Конспект нод по ознакомлению детей с художественной литературой

Обновлено: 06.07.2024

Составитель: Черная Елена Юрьевна, воспитатель МБДОУ "Крепыш" город Ноябрьск Образовательная область Познание: Расширять представления детей о русских народных сказках; Развивать умение логически мыслить; Развивать активность детей, умение сравнивать,…

Автор: Шепелева Татьяна Викторовна воспитатель МАУ ДО "Сорокинский центр развития ребенка- детский сад №1" Цель: создать условия для закрепления знаний детей о сказках и их героях. Задачи: Образовательные: Углублять, расширять и закреплять знания детей…

Автор: Ивина Вероника Ильдусовна, учитель - логопед ЛГ МАДОУ "ДСКВ №10 "Белочка" ХМАО-Югра г. Лангепас Образовательные задачи Обучение детей связному последовательному пересказу достаточно большого по объему текста. Закрепление навыков грамматически…

Автор: Рогачева Ирина Алексеевна, воспитатель МАДОУ "Умка" муниципального образования город Ноябрьск Задачи: упражнять детей подговаривать слова стихотворения во время чтения его педагогом, выполнять соответствующие тексту движения (собираться в кружок,…

Автор: Бауэр Ольга Михайловна, воспитатель МБДОУ № 22 "Детский сад "Синяя птица" г.Салехарда Цель: развитие свободной творческой личности ребёнка, знакомство детей с жизнью и творчеством К.И. Чуковского, закрепление и систематизация знаний сказок и стихов…

Автор: Велижанина Елена Олеговна, воспитатель МАДОУ д/с № 165 г. Тюмени Цель: Вспомнить знакомые произведения Н.Носова, помочь детям осмыслить происходящие события, предоставить детям возможность ощутить и пережить состояние радости при соприкосновении…

Автор: Ягудина Айгуль Фанузовна, воспитатель МБДОУ детский сад "Ромашка"г. Лянтор Интегрированная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Цель проведения НОД: развитие познавательных способностей детей через интеграцию…

Автор: Мухаматнурова Сайра Ибатовна, воспитатель КУ Урайский специализированный Дом ребенка ХМАО-ЮРГы Цели: Помочь детям понять содержание сказки; Побуждать проговаривать слова. Помочь запомнить сказку; Развивать способность …

Автор: Вишнивецкая Наталия Андреевна, воспитатель групп детей дошкольного возраста МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №2" города Югорска Цель: Формирование интереса детей к произведениям детской литературы. Зада…

Автор: Ускова Ольга Николаевна, воспитатель МАОУ Переваловская СОШ Цели: учить воспринимать художественную литературу и расширять лексический запас за счёт знакомства со сказочными словами и выражениями. Задачи: познакомить с творчеством русского народа,…

Автор: Ермолаева Нина Васильевна, воспитатель МБДОУ детский сад "Ласточка" пос. Таёжный, Советского района Программное содержание: уточнить знания о творчестве датского сказочника Х.-К. Андерсена; учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки;…

Автор – составитель: Маслова Ольга Александровна , воспитатель МАДОУ "Детский сад №40 - ЦРР" г. Тобольска Тюменской области. Педагогический стаж - 29 лет. В течение ряда лет я занимаюсь вопросами краеведения, приобщения детей к ценностям…


Укажите три цифры с картинки:



Общественный совет при Департаменте образования и науки Тюменской области просит Вас оценить условия пребывания детей в детских садах региона

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Расширить и обобщить знания детей о творчестве К.И. Чуковского.

1. Способствовать воспитанию устойчивого интереса детей к творчеству писателя, закрепить знания о прочитанных сказках.

2. Развивать мышление, речь, воображение, память, словарный запас и актёрские способности.

3. Прививать деткам веру в добро, дружбу и любовь.

Ход занятия

Воспитатель:

- Детки, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по сказкам К.И.Чуковского.

- Вы этого автора все знаете (показываю портрет писателя).

- Он написал много произведений для детишек - они добрые, весёлые.

- А вот послушайте на чём и на ком разъезжали герои сказок Корнея Ивановича, а кто помнит слова из сказки, помогайте мне.

Ехали медведи
На велосипеде. (добавляют дети)
А за ними кот
Задом наперёд.

А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.

Волки на кобыле.
Львы в автомобиле.
Зайчики
В трамвайчике.
Жаба на метле.

Едут и смеются,
Пряники жуют.

- На чём и на ком же разъезжали зверята?(ответы детей)

-А на чём бы вы хотели попутешествовать?

- Посмотрите вокруг, может у нас в группе есть какой-нибудь транспорт, даже может сказочный.

(в углу группы весит воздушный шарик, надутый гелием)

Дети: на шарике - как комарики!

Воспитатель:

- Отлично, давайте отправимся в путешествие на шарике (беру за верёвочку шар).

-Но чтобы наш шарик летел точно по маршруту, надо произносить волшебные слова:

-Давайте их произнесём.

- Шарик, ты лети, лети- в сказку ты нас приведи!

Воспитатель:

-Ах, куда же привёл нас шарик?( на стене за шторой развешены иллюстрации по сказкам Чуковского)

- Мы попали с вами в художественную галерею. Художественные галереи - это такие места, где проходят фотовыставки и выставки картин разных художников. В галереях, на выставках, надо вести себя культурно -не шуметь, не бегать, а спокойно ходить и рассматривать картины.

- Внимательно посмотрите, о чьих же произведениях рассказывают картины в нашей галереи?

1 картина из сказки "Муха-Цокотуха"

-О чём это произведение?(ответы детей)

2 картина из сказки "Телефон"

- Давайте вспомним вместе эту сказку(зачитываю начало -дети продолжают)

3 картина из сказки"Бармалей"(закрыта вуалью)

- Ой, а это какая-то загадочная картина.

-А чтобы узнать из какой сказки эта картина, послушайте фразу одного из героев, и отгадайте название сказки:

Дети: сказка "Бармалей"

- Молодцы. А где мы с вами побывали?(в галерее) Понравилось вам в галерее?

-А теперь отправляемся дальше, говорим волшебные слова.( Шарик, ты лети, лети- в сказку ты нас приведи!)

(стоит стол, на столе маски цыплёнка, курочки, петуха, кота, лягушки).

- Мы с вами в театре. А как надо вести себя в театре?

-Ну, что, артисты, готовы нам показать спектакль?

-Зрители, занимайте свои места( рассаживаются на стульчики), а артисты идут готовиться к спектаклю.

-Давайте похлопаем, подбодрим наших артистов.

Инсценировка сказки К.Чуковского "Цыплёнок".

Воспитатель:

-Ну, вот ,отдохнули, отправляемся дальше(волшебные слова).

-Посмотрите дети, куда же привёл нас шарик?(на полянку)

(на поляне стоит дерево, укутанное вуалью, под ним лежит мешочек, наполненный атрибутами из сказок "Айболит", "Мойдодыр","Федорино горе,"Топтыгин и лиса" и листочки с загадками Чуковского)

- Эта полянка не простая, а загадочная. Посмотрите нас ожидает тут мешочек, наверное он наполнен сказками (дети достают по одной вещи и угадывают сказку, загадки)

Воспитатель:

-А теперь присаживайтесь на полянку, мы посидим тихо-тихо и послушаем, что нам расскажет волшебная поляна.

Слушание аудио-сказки К.Чуковского "Чудо-дерево".

Воспитатель:

-Ну, кто как думает, быль или небылицу написал Чуковский? А что такое быль или небылица?

Воспитатель:

Да, было бы здорово такое чудо-дерево иметь. Вот я бы хотела увидеть чудо-дерево, на котором растут игрушки. А вы какое?(ответы детей)

Воспитатель:

А когда чего-то очень хочется, то это может и случиться, давайте поверим в чудо.

-Сейчас вы закроете глазки, а я скажу "Раз, два, три - чудо дерево - расти!"

(воспитатель снимает накидку с дерева, на котором висят конфеты и бублики, и угощает детей)

-Давайте я вас угощу конфетами с этого дерева.

-Вот это чудо, вот это путешествие ,ну а нам пора возвращаться в группу.

- Давайте скажем волшебные слова: "Шарик, ты лети, лети, в группу нас скорей веди!

1. Мотивоционный этап.
Воспитатель обращает внимание на новую книгу.
Воспитатель: Ребята, вы заметили, что сегодня в нашей библиотеке появилась новая книга?


2. Ориентировочный этап.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, это произведение сказка или рассказ? (ответы детей). Почему? Вы можете догадаться, что сделал суслик, чтобы быть похожим на человека? (предположения детей). Я сейчас прочту это произведение, и мы узнаем, верны ваши предположения или нет.

3. Исполнительский этап.
1) Чтение-слушание.

Жил-был Суслик. Ему очень хотелось быть похожим на Человека. Он надел на себя брюки и спросил:
- Я похож на Человека? (как вы думаете, что ответил Человек?)
- Хм, - сказал Человек, - ты похож на Суслика, который надел брюки.
Суслик надел ещё и рубашку и спросил:
- Ну? Я похож?

- Хм, хм, - сказал Человек, - ты похож на Суслика, который надел брюки и рубашку.
- А, - сказал Суслик, - я забыл надеть пиджак. - И он надел пиджак.
- Вот теперь я похож на Человека, - сказал Суслик (Ну, хотя бы в брюках, рубашке, пиджаке суслик похож на человека?)
- Э-э-э. - задумчиво сказал Человек, - ты ещё не похож на Человека, Суслик.
Суслик ударил себя в грудь, и подскочил, и закричал:
- Я знаю! Я догадался! Я понял, что нужно, чтобы стать Человеком, что необходимо, чтобы стать Человеком, и чего мне не хватает, чтобы стать Человеком. (Интересно,что еще придумал суслик, чтобы быть похожим на человека?)
И он раздобыл себе ещё и портфель, и очки, и шляпу, и галстук.
- Ну, а теперь-то я - Человек! - сказал Суслик и важно пошел по делам - топ-топ-топ. (Представьте себе суслика в одежде, с портфелем и в очках. Представили?)
Но когда он вернулся - шлёп-шлёп-шлёп, - на нём не было ни пиджака, ни брюк, ни рубашки, ни шляпы, ни галстука, ни очков. (Что же случилось с бедным сусликом?!)
- Что с тобой? - спросил Человек.
- Со мной? - спросил Суслик.
- Что это с тобой случилось? - спросил Человек.
- Это не со мной случилось, - сказал Суслик, - это случилось с Котенком.
- С каким Котёнком?
- С таким Котёнком, который сидел в колодце.
- Как же он очутился в этом колодце?
- Как он очутился, я не знаю. Знаю я, что он там очутился. И плакал. И очень громко. И, наверно, ему было страшно в страшном колодце. И холодно в холодном колодце. И мокро в мокром колодце… (Бедный котенок! Как его жаль, правда, ребята?) И не было верёвки, ни одной верёвки, никакой верёвки,(Да, без веревки как помочь котенку?! Интересно, что придумал суслик, чтобы спасти котенка) и хорошо, что были брюки, пиджак и рубашка, потому что надо же было сделать верёвку!
- И ты сделал верёвку?
- Сделал. (Вот какой молодец Суслик! Он не пожалел вещей, чтобы сделать веревку из них и помочь котенку). Верёвку я сделал, но теперь. Теперь я ничем не похож на Человека. Ни брюками, ни пиджаком, ни рубашкой. Да. Я понимаю. Ведь я ещё уронил очки. Когда я тянул Котёнка, я уронил в колодец портфель и шляпу. Да! Ты посмотри, теперь я уж ничем не похож на Человека.
- О! - сказал Человек, глядя не на Суслика, а в небо. - О, как похож! - сказал Человек, даже не взглянув на Суслика. - Как ты похож на Человека! Теперь ты очень похож на Человека! - сказал Человек. (Догадались, почему так сказал Человек?)

2) Обобщающая беседа.
Воспитатель: Я прочитала вам произведение. Как вы думаете, это сказка или рассказ?
Воспитатель: Что же делал суслик, чтобы быть похожим на человека? Когда ему удалось стать похожим на человека? Почему?
Воспитатель: Что можно сказать о суслике, какой он по характеру? (Суслик очень добрый, смелый, он готов помогать другим животным).
Воспитатель: Посмотрите на иллюстрации, какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник?




4. Рефлексивный этап.
Воспитатель: Ребята, что больше всего вам понравилось в сказке? Что вас удивило? О чем хотел сказать нам автор? (Не костюм и прочие внешние атрибуты делают человека Человеком, а его поступки).
Воспитатель: Что вы поняли, когда познакомились с этой сказкой? Кому бы вы рассказали это произведение?
Воспитатель предлагает 2-3 детям пересказать текст рассказа, помогает при необходимости.
5. Перспективный этап.
Воспитатель: Автор этого произведения- Эмма Мошковская. Представьте себе автора. Каким вы его видите? (ответы детей).
Воспитатель показывает портрет.


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по ознакомлению с художественной литературой

в подготовительной группе

Тема: «Закрепление знаний детей в процессе ознакомления

воспитатель I категории

Программные задачи:

Закрепить и расширить знания детей о прочитанных ранее произведениях, обобщить знания детей о писателях, их произведениях; формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания , развивать координацию речи и движения. Совершенствовать навыки сотрудничества при работе в команде, прививать любовь к чтению художественной литературы

Материалы: жетоны, картинки с персонажами, графические схемы, разрезные картинки, диски с песнями из мультфильмов, портреты писателей, магнитная доска, иллюстрации к сказкам

Предварительная работа : чтение разных по жанру книг педагогами, пересказ по опорным схемам рассказов , слушание в аудиозаписи русских народных сказок с беседами по содержанию, совместное чтение родителями и детьми, заучивание стихотворений, оформление выставки книг.

Ход викторины :

Разбиваемся на две команды.

Я буду называть конкурс, первой будет отвечать на вопросы та команда, которая первая ударит в бубен. Выкрикивать ответы нельзя, подсказывать тоже нельзя. Если дети одной команды не смогут ответить на вопрос, отвечать будут дети другой команды. За правильный ответ команда получает жетон – 1 очко

В этом конкурсе командам предстоит ответить на вопросы о героях русских народных сказок. За правильные ответы команды получают по 1 жетону.

1.Какой герой в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)

2.Кого в сказках величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)

3.Каково настоящее имя Царевны- лягушки? (Василиса Премудрая)

4.За что царевна-несмеяна получила такое имя?

5.Какой герой сказки все время лежал на печи? (Емеля)

Вывешиваем 6 портретов писателей, и зачитываем названия произведений. Дети должны назвать автора и показать его портрет.

1. Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают в

В разноцветном уборе.

2. Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

3. Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом

4. Сенокос идет в июле,

Где-то гром ворчит порой.

и готов покинуть улей

Молодой пчелиный рой.

Конкурс капитанов

Капитан из каждой команды должен прочитать стихотворение о времени года - зима.

4 конкурс "Расскажи рассказ по схеме."

5 конкурс Загадки о литературных героях

1 .Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

2.Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

3. Стала петь мышонку утка:

- Га-га-га, усни, малютка!

После дождика в саду

4.У отца есть мальчик странный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный…

5 .Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

6.Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки –

7.Скачет лошадь не простая,

По горам парнишку носит,

Да никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок -

По прозванью . (Горбунок.)

8. Всех грязнуль отчистит быстро,

Всех нерях умоет чисто

И мочалок командир –

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем - и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

– Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево-вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

– Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной шапочки совет:

– Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули? (Дети повторяют описываемые движения)

6 конкурс "Уроки веселой математики".

Ребята, посмотрите, нам пришло письмо от Мальвины , она хотела бы узнать какие вы сообразительные и просит нас провести урок весёлой математики. Готовы выполнять задание? Тогда присаживайтесь поудобнее и внимательно слушайте:

1.Сколько героев встретилось колобку по дороге?

2.Сколько девиц пряли под окном?

3.Сколько съел волк козлят?

4.Сколько братьев- месяцев встретила героиня сказки у новогоднего костра?

5.Сколько желаний было в рассказе К. Ушинского?

6.Какой формы было яйцо, где хранилась смерть Кощея?

Конкурс для зрителей.


1.- Какую песенку пел Колобок?
Я колобок, колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон

Да в масле пряжон,

На окошке стужон.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,
2. -Что пела коза своим семерым козлятам?
— Козлятушки, ребятушки!

Ваша мать пришла — молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

3.-Кто сможет позвать Сивку-Бурку?

— Сивка-бурка, вещий каурка,

стань передо мной, как лист перед травой!

Вывешиваем 3 портрета героев былин , и зачитываем описание главного героя. Дети должны узнать по описанию и назвать имя героя ,а так же показать его на картинке.

Молодой гусляр из Великого Новгорода. В начале он беден , горд и самолюбив. Его единственное достояние — яровчатые гусли, на которых он играет, переходя с одного веселого застолья к другому . Далее после совета Водяного – хозяина Ильмен - озера, он начинает стремительно богатеть. Богатырь попадает на дно море – океана, где выбрал себе жену Чернавушку.

По мелодии узнать название произведения.

Пауки муравей. ( Нет. Стрекоза и Муравей)

Лебедь, рак и муха. (Нет .Лебедь. рак и щука)

Слон и Моська. Да.

Лисица и ворона. Да.

Физминутка: “Пудель”

Однажды старушка (Ходьба на месте)

Отправилась в лес.

Приходит обратно , (Повороты влево -вправо с подниманием плеч)

Искала старушка ( Покачивание головой, обхватив ее руками)

А пудель по комнате (Прыжки на месте, согнуты перед грудью руки)

Воспитатель достает из мешка предметы, дети должны догадаться из какого произведения предмет.

1.Телефон (“Телефон” К. И. Чуковский);

2.Мыло, полотенце (“Мойдодыр” К. И. Чуковский”);

3.Чемоданчик (“Доктор Айболит” К. И. Чуковский);

4.Мишка(“Игрушки” А. Л. Барто);

5.Туфелька (“Золушка” Ш.Перро);

6.Красная шапочка (“Красная Шапочка” Ш. Перро);


Воспитатель: Ребята, все задания выполнены, на все вопросы ответили. Сейчас мы подсчитаем жетоны и узнаем, какая команда победила.

Вот и подошла к концу наша викторина. Кто бы ни оказался впереди, мы можем с уверенностью сказать, что сегодня победила дружба, смекалка, и находчивость.

(Жюри подводит итоги конкурсов, и каждая команда получает небольшой памятный подарок.)

Победившей команде вручается Диплом, а участникам памятные призы

Всем большое спасибо за игру. Давайте подарим друг другу улыбки и аплодисменты!

Читайте также: