Н в гоголь ревизор сюжет и композиция комедии конспект урока 8 класс

Обновлено: 02.07.2024

Здесь представлена система уроков по изучению комедии "Ревизор" в 8 классе.

ВложениеРазмер
8_klass_uroki_po_revizoru.doc 240 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Николай Васильевич Гоголь . Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

Цели урока : 1) повторить известные сведения о Гоголе как о писателе-сатирике; 2) дать понятие о драматическом произведении; 3) раскрыть идейный замысел комедии.

Теория : драматическое произведение, комедия.

Словарная работа : афиши, акты (действия), явления (сцены), монологи, диалоги, реплики, ремарки.

І. Слово учителя . Гоголь – одна из значимых фигур в литературе 1-й половины ΧІΧ века.

Назовите лит. героев .

ІІ. Учебник. Стр. 245

Какие факты биографии Г. говорят о его интересах к театру ? (Отец, Василий Афанасьевич, был известным украинским драматургом. Он стал признанным режиссёром домашнего театра в поместье отставного вельможи Д. П. Трощинского)

Юному таланту, получившему благословение Капниста, словно самой судьбой предназначено было стать сатириком .

Приехав в северную столицу, нежинский выпускник стремится попасть в труппу императорского Александринского театра. Пробы были удачны, среди актёров у Гоголя появились друзья, но актёром он так и не стал. Судьба та распорядилась…

Позже писатель восхищал слушателей авторским чтением своих произведений . Дружба с такими русскими актёрами, как Щепкин и Сосницкий, сохранилась на всю жизнь.

ІІ. Из биографических сведений о Гоголе мы знаем, что в 30-е гг. ΧІΧ в он серьёзно задумывается о русской комедии. Продолжил творческие достижения своих предшественников Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова. Писатель в развитие этого жанра внёс своё. Он считал, что комедия выполнит своё назначение только тогда, когда идея произведения выявится в системе образов, в композиции, в сюжете, а не в прямых словесных назиданиях, нравоучениях с наказанием пороков на глазах зрителей.

ІІІ . А теперь вспомните, к какому роду литературы относится комедия? К драме. ( Интерактивный плакат )

Чем отличается драма от эпоса и лирики ? На стыке 2-х искусств стоит – литературы и театра).

На какие жанры делится драма ? (трагедию, комедия, драма в узком смысле)

Какие отличительные признаки имеет комедия ? (афиша, акты (действия), монологи-диалоги, реплики в сторону, ремарки, речь действующих лиц. В пьесе нет описания внешнего вида героя, авторского повествования , непосредственного выражения отношения автора к событиям и персонажам, его чувств. Автор скрыт за действиями и речами персонажей)

Успех драматического произведения в театре зависит не только за режиссёра , ( актёров , художников -декораторов, которые воплощают замысел писателя)

Перелистайте пьесу. Сколько актов в ней и из скольких явления каждый (5 действий от 6 до 16 явлений в каждом)

Откройте афишу, познакомьтесь с действующими лицами . ( 25 конкретных действующих лиц разного ранга и положения и множество гостей, купцов, мещан, просителей без имён.) Уже чтение афиши даёт возможность предположить, что в комедии дана широкая критическая жизнь окружающей действительности и своеобразная анатомия уездного города:

Такого широкого взгляда на официальную жизнь русская комедия ещё не знала .

Мы ещё вернёмся к этому образу города (в обещающем смысле).

Таким образом, это социально-политическая комедия. В ней нет центрального героя. Таким героем стала чиновничья масса. Это чиновничество дано прежде всего в служебной деятельности, что повлекло за собой включение в пьесе образов купечества и мещанства.

Д. з . 1) 1 дейст. прочитать.

2) стр. 342 (2-6 вопросы)

3) Что является завязкой?

Составьте табличку о чиновниках уездного города

Сфера городской жизни, которой он призван руководить

Информация о положении дел в этой сфере

Характеристика героя по тексту

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Городничий. Общее управление полиции, обеспечение порядка в городе, его благоустройства

Берёт взятки, попустительствует в этом деле другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются

Александринский театр. Петербург. Зал был полон. В ложах и креслах партера – министры, петербургская знать. В царской ложе – Николай 1 с наследником. В театре много знакомых Гоголя:

Даже старик Крылов пришёл. Для него новая русская комедия – событие, при котором дома не усидишь.

Только на галёрке теснятся зрители неаристократического круга.

Сначала смеялись охотно. Ведь комедия – это смешно.

Уже после 1-го акта недоумение было написано на всех лицах, которое возрастало с каждым актом. Зрители выбиты из всех театральных ожиданий и привычек.

Однако в этой пьесе были черты и явления, исполненные такой жизненной истины, что 2 раза раздавался общий смех. Совсем другое произошло в 4 акте: смех по временам ещё перелетал из конца залы в другой, но это был какой-то рабский смех , тотчас же и пропадавший;

Аплодисментов почти совсем не было;

Зато напряжённое внимание, судорожная, иногда мёртвая тишина показывали. Что дело, происходившее на сцене, страстно захватывало сердца зрителей .

По окончании 4 акта прежнее недоумение переродилось во всеобщее негодование, которое довершено было 5 актом .

Но более всего Гоголь был потрясён обвинением в том, что он – враг России , что тон оклеветал её в комедии.

Гоголь был огорчён. Раздражён. Страдал. И уехал лечиться за границу в июне 1836 г. Слайд 10 Портрет И. Жерена

Лицо бледное, как бы сильно возмущён происшедшим. Удивлённо приподнялась левая бровь, глаза смелы до дерзости, но круги вокруг них выдают страдание, обидно сложены губы. Художник удачно посадил Гоголя: он обращён к нам спиной только голова энергично повёрнута к зрителю. Это жест сурового прощания, подчёркивающий отчуждённость Гоголя, ту пропасть между писателем и николаевской Россией, которая открылась на 1-м представлении.

Урок 2. Тема: 1 действие

Цели урока : раскрыть жизненную основу комедии; понять обстоятельства, привлекшие чиновников к их роковой ошибке; разбудить внимание к гоголевскому тексту.

Инкогнито – под вымышленным именем, не открывая своего.

Произвол – своеволие, самовластие;

Казнокрадство – обкрадывание казны, государства.

Мошенничество – неблаговидные, жульнические действия с корыстными целями.

  1. Чтение 1, 2 явл. Постепенно из мелких деталей и чёрточек возникает перед нами образ города. Из реплик персонажей мы можем делать некоторые выводы об особенностях этого города.
  2. Поскольку представлены все стороны администрации, мы можем сказать уже по І действию, что дела во всех сферах неблагополучны.
  3. Но самое страшное то, что люди, живущие в этом городе, вовсе не подозревают , что можно жить по-другому .
  1. Почему в 1 явл. Чиновники названы по имени-отчеству, а городничий именуется городничим ? Гоголь подчёркивает, что для всех присутствующих Сквозник-Дмухановский не частное, а официальное лицо, начальник, важная персона. Такое выделение городничего как самого значительного лица сказывается в построении диалогов. Городничий как бы ведёт основную мелодию, остальные ему вторят.

Хлопов только оправдывается беспомощно и робко жалуется на свою несчастную долю, обнаруживая простодушный страх перед грозящим появлением ревизора.

Душевная неуклюжесть, несообразительность, неповоротливость.

  1. Кого из чиновников более всего беспокоит возможный приезд ревизора и почему ? (городничего)
  1. У него больше всего грешков,
  2. Он и самый проницательный и ловкий среди них человек.

Доказать 1) 1-я реплика придала экспозиции напряжённость и стремительность: чиновники прямо были поставлены перед необходимостью действовать

  1. Чиновники чем отличаются от него ? (Глупы, неповоротливы. Строят нелепые предположения.)

Попусту тратят время и даже забыли об угрожающей им опасности.

  1. Не таков городничий. Зная, что ревизии обычно носят поверхностный характер, он даёт наставления, не требующие коренных перемен (колпаки чистые, над кроватью надписать;

гусей с гусёнками;

заседатель –пьяница – пусть чеснок;

письма прочитать – задерживайте жалобы)

Итог . 1. Это была э кспозиция .

2 . У Гоголя нет неоправданных мелочей.

Д. з . прочитать 2 действие

2) С какого момента действие начинает развиваться быстрее?

Тема : Разоблачение пороков чиновничества.

Цели урока : получить представление о характере Хлестакова, проследить за мастерством Гоголя в создании образа Хлестакова. Понять, что такое хлестаковщина. Помочь конкретно представить героя.

  1. Что является завязкой комедии? Появление Бобчинского и Добчинского с известием о приезде мнимого ревизора. – с. 261, 3 явление. Полноправным участником пьесы становится СТРАХ (от действия к действию возрастает) Подтвердите эти слова текстом (в репликах, ремарках):
  2. Городничий. «Батюшки, не милы мне теперь ваши зайцы: у меня инкогнито проклятое в голове сидит. так и ждёшь, что вот отворится дверь и – шасть… с. 261(конец 2 явл .)

Бобчинский. … Так он и в тарелку к нам… Меня. – 263, внизу

Городничий. «Пусть каждый возьмет в руки по улице… 266 стр.

- Найдите другие примеры страха Губернатора.

Он добрая душа, по своему

Мечтатель и наделён неким обманчивым

Обаянием, изяществом повесы …

Речи про себя, в сторону

С лицом, принимающим ироническое выражение

«прошу посмотреть, какие пули отливает.

Умный, опытный городничий убеждён, что видит насквозь петербургского ревизора и угадывает его намерения. Он ловит каждое слово Хлестакова, унижается, лжёт. Всё подчинено (унизительные формы обращения низшего лица к высшему) одной цели: не поддаться, овладеть положением, взять верх в опасной схватке. Где на карту поставлено будущее его. Внутреннее состояние очень выразительно передают авторские ремарки, высказывания вслух и в сторону про себя.

Трусливый, нахальный, не слушает речей городничего, не видит робости того, неуверенности.

Заикаясь от страха, обороняется жалобами на трактирщика.

У Хлестакова нет совсем реплик в сторону (что на уме, то на языке).

Получает деньги – всё вокруг меняется. Какие любезные, радушные и благородные люди живут в этом городишке. Конечно, долг будет возвращён, выслан из деревни.

И успокоившись, совершенно искренне и простодушно отвечает на хитрые вопросы городничего о цели своей поездки, о службе в Петербурге. – с. 279 , внизу.

1 ряд. Как принимали Хлестакова в Богоугодных заведениях

2 ряд 5, 6 явления В чём заключается комизм этих сцен?

3-й ряд. Покажите этапы восхождения Хлестакова от мелкого чиновника до фельдмаршала.

Тема : Действие 4 .

Цели урока : 1. Понять, что такое хлестаковщина.

2. Помочь учащимся приблизиться к заданию, над которым трудятся режиссёр и актёр при постановке комедии.

3. Помочь уловить в сцене вранья логику характера Хлестакова.

Методические приёмы : Реконструкция внесценических эпизодов. Беседа.

Оборудование : аудиозапись, Презентация.

І. Проверка домаш. Задания.

1-й ряд. Как принимали Хлестакова в богоугодных заведениях.

Но Земляника всё-таки затащил его в одну палату )не зря же чистые колпаки и таблички велел… Больные лежали в кроватях по стойке смирно, закрывшись одеялами почти до глаз, чтобы только колпаки можно было увидеть. На вопросы посетителя им не велено было отвечать.

Сцена вранья (видео)

- Эта реплика обнаруживает, насколько ошеломлены чиновники, не способные усомниться в истине рассказа Хлестакова даже после такого откровенного саморазоблачения.

Фантастическая ложь Хлестакова имеет определённые реальные основания. – Завесу над какими сторонами петербургской жизни приоткрывает Хлестаков?

  • 30… 35 тысяч одних курьеров…
  • Иван Александрович, парламентом управлять…
  • В приёмной генералы, графы…
  • Ах, петербургские знаменитости? – С Пушкиным на дружеской ноге…
  • Литература? Всё, что под именем Брамбеуса, Фрегат Надежды и Московский телеграф… всё это я написал.
  • Светская жизнь? Балы?
  • На столе, например, арбуз, 700 рублей. Суп…
  • Дела государственные – вист свой составился: министр иностранных дел, французский посланник, немецкий посланник и я…

Хлестаковщина свойственна каждому из чиновников, и Городничему, и Марье Антоновне, и Анне Андреевне… Любой хочет сыграть роль позначительнее, чем есть на самом деле. (Сходство жизненных представлений Хлестакова и городских чиновников: именно таким в их представлении и должен быть высокопоставленный блюститель законов. Хлестаков – обобщающий социальный тип, духовное и реальное порождение сословно-чиновничьей монархии.

Итог. В ІІІ действии характер Хлестакова раскрылся глубоко. Отчего это произошло, отчего перед ним стоит всё на вытяжку? Ему до этого нет дела: чтобы понять, нужно подумать, а думать он не умеет. В его полупьяной голове при обременённом желудке всё передвоилось, всё перемесилось. Он не помнит, о чём он только что говорит.

Цель городничего достигнута: гость раскрылся – он важная государственная персона. Дело идёт о судьбе городничего, и выход один: поставить заслон из Держиморды и Свистунова – и всех взашей, кто идёт к ревизору с просьбой-доносом. А самого ревизора умаслить взятками. С. 300 – последние реплики городничего.

Таким образом, в комедии Гоголь смеётся не только над тем, что елистратишку приняли за фельдмаршала, сколько над тем, что пустышку приняли за идеал человека .

Цели урока: страх перед ревизором как основа комедийного действия. Работа над художественными особенностями пьесы.

Методические приёмы: чтение отдельных эпизодов и ялвений комедии, аналитическая беседа.

Хлестакову принадлежит главная роль в

действии. Около него обращаются все

прочие лица, как планеты около Солнца.

4. Как в речи Земляники и проявляется его осторожность и опытность в подобного рода делах?

6. Почему судья решается идти к Хлестакову первым?

2 явл. ІІІ действие.

Хлестаков возвращает Землянику, вспомнив о приятном приложении к разговору с другими чиновниками. У Земляники просит сам, возвращая его, уже 400 руб. (Развязность Хлестакова возрастает)

Особенно колоритна встреча Хлестакова и Земляники. Земляника – человек осторожный, он представился Хлестакову только тогда, когда выяснил, что беседы других чиновников с Хлестаковым кончились благополучно

Хлестаков, напротив, стоит в совершенно свободной позе, элегантно скрестив ноги, он локтём опирается на кресло, под локоть предусмотрительно подложена подушечка (Хлестаков любит расположиться удобно).

Добчинский и Бобчинский с самыми сокровенными просьбами пришли:

Один просит незаконнорожденному сыну присвоить его фамилию,

Приняв решение уехать, он ещё с большей уверенностью разыгрывает роль облечённого властью государственного лица и важно принимает жалобы купечества и мещанства на произвол городничего.

- На что жалуются слесарша и унтер-офицерша ?

- Как Гоголь показывает зрителю, что обиженных в городе ещё очень много ? Просьбы, жалобы посетителей выслушивает не хуже любого действительного важного чиновника. Новая для Хлестакова манера возникает как следствие той раболепно-угоднической атмосферы, которая создаётся каждым входящим.

Приходит ещё целый ряд безымянных и даже не появившихся на сцене фигур, показывающихся в перспективе открытой двери, пытающихся подать свои просьбы через окно…

Иными словами, к Хлестакову устремился весь гоголевский город, от городничего до простолюдина. В руках Хлестакова была практически судьба всех людей этого города. Но самое смешное парадоксальное было то, что Хлестаков ничего этого не понял, ведь они ненастоящий, мнимый ревизор.

Нельзя даже в полном смысле подношения, которые берёт Хлестаков в ІV действии, назвать взятками. Он и не понимает, что это взятки, так как знает своё положение и не может представить, что всё вручаемое ему даётся с определённой целью. Это он воспринимает как очередное проявление милых нравов этого чудесного города, населённого приятными и учтивыми людьми.

Но долго выдерживать натиск жалобщиков и прошений он не может, ему надоедает эта форма игры, тем более что представляется случай блеснуть своей светскостью и столичными манерами перед дамами.

ΧІІ – ΧІV явления

Обручение дочери с ревизором возносит городничего на вершину такого успеха, что он окончательно теряет голову , а вместе с тем способность критически относиться к окружающему. Ему кажется, что игра выиграна, так ил иначе он победил ревизора, теперь уже ничем не грозят его преступления и грешки, ставши известными петербургскому вельможе, - хозяин положения – он, Сквозник-Дмухановский.

Конец действия 4 очень динамичен. Как и в 3 действии, где все трясутся от страха.

Вслед за неожиданным сватовством следует столь же поспешный отъезд Хлестакова. Гоголь ставит героев перед необходимостью новых поступков, усиливает интерес к следующему действию таким неожиданным концом.

Цели урока: показать роль 5 действия в композиционном плане комедии,

Отметить комические элементы,

углубить самохарактеристикой характеристику городничего;

раскрыть роль финала, смысл эпиграфа пьесы.

Городничий . Я готов стараться.

Каскад смешных моментов :

Бобчинский и Добчинский ?

Вполне возможно, что немой сценой и окаменением Гоголь хотел подвести к идее возмездия, торжества государственной справедливости.

Нет ли в нас самих, вокруг нас каких-то черт Хлестаковых, гоголевских дам, городничего, Земляники, Ляпкина-Тяпкина, Держиморды, Бобчинского и Добчинского?

Его весёлое и суровое слово борется за высокое призвание человека, за умную, честную, достойную жизнь.

Тема: Подготовка к сочинению типа сравнительной характеристики. (обучающее сочинение) Ляпкин-Тяпкин и Земляника

Цель урока : показать учащимся, как строится сравнительная характеристика; поработать вместе с учащимися над отбором фактического и языкового материала в соответствии с логикой анализа образов. Повторить приёмы цитирования.

Оборудование: иллюстрации Боклевского к комедии Гоголя.

К служебным обязанностям оба они относятся халатно, а точнее, преступно. Об этом красноречиво говорит состояние тех учреждений, которые им вверены.

Отношение к зависимым от него людям.

Из всего сказанного ясно, что по отношению к службе Аммос Фёдорович и Артемий Филиппович так же похожи друг на друга, как их инициалы – А. Ф. и А. Ф.

Оба чиновника олицетворяют пороки общества. Судья являлся вторым лицом по своему служебному положению после городничего, но он большею частью не знал законов и ограничивал свою деятельность подписыванием бумаг.

Попечитель богоугодных заведений должен был следить за созданием народных школ, сиротских домов, больниц, приютов для бедных, домов престарелых, смотреть , чему и как учат детей, как содержатся больничные и школьные помещения, как кормят и содержат больных и престарелых, куда расходуются государственные средства.

Беззакония, казнокрадство, взяточничество, корыстные цели вместо заботы об общественной пользе царят в городе N.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1809 — 1852)

Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 26-30

В пособии Н.В.Беляевой представлены уроки чтения,
обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Особенности композиционной структуры комедии.
Новизна финала, немой сцены

Группа 1. Явление I.

Перескажите кратко содержание явления.

Что общего в мечтах городничего и его жены?

*Можно ли доказать, что автор относится к ним с иронией? Аргументируйте свою позицию.

Прочитайте выразительно монолог городничего.

Проанализируйте авторские ремарки. Как они характеризуют героев?

*В описании действующих лиц явления указана Марья Антоновна, но у неё нет реплик: предположите, что она будет делать на сцене, не произнося ни слова.

Группа 2. Явление II.

Прочитайте выразительно реплики городничего. Как они его характеризуют?

*Какими способами автор создаёт комический эффект, хотя городничий совсем не шутит?

*Какой общественный смысл заключается в том, что купцов обличает в обмане именно городничий?

Как в ней переданы характеры героев?

Проанализируйте авторские ремарки. Как в них передана динамика внутренних состояний купцов и городничего?

Группа 3. Явление VII.

Какими способами автор создаёт комический эффект?

*Почему наиболее резко высказываются в адрес городничего именно Ляпкин-Тяпкин и Земляника?

Группа 4. Явление VIII.

*Какими способами автор создаёт комический эффект?

Прочитайте выразительно последний монолог городничего.

Как ремарки монолога показывают динамику внутреннего состояния городничего?

*Как в этом выражается авторская позиция относительно исправления общества смехом?

Прочитайте выразительно явление последнее.

С какой целью автор вводит в пьесу немую сцену?

Зачем он так подробно описывает позы героев в немой сцене?

Какие детали авторского описания немой сцены указывают на конфликт чиновников и жителей города?

Оцените иллюстрацию неизвестного художника, изображающую фрагмент из немой сцены.

Кто из героев изображён на ней? Как в ней переданы характеры героев и их внутреннее состояние?

О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:

II. Ремарки как форма выражения авторской позиции

— Какие типы ремарок использует Гоголь? С какой целью?

Практическая работа.
Анализ немой сцены.

— Какова ваша трактовка немой сцены?

Прочитайте ремарки немой сцены в соответствии с постановкой режиссёра Терентьева. Какой смысл придавало спектаклю такое режиссёрское решение, при котором ревизором оказывался сам Хлестаков?

Примерный план ответа:

1. Смелость завязки и финала комедии.

7. Воображаемые и реальные превращения Хлестакова.

8. Сущность хлестаковщины.

И т о г о в ы е в о п р о с ы:

Как мысль Гоголя о том, что в русском обществе пропала совесть, связана с возмездием, настигшим городничего?

Домашнее задание

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока.

Индивидуальное задание.

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

Проекты.

Основное содержание урока
Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.

Основные виды деятельности.
Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов (по выбору учащихся). Составление плана ответа на проблемный вопрос. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов

Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов (по выбору учащихся):

2. Каковы авторские способы разоблачения пороков чиновничества?

3. В чём социальная опасность хлестаковщины?

Алгоритм работы, предложенный учителем:

1. Рекомендации учителя по выбору вопроса для ответа.

2. Обдумывание ключевых слов каждой темы.

3. Определение главной мысли каждого сочинения.

4. Актуализация необходимого литературного материала для ответа на вопрос.

5. Обдумывание структуры и композиции своего письменного высказывания.

6. Составление плана ответа на вопрос.

7. *Выбор жанра письменного высказывания. Приведение содержания ответа и языковых средств в соответствие с жанром работы.

8. Написание черновика работы.

9. Редактирование черновых вариантов работы.

10. Оформление окончательного варианта письменного высказывания.

Работа над письменным высказыванием может быть закончена дома.

Домашнее задание

Завершить письменный ответ на вопрос.

Групповые задания.

Составить к повести лексические и историко-культурные комментарии (см. следующий урок).

Индивидуальные задания.

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с. (вернуться)
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1809 — 1852)

Н. В. Гоголь с детства испытывал глубокий интерес к истории. Он хорошо знал не только русскую и украинскую, но и всемирную историю, был сведущ в истории мировой культуры, изобразительного искусства, европейской архитектуры. Любовь к истории и к искусству принимала подчас необычные формы. Гоголь, например, мечтал о том, чтобы в одном из городов отвести улицу, на которой затем разместить образцы архитектуры на протяжении всего исторического развития человеческого общества — от памятников первобытной архитектуры и образцов зодчества Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Средних веков, Возрождения вплоть до архитектурных ансамблей Нового времени.

Историческая тема (повесть "Тарас Бульба") становится главной в рассказе о Запорожской Сечи. В изложении Гоголя Запорожская Сечь — это особый мир, особая вселенная, со своим укладом, обычаями, отношениями между людьми и в семье — между мужем и женой, детьми и отцом, детьми и матерью.

В основе гоголевского понимания национальной истории лежит представление о том, что история сохраняется в фольклоре, в языке, в народных легендах. Герои легенд — богатыри, сила которых была непомерной, но потом, со временем, стала исчезать.

И вот уже пропала Запорожская Сечь, не слышно веселых песен, не смеются девушки и парубки. В центре Миргорода расположилась вечная лужа, а обитатели городка измельчали и теперь спорят друг с другом из-за пустяков. Причины Гоголь увидел в том, то современные люди не исполняют свой долг граждан, радеющих о благе Отечества, что они поддались корыстным соблазнам и ради них готовы на обман ближних. Каждый мечтает показаться более значительным, чем он есть на самом деле. В итоге исчезает личность, индивидуальность, которую замещают либо прическа, либо галстук, либо воротник, либо бакенбарды, либо шляпка. Уменьшается число настоящих людей, обладающих достоинством, умом, высокими чувствами, умеющих воспитывать в себе подлинных людей, и страна теряет духовные силы, становится слабой, душевнo порочной. Души людей подтачивает и изгрызает червь корысти, преклонение перед чином и званием, в людях укореняются низменные инстинкты. Все общество превращается в скопище нравственных уродов, летящих в пропасть.

Эту историческую опасность Гоголь видел в России и стремился ее предотвратить. Он надеялся смехом потрясти до основания человеческое сердце, чтобы, увидев себя в зеркале юмора иронии, насмешки,- иногда и сатиры, оно, человеческое сердце ужаснулось бы тому, что же с ним стало, и, ужаснувшись, затрепетало бы, желая иной, лучшей судьбы.

И тогда человек, думал Гоголь, станет воспитывать сам себя в духе священных Божеских и гражданских обязанностей. Он обратится за помощью к Богу и станет исполнять его заветы. Когда это произойдет, в Россию возвратится прежняя мощь, прежнее богатство, удаль, прежняя ширь и страна вновь обретет душевное и духовное богатство. Писатель верил, что Россия станет самой просвещенной, самой величественной и самой божески-человечной страной мира, с которой будут брать пример другие народы и государства.

С необычайно смелой завязкой гармонирует и финал пьесы. Этот финал представляет одно из самых замечательных явлений сценической литературы.

В третьем и четвертом действиях начинаются головокружительные превращения Хлестакова — воображаемые и реальные. В сцене вранья он министр и поважнее министра — до фельдмаршала включительно. В сцене приема чиновников он — взяточник. Потом — нареченный жених Марьи Антоновны.

Но во всех случаях — даже в минуту самого невероятного вранья — Хлестаков искренен. Выдумывает Хлестаков с тем же чистосердечием, с каким ранее говорил правду, — и снова чиновники обманываются. Но на этот раз они принимают за истину то, что было вымыслом.

7. Н. В. Гоголь огорчался, когда зрителям были лишь смешно во время просмотра спектакля. Почему?

1. Мира́жность, мира́ж — обманчивый призрак чего-то.

Как вы воспринимаете пьесу Гоголя — в большей степени комической, смешной или трагической, сатирической, грустной?

Проанализируйте подробно одну из сцен пьесы, характер одного нз персонажей, немую сцену, начало пьесы и т. д. — на выбор.

9. Какие произведения Гоголя посвящены историческим темам? Сам Гоголь внимательно изучал историю, читал лекции по истории. Расскажите об одном из произведений писателя, связанных с историей Украины или России.

По своему содержанию и функциям ремарки делятся на несколько групп.

В зависимости от назначения ремарок, от выполняемой функции выделяются следующие группы ремарок:

1) ремарки, указывающие на время и место действия, характеризующие обстановку действия.

В литературе они обычно называются обстановочными. Например:

По уходе их отворяются двери, и Мишка выбрасывает из них сор. Из других дверей выходит Осип с чемоданом на голове.

2) ремарки, сообщающие о поведении, о действиях и поступках или, принимающих участия в разговоре. Основное назначение ремарок этой группы – указать на действия, которые совершает говорящий в той или иной ситуации. Например:

Артемий Филиппович. Сейчас. (Отдает письмо.) Вот, позвольте. (Закрывает пальцем.) Вот отсюда читайте. Я даже думаю (берет его под руку и отводит в сторону), я даже думаю, не было ли на меня какого-нибудь доноса.

3) ремарки, характеризующие разговор действующих лиц. Ремарки, принадлежащие к этой группе, описывают сопровождение звуковой речи и ее эмоциональные особенности или указывают на собеседника, к которому относится та или иная реплика. Например:

Прошу покорнейше! (Пропускает вперед Хлестакова и следует за ним, но оборотившись, говорит с укоризной Бобчинскому.) Уж и вы! не нашли другого места упасть!

Можно выделить еще одну классификацию ремарок, основанную на принципе – по степени включенности в диалог, которые делятся на 2 типа:

1. Ремарки, обособленные от диалога.

К таким ремаркам относятся вводящие, прерванные и завершающие ремарки. Они никак не относятся к диалогу, то есть являются обособленными от него. Например:

2. Ремарки, включенные в диалог.

Такими ремарками являются только вставные. Потому что, вставные ремарки, включенные в диалог, это ремарки, которые вторгаются в основной текст комедии. Они поясняют слова действующих лиц. Например:

Артемий Филиппович (подбегая). Лабардан-с.
Хлестаков (раскланиваясь). Как я счастлив, сударыня, что имею в своем роде удовольствие вас видеть.

Назначение ремарок, по отношению к диалогу определяют также местоположение ремарок в тексте комедии. Все ремарки по местоположению делятся:

вводящие ремарки — ремарки, которые вводят, включают нас, вовлекают нас в действие комедии. Они являются введением, вступлением. Они находятся в начале каждого действия сцены, явления. Например:

Растаковский (входит). Антона Антоновича поздравляю.
Хлестаков и почтмейстер, входит вытянувшись, в мундире, придерживая шпагу.

вставные ремарки — относятся к диалогу, вторгаются в основной слой текста. Только эти ремарки относятся к диалогу. Главная функция вставных ремарок – вклинивание в диалог, пояснение диалога. Например:

Уж скоро Авдотья должна прийти. (Всматривается в окно и вскрикивает.) Ах, маменька, маменька! Я тебя уж заставлю побольше рассказать! (Вслух.) Справедливо изволили заметить.

прерванные ремарки — ремарки, прерывающие речь персонажей, обрывающие диалоги.

Эти ремарки легко определить по их местоположению в комедии: прерывая диалог, они находятся на новой строчке и пишутся посередине этой строки. Например:

Я теперь вижу совершенно откровенность вашего нрава и радушие, а то, признаюсь, я уж думал, что вы пришли с тем, чтобы меня. (Добчинскому.) "Извольте, говорит, я поеду и туда, и туда. " (размахивает руками. ) так это все славно.

Эти ремарки не отличаются синтаксическим разнообразием, как вставные ремарки, так как в большинстве своем прерванные ремарки представляют собой простое предложение.

Скорее, скорее, скорее, скорее! (Кричит до тех пор, пока не опускается занавес. Так занавес и закрывает их обеих, стоящих у окна.)

Обычно завершающие ремарки можно узнать по ключевому слову. Они почти всегда указывают на уход какого-либо действующего лица со сцены, что подтверждает и их название.

Оба уходят.
Судья, попечитель богоугодных заведений, смотритель училищ и почтмейстер уходят и в дверях сталкиваются с возвращающимся квартальным.

Таким образом, по местоположению в структуре комедии ремарки делятся на 4 группы, каждая из которых характерна для творчества писателя. (вернуться к уроку)



(вернуться к уроку)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок подготовила

учитель русского языка

и литературы О.В.Мальцева

План-конспект урока

Предмет: литература.

Тема: «Идейный замысел и особенности композиции комедии Н.В.Гоголя

Цели урока: дать понятие о драматическом произведении;

раскрыть идейный замысел комедии.

1. понимать замысел автора.

2. познакомить с особенностями драматического произведения (словарная

работа: афиша, акты, явления, монологи, диалоги, реплики, ремарки,

Развивающие:

1. развивать творческое мышление;

2. развивать умение составлять монологическое высказывание;

3. развивать умение анализировать текст.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к художественному слову.

Образовательные технологии:

8. Ход урока:

2. Слово учителя. История создания комедии.

Царствование Николая I – эпоха казарменно-палочного режима. Вступление

на престол Николая было ознаменовано жесткой расправой с декабристами и

подавлением народного движения. Царь при помощи Ш отделения «собственной

выражение недовольства жестоко каралось. Огромный чиновничий аппарат, который управлял страной, лежал тяжелым бременем на плечах народа. Злоупотребления, взяточничество, самоуправство характеризуют николаевское чиновничество.

Как же писатель, по мнению Гоголя, в 30-е годы XIX в. в мрачную николаевскую эпоху, когда жизнь в дворянско-крепостной России давала огромное количество фактов вопиющей несправедливости, беззакония и произвола, был особенно нужен России? И Гоголь, решая этот вопрос, становится на трудный путь писателя-сатирика, т.е. такого писателя, который обличает общественные пороки. Выставляет напоказ темные стороны действительности, предает осмеянию то, что заслуживает быть осмеянным. Внимание Гоголя привлекает жанр комедии.

Анекдотический случай, который Гоголь взял в качестве сюжета для комедии, был правдоподобен и жизненен.

Современник Гоголя и Пушкина Соллогуб рассказывает, что с самим Пушкиным произошла очень смешная история. В поездку на Урал для собирания сведений о Пугачеве в 1833 году Пушкин был в Нижнем, где тогда губернатором был М.Г.Бутурлин. Он прекрасно принял Пушкина, ухаживал за ним и вежливо проводил его. Из Нижнего Пушкин приехал прямо в Оренбург, где командовал его давнийший приятель В.А.Перовский. Пушкин у него и остановился. Раз… поздно утром Пушкина разбудил страшный хохот. Он видит: стоит Перовский, держит письмо в руках и заливается хохотом. Дело в том, что он получил письмо от Бутурлина из Нижнего, содержания такого: у нас недавно проезжал Перовский. Я, зная, кто он, обласкал его, но должно признаться, никак не верю, чтоб он разъезжал за документами о Пугачевском бунте., должно быть ему дано тайное поручение собирать сведения об неисправностях. Вы знаете мое к Вам расположение - я почел долгом вам посоветовать, чтоб вы были осторожны.

Что можно добавить к моему рассказу?

По своему объему пьеса не может быть очень большой, так как она рассчитана на сценическое исполнение в продолжение 2-4 ч. Поэтому в пьесах изображаются наиболее характерные, наиболее значительные для ее героев события. Эти события развиваются остро, энергично, сталкивая действующие лица, заставляя их вести между собой борьбу – явную или скрытую, возникающую из-за различия взглядов, убеждений или интересов и стремлений. Действие в пьесе развивается, проходя определенные ступени: экспозицию, рисующую положение и характеры действующих лиц до начала действия, завязку, событие, с которого начинается активное развитие действия, достигающее момента наивысшего напряжения в кульминационном пункте, после чего действие стремится к развязке – событию, завершающему пьесу.

Новшество комедии – в отсутствии любовной интриги и положительных героев.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2.Развитие навыков анализа художественного произведения.

3.Воспитание любви к русской классической литературе;

1.Организационный момент.

Декорация, кулисы, суфлер, антракт, трагедия, комедия, ремарка, монолог, диалог.

-Что объединяет эти слова? (все они относятся к драматическому произведению)

- Что такое драма? (произведение, предназначенное для постановки на сцене).

Поясним значение каждого слова

3. Вступительное слово учителя. (слайд 1)

Он придавал театру очень большое воспитательное значение. Мечтал о театре как о школе для общества

- В какой исторический период создавалась комедия, почему она стала такой актуальной?

4.Практическая работа

Сегодня мы попробуем окунутся в театральную жизнь и начать подготовку к спектаклю

В создании спектакля задействовано много людей. Какие профессии мы встретим в театре? (режиссер, декоратор, костюмер, осветитель и т.д.)

Я предлагаю выбрать критика, который будет давать оценку всему происходящему.

1.Давайте посмотрим на особенности композиции комедии

5 действий, в каждом от 6 до 16 явлений, 25 конкретных действующих лиц

-Что является завязкой? (письмо Чмыхова, появление Добч. И Бобч.)

- На чем основан комедийный конфликт? (промах городничего и чиновников)

- Кульминация? (вранье Хлестакова в явл. 4, в 3 действии)

- Что является развязкой? (Почтм. Приносит письмо. Фраза о приезде настоящего ревизора)

- У комедии есть эпиграф. Какой? ( 3 редакции 36, 41, 42 годы)

- Почему Гоголь его взял?

2.Актеры, действующие лица.

Гоголь огромное значение придавал игре актеров. Сам присутствовал на репетициях, давал наставления актерам.

Тщательно прописал характеры и костюмы основных д. лиц.

Давайте перечислим героев и дадим их краткую характеристику.

Пока мы даем характеристику, Кристина побудет костюмером, а Нурлан - декоратором. Подумайте, какими вы видите декорации и костюмы.

(После хар-ки героев, слово Нурлану и Кристине)

- С чем не согласен критик?

3. Репетиция отдельных сцен

Анна Андреевна и Марья Антоновна. (Лена, Сауле)

Монолог Хлестакова (Андрей)

- Кто же главный герой комедии?

(Хлестаков – самый трудный образ в пьесе, п.ч., сделавшись виновником обмана, Хлестаков никого не обманывал. У него нет реплик в сторону)

-Почему городничий принял Хлест за ревизора? Страх подготовил почву для обмана городничий может потерять все

. Изображение немой сцены. (сфотографировать)

Анализ изображения немой сцены по фотографии. Соотнесение с текстом комедии

Читайте также: