Конспект твардовский василий теркин

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ё1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Богородская средняя общеобразовательная школа.

План-конспект открытого урока

по литературе в 8 классе

«Слово о А.Т.Твардовском.

Картины фронтовой жизни

Подготовила и провела:

Софронова М.В.,

учитель русского языка

и литературы.

Тип урока: комбинированный

Задачи: 1) познакомить об-ся с жизнью и творчеством поэта;историей создания поэмы,

помочь обучающимся осознать истоки нашей победы;

2) совершенствовать умение анализировать лирическое

составлять связный текст по заданным вопросам;

3) пробудить интерес к истории войны;

способствовать воспитанию патриотических чувств.

Структура урока:

Орг. момент. Знакомство с темой урока.

Постановка цели и задач урока.

Введение. Слово учителя о войне.

Знакомство с биографией А.Т.Твардовского.

Составление характеристики главного героя.

Анализ глав поэмы по выбору учителя (картины фронтовой жизни).

Орг. момент (1 мин)

Постановка цели и задач урока (1-2 мин)

- Как вы думаете какова цель нашего урока?

- Обратимся к эпиграфу на доске.

Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее значение памяти.

Д. С. Лихачев

Слово учителя о войне (4 мин).

- Война – это страшное слово. Война – это беда, горе для всех людей. Она началась внезапно, на рассвете, 22 июня 1941 года. Прослушаем запись (2 мин).

- Расскажите, а что вы знаете о ВОВ 1941-1945 гг.

Знакомство с биографией А.Т. Твардовского (4-5 мин).

- А.Т. Твардовскому как и многим другим писателям и поэтам того времени на себе довелось испытать вся тяготы войны. Сегодня мы познакомимся с его биографией. А поможет нам в этом …

(выступление ученика)

Составление характеристики главного героя (3-4 мин)

(нам не дано испытать на себе все тяготы войны. Твардовский – очевидец войны)

- А что такое поэма?

(ответ ученика)

- Что представляет собой композиция данной поэмы?

(ученики вспоминают определение композиции)

- Что представляет собой каждая глава поэмы?

(Каждая глава – самостоятельное произведение. Всего 30 глав).

(Учащиеся должны прийти к выводу, что каждая глава должна представлять собой законченный по смыслу фрагмент, чтобы можно было читать ее в любой момент, т. к. поэма печаталась в отдельных номерах фронтовых газет. Главы объединеныодним главным героем – Тёркиным).

ЦОР №1 (учитель открывает на экране иллюстрацию).

- Как вы думаете, Василий Тёркин – это реальное лицо?

( Василий Тёркин – это собирательный образ. Такого человека на самом деле не было. Но были бойцы, чем-то похожие на него. Автор собрал самое лучшее, что было в советских солдатах, и создал своего героя.Василий Тёркин – это вымышленный герой от начала до конца).

- А теперь давайте подберем прилагательные, характеризующие Васю Тёркина, на каждую букву его имени и фамилии.

Р — асторопный, — ешительный

- Таким образом, мы приходим к выводу, что Василий Тёркин – это весельчак, балагур, но одновременно смелый и решительный солдат. Патриот своей страны. В общем, собирательный образ русского солдата военного времени (учитель закрывает иллюстрацию).

Анализ глав поэмы по теме урока. Работа с текстом (20 мин.)

(картины фронтовой жизни).

- В поэме показаны основные этапы Великой Отечественной войны, описана боевая жизнь советских воинов. Книга Твардовского отличается своей глубочайшей правдой о войне как суровом и трагическом – на пределе возможностей – испытании жизненных сил народа, страны, каждого человека.

- И у меня первый к вам вопрос:

Без чего, как считает автор, нельзя прожить на войне?

(Проблемно-поисковый метод, метод выборки). Учащиеся ищут ответы в тексте или отвечают устно по памяти своими словами.

(На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

(ответ ученика:

Вот под первою бомбёжкой

Полежишь с охоты в лёжку,

Жив остался - не горюй:

- Это малый сабантуй.

Хуже, брат, как миномётный

Вдруг начнётся сабантуй.

Тот проймёт тебя поглубже, -

Землю-матушку целуй.

Но имей в виду, голубчик,

Это - средний сабантуй.

3. - Вот ты вышел спозаранку,

Глянул - в пот тебя и в дрожь;

Прут немецких тыща танков.

Лежишь в канаве,

А на сердце маята:

Вдруг как сослепу задавит, -

Ведь не видит ни черта.

Повторить согласен снова:

Что не знаешь - не толкуй.

Сабантуй - одно лишь слово -

Шел наш брат, худой, голодный,

Потерявший связь и часть,

Шел поротно и повзводно,

И компанией свободной,

И один, как перст, подчас).

(учитель открывает иллюстрацию)

О чём в ней говорится?

(ответ ученика)

- Найдите строки о том, как война беспощадно глотает человеческие жизни.

(И столбом поставил воду

вдруг снаряд. Понтоны - в ряд.

Густо было там народу –

Наших стриженых ребят…

И увиделось впервые,
Не забудется оно:
Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно..
)

- Поэма правдиво рассказывает и о том, какие героические усилия потребовались Советской армии, чтобы остановить врага, какой большой кровью доставался каждый шаг на пути к победе.

(ответ ученика:

Грянул год, пришёл черёд,

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за всё на свете…

На войне себя забудь,

Помни честь, однако,

Рвись до дела - грудь на грудь,

Драка - значит, драка…

(Ответ ученика:
Страшный бой идет, кровавый,

Смертный бой не ради славы –

Ради жизни на земле).

(Учитель открывает ЦОР №2)

. Найдите строки, в которых автор рассуждает о смерти. В какое время года легче всего умирать? А когда умирать совсем не хочется.

(Ответ ученика:

Лучше скажем наперед:
Если горько гибнуть летом,
Если осенью - не мед,
Если в зиму дрожь берет,
То весной, друзья, от этой
Подлой штуки - душу рвет…)

- Как вы понимаете эти строки?

(Весна – время обновления, кажется, что жизнь только начинается, и умирать втройне обидно, чем в другое время года. А вообще – мысль автора о том, что умирать страшно в любое время года).

(Учитель закрывает ЦОР №2).

(Учитель открывает иллюстрацию)

Найдите и зачитайте строки, подтверждающие, что бой действительно был изнурительный и тяжёлый:

(Ответ ученика)
… в лесу, в кустах, в болоте,

Где война стелила путь,

Где вода была пехоте

По колено, грязь по грудь,

Где брели бойцы понуро,

И, скользнув с бревна в ночи,

Увязали тягачи…

- И в глуши, в бою безвестном,
В сосняке, в кустах сырых
Смертью праведной и честной
Пали многие из них.


- Найдите строки, по которым можно понять, какой сейчас год на войне.

(ответ ученика:

Этот бой в болоте диком
На втором году войны

Лето 1942 года).

(учитель открывает иллюстрацию)

По каким строчкам мы можем понять изменившееся настроение солдат на войне, о том, что наконец-то наступил перелом в войне и прошёл год.

(ответы учеников:

1.И уже обыкновенно
То, что минул целый год,
Точно день. Вот так, наверно,
И война, и все пройдет.

(учитель открывает иллюстрацию)

(ответ ученика:

Русский солдат не сдаётся, несмотря ни на что. Шинель его вырубали лопатой из замёрзшей земли, а он был жив, он очень сильно хотел выжить…)

(ответ ученика:

К штабу на берег восточный
Плелся стежкой, стороной
Некий немец беспорточный,
Веселя народ честной…

- Сытый, черт!
Чистопородный.
- В плен спешит, как на привал. )

(учитель открывает иллюстрацию)

Зачитайте в доказательство этому несколько строчек из этой главы.

(ответ ученика:

На восток, сквозь дым и копоть,
Из одной тюрьмы глухой
По домам идет Европа.
Пух перин над ней пургой.
И на русского солдата
Брат француз, британец брат,
Брат поляк и все подряд
С дружбой будто виноватой,
Но сердечною глядят…

Вот Европа, а спасибо
Все по-русски говорят.
Он стоит, освободитель,
Набок шапка со звездой…

Пора подводить итоги.

- Что вам в ней особенно понравилось?

(суровая правда о войне, образ русского солдата, юмор и т.д.)

- Какой вывод по сегодняшнему уроку вы можете сделать?

- Какова роль поэмы в наше время?

(Мы не должны забывать подвига наших дедов и прадедов во имя нашей Родины).

7. Домашнее задание (1-2 мин.)

- А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание:

Произведение состоит из 30 глав и написано преимущественно четырехстопным хореем – размером, характерным для русской частушки и других жанров фольклора.


Место и время действия

События поэмы происходят во время Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) на фронте.

Главные герои

Краткое содержание

От автора

На привале

Перед боем

Переправа

О войне

Тёркин ранен

Тёркин налаживает связь в стрелковой роте. Василий пробирается в обнаруженный по дороге погребок, поджидая врага. Появившийся немецкий офицер стреляет в Тёркина, ранит бойца в правое плечо.

Только через сутки подъехали танкисты и забрали раненого Тёркина.

О награде

Гармонь

Два солдата

О потере

Поединок

От автора

О герое

Генерал

О себе

Автору тяжело думать о том, что его общая с Тёркиным родина находится сейчас на стороне врага.

Бой в болоте

О любви

Отдых Тёркина

Тёркин в доме отдыха. Боец отвык от таких условий. Пробыв на отдыхе совсем недолго, Тёркин не выдержал и вернулся на фронт.

В наступлении

Бой в разгаре. Взвод продвигается в наступление. Лейтенант побежал впереди взвода и был убит. Тёркин повел бойцов в атаку, был тяжело ранен.

Смерть и воин

Над лежащим на снегу раненым Тёркиным склонилась Смерть – зовет бойца с собой. Но Василий отказывается – он хочет еще победить немцев, вернуться домой. Тёркина подобрали солдаты из санбата. Смерть отступила.

Тёркин пишет

Тёркин- Тёркин

От автора

Автор уверяет, что, несмотря на молву, Тёркин еще жив.

Дед и баба

Дом деда и бабки, где Тёркин чинил часы, под немцами. Часы забирает немецкий солдат.

На Днепре

Фронт продвинулся к Днепру. Тёркин, узнав, что Смоленск освободили другие, а не он, чувствовал вину перед родиной.

Про солдата-сироту

По дороге на Берлин

В бане

От автора

Заключение

Нажмите, чтобы узнать подробности

3) пробудить интерес к истории войны, истории своей семьи; вызвать эмоциональный отклик при беседе о войне; способствовать воспитанию патриотических чувств.

Вид урока: Урок изучения нового материала (смешанный: беседа, исследование)

Формы работы учащихся:беседа, устная работа, групповая работа, поисковая деятельность.

1.Организационный момент: Приветствие; озвучивание плана и постановка учащимися целей урока; работа в классных тетрадях: записать дату, тему урока.

Формирование целей урока: Как вы думаете, какие цели мы будем преследовать на сегодняшнем уроке? (раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение)

I этап урока (17 мин):

Он был на первом рубеже

Той полковой разведки боем,

Где нет возможности уже

Для отступления героям.

Его прозрением дарила.

Его свободным языком

Стихия Жизни говорила.

И в песне верный своеволью,

Он сердцем принял боль времен

И сделал собственною болью.

Пусть память, словно сон, во сне

Хранит для чести и укора

Всю глубину в голубизне

Его младенческого взора.

- Задание: Записать тезисы выступлений одноклассников в тетрадь. Отве­тить на вопросы:

Что вы узнали о Твардовском как о поэте и человеке?

Чем поразила вас судьба Твардовского?

1. Биография А. Т. Твардовского ( 1-ая группа).

В 1932 — 1939 годы Твардовский учится в Смоленском педагогиче­ском институте на гуманитарном факультете, затем в Московском ин­ституте истории, философии и литературы, плодотворно пишет и печа­тается.

2. Твардовский на войне. (2-ая группа.)

3. Творческий путь поэта. (3-я группа).

О годы юности немилой, ее жестоких передряг.

То был отец, то вдруг он - враг.

А мать? Но сказано: два мира, и ничего

- Рефлексия: ответы на вопросы, заданные в начале урока; зачитать тезисы

Что вы узнали о Твардовском как о поэте и человеке?

Чем поразила вас судьба Твардовского?

5. Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности поэмы

- чтение эпиграфа к данному этапу урока

написанного о войне на войне.

И чтобы написать так,

как написано это,

никому из нас не дано.

- Согласны ли вы с его мнением? (нужно сначала познакомиться с поэмой, чтобы подтвердить или опровергнуть высказывание – цель урока)

СПОСОБЫ СВЯЗИ: 1) отсутствует; 2) цепная (последовательное развитие событий); 3) параллельная (в центре повествования один и тот же объект)

Законченность поэме придают объективно — исторические хронологические рамки: все события, описанные в ней, происходят в период сурового времени Великой Отечественной войны, и факты, известные каждому читателю, чувства, сопережитые всеми, способствуют более глубокому эмоциональному восприятию поэмы в целом и каждой отдельной ее части.

- Сюжет из фильма (ответ на вопрос)

- Итак, мы знаем, о чем писать, знаем, в какой форме. А на чем или на ком держится книга? (На герое).

Как вы думаете, Василий Тёркин – это реальное лицо? (Василий Тёркин – это собирательный образ. Такого человека на самом деле не было. Но были бойцы, чем-то похожие на него).

Каким, по вашему, он должен быть? Предлагаю каждой группе сейчас заполнить анкету нашего главного героя Василия Теркина, пользуясь текстом поэмы, и представить ее своим одноклассникам и нашим гостям. Обосновать ответы. А также, глядя на портреты Теркина, запишите те черты характера, какими, по вашему мнению, он должен обладать (Веселый, Любит поесть, Располагающий (легко находит общий язык с людьми), Мужественный, смелый, отважный, храбрый воин, Выносливый, стойкий, Умелый, Находчивый, Тактичный, деликатный, умеет себя вести, Простой, Обыкновенный, типичный, такой, каких много)

Рефлексия: Вернемся к эпиграфу урока. Мы доказали или опровергли его мнение? Достаточно ли мы знаем, чтобы наиболее полно ответить на этот вопрос? (Нужно читать и анализировать поэму дальше).

Домашнее задание:

Выучить наизусть отрывок из этой главы;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по литературе в 11 классе на тему "Василий Тёркин"- народная книга о жестокой войне.Урок ставит цель раскрыть гражданское мужество поэта Твардовского,показать роль поэмы в годы войны,помочь учащимся осознать истоки великой победы,пробудить интерес к истории войны.

Цели урока: 1) раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; помочь учащимся осознать истоки великой победы;

2) совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; составлять связный текст по заданным вопросам; развивать навыки актерского мастерства;

3) пробудить интерес к истории войны; способствовать воспитанию патриотических чувств.

интерактивная доска, тесты по произведению на ноутбуках.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: словесно-практический, интерактивный, проблемно-поисковый.

из всего написанного о войне на войне

1 Орг. Момент (проверка работы интерактивного оборудования, приветствие учащихся и гостей на уроке)

2Работа по основной теме урока. (начало презентации Слайд1,2)

Слово учителя: На одном из тихих и уютных уголков города Смоленска расположен памятник участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. На постаменте высечены имена: Александр Твардовский, Василий Теркин. Слайд 6

Удобно расположившись на бревне, они увлечённо беседуют, вспоминают дороги пыльные, переправу, своих друзей.

Они вместе прошагали по дорогам войны, преданно выполняя долг перед Родиной и, несмотря ни на какие трудности и испытания, выжили, потому что любили жизнь, свою родную землю, свой народ и страну.

Грянул год, пришёл черёд

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за всё на свете.

Бой идёт святой и правый,

Смертный бой не ради славы-

Ради жизни на земле.

(бойцы расположились на отдых)

И уже, пригревшись, спал

Крепко полк усталый.

В первом взводе сон пропал

На войне насчёт войны

Вёл беседу Тёркин.

Вам, ребята, с серединки

Начинать. А я скажу:

Я не первые ботинки

Без починки здесь ношу.

Вот вы прибыли на место,

Ружья в руки- и воюй.

А кому из вас известно,

Что такое сабантуй?

Вот под первою бомбёжкой

Полежишь с охоты в лёжку.

Жив остался – не горюй:

Это малый сабантуй.

Хуже, брат, как миномётный

Вдруг начнётся сабантуй

Тот проймёт тебя поглубже.

Это средний сабантуй.

Сабантуй тебе наука,

Враг лютует - сам лютуй.

Но совсем иная штука

Это главный сабантуй.

Вот ты вышел спозаранку,

Грянул – в пот тебя и в дрожь:

Прут немецких тыща танков…

Солдат: Тыща танков? Ну, брат, врёшь

Ладно, что там триста, двести

Повстречай один хотя б…

Хорошо, что он попал

Тёркин, в нашу роту.

Солдат: Теркин- кто же он такой?

Просто парень сам собой

Впрочем, парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

(Работа в группах)

1 Каким настроением проникнута глава?

2 Проследите, как это настроение нарастает?

1 Каким предстаёт в этой главе Василий Тёркин?

2 Как автор определяет характер войны? Прокомментируйте строки:

Бой идет святой и правый

Смертный бой не ради славы

Ради жизни на земле

Итак, ребята, отмечаем у себя в тетрадях качества героя Василия Теркина, чтобы затем нарисовать его словесный портрет (Мужественный, жизнестойкий, не теряет чувство юмора, симпатичен автору).

Свои записи мы продолжим после анализа ещё некоторых глав из поэмы.

(Проверка домашнего задания )

Слово 1 группе:

Главные черты Теркина в этой главе: бескорыстность, любовь к родному краю, мечтательность, правдивость)

(Описание природы в начале главы настраивает читателя на размышление о противоестественности войны. Твардовский использует контрастные образы: окопы—пашня; фронт, война—дивный вечер; жаркое, знойное лето—смертельный зной жаркой битвы; звук жука—звук вражеского самолета. Особенно поразил меня образ земли, изрытой снарядами, рябой от рытвин—так говорят о человеке, лицо которого обожжено. Возникает образ живой земли, которая страдает от войны.

В тоже время Теркин скромен и отвечает солдатам с юмором: «Не горюй, у немца это не последний самолет…

(Коллективная работа с текстом) слайд 14

Без чего же нельзя прожить на войне? ( зачитываются отрывки

о полевой кухне, солдатской шинели, гармони, землянке, шутках- прибаутках, дружбе).

Учитель обобщает: все эти факторы помогут обыкновенному солдату выжить в жестокой войне с фашизмом.

Что изведано горбом,

Что исхожено ногами,

Что испытано руками,

3. Обобщение изученного. Прием: возврат к началу

Уверена, что наши земляки-участники войны, были такими же мужественными и бесстрашными, как легендарный Теркин. Назовите наших земляков- участников войны (……………….)

Я попросила ученика найти в судьбе Героя Советского Союза А.М. Ершова точки соприкосновения с нашей темой. Послушаем его исследование.

(Рассказ ученика о подвиге Героя Советского Союза А.М.Ершова)

Учитель: У каждого солдата Великой Отечественной своя война, выпавшая на его долю, и в сердце каждого она оставила незаживающий рубец. У одних- это контузии и ранения, у других- потеря любимого человека, родного дома…У поэтов же- вдохновенные и проникновенные строки. Они и звучат сегодня торжественно, весомо и значимо:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем. слайд 28

Читайте также: