Старые и новые традиции в художественной культуре конспект

Обновлено: 03.07.2024

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, вызвать интерес к русским традициям; воспитание творчески развитой личности, воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная, музыкальная, перцепция литературы и фольклора.

Интеграция образовательных областей:

1. Пробуждать интерес к истории и культуре русского народа, способствовать развитию познавательной активности и любознательности.

2. Расширять знания детей о народных традициях и обычаях русского народа.

4. Расширять знания о здоровом образе жизни; учить заботиться о своем здоровье, используя многовековой опыт народной медицины – лечение травами.

1. Воспитывать в детях чувство любви и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа; вызвать эмоциональный отклик

1. Закреплять знание видов и жанров устного народного творчества; показать красоту русского языка.

2. Развивать интонационную выразительность речи, совершенствовать художественно речевые навыки в использовании потешек, прибауток, пословиц, поговорок.

3. Закреплять умение внимательно слушать загадки, самостоятельно разгадывать их.

4. Продолжать активизацию словаря: посиделки, завалинки, светёлка, сусеки, люлька, досуг, традиции, самовар, амбар, ухват, чугунок, рубель.

1. Закреплять навыки пения и координацию движения при использовании хороводов.

1. Развивать двигательную активность, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве при проведении русской народной игры.

Методы и приемы:

Словесные: использование художественного слова, загадки, пословицы, поговорки, беседа, указания, вопросы.

Материалы и оборудование:

(Звучит русская народная мелодия, в зал входят ведущая и дети в русских народных костюмах. Дети встают полукругом)

Мир вам, гости долгожданные,

Что пришли к нам в добрый час!

Встречу теплую, желанную

Мы приготовили для вас!

Дорогие гости, будьте как дома!

Наш уют домашний каждому виден,

В тесноте, быть может,

Марат: Собрались мы позабавиться, пошутить, поиграть, посмеяться.

На завалинке, в светелке,

Иль на бревнышках каких.

Пожилых и молодых.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по сусекам,

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Ведущая: Собрались мы сегодня, чтобы старину вспомнить, поиграть в русскую народную игру, в которую играли наши прабабушки и прадедушки. У каждого народа есть свои традиции, свои песни, сказки, игры.

Будем праздник начинать,

Будем петь и танцевать!

Песню звонкую споем!

На горе-то калина,

Под горою малина.

Ну, что ж, кому дело, калина,

Ну кому какое дело, малина?

Там ребята гуляли,

Там ребята гуляли,

Ну, что ж, кому дело, гуляли,

Ну кому какое дело, гуляли?

Ну, что ж, кому дело, ломали,

Ну кому какое дело, ломали?

Во пучочки вязали,

Во пучочки вязали,

Ну, что ж, кому дело, вязали,

Ну кому какое дело, вязали?

На дорожку бросали,

На дорожку бросали,

Ну, что ж, кому дело, бросали,

Ну кому какое дело, бросали?

(После хоровода дети рассаживаются по местам)

Дальше бой скороговорок

Разрешите нам начать.

Кто-то пусть скороговорит,

Остальных прошу молчать!

(Выходят Малена, Диана, Василиса, Ульяна, Аня, Рома)

Малена: Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

Диана: Хорош пирожок, внутри творожок.

Василиса: Белые бараны били в барабаны.

Ульяна: Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.

Аня: Варя на проталинке промочила валенки. Сохнут на завалинке Варины валенки.

Рома: У Егора огород, там морковка и горох. В огороде у Федоры огурцы и помидоры.

(Дети рассаживаются по местам)

Эй, кто весел и удал!

Принесите ложки в зал,

Что? Они уж у дверей?

Музыку для вас включаем.

Звонче наших ложек нет

И на танец, и в обед!

( Игра на ложках: Саша С., Василина, Ульяна, Варя, Алина, Аня. По окончании дети рассаживаются по местам)

Ведущая: Без частушек прожить можно, да чего-то не живут!

Да частушки пропоем.

Чтоб порадовать гостей!

(Дети исполняют частушки)

Ой, девчата дорогие!

Разрешите вам сказать:

Мы имеем предложенье

Вместе с вами погулять.

Мы частушек много знаем,

Все частушки разные!

Вы хорошие ребята,

А ладошки грязные.

Мы девчонок в нашей группе

Пусть девчонки нас полюбят,

Мы не возражаем!

Все ребята меня любят,

Хоть и маленькая.

Выйду, выйду я плясать,

В новеньких ботинках.

Все ребята говорят,

Что я, как картинка.

Не жалей сапога.

Папка новые сошьет,

Или эти подошьет.

Мы частушки вам пропели,

За карманы не держитесь,

Ни возьмем не рублика.

(Дети рассаживаются по местам)

Ведущая: Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть!

Ах ты, русская душа,

До чего ж ты хороша!

В круг становись,

И весельем зарядись!

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети.

Кукушата просят пить,

Выходи – тебе водить!

А сейчас вы не зевайте,

Мои загадки отгадайте.

1. Сама не ест, а всех кормит. (ложка)

2. В старину в ней дети спали,

Мамы, сестры их качали.

Что же это за кроватка,

Спать в которой очень сладко! (люлька)

3. Что на сковороду выливают,

Да вчетверо сгибают? (блины)

4. Чёрный конь прыгает в огонь. (кочерга)

5. Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо. (самовар)

Ведущая: Давным-давно человек заметил, что все звери лечатся травами. Вот и люди, усвоив это, стали передавать своим потомкам сведения о лечебных травах.

(Выходят Аня, Даша, Лера, Артём, Василиса, Диана, Антон, Денис, Соня, Алёна. Параллельно выступлениям детей проходит презентация: каждому названному детьми растению сопутствует его изображение)

Аня: Лечение травами известно с давних времен. В наших лесах много лекарственных растений. Из цветков липы заваривают чай от простуды. Подорожник хорошо прикладывать к небольшим ранкам – он останавливает кровь, убивает микробы.

Даша: Ягоды земляники очень полезны, а ее листочки – замечательное средство от болезней сердца.

Лера: Шалфеем хорошо полоскать горло при простуде.

Артё м: Ромашка с медом полезна для пищеварения и хорошего сна.

Василиса: Одуванчик улучшает аппетит, понижает давление.

Диана: Мать-и-мачеха помогает при простуде.

Антон: Календулой мы полощем горло.

Денис: Крапива останавливает кровь.

Соня: Душица от простуды, а еще она успокаивает.

Алё на: Зверобой, как говорили в старину, от девяносто девяти болезней!

(Дети рассаживаются по местам)

Ведущая: Самая лучшая аптека – это природа. Русский народ сложил немало пословиц и поговорок о здоровье.

(Выходят Марат, Малена, Юля, Вика, Лера)

Марат: Ешь чеснок и лук – не возьмет недуг.

Малена: Здоровье дороже богатства.

Алина: И собака знает, что травкой лечатся.

Василина: На всякую болезнь по травке вырастает.

Лера: Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – все потерял.

(Все дети выходят и встают полукругом)

Ведущая: Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать гостей пирогами, пряниками, ватрушками, и, конечно же, ни одни посиделки не обходились без чаепития.

Саша С. : Играми да плясками сыт не будешь! Славится русский народ гостеприимством да угощением!

Не красна изба углами,

А красна изба пирогами.

Чай горячий на столе,

Пышки и варенье!

Приглашаем вас отведать

Ведущая: Приглашаем всех на чаепитие.

(Дети вместе с ведущей приглашают гостей на чаепитие)

Прикреплённые файлы:

Слайды и текст этой презентации


12 января 1920 года весь дворец
заняла Петроградская Комиссия по улучшению быта учёных, которую возглавлял
А. М. Горький. С 31 января дворец стал называться
"Дом Учёных".
Здесь устроили общежитие на 20
человек. При нём работали библиотека, амбулатория, баня, прачечная, парикмахерская и клуб. В этом
общежитии при ходатайству Горького некоторое время жил Осип Мандельштам.
Директором Дома Учёных был
назначен А. С. Роде, который принимал активное участие в помощи голодавшим учёным. Благодаря этому дворец не редко называли "РОДЭвспомогательным домом".

Дворцовая наб., 26

Выясните, что находится в Доме ученых
сегодня.



Старые и новые традиции в художественной культуре Ленинграда 20 – 30 годов XX века.


К вам в гости на три дня приезжают друзья из другого города. Они хотят погулять по городу и увидеть Петербург 20-30 –х годов 20 века с точки зрения развития культуры.
Отберите объекты экскурсии, выделите их по направлениям культуры.


События начала XX века.

1904 – 1905 год
9 января 1905 года
1914 – 1918 год
Февраль, 1917 год
2 марта 1917 год
Октябрь, 1917 год
1918 – 1920 год

Русско – японская война
Кровавое воскресенье
Первая мировая война
Февральская революция
Отречение Николая II
Октябрьский переворот
Гражданская война



Нормы хлеба снижались.
На Обводном канале устанавливали пулеметы для защиты от Юденича.

На улицах Петрограда


Осень 1919 года…

Николай Анциферов, историк- краевед.

Николай Оцуп, поэт



Дом ученых
Дворцовая наб.
д. 26

Дом литераторов
Ул. Некрасова д.11

Дом искусств
Невский пр.д. 15

Культурная жизнь Петрограда сосредоточилась вокруг трех центров



Урок изобразительного искусства в 7 классе "Национальные традиции в культуре народа" в малокомплектной сельской школе.

ВложениеРазмер
Урок ИЗО в 7 классе 36.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Дата проведения: 24.10.

Учитель изобразительного искусства:

Дюмина Лариса Николаевна

Открытый урок по изобразительному искусству.

Дата проведения: 24.10.

Учитель: Дюмина Л.Н.

  • Обучающая: способствовать формированию представления о декоративно-прикладном искусстве русского народа, духовной культуре и эмоционального отношения к действительности.
  • Развивающая: Развивать пространственное воображение, интеллектуальные способности, пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного творчества.
  • Воспитательная: воспитывать в детях любовь к родной стране, людям, к культуре, к традициям своего народа.
  • Познакомить учащихся с историей русского народного костюма; с творчеством русского народа, его культурой и традициями.
  • Продолжить знакомство учащихся с особенностями русского праздничного костюма, как символа народа, страны.
  • Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся, умение работать в команде.
  • Прививать интерес к русской народной культуре.

Оборудование и материалы:

иллюстрации с изображением крестьян в национальной одежде,

приложение 1, 2, 3 на каждого рбучающегося,

русская народная музыка,

бумага, кисти, акварельные краски, гуашь,

русские народные костюмы.

Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости.

I. Организационная часть урока

Проверить готовность учащихся к уроку.

–Постарайтесь узнать, о чем мы будем говорить на уроке сегодня и что будем рисовать, прослушав внимательно стихотворение (выходит ученица в русском костюме)

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежу,

По выставке пройдемся не спеша,

Рассмотрим древнерусскую одежду:

Не правда ли проста и хороша!

И сегодня мы отправимся в путешествие, в котором ещё лучше познакомимся с русским народным костюмом.

–На уроке мы узнаем историю русского народного костюма. Изучение традиционного народного костюма представляет большой исторический и практический интерес. Одежда, являясь одним из важных элементов материальной культуры, отражает те социальные и экономические изменения, которые происходили в определенные исторические периоды.

III. Объяснение нового материала (презентация).

История русского народного костюма.

У русской национальной одежды – многовековая история. Общий её характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа

Русская народная одежда различалась:

по назначению: будничная, праздничная, свадебная или венчальная, траурная.

по возрасту: детская, молодёжная, одежда старых крестьян.

Декор. Приложение 1.

Работа по карточкам.

Для орнаментации домашних тканей использовались узорное ткачество, вышивка, набойка. Наиболее распространенные элементы орнаментов: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя.

Узоры, тканые и вышитые, выполняются льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочная: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый.

Костюм крестьянина Киевской Руси состоял из портов и рубахи из домотканого холста. Так как ткань была узкая (до 60 см.), рубаху выкраивали из отдельных деталей, которые затем сшивали. Швы украшали декоративным красным кантом. Рубахи носили навыпуск и подпоясывал узким поясом или цветным шнуром. Цвет основной ткани, был, как правило, яркий.

Порты шились неширокие, суженные книзу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком – гашником (отсюда загашник). Поверх них состоятельные люди носили еще верхние шелковые или суконные штаны, иногда на подкладке. К низу их заправляли либо в онучи – куски ткани, которыми обертывали ноги, завязывая их специальными завязками – оборами, а затем надевали лапти, либо в сапоги из цветной кожи.

Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы; зимой – овчинная нагольная шуба ( шуба, которая не покрыта тканью).

Зипун – распашная одежда полуприлегающего, расширенного книзу силуэта с застежкой встык. Длина его была от середины коленей и выше. Рукав узкий, до запястья.

Кафтан, надевавшийся поверх зипуна, различался не только отделкой, но и конструктивным решением. Некоторые кафтаны (обычный, домашний, выходной) были прямого, расширенного книзу силуэта и не отрезные по линии талии. Другие имели прилегающий силуэт с обрезной линией талии и широкой сборчатой нижней частью. Длина кафтана варьировала от коленей до щиколоток. Для их отделки использовались петлицы на груди и по боковым разрезам, металлические, деревянные, плетенные и шнура и сделанные из искусственного жемчуга пуговицы.

Основными частями женского народного, были рубаха, передник или занавеска, сарафан, понёва, нагрудник.

Женская рубаха. Шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом. Она была длинной, до ступней, с длинными, собранными в низках рукавами, с разрезом из горловины разрезу, низкам рукавов ее украшали вышивкой или обшивали полосой отделочной ткани. Вышивка представляла собой сложные многофигурные композиции с крупным рисунком, достигавшим в ширину 30 см., располагались они по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение.

Самой декоративной, богато украшенной частью и северного, и южного русского костюма был передние, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины.

Холщевые белые рубахи и передники северные крестьяне носили с сарафанами. В XVIII – первой половины XIXв. Сарафаны делали из однотонной, без узора ткани- синего холста, бязи, красной крашенины, черной домотканой шерсти. Многоузорная и многокрасочная вышивка рубах и передников очень выигрывала на темном гладком фоне сарафана. Косоклинный покрой сарафана имел несколько вариантов. Наиболее распространенным был сарафан со швом по середине переда, отделанным узорами лентами, кружевом. Силуэт усеченного конуса с большим расширением к низу (до 6 м.), придающий фигуре стройность.

Верхняя женская одежда была запона - накладная накидка типа нарамники из грубого цветного холста, не сшитая по бокам. Запону шили короче рубахи. Носили ее с поясом и скалывали внизу.

Короткой верхней распашной одеждой была душегрея, которая держалась так же, как и сарафан, на плечевых лямках. Полочки душегреи были прямые, вверху фигурный вырез мысом, к которому пришивались лямки. Душегреи надевали поверх сарафана, шили их из дорогих узорчатых тканей и обшивали по краю декоративной каймой. Будучи самобытной частью национальной одежды, душегрея неоднократно возвращалась в моду.

Телогрея по силуэту, форме деталей, тканям напоминала шубку, являлась распашкой одеждой с пуговицами или завязками.

В русском народном костюме сохранились старинные головные уборы и сом обычай для замужней женщины прятать волосы, а для девушек оставлялась не покрытой. Этим обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки и девичьего – в виде обруча или повязки.

Женской обувью служили кожаные полусапожки, коты, отороченные вверху красным сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами.

В качестве украшения использовали жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.

В конце XIXв. в народной одежде наряду с фабричными тканями постепенно утверждаются и формы городского костюма, более однообразные и стандартизированные. На смену сарафанам, поневам и рубахам приходит так называемая парочка – приталенная кофта и расклешенная юбка из той же ткани. В ней традиции народной одежды сочатся с требованиями городской моды.

В картинной галереи.

Просмотр репродукций картин русских художников (И.Аргунов,Левицкий, К.Маковский, В.Васнецов, Суриков, И. Билибин, А.Рябушкин).

Образ русского костюма в народных сказках.

Просмотр иллюстраций народных сказок.

IV. Работа со словарём.

Обучающиеся вклеивают в словарик новые термины.

Сарафан - высокая юбка с лямками или цельное платье без рукавов, надеваемое поверх рубахи, основной элемент русского женского костюма.

Епанечка - нарядная бархатная, парчовая женская безрукавка (обычно на меху).

Передник - предмет одежды, надеваемый поверх какой-либо одежды (повседневной и верхней) и оберегающий от загрязнения; фартук.

Сорока - старинный русский головной убор замужних женщин вышитый чехол из холста, кумача или другой ткани.

V. Работа по карточкам. Приложение 2.

Обучающимся предлагается записать названия деталей, из которых состоит предложенный им костюм.

VI. Практическая работа.

Мы посмотрели с вами презентацию, познакомились с историей русского костюма. Теперь, я предлагаю вам на основе полученных знаний, выполнить практическую работу.

Обучающиеся выполняют росписи на ткани. Звучат русские народные песни.

VII. Выставка работ обучающихся.

VIII. Подведение итогов. Выставление оценок и отметок.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что вам понравилось в ансамбле народного костюма?

Что запомнилось больше всего?

IX. Домашнее задание.

Изобразить фигуру человека в русском народном костюме.

Главное условие – наличие орнамента в одежде.

выбрать вариант костюма;

построить общую форму костюма;

наметить места украшений и орнамента;

определить колорит (цвет) костюма;

выполнить в цвете работу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к традициям и культуре народа страны изучаемого языка через вовлечение их в творческое проектирование

Традиции и культуры других стран - это объект, который всегда вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых. Данная работв направлена на то, чтобы познакомить детей на раннем этапе развитя, как .


Разработка плана-конспекта урока по изобразительному искусству и окружающему миру 4 класс. по теме: "Образ культуры Древней Греции"

Цель данного урока: сформировать представление о своеобразной, красивой и цельной внутри себя культуры Древней Греции . Целостность культуры-также важнейший элемент содержания урока. Представление о х.

План - конспект урока по изобразительному искусству для учащихся 4 класса "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии"

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, по виду основной деятельности - урок - путешествие.


Конспект урока по изобразительному искусству "Изобразительное искусство в семье пластических искусств"

Знакомство с основными видами искусств.


Приложение к уроку изобразительного искусства в 7 классе "Национальные традиции в культуре народа"

В приложении размещены материалы к уроку изобразительного искусства "Национальные традиции в культуре народа" (картинки, карточки, словарик).


самоанализ урока ИЗО в 7 классе "Национальные традиции в культуре народа"

Самоанализ урока ИЗО в 7 классе "Национальные традиции в культуре народа".

Важную роль в процессе глубокого постижения художественного произведения выполняют такие понятия, как традиции и новаторство в литературе.

Традиции в литературе – преемственность в истории литературного процесса, передача культурно-художественного опыта прошлого, его творческое преломление в истории литературы. В художественной литературе в процессе ее длительного развития традиционными становятся некоторые темы, мотивы, идеи, образы, изобразительно-выразительные средства. Например, для русской литературы ХIХ века традиционными

Традиции – это присутствие прошлого в настоящем, они неразрывно связаны с новаторством.

Новаторство в литературе – нововведение, открытие новых путей, способствующих преобразованию литературных традиций. Но не все новое в литературе является новаторством. Новаторство – это существенное изменение искусства, оно требует большого таланта и глубокого ощущения требований времени.

Например, новаторским было обращение представителей сентиментализма к частной жизни человека, к миру его чувств. Великие писатели мировой литературы,

такие как Гомер, Данте, Шекспир, Сервантес, Пушкин, Шевченко, были новаторами. Они смогли по-новому посмотреть на окружающую действительность, осмыслить происходящие в ней процессы и открыть для читателя новые жанры, темы, образы, средства художественной выразительности. Мировое значение, которое приобрела русская литература второй половины ХIХ века, связано прежде всего с новаторской деятельностью Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.

В начале ХХ века в русской литературе новатором выступил Максим Горький.

Новаторство в широком плане неотделимо от традиции. Новое в литературе, которое воспринимается и принимается читателями, постепенно становится традиционным, так как его сознательно или бессознательно наследуют будущие поколения. Гармония традиции и новаторства – важное условие плодотворного творчества художника.

Таким образом, традиции и новаторство в литературе – это взаимосвязанные понятия, характеризующие преемственность и обновление в историко-литературном процессе.

Читайте также: