Ч айтматов буранный полустанок конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по роману Ч. АЙТМАТОВА

“И дольше века длится день”…

1)Ответить на вопрос:

Удалось ли писателю Ч.Айтматову показать богатейший духовный мир простого человека-главного героя -Едигея;

Выделить сложные проблемы человеческого бытия; сквозь неприятную судьбу и скромное миросозерцание героя поведать о масштабах нашей современности!

2)Увлечь текстом, чтоб не остались дети равнодушными к тому, что может случиться с людьми, Землей , Вселенной.

Человек должен быть ответственен за судьбу нашей Земли.

Оборудование:

-план анализа текста,

План анализа текста.

2)Тема и проблемы.

4) Как раскрывается идея?

А ) В связи с композицией;

б) Через заголовок;

д )ритм и интонация

Значение произведения.

Чтобы жить, надо рваться, путаться, биться..

Начинать , и опять бросать ,и вечно бороться.

1 Вступительное слово учителя.

Слова Л.Н.Толстого взяты эпиграфом нашего урока неспроста .

Нам с вами необходимо доказать, соответствует ли это мыслям и духовному миру героев романа “И дольше века длится день”…

Чингиз Торекулович Айтматов.

Ч.Айтматов родился 1928г в долине реки Талас, кишлаке

Шекет Кривоского района Киргизской ССР. Трудовая биография началась в годы войны. В 14 лет он уже работал секретарем сельсовета. После войны в 1953 г закончил сельхоз институт, работал на опытной ферме зоотехником .Писать начал еще в студенческие годы. Известность принесла повесть “Джамиля” (1958г) ,удостоенная в 1963 г Ленинской премии.

Любимый жанр Айтматова-повесть.

“Прощай , Гульсары! “и” Белый пароход” удостоены Государственной премии СССР в 1968г и 1977г.

Писатель-Герой Соц. Труда, народный писатель Киргизии, депутат .Был дипломатом в Сингапуре. 3)Слово библиотекаря.

Мозговой штурм

Роман “Буранный полустанок”.

-В каком регионе (месте) происходит действие? Что за край?

-Кто главный герой?/Разъезд Буранный/

-Кто еще живет в романе?

-Как называлась фантастическая планета?/Лесная грудь/

-Как звали верблюда?

-Что заинтересовало в романе?

/Полустанок открыт всем ветрам на свете, но если что выйдет из строя , нарушит порядок ,грузы не довезут и судьбы людей изменят.

История создания романа./1981/

Краткий пересказ текста.

Выяснение читательского интереса.

В романе много героев. Главное для писателя -человек-труженик. Это Едигей Жангельдин, или Буранный Едигей.

В глухое пустынное место приходит несчастье: умер Казанган,44 года проработавший на этом разъезде. Жил он давно один, жена умерла, дочь Айвада жила с забулдыгой-мужем, а сын Сабиджан в городе. Всю ответственность за порохоны взял на себя Едигей (не было надежды на детей).

Поднялся весь поселок(8 домов), всё проделали по традиции, приехали дети и стояли в стороне, как гости…

До родового кладбища Анна Бейит 30км.Там просил похоронить его Казангап.Целый день едет похоронная процессия к кладбищу во главе с Едигеем ..И встретили к вечеру преграду-изгородь из колючей проволоки, тянущейся по всей степи- насколько глаз хватило .Часовой на КПП не пустил никого за стену, объяснив, что там закрытая зона.

Почему так называется роман?

И дальше века длится день похорон, потому что за этот день Едигей вспомнил всю свою жизнь. Все сложные противоречия времени, эпохи ,истории вошли в один день.

Абуталип /Кратко о каждом/ Сабеджан

Основные проблемы романа.

Беседа-работа с текстом- пересказ-чтение-диспут.

1)Проблема исторической памяти.

(Учитель делает вывод в конце выступления учащихся)

Мотив памяти приобретает формы философских размышлений.

Память становится условием существования бытия, человечества, Земли.

Манкурство- это явление глобальное, оно прослеживается на разных уровнях.

На легендарно-мифологическом - легенда о Манкурте.

Беспамятство побеждает, убивает людей - мать, значит-грозит жизни.

2) На социально-историческом и бытовом уровне - история похорон Казангапа, жизнь Едигея.

3)На политическом и фантастическом пласте. В социально-историческом плане беспамятство прослеживается как политика социально- последовательная.

Все обители полустанка несут в себе память ,потому что они оказались изолированы от исторических процессов. Ощущение жителей, как у лисы, которая кормится отбросами, а от грохота поездов лишилась разума . Поезда с грохотом пролетают мимо и это спасает людей.

Символом беспамятства становится стена, окружившая кладбище .Стену сооружает государство, оно стоит космодром ,который наступает на святая- святых-кладбище. Значит, виновник беспамятства –государство.

Проблема отцов и детей.

Сын Казангапа-Сабеджан рос вне дома, а в интернате ,из железного мира принял все. Не хочется далеко на кладбище ехать , скорее бы закончить работу .Эту распространенную болезнь диктуют внешние условия.

В фантастические плане беспамятство тоже страшно . Аудиозапись “Я- земля , я своих провожаю питомцев: c ыновей , дочерей . Долетайте до самого солнца и домой возвращайтесь скорей’.

Рассказ об американо-советской орбитальной станции . Паритет на авианосце Конвенция ,их связь с внешней цивилизацией представителей из Галактики-планеты Лесная грудь.

Долгожданная встреча не состоялась: нашим космонавтам запретили вернуться ,чтоб не дошла информация.

Земля-мать , космонавты-сыновья. Мать отказывается от сыновей.

Манкурт невиновен: его беспамятство вынужденно ,навязано ему. Здесь мать-земля сознательно отказывается от сыновей, мотивируя это гуманными целями. Земля не может пока еще быть опасением .Только тогда будет беречь сыновей ,когда станет единым домом.

(“Только единый дом может стать залогом памяти’)

Экологическая проблема

-Проблема Аральского моря

-Эпизод с космодромом.

Человеческий разум глубоко проникает в тайны природы.

Человек должен сотрудничать с природой, а не губить ее

Идея романа.

В чем убеждает нас автор?

Бессмертие маленького человека .Все, что делается для людей, все остается людям.

Каждый должен выполнить свой долг- жить по-человечески.

Х. Художественные особенности романа.

Построение-композиция.

Постоянная смена времен :настоящее-прошлое-будущее.

2) Рефрен- постоянно повторяющиеся строки./зачитать-ст.9/

Много в романе проблем, но главной для писателя является человек-труженик и мир на Земле.

“Если человечество не научится жить в мире ,оно погибнет”.

3)В романе нет худ. единства, это отдельные пласты структурные ,которые объединяются лишь мыслями.

Уроки романа

Человек должен жить честно, заботиться о Земле, окружающих людях, ведь равнодушие -душевная подлость.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФИО учителя:

Цели обучения:

10.1.3 определять основную мысль текста, выявляя детали, подтверждающие её;

10.2.2 пересказывать содержание текста, демонстрируя собственное понимание проблематики и связывая прочитанное/услышанное с собственным опытом;

10.3.5анализировать содержание художественных произведений, определяяроль композиции, изобразительно-выразительных средств, деталей,в раскрытии основной мысли;

10.4.3 представлятьинформацию в виде несплошного текста, используя информацию двух текстов.

Все учащиеся смогут:

определять основную мысль текста, выявляя детали;

пересказывать содержание текста, демонстрируя собственное понимание проблематики;

Большинство учащихся смогут:

анализировать содержание художественных произведений, определяяроль композиции, изобразительно-выразительных средств, деталей,в раскрытии основной мысли;

Некоторые учащиеся смогут:

представлятьинформацию в виде несплошного текста в форме буктрейлеров, презентаций.

Языковая цель

Полиязычие:хронологическая таблица, лингвистический анализ текста

Основные термины и словосочетания: тема, идея, сюжет, проблематика.

Привитие ценностей

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами: мировая литература, казахский язык и литература, английский язык.

Навыки использования ИКТ

Использование интерактивной доски. буктрейлеры, презентации, интернет- ресурсы.

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Начало урока

Организационный момент.

Создание коллаборативной среды.

Учащиеся ходят по кругу и здороваются , пожимая руку и желая друг другу того, что им необходимо в этот момент.

Учитель приветствует учащихся, мотивирует учащихся на совместную работу, изучение темы урока.

Середина урока

Литературный хронограф. Учитель вводит в тему, рассказывает о судьбе и творчестве Ч.Т.Айтматова, показывает презентации, слайды, рассказывает о жизни и творчестве писателя.

Литературный справочник. Термины записываются и обсуждаются.

Тема –предмет художественного изображения, круг событий и яв­лений действительности, составляющий основу сюжета произведения.

Идея –главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание художественногопроизведения.

Сюжет –система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи,раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненнымявлениям.

Проблематика – совокупность поставленных автором в произведении проблем, которые могут носить самостоятельный характер или подчиняться главной проблеме. Виды проблематики в художественном произведении: социально-политическая, нравственно-этическая, национально-историческая, философская и другие.

Конец урока

Информация о домашнем задании

Структурно-смысловая хронологическая таблица.

Буктрейлеры презентации интернет-ресурсы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Казахская литература 11 класс “Туыс?ан халы?тар ?дебиеті.

Ход урока:

І. Организационный момент

ІІ. Проверка домашнего задания

“ Мы есть то, что мы помним и ждем.” Ч.Айтматов

2. Немного побеседуем

“ Я узнал жизнь с разных сторон, в разных ее проявлениях”.

ІІІ. Закрепление домашнего задания

Ассоциативные восприятия

ІV. Переход к новой теме

Чингиз Айтматов. Буранный полустанок IV глава Легенда О Манкурте

Родился в 1928 году в селе Шекер, ныне Таласской области Киргизии. Его отец Торекул Айтматов был видным государственным деятелем Киргизской ССР, но в 1937 году был арестован, а в 1938 расстрелян. Мать, Нагима Хамзиевна Абдулвалиева, татарка по национальности, была актрисой в местном театре.

В 1990—1994 работал послом СССР и России в странах Бенилюкса. До марта 2008 года был послом Киргизии во Франции, Бельгии, Люксембурге и Нидерландах. С 6 января 1994 на пенсии.

2. Выставка книг

3. Словарная работа

На английском языке – Unremember

На русском языке – Манкурт

На казахском языке – М??г?рт

Манкурт – человек, не помнящий прошлого, получеловек – лишенный памяти, у которого не осталось ничего за душой, да и самой души, своими руками убивает родную мать.

4. План.

  1. Думы о сыне, что он, если мертв, то предам земле
  2. Сборы Найман-Ана в путь
  3. в ауле никто не узнает о ее выезде
  4. Поиски большого верблюжьего стада, миражи в степи
  5. . вдруг она увидела многочисленное стадо верблюдов
  6. Но где пастух? Пастух стоял с длинным посохом, держа на поводу позади себя верхового верблюда с поклажей и спокойно смотрел из-под нахлобученной шапки на ее приближение л
  7. Мать узнает сына, сын все отрицает
  8. Погоня жуаньжуанов за Найман Аной
  9. Поиск сына- манкурта, “Не стреляй” – только успела она вскрикнуть, но стрела коротко свистнула, вонзаясь влевый бок под руку
  10. Кладбища Ана-Бейит – Материнский упокой

Кластеры

Айша биби Тараз Домалак Ана Тараз Найман Ана Сарыозек

Карашаш Анна Алматы Биби Фатима Арвия

Бегим Анна Казалинск

V. Закрепление новой темы

Дискуссионная карта

Как вы считаете.

Правильно ли поступили люди по отношению к Найман-Ана, стараясь убить в ней любовь к сыну ко всему святому

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по Литературе "Помни имя свое…" (Легенда о манкурте из романа Чингиза Айтматова "Буранный полустанок" ("И дольше века длится день") 7-9 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

( Легенда о манкурте из романа

Учитель русского языка и литературы

Тихонова Вера Александровна

Конспект урока внеклассного чтения

Познакомить учащихся основной школы ( материал урока доступен учащимся 6-9 классов) с творчеством Чингиза Айтматова на примере отрывка из романа "Буранный полустанок".

Продолжить работу над выявлением особенностей легенды как литературного жанра.

Учить определять сюжетно-композиционные особенности произведения, выявлять своеобразие художественных образов.

Совершенствовать навыки анализа художественного текста.

Формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям произведения.

Воспитывать понимание необходимости знания истории семьи и истории своего народа.

Оборудование : Портрет писателя, иллюстрации к повести, выполненные учащимися, родословные, составленные детьми, пословицы и поговорки, словарь литературоведческих терминов, подготовленная к уроку презентация.

Урок начинается с просмотра эпизода из фильма "Помни имя свое" (эпизод в концлагере, когда у главной героини отбирают маленького сына и она кричит ему вслед: "Помни свое имя. Тебя зовут Гена Воробьев").

Вступительное слово учителя:

-Почему в такой страшный момент жизни, когда никто не знал, останется ли он в живых, для героини было важно, чтобы ее сын запомнил свое имя? ( Звучат разные ответы детей , мы не комментируем их, только выслушаем).

-Подумайте, что заключает в себе имя человека, какую информацию оно в себе несет?

(Имя человека связывает его невидимыми нитями с историей его семьи, его народа, его Родины).

- Издревле люди хранили истории своих семей, составляли родословные древа. Семья, в которой знают своих предков, их историю жизни, - нравственно богатая семья. В ней чтут традиции, заботятся о старших. Если вы знаете историю своего имени, расскажите ее.

Выступления детей . Часто дети говорят о том, что их назвали в честь бабушки или дедушки, рассказывают об этих людях.

Учитель : Может быть можно прожить и без этого. Но как? Не случайно на Руси существует поговорка: "Иван, не помнящий родства" Что она означает?

Дети говорят о своем понимании поговорки.

Учитель : Поднятая нами проблема волнует многих. Об этом первый роман Чингиза Айтматова "Буранный полустанок" ("И дольше века длится день"). Органичной частью этого произведения стала легенда о манкурте. Без нее нельзя понять общий смысл романа. Но она может существовать и как отдельное творение. Ее автор – киргизский писатель, человек, умеющий видеть суть вещей, проникать вглубь исторического мироздания. Давайте познакомимся с биографией этого писателя.

Учитель : - Подумаем, о чем эта легенда, что хотел сказать автор, вставляя ее в свою повесть.

- Сам автор назвал рассказ о манкурте легендой. Вспомним, что называется легендой?

Ученики работают со словарем литературоведческих терминов.

Учитель : Приведите примеры, доказывающие, что перед нами легенда.

Ребята говорят о содержании, об особенностях построения данного текста, его языка.

Учитель : - Текст прочитан вами. Давайте определим его композицию.

( Проверка дифференцированного домашнего задания : "сильным" учащимся было предложено составить цитатный план. Такие планы составили ученики в нашем классе:

1. Рассказ об участи пленников, попадающих в рабство. ("Чудовищная участь ждала тех, кого жуньжуаны оставляли у себя в рабстве")

2. Манкурт- человек без роду, без племени, с отсутствием памяти. ("Манкурт не осознавал себя человеческим существом")

3. История сына Найман - Аны Жоламана. ("Сын отправился с первым походом, чтобы отомстить за отца")

Найман -Ана - мать Манкурта. ("Найман - ана поняла, что не будет ей покоя, пока не разыщет в сарозеках того пастуха - манкурта и не убедится, что то не ее сын"

Путешествие Найман - Аны в Сарозекские степи .("Найти человека в Сарозеках дело трудное, человек здесь - песчинка")

Встреча с сыном. ("Вспомни, ты чей? Как твое имя?")

Смерть Найман - аны. ("Не стреляй!" - успела вскрикнуть она).

Сопоставление двух планов.

Учитель : - Выявим темы, раскрываемые автором:

1. Тема человеческой жестокости - перескажите близко к тексту (можно зачитать) историю людей, превращающихся в манкуртов.

Работа учеников с текстом.

Называют вторую тему.

2. Тема материнской любви. Попробуем перевоплотиться и рассказать о материнских страданиях от лица героини. Обязательно ответьте на вопрос: а почему Найман - ана пошла искать своего сына. На что она надеялась? Что сказала она своему сыну - манкурту в исступленном горе и отчаянии?

Пересказ учеников от лица героини.

Выразительное чтение отрывка - плача матери.

3. Но, пожалуй, основной стала тема памяти человеческой. В начале урока мы задали себе вопрос: а может можно жить и без памяти?

Как отвечает на этот вопрос Айтматов?

Чтение отрывка - по ролям - разговор матери с сыном.

- История манкурта опоэтизирована автором. Читается она как песня. Давайте посмотрим, в чем же сила айтматовской прозы?

Несколько ребят нарисовали свои иллюстрации к этой легенде. Расскажите, какие эпизоды вдохновили вас на создание к ним иллюстраций?

Чингиз Айтматов так сформулировал свое творческое кредо: "Самые возвышенные и самые простые материи, которыми оперирует литература, в конечном счете должны возрождать все лучшее в нас, в людях. А это значит способствовать воспитанию в человеке добра, раздумий о разумном и справедливом устройстве жизни на земле, раздумий о судьбе современного человека, о его настоящем и будущем".

Учитель : Как данное высказывание относится к легенде о манкурте.

Ученик читает стихотворение Олега Хлебникова.

Егор родил Валерьяна.

Валерьян родил Никиту.

Никита родил меня.

А все, что до Егора,

Как будто тот, родивший Егора,

Был Иваном, не помнящим родства:

Мой предок безымянный, нижайшая трава.

А может не Иваном -

Лукой, Матвеем, Марком

Он звался,- угадай:

Все заросло бурьяном,

И парк, и сад, и рай:

Как мог он беззаветно

Купаться в той купели,

Чтобы остаться не

В веках, а только в ветре,

В бурьяне, в карусели,

В Никите, да во мне.

Никиту все запомнят -

Я сам не дам Никите в безвестности пропасть.

Меня за то запомнят, что я не дам Никите

В безвестности пропасть.

Что он родил Никиту!

И вспомнится Егор:

Ах, кем бы без обману

И мне не быть забыту?

Все остальное вздор:

Слово учителя о том, что человек поэтому и человек, что обладает исторической памятью. Возвращаемся к первым минутам урока.

Почему в концлагерях у людей отнимали имена, присваивали безликие номера?

Рассуждения учащихся на эту тему и будет итогом урока.

Домашнее задание: написать сочинение на тему: "О чем заставила меня задуматься легенда о манкурте из романа Ч.Айтматова "И дольше века длится день".

Ч.Айтматов

Чингиз Айтматов – киргизский и русский писатель, прозаик, сценарист и дипломат

Чингиз Айтматов – киргизский и русский писатель, прозаик, сценарист и дипломат

Чингиз Айтматов – киргизский и русский писатель, прозаик, сценарист и дипломат. Произведения Айтматова переведены на сотни языков. За годы своей биографии он был удостоен множества премий и наград, врученных ему за весомый вклад в развитие литературы. Итак, перед вами краткая биография Чингиза Айтматова.

Произведения Айтматов В 1956 г

Произведения Айтматов В 1956 г

Читайте также: