Экспозиция роман с халатом конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок № _____ Дата проведения 1______Класс 10

Задачи урока:1) Обратить внимание на приемы Гончарова для создания образа главного героя:

а) портрет героя;

в) сон как один из приемов создания образа;

г) восприятие героя через диалог его с другими персонажами;

д) монологическая речь героя.

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний учащихся:

1.Фронтальная беседа:

Изучение нового материала:

1.Слово учителя : (учащиеся делают соответствующие записи в тетради).

1) Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь.

Также Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.

3)Композиция романа: полностью соответствует идее романа: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу.

Все действия развёртываются вокруг главного героя – Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в 1-й части). Обломов преимущественно лежит на диване, что определяется идейным замыслом писателя.

Всё внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.

Для выяснения смысла композиции романа можно составить опорную схему:

Экспозицию составляют 1-я часть романа и две первые главы 2-й части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.

В 3 и 5 гл. 2-й части завязывается узел события – знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку.

6-11 главы этой части – развитие действия. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чём мы узнаём из его письма к Ольге.

Кульминация – 12 глава 2-й части. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву. Этому посвящены 11 – 12 главы 3-й части, которые составляют развязку. В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.

В 4-й части – дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные для себя условия жизни в домике Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция (пост…

Параллельно показаны взаимоотношения Штольца и Ольги.

2.Работа над текстом романа:

1)Беседа с учащимися.

1.Итак, открываем роман.

- Обратим внимание на название. В заглавие вынесена фамилия человека (героя). Какой вывод можно сделать? Что это за человек на ваш взгляд?

(Это, в первую очередь, личность, незаурядная, сложная, противоречивая)

- Что же за человек Илья Ильич Обломов?

Обратимся к началу романа.( Просмотр эпизода кинофильма)

Сопоставим текст романа и отрывок из фильма.

- Что представляет собой жизнь Обломова?

(жизнь ограничена пределами одной комнаты, где обломов лежит и спит).

Найдите в тексте портрет героя (один из учащихся читает выразительно вслух)

- На что автор обращает внимание в этом отрывке в первую очередь?

На первый взгляд Гончаров описывает мало событий, но сама картина полна движения (изменение душевного состояния, где комическое сливается с трагическим).

2) художественной детали. Насыщенность картины предметно-бытовыми деталями.

- Что описывает Гончаров? ( работа с текстом).

Зачитываются описания кабинета, халата, туфель.

- Влияние какого писателя заметно в этих описаниях? (Гоголя).

- В чем отличие? ( характер героя, в отличие от героев Гоголя, не исчерпывается этими вещами. Понятие среды, формирование его расширяется.) Пример: внутренние монологи .

- Какие черты характера героя передаются через описание этих деталей?

(лень, безразличие к вещам, равнодушие к ним, в отличие от героев Гоголя, непрактичность) .

3) Разговор с посетителями Обломова.

- Кто посещает Обломова?

- Как можно охарактеризовать Волкова? (Тип влюбчивого, порхающего по жизни молодого щеголя).

- Судьбинского? (чиновник до мозга костей).

- Пенкина? (беспринципный писатель, журналист, пишущий на любую тему).

- Алексеева? (человек без собственного мнения, воли).

- Тарантьева? (вымогатель и грубиян).

Краткий пересказ разговоров.

- Почему жизненные перспективы визитеров не могу увлечь Обломова?

(Обломов считает их пародией на подлинно человеческие стремления к полезной деятельности. При кажущейся активности это лишь суета, беготня за мнимыми ценностями).

Показывая суету канцелярского, светского, литературного Петербурга, автор не обнаруживает противовеса существованию Обломова. Наоборот, сопоставляя Обломова с гостями, автор показывает незаурядность духовных запросов героя.

4) Обломов-не такой, как другие.

(просмотр отрывка из фильма).

Диалог с Захаром (по ролям).

Отчего я такой? Ответ на этот вопрос заключается в знаменитом сне.

(Во сне описываются воспитание, привычки Обломова, сложившиеся в условиях патриархального помещичьего семейства).

Какова роль пейзажа?

( Поэтическая картина–часть души героя. Природа сулит человеку покойную и долгую жизнь. Природа заботится о тишине ).

- Каков образ жизни обломовцев?

( Все силы обломовцев направлены на удовлетворение своих потребностей. Даже сон-что-то вроде трудовой повинности. Они неотступно придерживаются старых традиций и обычаев. Духовный мир их беден и ограничен. Неподвижность в деревнях. Русское хлебосольство и безграничная любовь и ласка, которыми Обломов окружен и взлелеян с детства. Все проявления обломовской жизни можно объединить мотивом сна.)

Но патриархальная безмятежность начинает нарушаться. В Обломовке начинают понимать выгоду просвещения.

- Как учился Обломов?

- О чем мечтали его родители и каким они видели его будущее?

Вывод: Гончаров проследил начало формирования личности человека.

5) Что собой представляет слуга Обломова Захар?

(ленивец, сплетник, пьяница, болтун, неопрятен, неловок, лгун, но очень предан своему барину)

Глава 11. Выразительное чтение характеристик Обломова и Захара.

( Не умеет жить Обломов, его всю жизнь обхаживают чужие руки. Не умеет жить Захар. Он и его предки всю жизнь не принадлежали себе, не совершали самостоятельных поступков).

IV .Подведение итогов урока: В первой части романа перед нами герой-личность очень сложная и противоречивая. Огромное влияние на формирование ее оказала Обломовка, ее старинный уклад, жизнь предков. Обломов не видит принципиального различия между своим лежанием на диване и жизнью таких, как Волков, Пенкин, Судьбинский, наоборот, на их фоне он выглядит предпочтительней, духовно богаче.

V .Домашнее задание: Читать 2 и 3 части романа

Вопросы: Встреча со Штольцем. В чем различие в воспитании? Отношения Обломова и Ольги. Оценка их любви.

Творческое задание: Составить тест по 1 части романа (10вопросов). Читать и анализировать главы

Дополнительный материал

Социальная проблематика

Вопрос национального характера

Философская проблематика

Тема любви

Совершенно иной предстает любовь между Обломовым и Агафьей. Чувства Ильи Ильича походили больше на любовь сына к матери, тогда как чувства Агафьи представляли собой безоговорочное обожание Обломова, подобное слепому обожанию матери, готовой дать все своему ребенку.

Третий тип любви Гончаров раскрывает на примере семьи Штольца и Ольги. Их любовь зародилась на почве прочной дружбы и полного доверия друг к другу, однако со временем чувственная, поэтичная Ольга начинает осознавать, что в их стабильных отношениях все же не хватает того великого всеохватывающего чувства, которое она ощущала рядом с Обломовым.

Смысл жизни человека

Халат Обломова в романе называется шлафроком (в пер. с немец. "schlafrock" - "спальный халат"). Старый, поношенный халат является по сути отдельным персонажем романом. Эта вещь живет своей жизнью и проходит определенные этапы, как и сам Обломов.


Халат Обломова как символ "обломовщины"

Халат Обломова - это символ "обломовщины", скучной, пустой и ленивой жизни. Снять этот халат для Обломова значит радикально переменить жизнь:

". сбыть лишний жир, сбросить тяжесть, освежить душу тем воздухом, о котором мечтал некогда с другом, пожить без халата, без Захара и Тарантьева. "

". На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него.

Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани. "

Халат Обломова как двойник героя

Халат Обломова - это по сути двойник героя. Уютный, домашний халат Обломова олицетворяет уютный, спокойный, тихий характер героя.

Обломов любит свой халат за то, что он мягкий, гибкий, незаметный и ненавязчивый. Сам Обломов очень похож на свой халат, будучи мягким, незаметным, ласковым человеком. :

". Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела. "

Халат Обломова переживает несколько "жизненных" этапов в романе так же, как и сам Обломов. Ниже представлены основные этапы в истории халата (шлафрока)

Халат Обломова в романе "Обломов": этапы жизни

1. Халат Обломова на Гороховой улице

История халата Обломова начинается на Гороховой улице, в квартире Обломова. Илья Ильич Обломов носит свой халат очень давно. Его гости замечают, что такие халаты уже давно не носят:

". Что это на вас за шлафрок? Такие давно бросили носить, – стыдил он Обломова.
– Это не шлафрок, а халат, – сказал Обломов, с любовью кутаясь в широкие полы халата. "

Как известно, Обломов не любит перемены. Он привык к своему халату и не готов с ним растаться и замениться на что-то новое.


2. Халат Обломова и отношения с Ольгой Ильинской

Обломов переживает романтические отношения с Ольгой Ильинской. В этот период Обломов обретает смысл жизни в лице Ольге.

Благодаря любви к Ольге ленивый Обломов оживает и просыпается от своей долгой спячки. В этот период он забывает о своем старом халате:

". Встает он в семь часов, читает, носит куда‑то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки [. ] Халата не видать на нем: Тарантьев увез его с собой к куме с прочими вещами. "


3. Халат Обломова и отношения с Агафьей Пшеницыной

После разрыва с Ольгой Ильинской Обломов продолжает жить в доме Агафьи Пшеницыной. Хозяйственная Пшеницына достает из чулана старый халат Обломова, чтобы починить его:

". Еще я халат ваш достала из чулана, – продолжала она, – его можно починить и вымыть: материя такая славная! Он долго прослужит. "

Жизнь у Агафьи Пшеницыной снова вводит Обломова в привычную лень и апатию. Обломов возвращается к своей старой, ленивой жизни. И конечно, халат Обломова так же возвращается в кго жизнь:

Агафья Пшеницына совсем не против того, чтобы Обломов носил свой старый халат. Напротив, она охотно чинит этот халат, зная, что Обломов им очень дорожит:

". расстилались эти одеяла и халат Ильи Ильича [. ] Агафья Матвеевна собственноручно кроила, подкладывала ватой и простегивала их. "

4. Халат Обломова и последние годы жизни

До конца своих дней Илья Обломов так и не расстается с любимым халатом, как и со своей ленью и апатией:

– . что это ты не бросишь этого халата? Смотри, весь в заплатах!
– Привычка, Андрей; жаль расстаться.

Таким образом уютный и удобный халат сопровождает Обломова долгие годы и становится печальным символом "обломовщины".

Такова история халата Ильи Обломова в романе "Обломов": описание и роль халата в жизни Обломова.


Похоже определял собственное творчество и сам писатель. «Обращаюсь к процессу сознательного и бессознательного творчества. Я о себе прежде всего скажу, что я принадлежу к последней категории, то есть увлекаюсь больше всего (как заметил обо мне Белинский) „своею способностью рисовать“.

Порой дождливою намедни
Я, завернув на скотный двор…
Тьфу! прозаические бредни,
Фламандской школы пестрый сор!
Таков ли был я, расцветая?
Скажи, фонтан Бахчисарая!

ЭКСПОЗИЦИЯ: РОМАН С ХАЛАТОМ

Роман начинается по классической, привычной для произведений этого жанра схеме: кто – где – когда?

Портрет героя, лежащего на диване в одном из больших домов на Гороховой улице, дотошен и обстоятелен. В лице, фигуре, позе героя повествователь отмечает отсутствие всякой определенной идеи; беспечность; усталость или скуку; мягкость; лень; сомнения, печаль, испуг; апатию или дремоту.

Все эти определения встречаются уже на двух первых страницах. Они близки друг другу, но все-таки подчеркивают, акцентируют разные стороны личности Обломова, создавая впечатление не элементарного типа (вроде гоголевского Манилова или Тентетникова), но – характера, сочетающего, однако, не контрасты и резкие противоречия (таковы герои Лермонтова или Достоевского), а важные оттенки, тонкости портрета и психологии героя.

Гончаров, как мы помним, – фламандец, писатель-рисовальщик. Главную черту характера Обломова он не формулирует словесно, а показывает наглядно, зрительно.

Даже Захар временами – не верный раб, а строптивый слуга или строгий хозяин. Халат же – послушный раб Обломова, подчиняющийся каждому его движению.

Обломов в начале романа – человек в халате, весь день лежащий на диване. Историю его дальнейшей жизни определят не только отношения с людьми, но и роман с халатом.

Гости-приятели пытаются поднять героя с дивана, подвигнуть его на какой-нибудь поступок. Волков зовет Обломова в светскую суету, Судьбинский напоминает о службе, Пенкин соблазняет литературой (каждая из этих сцен строится по-гоголевски симметрично, с повторением мизансцен и отдельных реплик). Но герой стойко сохраняет свое горизонтальное положение и привычное состояние дремоты или задумчивости.

Но семейное счастье (так, кстати, называлась повесть Л. Толстого, опубликованная одновременно с романом Гончарова) невозможно без семьи, значит, без любимой девушки, которая должна стать женой.

Обломов наконец поднимается с дивана, оставляет свой халат, снова, после долгого перерыва, вступает в контакты с внешним миром. После того как первоначальная характеристика героя в экспозиции завершена, автор запускает колесо романтической интриги. Штольц знакомит Обломова с Ольгой Ильинской, так завязывается главная сюжетная линия романа.

ОБЛОМОВ НА RENDEZ-VOUS: ПОЭМА СТРАСТИ И ПРОЗА ЖИЗНИ

И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить! Она – виновница такого превращения!

Уж оно началось: только лишь она запела, Обломов – не тот…

«– Ложитесь опять на спину, – прибавила она потом, – не ошибетесь, „не упадете в бездну“!

Далее начинается борьба нового и старого Обломова.

Тарантьев опутывает героя сетью интриг, вымогая деньги и заставляя переехать на новую квартиру. Но главное, конечно, не в этом. Обломов борется не столько с внешними обстоятельствами, сколько с собой, с собственным характером, сформированным прежней жизнью.

В нем оживают прежние страхи и опасения. «Он чувствовал, что светлый, безоблачный праздник любви отошел, что любовь в самом деле становилась долгом, что она мешалась со всею жизнью, входила в состав ее обычных отправлений и начинала линять, терять радужные краски.

Может быть, сегодня утром мелькнул последний розовый ее луч, а там она будет уже – не блистать ярко, а согревать невидимо жизнь; жизнь поглотит ее, и она будет ее сильною, конечно, но скрытою пружиной. И отныне проявления ее будут так просты, обыкновенны.

Грядущая жизнь предстает перед Обломовым не как поэма страсти, а как поток прозаических дел, всякий раз требующих непрерывного вмешательства, непосредственного решения. И он пугается этого житейского шума, бессознательно стремясь к привычному существованию.

Вторая часть романа – попытка возрождения героя через любовь, долг, деятельность. Третья часть – отказ от любви, горькое осознание невозможности той жизни, которую планировала его избранница, катастрофическое возвращение назад, к прежнему существованию.

Эволюция Обломова последовательно сопровождается упоминанием о главной, связанной с его характером, детали.

Перебравшись на Выборгскую сторону, еще в разгар отношений с Ольгой, Обломов говорит с новой хозяйкой.

«– Ну, бог с вами, не смею задерживать, – сказал Обломов, глядя ей вслед в спину и на локти.

– Еще я халат ваш достала из чулана, – продолжала она, – его можно починить и вымыть: материя такая славная! Он долго прослужит.

– Напрасно! Я его не ношу больше, я отстал, он мне не нужен.

Обломов действительно надевает халат, но не к свадьбе, а после крушения всех надежд на нее.

«Илья Ильич почти не заметил, как Захар раздел его, стащил сапоги и накинул на него – халат!

– Что это? – спросил он только, поглядев на халат.

– Хозяйка сегодня принесла: вымыли и починили халат, – сказал Захар.

ОБЛОМОВ И ШТОЛЬЦ: ДВОЙНИКИ-АНТИПОДЫ

Четвертая часть романа – практически такой же подробный, как экспозиция первой части, эпилог. История Обломова отходит здесь на второй план, ему посвящены всего четыре главы из одиннадцати. Эта часть становится, прежде всего, историей Штольца и его отношений с Ольгой.

Обломов и Штольц – двойники-антиподы гончаровской книги. Они – ровесники, но прожили рядом совершенно разные жизни.

Обломов – природный русак. – Штольц – русский немец. (Традиция делать оппонента главного героя иностранцем характерна также для Тургенева и Чехова.)

Обломов – милый и добрый мальчик, больше всего любящий спать и слушать на кухне сказки дворовых. – Штольц – сорвиголова, драчун, бесследно исчезающий из дома на целые дни.

Но главное различие, конечно, заключается в образе жизни и идеалах героев.

Контраст между героями Гончаров представляет не только предметно, психологически, но и метафорически. В спорах и мыслях Обломова и Штольца появляются две реки и два огня (привычные образы-символы человеческой жизни).

Штольцу река жизни представляется в противоположном по смыслу образе, вызывающем недоумение и неприятие Обломова. «Он с громкими вздохами ложился, вставал, даже выходил на улицу и все доискивался нормы жизни, такого существования, которое было бы и исполнено содержания, и текло бы тихо, день за днем, капля по капле, в немом созерцании природы и тихих, едва ползущих явлениях семейной, мирно-хлопотливой жизни. Ему не хотелось воображать ее широкой, шумно несущейся рекой, с кипучими волнами, как воображал ее Штольц.

Так же противоположны возникающие в сознании героев два образа огня.

Выбор героини завершает эту длинную цепочку противопоставлений. Ситуация рандеву в романе Гончарова разрешается парадоксально: покинув Обломова, Ольга находит свое счастье со Штольцом, с которым была знакома с детства. Это идеологический выбор и идеологическая любовь: Гончаров словно указывает на своего героя времени, противопоставляя его Обломову.

Однако финальное противопоставление тоже парадоксально. Устроенный Штольцем тихий уголок на крымском берегу напоминает старую Обломовку. Совместная жизнь Штольца и Ольги временами кажется и самой героине осуществлением обломовской мечты.

Содержание статьи

http://imxo.in.ua/storage/cache/f5/da/f5da8c947953bb7cc4ddcd362edb3eda.jpg

  • Роль халата в жизни Обломова
  • Что такое обломовщина
  • Роль праздников в жизни ребенка

Кто такой Обломов

Обломов – главный герой одноименного романа Гончарова. Читатель наблюдает его жизнь с малолетства до зрелого возраста, почти до сорока лет. Его образ уходит корнями в характеры таких литературных героев, как гоголевские Подколесин, старостветские помещики, Манилов и Тентетников. Однако основные свои черты Обломов взял у Гончарова. Только автор, в отличие от своего персонажа, отличался талантом и трудолюбием.

Обломовщина

Андрей Штольц и Ольга Ильинская – самые близкие Обломову люди – на протяжении произведения неоднократно предпринимают попытки вытащить его из халата. И на какое-то мгновение это удается. Читатель помнит, как преображается Обломов под влиянием живого чувства – некой любви к Ольге. Однако и тут лень все же берет свое, и Обломов снова облекает тучное тело в вечный восточный халат.

Вместе с хозяином халат постепенно старел, истрепывался, ветшал. Но Обломов так и не смог расстаться с приметами удобной спокойной жизни: домашними туфлями, халатом, клеенчатым диваном. В конце романа читатель вновь видит Обломова в любимом халате, правда, в другой обстановке – со вдовой Пшеницыной.

Читайте также: