Конспект логопедического занятия 4 класс выделение словосочетаний из предложений

Обновлено: 07.07.2024

Цель базового уровня предполагает развитие умения у каждого ученика различать устное произношение слова от его графического изображения в структуре предложения; повышенный уровень предполагает овладение каждым учеником практическими навыками различения понятий словосочетание, предложение и слово, выделения их признаков.

В занятии представлена индивидуальная дидактическая карточка, которая позволит создать обучающемуся с невысокой успеваемостью ситуацию успеха через выполнение посильных заданий, опросить на занятии всех учеников, проявив внимание к каждому, проконтролировать усвоение материала, кроме того, облегчит труд логопеду, т.к. весь речевой материал помещен в карточке.

ВложениеРазмер
logopedicheskoe_zanyatie_slovo_predlozheni_slovosochetanie.docx 98.58 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие " Слово, словосочетание предложение "

Курдюмова Галина Викторовна, учитель-логопед,

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Тема. Слово, словосочетание предложение.

(Базовый уровень) Повторит понятие о слове, предложении, тексте. Научится различать устное произношение слова от его графического изображения в структуре предложения.

(Повышенный уровень)Получит возможность слышать, различать понятия словосочетание, предложение и слово, выделять их признаки.

  • дать обучающимся понятие слово, словосочетание, предложение;
  • учить осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающую известной смысловой и интонационной законченностью;
  • формировать умения выделять предложения из потока речи, наблюдать за интонацией конца предложения, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме, выделять существенные признаки, обобщать;
  • развивать зрительный и слуховой вербальный анализ;
  • воспитывать языковую наблюдательность, любовь к родному языку.

I. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Все за парты тихо сели.

На меня все посмотрели.

II. Знакомство с темой. Объяснение нового материала.

Слова, слова, слова…

Всему название дано – и зверю и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз – над нами, и под нами,

И всё, что в памяти у нас, - означено словами

Учебно-дидактическая карточка (Удк).

- Назовите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.

мак, ромашка, роза, лук .

помидор, слива , баклажан, перец.

молоко, сметана, каша , сыр.

курица , коза, корова, овца.

портфель, чемодан, кошелёк, книга .

часы, очки , весы, термометр.

бабочка , линейка, весы, ножницы.

василий, фёдор, семён, иванов .

- л у к , сл и /в а , к а /ш а , к у /р и /ц а , кн и /г а , о ч/к и , б а /б о ч/к а , и /в а /н о в .

- Сегодня вы, ребята, вспомните и поделитесь своими знаниями о слове, предложении и словосочетании. Научитесь различать эти понятия и выделять их признаки.

В нём ходят парою слова, но не равны у них права,

В нём слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный – без труда

Вопрос от главного идёт

К зависимому слову,

И никогда – наоборот,

Словосочетание – это сочетание двух или нескольких слов, объединённых по смыслу и грамматически. В словосочетании одно слово зависит от другого.

Логопед предлагает ученику провести в группе физминутку.

(Выполнение действий по тексту)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем

И работать продолжаем.

- Прочитайте запись в карточке под цифрами 1,2,3.

1. ученик, сегодня, новый, закладка, потерять

2. потерял закладку, сегодня потерял

3. Новый ученик сегодня потерял закладку.

- Прочитайте строчку под номером один. Что записано? (Слова.) Выражает ли эта группа слов законченную мысль? Это предложение?

- Прочитайте строчку под номером два. Что записано в этой строчке? (Словосочетание.) Это предложение? Почему? Выражает ли эта группа слов законченную мысль?

- Прочитайте строчку под номером три. Что записано на этой строчке? (Предложение.)

Рядом со строкой напишите определение: слова или словосочетание, или предложение.

Предложение – это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль. Предложение может состоять из группы слов или одного слова.

- Повторите предложение. О ком говорится в предложении?

- Что говорится об ученике?

- Ученик потерял закладку.

- Назовите 1-ое слово предложения?

- Почему это слово написано с заглавной буквы?

- Первое слово в предложении всегда пишется с заглавной буквы.

- Какой знак препинания обозначает конец предложения?

6. Гимнастика для глаз.

- Следим за движущимся предметом только глазами. Не вращаем головой.

7. Динамическая пауза Су-джок.

1 . Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2 . Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

- Внимательно прочитайте запись под цифрой 4. Найдите предложения, подсчитайте, и запишите их количество в ячейку.

  • Ранней осенью. Наступила осень. Цветы увяли. Головки цветов. Кудрявая травка. Гнёзда птиц. Пожелтела трава. Замолкли птицы. Идут дожди.

- Внимательно прочитайте запись под цифрой 5. Найдите все словосочетания, подсчитайте, и запишите их количество в ячейку.

  • Совёнок громко пищал. Громко пищать. Игра началась. Интересная игра. Подарить брату. Брат подарил. Тёмная туча. Повисла тёмная туча.

- Чем отличается словосочетание от предложения?

9. Развитие слухового вербального анализа текста. Определение количества предложений в тексте. (Удк. Задание 6)

- Определите по интонации количество предложений в тексте. Объясните, как по интонации узнать, закончилось ли предложение?

- Интонация конца предложения, пауза.

По двору бежал кот. В зубах у кота была мышь. (2)

У утки Тинки утята. Тинка учит их плавать. Утёнок Тишка самый храбрый. Он первый бросился в воду. (4)

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине вода была только на дне. Галка стала кидать в кувшин камушки. Вода поднялась. Теперь можно было пить.

(По Л. Толстому) (6)

Осень наступила. Высохли цветы.

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах.

Только зеленеет озимь на полях.

10. Определение количества предложений в тексте.

- Послушайте предложения, определите, сколько слов в каждом предложении. Запишите цифру в скобках.

(Сначала обучающимся предлагаются предложения без предлогов, а затем – с предлогами.)

  1. Таня рисовала простым карандашом. (4) Скучные получились картинки. (3) Взяла Таня цветные карандаши. (4) Шиповник расцвел алыми цветами. (4) Засияла река. (2) Зашумели зелёные камыши. (3) Ужи повернули жёлтые шейки. (4)
  2. Тишина в лесу. (3) Легко скользят по снегу лыжи. (5) В воздухе пушистые снежинки. (4) На вершинах сосен мохнатые шапки. (5)

- А теперь, расставьте точки и запишите количество слов в каждом предложении в скобках.

  1. Наши котята ещё очень маленькие. (5) Они ещё слепые. (3) Котята постоянно ищут мать. (4) Кошка кормит их своим молоком. (5) Скоро котята подрастут. (3) Они откроют глазки. (3) Кошка будет приучать их ловить мышей. (6)
  2. Пришла осень. (2) Опустели поля и леса. (4) Стаи птиц устремились к югу. (5) С каждым днём солнце всё меньше дарит своё тепло. (9)

III. Итог занятия.

- Ребята, понравилось вам занятие? Витя, какое задание тебе понравилось! (А тебе, Катя…?) Женя, чем интересны были задания? Какое задание было самым сложным? Чему сегодня научились?

- Мы научились различать слова, словосочетания, предложения, и выделять их признаки.

- Ребята, оцените свою работу на уроке.

Я работал на уроке:

На уроке мне было:

Фамилия и имя учени__________________________________________класс________________

1. Назови лишнее слово, и объясните, почему оно лишнее. Выпиши его. Выдели в лишнем слове гласные цветом. Раздели вертикальной чёрточкой это слово на слоги.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предметные УУД. Создание условий для развития умений составлять словосочетания

совершенствование навыка работы с информацией;

нахождение общих схем решения;

совершенствование навыков сравнения, анализа, обобщения, классификации;

совершенствование грамматического строя речи.

развитие мелкой моторики рук.

развитие всех видов восприятия;

развитие связной речи.

формирование положительной учебной мотивации.

формирование понимания и определение границы собственного знания и незнания;

формирование самостоятельной контролирующей деятельности;

формирование коммуникативных навыков через речевую деятельность.

Деятельность

учителя-логопеда

I. организационный этап

1. Мобилизация внимания. Пробуждение интереса к познанию нового материала. Создание положительного настроя на учение.

Логопед читает пословицу

- запомни и повтори

-Прилетел кулик из-за моря

принес весну из неволи.

2. Совершенствование движений кистей и пальцев рук через пальчиковую гимнастику.

II. Основной этап

2.Сегодня мы будем находить в предложении словосочетания.

Прилетел кулик из-за моря, принёс весну из неволи.

-О ком пословица?

-Кто такой кулик? (показ

-Почему он прилетел из-за моря?

-Объясни, что значит

Принес весну из неволи

-Из чего состоит пословица?

-А из слов мы составляем

-Я приготовила еще предложения

- Собаки весело гуляли наперегонки весной в парке.

- Объяснение нового материала.

Словосочетание - это сочетание двух слов. В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. (От главного слова задается вопрос.) Сочетание подлежащего и сказуемого (грамматическая основа предложения) не является словосочетанием.

Чтобы найти словосочетания в предложении, нужно от какого-нибудь слова задать вопрос к другому, чтобы сохранялся смысл.

Например, предложение: "Собаки весело гуляли наперегонки весной в парке".

-О ком говорится в предложении?

-собаки что делали? гуляли

Это главные члены предложения, они не могут быть словосочетанием.

Берем слово собаки и ищем подходящее слово или слова. Собаки весело - не подходит. Собаки гуляли - не подходит(грамматическая основа). Собаки наперегонки - не подходит. Собаки весной - не подходит. Собаки в парке - подходит(можно задать от главного слова собаки вопрос, собаки где? в парке, смысл не потеряется)

Возьмем слово гуляли и ищем подходящее слово или слова. Гуляли собаки - не подходит(это грамматическая основа). Гуляли весело - подходит(можно задать вопрос от главного слова гуляли вопрос, гуляли как? весело, без потери смысла.

- Какие словосочетания получились

- весело гуляли, гуляли весной, гуляли в парке, гуляли наперегонки.

Совершенствование общей моторики и пространственной ориентировки.

Физкультминутка

Логопед включает физкультминутку с музыкальным сопровождением и показывает на экране мультимедийной установки.

Работа в тетрадях.

-прочитай предложение, назови словосочетания

Грачи вьют гнёзда.

(вьют гнезда)

Ярко светит весеннее солнце.

(ярко светит)

В окно заглянуло солнышко.

(заглянуло в окно)

Весело поёт ручной щегол.

(ручной щегол)

- Запиши словосочетания в тетрадь

-на карточках написаны слова

-составь из слов словосочетания

- Даны слова, одно из них лишнее, назови его

-дуб, дерево , ольха, ясень

-горький , горячий , кислый, соленый, сладкий

- дождь, снег, осадки , иней, град

III . Заключительный этап

Уточнить, проанализировать полученные знания

Чему учились на занятии?

- какое задание понравилось?

- С каким настроением уходишь с занятия?

- Как ты оцениваешь свою работу?

- ты работал хорошо,

тебе спасибо, занятие

Анализ логопедического занятия.

Данное логопедическое занятие проводилось в индивидуальной форме с учеником 4 класса Маметьевым Алексеем, имеющего интеллектуальные, эмоционально-волевые нарушения.

На первом этапе занятия (организационном) учитель-логопед настроила ученика на работу, при этом, дала инструкцию: запомни и повтори пословицу. Ученик с ошибкой, но повторил пословицу. На организационном этапе урока учитель-логопед работала над развитием таких психических функций, как внимание, память.

Но новая тема учителем-логопедом разбиралась тщательно и подробно.

В ходе пальчиковой гимнастики ученик повторял движения за учителем-логопедом, при этом смеялся.

В ходе занятия учитель-логопед реализовывала личностно-ориентированный подход, учитывалась смена деятельности.

Учителем-логопедом использовались наглядные, практические, словесные методы обучения, что соответствует коррекционной направленности занятия. Темп занятия адекватен индивидуальным особенностям ученика, поведение ученика на занятие неудовлетворительное. На занятии несколько раз менялось настроение ученика. В силу диагноза ученика, поставленные задачи занятия выполнены не в полном объеме.

Анализ логопедического занятия.

Данное логопедическое занятие проводилось в индивидуальной форме с учеником 3а класса Бирюковым Олегом, с заключением

Мобилизующее начало занятия заключалось в выделении звуков у, ю из начала слова. Ученик четко называл слова со звуком у, ошибался при произнесении звука ю. Для четкого произнесения звуков была проведена артикуляционная гимнастика. Ученик не удерживает заданное положение языка, губ. Учитель-логопед следила за правильным выполнением упражнений, поправляла ученика.

Тема: Дифференциация твердых и мягких согласных.

Цель: Закрепить умения ученика различать твердые и мягкие согласные на слух и на письме.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЖЁЛТАЯ ЛАМПА ЯРКО ОСВЕЩАЕТ БОЛЬШУЮ КОМНАТУ.

Составь предложения с помощью вопросов

Какие? что? зацвели где?

Какой? заяц что делает? от кого?

Кто? увидел кого? где?

Как? светит какое? что?

К каждому выражению подберите такое слово, чтобы получилось предложение. Запишите. Ранняя весна; наполняется ароматом цветов; разгоняет тучи; скачут с ветки на ветку; кружат над цветами.

К каждому выражению подберите такое слово, чтобы получилось предложение. Запишите.

Ранняя весна; наполняется ароматом цветов; разгоняет тучи; скачут с ветки на ветку; кружат над цветами.

С опорой на картинку составьте: словосочетания; предложения.

С опорой на картинку составьте:

Домашнее задание С помощью алгоритма нахождения словосочетаний в предложении найди и выпиши все словосочетания. Схематично отметь связь слов в словосочетании. Задание выполнять в тетради! 1 2 3 4 Серая мышь давно живёт в глубокой норке.

Домашнее задание

С помощью алгоритма нахождения словосочетаний в предложении найди и выпиши все словосочетания. Схематично отметь связь слов в словосочетании.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для обучающихся 2 класса, имеющих логопедическое заключение: Нарушение чтения и письма, обусловленное фонетико - фонематическим недоразвитием речи. Цель данного занятия - закрепить у обучающихся умение составлять предложения, находить в нём главные слова, отличать предложение от словосочетания, а таже расширить и обогатить словарный запас обучающихся.

Конспект занятия

Предмет: Логопедия

Класс: 2 ФФНР, дисграфия

Автор: Сиднева Е.В.

Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками/ Е.В. Мазанова.- 2-е изд., испр.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. ‑ 128с.

Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.

Цель: Создать условия для формирования умения составлять предложения, находить в нём главные слова, отличать предложение от словосочетания.

Образовательные:

1. Формировать умение отличать предложение от словосочетания, выделять в предложении главные слова.

2. Формировать умение правильно оформлять предложение в письменной речи; употребление прописной буквы в начале предложения, точки.

3. Формировать умение работать со словарём.

Коррекционно – развивающие:

Развитие зрительного и слухового восприятия.

Развитие связной речи.

Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми связью слов в предложении, различными синтаксическими конструкциями.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитательные:

Воспитание интереса к занятиям, инициативность, самостоятельность.

Личностные результаты обучения:

Обучающийся:

1. Освоит личностный смысл учения, желание учиться.

2. Приобретёт способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

1. Научится принимать и сохранять учебную задачу.

2. Самостоятельно формулировать тему и цели урока.

3. Следовать режиму организации учебной деятельности.

4. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

5. Оценивать своё задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении задания.

Познавательные учебные действия:

1. Сможет отвечать на простые и сложные вопросы учителя, сам задавать вопросы.

2. Наблюдать и делать простые самостоятельные выводы.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные универсальные действия:

1. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения на события и обосновывать.

2. Сотрудничать в совместном решении проблемы.

3. Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Материально – техническое оснащение: индивидуальные карточки с заданиями, слова на карточках для урока - снежень, лютый, високосный год,

Ход занятия:

I. Мотивационно - целевой этап.

Он пойдёт, конечно, впрок.

Постарайтесь всё понять

Без ошибок все писать.

От улыбки станет всем светлей. Это слова известной песни. Улыбнитесь друг другу, тем самым Вы подарите частичку своего тепла (слайд 1)


- Послушайте меня! Ваша задача заключается в следующем: тот, кто услышит предложение, сядет за парту!

- Зима уступает место весне.

-Сядьте красиво и приготовьтесь меня слушать.

II. Ориентировочный этап.

- Посмотрите на доску.

- Что у меня написано на доске?

- Как Вы думаете, что я попрошу Вас сделать?

- Какое задание я приготовила для Вас?

Среди букв спряталось слово, которое будет обозначать тему нашего урока.

КЛМПРЕДЛОЖЕНИЕЗДРВ

- Какое слово Вы нашли? (предложение)

- Что Вы можете сказать об этом?

- Тема урока: Предложение.

- Давайте вспомним, что же такое предложение по плану – алгоритму.

1.Что выражает предложение?

2. Из чего состоит?

3. Как связаны между собой?

- Как Вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить с Вами на занятии? ( о предложении)

Игра (работа с сигнальными карточками).

Если это предложение, то поднимаем вверх карточку, если нет, то карточку не поднимаем!

- Солнце в феврале….

+ Самый веселый праздник в феврале — Масленица.

+ Февраль – это самый короткий зимний месяц.

- В феврале определить погоду на ближайшие дни помогут…

- Молодцы! Карточки уберите на край парты.

- А теперь, посмотрите на доску, найдите предложение. Докажите.

- Докажите, почему второе - это не предложение. Докажите.

В феврале дуют сильные ветры

- Молодцы, предложение выражает законченную мысль.

- В предложении есть главные слова – предмет и его действие.

- А что же случится с предложением, если из него убрать главный предмет? Изменится смысл предложения.

- А что же такое словосочетание? Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически.

- Как Вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

- Сегодня мы будет закреплять умение отличать предложение от словосочетания.

III. Поисково-исследовательский этап.

- Посмотрите на карточки, которые лежат у Вас на партах. Прочитайте то, что у вас написано на карточках.

- В феврале много инея на деревьях — будет много меда (слайд 2,3)

- Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте.



- Что Вы прочитали?

- На что похожи эти предложения? На народные приметы.

- Народ на Руси был очень наблюдательный.

- Для чего человеку знать приметы?

- О каком месяце шла речь в пословицах?

- Откройте тетради и запишите число.

- Февраль - самый необычный зимний месяц. Как Вы думаете, почему?

- Это последний зимний месяц (слайд 4,5)



- Что в нём необычного?

Это самый короткий месяц в году и, именно, от него зависит, станет ли год високосным. Високосный год – год в котором не 28 , а 29 дней. Не 365 дней в году, а 366. И бывает такой год раз в четыре года.

В народе февраль ещё называют - снежень, лютый.

- Как вы думаете, почему его так называли?

- Где можно найти ответ на этот вопрос?

- К каким источникам обратиться? (слайд 6)


- Я заранее посмотрела и нашла информацию в словаре.

- Снежень – месяц снега.

- Лютый – холодный, часты морозы.

- Давайте попробуем изобразить вьюгу! Дети рисуют в воздухе лежачие восьмёрки и следят за рукой глазами.

Параллельно учитель – логопед сопровождает свои действия и действия детей стихами:

Ты февраль, февраль, февраль

Весне дорогу уступай.

Через год ты приходи

И ветрами пошали!

- Молодцы! А теперь продолжаем работать.

- Ребята, как будут называться ветры, которые дуют в феврале?

- Солнце, которое светит в феврале?

- Есть ещё картина, которая называется февральская лазурь.

- Вот она, посмотрите на неё (слайд 7)


Автор картины И. Грабарь.

- Что обозначает слово лазурь?

- Лазурный цвет - это голубой цвет, это чистое безоблачное небо – посмотрите в окно.

IV. Практический

- Сейчас Вы попробуете составить предложения из данных слов (работа в парах). Работают две группы. Возьмите карточки в руки прочитайте про себя то, что написано на карточках.

- Прочитайте вслух (каждая группа читает свои слова на карточках.)

марту, февраль, дорогу, уступает.

сосульки, в, февраля, конце, длинные, свисают.

- Попробуйте устно составить предложения.

- Прочитайте получившиеся предложения.

- Назовите главные слова. Запишите каждый своё предложение в тетрадь.

- Какие правила необходимо помнить, при записи предложения в тетрадь?

- В каждом предложении всегда есть главные слова. Найдите их. Подчеркните.

- Какой линией подчеркнуть слово - предмет? Слово – действие.

V. Рефлексивно-оценочный этап.

- Наше солнышко ярче засветило (слайд 8)


- Ему очень понравилось, как Вы работали на уроке! Вы были активны, любознательны и внимательны.

- Сегодня на занятии мы повторили, что такое предложение, познакомились с февральскими приметами. Составляли предложения из слов, записывали их и находили главные слова.

Читайте также: