – Поднимают руки вверх, затем опускают вниз.
Строим юрту сами.
Предлагает слепить торсық, для напитка из кобыльего молока – кумыса.
Көптілдік. Полиязычие: торсық - кувшин - jug
Воспитатель показывает образец работы, объясняет последовательность выполнения.
раз, два, три, четыре,
(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку .
(загибать пальчики по одному, начиная с большого)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали!
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)
Самостоятельная работа. Воспитатель следит за работой детей, по мере необходимости помогает. Индивидуальная помощь.
3. Қорытынды/итоговая часть
Дети рассматривают работы, говорят, что у них получилось, что нет.
Айгерим благодарит детей за помощь и в честь праздника угощает баурсаками.
Для учителя: Слайды и фотоснимки о прикладном искусства.
Здравствуйте , ребята сегодня мы с вами познакомимся с творчеством народных мастеров.
Наши предки делали посуду из дерева и внутренностей животных для хранения молочных продуктов.
Из кожи делали посуду для кумыса, из дерева маленькие и большие чаши, посуду для хранения мяса и масла.
В такой посуде продукт долгое время не теряет свои вкусовые качества .При этом каждая из них отличается своим красивым внешним видом .
Посуда для кумыса- торсык сделана из кожи и украшена орнаментом .На посуде из дерева тоже вырезают разные узоры и орнаменты.
Сегодня мы с вами составим композицию из этих изделий. Создадим и з них натюрморт.
Сначала посмотрим на предмет-торсык
Теперь подберем орнамент и украсим наш торсык казахскими национальными орнаментами.
Завершение урока: Мини-выставка и выставление оценок.
Полезно? Поделись с другими:
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Читайте также:
- Конспект занятия по физкультуре в младшей группе на тему быстрые ножки
- Конспект урока второстепенные члены предложения определение
- Гдз по биологии 9 класс пономарева учебник конспект параграф 18
- Русские слова в языках других народов презентация и конспект урока 4 класс
- Конспект урока поделки из помпонов