Архитектура и искусство конспект
Обновлено: 05.07.2024
Архитектура как вид искусства относится к изобразительному искусству и стоит в одном ряду с живописью, скульптурой и т. д. Но при этом, в отличии от живописи и скульптуры, архитектура является функциональной и необходимой.
Архитектура как вид искусства лежит на стыке собственно искусства и науки. Невозможно стать архитектором, не зная физики, химии и математики (особенно геометрии), но при этом необходимо также обладать и эстетическим чутьем, умением видеть, чувствовать, понимать и создавать красоту, умением схватывать прекрасное в окружающих предметах и явлениях.
Аархитектура как вид искусства развивается не только в форме росписи жилищ и резьбы по дереву, но экспериментирует также над формами зданий. Широким культурным фоном для архитектуры как вида искусства являются эстетика христианства и ислама, эстетика феодализма, рыцарства, буржуазии, крестьянства, советская пролетарская эстетика и так далее до бесконечности.
Специфика архитектуры как вида искусства:
1) Двуединство архитектуры как синтеза материальной и художественной сторон, т.к. она выполняет в жизни людей не только эстетическую функцию, но и практическую. Древнеримский архитектор Витрувий назвал их: прочность, польза (функциональное назначение) и красота (создание художественного образа). Единство и гармония этих трёх факторов и создаёт архитектуру. Архитектура — это и художество, и инженерия, и строительство, требующее огромного сосредоточения коллективных усилий и материальных средств.
2) Архитектура как вид искусства статична, пространственна. Хотя для ее восприятия имеет значение и временной фактор, т.к. единым взором не обозреть одновременно интерьер и экстерьер здания.
4) Архитектура тяготеет к ансамблевости. Ее сооружения искусно вписываются в естественный (природный) или урбанистический (городской) пейзаж.
5) Архитектура не воспроизводит действительность изобразительно, а носит выразительный характер. Она не изображает действительность, а выражает какие-либо абстрактные идеи.
6) Она тесно связана с социальной средой, ярко и выпукло отражает эпоху и одновременно создает его стиль.
Особенности архитектурного образа.
1) Архитектура не изображает натуру, она изображает идею - идею определенного художественного образа. (Н-р: античная архитектура – идея меры, гармонии, этой мерой является человек; готический храм – идея стремления к Богу, к божественному миру). Архитектура стремится к воплощению не индивидуальных качеств человека, предмета, явления, а наиболее общих социальных и философских идей времени.
2) Художественный образ создается не изобразительным способом, а при помощи специфически выразительных средств. Ритм, соотношение объемов и масс, формы, цвет, линий, плоскостей, связь с окружающим пейзажем — это средства выразительности архитектуры.
3) Архитектурный образ соотносится с ландшафтом и климатом. (Н-р: широкие улицы, большие окна у домов в северных странах, напротив, узкие улочки, маленькие окна в южных городах.)
Разновидности архитектуры:
1) зодчество – художественное проектирование и возведение всех возможных зданий;
2) архитектура малых форм – художественное конструирование предметов, окружающих здания, - фонарные столбы, киоски, решетки оград и т.п.;
3) архитектура крупных форм – монументальные объекты (мосты, обелиски, триумфальные арки и т.п.).
Материал архитектуры – дерево, камень (гранит, мрамор, известняк, валун и др.), кирпич, стекло, железо и бетон.
Архитектура как вид искусства относится к изобразительному искусству и стоит в одном ряду с живописью, скульптурой и т. д. Но при этом, в отличии от живописи и скульптуры, архитектура является функциональной и необходимой.
Архитектура как вид искусства лежит на стыке собственно искусства и науки. Невозможно стать архитектором, не зная физики, химии и математики (особенно геометрии), но при этом необходимо также обладать и эстетическим чутьем, умением видеть, чувствовать, понимать и создавать красоту, умением схватывать прекрасное в окружающих предметах и явлениях.
Аархитектура как вид искусства развивается не только в форме росписи жилищ и резьбы по дереву, но экспериментирует также над формами зданий. Широким культурным фоном для архитектуры как вида искусства являются эстетика христианства и ислама, эстетика феодализма, рыцарства, буржуазии, крестьянства, советская пролетарская эстетика и так далее до бесконечности.
Специфика архитектуры как вида искусства:
1) Двуединство архитектуры как синтеза материальной и художественной сторон, т.к. она выполняет в жизни людей не только эстетическую функцию, но и практическую. Древнеримский архитектор Витрувий назвал их: прочность, польза (функциональное назначение) и красота (создание художественного образа). Единство и гармония этих трёх факторов и создаёт архитектуру. Архитектура — это и художество, и инженерия, и строительство, требующее огромного сосредоточения коллективных усилий и материальных средств.
2) Архитектура как вид искусства статична, пространственна. Хотя для ее восприятия имеет значение и временной фактор, т.к. единым взором не обозреть одновременно интерьер и экстерьер здания.
4) Архитектура тяготеет к ансамблевости. Ее сооружения искусно вписываются в естественный (природный) или урбанистический (городской) пейзаж.
5) Архитектура не воспроизводит действительность изобразительно, а носит выразительный характер. Она не изображает действительность, а выражает какие-либо абстрактные идеи.
6) Она тесно связана с социальной средой, ярко и выпукло отражает эпоху и одновременно создает его стиль.
Особенности архитектурного образа.
1) Архитектура не изображает натуру, она изображает идею - идею определенного художественного образа. (Н-р: античная архитектура – идея меры, гармонии, этой мерой является человек; готический храм – идея стремления к Богу, к божественному миру). Архитектура стремится к воплощению не индивидуальных качеств человека, предмета, явления, а наиболее общих социальных и философских идей времени.
2) Художественный образ создается не изобразительным способом, а при помощи специфически выразительных средств. Ритм, соотношение объемов и масс, формы, цвет, линий, плоскостей, связь с окружающим пейзажем — это средства выразительности архитектуры.
3) Архитектурный образ соотносится с ландшафтом и климатом. (Н-р: широкие улицы, большие окна у домов в северных странах, напротив, узкие улочки, маленькие окна в южных городах.)
Разновидности архитектуры:
1) зодчество – художественное проектирование и возведение всех возможных зданий;
2) архитектура малых форм – художественное конструирование предметов, окружающих здания, - фонарные столбы, киоски, решетки оград и т.п.;
3) архитектура крупных форм – монументальные объекты (мосты, обелиски, триумфальные арки и т.п.).
Материал архитектуры – дерево, камень (гранит, мрамор, известняк, валун и др.), кирпич, стекло, железо и бетон.
1. Сформировать представление об архитектуре как особом виде изобразительного искусства, который рассматривается только в связи с другими видами ИЗО.
2. Развивать ассоциативно-образное мышление, умение выделять главное, строить аналогии.
З. Воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни, активную жизненную позицию в осознании прошлого и будущего.
1. Беседа об архитектуре как особом виде изобразительного искусства, ее видах и месте в жизни человека.
2. Постановка художественной задачи.
З. Практическое выполнение задания.
4. Подведение итогов занятия.
Запись на доске:
- архитектура.
- живопись.
- графика.
- скульптура.
- ДПИ
Архитектура — та же летопись мира:
она говорит тогда, когда молчат и песни,
и предания и когда уже ничего
не говорит о погибшем народе.
Н. В. Гоголь
- Архитектура (зодчество)- это система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей. Это искусство проектировать и строить здания и сооружения так, чтобы они отвечали своему практическому назначению, были удобны, прочны и красивы.
- Витрувий – древний теоретик архитектуры – назвал три основных её свойства:
- Пространство – язык арх-ры ( в живописи – цвет, в графике – линия, в скульптуре - объём).
Запись на доске:
- архитектура.
- живопись.
- графика. Какова их связь
- скульптура. связь с архитектурой?
- ДПИ
( уч-ся рассказывают об оформлении интерьеров различных зданий, украшении фасадов, улиц, площадей, парков и т. д .)
- Виды архитектуры:
- Жилищное строительство ( дом ).
- Общественные здания ( дворец, храм, стадион, театр ).
- Промышленное строительство ( фабрика, завод, магазин, вокзал, ГЭС ) .
- Декоративная архитектура ( беседки, фонтаны, павильоны ).
(Демонстрация видов арх-ры).
- Класс делиться на 4 группы, каждая из которых выполнит эскиз здания определённого вида (дома, дворцы, фонтаны и т.п.)
- В конце проводится выставка работ.
Срок реализации проекта: 2017г. Интегрированный урок МХК и ИЗО в 8классе.
Использование современных образовательных технологий: Технология по ориентации на личностные структуры .
Актуальность проекта: недостаточно дифференцируют понятия об архитектуре;
дети неуверенно используют обобщающие понятия. Проблема: у детей слабо развит познавательный интерес к архитектуре, к её истокам, стилям, языку архитектуры;
- Способствовать формированию и развитию умений и навыков понимания значимости человека, его духовного мира и его потребностей; моделирования сложных объёмных композиций, используя необходимые средства. - Способствовать формированию представления о художественном языке архитектуры.
- Создать условия для понимания архитектуры как искусства, как части нашей духовной культуры.
Развивающая цель: - Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету. - Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков).
- Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).
- Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы) - Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
Воситывающая цель: - воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении рисунков. - Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям. - Воспитывать уважение к профессии архитектор. Дидактическая задача урока: Обеспечение осознания и усвоения понятий, законов, правил, закономерностей. Усвоение = понимание + запоминание , правильное воспроизведение, выполнение. Задачи:
Образовательные : способствовать воспитанию нравственных отношений к Родине, традициям русского мира; способствовать формированию нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное, закрепление умений выделять главные характерные особенности архитектурных сооружений, применять полученные знания на практике при выполнении творческой работы ;
Развивающие : способствовать развитию творческих способностей и эмоциональной сферы.
Воспитательные: воспитывать уважение к обычаям и традициям своего народа, стимулировать интерес к русскому искусству, чувство ответственности за сохранение и развитие народных традиций.
Цель урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов:
Прогназируемый результат.
1) стимулировать способность иметь собственные мнения.
2) сделать учебу такой интересной, полезной и увлекательной, чтобы хотелось продолжать учиться и после окончания школы
3) выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми и научиться ничего не принимать на веру.
4) самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.
- овладеть опытом исследовательской деятельности в процессе самостоятельного изучения материала;
- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение);
общепредметных:
- уметь проводить наблюдения, выполнять рисунки, обрабатывать результаты выполнения своей работы, сравнивать и отличать стили в архитектуре; представлять результаты сравнения с помощью таблиц, объяснять полученные результаты и делать выводы;
- уметь применять теоретические знания по МХК на практике при выполнении рисунков;
3. Метапредметных:
в познавательной деятельности
- умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;
- исследовать несложные практические ситуации, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.
в информационно-коммуникативной деятельности
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
в рефлексивной деятельности
- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;
- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
- поиск и устранение причин возникших трудностей.
- осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива
Схема реализации проекта:
Темы: - Художественный язык архитектуры.
-Архитектура и её функции в жизни человека.
-Истоки архитектуры. Архитектурная композиция.
-Ордерная система и её соизмеримость с человеком .
-Стиль в искусстве – это мироощущение времени..
Виды деятельности. Пути реализации.
-экскурсии в храмы, музеи.
-ознакомление с окружающей архитектурой.
-развитие речи; умение выбрать главное; умение работать с дополнительным материалом;
-загадывание загадок, ребусов;
-аппликация, лепка, рисование, конструирование;
Этапы реализации проекта:
-определить результаты проектной деятельности.
Деятельность детей:
-вживаются в игровую ситуацию;
-принимают задачи проекта.
2-й этап - организация работы над проектом.
Деятельность педагога:
-помогает в решении задач;
-организует и планирует деятельность детей;
-консультации организует для детей, родителей по теме эстетического воспитания детей в семье;
Деятельность детей:
- объединяются в рабочие группы;
3-й этап – практическая деятельность
Деятельность педагога:
-оказание практической помощи;
-направляет и контролирует осуществление проекта
Деятельность детей:
-используют иллюстрации, дополнительный материал;
-работа над проектами, поделками, рисунками;
-в процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.
4-й этап- проведение уроков, использование презентации;
Деятельность педагога:
-выставка работ, поделок учащихся;
-приходит на помощь ребятам в случае затруднения;
Деятельность детей:
-готовят рисунки, поделки;
Планируемые результаты проекта:
-будут знать виды, истоки, первоэлементы, стили архитектуры;
-познакомятся со средствами композиции в изобразительном искусстве и архитектуре;
-познакомятся с архитектурой России; деревянным зодчеством;
-будут знать православные храмы и соборы;
Этапы урока:
I. Организационный этап (Самоопределение к деятельности).
включить учащихся в учебную деятельность;
определить содержательные рамки урока.
II. Этап постановки целей и задач урока (проблема – формулировка задачи)
организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
согласовать цель и тему урока
III. Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.(“Открытие” детьми нового знания).
организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
IV. Этап первичной проверки понимания изученного.
зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
V. Этап закрепления нового материала.
проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
VI. Рефлексия.
зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
оценить собственную деятельность на уроке;
поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
обсудить и записать домашнее задание.
« Урок – то зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства ,
Урок направлен на реализацию требований нового стандарта и концепции личностно-ориентированного обучения, на обеспечение формирования важнейшей компетенции личности – умения учиться. Учебный процесс на занятии организуется так, что в процессе самостоятельной познавательной деятельности, организованной учителем, учащиеся овладевают системой знаний и умений, значимых для ученика, востребованных в повседневной жизни при выборе профессий. Они наблюдают и объясняют виды, стили архитектуры, выполняют практическое задание из бумаги (архитектурные сооружения), лепят, выполняют рисунки.
Активизация учебно-познавательной деятельности достигается за счёт повышения уровня учебной мотивации, которая, в свою очередь, наблюдается при максимально возможном приближении темпа, направленности и других аспектов организации учебного процесса к индивидуальным стремлениям и возможностям учащихся. Новым смыслом урока является решение проблем самими учащимися в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность, т.е. образовательное пространство построено таким образом, чтобы эффективно развивать деятельностные способности учащихся.
К активным методам обучения можно отнести:
1. Применение информационных технологий
2. Использование исследовательских методов, создание проблемной ситуации:
определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;
оформление конечных результатов;
анализ полученных данных;
подведение итогов, выводы.
3. Обучение в сотрудничестве
Обучение в сотрудничестве - это модель использования малых групп обучающихся. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. Учитель оказывается свободным и способным к маневру на занятии. Он может больше внимания уделить отдельным группам.
Оборудование: проектор, экран и компьютер, рабочие тетради учащихся; материалы для выполнения практической работы учащимися (бумага , карандаш, альбомы).
Дидактические материалы к учебному занятию: иллюстрации видов архитектуры, храмов, стили архитектуры.
Виды деятельности на уроке – групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа
Ключевые слова урока - архитектура, зодчество, формула Витрувия, храм как образ космоса, деревня, изба, храм, апсида, неф, алтарь.
Конспект урока ; Целе - пологание
1. Мотивация к учебной деятельности
Организационный этап (Самоопределение к деятельности). I .Цели этапа: - включить учащихся в учебную деятельность; - определить содержательные рамки урока.
Добрый день и добрый час,
Я приветствую всех вас!
Наш урок мне бы хотелось начать словами великого русского классика
Учитель: Я рада вас видеть на уроке . Сегодня нас ждет интереснейший материал об архитектуре.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действие смыслообразования
Постановки целей и задач урока.
Цели этапа:
-организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение
в учебной деятельности;
- согласовать цель и тему урока.
Учитель: Поставьте для себя личностную цель (запишите ее номер в тетради на полях)
1) стимулировать способность иметь собственные мнения.
2) сделать учебу такой интересной, полезной и увлекательной, чтобы хотелось продолжать учиться и после окончания школы
3) выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми и научиться ничего не принимать на веру.
4) самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.
Учитель: Итак, цель намечена. Теперь необходимо поставить ряд задач, решение которых приведет нас к конечной цели. Кто попробует сформулировать их?
1) Формирование интереса к изучению нового материала об архитектуре, видах, стилях.
2) Усвоить правила и средства композиции в изобразительном искусстве и архитектуре.
3) Научиться применять полученные знания на практике.
общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);
контроль, коррекция (если актуализация осуществляется при проверке домашнего задания)
3.Выявление места и причины затруднения
Делает вывод: Каждому было проще слушать и воспринимать информацию об уже известном, знакомом памятнике архитектуры. Значит ( вывод):Архитектура, как и другой вид искусства, подразумевает общение с ней. Для этого нужно знать её язык.
Архитектура — это емкое понятие, включающее в себя несколько важных определений. Во — первых, архитектура — это наука о правилах строительства зданий и сооружения различного назначений, а также частных жилых домов и многоэтажек.
Во — вторых, архитектура — это совокупность всех объектов, построенных на какой — либо единице объема земельной площади ( улице, квартале, микрорайоне или в целом городе). С помощью грамотно продуманного ансамбля построек создается организованная инфраструктура, чрезвычайно важная для жизнедеятельности населения.
И действительно, наиболее выразительной характеристикой каждой цивилизации являются ее постройки — то есть, архитектурные объекты. Именно они помогают судить об уровне интеллектуального и культурного развития того или иного народа, и общества в целом. Зачастую объекты архитектуры выступают символами определенной политической эпохи или в виде произведений искусства.
Достоинства архитектуры.
По сравнению со многими другими видами искусства, архитектура обладает многими неоспоримыми преимуществами:
- объекты архитектуры отличаются долговечностью и способны многие века украшать собой населенные пункты;
- здания и сооружения находятся в неизменном виде, не исчезая и не развиваясь во времени;
- архитектурные объекты являются осязаемыми предметными произведениями искусства, их можно увидеть и при необходимости потрогать;
- постройки создаются из строительных материалов с помощью человеческих рук, инструментов и специальной техники.
Виды архитектуры.
Существует несколько основных разделов архитектуры, среди которых можно назвать:
- Градостроительство — проектирование отдельных районов города и устройство архитектурного облика всего города в целом.
- Архитектура ландшафта ( ландшафтный дизайн ) — этот вид предусматривает устройство парков, садов, водоемов и других объектов ландшафта и растительности. Ландшафтный архитектор выполняет работы по озеленению микрорайонов в городе, приусадебных участков, а также садов и парков.
- Дизайн интерьера — этот вид деятельности архитектора предусматривает работу по оформлению внутреннего пространства помещений для создания уютной, функциональной и гармоничной обстановки.
- Малые архитектурные формы — вид архитектуры, занимающейся изготовлением небольших декоративных или мемориальных объектов. Это могут быть ограды, выполненные из различных видов материалов, а также памятники и надгробия ритуального характера, фонари городского уличного освещения или носители информации — стенды для размещения рекламы.
Стилистика архитектуры.
Постройки каждого исторического периода отличаются особенными, самыми характерными чертами. Эти признаки проявляются в разновидностях использованных строительных материалов, а также в особенностях конструкции и функционального назначения предметов архитектуры. Важное значение имеет и эстетическая, художественная сторона архитектурного объекта.
Существует достаточно большое количество стилей архитектуры , среди которых можно назвать следующие:
Все они отличаются друг от друга характерными особенностями. Многие из стилей архитектуры используются в творчестве архитекторов и на сегодняшний день. При этом наиболее креативные специалисты работают над созданием необычных домов , внешний облик которых не вписывается ни в одни из существующих архитектурных стилей.
Архитектура — наука и искусство : 2 комментария
Hello! This post could not be written any better! Reading this post reminds me of my old room mate! He always kept talking about this. I will forward this post to him. Pretty sure he will have a good read. Thank you for sharing!
Добрый день! Статья интересная. Однако считаю, что самая красивая и гармоничная архитектура — классическая. А большинство зданий в современном стиле устаревают очень быстро.
Читайте также: