Народные легенды легенда о граде китеже легенда о покорении сибири ермаком конспект урока 4 класс

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Предмет : литературное чтение

УМК (УМС): начальная школа 21 века

Тип урока : Урок открытия нового знаний

· Образовательная: создание условий для формирования умения осознанно строить речевые высказывания; овладеть логическими действиями анализа, обобщения;

· Развивающая: создание условий для развития умений осознанно, правильно, читать вслух;

Оборудование : учебник Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова литературное чтение, 4 класс, 1 часть, конверты с буквами.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организация начала урока

- Сядьте, пожалуйста, ровно, спинки держим прямо, руки лежат на парте, между партой и животиком расстояние кулачок, ноги под партой прямые. Проверьте свою готовность к уроку. На парте должно лежать: учебник литературного чтения, ручка, карандаш.

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные : создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Личностные : воспитывать положительное отношение ребенка к урокам школьного типа.

Речевая разминка

- Ребята, давайте с вами сейчас вместе будем произносить стихотворение для речевой разминки. Сначала прочитаем вместе, я читаю громче, вы чуть тише.

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

1. Прочитать медленно.

2. Почитать плавно, певуче.

3. Прочитать с ускорением.

- Отлично, ребята. Немного потренировались перед чтением на нашем уроке.

Повторяют а учителем, затем читают сами.

Личностные : воспитывать положительное отношение ребенка к урокам школьного типа.

Коммуникативные : уметь слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Регулятивные : действовать по ориентирам, предложенным учителем.

Актуализация знаний

- Сегодня у нас с вами необычный урок, его тему вы определите составив слово из букв. (карточки с буквами лежат на партах).

- Какое слово у вас получилось?

- Что такое фольклор?

- Фольклор – это устное народное творчество.

- Какие произведения фольклора вы знаете?

Составляют слово .

Ответы детей .

- Колыбельные песни, скороговорки, сказки, загадки, потешки, былины, героические песни, предания.

Коммуникативные : уметь слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Познавательные : уметь различать вопрос и высказывание.

Регулятивные : действовать по ориентирам предложенным учителем.

Целеполагание

- Сегодня мы дополним наши знания еще одним фольклорным видом: легендой.

- Знакомо вам это понятие?

- Что же такое легенда?

- Какие легенды называют народными?

- Верно. Давайте с вами ее прочитаем.

Слушают учителя.

- Легенда – это сказание об историческом или вымышленном лице, событии и т.п.

- Которые написал народ.

Коммуникативные : уметь слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Познавательные : видеть алгоритм выполнения задания.

Первичное восприятие

- Откройте учебник на странице 21.

- Начинаем читать по цепочке, я в любое время вас остановлю, и продолжит читать следующий.

- Как вы думаете, почему это произведение является легендой?

Читают легенду.

-Легенда о Китеже гласит, что Батый хотел захватить город, но его жители молились, и в ответ на их молитвы из-под земли ударило множество родников, которые укрыли город под водой.

Коммуникативные : уметь слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Познавательные : видеть алгоритм выполнения задания.

Регулятивные : действовать по ориентирам предложенным учителем.

Вторичное восприятие

- Давайте с вами ответим на вопросы из учебника на странице 22.

- Как вы думаете, о каком событии говорится в легенде?

- Верно. Легенда о большом и красивом городе Китеже, на месте которого сейчас озеро Светлояр. Легенда основана на памяти народа о реальном историческом событии: татаро-монгольском нашествии на Русь.

- Читайте второй вопрос.

- Какое же чудо произошло с градом Китежем?

- Можно ли сейчас там побывать?

- Найдите строки об этом в учебнике.

- Откройте тетради запишите число, классная работа. Ответьте на вопрос письменно.

- Молодцы ребята. А теперь давайте немного отдохнем и выполним физкультминутку.

Физкультминутка :

- А сейчас давайте проверим, как хорошо вы запомнили произведение. Я вам буду говорить слова, если оно есть в произведении, то вы хлопаете, если нет – прыгаете на месте:

- О каком историческом событии рассказывает легенда?

- Легенда о большом и красивом городе Китеже, на месте которого сейчас озеро Светлояр.

- Какое чудо произошло с градом Китежем? Можно ли сейчас побывать там? Прочитайте.

- Как только татары ринулись к городу, из-под земли забили многоводные источники. Город Китеж погрузился в воду и исчез под водой.

Читают строчки из учебника.

- Нет, на его месте теперь озеро.

Читают строчки из учебника .

Выполняют физкультминутку.

Коммуникативные : уметь слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Познавательные : видеть алгоритм выполнения задания.

Регулятивные : действовать по ориентирам предложенным учителем.

Первичное восприятие

- Молодцы, ребята. А сейчас давайте перейдем к следующему нашему произведению. Прочитайте, как оно называется.

- Давайте прочитаем это произведение. Я начну читать, вы продолжите. Я буду останавливать, и будет читать следующий по цепочке.

- О чем говорится в этой легенде?

- Легенда о покорении Сибири Ермаком.

Читают легенду.

- Говорится о том, что земли Западной Сибири вошли в состав Русского государства, а народы, населяющие ее, приняли присягу русскому царю.

Коммуникативные : уметь слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Познавательные : видеть алгоритм выполнения задания.

Регулятивные : действовать по ориентирам предложенным учителем.

Вторичное восприятие

- Молодцы. Давайте посмотрим на вопросы после произведения.

- Прочитайте первый вопрос.

- Найдите в тексте ответ на этот вопрос.

- Молодцы. Прочитайте второй вопрос.

- Найдите в тексте и прочитайте ответ на вопрос.

- Прочитайте следующий вопрос.

- Найдите ответ на вопрос в тексте.

- Читаем следующий вопрос.

- Найдите ответ на вопрос в тексте.

- Каким вы представляете Ермака Тимофеевича?

- А как выглядел Ермак в мирной жизни, можно посмотреть на иллюстрации с. 24.

- Что беспокоило Ивана-царя? Прочитайте.

- Кто помог царю найти Ермака Тимофеевича? Найдите ответ в тексте.

- Как в легенде описано покорение Сибири Ермаком?

Коммуникативные : уметь слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Познавательные : видеть алгоритм выполнения задания.

Регулятивные : действовать по ориентирам предложенным учителем.

Подведение итогов

- Давайте подведем итоги нашего урока. Что вы узнали на уроке?

- За что бы вы похвалили себя?

- Что у вас получилось лучше всего?

- Понравились ли вам произведения?

- Какая цель у нас с вами была на уроке?

- Как вы думаете, мы достигли цели?

- Что помогло нам достичь цель?

- За ответы на вопросы.

Ответы детей .

Ответы детей .

- Познакомиться с легендами.

- Знакомство с легендами.

Коммуникативные : уметь слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Познавательные : видеть алгоритм выполнения задания.

- Оцените свою работу на уроке. Поднимите руки, если вам понравилось работать на уроке, вы все поняли.

- Поднимите руки те, у кого возникли трудности..

- Спасибо за работу. До свидания!

Поднимают руки те, кому понравился урок.

Поднимают руки те, ку кого были трудности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: - формировать у учащихся активную читательскую позицию, собственное суждение и высказывание по теме.

Задачи урока:

создавать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения;

определить основные отличительные особенности жанра легенда;

совершенствовать связную речь, навыки беглого выразительного чтения;

обогащать словарный запас обучающихся;

учить ориентироваться в тексте.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Устанавливать следственные связи между поступками героев произведения

Коммуникативные УУД

Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией

Формировать умение строить монологическое доказательное высказывание

Формировать умение сотрудничества, работы в паре, малой группе.

Регулятивные УУД

Формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование деятельности по изучению темы урока;

Оценивание своей работы на уроке.

Личностные УУД

Формирование уважительного отношения к иному мнению;

Формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Организационный момент: (эмоциональный настрой на урок)

Актуализация знаний. (проверка домашнего задания)

Учитель восстановите таблицу (слайд 1), (выполнение на листочках)

Формулировка темы урока, постановка учебной задачи

Учитель: Прочтите название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.

Все ли слова в названии произведения вам знакомы?

Дети: незнакомо слово – легенда

Учитель: Это слово стоит в начале заголовка. Как вы думаете, почему?

Учитель: В чем нам предстоит разобраться на сегодняшнем уроке?

Дети: Определить особенности жанра легенда

Учитель: Что для этого надо сделать?

Дети: Прочитать легенду, сравнить с известными нам жанрами.

Усвоение новых знаний:

Посоветуйтесь в паре и объясните значение слов. (Слайд 2)

Река Ветлуга – приток реки Волга.

Учитель: Сейчас мы с вами прочтем эту легенду. (Чтение по цепочке)

Учитель: О каком историческом событии рассказывает легенда? Когда это было? Найдите ответы в тексте.

Дети ищут ответ

Учитель: Какое чудо произошло с градом Китежем? Можно ли сейчас побывать там? Прочитайте.

Дети ищут и читают

Учитель: Откройте рабочие тетради на странице 12.

Выполнение заданий с опорой на текст.

Учитель: Прочитайте самостоятельно легенду. После прочтения задайте друг другу вопросы и ответьте, не глядя в текст.

Систематизация полученных знаний.

Учитель: Что мы с вами изучили на уроке?

Учитель: Что такое легенда?

Дети: Произведение фольклора. В легенде повествуется о каком-либо историческом событии в сказочной, фантастической форме.

Урок литературного чтения в 4 классе по УМК "Начальная школа 21 века". Урок знакомства с новым литературным жанром, сравнение его с известными литературными жанрами. На уроке предполагается индивидуальная работа, работа в паре и группе.



Предмет: Литературное чтение

Целевая аудитория: для 4 класса

1 lyudmiladammert • 12:03, 27.09.2015

2 lyudmiladammert • 12:03, 27.09.2015

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать у учащихся активную читательскую позицию, собственное суждение и высказывание по теме.

Литературное чтение 4 класс

Цели урока : формировать у учащихся активную читательскую позицию, собственное суждение и высказывание по теме,

-создавать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения;

- определить основные отличительные особенности жанра легенда.

Планируемые результаты:

1.Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

2.Устанавливать следственные связи между поступками героев произведения

1 Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией

2 Формировать умение строить монологическое доказательное высказывание

3 Формировать умение сотрудничества, работы в паре, малой группе.

Формировать умение принимать учебную задачу и планировать ее реализацию

Актуализация знаний. ( проверка домашнего задания, фронтальный опрос)

Перечислите жанры фольклорных произведений.

Расположите их в хронологическом порядке возникновения.

Докажите свою точку зрения.

Формулировка темы урока, постановка учебной задачи

Прочтите название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.

Все ли слова в названии произведения вам знакомы?( незнакомо слово – легенда)

Это слово стоит в начале заголовка. Как вы думаете, почему? ( это жанр)

В чем нам предстоит разобраться на сегодняшнем уроке?

Что для этого надо сделать?

Сформулируйте учебные задачи для работы на уроке. Слайд 2

Совместное исследование и решение проблемы.

Подготовка к чтению ( работа в паре):

Посоветуйтесь в паре и объясните значение слов. Слайд 3.

Река Ветлуга – приток реки Волга.

События, о которых рассказывает легенда, произошли на берегу озера Светлояр.

Что вы можете сказать об этих местах ?

Подумайте, почему так названо озеро?

Какое значение слова яр легло в название озера.

Что такое летопись? ( запись событий, произошедших за год)

Для чего и кем она велась? ( монахи записывали события, чтобы оставить их для потомков)

Какое историческое значение имеет летопись?( современные люди могут узнать о событиях, произошедших много веков назад)

Прочтите отрывок из летописи. Слайд 7.

Выборочное чтение

Где происходили события? ( в ветлужских лесах)

Дайте описание граду Китежу.

О каком историческом персонаже рассказывает легенда?( о хане Батые)

О каком историческом событии?( о нашествии татар на Русь)

Как вели себя татары? Как вели себя жители Китежа? Почему?

Случилось ли спасение? Спасение чего?( спасение веры)

Можно ли побывать в граде Китеже? Почему?

То, что произошло с этим городом – реальное, обычное событие?

Как вы думаете, куда делся город?

Легенда о таинственном исчезновении града Китежа, как и вас, многих людей удивляет и будит их фантазию.

Посмотрите, как представляют себе эти события художники народного промысла в городе Палех, который находится неподалеку от озера Светлояр. Какие строчки из легенды можно прочесть к этой миниатюре?

Художник Билибин так увидел город Китеж. Подберите к его картине строки из легенды.

Может быть, у кого- нибудь из вас тоже возник художественный образ града Китежа и вы захотите проиллюстрировать эту легенду.

Давайте вспомним, какие учебные задачи мы ставили на сегодняшний урок.

Какие из задач мы выполнили? Можем ли мы сравнить легенду с остальными известными нам жанрами?

Работа в группе:

Соотнесите определение жанров с их названиями. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры из прочитанных произведений.

миф объяснение людьми в древние времена природных явлений, сотворения мира, появление человека

сказка народное или литературное произведение с фантастическим вымыслом.

былина жанр русского фольклора, произведение

о русских богатырях и их подвигах

легенда фольклорное или авторское произведение, в котором в сказочной или фантастической форме повествуется о каком-либо

историческом событии или известном историческом лице.

Слайды 12, 13, 14, 15.

Давайте подведем итог урока. Вернемся к нашим учебным задачам. Какие из них мы выполнили, что узнали сегодня на уроке.

Самооценка деятельности на уроке: Оцените свою работу.

Вариативное домашнее задание:

Как вы хотели бы продолжить знакомство с новым жанром? Какие задания вы выберете?

Читайте также: