Организм единое целое конспект

Обновлено: 07.07.2024

Организм — это единое целое, в котором строение и функции всех клеток, тканей, органов и систем органов взаимосвязаны. Изменение обмена веществ и функций любой клетки, ткани, органа и систем органов вызывает изменения обмена веществ других клеток, тканей, органов и систем органов. Поэтому обмен веществ и функции клеток, тканей и органов, изолированных из организма, отличаются от происходящих в организме. Следовательно, непосредственный перенос закономерностей изолированных частей организма на целый организм недопустим. Целому организму свойственны функции, отсутствующие в изолированных частях, например размножение, приводящее к образованию новых организмов, поведение, мышление.

Единство функции и формы

Жизнь простейших и высокоорганизованных организмов, людей и животных возможна лишь при условии поступления веществ из внешней среды. В высокоорганизованные животные организмы эти вещества поступают через органы дыхания и пищеварения, переходят из них в кровь и затем с ней доставляются всем органам и тканям, в которых и совершается обмен веществ, их использование.

Деятельность организма и органов без потребления материи невозможна.

Обмен веществ существенно зависит от условий жизни, функции органов и поведения организма. Он определяет деятельность и строение, форму организма в целом и его органов. Функции и строение организма неразрывно связаны, они взаимно обусловливают друг друга. Но в единстве функции и формы функция играет ведущую роль, так как непосредственно определяется обменом веществ. Функции и форма организма — результат его исторического и индивидуального развития. Функция изменяется сравнительно быстро, а строение организма — значительно медленнее.

Физиология отдельных органов и функциональных систем

Обмен веществ в разных органах, помимо сходства, имеет и значительные отличия, определяющие характерные особенности их функций. Существуют значительные различия и в обмене веществ разных тканей, образующих орган.

Каждый орган выполняет определенную функцию. Самостоятельность органа относительна, так как он входит в систему органов и его деятельность регулируется организмом в целом. Органы разделяются на постоянные, функционирующие в течение всей жизни, и временные, образующиеся на определенной ступени индивидуального развития и затем через разные сроки отмирающие. Органы объединяются в системы, выполняющие определенные функции, например нервная, сердечнососудистая, дыхательная, пищеварительная, выделительная и др.

В процессе исторического развития животных организмов нервная система приобрела ведущее значение, так как она объединяет деятельность всех систем и обусловливает поведение организма в окружающем мире, его противодействие влияниям внешней среды.

В процессе обеспечения единства организма и условий его жизни избирательно объединяется деятельность нескольких систем органов. Эти временные объединения систем органов называются функциональными. Например, в актах поведения объединяются функции нервной системы, двигательного аппарата, сердечнососудистой и дыхательной систем. Функциональные системы отличаются от систем органов тем, что они участвуют в осуществлении разнообразных деятельностей организма в зависимости от изменяющихся его потребностей.

Организм представляет собой единое целое, в котором органы, системы органов и функциональные системы выполняют единую функцию поддержания и развития жизни организма в непрерывно изменяющемся окружающем мире. Эта функция состоит в том, что относительно самостоятельная деятельность всех органов, систем органов и функциональных систем, несмотря на значительные изменения внешних условий, колеблется в определенных пределах и благодаря главным образом влиянию нервной системы возвращается к относительно постоянному среднему уровню. Организм поддерживает относительное динамическое постоянство функций внутренних органов и биохимического состава внутренней среды, которое обозначается как гомеостазис (К. Бернар, У. Кеннон).

Единство биологического и социального

Человека создал труд — первое основное условие его существования. Люди отличаются от всех других живых существ способностью производить разнообразные тончайшие движения. Эта способность развилась в процессе труда. Чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для удовлетворения своих потребностей, чтобы создать средства существования, человек преобразует природу (выводит новые виды растений, новые породы животных, добывает полезные ископаемые и т. д.). Воздействуя на природу посредством функций органов чувств, нервной системы и скелетных мышц, человек изменяет свою собственную природу, строение и функции своего организма, в особенности органов чувств, нервной системы и скелетных мышц.

При переходе от животных к человеку мы встречаемся с новыми закономерностями, присущими только человеку. Человека нельзя рассматривать только как животное, так как строение тела, функции его организма, его поведение и мышление обусловлены историческим развитием в обществе в процессе общественного труда.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Биология 10 класс

Тема урока: Организм – единое целое. Многообразие живых организмов.

Цель урока: углубление знаний о многообразии организмов, относящихся к одно-и многоклеточным; формирование знаний о специфичности строения и жизнедеятельности колоний одноклеточных организмов.

I .Организационный момент

IV .Изучение новой темы

1.Организм – единое целое.

Организм — это биологическая система, являющаяся неделимой единицей жизни и функционирующая как единое целое.

Особь, или индивидуум ( от латинского – неделимое), это неделимая единица жизни.

Главный признак живого организма –строгая взаимозависимость отдельных его частей, элементов и характеризуется их строгим соподчинением и взаимодействием. Живой организм имеет клеточное строение.

Характерные признаки живого:

- обмен веществ, превращения энергии,

-развитие и размножение,

-наследственность и изменчивость.

Все организмы подразделяются на одноклеточные и многоклеточные.

Беседа по таблицам

А) Чем обусловлено многообразие живого мира на Земле ? ( Многообразие живого мира обусловлено:

-разнообразием сред жизни;

- историческим развитием форм жизни – их эволюцией;

- разной структурной сложностью биосистем.)

Б) Что является наименьшей единицей организма? ( Клетка)

2.Одноклеточные организмы: особенности их строения и жизнедеятельности

- Какие организмы относят к одноклеточным? ( тело которых состоит из одной клетки)

- Приведите примеры одноклеточных организмов ( рис.46 на с.91; таблицы на доске) ( см схему в методичке, с.83)

Одноклеточный организм — это организм, тело которого состоит из одной клетки. В этом случае клеточный и организменный уровни организации живой материи совпадают. Примеры одноклеточных организмов:

все прокариоты — бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии);

грибы — одноклеточные дрожжи;

растения — одноклеточные зеленые водоросли (хламидомонада, хлорелла);

животные — простейшие (амебы, инфузории, споровики).

- Какие два уровня организации живой материи для них едины? ( Для них едины клеточный и организменный уровни, т.к их тело состоит из одной клетки, которая является самостоятельным целостным организмом, обладает всеми его функциями)

- Каким образом клетка функционирует как самостоятельный организм?

Ответ на этот вопрос учащиеся самостоятельно находят в тексте параграфа 3.1на с.92 и заносят данные в таблицу.

Движение и захват пищи

Выделительная функция (выделение воды и продуктов диссимиляции)

Позволяет перемещаться к источнику света (фотосинтез)

Вывод: Клетки одноклеточных организмов устроены гораздо более сложно, чем клетки многоклеточных, и являются самостоятельным организмом, обладающим функциями питания, дыхания, размножения, защиты и др.

4. Особенности клеточных организмов. Самостоятельное изучение на с.92-93 и формулирование вывода.

Вывод: Многоклеточный организм имеет специализированные клетки, которые объединяясь с межклеточным веществом, образуют ткани, а ткани – органы, которые выполняют свойственные им функции в организме. Это повышает эффективность работы всего организма в целом, усложняет его структуру и обеспечивает более сложные формы поведения.

V .Закрепление.

- В чем сходство и принципиальное отличие между одноклеточными и многоклеточными организмами?

Сходство: 1)состоят из клеток; 2)способность клеток к делению.

Отличия: У одноклеточных клетка- самостоятельный организм. Ведет себя и функционирует как самостоятельный организм.

У многоклеточных организмов 1 клетка выступает лишь как часть сложного организма, она приспособлена к выполнению только определенной функции. Отдельные клетки становятся зависимыми от остальных, а состояние всего организма зависит от согласованной деятельности всех клеток.

VI .Подведение итогов урока.

Домашнее задание: Изучить § 3.1. ответить на вопросы 1-4 на с.93. РТ с.76 №1-8

§3.1 Организм — единое целое . Многообразие организмов

Вопрос 1 . Что такое организм? Постарайтесь дать определение этого понятия.

Организм — это биологическая система, являющаяся неделимой единицей жизни и функционирующая как единое целое. Он состоит из взаимосвязанных элементов и характеризуется их строгим соподчинением и взаимодействием. Для организма характерны все признаки живого: обмен веществ, превращения энергии, рост, развитие и размножение, наследственность и изменчивость.

Вопрос 2. Что такое одноклеточный организм? Приведите примеры.

Одноклеточный организм — это организм, тело которого состоит из одной клетки. В этом случае клеточный и организменный уровни организации живой материи совпадают. Примеры одноклеточных организмов:

все прокариоты — бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии);

грибы — одноклеточные дрожжи;

растения — одноклеточные зеленые водоросли (хламидомонада, хлорелла);

животные — простейшие (амебы, инфузории, споровики).

Вопрос 3. Какие особенности строения клетки могут обеспечить выполнение функций, свойственных целостному организму?

Кроме органоидов, характерных для всякой клетки, у одноклеточных организмов существуют также органоиды специального назначения, помогающие им осуществлять функции организменного уровня:

движение и захват пищи — ложноножки (амеба), жгутики (эвглена), реснички (инфузория);

выделение — сократительные вакуоли;

раздражимость — светочувствительный глазок (эвглена, хламидомонада).

Вопрос 4. Подумайте, какое значение для эволюции жизни на Земле имело появление многоклеточности.

Появление многоклеточности сделало возможным формирование специализированных клеток, развитие разнообразных, выполняющих определенные функции тканей и органов. Специализация,.в свою очередь, повышает эффективность работы организма в целом, усложняет его структуру, обеспечивает более сложные и адаптивные формы поведения. Таким образом, появление многоклеточности стало важнейшим этапом в эволюции жизни на Земле.

Клетка – структурно-функциональная элементарная единица строения и жизнедеятельности всех организмов.

Ткани – совокупность клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями.

Органы – это часть тела, выполняющие общие физиологические функции.

Система органов – органы, сходные по своему строению, происхождению и выполняемой функции.

Организм – живое тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи, в том числе обменом веществ, само поддерживанием своего строения и организации, способностью воспроизводить их при размножении, сохраняя наследственные признаки.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни. / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
  2. Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А. В. Торгалов.
  3. Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. для уч - ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А. И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
  4. Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Тема нашего сегодняшнего урока – организм – единое целое. По данным науки, первые существа на нашей планете появились примерно три с половиной миллиарда лет назад. С момента появления примитивной жизни, благодаря эволюции, на земле появилось огромное многообразие живых форм. Бактерии, водоросли, простейшие животные, многоклеточные животные и человек, любое существо, возникшее из семени, споры или зиготы является организмом. В условиях лаборатории могут существовать отдельные клетки. В естественных условиях, то есть в природе, самостоятельно могут существовать только живые организмы. Организмы – это реальные носители жизни.

В живом организме все жизненные процессы взаимосвязаны. Это обеспечивается согласованным действием клеток, тканей, органов и систем органов. Поэтому любой организм – единое целое.

Взаимосвязь клеток и тканей

Взаимосвязь всех жизненных процессов одноклеточных организмов обеспечивается взаимодействием органоидов клетки. У многоклеточных организмов контакт и взаимодействие клеток происходят через клеточную мембрану. У высших растений связь между клетками обеспечивают тончайшие нити цитоплазмы, которые проходят через поры в клеточной оболочке и соединяют содержимое соседних клеток.

Сходные по строению и действующие совместно клетки образуют ткани, которые, в свою очередь, взаимосвязаны между собой. Взаимосвязь растительных тканей особенно ярко проявляется в процессе питания растений.

Взаимосвязь органов и систем органов

Из тканей формируются органы и системы органов, специализирующиеся на выполнении определенных функций. Они не способны существовать самостоятельно вне целостного организма и тесно связаны друг с другом.

Лист – орган, в котором происходит фотосинтез, он обеспечивает углеводами не только себя, но и другие органы растения. Перемещение воды и минеральных веществ от корней к листьям, а органических веществ в обратном направлении. осуществляется по стеблю. Он же служит опорой для листьев, цветков и плодов.

Органы и системы органов животных тоже взаимосвязаны между собой. Наш организм состоит из огромного числа разнообразных по форме, размерам и функциям клеток. Несмотря на высокую специализацию (структурные изменения клеточных элементов в соответствии с выполняемой функцией), все они имеют общий принцип строения (плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды) и обладают основными свойствами живого (обмен веществ и энергии, раздражимость, возбудимость, проводимость, секреция, деление и др.), включая поддержание постоянства внутренней среды клетки. Сходные по строению, функциям и происхождению клетки формируют ткани. По характеру деятельности (специализации) все ткани подразделяются на четыре группы: нервную, мышечную, эпителиальную и ткани внутренней среды. Из тканей образованы органы – анатомически обособленные части организма. Органы, совместно обеспечивающие выполнение одной или нескольких функций, объединяются в системы органов (дыхательную, кровеносную, пищеварительную и др.). Из систем органов образован целостный организм, способный противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды, которые несовместимы с жизнью отдельной клетки или системы.

Цель: сформировать представления о живых организмах как целостных биологических системах.

развивающие: уметь аргументировано доказать взаимосвязь клеток, тканей, органов и систем органов в организме, привести примеры нервной и гуморальной регуляции функций организма, а также последствия нарушения работы органов в организме;

воспитательные: формирование целостной картины мира и научного мировоззрения, умения слушать и корректно вести дискуссию в коллективе, экологическое воспитание.

Планируемые результаты:

ВложениеРазмер
urok_organizm_-_edinoe_tseloe.docx 23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Биология 6 класс 1 час в неделю, учебник Сухоруковой Л.Н.

Урок 1. Тема: Организм – единое целое.

Цель: сформировать представления о живых организмах как целостных биологических системах.

развивающие : уметь аргументировано доказать взаимосвязь клеток, тканей, органов и систем органов в организме, привести примеры нервной и гуморальной регуляции функций организма, а также последствия нарушения работы органов в организме;

воспитательные : формирование целостной картины мира и научного мировоззрения, умения слушать и корректно вести дискуссию в коллективе, экологическое воспитание.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма проведения урока: академический урок.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, эвристический.

Технологии обучения: критического мышления, здоровьесберегающие, уровневой дифференциации, интерактивные.

Средства обучения: иллюстрации на доске, таблицы по внутреннему строению животных, комнатные растения кабинета, карточки с индивидуальными и групповыми заданиями _______________________________________________________________________

организационный момент – 4мин

взаимное приветствие, поздравление с началом учебного года

Поздравляю с новым этапом вашей школьно жизни и желаю удачи и успехов в учебе, интересных событий и незабываемых впечатлений

эмоциональный настрой и организация класса

приветствие учителя, подготовка к работе на уроке

откройте содержание учебника по биологии, ознакомитесь с названиями параграфов и дайте краткий ответ на вопрос: что мы будем изучать на уроках в 6 классе

подводит учащихся к целеполаганию курса биологии 6 класса

анализируют и обобщают информацию содержания учебника

актуализация опорных знаний

я хочу узнать насколько хорошо вы запомнили материал 5 класса, ответьте на следующие вопросы:

- как называется наименьшая структурная единица организма?

- из чего она состоит?

- как называется совокупность сходных по строению и функциям клеток?

- какие типы тканей растений и животных вы знаете?

- почему клетки одного организма имеют разный внешний вид, размеры и строение.

- разные типы тканей образуют непохожие между собой части организма; как называются эти части.

- могут ли органы в организме объединяться в группы. Ответ аргументируйте

фронтальный разноуровневый опрос

отвечают на вопросы репродуктивного характера

отвечают на вопросы опережающего проблемного хар-ра, строя умозаключения и логическое монологические высказывания

сегодня на уроке мы должны уяснить, что не смотря на разнообразие клеток, тканей, органов, организм представляет собой единое целое. Как это осуществляется мы узнаем сейчас.

Предложите тему и задачи урока

Организм – единое целое

делает целевую установку, подводит учащихся к формулировке темы и задач урока

на основании цели урока формулируют тему и задачи

изучение нового материала с поэтапным закреплением знаний

На основе материала, который мы вспомнили во время опроса, составьте в тетради схему организации организма

Уровни организации живого:

клетка ткани органы система органов организм …..

Почему я в конце схемы поставила стрелку и многоточие?

Словарная работа: дайте определение терминам орган, система органов, организм.

Орган – это часть организма, выполняющая определенную функцию, имеющая определенное строение, форму и расположение (сердце, лист).

Система органов – это совокупность органов участвующих в выполнении одной общей функции (кровеносная, дыхательная).

Организм – это живое тело, обладающее признаками, отличающими его от неживой материи.

Назовите эти признаки.

На основе предложений обучающихся на доске создает схему с помощью изображений.

побуждает самостоятельно составить определение

преобразуют информацию в схему

2. Дотянулись правой рукой до левого уха. (Я достаю пальцем кончика носа)

3. Присели. (Я касаюсь уха)

4. Встали. (Я хлопаю в ладоши)

5. Достали указательным пальцем правой руки кончика носа.

6. Вытянули руки вперёд. (Я развожу руки в стороны)

7. Руки в стороны. (Я вытягиваю руки вперёд)

8. Опустили руки.

9. Сели на места. Молодцы!

участвую в упражнении

выполняют действия, которые я называю, а не показываю

изучение нового материала с поэтапным закреплением знаний

Переходим к следующему этапу – узнаем, как же части организма связаны между собой. Даю 5 минут для выполнения заданий.

Проанализируйте информацию на рис. 4.1 и расскажите, что вы узнали о взаимосвязи тканей и органов растений в процессе питания.

Как клетки связаны между собой у растений и животных?

С помощью чего регулируется деятельность органов в организме?

какие последствия могут возникнуть при нарушении работы органов и их систем?

Выслушать ответы, сделать запись в тетрадь

Регуляция деятельности организма

нервный импульс гормоны,

толькоу животных фитогормоны (у растений)

организует работу с учебником с. 70-71,

работа в группах

анализируют, преобразуют и обобщают информацию самостоятельно или в группе

п. 26, принести веточки растений с крупными почками

Представьте, что наноробот, введенный через ротовую полость, должен попасть в сердце, легкие и почки для исследования. Постройте маршрут продвижения наноробота.

контроль усвоения знаний

-скелет, пищевод, мышцы

- желудок, кишечник, гормон, рот

- легкие, сердце, трахеи, жабры

- нервная, выделительная, эндокринная системы

- у животных контакт и взаимодействие клеток осуществляется с омощью…

- система органов – это…

- регуляцию деятельности организма с помощью гормонов называют…

РАЗДАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ

фронтальное задание на доске (НАЙДИ ЛИШНЕЕ)

выполняют задания учителя, применяя материал урока

обобщение и рефлексия

- у меня вызвал затруднение вопрос…

Составьте синквейн (короткое стихотворение, состоящее из 5 нерифмованных строк) на тему ОРГАНИЗМ

Правила составления синквейна:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

организует проведение обучающими обобщения, оценивания знаний и рефлексии

осуществляют подведение итога урока, само- и взаимооценку, составляют синквейн в парах

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам.


Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся.


Конспект урока по биологии "Транспортные системы организма" 8 класс

Сформировать понятие о транспортных системах – кровеносной и лимфатической; раскрыть связь строения и функций органов кровеносной и лимфатической систем.


Конспект урока по биологии 8 класс "Обменные процессы в организме"


План-конспект урока по биологии 10 класс "Совместная жизнь организмов в биоценозе"

Предмет: биологияКласс : 10Базовый учебник: Биология. Базовый уровень. 10 класс - Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е. - Вентана-Граф, 2015 годТема урока: «Совместная жи.

Конспект урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.

План урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.Тип урока: изучение нового материала. Ожидаемые результаты: Личностные:Осознание практической значимости знаний кругов кр.

Организм как единое целое состоит из определенного набора веществ — органических (белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот) и неорганических (вода, минеральные соли). Все соединения располагаются упорядоченно в составе органелл клеток. Цитоплазма осуществляет контакт между органеллами, их обновление.

Единая структура

  • эпителиальные (пограничные, покровные);
  • мышечные (сократимые);
  • соединительные;
  • ткани нервной системы.

В составе органа сочетаются ткани, структурно и функционально связанные между собой. Преобладает какой-либо один вид ткани. Например, сердце содержит различные виды тканей, но преобладает в нем мышечная, в мозге — нервная, в коже — эпителиальная. Все органы имеют определенную форму и местоположение в организме.

Организм человека как единое целое


Организм человека как единое целое состоит из следующих систем:

  • движения (опорно-двигательный аппарат);
  • сердечно-сосудистая;
  • мочевыделительная;
  • пищеварительная;
  • покровная (кожа);
  • лимфатическая;
  • органы чувств;
  • эндокринная;
  • нервная;
  • дыхания;
  • половая.

Выделение в целостном организме систем органов условно, так как все они взаимосвязаны. Организм человека функционирует как единое целое. Эта целостность — результат структурного соединения и связи всех частей. Объединению помогают вещества в составе крови и лимфы, циркулирующих в сосудах тела, а также нервы.

Функции

Характерными свойствами организма являются обмен веществ и энергии с внешней средой, рост и размножение. Важнейшие отличительные черты — относительное постоянство внутренней среды и саморегуляция физиологических функций. Постоянство внутренней среды — гомеостаз — поддерживается автоматически, независимо от воли, желаний человека.

  • Множество клеток, много тканей и органов, но при этом организм относительно стабилен.
  • Все компоненты объединены и функционируют под управлением гормонов эндокринной системы и нервных импульсов.
  • Работа системы органов направлена на выполнение общих функций.
  • Процессы жизнедеятельности согласованы друг с другом.
  • Организм как саморегулирующаяся система реагирует на изменения внутренней и внешней среды.

Предмет изучения биологии в 8 классе — общий обзор организма, описание всех систем органов, названия которых можно найти в оглавлении. В начале предлагается изучить строение и функции эндокринной и нервной систем. Именно они обеспечивают единство организма и его согласованные реакции на раздражители.

Читайте также: