Начальные и конечные предложения текста конспект урока в 6 классе

Обновлено: 04.07.2024

3. Формально-смысловое единство и коммуникативная направленность текста.

Текст (от латинского textus – ткань, сплетение, соединение) – это законченное высказывание, имеющее начало и конец. К нему можно подобрать заголовок, который передает тему и основную мысль высказывания.

Тема – то, о чём говорится в тексте.

Идея – ответ на поставленный вопрос, основная мысль.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 34-41; 191.

Дополнительная литература:

1. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам // Ерохина Е. Л. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2013. – с. 95.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Текст – это законченное высказывание, имеющее начало и конец.

Текст состоит из двух или нескольких предложений, которые объединены по смыслу и составляют его тему. Предложения в тексте всегда объединены одной мыслью и связаны грамматически. К тексту можно подобрать заголовок, то есть дать название тексту. Заголовок представляет собой краткое изложение содержания всего текста. Часто заголовок помогает выразить основную мысль или идею текста.

По форме тексты бывают устные и письменные, по виду речи – монологические и диалогические, по типу речи – описание, повествование и рассуждение.

У текста есть своя структура: он имеет начало, развитие мысли и концовку. Начало текста подготавливает к тому, о чём будет говориться дальше. В нём формируется тема. В средней части текста тема развивается, а в концовке – завершается, то есть подводится итог.

Рассмотрим стихотворение. Его автор Даниил Хармс.

Мы разглядели их

Можно ли назвать его текстом? Да. Есть тема – разглядывание картин. Основная мысль: сколько времени мы бы потратили на разглядывание картин, если бы их было больше. Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.

В тексте все предложения связаны по смыслу. Как это определить? У них должны быть какие-то общие элементы, например, слова или словосочетания. Прочитаем эти предложения и определим, какие слова из первого предложения повторяются во втором?

Повторяется слово сено. Этим словом второе предложение как бы скреплено с первым. Такая связь в предложении называется цепной или последовательной, при которой содержание каждого последующего предложения включает в свой состав повторяющиеся слова и словосочетания предыдущих предложений.

Обратимся ещё к одному примеру:

Итак, чтобы создать текст, нужно иметь в виду, что он состоит из нескольких предложений, связанных по смыслу и грамматически. Предложения в тексте могут быть связаны по смыслу как по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым. Или последующие предложения разворачивают, конкретизируют смысл первого.

Создавая текст сочинения, мы обращаем внимание на его начало. Оно определяет дальнейшее развитие темы и идеи, организует структуру текста, помогает выбрать тип речи (мы повествуем о предмете, описываем его и рассуждаем о нём).

Учитывая все особенности рассказа, способы создания текста, нетрудно будет написать рассказ по данному началу. Для этого необходимо подумать над тем, как будет развиваться действие, какое событие будет самым важным и чем закончится рассказ.

Прочитайте начало рассказа Виктора Голявкина, которое может послужить началом вашего рассказа.

Катю вызвали отвечать урок, а Маша в окно засмотрелась. Катя подсказку ждёт, а Маша видит собаку Лукьяна и говорит тихо, вслух…

Давайте попробуем составить небольшие рассказы по заданному началу:

Катю вызвали отвечать урок, а Маша в окно засмотрелась. Катя подсказку ждёт, а Маша видит собаку Лукьяна и говорит тихо, вслух…

– Я люблю собак. Вот у этой собаки, мне кажется, всегда хорошее настроение. Почему? Потому что хозяин у неё добрый, он не отправляет её учиться. Она живёт сама по себе: куда хочет, туда и идёт, спит тоже тогда, когда ей хочется. И никто не ставит ей никаких отметок.

У нас получился текст-рассуждение: Маша размышляет о том, почему она любит собак.

Ещё один пример.

Катю вызвали отвечать урок, а Маша в окно засмотрелась. Катя подсказку ждёт, а Маша видит собаку Лукьяна и говорит тихо, вслух…

– Какая красивая собака! Она рыжая. И глаза блестят, как фонарики, а уши большие и мягкие, словно лепестки подсолнуха. Она виляет маленьким хвостом из стороны в сторону, наверное, ждёт кого-то.

Маша описала собаку. У нас получился текст-описание.

Катя думала, ей подсказали, и повторяет:

– При чём тут Лукьян?! – удивился учитель. Учитель сердито смотрит на Катю. Катя сердито смотрит на Машу. А Маша спокойно смотрит в окно.

Перед вами текст-повествование.

Какое название можно дать рассказу? Конечно, оно будет зависеть от того, что нам поведал автор и что хотели бы рассказать вы, если бы с вами приключилась такая же история.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

1. Единичный выбор

Выберите правильное утверждение.

А) несколько предложений, следующих друг за другом;

Б) законченное высказывание, имеющее начало и конец.

Разбор задания: текст – это законченное высказывание, имеющее начало и конец. Текст состоит из двух или нескольких предложений, которые объединены по смыслу и составляют его тему.

Правильный Ответ: б

2. Выбор элемента из выпадающего списка

Все трое сели на скамейку привокзального скверика.

Выберите из предложений то, которое будет связано с данным предложением параллельной связью:

А) за сквером где-то далеко играла музыка.

Б) и все трое доверяли друг другу без каких-либо сомнений.

Разбор задания:

Вспоминаем, что между предложениями нет скрепляющих слов, второе предложение связано с первым по смыслу, раскрывает его содержание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: организовать деятельность учащихся по повторению с опорой на полученные ЗУНы, внимание, память.

Планируемые результаты:

Личностные: осознавать красоту и выразительность речи; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные:

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории раз­вития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемыев ходе исследования и конструирования текста.

Предметные: осознавать роль начальных и конечных предложений текста, ключевых слов для понимания текста; знать основные признаки текста; определять тему текста по начальному предложению; выделять ключевые слова в тексте.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Т.А.Ладыженской, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Приветствие; проверка готовности к уроку, организует внимание

Готовят рабочее место

2. Актуализация опорных знаний

1. Проверка д/з

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)

2. Работа у доски. Орфографический диктант.

Записать слова под диктовку (один ученик вызывается к доске)

Касательная, прикоснуться, цыпленок, излагать, растительность, росток, пригореть, огарок, разыгралась, прибивать, преграда, аккомпанемент, перешел, винегрет, январский, предъюбилейный, скворечник, сошьём, лотерея.

3. Фронтальный опрос

Задает вопросы:

- Назовите стили литературного языка. Сколько их?

- Назовите типы речи. Сколько их?

Угадайте слово по лексическому значению.

(1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях)

1.Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания; (термос)

2.Начальный момент спортивного соревнования по преодолению какого-либо расстояния на скорость; (старт)

4.Красная строка, отступ в начале строки; (абзац)

5. Городская наземная электрическая железная дорога; (трамвай)

6.Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой; (акваланг)

7.Тот, кто любит свое Отчество, предан своему народу, Родине.( патриот)

-Мы открыли наши ворота. И помог нам в этом наш словарный запас, какое название он имеет в русском языке? (лексикон)

-А как называется раздел лингвистики, изучающий лексический состав языка? (лексикология) (гр. lexicos – словарный + logos -учение).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные: понимание роли в тексте началь­ных и конечных предложений; умения создавать тексты, начинать и заканчивать созданные тексты.

Технологическая карта урока

Составитель

Золотарева Елизавета Сергеевна

Начальные и конечные предложения текста

показать значение в тексте начальных и конечных пред­ложений; развивать творческие способности, навыки анализа тек­ста, монологической речи, орфографические и пунктуационные навыки.

Образовательные: понимание роли в тексте началь­ных и конечных предложений; умения создавать тексты, начинать и заканчивать созданные тексты.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, интерес к родному языку, живописи и поэзии.

Развивающие: развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала; содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе.

личностные: формировать навык развернутого анализа.

регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

коммуникативные: развитие коммуникативных способностей, активное познание окружающей действительности, ощущение чувства коллектива, взаимопомощи и поддержки.

познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разных формах .

Планируемые результаты

Предметные: знание признаков текста; умения различать тексты по форме, виду и типу речи, озаглавливать текст, выявлять языковые и композиционные особенности текста.

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения

Личностные: сформировать интерес к русскому языку и родной культуре, формировать навык развернутого анализа.

Оборудование

Организация пространства

Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа.

Эскиз доски

Двадцатое сентября.

Классная работа.

Начальные и конечные предложения текста.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Дети здороваются, садятся.

Тетради с домашней работой кладут на край парты.

Проектирование темы, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

-Давайте вспомним, что такое тема текста?

- Что такое основная мысль, идея текста?

- Какое значение имеет заглавие текста?

-Всем вам приходилось когда-либо писать сочинения, со­здавать тексты. Вспомните, какие вопросы вставали перед вами.

-Обычно мы пытаемся найти выход интуитивно, и на ре­шение этой проблемы тратится много времени. Как же об­легчить эту задачу? Что для этого нужно знать и понимать?

-Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

Записываем сегодняшнюю дату, двадцатое сентября классная работа. Тема сегодняшнего урока: Начальные и конечные предложения текста.

-То, о чём говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. д.

-Это то главное, что хотел сказать автор текста.

-заглавие текста может выражать тему или основную мысль текста.

-Наверняка кто-то из учеников вспомнит о том, что нередко встают вопросы: как начать и как закончить сочинение?

Нужно понимать роль начальных и конечных предложений в тексте, то, какую информацию они должны содержать.

-Научиться создавать тексты, правильно их начинать и заканчивать.

личностные: формировать навык развернутого анализа.

регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

Начальные и конечные предложения играют важную роль в композиции текстов. Они образуют некую рамку, внутри ко­торой развивается текст.

Первое предложение часто служит за­вязкой, последнее — развязкой, выводом, обобщением.

Многое зависит от стиля и типа речи, но в любом случае начальные и ко­нечные предложения очень значимы.

Первые дают толчок раз­витию текста, последние придают ему завершённость, и от обоих зависит цельность текста.

Попробуйте определить, какое из предложений начальное, а какое — конечное.

И стали они жить-поживать и добра наживать.

Жили-были старик со старухой.

Почему мы без труда ответили на вопрос?

- С другими текстами бывает сложнее, но в большинстве случа­ев начальное предложение от конечного мы отличим.

-Мы легко можем определить, какие предложения начинают, а какие заканчи­вают тексты сказок. Мы знаем композицию сказки: обычно её обрамляют зачин и концовка

личностные: формировать навык развернутого анализа.

Проектирование нового знания.

Перейдем к упражнению 69 на странице 36. Прочитайте текст. Проверьте свою догадку. Озаглавьте текст.

Вы задумывались над тем, откуда пришла к нам школа?

Слово это — из древнегреческого языка. Школы у греков появились ещё в VI столетии до нашей эры. Там учились мальчики. Вначале они посещали школу, где их обучали читать, писать, считать. Потом — школу пения, музыки, поэзии. Были и другие школы, где мальчики занимались физкультурой и закаливанием — готовились стать воинами.

А на Руси первые школы появились в конце X столетия, то есть более тысячи лет назад.(С. Прудник)

- Мы догадались, о чём пойдёт речь в тексте, по начальному и конечному предложениям.

Первое, вопросительное, предложе­ние задало тему, заинтересовало читателей; последнее — подвело итог, помогло понять основную мысль: традиция школьного об-

учения уходит корнями в глубокую древность, а значит, стрем л е ние учиться изначально присуще человеку.

Первичная проверка понимания.

Перейдем к упражнению 71 на странице 36 Сгруппируйте слова по признаку:

а) используются в начале текста;

б) приводятся в конце текста.

Однажды, итак, как-то раз, у меня есть, следовательно, вот почему, жили-были, вот так всё и произошло, я расскажу вам.

Перейдем к упражнению 71 на странице 36 Придумайте сказку по одному из приведённых начальных и конечных предложений (см. упр. 70). Сделайте к сказке иллюстрацию, работаем в парах. Расскажите её своим одноклассникам.

А) Однажды, как-то раз, у меня есть,

жили-были, я расскажу вам.

Б) итак, следовательно, вот почему, вот так всё и произошло.

Жил некогда в горах могучий лев.

Все звери боялись и уважали его.

Однажды повстречал он пантеру. Вся шкура у нее была порвана, она была еле жива. Лев удивился - кто смог так порвать гордую пантеру?

- Это сделал человек, - ответила кошка, - опасайся его, он очень сильный и хитрый!.

Нахмурился лев и решил того найти. На пути встретились ему осел и лошадь.

Морды их опутывала узда, а в зубах были удила.

- Кто сотворил с вами такое? - воскликнул лев.

- Это сделал наш хозяин - человек, он очень хитрый, не попадайся ему в руки!

Лев разозлился и пошел дальше. Вскоре он увидел корову и быка. У них были спилены рога, а на шеях висело ярмо. И, как выяснил лев, это тоже сделал человек.

Дальше встретил он другого льва, лапа которого была зажата расщепленным деревом. Когда лев освободил несчастного, тот поведал, что это опять сотворил человек. Он хитростью заманил льва, обещая тому талисман вечной жизни, который мог якобы изготовить из этого дерева.

- Остерегайся его и не верь ему никогда! - сказал освобожденный лев.

- О, человек, когда-нибудь ты заплатишь за все страдания зверей!! -воскликнул лев и пошел дальше.

Вдруг попалась ему под лапы маленькая мышь. Он хотел ее раздавить, но мышь взмолилась отпустить ее.

- Если ты мне подаришь жизнь, я тоже когда-нибудь подарю тебе жизнь. Не причиняй мне зла, не убивай меня, и когда-нибудь я спасу тебя от беды.

И вот настал черный день, лев не заметил вырытой человеком ямы и попал в руки охотника. Тот крепко связал льва ремнями, и лев понял, что жить ему недолго.

К счастью, судьба была благосклонна льву. Он услышал тихий писк - это маленькая мышка пришла отплатить добром за добро. Она быстро перегрызла кожаные ремни, и лев стал свободен.

Так маленькая, слабая мышь, спасла самого сильного из зверей - льва.

личностные: формировать навык развернутого анализа.

регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

1.Какое предложение обязательно присутствует в тексте?

c) Предложение с обращением.

2. Как называется предложение, которое завершает текст?

3. Выберите предложение, которое может служить начальным в тексте:

a) А потом она как закричит!;

b) И сколько таких у тебя?;

c) Неприятная история приключилась со мной на даче.

4. Найдите конечное предложение, в котором может отражаться основная мысль текста:

a) На этом мы завершаем наш рассказ;

b) До новых встреч!;

c) С тех пор люди стали помогать друг другу в любой беде.

5. Выберите правильный вариант ответа:

a) В тексте всегда есть начальные и конечные предложения;

b) В тексте может отсутствовать начальное предложение;

c) Не в каждом тексте есть конечное предложение.

личностные: формировать навык развернутого анализа.

регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности..

Вы сегодня отлично поработали!

Спасибо вам за отличный урок!

Что вам понравилось на уроке?

Что вам не понравилось на уроке?

Что узнали нового на уроке?

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Запишите, пожалуйста, в дневники ваше домашнее задание. Упражнение 73

Продолжите текст по данному началу.

Есть среди животных удивительные мастера маскировки.

Слушают инструктаж по домашнему заданию. Задают вопросы.

Есть среди животных удивительные мастера маскировки - хамелеоны.

Хамелеон - животное совершенно безобидное, во всяком случае, для людей. Главная особенность хамелеона - своеобразная маскировка - способность быстро менять окраску под влиянием цвета окружающей среды, света, температуры. Именно это удивительное свойство животного и сделало его знаменитым. Изменяя цвет своей кожи, хамелеон становится невидимым для хищников. Такая маскировка единственный его способ защиты. Также маскировка помогает хамелеону и в охоте на насекомых. Карауля добычу, они проводят неподвижно несколько часов на дереве. Неподвижны они только с виду: на самом деле за всем окружающим следят два огромных глаза, которые постоянно вращаются из стороны в сторону. Увидев добычу, хамелеон выбрасывает свой язык на расстояние равное половине туловища, тем самым схватывая добычу. Большую часть своей жизни хамелеоны проводят на деревьях. Именно цвет листвы, коры и другой древесной "обстановки" наиболее близок к естественному окрасу кожи хамелеонов, позволяя им маскироваться.

личностные: формировать навык развернутого анализа.

регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

коммуникативные: развитие коммуникативных способностей, активное познание окружающей действительности, ощущение чувства коллектива, взаимопомощи и поддержки.

познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разных формах .

5 потому что… (активно работала на уроке, отвечала точными и полными формулировками)

4 потому что… (не проявляла особой активности, была не точна в формулировке определений)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей.

Цель: формирование коммуникативной компетенции через углубление и расширение знаний о тексте.

Задачи: обобщить и систематизировать знания о лексических средствах связи предложений в тексте;

формировать навык создания текстов с использованием описательного оборота;

совершенствовать ОУУН и способы учебной деятельности.

Форма урока: комбинированный

Метод: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.

Виды деятельности: самостоятельная работа по карточкам, работа с учебником, работа в парах, работа со словарями.

Общеучебные умения и навыки, которые отрабатываются на уроке.

1.Умение осуществлять информационный поиск (Работа с лингвистическими словарями).

2. Умение строить связный монологический ответ с использованием опоры.

3. Умение задавать вопросы и строить аргументированный ответ на вопрос.

5. Умение работать в паре.

6. умение выполнять индивидуально практические задания творческого характера.

7.Умение строить обобщение и вывод по уроку.

Оборудование: карточки, схемы, презентация Power Point.

русского языка в 6 классе по теме

«Текст. Способы и средства


Тема урока: Текст. Способы и средства связи предложений в тексте.

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей.

Цель: формирование коммуникативной компетенции через углубление и расширение знаний о тексте.

Задачи: обобщить и систематизировать знания о лексических средствах связи предложений в тексте;

формировать навык создания текстов с использованием описательного оборота;

совершенствовать ОУУН и способы учебной деятельности.

Форма урока: комбинированный

Метод: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.

Виды деятельности: самостоятельная работа по карточкам, работа с учебником, работа в парах, работа со словарями.

Общеучебные умения и навыки, которые отрабатываются на уроке.

1.Умение осуществлять информационный поиск (Работа с лингвистическими словарями).

2. Умение строить связный монологический ответ с использованием опоры.

3. Умение задавать вопросы и строить аргументированный ответ на вопрос.

5. Умение работать в паре.

6. умение выполнять индивидуально практические задания творческого характера.

7.Умение строить обобщение и вывод по уроку.

Оборудование: карточки, схемы, презентация Power Point.

Структура урока:

Организация начала урока.

Объяснение нового материала

Работа с учебником

Работа по карточкам

Синтаксический разбор предложения.

Организация начала урока. Психологический настрой.

- Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.

- Сегодня на уроке я постараюсь расширить и углубить ваши знания о тексте.

- Откройте тетради, запишите с красной строки число, классная работа и тему урока.

- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.( слайд №2)

Из всех знаний и умений самым важным,

самым необходимым для жизни является,

конечно, умение ясно, понятно говорить

на своем языке.

- Как вы поняли слова эпиграфа? Согласны ли вы с мыслями автора? Свой ответ обоснуйте.

- А что нужно знать, чтобы научиться так ясно и понятно говорить? (составлять высказывания- тексты)

Объяснение нового материала

- Дома вы должны были определить по этимологическому словарю первоначальное значение этого слова.

- Перед вами кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.

- Как вы думаете, что общего между этими предметами?

( кусочек ткани состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой; а текст тоже состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически.)

- Ребята, ведь не случайно и предприятия, где ткут ткани, называют текстильными.

- Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл.

- Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”.

( учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь)

ТЕКСТ - всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же виде.

ТЕКСТ - тот или иной издаваемый документ, памятник письменности, в отличие от примечаний к нему, комментариев и т.п.

ТЕКСТ - отрывок из священного писания, избираемый темой проповеди, беседы, приводимый в качестве изречения и т.п

- Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.

В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта-просветителя XVIII века А.Кантемира (слайд №4 ):

Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,
Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати.

Приведите примеры однокоренных слов к слову текст.

2. Словарная работа:

- Выделим корень, что обозначают эти слова?

Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.

- Составьте предложение с любым из этих слов.

Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.

-Можно ли считать предложение текстом?

-Чем отличается предложение от текста?

(Предложение позволяет только выразить мысль, а текст –обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному что-то новое)

- Любая ли группа предложений будет текстом?

(Нет, только та, в которой присутствует единство темы и основной мысли, связывающей предложения в единое целое)

- Давайте вспомним, какими признаками обладает текст.

Ребята должны перечислить уже знакомые им признаки:

Наличие главной мысли (идеи)

Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте

Логическая связь частей

- Сделайте вывод. Что такое текст?

Текст - это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения связаны друг с другом по смыслу.

4. Работа с учебником, упр. 193.

- Пока мы будем выполнять упражнение, 2 ученика будут работать по карточкам (Приложение №1)

-Давайте докажем, что перед нами текст

Проверяем работу по карточкам

5. Работа по карточкам: (слайд № 6)

Слушаем ответы учащихся:

( - в первом варианте набор предложений, не связанных основной мыслью;
- во втором варианте нарушена композиция и связь предложений;
- в третьем варианте текст.)

Вопросы для беседы:

- Что из предложенных примеров является текстом? Почему?

Из предложенных примеров текстом является : “Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо. (М. Пришвин)”

Запись текста в тетради.

- Докажите, что перед вами текст.

- Давайте запишем второе предложение и сделаем его синтаксический разбор.

6. Синтаксический разбор предложения.

Над соседним лесом показался краешек солнца.(Повест., невоскл., простое, распростр.)

7. Физминутка

8. Работа в парах.

-Ребята, если мы посмотрим на черную ткань, то увидим, что все нити в ней крепко сплетены, она прочна, но не радует нашего глаза. А вот кусочек цветной ткани.. Он красив и навевает на нас хорошее настроение.

- Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов

Когда мы в тексте используем разные средства связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих.

- Мы уже знаем, что в русском языке существуют различные средства связи предложений в тексте. Давайте вспомним их.

9.Составление схемы.

Выполнение задания №1. (раздаточный материал) Приложение№2

Восстановить строки из известного стихотворения Ф.И. Тютчева .

Прошла, в окно, Зима, пора, недаром, злится, стучится, ее,

Весна, со двора, гонит, И.

Все, И, Зиму, засуетилось, нудит, и, жаворонки, трезвон, в небе, все, вон, Уж, подняли.

Строки, которые получились (слайд № 9):

Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Поскольку текст – это связное законченное высказывание, в нем всегда говорится о чем–то, у него есть тема.

- Определить тему стихотворения и его основную мысль.

И первое предложение, и последующее служат изображению Весны, которая приходит на смену Зиме. Каждая новая строка прибавляет новую подробность в создании яркого и “живого” образа Зимы, которой не хочется уступать. Основная мысль - показать красоту в каждом явлении природы, в создании яркого и живого образа.

- Какое средство языковой выразительности использует автор, чтобы создать яркую картину?

(Особенно важно для создания картины использование автором олицетворения.)

- Назовите глаголы в переносном значении. Какова их роль в создании картины уходящей зимы?

-Вы уже узнали, что для текста характерна грамматическая связь между предложениями. Существует два вида такой связи. Назовите их.

Определите способ связи предложений в тексте.

Это параллельная связь.

Данный пример должен служить образцом параллельной связи. Каждое новое предложение прибавляет новую подробность в картине наступления весны.

- Для того чтобы отработать умение различать виды связи, выполним практическую работу.

Практическая работа

1) Вот и наступил Новый год. Мы всегда с нетерпением ждём этого праздника. Праздничное настроение дарит нам всё вокруг: нарядные ёлки и фигуры Деда Мороза и Снегурочки на улицах и площадях, яркие гирлянды фонариков вдоль дорог, украшенные витрины магазинов.

2) Вот и наступил Новый год. Загорелись праздничными фонариками площади городов. По улицам там и тут спешат оживлённые прохожие с ёлками под мышкой. Ребятню ждут праздничные представления и новогодние подарки.

Читайте также: