Натюрморт конспект урока 2 класс

Обновлено: 04.07.2024

Ключевые слова: Натюрморт; композиция; линия; пятно; штрих; форма; тень; свет; полутень; объем; пропорции; карандаш; графика; тон; светотень.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Наша матушка-земля, за наш труд, награждает нас разнообразными дарами. Дары эти мы находим, и в земле, и на поверхности земли, а также на разнообразнейших деревьях.

Многие художники, любили такой вид изобразительного искусства, как графика. Это сложно, но очень увлекательно, передать объем природной или рукотворной формы, не используя разных цветов, а лишь используя графические средства, такие как линия, штрих или точка.

Знаете ли вы как называется жанр изобразительного искусства, когда художник рисует неодушевленные предмета?

Взгляните на произведения художников, где они изобразили разнообразные плоды нашей земли- кормилицы.

Некоторые художники изображали их такими, какими их создала природа, а некоторые придавали им иную форму в соответствии со своим замыслом.

В натюрморте могут присутствовать, как природные формы, то есть, что подарила нам земля.

Так и рукотворные, то есть, то, что было создано человеком.

Для создания изображения в графике, художники не используют краски. Они передают объем, графическими средствами. Накладывают энергично штрихи по форме предмета, где то светлые тона, где то тёмные. Таким образом удается передать объем предмета.

Для того, что бы передать объем предмету, нужно знать некоторые светотеневые правила.

Блик – наиболее яркий участок предмета.

Свет – расположен вокруг блика, также хорошо освещённый участок предмета, лишь чуть менее освещённый, чем блик. Прорисовывается лёгкими штрихами.

Полусвет – общий тон прорисовки предмета становится несколько темнее.

Полутень – поверхность ещё более затемнена.

Собственная тень – находится на поверхности, противоположной освещённой части предмета, лучи от основного источника света не попадают на эту поверхность напрямую. Ещё более тёмный участок.

Рефлекс – несколько светлее собственной тени, но всегда темнее полутени. Его появление обусловлено попаданием на предмет отражённых от окружающего предметного пространства лучей света.

Падающая тень – предмет полностью заслоняет свет, как бы отбрасывая свою проекцию на всё окружающее. У границы предмета интенсивность тона тени максимальна, она темнее собственной тени.

Запомните, как передать объем в работе с графическими материалами. Попробуйте применить знания на практике.

Разбор типового тренировочного задания:

Текст задания: Дополните предложения словами.

«______________ – расположен вокруг блика, также хорошо освещённый участок предмета, лишь чуть менее освещённый, чем блик. Прорисовывается лёгкими штрихами.

_______________ – общий тон прорисовки предмета становится несколько темнее.

  • Тень
  • Полутень
  • Падающая тень
  • Свет
  • Собственная тень
  • Рефлекс
  • Полусвет

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

3. Затем выберите верный ответ и проверьте себя.

Свет – расположен вокруг блика, также хорошо освещённый участок предмета, лишь чуть менее освещённый, чем блик. Прорисовывается лёгкими штрихами. Полусвет – общий тон прорисовки предмета становится несколько темнее. Полутень – поверхность ещё более затемнена.

Разбор типового тренировочного задания:

Текст вопроса: рассмотрите изображения и выберите, те на которых изображен натюрморт.

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

3. Затем выберите верный ответ и проверьте себя.

Натюрморт изображён на картинках № 3 и 4.

Обязательная и дополнительная литература для самостоятельного изучения:

Обязательная литература:

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 175 с.

Дополнительная литература:

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 2 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 64 с.

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, познакомить с жанром натюрморт; развитие способности понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства.

Планируемые результаты:

личностные:

  • Уметь развивать художественный вкус и способности к эстетической оценке произведений;
  • Уметь формировать способность к художественному познанию мира;

предметные:

  • способствовать желанию общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  • формировать мотивацию и умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для ее реализации;

Тип урока: ОНЗ

ВложениеРазмер
конспект по изо "натюрморт" (2 класс) 29.34 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект урока изобразительного искусства

Тема урока: Картина - натюрморт (гуашь, композиция)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, познакомить с жанром натюрморт; развитие способности понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства.

  • Уметь развивать художественный вкус и способности к эстетической оценке произведений;
  • Уметь формировать способность к художественному познанию мира;
  • способствовать желанию общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  • формировать мотивацию и умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для ее реализации;

Тип урока: рефлексия

Оборудование урока: презентация, листы бумаги, учебник, наглядное пособие, гуашь, кисти, палитра.

I. Этап самоопределения к деятельности

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.

Посмотрите в окно, что вы там видите?

Наступила весна и уже первые листочки появляются на веточках, становится тепло с каждым днем.

Р.: личностное включение в учебную деятельность.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словес: эвристическая беседа.

Актуализация знания и опыта:

-Кто может сказать, что такое музей? (Музей (от греч.museion- храм муз) - особое учреждение, в котором занимаются собиранием, хранением, экспонированием произведений искусств, памятников археологии, истории и др.)

- Как одним словом называют художественное произведение?? (Картины, живопись)

-А где сейчас картины живут? (в художественных музеях)

-Какие художественные музеи вы знаете в нашей стране? (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей)

отвечают на вопросы, оценивают свои знания

Л.: самоопределение к учебной деятельности.

К.: участвовать в учебном диалоге.

П.: выполнение действий по алгоритму.

III. Постановка учебной задачи

Словес: ответы на вопросы

-Чтобы узнать с каким жанром картин мы сегодня познакомимся, прослушайте стихотворение, ответ- хоровой.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или груши или торт,

Или все предметы сразу,-

Знай, что это натюрморт!

- Предположите, какую тему мы будем изучать? (Картина- натюрморт)

- Какие цели мы поставим?

-Познакомиться с жанром натюрморта

- Учиться составлять композицию из предметов

Л.: самоопределение к учебной деятельности.

К.: участвовать в учебном диалоге.

П.: выполнение действий по алгоритму.

IV. Включение в систему знаний

Слов: слово учителя

Практ: самостоятельное выполнение задания

- Итак, что же может быть изображено на натюрмортах? (цветы, посуда, старинные предметы и т.д.)

- Изображая натюрморт, художник обращает внимание на особенности формы, поверхности предметов, их деталей, взаимного расположения в пространстве.

- Посмотрите на слайд, что изобразили художники в этих натюрмортах?

А какие эмоции они передают?

В этих натюрмортах художники показали щедрость природы, спелость и сочность фруктов, прелесть цветов.

- Посмотрите на доску.

- Эти композиции подготовлены мной

- Показ 2-3 образцов (иллюстраций)

- Что вы видите? Где стоят все предметы в натюрморте? (на столе. Мы видим край стола.)

-Как стоят предметы по отношению друг к другу? Есть предмет самый большой, а вокруг него - предметы расставлены то ближе. То дальше.

-Обратите внимание, что фрукты загораживают вазу.

-Какие цвета я использовала

-Обращаю Ваше внимание, что лист можно выбрать как хотите - либо вертикально, либо горизонтально. Объясните, почему?

- правильно, если сосуд высокий и узкий, то лист следует взять вертикально. Расскажите, в каком случае надо лист расположить горизонтально.

Постановка творческой задачи

Изобразите натюрморт (бумага, гуашь, кисти, палитра, баночка для воды)

- Посмотрите на критерии оценивания

  • Оригинальность
  • Подбор цветов
  • Правильность выполнения
  • Аккуратность

-Сейчас, вы будете приступать к самостоятельной работе. Желаю вам успехов!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

образовательная : закреплять знания о процессе рисования с натуры, учить определять пропорции, форму предмета, его положение в пространстве, учить сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом.

воспитательная : способствовать формированию эстетического отношения к действительности, воспитывать у детей интерес и любовь к изображению окружающей действительности.

развивающая : развивать художественный вкус, чувство композиции, углублять формирование графических навыков в рисовании предметов с натуры, развивать наблюдательность.

Оборудование : альбомы, краски, баночки для воды, педагогический рисунок (карандаш, акварель), карандаш, кисточка.

Направленные на достижение личностных результатов :

развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе.

Подготовить учащихся к работе на уроке.

Здравствуйте ребята, меня зовут Виктория Олеговна, сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. Сейчас я буду называть, что у вас должно лежать на партах, а вы проверяйте глазами . Альбом, карандаш, краски акварельные и гуашь . .

Дети проверяют глазами.

Обеспечили готовность детей на уроке

Результат совместной деятельности

2. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала

Обеспечить мотивацию изучения нового материала. Актуализация субъектного опыта учащихся

-Вспомним жанры изобразительного искусства.

Если видишь на картине

Чудо-вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды,

И стеклянной и простой,

Может, чашка или блюдце

С золочёною каймой.

А ещё и так бывает:

Нарисована там дичь.

В завершении положим

Спелых персиков и слив.

А ещё в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картина

Назовётся натюрморт.

Далее рассматривается один из жанров искусств – натюрморт.(демонстрируются иллюстрации)

Натюрморт выполняет различные функции. Например:

- декоративный – запечатляет красочность, изящество и пышность природных форм, несколько утрируя и преобразуя их, украшает интерьер;

- символический – изображаются свечи, череп, песочные часы и др. предметы – символы, натюрморт напоминает о быстротечности человеческой жизни, времени.

Натюрморт говорит о жизни людей разных времён; даже рисуя неодушевлённые предметы, можно многое выразить, сказать о жизни людей.

hello_html_1bc76794.jpg

- Что вы можете рассказать, глядя на этот натюрморт?

Шесть фарфоровых подруг

На скатёрке встали в круг,

Захотели вечерком

Нас попотчевать чайком. (Чашки)

Блестит ярко мой мундир,

На столе я – командир.

Знают чашки, чайник;

Я большой начальник. (Самовар)

Две сестры: одна большая,

Кашу манную мешает.

Ну а меньшая сестрёнка

Чай помешивает звонко. (Ложка)

Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь – гладко,

А откусишь – сладко! (Яблоко)

Золотая голова

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова прилегла,

Только шея тонка. (Тыква)

Золотое решето чёрных домиков полно. (Подсолнух)

Летом в огороде, свежие, зелёные,

А зимою в бочке жёлтые, солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас? (Огурцы)

На сучке висят шары,

Посинели от жары. (Слива)

Дети получили эмоциональный настрой к предстоящему уроку. Определили тему урока.

Результат совместной деятельности

3. Этап усвоения новых знаний и способов деятельности

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- обогащать коммуникативные и деятельностные компетенции художественно-эстетическим содержанием;

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися нового материала, содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу, создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

- Рассмотрим иллюстрации, репродукции и ответим на вопросы:

- Что такое натюрморт?

- Какие натюрморты на репродукциях вам нравятся больше и почему?? Назовите авторов картин.

- Какие цвета (тёплые или холодные) преобладают в них? Почему?

- Что объединяет все предметы одного натюрморта? ( Тема, принадлежность )

- Как художники передают объём овощей и фруктов на плоской поверхности картин? Почему более светлые мазки на всех плодах, предметах располагаются с одной стороны, а тёмные – с другой? Какую роль здесь играет солнечный свет? ( солнечный свет, освещая предметы, делает их с одной стороны светлыми (это свет), с другой – тёмными (тень). Свет и тень помогают передать объёмное изображение предметов, их реальность.)

Натюрморт – ( в переводе с фр. – мёртвая природа ) – изображение неодушевлённых предметов. Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельные произведения, художественно воспроизводящие домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевлённые предметы. Возник натюрморт в связи с развитием реализма в живописи и по мере расширения технических и познавательных возможностей художников определился в XVIIвеке как самостоятельный жанр

Результат совместной деятельности

4.Этап закрепления новых знаний и способов деятельности

Обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

Обеспечить формирование у уч-ся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях

Последовательность выполнения работы:

На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправления резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею, т.к. разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.

На первом этапе работы краской начнём с общей цветовой характеристики натюрморта, для этого приготовим малонасыщенную смесь – колер, который прозрачным слоем нанесём на все части рисунка, исключая блики.

На втором этапе живописи моделируется объёмная форма всех предметов и передаётся их освещённость. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещённых сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более тёмными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.

На третьем этапе работы продолжаем моделирование объёмной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещённости.

На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Рисунок завершён.

hello_html_1f9a66d8.jpg

Закрепили полученный материал

Результат совместной деятельности

5. Этап применения знаний и способов действий

Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на движения учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

- Теперь возьмите в руки карандаш и преступаем к рисованию натюрморта.

Дети готовы к выполнению практической работы

Готовы к практической работе. Провели физминутку. Начали практическую работу.

Результат совместной деятельности

Регулятивные УУД: сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке.

Инициировать рефлексию учащихся по вопросу эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с усилием и одноклассниками. Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества

Ребята, чему вы сегодня научились на уроке?

Что было особенно интересно?

Кто считает, что он сегодня хорошо поработал на уроке? Поднимите руки.

Посмотрите ещё раз. Какие замечательные работы у нас с вами получились, молодцы ребята, мне было сегодня очень приятно с вами работать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Натюрморт. Твоя мастерская: рисование с натуры и по представлению.

Цели:

- углубить знания о жанре натюрморта. Иметь понятие об учебной и творческой задачах, стоящих перед художником;

- иметь представление о светотени, знать её градации и уметь различать их на различных предметах;

- иметь рисовать с натуры простым и цветными карандашами, стараясь передать светотень на предметах, несложные натюрморты.

Изобразительное искусство.

Дата проведения: 17.02.2017

Тип урока: открытия нового знания

Тема. Натюрморт. Твоя мастерская: рисование с натуры и по представлению.

- углубить знания о жанре натюрморта. Иметь понятие об учебной и творческой задачах, стоящих перед художником;

- иметь представление о светотени, знать её градации и уметь различать их на различных предметах;

- иметь рисовать с натуры простым и цветными карандашами, стараясь передать светотень на предметах, несложные натюрморты.

Обязательный минимум содержания: учебная задача, творческая задача, жанр натюрморта (Н), свет, тень, полутень, блики (П).

(Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)

Этапы урока

Формирование УУД,

технология оценивания

действия учителя

действия учеников

I. Актуализация знаний.

Учитель загадывает детям загадку (слайд 1):

– Если вы отгадаете загадку, то узнаете, какая будет сегодня тема урока.

– О чём идёт речь?

Если дети затрудняются ответить на вопрос, учитель даёт подсказку, демонстрируя

какие-либо натюрморты (слайды 2, 3).

затрудняются.

II. Создание проблемной ситуации.

1. – Представьте себе, что один натюрморт художнику заказал учитель рисования, а другой – дизайнер интерьера. Как вы думаете, какой из этих натюрмортов заказал учитель, а какой – дизайнер?

2. – Мнения разделились. Как вы думаете, чтобы ответить на этот вопрос, что нам надо знать?

1. Затрудняются ответить или мнения разделились.

2. Для чего нужен был натюрморт учителю, а для чего – дизайнеру? Где они их будут использовать?

Познавательные УУД:

1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.

2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

3. Небольшой пересказ простого текста.

4. Простой план.

Регулятивные УУД:

1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

2. Работать по предложенному плану, использовать учебник.

3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Коммуникативные УУД:

1. Высказывать свои мысли (предложение–текст), вступать в беседу.

2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.

3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

Личностные УУД:

2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей.

3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.

4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

6. Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Формулирование проблемы.

– Итак, какой главный вопрос урока?

Для чего художники пишут картины?

Возможен другой вариант проблемного вопроса (слайд 7).

IV. Выдвижение гипотез.

– Может быть, у кого-то уже есть версии ответа на проблемный вопрос?

Выдвигают свои версии.

– Для красоты; чтобы научить других…

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Учитель предлагает открыть учебник на

с. 26 и поработать с текстом (первый абзац), используя технологию продуктивного чтения.

До чтения.

– Посмотрите на выделенные слова первого абзаца, посовещайтесь в парах и попробуйте соотнести выделенные слова с изображениями (слайд 8).

Во время чтения. Хорошо читающий ребёнок читает вслух, учитель задаёт вопросы по тексту, комментирует по необходимости текст (слайд 9).

После чтения.

– Уточните, какой натюрморт приобрёл художник, а какой – дизайнер? Почему?

– Что значит учебная работа и что значит творческая работа? (Слайд 10.)

1. Дети рассматривают страницу, читают текст, выполняют задания.

Рассматривают страницу, совещаются и вместе с учителем разбирают выделенные слова, отвечают на вопросы.

– Учитель приобрёл натюрморт с кубом и шаром, чтобы научить своих учеников рисовать. Это учебный рисунок, на нём точно переданы объём и форма.

Дизайнер приобрёл натюрморт Елизаветы Говоровой, чтобы украсить свой интерьер. Это творческая работа, здесь художник выразил свои чувства.

2. Учитель предлагает рассмотреть учебные рисунки и определить, где расположен источник света, найти на рисунках свет, тень и полутень (слайды 11, 12, 13).

2. Дети рассматривают слайды, отвечают.

VI. Выражение решения проблемы.

Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него (слайд 14).

VII. Применение знаний (продуктивные задания).

Учитель предлагает ребятам рассмотреть схему на с. 27 учебника или на с. 18–19 в Рабочей тетради (слайды 15, 16) и составить план работы над натюрмортом. Затем выполнить натюрморт с натуры. В качестве натуры можно использовать крупное яблоко, грушу или другой округлый предмет. Если класс большой, то лучше использовать две-три постановки натюрморта.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Учитель предлагает ученикам оценить свою работу по алгоритму (слайд 17).

– Что тебе нужно было сделать?

– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?

– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

– Как бы ты оценил свою работу?

IХ. Домашнее задание.

– Принести альбом, цветные карандаши (лучше всего акварельные). (Слайд 18.)

t1580134156ab.jpg

Во время занятия обучающиеся закрепляют свои знания о материалах и предметах необходимых для работы художнику. Совершают виртуальную экскурсию в мастерскую художника. Закрепляют знания о жанрах изобразительного искусства, знакомятся с этапами рисования натюрморта с натуры.

Пояснительная записка.

Занятия по изобразительному искусству дают большие возможности в развитии, обучении и воспитании детей и подростков, способствуют удовлетворению и разви­тию эстетических потребностей, приобщению их к общечеловеческим ценностям и художест­венной культуре.

Занимаясь изобразительной деятельностью с детьми, педагоги недостаточно уделяют внимания рисованию с натуры (академическому рисунку) и часто заменяют его рисованием по представлению или копированием изображения с плакатов, с иллюстраций, рисованием на свободные темы.

В школах на уроках изобразительного искусства не достаточно времени и возможности заниматься рисованием с натуры.

Педагоги дополнительного образования больше внимания уделяют индивидуальной работе с детьми, подробно объясняют каждому ребенку правила и законы рисования, помогают увидеть главное и выразительно передать это в рисунке.

Отличительной особенностью занятий в системе дополнительного образования детей также является то, что большинство учебных заданий рассчитано на более длительное время, по сравнению с уроками в школе. Широкие возможности открыты и в области применения различных художественных материалов.

Тема рисования с натуры натюрморта актуальна тем, что формирует у детей эстетическое отношение к действительности, навыки в изображении объемных предметов, развивает видение красоты, разнообразие реальных форм предметов, развивает композиционное мышление. Рисование с натуры обеспечивает в конечном итоге рост творческого потенциала обучающихся, влияет на совершенствование вкуса, мастерства, техники, способности передавать свет, объем формы, материал, дает возможность ребенку выражать свои чувства, переживания и настроения.

Во время занятия используются интерактивные презентации, что позволяет значительно повысить информативность и эффективность занятия при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала. Очевидно, что производительность обучения значительно повышается, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия. С помощью интерактивных презентаций обучающиеся закрепляют полученные ранее знания и изучают новую информацию.

Перед практической частью для снятия усталости, утомления, нарушение осанки, зрения, улучшения внимания, а также повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов с обучающимися проводится физкультминутка (музыкальная разминка). Дети не просто выполняют движения со слов педагога, а повторяют ритмичные движения с видеоролика. Таким образом, у обучающихся поднимается эмоциональный и позитивный настрой на творческую работу.

Презентация предназначена для закрепления знаний у обучающихся о предметах и материалах, необходимых художнику для работы, тем самым они узнают, что художник работает над произведениями искусства в творческой мастерской.

Обучающиеся отгадывают загадки, при нажатии левой клавиши мыши на прямоугольник он исчезает и появляется картинка (правильный ответ).

Переход на следующий слайд производится с помощью стрелки в правом нижнем углу.

С помощью интерактивной презентации обучающиеся проверяют знания о жанрах изобразительного искусства. На третьем слайде изображены 7 смайликов, нажав на которые левой клавишей мыши происходит переход на определенные слайды. На каждом слайде дана информация о жанрах: пейзаж, натюрморт, анималистический, батальный, бытовой, исторический.

С помощью кнопок (навигации) передвигаемся по слайдам (вперед, назад, на исходный слайд).

Тема занятия и рефлексия так же обозначены на презентационном слайде.

Основная часть.

Цель: расширение знаний обучающихся о жанре натюрморта, об особенностях его композиционного решения.

- обучать составлять натюрморт и рисовать с натуры;

- систематизировать знания о жанрах изобразительного искусства;

- развивать навыки работы средствами живописи;

- развивать чувство композиции;

- воспитывать эстетическую восприимчивость.

Формы организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Тип занятия: комбинированное, рисование с натуры.

Форма проведения занятия: беседа, практическая работа.
Методы обучения: объяснительно­ - иллюстративный.

Средства обучения: презентации, постановка натюрморта.

Материалы и оборудование: краски (гуашевые или акварельные), карандаш простой, ластик, баночка под воду, палитра, формат А 3, натурная постановка, мольберты, столы, стулья, проектор, ноутбук, экран.

Ход занятия .

I . Организационный этап.

В этом зале - все друзья!
Я, ты, он, она - вместе дружная семья!
Посмотрите на себя, на соседа справа, на соседа слева.
В этом зале все друзья!
Я, ты, он, она - вместе дружная семья!
Ущипни соседа справа, ущипни соседа слева.
В этом зале - все друзья!
Я , ты, он, она - вместе дружная семья!
Обними соседа справа, обними соседа слева.
В этом зале - все друзья!
Я, ты, он, она - вместе дружная семья.
Поцелуй соседа справа, поцелуй соседа слева.
В этом зале - все друзья!
Я, ты, он, она - вместе дружная семья!
Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева!
В этом зале - все друзья!
Я, ты, он, она - вместе дружная семья!
Посмотрите на себя - вместе мы сто тысяч "Я"!

Молодцы, ребята, я вижу, что у вас отличное настроение и все готовы к работе.

II . Подготовительный этап.

Что за комната такая?

И большая, и сверкает,

В ней всего так много есть:

Краски, кисти, штук по шесть,

И большое полотно,

Что это, ребята? (ответы детей). Правильно это мастерская художника.

Сегодня мы совершим экскурсию в настоящую мастерскую художника. Там вас ждет много интересного и познавательного (просмотр видеоролика).

Ребята, вы, как настоящие художники тоже будете работать над произведением искусства.

Педагог: А какие вы знаете жанры изобразительного искусства? (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, исторический, батальный, бытовой жанры)

Педагог: Сегодня на занятии мы подробнее остановимся на жанре изобразительного искусства – натюрморт.

III . Основной этап.

Для того, чтобы художнику нарисовать натюрморт, его нужно правильно составить. При составлении натюрморта надо думать о том, чтобы предметы не только группировались по смыслу, но и составляли интересную в художественном отношении группу, ритмично организованную, хорошо подобранную по цвету и форме, отличающуюся композиционной завершенностью. Многие художники подбирали предметы и составляли натюрморт даже по несколько дней, тщательно обдумывали композиционное и цветовое решение, сопоставляли каждый предмет друг – другу.

В мастерской у художника имеется множество различных предметов, из которых он составляет натюрморт. После составления натюрморта ин его изображает с натуры.

Педагог: Ребята, сейчас вы тоже попробуете составить натюрморт (дети составляют натюрморт из предложенных предметов).

Какие предметы оказались лишними? Почему вы использовали именно эти предметы? Как вы назовете свой натюрморт? Сложно было его составить? (ответы детей)

Педагог: Натюрморт, ребята, вы составили. А теперь его нужно правильно изобразить на формате. Перед тем, как приступить к работе, вы должны выбрать художественный материал: гуашевые краски или акварельные. Ребята, давайте вспомним свойства этих красок. Акварель — единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. Гуашевые краски придают матовость и непрозрачность.

Педагог: Сейчас мы познакомимся с последовательностью работы над натюрмортом с натуры (показ презентации).

Первый этап работы:

предварительный анализ постановки натюрморта (целостность постановки);

выбор места для работы (точка зрения);

выполнение эскизов (по 2-3 минуты);

Второй этап работы: - композиционное размещение изображения на плоскости листа. Необходимо скомпоновать всю группу предметов так, чтобы плоскость листа была заполнена равномерно, изображаемые предметы не упирались в края листа, и наоборот, не оставалось много пустого места. Большое внимание надо уделять освещению (искусственное, верхнее, боковое или естественное дневное). Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный в соответствии с задуманной темой. Передний план должен быть относительно свободный, легкий.

Третий и четвёртый этапы работы - передача характера формы и пропорции предметов. Выявляя конструктивную основу формы предметов необходимо проверить перспективу больших форм и особенно оснований предметов. Прорисовываем не только видимые линии, но и те которые не видны, таким образом, будет чувствоваться целостность предмета.

Пятый этап работы - выявление объёма предметов по средствам светотени и цвета. Объём предметов в рисунке передаётся при помощи перспективы и передачи формы средствами светотени - тоном или цветом в нужном тоне в живописи. Свет, падая на поверхность плоскости, меняется в тоне в зависимости от положения плоскостей в пространстве по отношению к источнику света. Объем выявляется за счет светотени. Градации светотени: свет, тень, полутень, рефлекс, блик.

Шестой этап работы детальная прорисовка формы предметов.

При детальной прорисовке формы надо внимательно наблюдать за всеми оттенками и переходами светотени, за всеми деталями формы. Приступая к выявлению объёма предметов тоном или цветом, надо определить самое светлое и самое тёмное место в натюрморте. Установив эти два полюса, обратить внимание на полутени. Проработка деталей также требует определенной закономерности – каждую деталь надо рисовать в связи с другими частями натюрморта.

Седьмой завершающий этап работы - обобщение рисунка. Подведение итогов работы над натюрмортом. На этом этапе надо внимательно проверить общее впечатление от изображения натуры, издали прищуренными глазами и сравнить силу рефлексов с натурой, которые должны сливаться с тенями, то есть должно быть тональное и цветовое единство изображения.

Нужно проверить общее состояние рисунка, подчинить детали целому, уточнить рисунок в тоне (подчиняет света и тени, блики, рефлексы и полутона общему тону). Главное в рисунке должно быть более детально прорисовано, а второстепенное обобщено. Не нужно забывать о воздушной перспективе и его применения в работе. На дальнем плане изображение должно быть сглажено, на переднем плане – контрастно.

Педагог: Ребята, вы подробно познакомились с последовательностью рисования натюрморта. Сейчас я попрошу вас внимательно со всех точек зрения рассмотреть натюрморт, который находится перед вами. Провести анализ постановки, выполнить несколько набросков карандашом и выбрать наиболее удачный вариант.

Педагог: Прежде, чем приступить к творческой работе, я думаю, нам нужно немного отдохнуть и расслабиться.

Физкультминутка (музыкальная разминка).

Педагог: Сейчас самое время приступить к работе. Ребята, вы не забыли, где мы находимся? (ответы детей) Правильно в мастерской у художника. Как называется подставка, куда художник помещает будущий рисунок (или закрепляет формат для рисования)? (ответы детей). Правильно это мольберт. Сегодня, ребята, вы тоже как настоящие художники будете работать за мольбертами.

Практическая работа.

Задание. Выполнить натюрморт в цвете (гуашевыми или акварельными красками).

Педагог : Ребята, как вы думаете, художник соблюдает технику безопасности, работая в мастерской? (ответы детей).

Назовите, какие правила безопасности нужно соблюдать (ответы детей).

Техника безопасности во время работы.

Никогда не класть кисточку с нанесенной на ней краской в рот.

Не оставлять кисти в воде или не промытыми от краски, чтобы избежать выпадения щетины.

Художественные материалы нужно хранить в специально отведенном месте, не раскидывать их.

Не стряхивать нанесенную на кисть краску на пол.

Не размахивать острыми предметами.

После работы убрать рабочее место, вымыть руки с мылом.

IV . Итоговый этап.

Педагог: Ребята, посмотрите, какие картины у вас получились. Какие они разные, несмотря на то, что вы рисовали одну постановку. Каждый из вас постарался выдержать колорит, форму и пропорции предметов. Выявить объём средствами светотени и цвета.

Скажите, куда оформляют художники готовые картины? (ответы детей). Правильно, оформляют в паспарту или раму.

В каких жанрах изобразительного искусства работают художники? (ответы детей).

Ребята, кто назовет последовательность рисования натюрморта? Какие этапы работы над натюрмортом вы запомнили?

А вам понравилось работать в мастерской художника?

V . Рефлективный этап.

Педагог: Ребята, сегодня каждый из вас был настоящим художником, работая в мастерской. У каждого из вас остались свои впечатления о работе. Я попрошу вас ответить на несколько вопросов, которые изображены на слайде.

Сегодня я узнал…..

У меня хорошо получилось…

Я смог бы нарисовать лучше….

Сегодня мне пока не удалось…..

Педагог: Спасибо, ребята за ответы, с каждым разом, совершенствуя свои навыки, вы будете творить настоящие произведения искусства.

Читайте также: