Литература николаевской эпохи конспект по уроку литературы 10 класс

Обновлено: 05.07.2024

Эпиграфы к урокам:

Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и других, мы все же говорим: нет в русской литературе, во всей литературе нашей такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова.

А. В. Луначарский

I. Вступительное слово учителя.

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Н. А. НЕКРАСОВА

Одной из самых ярких примет некрасовской поэзии является злободневность.

Через некрасовские журналы прошли известные И. Тургенев, А. Гончаров, великий Л. Толстой; в некрасовских журналах были опубликованы стихи Ф. Тютчева, раскрылся критический талант Н. Чернышевского и Н. Добролюбова. Можно сказать, что работа Некрасова в качестве редактора – беспримерный литературный подвиг.

II. Рассказ о жизни и творчестве Н. А. Некрасова с обобщением ранее изученных произведений.

1. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ НЕКРАСОВА

Образ дороги становится излюбленным образом поэзии Некрасова.

4. РЕДАКТОРСКАЯ И ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Н. А. НЕКРАСОВА

5. ПОЭЗИЯ Н. А. НЕКРАСОВА В 50- е ГОДЫ

Выразительное чтение стихотворения, анализ.

Вопросы: 1) Кто же присваивает себе плоды народного труда?

Поэтом-гражданином Некрасов оставался до последних дней своей жизни. Еще раз являл он не только силу поэтической энергии, но и могучую силу духа.

Стихотворение выучить наизусть. Письменный анализ. (Восприятие, истолкование, оценка.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературе Иван Андреевич Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова.

Урок изучения нового материала по творчеству И. А. Крылова в 5 классе (программа Г. Меркина) с использованием электронных образовательных ресурсов.


План-конспект урока в 6 классе "Животные в нашей жизни"

Данный план-конспект можно использовать на уроках английского языка в 6 классе при изучении материала по теме "Животные". План-конспект представляет собой разработку урока, направленного на систематиз.


ЗАДАЧИ: Развивать интерес к произведениям композиторов, поэтов и художников, прославляющих Кубань; 2) Пополнить словарный запас .


Методическая разработка урока литературы в 10 классе "Н.А. Некрасов. Жизнь, творчество, личность"

Методическая разработка урока литературы в 10 классе "Н.А. Некрасов. Жизнь, творчество, личность".


Урок литературы для коррекционной школы II, VIII вида.


конспект урока в 5 классе "Н.А. Некрасов и его женские образы"

Обзорная и сравнительная характеристика женских образов в произведениях писателя.

Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: дать общее представление о развитии исторического и литературного процессов конца XVIII–начала XIX века; познакомить с основными темами и проблемами русской литературы XIX века; познакомить учащихся с лучшими представителями русского искусства.

Лекция (краткое содержание).

Учащиеся записывают план, составляют тезисы.

1. политическая и общественная обстановка
в конце XVIII–начале XIX века

Россия заняла видное место в ряду европейских государств. Русские войска под руководством выдающихся полководцев А. В. Суворова и П. А. Румянцева одержали победы в двух войнах с Турцией. В результате Россия получила выход в Черное море. Были построены города: Одесса, Севастополь, Николаев.

Тяжелое положение крестьян привело к обострению классовой борьбы. Возникло народное движение под предводительством Емельяна Пугачева (1773–1775 гг.).

После подавления пугачевского восстания в стране усилилась правительственная реакция.

Важнейшим историческим событием явилась война 1812 года, возникшая в результате агрессивной политики Наполеона. Отечественная война 1812 г. вызвала небывалый общенациональный подъем.

Надменный временщик, и подлый и коварный,

Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,

Неистовый тиран родной страны своей,

Взнесенный в важный сан пронырствами, злодей!

Деятельность обществ завершилась восстанием 14 декабря 1825 г., которое было жестоко подавлено. Декабристы потерпели неудачу потому, что не решились призвать в свои ряды народ. Но идеи декабризма оказали огромное влияние на передовых людей России, были подхвачены писателями и поэтами.

2. просвещение и культура

Московский университет становится крупным научным центром.

Открываются школы, средние учебные заведения во многих губерниях. Издаются книги, газеты, журналы.

Но дело Н. И. Новикова продолжил И. А. Крылов (1769–1844) – лучший русский баснописец. Много горькой правды говорил И. А. Крылов о несправедливых порядках в царской России, о корыстных чиновниках и чванных вельможах.

Выдающиеся писатели: М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев – живо откликались на общественные запросы, в своих произведениях глубоко и правдиво освещали явления жизни.

В начале XIX в. в России открылись университеты в Казани, Харькове, Петербурге. В 1811 году был открыт Царскосельский лицей, в создании которого принял большое участие М. М. Сперанский – видный государственный деятель.

При учебных заведениях стали возникать литературные общества…

3. расцвет искусства

Конец XVIII–начало XIX в. – время значительного расцвета русского искусства. Все виды искусства выдвинули замечательных русских мастеров.

Много общественных зданий и красивых дворцов было построено в Москве и Петербурге талантливыми зодчими В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым (Петровский дворец, Московский университет и др.). Выдающимися архитекторами начала XIX в. были А. Н. Воронихин (Казанский собор в Петербурге) и А. Д. Захаров (автор проекта здания Адмиралтейства). Здания и соборы строились в стиле классицизма и ампира. (Стиль ампир – стиль величественных построек с колоннами.)

В скульптуре прославились Ф. И. Шубин, земляк М. В. Ломоносова, и Ф. Г. Гордеев.

Известные живописцы Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский создали правдивые портреты своих знаменитых земляков. Больших успехов добились художники А. Г. Венецианов, О. А. Кипренский, В. А Тропинин.

В театрах Москвы и Петербурга ставились оперы, драмы. Выдающиеся актеры того времени – М. С. Щепкин, П. И. Жемчугова.

4. развитие литературы

Сложная и бурная общественная жизнь, наполненная классовыми противоречиями и революционными событиями, стала причиной обострения классовой борьбы в литературе. В ней обозначилось два полюса: литература (и культура), в той или иной степени отражающая чувства и идеи народа, и литература господствующих сословий, дворянства и буржуазии. Ожесточенные споры между консервативными писателями и прогрессивными велись по разным вопросам, в том числе и об отношении литературы к действительности, о народности и самобытности русской литературы, об отношении ее к народному творчеству, о литературных направлениях, о языке.

Консервативные писатели в своих произведениях пытались отвлечь читателей от современной жизни, увести их в мир мечтаний и грез.

Русская литература на рубеже двух веков – это процесс сложного взаимодействия активно борющихся литературных направлений.

Последняя треть XVIII века – эпоха классицизма и сентиментализма.

Начало – 15-е годы XIX века можно назвать преддекабристской эпохой.

Наиболее существенные особенности – завершение развития классицизма, угасание его творческих возможностей; расцвет и спад сентиментализма, возникновение и развитие романтизма. Значительным явлением надо признать продолжавшийся процесс становления реализма.

Своеобразие русской литературы 1-й половины XIX в.

1.Литературно-общественное движение 1800—1825 гг.

И. А. Крылов-баснописец: этические, психологические, социально-политические и философско-исторические проблемы в произведениях писателя. Их народность и реализм.

2. Литературно-общественное движение 1825 — начала 1840-х годов.

Профессионализация писательского труда, расширение читательской аудитории.

1830-е годы — время господства прозы в русской литературе. Расцвет исторической беллетристики (М.Н.Загоскин, И.И.Лажечников и др.). Нравственно-сатирические и исторические романы Ф.В. Булгарина. Художественное творчество А.А.Бестужева-Марлинского, Н.А.Полевого, В.Ф.Одоевского.

3. Литературно-общественное движение 1840-х—1855 гг.

Обострение общественной борьбы в России, ее отражение в литературе. Рост демократических тенденций в русском освободительном движении. Философские искания эпохи, развитие материалистических и социалистических идей. Критические выступления В. Г. Белинского. Деятельность кружка петрашевцев.

После подавления Декабрьского восстания наступил "период николаевской реакции", ведь власти необходимо было укрепить николаевский режим. Потому начал распространятся лозунг "Православие, самодержавие, народность" в качестве идеологического оправдания. Автором сплотившего многих лозунга стал С. С. Уваров. Это время отмечалось жесточайшей цензурой.

В литературе происходит множество изменений: появляются романы Вальтера Скотта, умирает Дельвиг, а Пушкин, получив почетный титул безусловного поэтического лидера, жениться на Наталье Гончаровой. В 30-е года наступает золотой век русской поэзии, легендами которого остаются А. Е. Баратынский, Н. М. Языков,

В. А. Жуковский, П. А. Вязенский и А. С. Пушкин. Белинский в 1834 году создает статью, которая является очень цен для развития литературы. А в 1836 году напечатано "Философическое письмо" П.

Я. Чаадаева, где тот говорит, что увидел в состоянии народа темноту и невежество. Византийское влияние он назвал тому причиной. Писатель также призывал скорее приобщаться к европейской культуре и цивилизации и даже принял католичество. Правительство объявило Чаадаева сумасшедшим, на что он ответил "Записками сумасшедшего". Работы поэта соединили александровскую и николаевскую эпохи.

Литературные кружки того времени были очень важной формой знакомства с западной философией (в частности Шеллинга и Гегеля). Гегель разделял искусство на символическое (восточное), классическое (греческое), романтическое (христианское). Увлечение этим философом стало культом в России, и был создан кружок Станкевича, куда входили Станкевич, Аксаков, Белинский, Бакунин, Катков, Боткин, Грановский. Философия стала самой настоящей новой религией. Вскоре литературные критики все реже обращали внимание на "изящество" литературы, а членам кружка пришлось вернутся к реальным проблемам современности. После смерти Александра Сергеевича Пушкина Гоголь стал новым "светом" для народа.Он обладал блестящим воображением, владел приемами создания сатиры и фантастики, сочетая в стиле высокую риторику и гротеск, имитируя разговорную речью. Он первым заговорил о теории реалистического письма. Духовный кризис привел Гоголя к трагической смерти. Белинский назвал его открывателем гоголевского периода в русской литературе.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.



ВВЕДЕНИЕ.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХІХ В.

Уроки литературы в 10 классе[1]

Цель:
выявить уровень литературного развития, читательские интересы, литературный кругозор учащихся 10-го класса; охарактеризовать историческое развитие России в XIX в., дать общую характеристику литературы I половины XIX в., выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики.

Тип урока:
комбинированный урок; урок-лекция.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся составляют тезисы лекции учителя, принимают участие в беседе, используя знания, полученные в 9-м классе; анализируют историческое развитие России в XIX в.; классифицируют основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров.

Ты, светлый житель будущих веков,
Ты, старины любитель, в день урочный
Откроешь антологию стихов,
Забытых незаслуженно, но прочно.
И будешь ты, как шут, одет на вкус
Моей эпохи фрачной и сюртучной.
Облокотись. Прислушайся.
Как звучно былое время — раковина муз.
В. В. Набоков

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

— Независимо от того, какой путь мы выбираем в жизни, всем нам надо уметь понимать себя и происходящее вокруг, научиться слушать и слышать, наблюдать явления, передавать состояние, сопоставлять и делать выводы, выражать словом свои ощущения, находить нестандартные решения. А ещё… чувствовать и наслаждаться. А значит, нельзя представить нашу жизнь вне мира литературы.

Об этом — слова известного русского писателя Владимира Набокова, вынесенные в эпиграф нашего урока. Эти слова обращены к нам, живущим в ХХI в., и призывают они нас открыть для себя вершины искусства слова. Итак, путешествие в мир литературы продолжается.

У ч и т е л ь.
Задумывались ли вы над тем, зачем мы читаем книги? Почему именно умение читать является одной из уникальных особенностей человека разумного? Что ищем мы в художественных произведениях? Заполните анкету. Ответьте на вопросы или выберите вариант ответа.

Читательская анкета

1. Любите ли вы читать? Что заставляет вас обратиться к книге? С какой целью вы читаете книги?
а) Познаю мир и себя в нём;
б) хочу быть эрудированной личностью;
в) хочу хорошо учиться;
г) хочу развлечься.

3. Как вы считаете, каким читателем вы являетесь? А каким читателем хотели бы стать и почему?

4. Если бы вы были писателем, каких читателей пожелали бы себе?

6. Читаете ли вы в данный момент какое-то литературное произведение? Если да, то объясните свой выбор.

7. Каким произведениям вы отдаёте предпочтение?
а) Научная фантастика и фэнтези;
б) произведения о современниках;
в) произведения о дружбе и любви;
г) развлекательная литература;
д) произведения о природе;
ж) приключения и детективы;
к) исторические произведения;
л) другие произведения.

8. Какие произведения и каких авторов вы хотели бы прочитать? Обоснуйте свой выбор.

IV. Работа над темой урока

2. Ознакомление со структурой учебника
и спецификой курса литературы для 10-го класса

3. Лекция учителя
(Учащиеся составляют тезисы.)

— Борьба и взаимовлияние, параллельное сосуществование и смена различных литературных направлений характеризуют мировую литературу начала XIX в. Основное художественное направление этого периода — романтизм (в переводе с франц.— фантастическое). Романтизм отражает мироощущение, берущее свои истоки со времён Великой французской революции. Это был период гигантских общественных потрясений и национально-освободительных войн. А значит — время великих ожиданий и решительных перемен.

Крайняя неудовлетворённость действительностью, мечта о переустройстве мира, стремление найти обобщённый идеальный образ стали сутью романтического искусства. Писатели-романтики в своих произведениях, раскрывая существующие противоречия общества, основное внимание уделяли анализу переживаний и мыслей отдельной личности. Изображение исключительных характеров в необычных обстоятельствах, конфликт между мечтой и действительностью — определяющие черты романтизма.

Романтические тенденции нашли отражение в творчестве почти всех крупных писателей первой половины XIX в. Особых вершин романтизм достигает в наследии таких виднейших представителей европейской литературы, как Дж. Г. Байрон, П. Б. Шелли, В. Скотт (Англия), Э. Т. А. Гофман, Г. Гейне (Германия), А. Мицкевич (Польша), В. Гюго и Жорж Санд (Франция).

Романтизм в России напрямую был связан с историческими событиями, происходившими в стране. Так, существенное влияние на развитие русской литературы первой половины XIX в. оказала война русского народа против армии Наполеона Бонапарта. Отечественная война 1812 г. пробудила национальное самосознание в обществе. Поэтому народные бунты и восстания, жестоко подавляемые самодержавием, стали распространённым явлением того времени.

Неудачное восстание прогрессивного дворянства против самодержавия 14 декабря 1825 г. в Петербурге, жестокая казнь зачинщиков государственного переворота и последующая эпоха безвременья способствовали углублению романтических идей и настроений в творчестве русских писателей, а также появлению реалистических тенденций в литературных произведениях. Главной особенностью реализма становится художественное осмысление взаимодействия личности и общества, стремление отобразить закономерности развития действительности, типизация характеров и обстоятельств.

Художественный анализ состояния мира, формирование характеров героев под воздействием среды, изображение действительности в развитии — вот основные черты реализма.

В отличие от романтизма, который сосредоточивал внимание на внутреннем мире героя, для реализма основной становится проблема влияния жизненных обстоятельств на формирование характера личности. Литература становится способом познания человеком себя и окружающего мира, поэтому принцип правдивости изображения реальной действительности осознаётся как критерий художественности произведения.

4. Ознакомление со вступительной статьёй
учебника по теме урока

6. Творческая работа
(на основе рассказа учителя и статьи учебника)
в группах с последующей презентацией классу

Задания группам

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Решение проблемного вопроса (работа в парах)

2. Заключительное слово учителя

— Голос каждой национальной литературы по-своему вливается в ансамбль мировой литературы. Не всегда ему достаётся в этом ансамбле ведущая партия.

В некоторые периоды одна национальная литература учится у других или по разным причинам просто отступает на второй план. В иные же эпохи её голосу внимают многие народы: так, на необозримых просторах Римской империи веками царила латинская литература, в эпоху Возрождения тон в изящной словесности задавала итальянская литература, а в XIX в. на мировой сцене блистала литература России. Однако независимо от места, которое занимает русская классическая литература в ту или иную эпоху, она пребывает в непрерывном культурном диалоге с другими национальными литературами, черпая из них новые идеи и, в свою очередь, обогащая эти культуры своими достижениями.

VI. Домашнее задание

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Галина Фефилова. — М.: Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)


К. П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833
Холст, масло. 456,5 × 651 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


А. А. Иванов. Явление Христа народу. 1837—1857
Холст, масло. 540 × 750 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Читайте также: