Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте конспект

Обновлено: 03.07.2024

1. Метод наблюдения над фактами языкаможет быть представлен следующими приемами:

1). Определение значения каждой морфемы в слове.

- для уяснения лексического значения слова (водитель: -вод- указывает на род занятий (от глагола водить), -тель – указывает на того, кто совершает действие, т.е. водитель – тот, кто водит, управляет чем-либо).

- для понимания и различения значений суффиксов и приставок ( -ист- в словах футболист, тракторист обозначает лиц определенного рода занятий, профессии)

2). Сравнение слов и наблюдение

- над многозначностью морфем (суффикс –ант- симулянт (лицо по отношению к деятельности), лаборант (лицо по отношению к месту работы), конкурсант (лицо-участник совместной деятельности);

- над омонимией морфем (по-: значение неполноты признака (погромче, пошире, помягче), значение начала действия (побежать, полететь);

- над словообразовательной синонимией (вымазать – измазать – перемазать);

- над словообразовательной антонимией (глаз – глазик – глазище).

3). Распределение слов по словообразовательным гнездам (распределите данные слова на группы однокоренных слов: испортить, подсолнечный, польза, солнце, использование, использовать, порча, испорченность, подсолнечник, испорченный) и по словообразовательным моделям (из данных слов - береза, поехать, снег, новый, побелка, ветерок - выберите слова к данным моделям:

4). Подбор однокоренных слов: (подберите однокоренные слова к слову сосна, выделите корень в словах).

2. Метод конструирования может быть представлен следующими приемами:

1). Подбор слов к схемам

2). Определение части речи по указанным морфемам: по .ка

3). Составление слов из морфем

На доске пишется корень, вокруг – различные морфемы (подходящие и неподходящие). Задача – составить как можно больше слов с данным корнем.

Ученики получают карточки с морфемами. Сначала к доске выходит ученик с карточкой корня, остальные сообщают, что могут присоединиться.

Бег, лес, лет, по-, пере-, -а-, -ть, -ун-, -ник-, -н-, -ая, -ов, -ок-, -чик-, не-

Ученики получают карточки с морфемами.


  1. Морфемный анализ слова

  1. Найди в слове окончание:

б) сравни изменения слова;

в) выдели изменяющуюся часть - окончание.

б) сравни родственные слова, найди общую часть - корень.

б) проверь, одна ли это приставка (попробуй убрать первую приставку, если думаешь, что их две);

г) подбери слова с такой же приставкой.

б) проверь, один ли это суффикс (попробуй образовать слово без второго, если думаешь, что их два).

в) подбери другие слова с таким же суффиксом (или суффиксами);

Обозначь суффикс условным значком.


  1. Вырубка - имя сущ.

  1. Слово вырубка связано по значению со словом рубить. С этим же словом по значению связаны слова перерубить, срубить, рубленый, зарубка. Все они имеют одинаковую часть -руб-. Это корень. Выделяю дугой.

  2. Ищу приставку. Перед корнем часть вы-, значит, в этом слове есть приставка. Это одна приставка, т.к. приставки ы- нет в русском языке.Подбираю другие слова с приставкой вы-:выписка, выгрузка, вынести. Это приставка обо­значает направление действия наружу. Выделяю приставку крышечкой.

5. Слово вырубка состоит из четырех частей: окончания -е, корня -руб-, приставки вы- и суффикса -к-.

Краткий морфемный разбор следующих слов:


  1. вбежали, вбежала – окончание нулевое, основа – вбежа- (суффикс –л- формообразующий, в основу не входит)

  2. убежать, бег, пробежка – корень –беж/бег-

  3. приставка в- (значение направленности движения внутрь)

  4. суффикс –а- (вбежать)

  5. суффикс –л- (суффикс пр.вр.)

При разборе слов по составу следует учитывать изменения, которые происходят в составе слов с течением времени, с развитием языка.

Рассмотрим слово прекрасный. В современном языке оно утратило связь со словом красный. Его нельзя трактовать как обозначающее что-то очень красное (сравнить: превкусный - очень вкусный, предобрый - очень добрый и т. п.). Поэтому приставку пре-в слове прекрасный нет оснований вычленять как отдельную морфему.

Другое дело - этимологический анализ этого и иных подобных слов. В свое время красивый и красный в сознании людей были связаны. Об этом и младшие школьники с удо­вольствием послушают и всё поймут. Таким образом, необходимо четко различать при работе со словами два типа разбора: современный и исторический.

Современный анализ структуры слова направлен на выяснение связей между словами, существующих на данном этапе развития языка. Так, например, слово медведь в современном русском языке связано со словами медвежий, медвежонок, медвежатина, по-медвежьи и некоторыми другими. Если же подойти к тому же слову с позиций истории языка, то окажется, что слово медведь имеет связь со словом мед и со словом еда (см.: Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь. М., 1971. С. 260).

При разборе слов по составу учитель должен очень внимательно относиться к подбору слов для работы.

Не следует брать:

1) сложные для морфемного анализа слова

н., синий (корень +окончание) – лисий (корень + суффикс притяжат. прил. + нул. оконч.)

ВОДОПРОВОДЧИК – перед вторым корнем есть приставкапро-

Умывать – корень –МЫ-, суффикс –ВА- …(сравните: испытывать – суффикс –ЫВА-)

2) слова с историческими чередованиями:

1.с чередованием гласных:

2.с чередованием согласных:


  1. с выпадение согласных звуков перед – ну: кидать – кинуть

Моделирования морфемной структуры слов

Часто моделирование сопровождается конструированием, т. е. подбором слов по составленной модели.

У ребенка может сложиться представление, что корень - это всегда первые три-четыре буквы в слове. Чтобы избежать этого, желательно расширить круг однокоренных слов, с которыми работают второклассники, а также показать положение корня в однокоренных словах на моделях.


Когда младшие школьники познакомятся с окончанием, важно научить детей не путать разные слова и изменения слова (словоформы). Их различие хорошо видно на моделях:


Сопоставляя модели, учащиеся будут отвечать на вопросы:

На какой (каких) моделях показаны разные слова?

Где показаны родственные, но разные слова?

Где изображены разные слова с одной и той же приставкой?

Где разные слова с одинако­выми суффиксами?

Где разные неродственные слова? И т. п.

Таким образом, модели позволят еще раз показать детям, что любое изменение в основе ведет к появлению нового слова.


Причины трудностей и ошибок младших школьников в разборе слов по составу

В процессе разбора слов по составу младшие школьники часто допускают ошибки.

1. Неверный подбор родственных слов из-за учета только одного признака родственных слов.

Прежде всего эти ошибки возникают тогда, когда форма и значение языковой едини­цы, формальный и семантический признаки морфемы рассматриваются в отрыве друг от друга: объясняют значение корня (суффикса, приставки, окончания) и не упоминают о его фонемном (звуковом) составе или обращают внимание на буквенный состав суффикса (кор­ня, окончания, приставки), а значение его не раскрывается и т. п.

2. Смешение родственных слов и словоформ.

Следствием неумелой организации работы является и такая распространенная ошибка, как смешение родственных слов и словоформ. Особенно это заметно на началь­ном этапе, когда младшие школьники еще не знают всех изменений основных частей речи.

Чтобы избежать этих ошибок, необходимо проводить тщательную работу по различению однокоренных слов и форм одного и того же слова. Учить правильно подбирать родственные слова, объясняя их значения через мотивирующее слово. Учить наблюдать за тем, в какой части слова происходят изменения: в окончании или в основе, и только после этого делать вывод о том, являются ли данные слова формами одного слова или разными словами.

Преодолеть эту трудность поможет работа с моделями (см. прием моделирования).

3. Затруднения из-за плохой фонетической подготовки.

Чтобы не было подобных трудностей у учащихся, следует проводить грамотную работу над звуковым составом слова, уделять большое внимание развитию фонематического слуха как в период обучения грамоте, так и при изучении фонетики в курсе русского языка.

4. Ошибки, связанные с историческими изменениями в составе слова.

Разбор слов по составу представляет определенные трудности не только для детей, но и для учителей. На морфемном уровне активнее, чем на других языковых ярусах (например, в морфологии), происходят различные изменения: состав слова упрощается, усложняется и т. п. То, что считалось бесспорным вчера, сегодня подвергается коррекции. Так, например, учителя старшего поколения с трудом соглашаются признать, что в слове прекрасный всего две морфемы: корень и окончание (прекрасный), а слова плот и плотник относятся к разно-коренным и т. п.

Подобные ошибки возможны и у детей. Поэтому важно сравнивать современный состав слова и исторический. Детям это будет и понятно, и интересно. И даже полезно для усвоения правописания многих слов. Таким образом, без систематического обращения к справочной литературе в работе по со­ставу слова учителю не обойтись.

Взаимосвязь упражнений по морфемике и орфографии

Большинство написаний в русском языке может быть установлено только после того, как выяснится, в какой части слова находится орфограмма.


  1. Умение правильно выделять морфемы в слове.

  2. Уметь подбирать слова с одинаковыми морфемами. Не путать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, суффиксы и приставки с одинаковым значением и омонимичные суффиксы и приставки.

1. Неумение соотнести морфемы в проверяемом и проверочном словах часто приводит к ошибкам. Соотнести (в данном случае) - значит убедиться, что часть слова, в которой нахо­дится орфограмма, и та, в которой имеется звук в сильной позиции, - одна и та же морфема (корень проверяется корнем, окончание - окончанием и т. д.).

В связи с этим важно учить детей перед тем, как подбирать проверочное слово, сначала определить, в какой части слова находится орфограмма. После чего подбирать слово, в котором данная орфограмма будет в сильной позиции в той же части слова.

2. Неумение подобрать морфему с тем же значением также приводит к ошибкам при проверке орфограмм.

На практике не всегда бывает просто решить, действительно ли в словах одинаковые морфемы, т.к. существует, например, явление омонимии не только корней, но также приставок и суффиксов.

Дети учатся различать такие морфемы в процессе выполнения упражнений.

Голосистый ребенок, серебристый тополь, бархатистая кожа, ветвистое дерево, болотистый край.

Т.о., работа с морфемной структурой слова важна не только для лингвистического и общего развития детей, но и для формирования у них осознанных и прочных навыков право­писания.

Задания, обеспечивающие активную познавательную деятельность учащихся

1. Задание, не имеющее правильного ответа.

2.Задание, содержащеенесколько точек зрения.

Дети читают диалог, записанный на доске.

Учитель: Вставьте пропущенную букву: за окн-ми.

Витя. Надо писать о. Проверочное слово за окном.

Учитель. Кто согласен с Витей?

Вера. Надо писать а. Проверочное слово из окна.

Учитель. А ты с кем согласен - с Верой или с Витей?Почему?

Маша считает, что в предложениях: Расцвели тюльпаны. Во многих морях живут тюлени. На окне занавески из тюля. - есть три родственных слова: тюльпаны, тюлени, тюль.

Петя утверждает, что родственных слов два: тюльпаны и тюлени.

А Алеша и Сам Самыч говорят, что родственных слов в этих предложениях нет.

С кем согласен ты? Почему?

3. Задание, формирующее умение запрашивать у учителя необходимую информацию.

1) Задания с недостающими данными.

Аналогичный вид работы со схемой:
с помощью одного вопроса надо найти слово, подходящее к схеме (слова пронесла, придумает, перелетная, записка, подснежники).

Дети могут спрашивать о звуко-буквенной форме слова, о его составе, просить назвать слово с такой же приставкой, короче, активно применить все свои знания о языке, задавая вопросы учителю.

4. Ложное утверждение.

Хорошо, когда ребенок начинает его опровергать, приводя аргументы.

Сторож и сторожка – это слова не родственные, потому что первое называет человека, а второе домик.

5. Неверный способ действия.

Важно не только обнаружить ошибку, но и объяснить, чего не знал тот, кто допустил ее.

Корова и теленок – родственные слова, потому что теленок – детеныш коровы.

6. Другие задания, требующие осознанного выполнения действий.

А) выделите в словах приставку: подумать, подучить, подушка; полет, поле, полевой.

Б) выпишите однокоренные слова: летний, летать, лето; левый, налево, слева, лев.

В) выпишите слова с одним и тем же суффиксом: котик, винтик, химик; читатель, чайник, лесник.

Г) с помощью корня –полз- и нужных приставок передайте значения: двигаться внутрь чего-либо, двигаться изнутри наружу, удаляться от чего-либо.

— Распределите слова в три столбика: 1) имена существи­тельные; 2) имена прилагательные; 3) глаголы. Раскройте скобки.

Дети играли (в)квартире. (Под)ст(а, о)лом спряталась (А,а)(н, нн)а, а (К, к)ири(л, лл) (за)шёл (за)занаве(з, с)ку. Мален(ь)кий (И, и)л(ь)я (за)ле(з, с) (под)д(е, и, я)ван. Его бра(д, т) (К, к)остя вош(ё, о)л (в)ва(н, нн)ую, а (Д, д)ени(з, с) (за)б(е, и, я)жал (за)дверь. Около д(е, и, я)вана лёг (на)пол Максим и (на)кинул (на)гол(а, о)ву од(е, и, я)яло. Самый старш(и, ы)й из ребят, (О, о)лег, (вы)шел (в)ко-ридор и (за)брался (за)п(а, о)льто. А в(а, о)дила Э(м, мм)а. (А, 0)на (до) считала (до)ста и (по)шла (на)поиски друзей. Ко(ж, ш)ка (с)це(б, п)кими ко(г, к)тями см(а, о)трела (на)них (со)шкафа. Б(а, о)л(ь)шая фу(п, пп)а д(е, и, я)тей пугала ки(з, с)ку.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Прочитайте.

— Определите части речи. Как определить часть речи? (По­ставить к слову вопрос и определить, что обозначает слово.)

— Составьте из слов каждой строки загадки и отгадайте их.

— Выполните письменные задания к упражнению.

- Прочитайте ниже сведения о языке.

- Какие части речи являются членами предложения?

- Какие части речи не являются членами предложения?

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по це­почке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)

- Прочитайте первое предложение. Назовите часть речи каж­дого слова.

- Назовите тему текста. (Берёза.)

- Назовите главную мысль текста. (Берёза боролась не только за свою жизнь, но и за жизнь маленьких грачат.)

- Составьте план текста.

Примерный план

1. Грачиное гнездо на берёзе.

3. Берёза устояла.

4. Всё кончилось хорошо.

- Объясните написание слов с орфограммами.

- Запишите текст по памяти по частям.

VI. Рефлексия

- Запишите названия частей речи, которые вы уже знаете. К каждой части речи подберите по два примера.

- Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

- Как определить часть речи?

Домашнее задание

Тема: Имя существительное и его роль в речи

Цель:познакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных (названия людей, вещей, событий и т. д.).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Несколько учеников зачитывают свои рассказы.)

— Какие части речи вы употребили в тексте?

III. Актуализация знаний

— Выпишите из текста имена существительные.

Школа объявила праздник леса. В субботу ребята собрались у подъ­езда школы. Каждый принёс лопату и ведро. Подъехала машина. Она привезла саженцы. Ребята посадили молодые ёлочки по сторонам поле­вой дороги. Теперь они будут защищать дорогу от снега.

— Чем отличается имя существительное от других частей речи?

IV. Самоопределение к деятельности

Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам.

— О какой части речи говорится в стихотворении?

— Сформулируйте тему урока.

— Прочитайте на с. 7, чему мы будем учиться.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— О чём в нём говорится? Какую картину вы представили?

— Найдите в тексте имена существительные. Назовите их.

— Какую роль они выполняют?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Что такое имя существительное?

— Что обозначают имена существительные?

VI. Физкультминутка

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

Учебная цель:совершенствование умений опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли.

Учебные задачи:

1. Совершенствование умений извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании.

2. Совершенствование умений проводить анализ текста с целью обнаружения словоформ разных частей речи.

3. Классификация словоформ разных частей речи с учетом их значения, функции в тексте.

4. Совершенствование умений определять значение словоформ разных частей речи и их функций в тексте.

Задания для практического занятия

Задание 2.Укажите часть речи и грамматическое значение выделенных слов. Укажите устаревшие формы употребления наречий и предлогов.

1) Он ехал впереди своего войска.

Солдаты выстроены были во фрунт; впереди стоял комендант, старик бодрый и высокого росту.

2) Метель не утихала; ветер дул навстречу.

И мысли в голове волнуются в отваге, и рифмы легкие навстречу им бегут.

3) Светил небесных дивный хор течет так тихо, так согласно.

Все тихо, ночь.

4) Несчастный, он помешан. Мысли в нем рассеяны, как тучи после бури.

Покойника похоронили, попы и гости ели, пили и послеважно разошлись, как будто делом занялись.

5) Паду ли я, стрелой пронзенный, иль мимопролетит она?

Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора.

6)Языков будет в Дерпт не прежде января.

Каков я прежде был, таков и ныне я: беспечный, влюбчивый.

(Из произведений А.С. Пушкина)

Задание 3. Прочитайте стихотворение В. Бокова и выполните задание после текста:

Вдоль домов и улиц,

Я немного хмурюсь.

День хороший, летний.

Я немного слепну.

Что молчу, что слов нет.

Я немного глохну.

Радость без предела.

На груди медаль –

Лист березы белой!

Определите грамматическое значение словоформ именных частей речи и глаголов: 3 существительных, 3 местоимений, 3 прилагательных, 3 глаголов). Укажите, в каких формах употреблены глаголы. У каких глаголов грамматическая форма одинакова? Образуйте от данных глаголов причастия и деепричастия.

Образец. Солнышко – сущ., нач.ф. - солнышко, нариц., неодуш., ср.р., 2-е скл., И.п., ед.ч.

Свети – глаг., невозвратный, неперех., несов.в., II спр., повелит. накл., 2 лицо, ед.ч., в предл. сказуемое. Светящий, светивший, светя, светив, светивши.

1) Окончание - изменяемая часть слова, которая обеспечивает связь слов
в словосочетании и предложении и указывает значение рода, числа,
падежа
Как выделить окончание в слове
1. Исследовать, изменяется ли слово. Если не изменяется – окончания
нет.
2. Если изменяется, то изменить, ставя слово в две или три формы.
3. Изменяющаяся часть слова – окончание.
! Надо запомнить: деепричастия, наречия, предлоги окончаний не
имеют, т.к. являются неизменяемыми частями речи.
! Надо запомнить: изменяемые части речи могут иметь нулевое
окончание. Чтобы найти его, поставьте слово в две или три формы
2) Корень – общая часть родственных слов, значимая часть слова. Слова
с одинаковыми корнями называются однокоренными.
2

Как выделить корень в слове
1. Найти основу: для этого выделить окончание.
2. Подобрать родственные (однокоренные, т.е. с одинаковым
значением) слова.
3. Найти наименьшую общую часть родственных слов.
3) Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и
служит для образования новых слов.
Как выделить приставку в слове
1. Найти в слове корень.
2. Определить часть слова, стоящую перед корнем.
3. Подобрать однокоренные слова без первой части, т.е. без приставки.
4) Суффикс– значимая часть слова, которая стоит после корня и
служит для образования новых слов.
Как выделить суффикс в слове
1. Найти основу (часть слова без окончания)
2. Найти слово, от которого образовалось анализируемое слово.
Выделить в нем основу (она называется производящей).
3. Наложить основы в словах друг на друга и выделить последующую
часть слова, которая образовала наше анализируемое слово.
! Надо запомнить: в слове может быть не один, а два и более
суффиксов.
Обычно два суффикса:
1. В глаголах прошедшего времени (глагольный тематический –а-, -я-,
-и-, -е-, -ну- и формообразующий суффикс –л-). Например: прыгнул,
прочитал.
3

2. В глаголах на –ся, -сь. Например: восторгается, улыбаюсь;
3.
В деепричастиях. Например: запекая, вычистив, сказав,
возвращаясь.
4.
В причастиях. Например: прочитанный, разыгравший,
избегающий.
Формообразующие суффиксы
Суффиксы
-е-(выш-е); -ее/-ей (быстр-ее)
-ше (рань-ше), -же (глуб-же)
- ейш-/-айш(быстр-ейш-ий, высоч-айш-ий)
-л(чита-л)
-и(пиш-и)
-ть/-ти(писа-ть, пас-ти)
(часто
этот
суффикс
рассматривается как окончание.)
-ущ-/-ющ- (пиш-ущ-ий, рису-ющий)
-ащ-/ящ- (держ-ащ-ий, говор-ящий)
-вш-/-ш- (держа-вш-ий, нес-ш-ий)
-ем-/-им-/-ом(раздава-ем-ый,
твор-им-мый, нес-ом-ый)
-енн-/-онн-/-нн- (принес-ённ-ый,
разобра-нн-ый)
-т- (разби-т-ый)
-а/-я (держ-а, нес-я)
-в/-вши/-ши (удержа-в, удержавши, принес-ши)
4
Формы слов
простая сравнительная степень
прилагательных и наречий
простая превосходная степень
сравнения прилагательных
прошедшее время глагола
повелительное наклонение глагола
неопределенная форма глаголов
(инфинитив)
действительные причастия
страдательные причастия
деепричастие

V. Спишите текст. Из текста выпишите родственные слова,
которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочносуффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов
они образованы
Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и
оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и
мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться
ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка
церковно-библейского, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие
названья из бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим
провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи
восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и
опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего
человека, – язык, который сам по себе уже поэт.
(Н. В. Гоголь)
6

Читайте также: