Невидимые нити в живой природе 3 класс перспектива конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Автор: Северина Ольга Анатольевна

учитель начальных классов

растения животные человек

Что такое фауна?

Растительноядные Растительноядные Растительноядные — животные, рационы которых представляют растения, содержащие много клетчатки; имеют хорошо развитые желудок и толстые кишки. Наиболее известными примерами растительноядных млекопитающих являются зайцы, лошади, коровы, овцы, губки, большинство червей и три четверти всех насекомых. Растительноядные

Мы привыкли думать, что самые опасными животными являются хищники, но это не совсем верно. В природе существует много других существ, которые не питаются мясом и вместе с тем они ни чуть не безопаснее. Вашему вниманию представляется подборка самых опасных травоядных.

Растительноядные Гелады являются одним из впечатляющих видов обезьян. Обитают лишь в горах Эфиопии, где питаются в основном травой. Гелады миролюбивый вид обезьян, но они обладатели одного из самых страшных набора зубов в природе. Они редко нападают на людей в дикой природе (если вообще такой факт был зафиксирован), но в зоопарках и заповедниках они крайне агрессивны. Насекомоядные

Насекомоядные Их восемь семейств и 374 вида. Живут насекомоядные в общем-то там, где сумчатых нет: на всех континентах и многих островах, кроме Австралии, Тасмании, Новой Гвинеи, Новой Зеландии и Южной Америки (за исключением небольших ее областей в северо-западном углу этого материка). В Заполярье насекомоядные тоже не водятся. Насекомоядные В нашей стране отряд Насекомоядные представлен различными видами ежей, землероек, кротов, а также выхухолью. Ежи и землеройки приносят пользу, истребляя вредных насекомых. Кроты уничтожают почвенных животных (личинок майских жуков), но в то же время они питаются полезными дождевыми червями. Кроме того, их роющая деятельность приносит вред лесным посадкам, огородам и лугам. Шкурки выхухолей и кротов используются как пушное сырье. Выхухоль охраняется законом. Крот и в прошлом выхухоль - промысловые виды.

Хищные – отряд млекопитающих, питающихся преимущественно животной пищей. Длина тела составляет от 13 см до 3 м (медведь), вес – до 700 кг. У этих животных хорошо развиты клыки, несколько коренных зубов приспособлены для разрывания мяса. Не менее хорошо развиты когти.

В отряде 280 видов

Хищные (хищники) Тигры обладают гипнозом. На охоте, завидев жертву, тигр способен производить звуки очень низкой частоты, которые наводят на жертву такой ужас, что она впадает в состояние оцепенения и не может шелохнуться. На передних лапах животного имеется только по 5 пальцев, как и у человека, а на задних лапах тигры имеют лишь по 4 пальца. Длина когтей тигра от 80 до 100 мм. Хищные (хищники) Только львы в семействе кошачьих имеют явные различия по половому признаку. У самцов этих кошек есть густая грива, их тело крупнее тела самки. У самок гривы нет, они меньше самцов. Львы одинаковы только на первый взгляд. Звери отличают друг друга по форме морды. У каждого льва она своя, как отпечатки пальцев у людей. Львы нападают на людей в случае голода. Нападают на людей также больные животные. Нападение может быть вызвано вторжением человека та территорию, где обитает лев одиночка или львиный прайд. Львы нападают на людей значительно реже, нежели крокодилы. Хищные (хищники) Медведь – родственник собаки. Когти медведя не втягиваются в отличие от когтей большинства диких кошек. Удар лапы взрослого бурого медведя может разорвать человека пополам. Медведи очень быстро бегают. Например, медведь гризли может догнать даже лошадь. Медведи с наступлением зимы впадают в состояние анабиоза, которое называется зимней спячкой. Это состояние до конца не изучено. Известно только, что все жизненные процессы в организме животного замедляются. Медведи хорошо плавают. Часто медведи ловко ловят рыбу на мелководье в период ее нереста. За лето медведь запасается подкожным жиром и другими питательными веществами, которых ему хватает, чтобы перезимовать в берлоге. Всеядные

Всеядные К таким животным относятся, например, тараканы, страусы, крысы, свиньи, большинство видов медведей, а также шимпанзе и, конечно же, человек. Их система пищеварения может переваривать как растительную, так и животную пищу. У всеядных животных в передней части челюсти расположены резцы, а сзади -коренные зубы. У них нет острых, как ножи, клыков и коренных зубов с острыми краями, как у хищников, или больших - приспособленных для перетирания травы, как у жвачных растительноядных животных.

Цели.
Образовательная: формирование умения классифицировать животных по типу питания;
составление цепей питания и установление взаимосвязей;
обоснование необходимости поддержания человеком природных цепей питания.
Развивающая: способствовать развитию речи и логического мышления;
способствовать умению сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:
Личностные: быть способным к самооценке на основе создания ситуации успеха; формировать позитивное отношение к учебе.
Метапредметные:
регулятивные - уметь управлять своей учебной деятельностью, определять и формулировать цели урока, высказывать и аргументировать свою точку зрения, проявлять инициативность и саморегуляцию;
познавательные - устанавливать причинно-следственные связи в природе, уметь извлекать информацию из разных источников, находить ответы на вопросы с опорой на жизненный опыт;
коммуникативные - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога, развивать навык сотрудничества, осуществлять работу в паре и группе.

- знать животных по типу питания;
- уметь работать с текстом и добывать информацию из различных источников;
- уметь составлять цепи питания;
- поддерживать желание заботиться о природе, необходимости ее охраны, решать экологические проблемы.

-Сегодняшний урок хочу начать со слов замечательного детского писателя Виталия Бианки. (Слайд 2)

-Кто помнит, чем отличаются его произведения? (Он писал о природе и животных).

- Сегодня мы тоже отправимся в мир животных. Вы уже знаете, что он очень разнообразен. Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал прошлого урока.

2. Актуализация знаний

1. Наука о животных называется зоология. - (да)
2. Птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, лягушки, рыбы, растения, грибы, микробы – это животные. - (нет)
3. Дельфин, бегемот, щука – это всё рыбы. - (нет)
4. Зимой спят ежи, медведи, лягушки, барсуки. - (да)
5. Пресмыкающиеся ползают по земле, соприкасаясь с ней брюхом. - (да)
6. Тело птиц покрыто перьями. - (да)
7. Охота на зверей весной запрещена, так как у них рождаются детёныши и идёт линька. - (да)
8. Млекопитающие выкармливают детенышей молоком. - (да)
9.Плавники нужны рыбам для дыхания.- (нет)

10. Паукообразные имеют шесть ног (три пары) – (нет)


- Проведём взаимопроверку. Поменяйтесь листочками.

- Проверьте по эталону. Оцените работу соседа по парте. (Слайд 4)

1)да, 2)нет, 3)нет, 4)да, 5)да, 6)да, 7)да, 8)да, 9)нет, 10)нет.

- Ребята, если кто из вас, кто не допустил ни одной ошибки?

- А у кого одна или две ошибки? Молодцы! (Убираем листочки в корзинки).

3. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, отгадайте загадку.

И тысячи ладошек.

- Давайте вспомним, чем питаются растения? ( Они получают минеральные соли и воду из почвы). (СЛАЙД 5)

-Какую роль играют растения в жизни животных? ( Некоторые животные питаются растениями).

(По ходу работы вывешивать на доске карточки: растительноядные, хищные, насекомоядные и всеядные).

- У вас на партах лежат карточки, с изображением животных. Найдите среди них животных, которые питаются растениями. (Колибри, заяц, коза, слон) . Соберите их в одну группу. Как мы их назовем? (Растительноядные). (СЛАЙД 6).

-Отложите эту группу отдельно.

-Чем ещё, кроме растений, могут питаться животные? (Другими животными, насекомыми, ягодами, грибами…)

- Найдите животных, которые питаются другими животными? (Волк, тигр, щука, лиса). Как мы назовём такую группу? (Хищные или хищники). (СЛАЙД 7)

- И эту группу отложите.

-А как назовём животных, которые питаются насекомыми? (Насекомоядные). Найдите их на ваших картинках. (Стрекоза, ласточка, ёж, лягушка, крот) . Насекомоядные это тоже хищники, но так как они сами небольшого размера, то и их добыча тоже очень мала, в отличие от добычи крупных хищников. (СЛАЙД 8)

-Сколько групп у нас получилось? 3.

-По какому признаку мы их собрали? По способу питания.

-Скажите, пожалуйста, в какую группу вы отнесли медведя? (Спросить несколько человек ).

-Давайте вспомним, чем питается медведь? (Рыба, ягоды, клубни, орехи, мёд) . Так к какой же группе по способу питания отнести медведя? (Всеядные). (СЛАЙД 9)

- Назовите всеядных животных, которые есть на ваших картинках. (Кабан, медведь, ворона, белка).

- Давайте посмотрим, сколько групп у нас получилось ? (4 группы)

-Ещё раз. По какому признаку мы делили животных на группы ? ( По способу питания).

4. Первичное закрепление.

Работа с карточками по рядам.

-У вас на партах лежат светло-жёлтые карточки. Возьмите их и выполните задание.

1 ряд - подчеркните зелёным цветом растительноядных животных (заяц и лось) , 2 ряд – насекомоядных (ласточки и лягушки), 3 ряд – хищников (лиса и сова).

Лето - щедрое время года для самых разных животных. В небе мы часто видим ласточек . Они ловят в воздухе многочисленных летающих насекомых. У воды охотится лягушка . В лесу находят свою добычу лиса и сова . Богатый стол накрыт здесь для зайца и лося - это разные веточки, листья, кора. А для вороны и кабана сгодится любая пища - и растительная, и животная.

-Справились? Скажите, а каких животных мы не назвали? (Это ворона и кабан) . К какой группе по типу питания их можно отнести? (Всеядные) .

– Представьте, что произошло бы в природе, если бы исчезла какая-нибудь группа? Зайцы? Лисы? Или вдруг исчезли бы все растения? ( Ответы детей ).

-Получается, что животные не могут жить без растений, а растения без животных. Значит, в природе всё взаимосвязано.

– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О том, как связаны растения и животные.)

– Прочитайте тему урока. Понятна ли она вам?

- Как вы думаете, что это за НЕВИДИМЫЕ НИТИ, которые связывают растения животных? Давайте попытаемся это узнать.

- Но сначала немного отдохнём.

6. Продолжение работы над темой урока.

-Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому ученые говорят, что живые существа связаны между собой по питанию в так называемые цепи питания. (СЛАЙД 11)

- Как вы понимаете значение этого словосочетания?

- Посмотрите ёще раз на слово ЦЕПЬ, как вы понимаете это слово? Какие возникают ассоциации? Что такое цепь?

- Любая цепь – это несколько звеньев, соединенных между собой последовательно – одно за другим.

-Сейчас попробуем с вами разобраться, что такое цепь питания и из чего она состоит.

-Для этого у вас на партах лежат карточки голубого цвета, на которых есть несколько цепей питания. Попробуйте проанализировать данные цепи, разобраться в них и ответить на вопросы, которые написаны вверху. То есть работаем по плану.

-Прочитайте 1 вопрос, на который вы отвечали.

1вопрос. В каком порядке расположены звенья в цепи питания?

- Вы увидели какую-нибудь закономерность в данном порядке? (На первом месте в каждом звене стоит растение).

-А на втором месте что идёт? (Растительноядные животные)

- А дальше? (Идут все остальные животные).

2 вопрос. Почему же на 1 месте всегда растения? (Если дети затрудняются ответить, то включить схему питания растений (картинка). (СЛАЙД 12)

(Только растения, используя энергию Солнца, производят питательные вещества (сахар, крахмал), а ими питаются растительноядные животные, а растительноядными питаются – хищники. Отдельно друг от друга им не прожить).

-Мы с вами теперь знаем, как передается энергия от растений к животным, как возникает пищевая цепь.

-Составляя цепи питания мы будем проводить стрелки от первого звена к последующим.

-Как вы думаете, можно ли переставлять звенья пищевой цепи? (СЛАЙД 13)

-Сделаем вывод, что же вы заметили, выполняя это задание: в любой цепи питания есть строгая последовательность, которую нельзя нарушать! (СЛАЙД 14)

- Как вы думаете, а зачем нам, людям, надо знать, что такое цепь питания и знать её последовательность? (Ответы)

Вывод : каждое звено, даже самое маленькое очень ценно и надо стараться относиться к природе бережно, чтобы не нарушить взаимосвязь или как мы говорим – НЕВИДИМЫЕ НИТИ.

- Ребята, скажите, пожалуйста, а сможем мы теперь составить самостоятельно цепь питания, используя полученные знания?

-Работа с электронным приложением. (Составить цепи питания)

- Мы узнали, что по способу питания животные делятся на 4 группы. А как вы думаете, можно ли по внешним отличительным признакам животных, определить к какой группе по способу питания они относится? Вот над этим заданием вы поработаете дома.

Объяснение домашнего задания.

Прочитать внимательно текст и подчеркнуть название животного и его особенности, для добычи пищи или для защиты от хищников.

Кто как приспособлен

Хищники хорошо приспособлены к тому, чтобы добывать себе еду. Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы — всё это помогает лисе охотиться. А вот сова. Огромные глаза её прекрасно видят ночью и днём, мягкое оперение делает бесшумным полёт, острые когти и сильный изогнутый клюв помогают удерживать и поедать добычу.

Но и те животные, на которых они охотятся, приспособлены к тому, чтобы защищаться. У зайца быстрые ноги, поэтому его трудно догнать. Спасает зайца и цвет шубки: летом она серая, зимой белая. У ежа защита — иголки. Ящерица, если враг схватит её за хвост, оставляет его хищнику, а сама убегает. Потом у ящерицы вырастает новый хвост.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (СЛАЙД 15)

Из-за особенностей питания животных делят на ………..группы.

Животные и растения связаны между собой в ……………………

В основе цепи питания находятся ………………………………..

А заканчивают цепь – …………….

- Сегодня на уроке (СЛАЙД 16)

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Мне было трудно…
  • Для меня стало открытием …

МОЛОДЦЫ! (СЛАЙД 17)

Домашнее задание. Работа с текстом " Кто как приспособлен".

1. В каком порядке расположены звенья в цепи питания?

Осина – Заяц – Волк

Жёлуди – Мышь – Сова

Лист – Гусеница – Воробей

Водоросли – Карась – Щука

Пшеница – Мышь – Гадюка – Орёл

2. Почему же на первом месте всегда растения?

1. В каком порядке расположены звенья в цепи питания?

Осина – Заяц – Волк

Жёлуди – Мышь – Сова

Лист – Гусеница – Воробей

Водоросли – Карась – Щука

Пшеница – Мышь – Гадюка – Орёл

2. Почему же на первом месте всегда растения?

Кто как приспособлен

Хищники хорошо приспособлены к тому, чтобы добывать себе еду. Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы — всё это помогает лисе охотиться. А вот сова. Огромные глаза её прекрасно видят ночью и днём, мягкое оперение делает бесшумным полёт, острые когти и сильный изогнутый клюв помогают удерживать и поедать добычу.

Но и те животные, на которых они охотятся, приспособлены к тому, чтобы защищаться. У зайца быстрые ноги, поэтому его трудно догнать. Спасает зайца и цвет шубки: летом она серая, зимой белая. У ежа защита — иголки. Ящерица, если враг схватит её за хвост, оставляет его хищнику, а сама убегает. Потом у ящерицы вырастает новый хвост.

Кто как приспособлен

Хищники хорошо приспособлены к тому, чтобы добывать себе еду. Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы — всё это помогает лисе охотиться. А вот сова. Огромные глаза её прекрасно видят ночью и днём, мягкое оперение делает бесшумным полёт, острые когти и сильный изогнутый клюв помогают удерживать и поедать добычу.

Но и те животные, на которых они охотятся, приспособлены к тому, чтобы защищаться. У зайца быстрые ноги, поэтому его трудно догнать. Спасает зайца и цвет шубки: летом она серая, зимой белая. У ежа защита — иголки. Ящерица, если враг схватит её за хвост, оставляет его хищнику, а сама убегает. Потом у ящерицы вырастает новый хвост.

Думаю, что знаю, но сомневаюсь ( ? )

Знаю, что такое цепь питания и могу её построить.

Думаю, что знаю, но сомневаюсь ( ? )

Знаю, что такое цепь питания и могу её построить.

Думаю, что знаю, но сомневаюсь ( ? )

Знаю, что такое цепь питания и могу её построить.

Составь схемы цепей питания.

а) Впиши в нужном порядке: волк, трава, коза.


б) Впиши в нужном порядке: клевер, трясогузка, гусеница. Проведи стрелки.


в) Приведи свой пример цепи питания.


Составь схемы цепей питания.

а) Впиши в нужном порядке: волк, трава, коза.


б) Впиши в нужном порядке: клевер, трясогузка, гусеница. Проведи стрелки.


в) Приведи свой пример цепи питания.


Составь схемы цепей питания.

а) Впиши в нужном порядке: волк, трава, коза.


б) Впиши в нужном порядке: клевер, трясогузка, гусеница. Проведи стрелки.


в) Приведи свой пример цепи питания.


Лето - щедрое время года для самых разных животных. В небе мы часто видим ласточек. Они ловят в воздухе многочисленных летающих насекомых. У воды охотится лягушка. В лесу находят свою добычу лиса и сова. Богатый стол накрыт здесь для зайца и лося - это разные веточки, листья, кора. А для вороны и кабана сгодится любая пища - и растительная, и животная.

Лето - щедрое время года для самых разных животных. В небе мы часто видим ласточек. Они ловят в воздухе многочисленных летающих насекомых. У воды охотится лягушка. В лесу находят свою добычу лиса и сова. Богатый стол накрыт здесь для зайца и лося - это разные веточки, листья, кора. А для вороны и кабана сгодится любая пища - и растительная, и животная.

Лето - щедрое время года для самых разных животных. В небе мы часто видим ласточек. Они ловят в воздухе многочисленных летающих насекомых. У воды охотится лягушка. В лесу находят свою добычу лиса и сова. Богатый стол накрыт здесь для зайца и лося - это разные веточки, листья, кора. А для вороны и кабана сгодится любая пища - и растительная, и животная.

Лето - щедрое время года для самых разных животных. В небе мы часто видим ласточек. Они ловят в воздухе многочисленных летающих насекомых. У воды охотится лягушка. В лесу находят свою добычу лиса и сова. Богатый стол накрыт здесь для зайца и лося - это разные веточки, листья, кора. А для вороны и кабана сгодится любая пища - и растительная, и животная.

Лето - щедрое время года для самых разных животных. В небе мы часто видим ласточек. Они ловят в воздухе многочисленных летающих насекомых. У воды охотится лягушка. В лесу находят свою добычу лиса и сова. Богатый стол накрыт здесь для зайца и лося - это разные веточки, листья, кора. А для вороны и кабана сгодится любая пища - и растительная, и животная.

Цель урока: Изучить взаимосвязь растений и животных в природе

  • Научиться определять группы животных по особенностям питания
  • Приводить примеры животных этих групп
  • Сравнивать внешний вид животных в зависимости от способа питания и способа защиты от врагов
  • Научиться понимать цепи питания как способ организации сообщества живых организмов

Актуализация знаний и умений

Деятельность учителя Деятельность учеников
Проверяем усвоение материала предыдущего урока.

Мы с вами рассматривали образы животных в народном творчестве. Расскажите, кому помогают животные в сказках? (слайд)

Какая важная мысль заключена в сказке “Василиса Прекрасная”? (слайд)

Серый волк, золотая рыбка и другие животные помогают добрым, справедливым людям.

Красота души, доброта может скрываться за некрасивой внешностью.

Постановка учебной задачи

Деятельность учителя Деятельность учеников
Проблемная ситуация.

Один из выдающихся врачей древности как-то сказал: “Мы состоим из того, что едим” Что он имел в виду? (слайд)

Всё живое питается, чтобы жить. Если растение, животное или человек несколько дней не будет питаться, то он погибнет (слайд)

Решение поставленной задачи

Деятельность учителя Деятельность учеников
Аналитический этап

Барсук – растения, насекомые, мелкие животные

Рассмотрите иллюстрации, догадайтесь, кто здесь лишний? Почему? (слайд)

Что помогает животным добывать пищу? Рассмотрите иллюстрации и попробуйте объяснить (слайды)

Сероватый, зубоватый, по полям рыщет, телят, ягнят ищет.

Зубы, клюв, язык, окраска.

  • Полёвки спят зимой только в самые сильные морозы. Поэтому они делают большие запасы хлеба. В некоторых норках этих грызунов собрано по 4-5 кг зерна.
  • Осенью барсук начинает готовиться к зиме. Он отъедается и сильно жиреет. Пищей ему служит всё, что попадается: жуки, слизни, ящерицы, лягушки, мыши. Ест он и лесные ягоды и плоды. (слайды)

Мы с вами читали сказки о животных. Помните, что жертвами хищников во многих случаях становились беззащитные зайцы, белки и др. А что было бы, если бы в лесу вдруг исчезли все хищники и все зайцы жили до старости?

Составьте самостоятельно две цепочки, объясните друг другу (работа в парах постоянного состава)

На экране изображение тёмного леса. Чтобы вы предложили, чтобы в лесу стало радостнее?

Нажмите, чтобы узнать подробности

· читать и обсуждать текст, делать выводы из изученного материала.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

· формирование уважительного отношения к иному мнению;

· формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы, готовности следовать нормам природоохранного поведения.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

· формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).

· формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД).

· формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).

· формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).

· формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД).

Ресурсы:

· А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 2 класса (часть 1);

· Презентация к уроку;

· инструкция для создания моделей;

· иллюстрации представителей животного и растительного мира; (Приложение 4)

· карточки для создания кластера; (Приложение 2)

· стрелки из цветной бумаги, клей, степлер;

Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми. Тогда наш урок пройдет успешно. Желаю вам сегодня на уроке глубже познать тайны окружающего мира

Посмотрите внимательно, что у меня в руках? Что вам это напоминает?

Ребята, земля это наш с вами дом. Сейчас мы с вами продолжим предложения. (передавая друг другу мяч)

Я хотел чтобы на нашей планете - Земля всегда было:

чисто, красиво, зелено, было огромное множество животных, журчали чистые ручьи,

чтобы все дышали чистым воздухом и пили полезную ключевую воду.

Ребята, а для того, чтобы наши желания сбылись, от кого это зависит, как вы думаете

2.Актуализация знаний

А теперь разрешите спор двух школьников.

Марина говорит: животные – это только дикие звери, галка – это птица, а не животное. Да и бабочка – насекомое. А не животное.

Егор не согласен с Мариной. Он считает. Что все. Кто движется. Питается. Растет. Дает потомство, то есть живет. Относится к животным.

Кто из детей прав

Сейчас мы с вами вспомним, какие группы животных населяют нашу землю

Для этого вы должны отгадать

Тема урока. Невидимые нити

Цель: систематизировать и расширять представления об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком

Планируемые результаты:

учащиеся осознают необходимость сохранения живой и неживой природы;

научатся устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их;

читать и обсуждать текст, делать выводы из изученного материала.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

формирование уважительного отношения к иному мнению;

формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы, готовности следовать нормам природоохранного поведения.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).

формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД).

формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).

формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).

формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД).

А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 2 класса (часть 1);

Презентация к уроку;

инструкция для создания моделей;

иллюстрации представителей животного и растительного мира; (Приложение 4)

карточки для создания кластера; (Приложение 2)

стрелки из цветной бумаги, клей, степлер;

Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми. Тогда наш урок пройдет успешно. Желаю вам сегодня на уроке глубже познать тайны окружающего мира

Посмотрите внимательно, что у меня в руках? Что вам это напоминает?

Ребята, земля это наш с вами дом. Сейчас мы с вами продолжим предложения. (передавая друг другу мяч)

Я хотел чтобы на нашей планете - Земля всегда было:

чисто, красиво, зелено, было огромное множество животных, журчали чистые ручьи,

чтобы все дышали чистым воздухом и пили полезную ключевую воду.

Ребята, а для того, чтобы наши желания сбылись, от кого это зависит, как вы думаете

2.Актуализация знаний


А теперь разрешите спор двух школьников.

Марина говорит: животные – это только дикие звери, галка – это птица, а не животное. Да и бабочка – насекомое. А не животное.

Егор не согласен с Мариной. Он считает. Что все. Кто движется. Питается. Растет. Дает потомство, то есть живет. Относится к животным.

Кто из детей прав

Сейчас мы с вами вспомним, какие группы животных населяют нашу землю

Для этого вы должны отгадать загадки

-Отгадайте загадки и назовите группу, к которой относится это животное

-назовите важнейшие признаки этих животных

Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.(бобры)

Яркий мини вертолет
Отправляется в полёт.
Но зачем ему глаза?
Да он просто …(стрекоза)

(тело покрыто шерстью)

Любит мух и комаров

Да имеет громкий зов

Вся зеленая скажу

Дом на речке и в пруду(лягушка)

Что за весенняя черная птица

Любит за плугом ходить и кормиться? Птицы (тело покрыто оперением)

Что за весенняя черная птица

Прямо на трактор чуть не садится?

С хвостом,а не конь Рыба

С перьями, а не птица

Какой группы у нас не хватает? Пресмыкающиеся

Кто относится к пресмыкающимся?

Кто узнал о каком- либо животном.

а) о бобре г) синицы

Ребята! Внимание! На нашей речке появились бобры!

И мы люди должны не спугнуть их, А создать все условия, чтобы они у нас жили и размножались. И если у вас появиться желание пойти и посмотреть, понаблюдать за жизнью бобров на реке. Обязательно пригласите взрослых и с ними понаблюдайте. И не забудьте, как надо вести себя , чтобы не навредить нашим новым жильцам.

3.Самоопределение к деятельности

(Полный и верный ответ приветствуется другими учениками апплодисментами. Сформированные группы садятся вместе за стол. На экране появляются изображения осины, зайца, лисы.)

– Подумайте, как связаны между собой осина, заяц и лиса? (Заяц питается корой и ветками осины, а лиса питается зайцем.) Проверим, верно ли вы ответили.

На экране появляются стрелки, показывающие связь между изображениями осины, зайца, лисы.

– Что произошло бы в природе, если бы исчезли осины? Зайцы? Лисы?
– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О том, как связаны растения и животные.)

– Прочитайте тему урока. Понятна ли она вам?
– Какая учебная задача стоит перед нами на уроке? (Выяснить, что называют НЕВИДИМЫМИ НИТЯМИ.

-А что говорит Муравьишка? Прочитаем.

Работа по теме урока

– Что такое МОДЕЛЬ? (Выслушиваются ответы детей. На слайде появляется толкование слова МОДЕЛЬ из энциклопедического словаря.)

МОДЕЛЬ – любой образ, изображение, схема какого-либо объекта, процесса или явления.

– С помощью чего вы могли бы создать модель? (С помощью стрелок, картинок, клея, степлера.

3. Открытие нового знания

а) Чтение текста на с. 64-65 учебника сильными учащимися.

– О каких невидимых нитях говорится в тексте? (О нитях между растениями и животными, между человеком и живой природой.)
– Как бы вы озаглавили этот текст? (Лес и человек)
– Восстановим события, происходившие в тексте, в виде словесной цепочки.

Человек вырубил кустарники. –– Исчезли птицы, которые гнездились в них. –– Расплодились насекомые, стали есть листья и грызть корни деревьев. –– Деревья высохли.

– Как вы думаете, чем всё закончилось? (Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер.)
– Кто виноват в этом? (Человек – лесничий.)

Работа в парах.

Какие связи вы увидели?

Примерные ответы: (божьи коровки питаются тлей, если не станет божьих коровок разведется большое количество тли, которая погубит растения )

( пчела собирает с цветов нектар, синица питается гусеницами, если не будет синиц, разведется много гусениц , которые погубят деревья.

А можем, мы люди нарушить эти связи?

Действительно, божья коровка – это отличная помощница человеку в борьбе за урожай Ученые подсчитали, что только один жук за свою жизнь может съесть до 4000тлей.

Почему нити называют невидимыми?

В природе все действительно связано друг с другом, словно нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто эти связи нарушает человек.

Физкультминутка (о лягушке)

Ребята, внимание! Послушайте. Лягушка звенит в колокольчик. Она хочет привлечь к себе внимание. Не секрет, что многие люди не любят лягушек и порой беспощадно их убивают. Давайте подумаем и скажем, а действительно нужны нам лягушки.

Продолжение работы по теме.

Работа в группах. Моделирование

Класс делится на несколько групп, каждая составляет цепь питания по схеме:

Растение – травоядное животное – хищное животное. Результаты работы обсуждаются всем классом

( После прослушивания стихотворений каждая группа отвечает на вопрос

1.Докажите, что на Земле нужны мошки?

2.Докажите, что нельзя обойтись без свирепых хищников

3. Почему без мышки, у кошки не лучшие делишки ?

4. Почему ошибкой окажется, если кто - нибудь лишним окажется

Выполнение заданий №1,2 с 24 в рабочей тетради Самостоятельная работа.

Рефлексия. Вывод на с.67,

1.Подведение итога урока.

Ответы на вопросы

( После прослушивания стихотворений каждая группа отвечает на вопрос

1.Докажите, что на Земле нужны мошки?

2.Докажите, что нельзя обойтись без свирепых хищников

3. Почему без мышки, у кошки не лучшие делишки ?

4. Почему ошибкой окажется, если кто - нибудь лишним окажется

– Спасибо за плодотворную и активную работу на уроке.

Хочется закончить урок следующими пожеланиями: любите, берегите, изучайте и охраняйте родную природу, и любовь эта возвратится к вам.

Читайте также: