Написание чу щу в словах конспект урока в 3 классе школа 8 вида

Обновлено: 02.07.2024

Цель урока: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний о правописании сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

ВложениеРазмер
pravopisanie_zhi_-_shi_cha_-_shcha_chu_-_shchu._zakreplenie.docx 31.01 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края

специальная (коррекционная) школа-интернат с. Воронцовка

Правописание жи – ши, ча – ща, чу – щу

Урок русского языка в 3 классе

Учитель: Каширская О.Т.

Тип урока: формирования и закрепления знаний и умений.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний о правописании сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Коррекционно-образовательные:
- обобщить и закрепить знания, умения и навыки, применять на практике правила правописания гласных после шипящих;

- формировать умения осознанного восприятия составленных и прочитанных слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу;

- продолжить работу по формированию навыков каллиграфического письма.

Коррекционно-развивающие :
- развивать орфографическую зоркость, коммуникативные навыки при работе;

- развивать речь учащихся через обогащение словарного запаса, умение сопоставлять, сравнивать;

- развивать зрительную память, мышление, устойчивое внимание.

- воспитывать культуру общения, чувство уважения, взаимовыручки, аккуратность, усидчивость;

- воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка;

- воспитывать самостоятельность, дисциплинированность.

- схемы-опоры: ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ;

- карточки со слогами для слов (лыжи, часы, роща, свеча, чайник, ежи, щука, жираф, туча, машина);

- алфавит (индивидуальные карточки);

- картинки с изображением солнышка, трех тучек, Белочки, Зайки, Серого Волка, Ёжика, Лисички;

- индивидуальные карточки для каждой группы обучающихся.

I. Организационный момент.

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

- Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

При встрече здороваться:

- Поздороваемся с нашими гостями…

- Мы рады приветствовать вас на нашем уроке.

Мы стоим у парт красиво.

Тихо сели, спинки прямо

Начинаем наш урок.

Всем успехов я желаю,

Пусть урок пойдет вам впрок.

Обучающиеся внимательно слушают.

II. Объявление темы урока и постановка задач.

- Ребята, сегодня у нас не простой урок, мы отправимся в лесную школу и будем учиться вместе со зверятами!

- Приготовим наши ручки для работы:

Вдруг в лесу раздался стук –

Это дятел долбит сук.

Он деревья не калечит,

Он их просто клювом лечит.

- Слушаем очень внимательно и выполняем то, о чем я буду говорить.

Сядьте прямо, не кривитесь,

За работу все возьмитесь.

Запишите все число,

- Сейчас внимательно слушайте. Я вам буду читать слова, а вы должны мне сказать: какие звуки чаще всего встречаются:

ЛЫЖИ, МЫШИ И УЖИ,

ШИНЫ, ЕЖИКИ, СТРИЖИ

РОЩА, ЧАЩА И СВЕЧА,

ПИЩА, ТУЧА, САРАНЧА

ЧУЛОК И ЧУДО И ЧУГУН,

ЧУДАК И ЩУКА И ВОРЧУН.

Цель: Совершенствовать умение определять и писать орфограммы ча-ща, чу-щу, жи-ши;

Задачи: Коррегировать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;

Воспитывать познавательный интерес, аккуратность, самоконтроль.

ВложениеРазмер
pismo_i_raz._rechi.doc 42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Упражнения в правописании слов со слогами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Цель: Совершенствовать умение определять и писать орфограммы ча-ща, чу-щу, жи-ши;

Задачи: Коррегировать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;

Воспитывать познавательный интерес, аккуратность, самоконтроль.

I. Организационный момент.

- Добрый день, дорогие ребята!

Я рада видеть вас на уроке письма и развития речи.

Улыбнитесь друг другу.

Хорошее настроение – залог успешной работы на уроке.

Желаю всем вам успехов.

- Сядет тот, кто назовёт слово с мягким шипящим согласным.

- О каком правиле написания мы должны помнить, чтобы верно записать это слово?

- Сядет тот, кто назовёт слово с твёрдым шипящим согласным.

- На какое правило эти слова?

II. Минута чистописания.

Буквы вы писать старались,

Но не все они красиво получались.

Лучшие буквы определите,

Синим карандашом их подчеркните.

III. Работа по карточкам. (Презентация)

Что любят малыши? Допиши ЖИ или ШИ:

Малы… любят грызть каранда… .

Малы… не любят рано ло…ться спать.

Вставь нужные гласные после шипящих:

  1. С кем ты друж…шь?
  2. Ты ч…сто ходишь в кино ?
  3. У тебя есть ч…сы ?
  4. Ты ч…сто моешь уш… ?
  5. Ты любишь кататься на маш…не ?

Спиши слова. Выдели ЖИ-ШИ:

Ш…шки, лыж…, уж…н, ж…дкий, ворош…ть, маш…на, ж…лка, ш…п, кувш…н, ш…ть.

- Составь и запиши с одним из слов предложение.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а.

Для начала мы с тобой покачаем головой.

Оборот и оборот, а потом наоборот.

Поднимаем руки вверх, плавно опускаем вниз.

Снова тянем их наверх.

Ну, дружочек, не ленись!

IV.Работа с учебником. c.105, упр. 20.

пищ…, ч..йник, ч..шка, ч..й.

Как напишешь? Отвечай!

-Спиши слова. Вставь пропущенные гласные после шипящих.

Встреч…, нач…ло, ч…сто, ш…рокий, калош…, пуш…нка, прич…л.

  1. Подбери подходящее по смыслу слово-действие: что делают?

Коровы … ; сороки … ; мыши … ; медведи … ; петухи …; дятлы … .

С л о в а д л я с п р а в о к : пищат, трещат, мычат, кричат, стучат, рычат.

- Правописание каких буквосочетаний повторяли сегодня?

В сочетании жи, ши

Всегда пишу я букву и.

В сочетании чу, щу

Всегда ставлю букву у.

Все слова на ча и ща

Пишу с буквой а всегда.

- Приведите примеры слов на данные правила.

- Оцените самостоятельно свою работу на уроке.

Список используемых источников:

1. Аксёнова.А.К., Якубовская Э.В. Русский язык.3 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 7 –е издание, М. Просвещение.2011г.

2.Додух Н.В. Письмо. Развитие речи 1-4 классы. Конспекты занятий, дифференцированные задания. Волгоград. Учитель 2011г.- с. 85, с.86.

3.Зубарева Л.В.Коррекция письма на уроках 1-2 классы:

практические и тренировочные задания и упражнения. Волгоград.Учитель.2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования . Тема.Выделение предложений из речи и текста.

Тема. Выделение предложений из речи и текста.Цель: Упражнять в выделении предложений из речи и текста.Задачи: Образовательные: закрепить правило написания предложений, познакомить с новым словом .


Конспект урока русского языка во 2-3-4 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с ОВЗ по темам "Предлог " и "Главные члены предложения"

Конспект урока разработан для урока в малокомплектном классе. Урок разработан с использованием интерактивной доски.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели:приобретать практические навыки устной и письменной речи;формировать основные орфографические и пунктуационные навыки;воспитывать интерес к родному языку.Основные задачи п.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

- формировать основы знаний из области фонетики и графики: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки. Основные зад.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
Конспект урока по математике в 3 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования Тема.Сложение и вычитание в пределах 15.

Цель. Формировать вычислительные навыки в пределах 15.Задачи:1) образовательная: формирование вычислительных навыков в пределах 15;2) коррекционно-развивающая: развитие памяти, внимания, мышления, реч.

Конспект урока по трудовому обучению в 4 классе обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования.Тема."Предметная аппликация-дом".

Цели: Коррекционно-образовательная: способствовать развитию представления о видах жилых помещений в городе и деревне , их различие, о помещениях в жилых домах, познакомить с историей возникновения жил.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка 3 класс

Для учащихся коррекционной школы VIII вида

Учитель: Уханова Ирина Николаевна

Тема: Правописание чу-щу

Цель урока: Познакомить учащихся с правописанием чу-щу, вырабатывать навык определения орфограммы в словах.

На доске карточки со словами.

- Прочитать слова. Подумайте, какая буква пропущена. Запомните слова.

Затем учитель убирает одну карточку с любым словом.

-Какое слово пропало? Запишите его.

II. Минутка чистописания.

( самые красивые буквы обведите синим карандашом, которые получились плохо, - зеленым.)

III. Закрепление написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща.

- Замените фразу одним словом и запишите.

Этот предмет носят на руках, они бывают на башнях и есть в каждом доме. (часы)

Облако, которое плачет. (туча)

Эти зверьки живут в лесу. В случае опасности сворачиваются в клубок. (ежи)

Это природный материал. Его мы с вами собираем в лесу под елками, соснами. В них бывают орешки. Что это? (шишки)

- На какие правила записаны слова? Какие гласные написаны после твердых шипящих? Почему?

- Запись предложения под диктовку.

Вот роща. Миша идет в чащу. Там живут ежи.

- Сколько встретилось слов с орфограммой – гласной после шипящих? (4)

- Какие правила нам уже знакомы? ( жи и ши пиши с буквой и; ча и ща пиши с буквой а)

- Как записали слово чащу? Назовите последнюю гласную. Почему записали букву у? Сегодня мы познакомимся с правилом правописания гласной после мягкой шипящей.

IV. Работа по теме урока.

- Прочитайте слова: Чужой, чудо, щука, чубчик, щурится, чуткий.

-Назовите первые согласные в данных словах.

-Как они произносятся?

-Какая гласная записана после мягкой согласной?

-Что вы знаете о правописании чу и щу?

-Запишите слова в тетрадь, подчеркните чу и щу.

- Сформулируйте правило написания сочетаний чу-щу.

V. Физминутка.

VI. Закрепление.

-Откройте учебники на С.94. Прочитайте правило.

Если в словах слышите сочетание чу – вы хлопаете в ладоши, если слышите сочетание щу- вы топаете ногами.

Чудо, шалаш, щука, чудесный, малыши, ищу, чугун, чулок, чудеса, мальчик, рощу, кричу.

VII. Итог урока.

- Расскажите, что вы узнали о сочетаниях чу и щу? Приведите примеры.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 368 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.12.2015 2635
  • DOCX 17.4 кбайт
  • 77 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Уханова Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель урока: Познакомить учащихся с правописанием чу-щу, вырабатывать навык определения орфограммы в словах.

На доске карточки со словами.

- Прочитать слова. Подумайте, какая буква пропущена. Запомните слова.

Затем учитель убирает одну карточку с любым словом.

-Какое слово пропало? Запишите его.

II. Минутка чистописания.

(самые красивые буквы обведите синим карандашом, которые получились плохо, - зеленым.)

III. Закрепление написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща.

- Замените фразу одним словом и запишите.

  • Этот предмет носят на руках, они бывают на башнях и есть в каждом доме. (часы)
  • Облако, которое плачет. (туча)
  • Эти зверьки живут в лесу. В случае опасности сворачиваются в клубок. (ежи)
  • Это природный материал. Его мы с вами собираем в лесу под елками, соснами. В них бывают орешки. Что это? (шишки)
  • - На какие правила записаны слова? Какие гласные написаны после твердых шипящих? Почему? - Запись предложения под диктовку.

Вот роща. Миша идет в чащу. Там живут ежи.

- Сколько встретилось слов с орфограммой – гласной после шипящих? (4)

- Какие правила нам уже знакомы? ( жи и ши пиши с буквой и; ча и ща пиши с буквой а)

- Как записали слово чащу? Назовите последнюю гласную. Почему записали букву у? Сегодня мы познакомимся с правилом правописания гласной после мягкой шипящей.

IV. Работа по теме урока.

- Прочитайте слова: Чужой, чудо, щука, чубчик, щурится, чуткий.

-Назовите первые согласные в данных словах.

-Как они произносятся?

-Какая гласная записана после мягкой согласной?

-Что вы знаете о правописании чу и щу?

-Запишите слова в тетрадь, подчеркните чу и щу.

- Сформулируйте правило написания сочетаний чу-щу.

-Откройте учебники на С.94. Прочитайте правило.

Если в словах слышите сочетание чу – вы хлопаете в ладоши, если слышите сочетание щу- вы топаете ногами.

Чудо, шалаш, щука, чудесный, малыши, ищу, чугун, чулок, чудеса, мальчик, рощу, кричу.

- Расскажите, что вы узнали о сочетаниях чу и щу? Приведите примеры.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Цель: закрепление правописаний слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Задачи:

  • обобщение знаний учащихся о творчестве К.И. Чуковского, его произведениях;
  • закрепление умения учащихся распознавать и правильно писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
  • коррекция внимания на основе зрительного и слухового восприятия;
  • коррекция памяти на основе зрительного и слухового восприятия;
  • коррекция межполушарной ассиметрии головного мозга;
  • коррекция мелкой моторики;
  • коррекция зрения;
  • развитие познавательной активности учащихся;
  • развитие связной речи.
  • воспитание интереса к литературному чтению и к русскому языку;
  • воспитание мотивации учащихся к учебной деятельности

Оборудование:

Ход урока

Коррекция внимания на основе слухового восприятия

1. Введение в урок.

– Я буду читать строки из стихотворения. Когда назову слово с вашей карточки, вы должны будете сесть на своё место.

Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит,

Утюги бегут, покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.

А за нею вилки, рюмки да бутылки,
Чашки да ложки скачут по дорожке.

Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком.
И вы будете опять
Словно солнышко сиять.

Коррекция памяти на основе зрительного и слухового восприятия

2. Введение в тему.

– Какие слова были на карточках?

Какие слоги повторялись в словах?

4. Целеполагание.

– Сегодня вы будете оценивать себя сами. Для этого вам нужно поставить свои цели на урок. Выберите с помощью карточек и назовите свою цель.

  • Правильно писать гласные с шипящими.
  • Объяснять орфограммы.
  • Писать аккуратно и красиво.

Коррекция памяти на основе зрительного восприятия (на основе ассоциаций).

5. Упражнения на запоминание.

– Запомни картинки и слова под ними.

Коррекция внимания на основе зрительного, слухового восприятия.

6. Проверка домашнего задания.

– Прочитай слова из домашнего задания со слогами на красной полосе шара, синей, жёлтой.

На сенсорном шаре слоги на карточках: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Коррекция межполушарной асимметрии головного мозга.

7. Разминка кистей рук.

Прыгала на скакалке наша Наталка.
Косы растрепались – помоги Наталке.
Не ленись, не сиди, а Наталке помоги.

Вращение карандашей пальцами обеих рук одновременно.

8. Актуализация опорных знаний.

– Из какого стихотворения я читала строки в начале урока?

Кто автор этих строк?

Найдите его портрет в классе.

Назовите первый звук его фамилии.

Дайте характеристику звука.

гласные согласные
ударные звонкие
безударные глухие
мягкие
твёрдые
шипящие
свистящие

Заплетание косичек у куклы, работа в парах.

Портрет К.И.Чуковского на задней стене класса, поиск информации в окружающей действительности.

Учащиеся используют опорную схему по желанию.

Коррекция мелкой моторики

– Выложите с помощью верёвочки на бархатной бумаге букву ч.

(Учитель выполняет показ буквы на доске. Далее два ученика прописывают буквы на доске.)

– Оцените правильность написания букв на доске.

  • Пропишите по образцу в тетрадях:
    • Буквы Чч.
    • Слог с верхним соединением оч.
    • Слог с нижним соединением ча, чу.

    У каждого ученика бархатная бумага и верёвочка.

    Коррекция памяти на основе зрительного восприятия.

    (Ученики, глядя на картинки, записывают слова: чашка, чайка, чулок.)

    Учитель показывает только картинки. Для проверки слова выставляются под картинками.

    Коррекция внимания на основе слухового, зрительного восприятия.

    – Я буду читать стихотворение, а вы, услышав слово с одним из этих слогов, сделайте нужное движение.

    В Африке большие, злые крокодилы,
    В Африке чудовищно нехороший Бармалей.
    Он страшными глазищами сверкал.
    Он страшными зубищами стучал.
    Он страшный костёр разжигал.
    Он страшное слово кричал:
    – Карабас! Карабас! Пообедаю сейчас!

    – Из какого произведения эти строки?

    Поработайте массажными катушками.

    – В каких словах встречались слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу? Как они пишутся?

    Карточка на экобукваре.

    Массаж шейного отдела позвоночника.

    Смена рабочей позы.

    Коррекция памяти на основе зрительного, слухового восприятия

    10. Закрепление.

    – Мы научим Бармалея говорить ласково. Вставьте слог жи или ши.

    Соедините по смыслу слова из первого и второго столбиков стрелками.

    болото пру..нка
    одуванчик сне..нка
    метель ма..нка
    часы камы..нка
    малыш пу..нка

    Я буду называть слова из первого столбика, а вы по памяти запишите подходящие им слова из второго.

    Самопроверка с карточки на держателе.

    – Какие орфограммы вы выделили в словах?

    – Кто наш гость? Узнаете, если вставите нужные слоги и буквы в слова. Объясните свой выбор.

    (Слова записаны в виде волн.)

    Составьте предложение из выделенных слов.

    я..от бешеной мочалки
    я помчался как от палки.

    Учитель с держателем двигается вдоль передней стены класса.

    Один ученик записывает с объяснением первое слово на доске, далее самостоятельно.

    Работа в группах.

    Коррекция внимания на основе слухового, зрительного восприятия.

    • Низкий уровень – выписать слова с орфограммой.

    Средний уровень – записать предложение в тетрадь, выделить орфограммы.

    Высокий уровень – записать предложение в тетрадь, выделить орфограммы, составить графическую схему предложения.

    – Я читаю стихотворение, а вы находите на вертушке и называете слово, которое я не доскажу.

    А у наших у ворот
    Чудо-дерево растёт.
    Папа по саду пойдёт,
    Папа с дерева сорвёт
    Маше…
    Гале…
    Нинке…
    Зинке…

    – Назовите орфограммы в словах.

    Дифференцированное задание по объёму.

    На вертушке слова гамаши, сандалии, ботинки, чулки.

    12. Работа по офтальмотренажёру.

    Смена рабочей позы. Ученики под счёт пробегают глазами по цветным линиям.

    13. Домашнее задание.

    Продолжи слова нового героя. Используй слова на рейке.

    • Так же вы выполните домашнее задание: упр.16, с.94.

    Объясните написание первого предложения.

    Низкий уровень – 2 предложения.

    Средний уровень – 3 предложения.

    Высокий уровень – 4 предложения.

    14. Итог.

    Как пишутся гласные с этими шипящими?

    15. Оценивание.

    Читайте также: