Мы рождены для вдохновенья конспект

Обновлено: 07.07.2024

Цель: создание условий для погружения учащихся в эпоху Серебряного века, осознания ими значимости этого периода русской культуры, ее богатства и красоты.

  • познакомиться с творчеством русских художников, композиторов, поэтов, понять значение их творчества;
  • развивать творческие способности учащихся, воображение, речь, умение рассуждать, доказывать свое мнение, оценивать друг друга;
  • воспитывать чувство прекрасного, любви к искусству, уважения к культуре своей страны.

Оборудование урока: тексты, картины художников, свечи на столах, компьютерное сопровождение, соответствующая одежда того времени.

I. Вводно-мотивационный этап

II. Постановка условия задачи

– Прослушать стихи поэта и выразить свое отношение.
– Понять позицию поэта в годы перемен.

– Что было главным для композитора в его произведениях?
– Какие чувства вызывает у вас музыка Скрябина?

Общая задача урока: Какую закономерность можно обнаружить в разных видах искусства? Ваше отношение к русской культуре этого периода?

III. Операционно-содержательный этап

В дни, когда справедливость ослепшая меч обнажает,
В дни, когда спазмы любви выворачивают народы,
В дни, когда пулемет вещает о сущности братства,
Верь в человека.

2. Музыка. А.Скрябин

Композитор стремился к синтезу звука, цвета и смысла. В музыке Скрябина есть стремление к познанию таинственных глубин бытия, жажда личного освобождения…

3. Живопись. К.Малевич

IV. Рефлексивно-оценочный этап

– Каждая группа оценивает проекты других, сравнивает.
– Группа экспертов оценивает проекты всех и задает вопросы всем; подводит итоги.

Общий вывод по уроку: закономерность в том, что все три вида искусства отражали действительность и все были очень тесно связаны между собой.

Вопрос классу: В чем феномен Серебряного века?

Помимо этого каждый из представителей искусства понимал свою роль, свое высокое предназначение. Сама духовная атмосфера рубежа веков провоцировала художников, музыкантов, поэтов, писателей на художественное своемыслие, на дерзкий полет фантазии, на сложнейшие духовные искания, на небывалый творческий взлет!
А когда этот взлет возможен?
Когда душа свободна! Самое скандальное стихотворение К.Бальмонта заканчивается так:

Пусть будет завтра и мрак и холод,
Сегодня сердце отдам лучу.
Я буду счастлив! Я буду молод!
Я буду дерзок! Я так хочу!

Вопрос классу:

– Мне бы хотелось узнать ваше мнение о современной культуре, и нужна ли нам культура прошлого? (Учащиеся отвечают на вопрос).
– Чтение любимых стихотворений (если осталось время).

А.С. Пушкин

Памятник А.С. Пушкину в Орле был открыт 6 июня 1999 года, в год 200-летия со дня рождения поэта, и с тех пор орловские писатели ежегодно собираясь у его подножия в Пушкинский день России, с памятью о великом русском поэтическом гении в сердце не устают доносить до читателя своим творчеством эту истину, заложенную Пушкиным.

2020-й год

Ему любой подходит пьедестал,
Какой бы не поставили на смену.
Он нам пером, как скульптор, изваял,
Такие образы, что не подвластны тлену.

Но Пушкин – свет в эпоху перемен,
И кислород, когда почти не дышим.
Так высота, не взятая никем,
Манит, чтобы подняться выше.

Светлана Голубева
ПОРТРЕТ Н.Н.П.
В который раз моя рука
Портрет в стихах писать дерзает,
Но что воспеть в тебе, не знает
Моё желание пока.

Гляжу на тонкие черты:
Что в этом взгляде скрыла ты,
И в повороте головы
Что утаила от молвы?

Хранит ли профиль тень кокетства,
Или сердечную печаль
Вдовы, чуть вышедшей из детства?
Или в раздумье, глядя вдаль,

Ты пару слов вдруг обронила,
А я искала их давно
Во всех твоих портретах, но
Нигде, ни в чём не находила?

Была ли жизнь твоя проста,
Вдова печально молодая?
Какою тайной обладая,
Ты сжала тонкие уста.

И тогда ты подумал, что больше надежды нет,
что, возможно, напрасна жертва твоя судьбе,
но каждому от рождения даруется Божий свет,
чтобы найти Человека прежде всего – в себе.

На ветвях – сероватый оттенок,
На столе – старомодный кальян:
Чей-то спор неуместен и мелок,
Запах с кухни насыщен и прян…

Догоняя неспешного гида,
Замирает толпа у дверей:
В ханский дворик невзрачного вида
Смотрит тень, словно злобный Гирей.

Здесь, по мужски, с Редедёю
Храбрый Мстислав разобрался.
Здесь под счастливой звездою
Парус Петра поднимался.
Древняя Тмутаракань.
Доброе утро, Тамань!

Много народов, наречий
Здесь меж собой породнилось
Много вопросов извечных
В толще времён накопилось.
Древняя Тмутаракань.
Доброе утро, Тамань!

Тайны, что канули в Лету,
Знают и суша, и море
Ты ещё будешь воспето
Музой грядущих поэтов.
Здравствуй, моё Лукоморье –
Древняя Тмутаракань!
Доброе утро – Тамань!

Татьяна Грибанова
***
Ночью причудилось: пожня пшеничная,
мальвы вполон захватили крыльцо,
солнце балует сквозь шторы светличные,
сыплет веснушками прямо в лицо.

Снова приснились цветы разномастные
там, за околицей с древним крестом,
дедовы турманы, Зорька вымястая
пьёт, неспеша, облака за мостом.

Ясно так, будто вживую, привиделось:
бабушку клонит за прялкой ко сну,
вместе со мною былину о Китеже
слушает Боженька в Красном углу…

Вызрели детские годы по зёрнышку.
(В жизни всему — своё место и срок.)
Их, словно в сказке волшебный подсолнушек,
перещелкал Золотой Петушок.

Игорь Малышев
***
Я жду, когда наступит лето,
И жизнь проявится сполна
В цветочных запахах рассвета
У отворённого окна.
Ещё – в лодыжках загорелых
По лужам шлёпающих ног,
В пыли дорог и вишнях спелых,
И снова – в ниточках дорог.
Я жду, когда пацан трёхлетний,
Размазав сопли по лицу,
На трёхколёсном драндулете
Под горкой скатится к отцу,
А шестилетняя девчушка
С заветным зубом в кулаке
Подставит русую макушку
Моей руке.

Анастасия Бойцова
ЛЕТО
Суть бытия? Но эта суть, увы,
Ясней, чем для Сальери в каждой гамме.
Мне надо каждый день гранить ногами
Упругую неровность мостовых,

То и асфальт… Мосты, мосты, мосты –
Любой пролёт ободран и бесценен.
Летят как под обстрелом – пять от цели
И девятнадцать тысяч холостых.

А с запада, с удобной огневой
Позиции, с ухмылкой философской
Мосты огнём окатывает Солнце –
Никем не устранённый часовой.

Суть бытия шумит и видит сны
С зелёным солнцем в обморочном зеве,
Сменивши на тускнеющую зелень
Меха зимы и розовость весны.

Суть бытия – объятья этих лап
Испытывать, не вспоминая зиму,
И слышать запах мёда и резины,
Как запах материнского тепла.

Валентин Васичкин
***
Среди дня за дворами
пробился ручей из-под снега,
И грачиная стая,
кружась, опустилась на луг.
Я-то вёрсты свои
по нему ещё в детстве отбегал
Со слепыми дождями,
позднее уже – как пастух.

Эти светлые дали,
что тянутся прямо от дома,
И ракиты по поймам –
всё в сердце моём на века.
С тихой грустью полей
и со скирдами свежей соломы,
А над всем этим счастьем –
зовущие в высь облака.

Мне за ними ходить
по отавам родимого края,
После вьюг-завирух
умываться водой снеговой.
И родная земля, –
словно мама, такая родная,
Все посёлки и тропки
застелет травой-муравой.

Не сиротствуй, душа,
отягчённая вечной заботой!
Видишь: к жизни хорошей
находит дорогу ручей,
И от луга плывёт
величальная песня прилёта –
Не сиротствуй, душа,
поздравляя уставших грачей.

Алексей Сухинин
ЛИСТОПАД
Бродил октябрьский листопад
Босым по саду,
Промокший с головы до пят,
Шуршал с досады,

Швырял озябшую листву
На паутину,
То буен был, как Вельзевул,
То тих, как инок.

Нарвав рябиновый букет
И став багровей,
Он красил землю в терпкий цвет
Венозной крови,

И на кошме нашел привал,
Средь скисших яблок,
Где тихо осень отпевал
Последний зяблик.

Леонард Золотарёв
РОДНАЯ РЕЧЬ
Ты хранись в нас, о русская речь!
Острый меч и испытанный щит!
Нам бы землю родную сберечь,
Русь святая себя сохранит.

Сохранит землю Русскую сын,
Сохранит сына Русская мать.
Будем ей молчаливо внимать
Под гортанные скрипы осин.

Под тележный заржавленный звук,
Под кровавые просыпи рос.
Был мой дедушка великоросс,
Не согласен на малое внук.

Убежденность в непреложности поэзии Иосиф Бродский пронес от заключения в тюремной камере до заключения Нобелевской речи: Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом. Поэт тот, кто обречен речи.
10.
Поэт никому не должен доказывать свое право на первородство речи; он это право должен реализовывать. Почему я пишу? Потому. Так одностишно, но не однозначно огрызнулся как-то Блез Сандрар на педантов, раздражавших его дурацкими вопросами. На смежной позиции происходит поэтическая рефлексия Ирины Семеновой:
Сентиментальных поколений
К творенью воля есть во мне,
Ни из тщеславных вожделений,
Ни по велению извне
Я не пишу…
На этой гордой недоговоренности поэт останавливает строку и оставляет стихотворенье. Оставляет нам договариваться об источниках и составных частях случившегося поэтического акта. Это самая надежная – неприступная! – позиция, которую вправе занимать поэзия в прениях о своей необходимости.
11.
Поэзия истекает как бы из ниоткуда: из семантического зазора между значением слова и его смыслом. В банальности очевидного обнаруживается щель, трещинка, расширив которую тропом можно заглянуть вглубь, а уж что там – бог весть…
Орудие поэта – перо? Не совсем так. Или совсем не так. Поэт мастер слова – и при этом сам инструмент языка. Поэтическая техника может быть разной. Есть поэты, ставящие силки синтаксиса на певчие слова. Бог им судья, и простак до них охотник. Истинный поэт творит иначе. Он мастерит из синтагм и парадигм прихотливые сети и погружает их в глубины коллективного бессознательного; иногда в сеть слов попадаются мифологические чудища архетипов, иногда золотые рыбки… а чаще просто рыбы. (Рыбой, кстати, в жаргоне музыкальной среды называется черновой текст песни).
Литературное ремесло не чуждо житейской пользе. Поэт ловит рыбу в темной воде подсознания, чтобы тайное стало явным. Прозаик перемалывает зерно действительности в муку словесности и выпекает хлеба предложения. Разрозненные усилия всех мастеров слова сливаются в русле текущего литературного процесса. Хорошего много не бывает, но, как известно с евангельских времен, порой пяти хлебов и двух рыб в чуде литературы может вполне хватить на духовное окормление целого поколения. Если только санитарный надзор критики строг и справедлив, и не позволяет скармливать тухлое и черствое, а также пораженное плесенью и отравленное. Все остальное должно быть допущено к читательскому потреблению. Ибо в литературном процессе неизбежны и необходимы проходные тексты; места общего пользования. И в любом тексте неминуемы и неустранимы банальности. Вот хотя бы эта, только что сказанная.
12.
А разве для поддержания культурного уровня населения недостаточно классики? – скажет скептик, начитавшийся литературного ширпотреба. Лучше меньше, да лучше! Нежели для утоления духовной жажды не довольно с нас Пушкина? Нет. Не довольно. Пушкин, конечно же, наше все, но ни одно описание или объяснение не описывает и не объясняет всей системности мира, все усложняющейся в возрастании человечества. Поэтому все и вся надо описывать и объяснять снова и заново. Не достигнутого нами самими в усилии быть собой нельзя дополучить у Пушкина.
Если искусство – грандиозное предприятие по саморазвитию человека (а это так!), то чтение и письмо как творческие акты равночестны. Читать тоже надо уметь, и простой грамотности для этого мало. Чтобы понимать поэзию, нужно ее любить. Стихотворение как событие культуры это не то, что написано, а то, что прочтено.
Стихи надо ловить врасплох, чтобы подглядев глаголы неглиже, уразуметь: это настоящее стихотворение или умелое сочинение на заданную поэтическую тему? Когда поэт хорошо понимает, что он делает, это всегда литература и всего лишь литература; а подлинное стихотворение случается как откровение. И в этом счастливом случае читатель открывает поэзию в себе, одаривая благодарностью автора, подсобившего ему в самопознании. Истинная поэзия бескорыстна. Негоже, когда нищие духом превращают словесность в паперть, именем воплощенного слова требуя чести и пропитания.
13.
Поэт – медиум. Все прочее от таланта и личности. Кто-то слышит в себе гомон толпы и гул времени; он обречен на легкий успех и скорое забвение. Формалист фиксирует помехи в шуме эпохи. Эпигон хранит эхо былого. Лирик слушает голос ностальгии. Некоторым дается слышать поступь грядущего. Каждый поэт – иной. Или это не поэт, а версификатор. Или пророк (Орудие словесно бе духу святому). Но это чудо проходит по другому ведомству.
14.
Все стихи несовершенны. Даже пушкинские. Но все они – если это стихи, а не вирши – заставляют нас вспоминать о невозможном совершенстве, которого не выразить никому и никогда. Ибо, если будет создан абсолютный текст, все прежние и дальнейшие высказывания станут ненужными. Слава Аполлону, это невозможно. Поэтому не следует никого учить быть поэтом: этого никто не умеет. Поэты просто есть. Но нужно учить писать и учиться читать стихи.
Единственно возможное категорическое суждение о поэзии таково: о поэзии невозможно никакое категорическое суждение. Нет ничего более противопоказанного ей, чем декларации или инструкции типа: Поэзия должна быть … (далее благоглупости из школьного учебника по литературе).
15.
Поэзия никому ничего не должна; это мы ее вечные должники. Поэзия просто должна быть! Если свобода есть осознанная необходимость, поэзия – необходимость неосознанная, но столь же непреложная.
Служенье муз не терпит суеты, Пегас не признает узды. Муза не знает управы. Иначе говоря, поэзия не рождается в модальности д о л ж н о г о. Хотя поэты часто живут в долг – если им верят на слово. И жизнью расплачиваются по своим обязательствам.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Когда и где родился А.С.Пушкин?

Почему важнейшей датой в жизни А.С.Пушкина стал 1811год 19 октября?

Расскажите о публичном экзамене 1815 года.

Куда поступил работать А.С.Пушкин после окончания Лицея в 1817 году?

Назовите фамилии друзей А.С.Пушкина в столичном Петербурге?

Против чего негодуют молодые прогрессисты (будущие декабристы)?

Расскажите о южной ссылке поэта.

Кто был кумиром А.С.Пушкина в то время?

Назовите годы ссылки в Михайловском.

Что было написано в это время в Михайловском?

Когда женился А.С.Пушкин и на ком?

Какие произведения написал А.С.Пушкин в 1830 году в Болдине?

Какой чин был пожалован А.С.Пушкину в 1833 году? Как это было воспринято поэтом?

Когда, где и из-за кого стрелялся А.С.Пушкин?

Кто и какое стихотворение написал написал на смерть поэта?

Даты в жизни А.С.Пушкина

26 мая(6 июня) 1799 год

19 октября 1811 год

1824 год – 1826 год

27 января 1837 год

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 337 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.02.2020 455
  • DOCX 15.7 кбайт
  • 4 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Иванова Нелли Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

"Подите прочь — какое дело

Поэту мирному до вас!

В разврате каменейте смело,

Не оживит вас лиры глас!

Душе противны вы, как гробы.

Для вашей глупости и злобы

Имели вы до сей поры

Бичи, темницы, топоры; —

Довольно с вас, рабов безумных!

Во градах ваших с улиц шумных

Сметают сор, — полезный труд! —

Но, позабыв свое служенье,

Алтарь и жертвоприношенье,

Жрецы ль у вас метлу берут?

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв."

✍ Примеры

"Я притащил к вам маленькую повесть, которую мне хотелось бы напечатать в вашей газете. Я вам откровенно скажу, г. редактор: написал я свою повесть не для авторской славы и не для звуков сладких. Для этих хороших вещей я уже постарел."

Читайте также: