Мягкий знак как показатель мягкости 2 класс конспект

Обновлено: 04.07.2024

проблемно - орие нтированного обучения. Формировать баз овые умения:

сравнивать, об общать, конкрет изировать, формулировать и разрешать

3) Развивать интелл ектуальну ю и познавательну ю активность учащихся, у мение

4) Вызывать у детей положительн ое отношение к у чению.

Урок начнем с ми нутки чистоп исания, на кот орой повторим правил ьное написан ие

букв и их сое динения. Я вам задам пр остые вопросы, на которые ну жно будет дать

быстрый ответ. Ваша задача: прослу шав вопрос, как мож но быстрее дать ответ,

- Звук парный зву ку [г]. Запиши букву, которой он обозначается. (к)

- В словах рис, бук варь, рисунок встреч ается одинаковы й звук .. , который

- В предложени и: Кто сегодня в кл ассе дежурный? В конце предложения поста вим

- В слове заводит м ягкий согласный з вук обозначен бу квой.. (д)

- Буква, котора я указывает на мягк ость согласны х, но звука не о бозначает… (ь)

Давайте прове рим себя и посмотр им на экран . Поднимите ру ку, у кого всё верно.

- Посмотрите вн имательно на оставшиеся бу квы. Какое задание в ы бы

- Из данных бу кв составьте слово, за пишите его (дека брь) Это новое словарное

слово. Что обоз начает это слово ? В каком словаре я м огу об этом у знать?

- А если у меня дома нет толкового словаря, где ещё я могу найти эту

Декабрь - первы й месяц зимы. Как гов орится в послови це «В декабре семь пог од на

А какие ещё зимн ие месяцы знаете ? (я нварь, февраль) Это наши нов ые словарные

слова. Составьте и з апишите предл ожение, ис пользуя одновреме нно все три сл ова –

Нажмите, чтобы узнать подробности

В слове снегирь какой последний звук слышим , почему мы его слышим мягко?

-Чему учились?

Значение слов . мягкий белый минерал , мелкое место в море или реке. на месте потушенного костра остаются угольки.

Что изменило значение слова? (ь)

Чему будем учится на уроке?

Научиться правильно писать слова с мягким знаком.

Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков

_Я вам предлагаю разгадать загадки, слова записывайте в тетрадь через запятую.

3.На косу она похожа,

Но косить траву не может-

Не наточена совсем

И не косит цифра

Морозы и вьюга,
Метель на дворе,
К нам в гости
Приходит зима в .

Белая морковка зимой растёт.

Семь, декабрь, сосулька.

Какую работу можно проделать? (фонетический разбор)

Взаимопроверка со слайда.

Чем похожи слова?

Какую работу выполняет мягкий знак? Показали стрелочкой.

Подведем итог, что узнали про мягкий знак? (дает мягкость, звука не обозначает, может находится в середине или на конце слова)

- Давайте наш вывод сравним с эталоном в учебнике.

- Откройте учебник на с.124 и с.125. Прочитайте правило.

Мягкий знак – это буква,

которая не обозначает звука, но

служит для смягчения согласных

в середине и в конце слова. Буква мягкий знак это орфограмма

Отдохнем! Гимнастика рыбки

5. Словарная работа.

Орфографический словарь

-А теперь продолжит наш урок словарная работа.

Прочитайте слово через одну букву и вы узнаете новое словарное слово

Все вместе ударение, на какой слог

Записали, какую безударную гласную нужно запомнить?

А Почему же мы сегодня работаем над этим словом?

-Так же не забываем про мягкий знак который пишем после буквы эн.

-Значение слова (лексич. знач.) .

Где нужно посмотреть значение слова, в толковом словаре. Сегодня У нас прочитает Эля

Узкие металлические полозья, прикрепляемые к подошвам обуви для катания по льду (спортивный снаряд для передвижения по льду).

А интересно вам почему же коньки называют коньками?

Происхождение слова коньки

-Что у меня на доске? (слова) Какую работу мы можем сделать? (составить предложение) Дети катались на коньках.

Какую работу можно проделать? Подчеркиваем основу

Из каких членов состоит.

Ребенок у доски!

Наше словарное слово каким членом является (второстепенным), какой член предложения дополняе?

-Чему учились?

-Для чего, с какой целью?

6. Физкультминутка.

7. Работа над новым материалом. (Работав группах )

- У вас на партах карточки

-Что записано (слова)

-Даша прочти слова

- Значение слов понятны?

Как можно разделить данные слова?

-На какие 2 группы их можно разделить?

Карась, мальчик, апрель, альбом, лошадь, коньки.

- Подчеркните “мягкий знак” и предшествующую согласную.

- Какое место занимает “мягкий знак” в словах первого столбика? (отвечает ребёнок у доски)

Какие слова отнесём ко второму столбику?

Какую работу можем проделать над словами?

-Обсудите как можно разделить слова второго столбика для переноса?

При переносе слов с мягким знаком в середине, мягкий знак остаётся на строке с предшествующим согласным, а следующий за ним согласный переносится вместе с остальными буквами.

Конь–ки, аль-бом, маль-чик

Проверка с доски

Подводим итог, как переносим слова с мягким знаком в середине слова?

6. Работа с учебником.

- Прочитайте задание. Что требуется сделать?

(Коллективное обсуждение. Самостоятельная работа.

Проверка по цепочке, Оцениваем)

Назовите слова в которых букв больше чем звуков ?

Чему учились (писать правильно слова с мягким знаком)

9. Итоги урока.

- Над какой темой мы работали сегодня на уроке?

- Что мы узнали на уроке о мягком знаке?

Начертили лесенку успеха.

Начали урок с улыбки и закончим. Выйдите и подарите классу свою улыбку. смайлы

10. Запись домашнего задания.

Учебник стр.126 упр 206

Цель урока: сформировать представление о правописании мягкого знака после согласных в середине слова и в конце; сформировать понятие о мягком знаке, как показателе мягкости; тренировать способность к правописанию слов с мягким знаком.

Формируемые УУД:

1. ПРЕДМЕТНЫЕ: - наблюдение над произношением слов с мягким знаком. Соотношение количества звуков и букв в словах с мягким знаком.

А) Познавательные - формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Б) Регулятивные - развитие умения критически мыслить. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

В) Коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог. Умение договариваться и приходить к общему решению, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

3. ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование уважительного отношения к иному мнению. Формирование положительного отношения к учению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Готовность к уроку, учебники, тетради, пеналы, линейки.

II Актуализация знаний

В рабочих тетрадях запишем число, слова: классная работа.

Прочитаем предложение из упражнения 201 (вчерашнее задание)

– Как называли декабрь? Почему?

1.Чистописание лл лл.

Произнесём согласные, определим мягкие

2.Орфографическая минутка

Под диктовку (один ученик на доске):

Для маленькой Алёнки Лиза гладила пелёнки. Кто лучше произнесёт

Поставим ударение, выделим безударные гласные, заглавные буквы, подчеркнём основу предложения.

– Какая буква встречается в каждом слове?

Подчеркнём на доске, сравним твёрдые и мягкие звуки [л], [л’]

– Какие буквы показывают, что Л надо читать мягко?

III. Самоопределение к деятельности

1. Кроссворд

1. Крупная водоплавающая птица с длинной шеей.

2. Парнокопытное животное с ветвистыми рогами.

4. Крупная лесная птица.

5. Лесной пушной зверёк с очень ценным мехом.

7. Крупная лесная кошка с коротким хвостом.

8. Первый зимний месяц и последний месяц в году.

2. Проверка.

1) лебедь, 2) олень, 3) окунь, 4) глухарь, 5) соболь, 6) карась, 7) рысь, 8) декабрь

– Какая буква стоит в конце каждого слова?

Тема урока открывается на доске:

Мягкий знак – показатель мягкости.

IV. Работа по теме урока

– Вспомните других рыб (зверей, месяцы) названия которых заканчиваются на Ь. (см. Орфографический словарь)

Орфографический словарь

– Прочитайте другие словарные слова с Ь

– Выпишите слова на М, которые заканчиваются на Ь. (мебель, метель) Определим количество звуков и букв, мягкие согласные.

Учебник с.124 правило

– Кто раньше знал? Повтори.

– Что в руках у. ( имя ученика у доски)? мел

– Допишем Ь. Что получилось? мель

– Сколько в каждом слове звуков? А сколько букв?

– Допишем Ь. Что получилось?

– Сколько в каждом слове звуков? А сколько букв?

Выпишем слова из упражнения 203

– Сколько в каждом слове звуков? А сколько букв? Правило.

С твёрдым Л я на стене,

Книги, например, на мне,

Но как только Л смягчите,

Сразу в танец превратите. полка- полька

– Сколько в каждом слове звуков? А сколько букв? Правило с.125.

Сравним слова первого и второго столбика: один слог, два слога. Докажем, сколько слогов.

V. Закрепление изученного материала

— Какую тему изучаем сегодня?

– Что знаем о мягком знаке?

Упражнение 204. Прочитаем и разберём вместе, запишем самостоятельно.

—В каких словах все согласные звуки мягкие?

VI Рефлексия

1. Тест Самостоятельное выполнение, проверка взаимная.

2. Домашнее задание

3. Слова под диктовку.

– Какую тему изучаем сегодня?

Загадки. Во всех отгадках Ь, обозначающий мягкость.

VII. Подведение итогов урока

– Что вспомнили сегодня на уроке?

– Что показалось трудным?

урока русского языка во 2 классе

Учитель: Гаврилина Т.В.

Тема: Мягкий знак – показатель мягкости согласных.

Цели: Повторить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи Ь,

учить доказывать своё мнение.

Оборудование: иллюстрации с изображениями животных.

I Организационный момент

Готовность к уроку, учебники, тетради, пеналы, линейки.

II Актуализация знаний

В рабочих тетрадях запишем число, слова: классная работа.

Прочитаем предложение из упражнения 201 (вчерашнее задание)

– Как называли декабрь? Почему?

1.Чистописание лл лл .

лютовей ледостав

Произнесём согласные, определим мягкие

2.Орфографическая минутка

Под диктовку (один ученик на доске):

Для маленькой Алёнки Лиза гладила пелёнки. Кто лучше произнесёт

Поставим ударение, выделим безударные гласные, заглавные буквы, подчеркнём основу предложения.

– Какая буква встречается в каждом слове?

Подчеркнём на доске, сравним твёрдые и мягкие звуки [л], [л’]

– Какие буквы показывают, что Л надо читать мягко?

III. Самоопределение к деятельности

1. Кроссворд



1. Крупная водоплавающая птица с длинной шеей.

2. Парнокопытное животное с ветвистыми рогами.

4. Крупная лесная птица.

5. Лесной пушной зверёк с очень ценным мехом.

7. Крупная лесная кошка с коротким хвостом.

8. Первый зимний месяц и последний месяц в году.

1) лебедь, 2) олень, 3) окунь, 4) глухарь, 5) соболь, 6) карась, 7) рысь, 8) декабрь

– Какая буква стоит в конце каждого слова?

Тема урока открывается на доске:

Мягкий знак – показатель мягкости.

IV. Работа по теме урока

– Вспомните других рыб (зверей, месяцы) названия которых заканчиваются на Ь. (см. Орфографический словарь)

Орфографический словарь

– Прочитайте другие словарные слова с Ь

– Выпишите слова на М, которые заканчиваются на Ь. (мебель, метель) Определим количество звуков и букв, мягкие согласные.

Учебник с.124 правило

– Кто раньше знал? Повтори.

– Что в руках у . ( имя ученика у доски)?

– Допишем Ь. Что получилось?

– Сколько в каждом слове звуков? А сколько букв?

– Допишем Ь. Что получилось?

– Сколько в каждом слове звуков? А сколько букв?

Выпишем слова из упражнения 203

– Сколько в каждом слове звуков? А сколько букв? Правило.

С твёрдым Л я на стене,

Книги, например, на мне,

Но как только Л смягчите,

Сразу в танец превратите. полка- полька

– Сколько в каждом слове звуков? А сколько букв? Правило с.125.

Сравним слова первого и второго столбика: один слог, два слога. Докажем, сколько слогов.

б) Вчера мы записывали слова с мягким знаком на конце слов.

Сейчас я посмотрю, как вы научились правильно записывать эти слова.

1 слово – дверь шест – шесть
2 слово – огонь молот – молоть
3 слово – дождь жесть – жест
4 слово – тень мель – мел
5 слово – гусь

3. Словарная работа.

Ягода, овощи, дежурный, ворона, заяц.

- Подчеркните буквы, которые нужно запомнить.

Слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнает, если прочитаете написанные буквы через одну.

- Какое это слово? (Пальто)

- Что такое пальто? (Это одежда)

В современном русском языке слово пальто обозначает верхнюю одежду. Я сейчас вам прочту словосочетания, а вы пронаблюдайте за словом пальто:

Подать пальто,

не найти пальто,

потянуться за пальто,

оказаться без пальто,

пойти гулять в пальто.

- Что вы заметили? (Слово пальто не изменяется)

Слово пальто тесно связано со словами одеть и надеть.

- Как правильно употреблять эти слова в речи?

Одеть, надеть - стр. 88.

Составьте предложение со словом пальто.

Мальчик надел пальто.

а) Определите главные члены предложения;

б) Поставьте ударение, разделив слоги слова пальто (6 букв, 5 звуков).

Почему? (Мягкий знак не дает звука)

- Где стоит в этом слове ь знак? (В середине, после буквы эль).

- Что обозначает ь знак? (Мягкость согласного звука).

4. Объявление темы и целей урока.

На доске запись:

Карась, яблонька, апрель, лошадь, альбом, пальцы.

- Прочтите написанные слова. Что в них общего? (Все слова имеют мягкий знак).

- На какие две группы можно разделить эти слова? (По количеству слогов и по местонахождению мягкого знака в слове)

- Распределите слова на группы в зависимости от местонахождения мягкого знака и запишите их в 2 столбика.

- Какое место занимает ь знак в словах первого столбика? (Мягкий знак стоит в конце слова после согласной)

- Какое место занимает мягкий знак в словах второго столбика? (Мягкий знак стоит в середине слова между двумя согласными)

- Какой из двух согласных произносится мягко? (Мягко произносится согласный, который стоит перед ь)

- Какова роль мягкого знака во втором случае? (Мягкий знак, находящийся между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный произносится мягко)

- Какой можно сделать вывод? (Мягкий знак в конце слов после согласной буквы и в середине слова между двумя согласными показывает, что стоящий перед ним согласный звук произносится мягко)

- На что нам указывает нам вывод?

Я буду произносить слова.

Если звучит ь знак в конце слова, то вы приседаете,

Если в середине между двумя согласными – вы топаете,

если слово без мягкого знакахлопаете в ладоши.

Пень (прис.), мельник (т.), палка (хл.), соль (прис.), пилка (хл.), борьба (топ.), мел (хл.), коньки (топ.), тень (прис.), писать (прис.), пальчик (топ.), зорька (топ.), карась (прис.).

- Ко всем словам добавьте слог.

6. Работа по учебнику (стр. 87 упр. 152).

1 группа – работа по учебнику

2 группа – карточки

- Допишите подходящие по смыслу слова с мягким знаком в середине слова. Подчеркните мягкий знак.

Работа с таблицей

Вчера мы наблюдали, как мягкий знак на конце слова изменяет смысл слов. А сегодня послушайте, что может произойти, если мы будем забывать писать мягкий знак между двумя согласными.

Станут пенками – пеньки
Уголками – уголки
Банька в банку превратится
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.

Запись под диктовку упр. 158 стр. 91.

Дома вы готовились к записи под диктовку по памятке № 2.

- Что показывает мягкий знак в середине слова между двумя согласными? (Показывает, что стоящий перед ним согласный звук произносится мягко)

Читайте также: