Народные легенды легенда о граде китеже легенда о покорении сибири ермаком конспект урока 4 класс
Обновлено: 03.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока
Предмет : литературное чтение
УМК (УМС): начальная школа 21 века
Тип урока : Урок открытия нового знаний
· Образовательная: создание условий для формирования умения осознанно строить речевые высказывания; овладеть логическими действиями анализа, обобщения;
· Развивающая: создание условий для развития умений осознанно, правильно, читать вслух;
Оборудование : учебник Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова литературное чтение, 4 класс, 1 часть, конверты с буквами.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организация начала урока
- Сядьте, пожалуйста, ровно, спинки держим прямо, руки лежат на парте, между партой и животиком расстояние кулачок, ноги под партой прямые. Проверьте свою готовность к уроку. На парте должно лежать: учебник литературного чтения, ручка, карандаш.
Приветствуют учителя.
Проверяют свою готовность к уроку.
Регулятивные : создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.
Личностные : воспитывать положительное отношение ребенка к урокам школьного типа.
Речевая разминка
- Ребята, давайте с вами сейчас вместе будем произносить стихотворение для речевой разминки. Сначала прочитаем вместе, я читаю громче, вы чуть тише.
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
1. Прочитать медленно.
2. Почитать плавно, певуче.
3. Прочитать с ускорением.
- Отлично, ребята. Немного потренировались перед чтением на нашем уроке.
Повторяют а учителем, затем читают сами.
Личностные : воспитывать положительное отношение ребенка к урокам школьного типа.
Коммуникативные : уметь слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Регулятивные : действовать по ориентирам, предложенным учителем.
Актуализация знаний
- Сегодня у нас с вами необычный урок, его тему вы определите составив слово из букв. (карточки с буквами лежат на партах).
- Какое слово у вас получилось?
- Что такое фольклор?
- Фольклор – это устное народное творчество.
- Какие произведения фольклора вы знаете?
Составляют слово .
Ответы детей .
- Колыбельные песни, скороговорки, сказки, загадки, потешки, былины, героические песни, предания.
Коммуникативные : уметь слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Познавательные : уметь различать вопрос и высказывание.
Регулятивные : действовать по ориентирам предложенным учителем.
Целеполагание
- Сегодня мы дополним наши знания еще одним фольклорным видом: легендой.
- Знакомо вам это понятие?
- Что же такое легенда?
- Какие легенды называют народными?
- Верно. Давайте с вами ее прочитаем.
Слушают учителя.
- Легенда – это сказание об историческом или вымышленном лице, событии и т.п.
- Которые написал народ.
Коммуникативные : уметь слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Познавательные : видеть алгоритм выполнения задания.
Первичное восприятие
- Откройте учебник на странице 21.
- Начинаем читать по цепочке, я в любое время вас остановлю, и продолжит читать следующий.
- Как вы думаете, почему это произведение является легендой?
Читают легенду.
-Легенда о Китеже гласит, что Батый хотел захватить город, но его жители молились, и в ответ на их молитвы из-под земли ударило множество родников, которые укрыли город под водой.
Коммуникативные : уметь слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Познавательные : видеть алгоритм выполнения задания.
Регулятивные : действовать по ориентирам предложенным учителем.
Вторичное восприятие
- Давайте с вами ответим на вопросы из учебника на странице 22.
- Как вы думаете, о каком событии говорится в легенде?
- Верно. Легенда о большом и красивом городе Китеже, на месте которого сейчас озеро Светлояр. Легенда основана на памяти народа о реальном историческом событии: татаро-монгольском нашествии на Русь.
- Читайте второй вопрос.
- Какое же чудо произошло с градом Китежем?
- Можно ли сейчас там побывать?
- Найдите строки об этом в учебнике.
- Откройте тетради запишите число, классная работа. Ответьте на вопрос письменно.
- Молодцы ребята. А теперь давайте немного отдохнем и выполним физкультминутку.
Физкультминутка :
- А сейчас давайте проверим, как хорошо вы запомнили произведение. Я вам буду говорить слова, если оно есть в произведении, то вы хлопаете, если нет – прыгаете на месте:
- О каком историческом событии рассказывает легенда?
- Легенда о большом и красивом городе Китеже, на месте которого сейчас озеро Светлояр.
- Какое чудо произошло с градом Китежем? Можно ли сейчас побывать там? Прочитайте.
- Как только татары ринулись к городу, из-под земли забили многоводные источники. Город Китеж погрузился в воду и исчез под водой.
Читают строчки из учебника.
- Нет, на его месте теперь озеро.
Читают строчки из учебника .
Выполняют физкультминутку.
Коммуникативные : уметь слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Познавательные : видеть алгоритм выполнения задания.
Регулятивные : действовать по ориентирам предложенным учителем.
Первичное восприятие
- Молодцы, ребята. А сейчас давайте перейдем к следующему нашему произведению. Прочитайте, как оно называется.
- Давайте прочитаем это произведение. Я начну читать, вы продолжите. Я буду останавливать, и будет читать следующий по цепочке.
- О чем говорится в этой легенде?
- Легенда о покорении Сибири Ермаком.
Читают легенду.
- Говорится о том, что земли Западной Сибири вошли в состав Русского государства, а народы, населяющие ее, приняли присягу русскому царю.
Коммуникативные : уметь слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Познавательные : видеть алгоритм выполнения задания.
Регулятивные : действовать по ориентирам предложенным учителем.
Вторичное восприятие
- Молодцы. Давайте посмотрим на вопросы после произведения.
- Прочитайте первый вопрос.
- Найдите в тексте ответ на этот вопрос.
- Молодцы. Прочитайте второй вопрос.
- Найдите в тексте и прочитайте ответ на вопрос.
- Прочитайте следующий вопрос.
- Найдите ответ на вопрос в тексте.
- Читаем следующий вопрос.
- Найдите ответ на вопрос в тексте.
- Каким вы представляете Ермака Тимофеевича?
- А как выглядел Ермак в мирной жизни, можно посмотреть на иллюстрации с. 24.
- Что беспокоило Ивана-царя? Прочитайте.
- Кто помог царю найти Ермака Тимофеевича? Найдите ответ в тексте.
- Как в легенде описано покорение Сибири Ермаком?
Коммуникативные : уметь слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Познавательные : видеть алгоритм выполнения задания.
Регулятивные : действовать по ориентирам предложенным учителем.
Подведение итогов
- Давайте подведем итоги нашего урока. Что вы узнали на уроке?
- За что бы вы похвалили себя?
- Что у вас получилось лучше всего?
- Понравились ли вам произведения?
- Какая цель у нас с вами была на уроке?
- Как вы думаете, мы достигли цели?
- Что помогло нам достичь цель?
- За ответы на вопросы.
Ответы детей .
Ответы детей .
- Познакомиться с легендами.
- Знакомство с легендами.
Коммуникативные : уметь слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Познавательные : видеть алгоритм выполнения задания.
- Оцените свою работу на уроке. Поднимите руки, если вам понравилось работать на уроке, вы все поняли.
- Поднимите руки те, у кого возникли трудности..
- Спасибо за работу. До свидания!
Поднимают руки те, кому понравился урок.
Поднимают руки те, ку кого были трудности
Цель урока: - формировать у учащихся активную читательскую позицию, собственное суждение и высказывание по теме.
Задачи урока:
создавать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения;
определить основные отличительные особенности жанра легенда;
совершенствовать связную речь, навыки беглого выразительного чтения;
обогащать словарный запас обучающихся;
учить ориентироваться в тексте.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
Устанавливать следственные связи между поступками героев произведения
Коммуникативные УУД
Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией
Формировать умение строить монологическое доказательное высказывание
Формировать умение сотрудничества, работы в паре, малой группе.
Регулятивные УУД
Формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование деятельности по изучению темы урока;
Оценивание своей работы на уроке.
Личностные УУД
Формирование уважительного отношения к иному мнению;
Формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Организационный момент: (эмоциональный настрой на урок)
Актуализация знаний. (проверка домашнего задания)
Учитель восстановите таблицу (слайд 1), (выполнение на листочках)
Формулировка темы урока, постановка учебной задачи
Учитель: Прочтите название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.
Все ли слова в названии произведения вам знакомы?
Дети: незнакомо слово – легенда
Учитель: Это слово стоит в начале заголовка. Как вы думаете, почему?
Учитель: В чем нам предстоит разобраться на сегодняшнем уроке?
Дети: Определить особенности жанра легенда
Учитель: Что для этого надо сделать?
Дети: Прочитать легенду, сравнить с известными нам жанрами.
Усвоение новых знаний:
Посоветуйтесь в паре и объясните значение слов. (Слайд 2)
Река Ветлуга – приток реки Волга.
Учитель: Сейчас мы с вами прочтем эту легенду. (Чтение по цепочке)
Учитель: О каком историческом событии рассказывает легенда? Когда это было? Найдите ответы в тексте.
Дети ищут ответ
Учитель: Какое чудо произошло с градом Китежем? Можно ли сейчас побывать там? Прочитайте.
Дети ищут и читают
Учитель: Откройте рабочие тетради на странице 12.
Выполнение заданий с опорой на текст.
Учитель: Прочитайте самостоятельно легенду. После прочтения задайте друг другу вопросы и ответьте, не глядя в текст.
Систематизация полученных знаний.
Учитель: Что мы с вами изучили на уроке?
Учитель: Что такое легенда?
Дети: Произведение фольклора. В легенде повествуется о каком-либо историческом событии в сказочной, фантастической форме.
Урок литературного чтения в 4 классе по УМК "Начальная школа 21 века". Урок знакомства с новым литературным жанром, сравнение его с известными литературными жанрами. На уроке предполагается индивидуальная работа, работа в паре и группе.
Предмет: Литературное чтение
Целевая аудитория: для 4 класса
1 lyudmiladammert • 12:03, 27.09.2015
2 lyudmiladammert • 12:03, 27.09.2015
Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены
Формировать у учащихся активную читательскую позицию, собственное суждение и высказывание по теме.
Литературное чтение 4 класс
Цели урока : формировать у учащихся активную читательскую позицию, собственное суждение и высказывание по теме,
-создавать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения;
- определить основные отличительные особенности жанра легенда.
Планируемые результаты:
1.Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
2.Устанавливать следственные связи между поступками героев произведения
1 Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией
2 Формировать умение строить монологическое доказательное высказывание
3 Формировать умение сотрудничества, работы в паре, малой группе.
Формировать умение принимать учебную задачу и планировать ее реализацию
Актуализация знаний. ( проверка домашнего задания, фронтальный опрос)
Перечислите жанры фольклорных произведений.
Расположите их в хронологическом порядке возникновения.
Докажите свою точку зрения.
Формулировка темы урока, постановка учебной задачи
Прочтите название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.
Все ли слова в названии произведения вам знакомы?( незнакомо слово – легенда)
Это слово стоит в начале заголовка. Как вы думаете, почему? ( это жанр)
В чем нам предстоит разобраться на сегодняшнем уроке?
Что для этого надо сделать?
Сформулируйте учебные задачи для работы на уроке. Слайд 2
Совместное исследование и решение проблемы.
Подготовка к чтению ( работа в паре):
Посоветуйтесь в паре и объясните значение слов. Слайд 3.
Река Ветлуга – приток реки Волга.
События, о которых рассказывает легенда, произошли на берегу озера Светлояр.
Что вы можете сказать об этих местах ?
Подумайте, почему так названо озеро?
Какое значение слова яр легло в название озера.
Что такое летопись? ( запись событий, произошедших за год)
Для чего и кем она велась? ( монахи записывали события, чтобы оставить их для потомков)
Какое историческое значение имеет летопись?( современные люди могут узнать о событиях, произошедших много веков назад)
Прочтите отрывок из летописи. Слайд 7.
Выборочное чтение
Где происходили события? ( в ветлужских лесах)
Дайте описание граду Китежу.
О каком историческом персонаже рассказывает легенда?( о хане Батые)
О каком историческом событии?( о нашествии татар на Русь)
Как вели себя татары? Как вели себя жители Китежа? Почему?
Случилось ли спасение? Спасение чего?( спасение веры)
Можно ли побывать в граде Китеже? Почему?
То, что произошло с этим городом – реальное, обычное событие?
Как вы думаете, куда делся город?
Легенда о таинственном исчезновении града Китежа, как и вас, многих людей удивляет и будит их фантазию.
Посмотрите, как представляют себе эти события художники народного промысла в городе Палех, который находится неподалеку от озера Светлояр. Какие строчки из легенды можно прочесть к этой миниатюре?
Художник Билибин так увидел город Китеж. Подберите к его картине строки из легенды.
Может быть, у кого- нибудь из вас тоже возник художественный образ града Китежа и вы захотите проиллюстрировать эту легенду.
Давайте вспомним, какие учебные задачи мы ставили на сегодняшний урок.
Какие из задач мы выполнили? Можем ли мы сравнить легенду с остальными известными нам жанрами?
Работа в группе:
Соотнесите определение жанров с их названиями. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры из прочитанных произведений.
миф объяснение людьми в древние времена природных явлений, сотворения мира, появление человека
сказка народное или литературное произведение с фантастическим вымыслом.
былина жанр русского фольклора, произведение
о русских богатырях и их подвигах
легенда фольклорное или авторское произведение, в котором в сказочной или фантастической форме повествуется о каком-либо
историческом событии или известном историческом лице.
Слайды 12, 13, 14, 15.
Давайте подведем итог урока. Вернемся к нашим учебным задачам. Какие из них мы выполнили, что узнали сегодня на уроке.
Самооценка деятельности на уроке: Оцените свою работу.
Вариативное домашнее задание:
Как вы хотели бы продолжить знакомство с новым жанром? Какие задания вы выберете?
Читайте также: