Несклоняемые существительные 6 класс конспект урока рыбченкова

Обновлено: 04.07.2024

1. Несклоняемые слова и лексические группы несклоняемых существительных.

2. Распознавание несклоняемых существительных.

3. Склоняемые и несклоняемые сложносокращённые слова.

4. Род несклоняемых имён существительных.

5. Употребление собственных имён, заключённых в кавычки.

Аббревиатура – это слово, образованное сокращением слова или словосочетания и читаемое по алфавитному названию начальных букв или по начальным звукам слов, входящих в него: вуз (высшее учебное заведение) [вус], КВН (клуб весёлых и находчивых) [кавээн].

Несклоняемые существительные – это существительные, которые не склоняются, то есть не изменяются по падежам: леди, шоссе, ООН.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.

Дополнительная литература:

1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.

3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В русском языке есть слова, которые во всех падежах имеют одну и ту же форму: сок манго, для манго, о манго; роман Дюма, про Дюма, к Дюма; спросить у миссис, с миссис; в СМИ, из СМИ, те и другие СМИ.

Такие существительные называются несклоняемыми. Они не изменяются по падежам и числам.

К несклоняемым именам существительным относятся нарицательные и собственные существительные иноязычного происхождения: кофе, какао, киви, авокадо, пони, шимпанзе, какаду, метро, депо, пальто, кино, радио.

Верди, Дюма, Да Винчи, Страдивари

К несклоняемым именам существительным относятся русские и украинские фамилии на -о и -их(-ых): Шевченко, Седых и так далее;

К несклоняемым именам существительным относятся сложносокращённые слова: МГУ, ООН ВДНХ, НАТО, ЦСКА.

Чтобы правильно определить род несклоняемых существительных, надо помнить, что названия неодушевлённых предметов обычно относятся к среднему роду: незабываемое шоу, уютное кафе, хрустальное бра.

Бра – это настенный светильник. Это слово среднего рода.

Названия животных относятся к мужскому роду: розовый фламинго, яркий какаду.

Род географических названий определяется родом соответствующего нарицательного существительного (город, река и так далее).

Сочи – это город, существительное мужского рода. Конго – это река, существительное женского рода. Онтарио – это озеро, существительное среднего рода. Согласуем прилагательные с существительными: солнечный Сочи, полноводная Конго, знаменитое Онтарио.

Несклоняемыми могут быть иноязычные фамилии с конечными гласными о, е, и, у, ю и с конечным ударным а: скульптуры Гюго, Верди, Дюма.

А если на конце безударный звук [а], то фамилия склоняется: стихи Окуджавы, пьесы Лопе де Веги.

Не склоняются иноязычные женские фамилии, оканчивающиеся на согласный: романы Жорж Санд.

Обратите внимание на то, что мужские фамилии, оканчивающиеся на согласный, склоняются. У композитора Роберта Шумана была жена Клара, которая сочиняла песни. При составлении программы концерта правильно будет написать: на концерте прозвучат произведения Роберта Шумана и Клары Шуман.

Сравните: комедии Леонида Гайдая, песни в исполнении Зои Гайдай.

Неизменяемыми в русском языке являются сложносокращённые слова, оканчивающиеся на гласный: для самбо, наше ООО, из БТИ.

Географические наименования, оканчивающиеся на -ово, -ево, -ино, -ыно, не склоняются в сочетании с родовым словом: из района Строгино, в городе Иваново, из деревни Простоквашино. Если же родового слова нет, то возможны склоняемый и несклоняемый варианты: в сторону Строгина и в сторону Строгино, в Иванове и в Иваново, из Простоквашина и из Простоквашино. При этом склоняемый вариант соответствует строгой литературной норме. Так нужно говорить со сцены, с телеэкрана, в радиоречи.

Давайте теперь разберёмся с омонимами Бородин – Бородино, Пушкин (поэт) – Пушкин (город). При склонении этих имён собственных нужно быть внимательными при образовании формы творительного падежа: с композитором Бородиным, под Бородином, поэтом Пушкиным, под Пушкином. В именах собственных пишется окончание -ым, в географических названиях – окончание -ом.

Тренировочные задания:

1. Согласуйте прилагательные с несклоняемыми существительными – географическими названиями.

Бурн(-ый, -ая, -ое) Алазани впадает в Куру. Древн(-ий, -яя, -ее) Тбилиси – столица Грузии. Пресноводн(-ый, -ая, -ое) Онтарио – одно из крупнейших озёр Америки. Полноводн(-ый, -ая, -ое) Конго течёт среди тропических лесов. Суров(-ый, -ая, -ое) и благодатн(-ый, -ая, -ое) Гоби раскинулась в Монголии.

Для выполнения задания нужно знать, что обозначают географические названия. Подсказки (слово озеро, форма глагола раскинулась) есть в самих предложениях.

Правильный ответ

Бурная Алазани впадает в Куру. Древний Тбилиси – столица Грузии. Пресноводное Онтарио – одно из крупнейших озёр Америки. Полноводная Конго течёт среди тропических лесов. Суровая и благодатная Гоби раскинулась в Монголии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящён теме "Несклоняемые существительные". Цель урока - познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными, показать их морфологические особенности, научить правильно определять род несклоняемых существительных

- Образовательная: познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными, показать их морфологические особенности; обобщить и систематизировать знания об именах существительных.

- Развивающая: развивать в процессе урока коммуникативные, творческие способности детей, расширять умственный и словарный запас, развивать умение работать по схеме.

- Воспитательная: воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка, прививать любовь к животным.

- Оздоровительная: чередовать в процессе урока виды деятельности, выполнять санитарно-гигиенические нормы, проводить физкультурные паузы.

Оборудование: карточки со словами, карточки-задания (тесты),, словари. Тип урока: урок-усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем. Форма урока: урок- поиск.

I.Организационный этап

Предварительная организация класса (проверка рабочего места, организация внимания)

II. Актуализация знаний

Здравствуйте, ребята! Сегодняшний наш урок предлагаю начать с эпиграфа :

Действительно, сегодня мы продолжим на уроке говорить об имени существительном.

( Ученики должны согласиться с этим утверждением или отрицать его.)

Имя существительное - часть речи, обозначающая предмет.

Имя существительное изменяется по родам.

Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.

Имя существительное отвечает на вопросы кто? Что?

Изменяются по родам и числам

В предложении может быть любым членам предложения

У существительных пейзаж, рубеж кирпич , училищ- на конце ь не пишется

Одушевленные имена существительные пишутся с заглавной буквы

Имя существительное может быть 1,2 или 3 склонения

Слова знамя, имя, время относятся к существительным 1 склонения

В предложении Шла Саша по шоссе и сосала сушку все существительные можно просклонять по падежам

(Самопроверка с обсуждением)

Ш. Проблемный вопрос. Определение темы урока, целеполагание

.3.Запишем эту скороговорку на доске и в тетради

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

- Просклоняйте все имена существительные : Саша, сушка, шоссе.

- Что такое склонение?

- Один ученик работает у доски

И.п. что? Шоссе, Саша, сушка

Р. п. чего? Шоссе, Саши, сушки

Д. п. чему? Шоссе, Саше, сушке

В. п. что? Шоссе, Сашу, сушку

Т. п. чем? Шоссе, Сашей, сушкой

П. п. о чём? о шоссе, о Саше, о сушке

- Что заметили при склонении? По падежам изменяли, а слово свою форму не изменила. При изменении слов по падежам (при склонении) что меняется у слова? Т.е. меняется форма слова. Меняется ли само слово?

- Несклоняемые --- не изменяются по числам, не изменяются по падежам - не имеют окончания

Каким словом их можно объединить? Какое отличие главное?

Самостоятельное открытие: НЕСКЛОНЯЕМОСТЬ .

III. Проблемный вопрос. Цели и задачи урока.

Вот мы сами и выяснили ! Но давайте посмотрим, что ещё мы можем узнать о таких несклоняемых словах из нашего учебника ( стр. 122, п.31)

Что нового вы узнали из учебника? Давайте составим кластер на тему Несклоняемые существительные ( составление кластера, см. Приложение)

IV.Первичное усвоение новых знаний.

Как вы думаете, много ли таких слов? Приведите примеры несклоняемых существительных.

Как-то рано поутру Кенгуру в кафе зашел,

С другом сели мы в метру Занял там свободный стол

И поехал в метре И сидит за доминой

Фильм смотреть о кенгуре. С шимпанзой, и какадой.

Вот сидим мы с ним в кине Вдруг огромный обезьян

Без пальта и без кашне, Стал играть на фортепьян.

А вернее, я и ты Тут и взрослый, сняв пенсню,

Без кашны и без пальты. Хохотал на всю киню.

Любит кины детвора, Интересное кино.

Если в кинах кенгура, Жаль, закончилось оно.

Ходит-бродит по шассу, В гардероб пора бежать-

Носит в сумке шимпанзу. Будто польта выда

-Исправьте в тексте грамматические ошибки.

1 –ученик у доски, а теперь запишите исправленные слова (метро, кенгуру, кино, пальто)

Несклоняемые --- не изменяются по числам, не изменяются по падежам - не имеют окончания

Но прежде давайте отдохнём .Физминутка.

Несклоняемые существительные – это группа неизменяемых заимствованных слов. В неё входят как имена собственные (Дюма, Перу, Тбилиси), так и нарицательные (фрау, маэстро, меню).

Несклоняемые существительные не имеют формальных признаков рода – окончаний. Как же определить род у несклоняемых существительных?

Работа с учебником (с. 122 -123) В основном эти существительные иноязычного происхождения, неодушевленные, относятся в основном к среднему роду; подберите прилагательные к данным несклоняемым существительным.

Эскимо – вкусное. Кашне – шерстяное. Метро – столичное. Интервью – интересное.

Обращаем внимание на два неодушевленных несклоняемых существительных, которые относятся к мужскому роду: пенальти, кофе

Подберите к ним прилагательные

Колибри, кенгуру, шоссе, Фламинго, пони, шимпанзе, Какао, кофе, домино, Алоэ, радио, кино, Такси, метро, купе, пальто, Кашне, кафе, трюмо, манто, И какаду, драже, пари, И интервью, рагу, жюри,

И пианино, и фойе, Пюре, бюро и ателье – Ты все слова запоминай, Но никогда их не склоняй!

VI . Тест на закрепление. Проверка знаний.

Какое из данных существительных не изменяется по падежам?

а) петля б) сено в) кафе г) зеркало

Какое слово не относится к несклоняемым именам существительным?

а) радио б) солнце в) кино г) ателье

Где допущена ошибка?

а) тетрадь Левченко Марии б) тетрадь Сухово Андрея

в) тетрадь Льва Гинзбурга г) тетрадь Фохт Михаила

Какое из сложных существительных будет несклоняемым?

а) подлодка б) завхоз в) запчасти г) СМИ

а) вуз б) мопед в) табло г) МГУ Выполнение упр.218, 222 VI Объяснение домашнего задания:

1)выучить правило п.31, стр. 122-123 ,выполнить упр.240.

Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.

VII. Рефлексия

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени.

I. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Склонение существительного имя (у доски склоняет 1 ученик), сравнить склонение существительного кенгуру (У доски склоняет 2 ученик)
И. кто? что? имя, кенгуру
Р. кого? чего? имени, кенгуру
Д. кому? чему? имени, кенгуру
В. кого? что? имя, кенгуру
Т. кем? чем? именем, кенгуру
П. о ком? о чем? об имени, о кенгуру
- Какая особенность у разносклоняемых существительных, какой суффикс появляется, выделите его. (Вопрос для 1 ученика)
- к какому склонению мы отнесем существительное кенгуру? (Вопрос для 2 ученика) Трудно ответить? Это несклоняемое существительное. У несклоняемых существительных все слово является корнем. Запишите тему урока в пропущенной строке.

Начиная изучать тему, мы ставим задачи. Какие задачи мы должны выполнить? (Ответы учащихся)
- познакомиться с группой несклоняемых существительных;

- научиться находить эти слова среди других слов;
- правильно употреблять их в речи.


Цели урока: • познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными; • научить выделять несклоняемые имена существительные среди других слов; • правильно употреблять несклоняемые имена существительные в косвенных падежах; • развивать внимательное отношение к словам.

Содержимое разработки

Конспект урока русского языка

в 6 классе по теме

( по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой, Л.Т.Григоряна, И.И.Кулибаба. Русский язык в 6 классе)

познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными;

научить выделять несклоняемые имена существительные среди других слов;

правильно употреблять несклоняемые имена существительные в косвенных падежах;

развивать внимательное отношение к словам.

I.Организационный момент. (слайды 1-2)

II.Поэтическая минутка.

Ребята, что мы уже знаем про имя существительное?

Какие поэтические строки вы приготовили в качестве доказательства?

1.Опять дожди, опять туманы,

И листопад, и голый лес,

И потемневшие поляны,

И низкий серый свод небес. (С.Аксаков)

2. Бриллианты в лунном свете,

Бриллианты в небесах,

Бриллианты на деревьях,

Бриллианты на снегах. (А.Фет)

3. Осень. Сказочный чертог,

Весь открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой. ( Б.Пастернак) (слайды 3-5)

III. Синтаксическая минутка.

Какой темой объединены прочитанные вами поэтические отрывки?

Сейчас мы с вами запишем еще два предложения на эту тему и выполним их устный синтаксический разбор:

Лучшее украшение земли — растения. Растительный мир богат и разнообразен.

Поставьте существительные из данных предложений в предложный падеж. Какие у них будут окончания? Как называется изменение имен существительных по падежам

IV. Знакомство с несклоняемыми именами существительными.

Ребята, посмотрите на тему нашего урока и постарайтесь объяснить, какие существительные называются несклоняемыми.

Откройте учебник на стр.91 и найдите, какие группы существительных относятся к несклоняемым. (слайд 6)

V. Закрепление материала.

Труд поэтов и писателей нелегок, но и издавать книги, газеты, журналы тоже непросто. И я вам предлагаю выпустить свой журнал, но мы обязательно должны использовать на его страницах несклоняемые имена существительные.

1 страничка в нашем журнале — литературная. Для этой страницы материал уже готов, но в его записи допущены ошибки. Спишите, исправляя ошибки. (слайд 7)

Я люблю читать книги Марка Твена, Стефан Цвейга, Джека Лондона, Жюль Верна, а особенно рассказы Конана Дойля о Шерлок Холмсе.

2 страничка — зоологическая.

Какаду — птица из семейства попугаев. На голове у нее красивый подвижный хохол. Часто содержится в неволе, легко выучивается произносить слова. На свободе живет в Австралии.

Колибри — птица из отряда длиннокрылых. Вес некоторых не больше двух граммов. Живут колибри в Центральной и Южной Америке. Некоторые виды обитают высоко в горах.

Кенгуру — сумчатое млекопитающее. Животное имеет маленькие пятипалые передние конечности, а четырехпалые задние — сильные и большие. Длина тела достигает двух метров. Передвигается прыжками. Живет в Австралии.

Пони — мелкие лошади, рост — 80-140 см. Самая мелкая порода пони — шотландская. Разводятся лошадки на Британских, Шотландских островах, в Исландии и Японии.

Шимпанзе — это род человекообразных обезьян. Рост до 150 см. Руки у них длинные и сильные. С их помощью они передвигаются по деревьям. Задние конечности короткие, слабые. Обитают в лесах, держатся группами, ведут полудревесный образ жизни. Питаются фруктами, яйцами птиц, беспозвоночными животными. Распространены в тропической Африке.

К какому типу речи принадлежат прослушанные вами тексты? К какому стилю? Какая тема их объединяет?

3 страничка — географическая.

Ребята, Наверное, каждый из вас мечтает поездить по разным городам и странам, посмотреть мир, узнать что-то новое. Но мы можем это сделать, не покидая класс. (слайд 9)

Составьте и запишите сложные предложения, используя данные имена существительные.

4 страничка — интеллектуальная.(слайд 10)

Развернутые определения замените одним словом — несклоняемым существительным:

теплая верхняя одежда (пальто)

Ансамбль из трех исполнителей (трио)

Судьи конкурса (жюри)

Подземный вид транспорта (метро)

большой клавишный музыкальный инструмент (пианино или фортепьяно)

С данными существительными составьте словосочетания глагол + существительное с предлогом, где глагол является главным словом.

VI.Итоги урока.

Какое из данных существительных не изменяется по падежам?

а) земля б) море в) кафе г) зеркало

Какое слово не относится к несклоняемым именам существительным?

а) радио б) солнце в) кино г) ателье

Где допущена ошибка?

а) тетрадь Левченко Марии б) тетрадь Сухово Андрея

в) тетрадь Льва Гинзбурга г) тетрадь Фохт Михаила

Какое из сложных существительных будет несклоняемым?

а) подлодка б) завхоз в) запчасти г) СМИ

а) вуз б) мопед в) табло г) МГУ

Ключ: в, б, г, г, б (слайд 11)

VII. Рефлексия

VIII. Домашнее задание


-75%

Читайте также: