Умный мужик конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Слайд 17Некоторые сказочные герои вызывают у нас антипатию. Таких героев мы определяем по их отрицательным качествам и поступкам. Нам неприятна и внешность таких героев. Не нужно стараться быть похожими на таких героев.
Слайд 18Сказка – ложь, да в ней намёк…..

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- Систематизировать представление учащихся о жанрах сказки, через работу над текстом.

- образовательные: выявить степень сформированности умения находить главную мысль, мораль в сказке, учить анализировать текст;

- коррекционные: развивать восприятие, мышление, память (зрительную, слуховую), речь детей, обогащать словарный запас.

- воспитывающие: формировать умение сравнивать поступки и характеры героев; воспитывать у учащихся искренность, честность, скромность на примере сказочных персонажей.

Организационный момент.

Психологический настрой на урок.

Знакомство со сказкой.

Работа с текстом сказки.

Чтение сказки вслух.

Физкультминутка.

Чтение сказки по ролям.

Характеристика персонажей басни.

1. Психологический настрой на урок.

- Орешек знаний тверд, но все же

Мы не привыкли отступать,

И расколоть его мы сможем,

Ведь мы хотим, как можно больше знать!

Прежде чем мы приступим к чтению, давайте вспомним, что называется сказкой.

Сказка – это рассказ о вымышленных событиях, о том чего не бывает.

- А какие бывают сказки?

- Сказки бывают волшебные, о животных и бытовые.

- Вспомните названия волшебных сказок, которые вы уже читали.

- Какие препятствия преодолевали герои этих сказок?

- На пути главных героев стоит много преград и опасностей, которые они преодолевают, для того чтобы обрести счастье, любовь, богатство и славу.

- Вспомните названия сказок о животных. Кто герои этих сказок?

- Какие отличительные особенности есть в сказках о животных?

- Животные говорят на человеческом языке, совершают невероятные поступки. Все, что происходит, кажется нам естественным, потому что это сказка.

- Какие бытовые сказки вы уже читали?

- Что особенного в бытовых сказках?

- В бытовых сказках не встречается волшебство. В них говорится о богатых и бедных. Как правило, богач обманывает бедняка, но справедливость всегда торжествует, и находчивый бедняк с честью выходит победителем из любой ситуации.

- А что остается неизменным во всех сказках?

- Добро всегда побеждает зло.

5. Словарная работа.

Указ - вид и название нормативного или индивидуального документа, обычно издаваемого главой государства.

6. Знакомство со сказкой.

. Работа с текстом сказки.

- Самостоятельное чтение сказки учащимися.

7.Работа с текстом сказки

Чтение сказки вслух.

- Давайте попробуем прочитать эту сказку выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели действительно увидели мудрость главного героя.

8. Физкультминутка:

Я называю качества характера, если они положительные вы хлопаете в ладошки, а если - отрицательные, то вы топаете ногами.

(Хитрость, жадность, отзывчивость, доброта, лесть, злоба, зависть, прилежность, храбрость, лицемерие, скупость, аккуратность, правдивость, справедливость, эгоизм, назойливость, ложь, беспечность, зазнайство, хвастовство, подхалимство, лень, неблагодарность)

Чтение сказки по ролям. Передайте при чтении приторно – сладкий, ласковый, хитрый тон мужика и размеренно – спокойный, уверенный тон жены.

9. Закрепление материала.

2Кто противопоставляется в этой сказке друг другу?

3 Кому симпатизирует народ, сочинивший эту сказку?

Объясните смысл пословиц:

Богатством ума не купишь

Голь на выдумки хитра

Железо ржавчина съедает, а завистливый от зависти погибает

Подходят ли они к данной сказке? Докажите почему.

10 Итог урока.

1. В бытовых сказках всегда подразумеваются события, которые происходят в жизни людей, черты характера, которые свойственны человеку. Какие реальные события из жизни людей вы можете назвать, прочитав эту сказку?

2. Скажите, а встречали вы такие черты характера как у наших героев у знакомых вам людей?

3. Что вы возьмёте с урока и запомните на всю жизнь?

11 Домашнее задание (запись в дневники): - читать по ролям, отвечать на вопросы 23

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Систематизировать представление учащихся о жанрах сказки, через работу над текстом.

- образовательные: выявить степень сформированности умения находить главную мысль, мораль в сказке, учить анализировать текст;

- коррекционные: развивать восприятие, мышление, память (зрительную, слуховую), речь детей, обогащать словарный запас.

- воспитывающие: формировать умение сравнивать поступки и характеры героев; воспитывать у учащихся искренность, честность, скромность на примере сказочных персонажей.

Психологический настрой на урок.

Знакомство со сказкой.

Работа с текстом сказки.

Чтение сказки вслух.

Чтение сказки по ролям.

Характеристика персонажей басни.

Психологический настрой на урок.

- Орешек знаний тверд, но все же

Мы не привыкли отступать,

И расколоть его мы сможем,

Ведь мы хотим, как можно больше знать!

Прежде чем мы приступим к чтению, давайте вспомним, что называется сказкой.

Сказка – это рассказ о вымышленных событиях, о том чего не бывает.

- А какие бывают сказки?

- Сказки бывают волшебные, о животных и бытовые.

- Вспомните названия волшебных сказок, которые вы уже читали.

- Какие препятствия преодолевали герои этих сказок?

- На пути главных героев стоит много преград и опасностей, которые они преодолевают, для того чтобы обрести счастье, любовь, богатство и славу.

- Вспомните названия сказок о животных. Кто герои этих сказок?

- Какие отличительные особенности есть в сказках о животных?

- Животные говорят на человеческом языке, совершают невероятные поступки. Все, что происходит, кажется нам естественным, потому что это сказка.

- Какие бытовые сказки вы уже читали?

- Что особенного в бытовых сказках?

- В бытовых сказках не встречается волшебство. В них говорится о богатых и бедных. Как правило, богач обманывает бедняка, но справедливость всегда торжествует, и находчивый бедняк с честью выходит победителем из любой ситуации.

- А что остается неизменным во всех сказках?

- Добро всегда побеждает зло.

5. Словарная работа.

Указ - вид и название нормативного или индивидуального документа, обычно издаваемого главой государства.

6. Знакомство со сказкой.

. Работа с текстом сказки.

- Самостоятельное чтение сказки учащимися.

7.Работа с текстом сказки

Чтение сказки вслух.

- Давайте попробуем прочитать эту сказку выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели действительно увидели мудрость главного героя.

8. Физкультминутка:

Я называю качества характера, если они положительные вы хлопаете в ладошки, а если - отрицательные, то вы топаете ногами.

(Хитрость, жадность, отзывчивость, доброта, лесть, злоба, зависть, прилежность, храбрость, лицемерие, скупость, аккуратность, правдивость, справедливость, эгоизм, назойливость, ложь, беспечность, зазнайство, хвастовство, подхалимство, лень, неблагодарность)

Чтение сказки по ролям. Передайте при чтении приторно – сладкий, ласковый, хитрый тон мужика и размеренно – спокойный, уверенный тон жены.

9. Закрепление материала.

2Кто противопоставляется в этой сказке друг другу?

3 Кому симпатизирует народ, сочинивший эту сказку?

Объясните смысл пословиц:

Богатством ума не купишь

Голь на выдумки хитра

Железо ржавчина съедает, а завистливый от зависти погибает

Подходят ли они к данной сказке? Докажите почему.

10 Итог урока.

В бытовых сказках всегда подразумеваются события, которые происходят в жизни людей, черты характера, которые свойственны человеку. Какие реальные события из жизни людей вы можете назвать, прочитав эту сказку?

Скажите, а встречали вы такие черты характера как у наших героев у знакомых вам людей?

Что вы возьмёте с урока и запомните на всю жизнь?

11 Домашнее задание (запись в дневники): - читать по ролям, отвечать на вопросы 23

Оценить 1795 0

- закрепить знания учащегося об устном народном творчестве, о сказках и их жанровых особенностях;

- познакомить с новой русской народной сказкой;

- отрабатывать навык выразительного чтения произведения.

- корригировать и развивать внимание и воображение учащегося при работе с пословицами, заданиями по карточкам;

- пополнять активный и пассивный словарь школьника новыми словами и выражениями;

- развивать связную устную речь.

- способствовать воспитанию любви к устному народному творчеству;

- воспитывать понимание необходимости чуткого, доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу.

1.Эмоциональный настрой Проверка готовности к уроку.

Прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнем скорей урок.

ΙΙ. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1.Ответы на вопросы.

- Как называется подраздел вашего учебника, который мы изучаем? (Сказки) - Кто умело рассказывал сказки? (Сказители.)

-Чтобы их слушали, как они должны читать? (красиво, чисто)

Чистоговорка. Отработка навыка чтения.

Гу-гу-гу – скачет заяц на лугу

Ли-ли-ли — улетели журавли.

Вышла цапля на крыльцо.

А теперь жа-жа-жа! Цапля встретила ежа

! Чики-чики-чики-чок. Попляши мой язычок.

б) Прочтите стихотворение четко и ясно, с радостной интонацией: *** Прыг, скок колобок, вкусненький, румяненький, он похож на пирожок с изюминкою маленькой.

Ш. Продолжение изучения нового материала.

–Какие виды сказок вы знаете

? (Волшебная, бытовая, анималистическая (сказки о животных), богатырская.)

ΙV. Работа с текстом во время чтения.

2. Словарная работа.

Что можно сказать о Мужике? подберите слова, которые характеризуют Мужика Бедный Мужик находчивый смекалистый хитрый умный сообразительный -Кто ещё принёс гусей на поклон? Прочтите это место А почему он понес гусей-то? Позавидовал бедному Поделил ли богатый мужик гусей, которых принёс на поклон? Кто поделил гусей? Богатый Мужик завистливый жадный глуповатый несообразительный Как он их делил? Дополним характеристику бедного мужика Как назвал царь мужика? Молодец, мозговитая голова

- Кого в сказке можно назвать глуповатым? (Богатого мужика) - Почему? (не смог разделить гусей.)

- Кому сопутствовала удача? (Бедному мужику.) - Почему? (Умный. Царь его щедро наградил.)

- За что его наградил помещик

. Чему учит нас эта сказка? (Быть находчивыми, смекалистыми.)

- И тогда удача будет на вашей стороне. Умный мужик - К какому виду сказок относится эта сказка? Социально-бытовая Почему (действуют люди волшебных предметов нет, но есть сказочные события. - Какими чертами характера обладал Мужик? (умный, смелый (дважды ходил к царю), находчивый). Подготовиться к выразительному чтению сказки. VΙ. Итог урока.

- Понравилась ли вам сказка? Кто из героев вам понравился? Почему? Что вызвало затруднение?

Автор: Лазарева Елена Вячеславна

Организация: МБОУ средняя общеобразовательная школа №34

Населенный пункт: Московская область, город Старая Купавна


Ход занятия.
1. Организационный момент.(приветствие гостей)


- Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья!

(- Не нарушая традиции нашего класса 5 минутные чтения худ.лит-ры)


(звучит музыка Сказка ,сказка приходи…….)

-наступила тишина ,в гости сказка к нам пришла

- Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать.

Сказки сочинял народ, они рассказывали их детям и друг другу, и называются они народными сказками.

В сказках происходят разные чудеса, неожиданные превращения, добро побеждает зло, а животные разговаривают человеческими голосами.

- Рассмотрите выставку книг.

-Что их объединяет? (сказки)

-На какие группы можно разделить сказки?(волшебные , о животных)

-Определите к какой сказке относятся эти произведения)

1. Три медведя – о животных

2. Летучий корабль

Дюймовочка- волшебные

-Верно ли утвеждение , что сказки бывают только волшебные?

-Или только о животных?

У нас возникла проблема(разногласия)

Вопрос один, а ответы разные.

-Мы это определим когда познакомимся на уроке со сказкой.

- Отгадайте загадку и вы узнаете одного из героев нашей сказки и я думаю ,что вы определите тему нашего урока

Вперевалку зверь идёт

По малину и по мёд.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.
(Медведь)

- Так какая тема нашего урока ?

- Да , ребята , мы будем знакомиться с русской народной сказкой ,где главным героем будет медведь.

-Из этой сказки мы узнаем о том, насколько хитёр простой мужичок, как он ловко обманул медведя. Причём не раз.

- А почему медведь-то позволил себя обмануть, объегорить? Мы сейчас прослушаем сказку и всё узнаем…

- Ребята, а какую цель вы бы поставили на уроке знакомства со сказкой?

Итак, слушаем сказку

3. Слушание сказки (аудиозапись)

- Что такое вершки?

Вершки – это верхняя часть растений, которая находится на поверхности земли.

- Что такое корешки?

Корешки – это корень, он находится под землёй.

- Что едят у репы? – корень

- У пшеницы? - зерна

- Что делают из пшеницы? - муку

А из муки? – пекут хлеб

ВЫВОД : У разных овощей бывают съедобные разные части: у репы, моркови – корешки, которые растут в земле, а у капусты и огурцов, наоборот, вершки (растущие над землей листья и плоды).


Беседа по содержанию сказки.

- Учимся читать ключевые слова к сказке.

- Сверху вниз читаем весело,

а снизу вверх с удивлением.

- А КАКОЙ МЕДВЕДЬ?

ДА , РЕБЯТА ,Глупый медведь в этой сказке

каждый раз он выбирал несъедобные части растения: у репы он взял вершки – горькие листья, а у ржи – жесткие невкусные корешки.

А чтобы вы сами выбрали у репы: вершки или корешки? А у капусты, моркови, картошки, помидоров, редиски?

- У какого овоща съедобны и вершки, и корешки?(лук)

Сидит дед,
В сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук

-А кто из вас ел репку? Очень полезный овощ.

У нас дети подготовили пословицы которые выражают главную мысль сказки .

*Кто не работает тот не ест

*На чужой каравай рот не разевай

*как потрудился, то и поел

Вывод: Да , ребята ,все эти пословицы говорят о хитрости, об уме, о лени и жадности, о том, что свой хлеб нужно добывать своим же трудом, а не эксплуатировать других

Закрепление пройденного материала.


- Поиграем в игру, я буду произносить фразу, а вы её заканчивать(слова противоположные по значению – антонимы).

- Медведь большой, а мужик … маленький)

- Медведь глупый, а мужик …(умный)

- Корешки у репы съедобные, а у ржи несъедобные)

- Вершки у репы несъедобные, а у ржи (съедобные)

- Поле засевают весной, а урожай собирают … (осенью)


У репы корешки сладкие, а вершки … (горькие)

У репы корень толстый, а у ржи … (тонкий)


Из зерна делают муку, из муки – тесто, а из теста пекут … (пироги, хлеб, булки).


Молодцы, ребята! А теперь вы, конечно, отгадаете обычные загадки про овощи :

Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос он в землю крепко,
Что же это?
(Репка.)

Расту в земле на грядке я -
Красная, длинная, сладкая.
От глаз укрылась ловко.
Зовут меня …
(Морковка.)

Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …
(Капуста.)

Работа по тексту.

(чтение сказки на экране)

-Кто вам в сказке понравился больше всего?

Какую проблему решали мужик и медведь?(как поделить урожай)

-Есть ли волшебство в их делёжке? – нет

Значит какая ситуация показана в сказке? – ОБЫЧНАЯ

-Какая Сказка? –жизненная , а значит- БЫТОВАЯ

- Вот мы с вами и разрешили проблему , которую озвучили в начале урока.

Сказки бывают – волшебными, о животных и бытовыми.

Психогимнастика

Дети, попробуйте мимикой изобразить перед зеркалом настроение мужика и медведя.

- Мужик радуется урожаю,

довольный мужик – широко улыбнуться.

- Медведь сердится, пробуя несъедобные части растений,

недоволен медведь – нахмурить брови, уголки губ опустить вниз


Сначала было лето, а потом наступила осень. (Да-да-да.)
Сначала сажают семена, а потом собирают урожай. (Да-да-да.)
Сначала мужик с медведем посадили пшеницу, а потом репу. (Нет-нет-нет.)
Сначала медведь выбрал корешки, а потом вершки. (Нет-нет-нет.)
Сначала собирают зерно, а потом мелют муку. (Да-да-да.)
Сначала булки пекут, а потом тесто месят. (Нет-нет-нет.)
Сначала репу едят, а потом её моют. (Нет-нет-нет.)
Сначала была весна, а потом наступило лето. (Да-да-да.)

Итог урока.

- С какой сказкой мы познакомились?

- Чему учит сказка?

кто умнее, тот и с прибылью.

Знаниями в сельскохозяйственной области обладает мужик;

медведь — лесной житель, он не разбирается в том, как растёт репа и рожь.

Вывод: чтобы поиметь свою выгоду ,надо разбираться в деле.

- Спасибо за работу .

4. Дорисуй и раскрась (самостоятельная работа)


Мужик и медведь

(Русская народная сказка)

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:

— Мужик, я тебя сломаю.

— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

— Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дубраву.

Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубравы вылезает:

— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки.

Отдал мужик медведю всю ботву. А репу сложил на воз и повез в город продавать.

Навстречу ему медведь:

— Мужик, куда ты едешь?

— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

— Дай-ка попробовать — каков корешок?

Мужик дал ему репу. Медведь как съел:

— А-а! — заревел. — Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

— Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю.

— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь уложил на воз и увез домой.

Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.

Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

Сказка "Мужик и медведь" повествует о работящем, трудолюбивом мужике, и ленивом медведе. Первый старался всего достичь своим трудом, пахал поле, сеял, убирал урожай. Второй хотел все вкусное получить бесплатно, уповая на свою силу и страх, который он внушал мужику.

Но мужик отнюдь не горел желанием делиться с кем бы то не было плодами своего труда, а потому схитрил и проучил медведя. Когда они заключали между собой договор, мужик оговорил, что возьмет корешки, а это была репа. И конечно мужик получил то, что хотел изначально, а медведю досталась несъедобная ботва. Однако первый урок впрок не пошел и медведь решил, что теперь он получит корешки. Хитрый мужик извернулся и посеял рожь, а значит медведь снова получил отходы производства.

Читайте также: