Архитектура и искусство конспект

Обновлено: 05.07.2024

Архитектура как вид искусства относится к изобразительному искусству и стоит в одном ряду с живописью, скульптурой и т. д. Но при этом, в отличии от живописи и скульптуры, архитектура является функциональной и необходимой.

Архитектура как вид искусства лежит на стыке собственно искусства и науки. Невозможно стать архитектором, не зная физики, химии и математики (особенно геометрии), но при этом необходимо также обладать и эстетическим чутьем, умением видеть, чувствовать, понимать и создавать красоту, умением схватывать прекрасное в окружающих предметах и явлениях.

Аархитектура как вид искусства развивается не только в форме росписи жилищ и резьбы по дереву, но экспериментирует также над формами зданий. Широким культурным фоном для архитектуры как вида искусства являются эстетика христианства и ислама, эстетика феодализма, рыцарства, буржуазии, крестьянства, советская пролетарская эстетика и так далее до бесконечности.

Специфика архитектуры как вида искусства:

1) Двуединство архитектуры как синтеза материальной и художественной сторон, т.к. она выполняет в жизни людей не только эстетическую функцию, но и практическую. Древнеримский архитектор Витрувий назвал их: прочность, польза (функциональное назначение) и красота (создание художественного образа). Единство и гармония этих трёх факторов и создаёт архитектуру. Архитектура — это и художество, и инженерия, и строительство, требующее огромного сосредоточения коллективных усилий и материальных средств.

2) Архитектура как вид искусства статична, пространственна. Хотя для ее восприятия имеет значение и временной фактор, т.к. единым взором не обозреть одновременно интерьер и экстерьер здания.

4) Архитектура тяготеет к ансамблевости. Ее сооружения искусно вписываются в естественный (природный) или урбанистический (городской) пейзаж.

5) Архитектура не воспроизводит действительность изобразительно, а носит выразительный характер. Она не изображает действительность, а выражает какие-либо абстрактные идеи.

6) Она тесно связана с социальной средой, ярко и выпукло отражает эпоху и одновременно создает его стиль.

Особенности архитектурного образа.

1) Архитектура не изображает натуру, она изображает идею - идею определенного художественного образа. (Н-р: античная архитектура – идея меры, гармонии, этой мерой является человек; готический храм – идея стремления к Богу, к божественному миру). Архитектура стремится к воплощению не индивидуальных качеств человека, предмета, явления, а наиболее общих социальных и философских идей времени.

2) Художественный образ создается не изобразительным способом, а при помощи специфически выразительных средств. Ритм, соотношение объемов и масс, формы, цвет, линий, плоскостей, связь с окружающим пейзажем — это средства выразительности архитектуры.

3) Архитектурный образ соотносится с ландшафтом и климатом. (Н-р: широкие улицы, большие окна у домов в северных странах, напротив, узкие улочки, маленькие окна в южных городах.)

Разновидности архитектуры:

1) зодчество – художественное проектирование и возведение всех возможных зданий;

2) архитектура малых форм – художественное конструирование предметов, окружающих здания, - фонарные столбы, киоски, решетки оград и т.п.;

3) архитектура крупных форм – монументальные объекты (мосты, обелиски, триумфальные арки и т.п.).

Материал архитектуры – дерево, камень (гранит, мрамор, известняк, валун и др.), кирпич, стекло, железо и бетон.

Архитектура как вид искусства относится к изобразительному искусству и стоит в одном ряду с живописью, скульптурой и т. д. Но при этом, в отличии от живописи и скульптуры, архитектура является функциональной и необходимой.



Архитектура как вид искусства лежит на стыке собственно искусства и науки. Невозможно стать архитектором, не зная физики, химии и математики (особенно геометрии), но при этом необходимо также обладать и эстетическим чутьем, умением видеть, чувствовать, понимать и создавать красоту, умением схватывать прекрасное в окружающих предметах и явлениях.

Аархитектура как вид искусства развивается не только в форме росписи жилищ и резьбы по дереву, но экспериментирует также над формами зданий. Широким культурным фоном для архитектуры как вида искусства являются эстетика христианства и ислама, эстетика феодализма, рыцарства, буржуазии, крестьянства, советская пролетарская эстетика и так далее до бесконечности.

Специфика архитектуры как вида искусства:

1) Двуединство архитектуры как синтеза материальной и художественной сторон, т.к. она выполняет в жизни людей не только эстетическую функцию, но и практическую. Древнеримский архитектор Витрувий назвал их: прочность, польза (функциональное назначение) и красота (создание художественного образа). Единство и гармония этих трёх факторов и создаёт архитектуру. Архитектура — это и художество, и инженерия, и строительство, требующее огромного сосредоточения коллективных усилий и материальных средств.

2) Архитектура как вид искусства статична, пространственна. Хотя для ее восприятия имеет значение и временной фактор, т.к. единым взором не обозреть одновременно интерьер и экстерьер здания.

4) Архитектура тяготеет к ансамблевости. Ее сооружения искусно вписываются в естественный (природный) или урбанистический (городской) пейзаж.

5) Архитектура не воспроизводит действительность изобразительно, а носит выразительный характер. Она не изображает действительность, а выражает какие-либо абстрактные идеи.

6) Она тесно связана с социальной средой, ярко и выпукло отражает эпоху и одновременно создает его стиль.

Особенности архитектурного образа.

1) Архитектура не изображает натуру, она изображает идею - идею определенного художественного образа. (Н-р: античная архитектура – идея меры, гармонии, этой мерой является человек; готический храм – идея стремления к Богу, к божественному миру). Архитектура стремится к воплощению не индивидуальных качеств человека, предмета, явления, а наиболее общих социальных и философских идей времени.

2) Художественный образ создается не изобразительным способом, а при помощи специфически выразительных средств. Ритм, соотношение объемов и масс, формы, цвет, линий, плоскостей, связь с окружающим пейзажем — это средства выразительности архитектуры.

3) Архитектурный образ соотносится с ландшафтом и климатом. (Н-р: широкие улицы, большие окна у домов в северных странах, напротив, узкие улочки, маленькие окна в южных городах.)

Разновидности архитектуры:

1) зодчество – художественное проектирование и возведение всех возможных зданий;

2) архитектура малых форм – художественное конструирование предметов, окружающих здания, - фонарные столбы, киоски, решетки оград и т.п.;

3) архитектура крупных форм – монументальные объекты (мосты, обелиски, триумфальные арки и т.п.).

Материал архитектуры – дерево, камень (гранит, мрамор, известняк, валун и др.), кирпич, стекло, железо и бетон.


1. Сформировать представление об архитектуре как особом виде изобразительного искусства, который рассматривается только в связи с другими видами ИЗО.

2. Развивать ассоциативно-образное мышление, умение выделять главное, строить аналогии.

З. Воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни, активную жизненную позицию в осознании прошлого и будущего.

1. Беседа об архитектуре как особом виде изобразительного искусства, ее видах и месте в жизни человека.

2. Постановка художественной задачи.

З. Практическое выполнение задания.

4. Подведение итогов занятия.

Запись на доске:

  1. архитектура.
  2. живопись.
  3. графика.
  4. скульптура.
  5. ДПИ

Архитектура — та же летопись мира:

она говорит тогда, когда молчат и песни,

и предания и когда уже ничего

не говорит о погибшем народе.
Н. В. Гоголь

  1. Архитектура (зодчество)- это система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей. Это искусство проектировать и строить здания и сооружения так, чтобы они отвечали своему практическому назначению, были удобны, прочны и красивы.
  2. Витрувий – древний теоретик архитектуры – назвал три основных её свойства:
  1. Пространство – язык арх-ры ( в живописи – цвет, в графике – линия, в скульптуре - объём).

Запись на доске:

  1. архитектура.
  2. живопись.
  3. графика. Какова их связь
  4. скульптура. связь с архитектурой?
  5. ДПИ

( уч-ся рассказывают об оформлении интерьеров различных зданий, украшении фасадов, улиц, площадей, парков и т. д .)

  1. Виды архитектуры:
  1. Жилищное строительство ( дом ).
  2. Общественные здания ( дворец, храм, стадион, театр ).
  3. Промышленное строительство ( фабрика, завод, магазин, вокзал, ГЭС ) .
  4. Декоративная архитектура ( беседки, фонтаны, павильоны ).

(Демонстрация видов арх-ры).

- Класс делиться на 4 группы, каждая из которых выполнит эскиз здания определённого вида (дома, дворцы, фонтаны и т.п.)

- В конце проводится выставка работ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Срок реализации проекта: 2017г. Интегрированный урок МХК и ИЗО в 8классе.

Использование современных образовательных технологий: Технология по ориентации на личностные структуры .

Актуальность проекта: недостаточно дифференцируют понятия об архитектуре;

дети неуверенно используют обобщающие понятия. Проблема: у детей слабо развит познавательный интерес к архитектуре, к её истокам, стилям, языку архитектуры;

- Способствовать формированию и развитию умений и навыков понимания значимости человека, его духовного мира и его потребностей; моделирования сложных объёмных композиций, используя необходимые средства. - Способствовать формированию представления о художественном языке архитектуры.

- Создать условия для понимания архитектуры как искусства, как части нашей духовной культуры.

Развивающая цель: - Способствовать формированию и развитию познавательного интереса уча­щихся к предмету. - Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков).

- Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).

- Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы) - Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

Воситывающая цель: - воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении рисунков. - Способствовать воспитанию пра­вильного отношения к общечеловеческим ценностям. - Воспитывать уважение к профессии архитектор. Дидактическая задача урока: Обеспечение осознания и усвоения понятий, законов, правил, закономерностей. Усвоение = понимание + запоминание , правильное воспроизведение, выполнение. Задачи:

Образовательные : способствовать воспитанию нравственных отношений к Родине, традициям русского мира; способствовать формированию нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное, закрепление умений выделять главные характерные особенности архитектурных сооружений, применять полученные знания на практике при выполнении творческой работы ;

Развивающие : способствовать развитию творческих способностей и эмоциональной сферы.

Воспитательные: воспитывать уважение к обычаям и традициям своего народа, стимулировать интерес к русскому искусству, чувство ответственности за сохранение и развитие народных традиций.

Цель урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов:

Прогназируемый результат.

1) стимулировать способность иметь собственные мнения.

2) сделать учебу такой интересной, полезной и увлекательной, чтобы хотелось продолжать учиться и после окончания школы

3) выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми и научиться ничего не принимать на веру.

4) самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

- овладеть опытом исследовательской деятельности в процессе самостоятельного изучения материала;

- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение);

общепредметных:

- уметь проводить наблюдения, выполнять рисунки, обрабатывать результаты выполнения своей работы, сравнивать и отличать стили в архитектуре; представлять результаты сравнения с помощью таблиц, объяснять полученные результаты и делать выводы;

- уметь применять теоретические знания по МХК на практике при выполнении рисунков;

3. Метапредметных:

в познавательной деятельности

- умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;

- исследовать несложные практические ситуации, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.

в информационно-коммуникативной деятельности

- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;

- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

в рефлексивной деятельности

- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

- поиск и устранение причин возникших трудностей.

- осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

- владение умениями совместной деятельности: согласование и ко­ординация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива

Схема реализации проекта:

Темы: - Художественный язык архитектуры.

-Архитектура и её функции в жизни человека.

-Истоки архитектуры. Архитектурная композиция.

-Ордерная система и её соизмеримость с человеком .

-Стиль в искусстве – это мироощущение времени..

Виды деятельности. Пути реализации.

-экскурсии в храмы, музеи.

-ознакомление с окружающей архитектурой.

-развитие речи; умение выбрать главное; умение работать с дополнительным материалом;

-загадывание загадок, ребусов;

-аппликация, лепка, рисование, конструирование;

Этапы реализации проекта:

-определить результаты проектной деятельности.

Деятельность детей:

-вживаются в игровую ситуацию;

-принимают задачи проекта.

2-й этап - организация работы над проектом.

Деятельность педагога:

-помогает в решении задач;

-организует и планирует деятельность детей;

-консультации организует для детей, родителей по теме эстетического воспитания детей в семье;

Деятельность детей:

- объединяются в рабочие группы;

3-й этап – практическая деятельность

Деятельность педагога:

-оказание практической помощи;

-направляет и контролирует осуществление проекта

Деятельность детей:

-используют иллюстрации, дополнительный материал;

-работа над проектами, поделками, рисунками;

-в процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.

4-й этап- проведение уроков, использование презентации;

Деятельность педагога:

-выставка работ, поделок учащихся;

-приходит на помощь ребятам в случае затруднения;

Деятельность детей:

-готовят рисунки, поделки;

Планируемые результаты проекта:

-будут знать виды, истоки, первоэлементы, стили архитектуры;

-познакомятся со средствами композиции в изобразительном искусстве и архитектуре;

-познакомятся с архитектурой России; деревянным зодчеством;

-будут знать православные храмы и соборы;

Этапы урока:

I. Организационный этап (Самоопределение к деятельности).

включить учащихся в учебную деятельность;

определить содержательные рамки урока.

II. Этап постановки целей и задач урока (проблема – формулировка задачи)

организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

согласовать цель и тему урока

III. Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.(“Открытие” детьми нового знания).

организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.

IV. Этап первичной проверки понимания изученного.

зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

V. Этап закрепления нового материала.

проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

VI. Рефлексия.

зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

оценить собственную деятельность на уроке;

поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

обсудить и записать домашнее задание.

« Урок – то зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства ,

Урок направлен на реализацию требований нового стандарта и концепции личностно-ориентированного обучения, на обеспечение формирования важнейшей компетенции личности – умения учиться. Учебный процесс на занятии организуется так, что в процессе самостоятельной познавательной деятельности, организованной учителем, учащиеся овладевают системой знаний и умений, значимых для ученика, востребованных в повседневной жизни при выборе профессий. Они наблюдают и объясняют виды, стили архитектуры, выполняют практическое задание из бумаги (архитектурные сооружения), лепят, выполняют рисунки.

Активизация учебно-познавательной деятельности достигается за счёт повышения уровня учебной мотивации, которая, в свою очередь, наблюдается при максимально возможном приближении темпа, направленности и других аспектов организации учебного процесса к индивидуальным стремлениям и возможностям учащихся. Новым смыслом урока является решение проблем самими учащимися в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность, т.е. образовательное пространство построено таким образом, чтобы эффективно развивать деятельностные способности учащихся.

К активным методам обучения можно отнести:

1. Применение информационных технологий

2. Использование исследовательских методов, создание проблемной ситуации:

определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;

оформление конечных результатов;

анализ полученных данных;

подведение итогов, выводы.

3. Обучение в сотрудничестве

Обучение в сотрудничестве - это модель использования малых групп обучающихся. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. Учитель оказывается свободным и способным к маневру на занятии. Он может больше внимания уделить отдельным группам.

Оборудование: проектор, экран и компьютер, рабочие тетради учащихся; материалы для выполнения практической работы учащимися (бумага , карандаш, альбомы).

Дидактические материалы к учебному занятию: иллюстрации видов архитектуры, храмов, стили архитектуры.

Виды деятельности на уроке – групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа

Ключевые слова урока - архитектура, зодчество, формула Витрувия, храм как образ космоса, деревня, изба, храм, апсида, неф, алтарь.

Конспект урока ; Целе - пологание

1. Мотивация к учебной деятельности

Организационный этап (Самоопределение к деятельности). I .Цели этапа: - включить учащихся в учебную деятельность; - определить содержательные рамки урока.

Добрый день и добрый час,
Я приветствую всех вас!
Наш урок мне бы хотелось начать словами великого русского классика

Учитель: Я рада вас видеть на уроке . Сегодня нас ждет интереснейший материал об архитектуре.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования

Постановки целей и задач урока.

Цели этапа:

-организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение

в учебной деятельности;

- согласовать цель и тему урока.

Учитель: Поставьте для себя личностную цель (запишите ее номер в тетради на полях)

1) стимулировать способность иметь собственные мнения.

2) сделать учебу такой интересной, полезной и увлекательной, чтобы хотелось продолжать учиться и после окончания школы

3) выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми и научиться ничего не принимать на веру.

4) самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

Учитель: Итак, цель намечена. Теперь необходимо поставить ряд задач, решение которых приведет нас к конечной цели. Кто попробует сформулировать их?

1) Формирование интереса к изучению нового материала об архитектуре, видах, стилях.

2) Усвоить правила и средства композиции в изобразительном искусстве и архитектуре.

3) Научиться применять полученные знания на практике.

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);

контроль, коррекция (если актуализация осуществляется при проверке домашнего задания)

3.Выявление места и причины затруднения

Делает вывод: Каждому было проще слушать и воспринимать информацию об уже известном, знакомом памятнике архитектуры. Значит ( вывод):Архитектура, как и другой вид искусства, подразумевает общение с ней. Для этого нужно знать её язык.

Архитектура — это емкое понятие, включающее в себя несколько важных определений. Во — первых, архитектура — это наука о правилах строительства зданий и сооружения различного назначений, а также частных жилых домов и многоэтажек.

Во — вторых, архитектура — это совокупность всех объектов, построенных на какой — либо единице объема земельной площади ( улице, квартале, микрорайоне или в целом городе). С помощью грамотно продуманного ансамбля построек создается организованная инфраструктура, чрезвычайно важная для жизнедеятельности населения.

архитектура

архитектура

И действительно, наиболее выразительной характеристикой каждой цивилизации являются ее постройки — то есть, архитектурные объекты. Именно они помогают судить об уровне интеллектуального и культурного развития того или иного народа, и общества в целом. Зачастую объекты архитектуры выступают символами определенной политической эпохи или в виде произведений искусства.

архитектура

архитектура

Достоинства архитектуры.

По сравнению со многими другими видами искусства, архитектура обладает многими неоспоримыми преимуществами:

  • объекты архитектуры отличаются долговечностью и способны многие века украшать собой населенные пункты;
  • здания и сооружения находятся в неизменном виде, не исчезая и не развиваясь во времени;
  • архитектурные объекты являются осязаемыми предметными произведениями искусства, их можно увидеть и при необходимости потрогать;
  • постройки создаются из строительных материалов с помощью человеческих рук, инструментов и специальной техники.

архитектура

Виды архитектуры.

Существует несколько основных разделов архитектуры, среди которых можно назвать:

  • Градостроительство — проектирование отдельных районов города и устройство архитектурного облика всего города в целом.
  • Архитектура ландшафта ( ландшафтный дизайн ) — этот вид предусматривает устройство парков, садов, водоемов и других объектов ландшафта и растительности. Ландшафтный архитектор выполняет работы по озеленению микрорайонов в городе, приусадебных участков, а также садов и парков.
  • Дизайн интерьера — этот вид деятельности архитектора предусматривает работу по оформлению внутреннего пространства помещений для создания уютной, функциональной и гармоничной обстановки.
  • Малые архитектурные формы — вид архитектуры, занимающейся изготовлением небольших декоративных или мемориальных объектов. Это могут быть ограды, выполненные из различных видов материалов, а также памятники и надгробия ритуального характера, фонари городского уличного освещения или носители информации — стенды для размещения рекламы.

Стилистика архитектуры.

Постройки каждого исторического периода отличаются особенными, самыми характерными чертами. Эти признаки проявляются в разновидностях использованных строительных материалов, а также в особенностях конструкции и функционального назначения предметов архитектуры. Важное значение имеет и эстетическая, художественная сторона архитектурного объекта.

архитектура

Существует достаточно большое количество стилей архитектуры , среди которых можно назвать следующие:

архитектура

Все они отличаются друг от друга характерными особенностями. Многие из стилей архитектуры используются в творчестве архитекторов и на сегодняшний день. При этом наиболее креативные специалисты работают над созданием необычных домов , внешний облик которых не вписывается ни в одни из существующих архитектурных стилей.

архитектура

Архитектура — наука и искусство : 2 комментария

Hello! This post could not be written any better! Reading this post reminds me of my old room mate! He always kept talking about this. I will forward this post to him. Pretty sure he will have a good read. Thank you for sharing!

Добрый день! Статья интересная. Однако считаю, что самая красивая и гармоничная архитектура — классическая. А большинство зданий в современном стиле устаревают очень быстро.

Читайте также: