Электролитическая диссоциация кислот оснований и солей план конспект

Обновлено: 07.07.2024

На уроке планируется организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию таких понятий как: кислоты – электролиты, щелочи -электролиты, соли-электролиты. Отработать умения самостоятельно составлять уравнения элетролитической диссоциации кислот, щелочей и солей; познакомить их со строением иона гидроксония. умение работать индивидуально и в парах. Развивать умения выделить главное, существенное в изучаемом материале. Продолжить воспитание желания вести здоровый образ жизни через эмоциональные разрядки, игровые моменты, смену видов деятельности,

Обучение на уроке строилось по принципам: систематичность и последовательность формирования знаний, умений и навыков, самостоятельность.

Предполагается, что к окончанию урока учащиеся смогут дать определение кислотам, щелочам и растворимым солям как электролитам, будут знать их основные свойств; будут владеть умениями определять кислоты, основания в растворах электролитов; - усовершенствуют умения составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей.

ВложениеРазмер
elektroliticheskaya_dissotsiatsiya.docx 746.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Электролитическая диссоциация

  1. Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию таких понятий как: кислоты – электролиты, щелочи -электролиты, соли-электролиты.
  2. Отработать умения самостоятельно составлять уравнения элетролитической диссоциации кислот, щелочей и солей; познакомить их со строением иона гидроксония. умение работать индивидуально и в парах.
  3. Развивать умения выделить главное, существенное в изучаемом материале.
  4. Продолжить воспитание желания вести здоровый образ жизни через эмоциональные разрядки, игровые моменты, смену видов деятельности,

Принципы обучения: систематичность и последовательность формирования знаний, умений и навыков, самостоятельность.

Когнитивные цели урока:

предполагается, что к окончанию урока учащиеся

- смогут дать определение кислотам, щелочам и растворимым солям как электролитам, будут знать их основные свойства ;

- - будут владеть умениями определять кислоты, основания в растворах электролитов ; - усовершенствуют умения составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей.

Цели личностного развития:

создавать ситуации для

- развития познавательных умений учащихся, умений производить учебно-логические действия (проведение лабораторного опыта,, наблюдение, анализ, выделение главного, вывод);

- формирования положительного отношения к химии как важнейшему компоненту общечеловеческой культуры.

На столах учащихся: 2 пробирки с водными растворами кислот (соляной и серной), 2 пробирки с водными растворами щелочей (гидроксидов натрия и калия), ф-ф, лакмус, метилоранж. 2 пробирки с водными растворами солей (хлорида натрия и сульфата калия)

1.Оргмомент . Слайд 2

Китайский мудрец и философ Конфуций когда-то говорил:

Три пути ведут к знанию:

путь размышления – самый благородный,

путь подражания – самый легкий,

и путь опыта – это самый горький .

Я желаю вам идти к достижению цели трудными, но благородными путями.

I. Повторение и закрепление ранее изученного материала.


1. Ребята, в начале нашего урока, я предлагаю вам составить химический кластер из терминов, изученных нами ранее. Они напечатаны на карточках. Вы даете определение понятию и помещаете карточку на стенд.

Электролиты Слайд 3 , кислоты,

Неэлектролиты Слайд 4 , основания,

катионы, соли, диссоциация,

С.Аррениус Слайд 5 , анод,

анионы, сильные электролиты,

катод, слабые электролиты,

Чем можно объединить все эти определения и понятия? Все они входят в понятие Теории электролитической диссоциации.

2. Мы продолжим повторение изученных терминов, для этого немного поиграем. Для этого нам понадобятся карточки с цифрами от 1 до 7, лежащие у вас на столе.

Я читаю вопрос, вы даете ответ карточкой с номером, под которым, по вашему мнению, содержится ответ.

  1. Анионы.
  2. Электролитическая диссоциация.
  3. Катионы.
  4. Углекислый газ.
  5. Электролиты.
  6. Щелочь.
  7. Неэлектролиты.
  1. Положительно заряженные ионы – это… (3)
  2. Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток, называются… (7)
  3. Распад веществ на ионы называется… (2)
  4. Отрицательно заряженные ионы – это… ( 1)
  5. К электролитам относится … (6)
  1. С позиции представлений об электролитической диссоциации вещества можно разделить на две группы: …(5 и 7).
  2. К неэлектролитам относится … (4).

2. Актуализация знаний

Создает условия для восприятия учебного материала через актуализацию знаний:

Учитель ставит перед учащимися вопросы, ответы на которые будут использованы в процессе изучения нового материала:

1) Какие основные классы неорганических соединений Вам известны?

(оксиды, кислоты, основания, соли)

2) Распределите вещества по классам неорганических соединений:

H 2 SО 4 , CuSO 4 , FeCl 3 , KOH, Ba(OH) 2 , K 3 PO 4 , Al 2 (SO4) 3 , HNO 3 , Ca(OH) 2 , H 3 PO 4 , Mg(NO 3 ) 2 , H 2 СО 3 , LiOH.


развивать понятие об электролитической диссоциации, формируя умение составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований и солей.

Содержимое разработки

Тема: Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей

- формировать понятие кислот, щелочей и солей как электролитов;

- формировать умение определять ионы водорода и гидроксид-ионы в растворе;

- продолжить формирование представлений о зависимости свойств веществ от

состава и строения.

развивать понятие об электролитической диссоциации, формируя умение составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований и солей;

- продолжить формирование представлений о роли химии для объяснения происходящего в природе.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.

Оборудование урока: мультимедийная презентация и оборудование для ее демонстрации, оборудование и реактивы, необходимые для демонстрации и лабораторной работы (растворы соляной кислоты и гидрокарбоната калия, полоски универсальной индикаторной бумаги, растворы метилового оранжевого и фенолфталеина).

Материалы урока: учебник для 8 класса, листочки с фронтальными, индивидуальными и групповыми заданиями, а также заданием для рефлексии (см. Приложения)

Основные понятия: электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей.

Ожидаемые результаты: учащиеся закрепляют представления о видах химической связи, понятиях электролит и неэлектролит, у учащихся должно сформироваться представление о кислотах солях и щелочах как электролитах, они должны усвоить сущность и механизм электролитической диссоциации кислот, оснований и солей.

Целеполагание и мотивация

Первичное усвоение и осмысление учебного материала

Закрепление и систематизация знаний и умений

Применение знаний и умений

Проверка уровня усвоения знаний и умений

Инструктаж по дом. заданию

Рефлексия (подведение итогов)

Оргмомент (приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)

Продолжай успешно идти по дороге, на которой хорошо начал свой путь.

(Из античной мудрости)

Давайте вспомним то, что мы изучали на прошлом уроке и проверим домашнее задание: а) с. 35 № 2 (необходимо вызвать учащегося к доске для записи домашнего задания),

б) ответы учащихся на вопросы по домашнему параграфу

(учитель готовит карточки с катионами и анионами и, показывая их, задает вопрос классу: Это анион или катион?)

в) на карточке с индивидуальным задание перечислены слабые и сильные электролиты, которые учащийся должен определить, ему же задается впоследствии вопрос: Какие вещества относят к сильным, а какие к слабым электролитам? (ответ: сильные – диссоциируют практически полностью, а слабые – в незначительной степени).

г) на карточке с индивидуальным заданием задача

Давайте распределим предложенные вещества по классам неорганических веществ (работа в группах, см. Приложение)

Целеполагание и мотивация

Каким образом в водных растворах диссоциируют кислоты?

Каким образом в водных растворах диссоциируют щелочи?

Каким образом в водных растворах диссоциируют соли?

Первичное усвоение и осмысление учебного материала (эвристическая беседа)

Кислоты в растворах диссоциируют на катионы Н + и анионы кислотного остатка. Например: HCl = H + + Cl -

Давайте вспомним классификацию кислот. По количеству атомов водорода кислоты делятся на одноосновные (соляная кислота), двухосновные (серная кислота), трехосновные (фосфорная кислота). Кроме того, кислоты делятся на сильные и слабые. Мы рассмотрели диссоциацию сильных одноосновных кислот. Серная кислота является сильной двухосновной кислотой, она диссоциирует с образованием 2 катионов водорода и аниона кислотного остатка: H2SO4 = 2H + + SO4 2-

Диссоциация слабых многоосновных кислот протекает сложнее, чем сильных. В водных растворах таких кислот наряду с катионами водорода и анионами кислотного остатка присутствуют и нераспавшиеся на ионы молекулы. Такие кислоты диссоциируют в несколько ступеней:

Таким образом, кислотам можно дать определение, что это электролиты, при диссоциации которых вводных растворах в качестве катионов образуются только ионы водорода, которые и обуславливают общие свойства водных растворов кислот: кислый вкус и окраску индикаторов (демонстрация окраски индикатора).

При диссоциации щелочей образуются катионы металла и гидроксид-ионы:

Таким образом, основания – это электролиты, при диссоциации которых в водных растворах в качестве анионов образуются только гидроксид-ионы, которые обуславливают их общие свойства: мыльность на ощупь, их едкость, способность окрашивать индикаторы (демонстрация окраски индикатора)

При диссоциации солей образуются катионы металлов и анионы кислотных остатков: NaI = Na + + I -

Деление веществ на кислоты и основания связано с содержанием Н + и ОН - в их водных растворах. Раствор, в котором их содержание одинаково – нейтральный раствор. Раствор, в котором больше содержится ионов водорода – кислый раствор. Раствор, в котором больше содержится гидроксид-ионов – щелочной раствор.

Закрепление и систематизация знаний

а) Задание по вариантам (3 представителя каждого варианта работают у доски): написать уравнение диссоциации

б) Проверка индивидуального задания данного на этапе актуализации

Применение знаний и умений

Выполнение лабораторного опыта 3 (в соответствии с программой)

Инструктаж по ТБ:

Внимательно слушайте и выполняйте указания учителя.

Рабочее место надо содержать в чистоте, не загромождая его предметами, не относящимися к данной работе. Лишние книги и тетради не должны находиться на рабочем месте.

По окончании работы необходимо привести в порядок рабочее место.

Категорически запрещается проводить опыты, не относящиеся к данной работе, трогать вещества руками и пробовать их на вкус.

Инструктаж по выполнению опыта (в учебнике для 8 класса на с. 139 или в тетради на печатной основе).

Проверка уровня усвоения знаний производится учителем в процессе самостоятельной работы учащихся и затем выставляется соответствующая отметка в журнал и дневник учащегося.

Инструктаж по дом. заданию: параграф 32, задания 2,5

У каждого учащегося на столе лежит листочек, с помощью которого он может выразить свое отношение к данному уроку (см. Приложение 5).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЦЕЛЬ: познакомиться с особенностями диссоциации кислот, оснований ,солей.

1.рассмотреть на какие ионы распадаются основания, кислоты и соли; найти общие закономерности в диссоциации этих классов соединений;

2.развивать умения писать уравнения диссоциации кислот, оснований, солей ; умения определять рН среды;

3. продолжать развивать основы научно-атеистического мировоззрения, показывать познаваемость различных процессов в природе. Воспитывать работоспособность на протяжении урока.

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:

Какие вещества называются электролитами, а какие неэлектролитами? Приведите примеры.

Выберите электролиты из приведённых веществ: KOH , Na 2 SO 4 , Cu ( OH ) 2 , CH 4 (метан) , C 12 H 22 O 11 (сахароза), H 2 SO 4 , CO 2 , HNO 3 , CaO , CuSO 4 .

Что такое диссоциация? Почему электролиты попадая в воду диссоциируют на ионы?

Кто из ученых предложил ТЭД? В чём её суть?

Что такое ион? Какие ионы вы знаете?

Выпишите катионы : K + , OH - , Na + , Al 3+ , NH 4 + , SO 4 2- , NO 3 - .

Какие вещества относятся к сильным электролитам, а какие к слабым?

Задания у доски.

1.Написать формулы электролитов, в водных растворах которых есть ионы:

А)К + и NO 3 - ; Б) Cu 2+ и SO 4 2- ; В) Al 3+ и Cl - ; Г) Cu 2+ и Br - .

2.Выбрать катионы и анионы:

Cu 2+ , OH - , Al 3+ , NO 3- , PO 4 3- , NH 4 + , Zn 2+ , SiO 3 2- , Ag + , CO 3 2- .

3.Составить все возможные формулы молекул с ионами:

Ca 2+ , Na + , Fe 3+ , OH - , SO 4 2- .

Хлорид натрия (р-р)

Сульфат натрия (р-р)

Раствор кислорода в воде

Гидроксид натрия (р-р)

Б) не проводят ток

Нитрат алюминия (р-р)

Гидроксид калия (р-р)

Карбонат кальция (тв.)

5. Какой вид химической связи имеют электролиты?

6. Среди перечня веществ выберите электролиты: хлорид калия (р-р), спирт, углекислый газ, гидроксид бария (р-р), карбонат натрия (р-р), соляная кислота, сернистый газ, метан, хлор, азотная кислота, гидроксид калия (р-р), аммиак, нитрат натрия (р-р).

ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ:

Составляем уравнения диссоциации кислот:

H 2 SO 4 = 2H + + SO 4 2- ; HNO 3 = H + + SO 4 2- ; HCl = H + + Cl - ; HBr = H + + Br - .

Что общее образуется при диссоциации кислот?

Заканчиваем вместе с учениками определение кислот с точки зрения ТЭД:

КИСЛОТЫ – это электролиты, которые диссоциируют на катионы___________ (общее) и анионы _____________(индивидуальное).

Составляем уравнения диссоциации оснований:

KOH = K + + OH - ; Ba ( OH ) 2 = Ba 2+ + 2 OH - ; NaOH = Na + + OH - ; Fe ( OH ) 2 = не идёт диссоциация.

Заканчиваем вместе с учениками определение оснований с тоски зрения ТЭД:

ОСНОВАНИЯ – это электролиты, которые диссоциируют на катионы _____________(индивидуальное) и анионы ___________(общее).

Составляем уравнения диссоциации солей:

NH 4 Cl = NH 4 + + Cl - ; BaSO 4 = не диссоциируют.

C оли-это электролиты, которые диссоциируют на катионы _______________ или аммония NH 4 + и анионы___________.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

1.Запишите уравнения электролитической диссоциации веществ:

а)гидроксида лития; б)карбоната калия; в)нитрата бария; г)сернистой кислоты; д) нитрата аммония; е) кремниевой кислоты; Ж) гидроксида магния; з) нитрата кальция.

2.Напишите формулы веществ, диссоциирующих в воде на ионы:

а) Ba 2+ и Br - ; б) Fe 3+ и Cl - ; в) H + и SO 4 2- ; г) K + и OH - .

3. Составьте четыре уравнения электролитической диссоциации веществ, образующих в качестве анионов только нитрат-анионы.

дети делают самостоятельно про диссоциацию кислот, оснований, солей.

6.Д/з. Написать диссоциацию 5 кислот, 5 оснований, 5 солей.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 008 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.09.2015 6978
  • DOCX 20.6 кбайт
  • 154 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Константинова Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию таких понятий как: кислоты – электролиты, щелочи -электролиты, соли-электролиты.

Отработать умения самостоятельно составлять уравнения элетролитической диссоциации кислот, щелочей и солей; познакомить их со строением иона гидроксония. умение работать индивидуально и в парах.

Развивать умения выделить главное, существенное в изучаемом материале.

Продолжить воспитание желания вести здоровый образ жизни через эмоциональные разрядки, игровые моменты, смену видов деятельности,

Принципы обучения: систематичность и последовательность формирования знаний, умений и навыков, самостоятельность.

Когнитивные цели урока:

предполагается, что к окончанию урока учащиеся

- смогут дать определение кислотам, щелочам и растворимым солям как электролитам, будут знать их основные свойства ;

- - будут владеть умениями определять кислоты, основания в растворах электролитов ;

- усовершенствуют умения составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей.

Цели личностного развития:

создавать ситуации для

- развития познавательных умений учащихся, умений производить учебно-логические действия (проведение лабораторного опыта,, наблюдение, анализ, выделение главного, вывод);

- формирования положительного отношения к химии как важнейшему компоненту общечеловеческой культуры.

На столах учащихся: 2 пробирки с водными растворами кислот (соляной и серной), 2 пробирки с водными растворами щелочей (гидроксидов натрия и калия), ф-ф, лакмус, метилоранж. 2 пробирки с водными растворами солей (хлорида натрия и сульфата калия)

I этап. Организационно-мотивационный (до 8 мин.)

1. Организационно-мотивационный этап.

Китайский мудрец и философ Конфуций когда-то говорил:

Три пути ведут к знанию:

путь размышления – самый благородный,

путь подражания – самый легкий,

и путь опыта – это самый горький .

Я желаю вам идти к достижению цели трудными, но благородными путями.

Далее учитель предлагает детям поиграть.

Правила игры: Я читаю вопрос, вы даете ответ карточкой с номером, под которым, по вашему мнению, содержится ответ.

Положительно заряженные ионы – это… (3)

Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток, называются… (7)

Распад веществ на ионы называется… (2)

Отрицательно заряженные ионы – это… ( 1)

К электролитам относится … (6)

6. С позиции представлений об электролитической диссоциации вещества можно разделить на две группы: …(5 и 7).

К неэлектролитам относится … (4).

Слушают, настраиваются на работу.

2. Актуализация знаний

Создает условия для восприятия учебного материала через актуализацию знаний:

1) Какие основные классы неорганических соединений Вам известны?

(оксиды, кислоты, основания, соли)

2) Распределите вещества по классам неорганических соединений:

H 2 S О 4 , CuSO 4 , FeCl 3 , KOH, Ba(OH) 2 , K 3 PO 4 , Al 2 (SO4) 3 , HNO 3 , Ca(OH) 2 , H 3 PO 4 , Mg(NO 3 ) 2 , H 2 СО 3 , LiOH.

3) Какие вещества относятся к классу кислот?

4) Какие вещества относятся к классу оснований и как их классифицируют по растворимости в воде?

5)Какие вещества называются солями?

Выполняют задание фронтально. Дают определение понятиям.

Вызываем 3-х учащихся к доске (каждый уч-ся заполняет свой столбик)

3. Целеполагание.

Я думаю, вы догадались, что и дальше наш разговор пойдет о положительно и отрицательно заряженных ионах, электролитах и неэлектролитах. В то же время, мы вспомнили с вами определения кислот, оснований и солей. Понятно, что все эти понятия должны быть объединены темой нашего урока. (наш химический деликатес еще не готов и требует заправки всевозможными специями, которые придадут ему особую остроту и пикантность). Поэтому, исходя из рассуждений, предположите, как должна звучать тема нашего урока. (Дети выдвигают предположения).

Слайд


Вспомнив необходимые сведения, учитель приступает к изложению нового материала.

Я предлагаю вам работу по следующему плану.

Знакомит учеников с планом работы на уроке. Организует целеполагание на основе плана работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

3. Развивать основы научно мировоззрения, показать познаваемость различных процессов в природе; воспитывать работоспособность, внимание, критическое мышление.

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с особенностями диссоциации кислот,

Образовательная: закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся о солях, основаниях и кислотах, формировать умения записывать химические формулы и ионные уравнения диссоциации.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, формировать у учащихся навыки совместной работы.

Развивающая: развивать у учащихся внимание, способность к логическому и чёткому мышлению, умение пользоваться химической терминологией.

1. Рассмотреть на какие ионы распадаются основания, кислоты и соли; выделить общие закономерности в диссоциации этих классов соединений;

2. Научить составлять уравнения диссоциации кислот, оснований, солей ;

3. Развивать основы научно мировоззрения, показать познаваемость различных процессов в природе; воспитывать работоспособность, внимание, критическое мышление;

ТИП УРОКА: усвоение новых знаний, умений и навыков.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица растворимости, раздаточный материал.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2.Стадия вызова

3.Стадия осмысления

4. Стадия рефлексии

5. Подведение итогов

Организационный момент.

Стадия вызова. Актуализация опорных знаний происходит путём выполнения следующих форм работы:

Электролитическая диссоциация – это процесс растворения веществ в воде.

Электролиты – это вещества, растворы которых проводят электрический ток.

Диссоциация – это распад электролита на ионы.

Отрицательно заряженные ионы называются анионы.

Положительно заряженные ионы называются катионы.

Положительно заряженный электрод – это катод.

Положительно заряженный электрод – это анод.

Вещество при расплавлении диссоциирует на ионы.

Соляная кислота – сильный электролит.

Раствор сахара – сильный электролит.

Учащиеся заполняют таблицу, осуществляют взаимопроверку, озвучивают правильные ответы.

K + , OH - , Na + , Al 3+ , NH4 + , SO4 2- , NO3 - , Cu 2+ , SO4 2- ,Al 3+ , Cl - ,Cu 2+ , РО4 3- , Zn 2+ , SiO3 2- , Ag + , CO3 2- .

А) Выписать отдельно катионы по возрастанию их заряда.

Б) Выписать отдельно анионы по возрастанию их заряда.

У доски работают два ученика, остальные учащиеся – в тетрадях, затем проводится проверка правильности выполнения задания.

3.Стадия осмысления

Первый лот: принимаются все известные учащимся сведения о кислотах. Затем учитель записывает как диссоциируют кислоты в водных растворах, на примере многоосновных кислот рассматривает ступенчатую диссоциацию таких кислот:

2-я ступень: HSO4 - = H + + SO4 2-

Суммарное уравнение диссоциации: H2SO4 = 2H + + SO4 2-

Учащиеся заполняют таблицу, сравнивая диссоциацию рассмотренных кислот.

Общие черты диссоциации

Отличительные особенности диссоциации
HCl

Отличительные особенности диссоциации
HNO3

Отличительные особенности диссоциации
H2SO4

По результатам заполнения учащиеся формулируют и записывают определение кислот с точки зрения теории электролитической диссоциации:

КИСЛОТЫ – это электролиты, которые диссоциируют на катионы___________ (общее) и анионы _____________(индивидуальное).

Второй лот: принимаются все известные учащимся сведения об основаниях .Затем учитель записывает как диссоциируют щёлочи в водных растворах, на примере многокислотных щелочей рассматривает ступенчатую диссоциацию таких оснований:

1-я ступень: Ba(OH)2 = Ba OH + + OH - ;

2-я ступень: Ba OH + = Ba 2+ +OH -

Суммарное уравнение диссоциации: Ba(OH)2 = Ba 2+ + 2OH - ;

Fe(OH)2 = не диссоциирует, т.к. является нерастворимым в воде основанием

Общие черты диссоциации

Отличительные особенности диссоциации
NaOH

Отличительные особенности диссоциаци KOH

Отличительные особенности диссоциаци Ba(OH)2

По результатам заполнения учащиеся формулируют и записывают определение щелочей с точки зрения теории электролитической диссоциации:

ЩЁЛОЧИ – это электролиты, которые диссоциируют на катионы _____________(индивидуальное) и анионы ___________(общее).

Третий лот: принимаются все известные учащимся сведения о солях. Затем учитель записывает как диссоциируют соли в водных растворах, на примере средних, кислых и основных солей:

1-я ступень: NaНSO4 = Na + + НSO4 -

2-я ступень: НSO4 - = Н + + SO4 2-

Суммарное уравнение: NaНSO4= Na + + Н + + SO4 2-

1-я ступень: BaОНСl = BaОН + + Сl - ;

2-я ступень: Ba OH + = Ba 2+ +OH -

Суммарное уравнение: BaОНСl= Ba 2+ +OH - + Сl -

BaSO4 = не диссоциирует, т.к. является нерастворимой в воде солью.

Общие черты диссоциации

Отличительные особенности диссоциации
Na2 SO4

Отличительные особенности диссоциаци AgNO3

Отличительные особенности диссоциаци Al2(SO4)3

По результатам заполнения учащиеся формулируют и записывают определение солей с точки зрения теории электролитической диссоциации:

CОЛИ-это электролиты, которые диссоциируют на катионы _______________ или аммония NH4 + и анионы___________.

4. Стадия рефлексии

Класс делится на две группы:

1-я группа получает карточки с формулами веществ.

2-я группа получает карточки с указанием ионов. Первая группа – сидит на местах. По классу передвигаются учащиеся второй группы и находят вещества, которые диссоциируют на ионы, указанные на карточках.

Учитель проверяет работу учащихся, исправляет ошибки, проводит коррекцию знаний.

Каждый ученик выбирает карточку с таблицей и заполняет её. Например: составить уравнения диссоциации следующих веществ, если это возможно.

Читайте также: