Не с глаголами конспект урока 3 класс

Обновлено: 30.06.2024

Цель урока: Формирование представлений о частице не и её употреблении с глаголами.

Задачи урока:

Оборудование: презентация, компьютер, проекционный экран, карточки, рисунок Глагола, учебник.

Ход урока

1. Организационный момент.

Презентация – Приложение 1. Слайд 1

Что без меня предметы? Лишь названья.
Но я приду – всё в действие придёт:
Летит ракета. Люди строят здание.
Цветут сады, и хлеб в садах растёт.

– О какой части речи говорится в этом стихотворении? (О глаголе)

– Докажите. (Глаголы обозначают действие предметов или их состояние).

– Найдите глаголы в стихотворении.

– Проверим. Слайд 2.

2. Изучение нового материала.

а) Актуализация знаний.

– Расскажите всё, что вы знаете о нём? Слайд 3.

– Как вы думаете, нам уже всё известно о глаголе?

– Есть что-то, чего мы ещё не знаем?

– Прочитайте предложения. Слайд 4.

Оля любит читать стихи.
Илья не любит читать стихи.

– Чем отличаются? Почему изменился смысл предложения?

– Вы догадались, как называется слово не? (Частица).

в) Постановка проблемы.

  1. Что такое не?
  2. К какой части речи относится?
  3. Как пишется не с глаголами?

г) Поиск решения.

– Подумайте, в какой группе частей речи (служебных или самостоятельных) следует искать частицу? (Среди служебных, так как нельзя поставить вопрос и это слово ничего не обозначает).

– Откройте учебник на странице 100. Прочитаем название раздела.

– Продолжим наблюдение по учебнику. Выполним упражнение 360 устно.

– Почему изменился смысл предложения? Сделайте вывод. Слайд 6

Вывод: Частица придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению.

– С. 101, упр. 361 – выборочное списывание.

– Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

– Как написана частица не с глаголами? (Раздельно).

– Выпишите глаголы с частицей не.

– Проверим. Слайд 7.

д) Работа с правилом.

– Что интересного узнали? (Некоторые слова пишутся с частицей не слитно).

– А вы догадались, почему в словах негодую и ненавижу, частица не пишется слитно?

– Давайте подтвердим наши открытия. На странице 100 прочитайте правило про себя.

– Сколько в нём частей?

– О чём говорится в 1-ой части? Во 2-ой? Слайд 9.

– Это орфограмма – пробел, поэтому подчёркиваем не частицу не, а пробел между не и глаголом.

– Подчеркните орфограмму-пробел в написанных словах.

3. Физкультминутка.

Наши глазоньки устали. Мы дадим им отдохнуть:
Раз, два, три, четыре, пять – быстро глазки закрывать.
Шесть, семь – их открыть и на руки поглядеть.
Головою не верти, только глазками води:
Вверх, вниз, влево, вправо. Отдохнули?! Повернёмся вправо влево.
Руки вверх, руки вниз! Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой, вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой, влево шаг и снова стой!
Повернись на право к другу. Правую дай руку другу!

4. Первичное закрепление.

а) Работа по учебнику в парах.

– Возьмите карандаш. Восстановите пословицы.

– Объясните каждую кратко.

– Спишите. Обозначьте орфограмму-пробел.

б) Творческая работа в микро коллективах. Слайд 11-12.

– Составьте памятку о том, как избавиться от вредных привычек. Вставьте, где надо, частицу не и дополните своими советами.

  1. Девочек __ дёргать за косички.
  2. __ драться на переменах.
  3. На уроках __ говорить с соседом.
  4. __ приходить вовремя на занятия.

– Проверим, что у вас получилось.

5. Контроль.

Слезь со стула!
Не _ хочу!
Упадёшь!
Не _ упаду!
Отойди!
Не _ отойду!
Приедешь?
Нет, не _ приеду!
Придёшь?
Нет, не _ приду!
Услышишь?
Не _ услышу!
Найдёшь?
Нет, не _ найду!
Слезаешь?
Не _ слезаю!
Решаешь?
Не _ решу!
Мечтаешь?
Не _ мечтаю!
Молчишь?
Нет, не _ молчу!
Конфетку, может, хочешь?
Нет! Да, хочу, хочу, хочу!

– Проверим. Слайд 13.

– Сколько глаголов выписали? (11).

6. Итог урока.

– Что нового узнали?

– Какие задания понравились больше всего?

– Кто легко справился со всеми заданиями?

– Какое задание показалось самым сложным? Почему?

– Над чем ещё надо поработать дома?

– Я предлагаю вам правило в стихах, которое очень легко запомнить, только вставьте недостающие слова. Слайд 14.

Не с глаголами пиши _________ (раздельно),
Например: не _ хотел, не_ знал.
Только помни об исключеньях:
Не _________, не _________ (ненавидел, негодовал).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления ) .

Цели урока: развивать умения употреблять и правильно писать глаголы с частицей не ; создать условия для развития речи, ; формировать орфографическую зоркость.

Задачи урока:

Познавательные: общеучебные – овладевают навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели); осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: принимают участие в работе парами.

Основное содержание темы, понятия и термины

Правописание частицы не с глаголами. Значение частицы не в высказывании. Вид предложений по цели высказывания и интонации. Побудительное предложение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему:"Правописание частицы Не с глаголами".Цель урока: познакомить учащихся с правилами праваписание частицы НЕ с глаголами, также познакомить с глаголами -исключениями.Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.Тип урока : изучение нового материала.

Конспект урока по русскому языку 3 класс.

Учитель начальных классов: Синицкая Нина Анатольевна.

Шалдайская СОШ.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

2.Актуализация опорных знаний.

- Над какой темой мы работали на предыдущих уроках? /глаголом/

- Что вы знаете о глаголе? Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

- Что еще вы знаете о глаголе? Глаголы изменяются по временам: могут быть прошедшего, настоящего и будущего времени.

- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

- Что делал? что сделал? что делала? что сделала? что делали? что сделали?

- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Что делает? что делают?

- На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? Что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать?

- Как еще могут изменяться глаголы? По числам. Они могут быть единственного и множественного числа.

3.Постановка проблемы, темы урока.

- Ребята посмотрите на доске записаны слова: стол, зима, любил, писал, класс, веселый.

-Назовите слова которые являются глаголами (любил, писал).

-придайте словам отрицательный смысл (не любил, не писал).

-Что помогло глаголу получить отрицательный смысл? (Слово не.)
-Ребята, маленькое слово не называется частицей.
-Какую роль в речи играет частица НЕ? (Придает отрицательный смысл словам.)
-Как написать частицу НЕ с глаголом?
-Вы можете сразу сказать, как пишется частица НЕ с глаголами?

-Как вы думаете, есть ли в русском языке такое правило - правописание частицы НЕ с глаголами?
-Ребята, такое правило есть, и с ним мы сегодня познакомимся.
-Так какая же тема нашего урока? (Правописание частицы не с глаголами.)слайд № 1.

-Ребята, в русском языке, как обычно, есть исключения, и с такими глаголами мы сегодня тоже познакомимся.

4.Знакомство с новым материалом.

Ребята посмотрите у вас на партах

лежат пословицы, я их случайно рассыпала, помогите мне их собрать. Слайд № 2.

1)Работа с пословицами в парах:

Кто не работает,

и рыбку из пруда.

Без труда не вытащишь

Проверка. Слайд № 3
Кто не работает, тот не ест.
С ложью правда не дружит.
Лень добра не делает.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда .
- Ребята, посмотрите внимательно, в отрицательном значении как будем писать частицу НЕ с глаголами? (Раздельно.)

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

-Выпишите глаголы с частицей НЕ в тетрадь.
К доске выходят записывать ученики по цепочке, с комментированием.
Проверка.
-Какие глаголы вы выписали?
-Ребята, сделайте вывод, как пишется частица НЕ с глаголами? (Раздельно.)
-Давайте сравним наши ответы с правилом в учебнике.
Сравнение с правилом в учебнике на с. 150 (внизу).
-Какое новое правило о правописание глаголов вы узнали?
-Давайте сделаем вывод хором, как пишутся глаголы с частицей НЕ? Хоровое говорение.

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

2) Работа над сказкой.

-Послушайте сказку, ответьте на вопрос, какие глаголы с НЕ запомнили?

Итак, слушаем внимательно.

-Что вы заметили? (Что глаголы ненавидеть, негодовать пишутся слитно.)
-Ребята, как же пишется НЕ в этих глаголах? (Предположения детей.)
-А почему? Можете ли вы предположить? (Не имеют смысла без НЕ.)
-Давайте уберём НЕ и попробуем прочитать.
-Я говорю так, я вас годую? Или навижу? (Нет.)
-Я вам говорю: я вас люблю, ценю, уважаю.
-Глаголы ненавидеть, негодовать являются словами-исключениями, также являются словами исключениями слова неволить, недоумевать. Слайд № 5.

Физкультминутка. Слайд № 6.

5.Первичное закрепление.

Работа по учебнику.

Стр.150 упр.403.Прочитай стихотворение И.Горюновой. Вспомни, как ты ведешь себя в гостях. Что ты хочешь взять из этого текста себе на заметку? Выпиши глаголы с частицей не.

6.Закрепление изученного.

-Задание. Спишите предложения. Раскройте скобки. Поставьте ударение в глаголах с не.

У нас (не)было времени пойти в кино. В этом городе я раньше (не)жила. Сергей и Валя (не) были на экскурсии в музее.

8.Домашние задание . стр. 151 упр.404. Спиши, вставь пропущенные буквы. Подчеркни глаголы с не. Слайд № 7.

Спасибо за работу! Молодцы! Слайд № 8.

Правописание частицы не с глаголами

Правописание частицы не с глаголами

Работа с пословицами

Работа с пословицами

Кто не работает, тот не ест. С ложью правда не дружит. Лень добра не делает. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно!

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Познакомить учащихся с правилом правописания частицы не с глаголами.

Задачи урока:

обучающие: обучение учащихся применению правила на правописание частицы НЕ с глаголами.

воспитательные: воспитание гигиенических правил письма; бережного отношения к книге, правильного поведения на уроке; повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык.

Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь

Давайте подарим друг другу улыбки. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.

2. Актуализация знаний.

-Ребята, сегодня урок русского языка необычный. К нам в гости пришёл. А кто? Отгадайте загадку:

У отца есть мальчик странный,

На воде и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос суёт он длинный,

Кто же это? (Буратино.)

Слайд .

-А кто написал эту сказку? (Алексей Толстой.)

-С творчеством Алексея Толстого мы познакомимся на уроках литературного чтения. ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: АВТОР И НАЗВАНИЕ.

Слайд .

-Буратино нас приглашает в кукольный театр на экскурсию

Слайд . Кулисы.

Давайте заглянем за кулисы театра. Актёры в нем – части речи. А какие части речи вы знаете? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, местоимение .) ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: ИМЯ СУШ., ИМЯ ПРИЛ., ГЛАГОЛ, ПРЕДЛОГ, МЕСТОИМЕНИЕ

-Расскажите всё, что вы знаете о глаголе?

(Глаголы обозначают действие предмета; отвечают на вопросы что делать? что сделать?; изменяются по числам; в предложении связаны с именем сущ.)

3. Постановка проблемы, темы урока.

Слайд .

-Актеру Сказуемому дали текст спектакля. Нам необходимо определить слова, которые принадлежат ему.

на, любил, прекрасный, весна, праздник счастливая, она, читал, под, хорошее, мы

Ученики: Любил, читал.

Слайд .

-Придайте словам отрицательный смысл. (Не любил, не читал.)

Слайд .

-Что помогло глаголу получить отрицательный смысл? (Слово не.)

-Ребята, маленькое слово не называется частицей. ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: ЧАСТИЦА.

-Какую роль в речи играет частица НЕ? (Придает отрицательный смысл словам.)

-Ребята, Буратино хотел записать эти слова, но не знает, как написать частицу НЕ с глаголом? Можете ли вы ему помочь?

-Вы можете сразу сказать, как пишется частица НЕ с глаголами? (Предположения ребят.) ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: ВОПРОСИТ.ЗНАК.

-Так какая же тема нашего урока? (Правописание частицы не с глаголами.)

Слайд .

-Мы с вами сегодня узнаем как пишется частица не с глаголами и для чего нужна эта частица в речи.

4. Знакомство с новым материалом.

Слайд .

-В театре есть библиотека, заглянул туда Буратино, нашёл пословицы, а прочитать не может. Начало от одной пословицы, а окончание от другой. Помогите восстановить пословицы. У вас на партах лежат карточки с заданием: соедините пословицы стрелками.

Читайте также: