Музыкальные инструменты народов крыма конспект

Обновлено: 04.07.2024

Крымскотатарские старинные музыкальные инструменты. Часть 1

Зурна

Зурна - духовой инструмент, чаще всего изготавливаемый из абрикосового или тутового дерева. Встречается у многих восточных народов, но в отличие от них, у крымской зурны большой раструб ( расширяющаяся концевая часть многих духовых музыкальных инструментов). Зурна часто используется как ансамблевый инструмент. Ее отличительная особенность - непрерывное, продолжительное, пронзительное звучание.

В эпоху Крымского Ханства ансамбль зурначей по существу являлся военным оркестром. В него входили десятки зурн и больших барабанов, создававших при совместной игре оглушительное звучание.

Тулуп-зурна

Тулуп-зурна - пастушеский инструмент (волынка). Меха тулуп-зурны делают из цельной козьей или овечьей шкуры. В меха вставлены 3 деревянные трубки: для нагнетания воздуха (с обратным клапаном), мелодическая и бурдонная.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Знакомство с народными инструментами (русские, крымскотатарские. украинские); развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности при знакомстве с народными песнями.

Планируемые результаты

Предметные: - Научиться узнавать тембры русских народных инструментов; инструменты народов Крыма; сочинять мелодии, ритмические, пластические импровизации на тексты народных песен.

- Научиться выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки ; Развивать художественный вкус и интерес к музыкальному фольклору России, Крыма.

Познавательные:

-Передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен.

-Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений

-Развитие духовно-нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие,), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям разных народов.

- Любовь к Родине, приобщение к культуре народов Крыма , фольклору, воспитание уважения к традициям, ценностям семьи, воспитание доброты.

Коммуникативные: - Планирование учебного сотрудничества и инициативное сотрудничество, взаимодействие.

-Использование полученного опыта общения с фольклором в досуговой деятельности и личной жизни, передача в собственном исполнении различных музыкальных образов, владение умениями совместной деятельности.

Тип урока: Урок путешествие.

Оборудование : аккордеон, мультимедийный проектор, мультимедийный экран , иллюстрации с изображением народных инструментов.

Музыкальный материал :

Организационный момент. Музыкальное приветствие

Учитель: "Прозвенел уже звонок

В школе начался урок

Актуализация знаний

- Ребята какое настроение у этой музыки? (веселое, игривое, подвижное) Слышали ли вы звучание музыкальных инструментов? Каких?

Откуда, ты русская,

То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьём ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Их порою вешней

Нашли, не удивились. Ну а песня?

С песней на Руси родились.

- А кто создаёт народную музыку? Народ. А зачем? Чтобы весело было….А на чём же он исполняет свою музыку? На инструментах. И где же он их берёт? Сам мастерит. Поэтому они и называются народные

Изучение нового материала. Формулировка темы, целей урока.

( показываю иллюстрации с изображением инструментов: деревянные ложки, свирель, дудочка, бубен, колокольчики, балалайка, баян, сопилка,бандура,саз, кавал, думбелек.)

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- Обратите внимание на инструменты. Назовите эти инструменты? Все ли они вам знакомы?

Учащиеся перечисляют названия инструментов. Коротко рассказывают, где их видели.

Мы отправимся в путешествие по музыкальным деревням, где будем не только слушать плясовые наигрыши, но и разучим, и разыграем народные песни.

Работа по теме: И так мы отправляемся в русскую музыкальную деревню

Оркестр народных инструментов ( восприятие и слушание музыки).

На – экране – иллюстрации русской плясовой.

- (рассказ об особенностях жанра плясовых песен). В русской плясовой песне, каждый участник сам старается придумать новое движение и перещеголять других в ловкости и умении. Участники при помощи движений показывают свою удаль.

- Как вы думаете, какой оркестр звучит симфонический или народный.

(оркестр народных инструментов.)

- Почему вы так решили? Мы услышали звучание балалаек, баяна, трещоток.

- В каком характере звучит музыка? В радостном, весёлом.

- Какие народные инструменты вы ещё знаете? Гармонь, свирель, рожок, ложки.

- На развороте учебника стр. 54-55 вы видите изображения музыкальных инструментов, назовите их? Бубен, балалайка, гармонь, рожок, жалейка, гусли.

Имитация на муз. инструментах.Работа в группах.

Тему исполняет первая группа, она имитирует балалайки, первую вариацию ведет вторая группа, это басы балалайки, третью вариацию исполняют ксилофоны и балалайки четвертую вариацию исполняют балалайки и домры, пятую вариацию - балалайки басы и балалайки, шестую - домры, седьмую - гусли и бубны, восьмую весь оркестр.

- Чтоб слаженно играл оркестр, кого надо пригласить? дирижера.

Проводится игра в дирижера. Учащиеся выбирают дирижера.

-Учитель: вот вы выбрали руководителя оркестра, что он должен делать, просто махать руками или? Он должен показывать, когда надо вступить тому или иному инструменту, группе инструментов, громче или тише сыграть, показать темп, характер музыки и т.д.

Итак, звучит запись "Светит месяц" и дети под руководством дирижера "исполняют" это произведение.

Учащиеся имитируют исполнение народных инструментов.

Разучивание и разыгрывание песни.

Звучит запись русской народной песни "Калинка".

- Как вы думаете это композиторская или народная песня? народная.

- Какому народу принадлежит эта песня? русскому.

-Как вы думаете, есть ли в этой музыке, помимо жанра песни еще другой жанра?- да, пляска.

- Песня "Калинка" состоит из куплетов и припева .одинаково они звучат , или в ней есть контраст ?аргументируйте? Да, контрастны. Куплеты поются неторопливо, певуче, распевно, а припев передает удалой, веселый плясовой характер.

- Меняется ли темп в припеве, если меняется, то как и зачем? темп в припеве изменяется от медленного до быстрого, наверно, чтобы показать русскую удаль, задор.

Раздать карточки трех цветов.

Красная карточка звучит русская музыка- дети поднимают красную карточку, укр. музыка –желтую , крымскотатарская- зелёную.

Рефлексия .

- Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились, что нового узнали?

С русскими народными инструментами, украинскими и крымскотатарскими.

-Научились определять на слух звучание народных инструментов.

-Сделали свой оркестр.

- Какие чувства вы испытали на уроке?

- Чувство радости, что смогли услышать как звучат разные инструменты, что сами творили музыку.

Домашнее задание : Я прошу вас изобразить понравившийся вам музыкальный инструмент. Это и будет вашим домашним заданием. А сейчас еще раз спасибо за урок. Очень активно работали, с хорошим настроением трудились. Вы были все молодцы!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок музыки 2 класс

-знакомство с народными инструментами (русские, крымскотатарские. украинские);

- развитие творческих способностей учащихся.

Планируемые результаты

- научиться узнавать звучание русских народных инструментов; инструментов народов Крыма;

- научиться отличать народную музыку от авторской музыки ;

- развивать художественный вкус и интерес к музыкальному фольклору России, Крыма.

-любовь к Родине

-уважительного отношения к обычаям и традициям разных народов.

-развитие духовно-нравственных качеств

- приобщение к культуре народов Крыма , фольклору, воспитание уважения к традициям, ценностям семьи, воспитание доброты.

Тип урока: Урок путешествие.

Оборудование: аудипроигрыватель, иллюстрации с изображением народных инструментов.

Музыкальный материал :

Организационный момент. Музыкальное приветствие

Учитель: Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас.

Уч-ся: здравствуйте учитель, добрый день наш класс.

Актуализация знаний

- Ребята, какое настроение у этой музыки?

Звучание каких инструментов вы услышали?

Знакомы ли вам эти инструменты?

Как вы думаете, авторская или народная прозвучала мелодия?

Как вы узнали, что это народная?

- А кто создаёт народную музыку?

Формулировка темы. Изучение нового материала.

( Учитель открывает доску , на доске картинки с изображением инструментов: деревянные ложки, свирель, рожок, бубен, рубель, балалайка, баян, трещетки, сопилка, бандура, саз, чубуклы давул, думбелек. скоморохов.)

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- Обратите внимание на инструменты. Назовите эти инструменты? Все ли они вам знакомы?

И так наш сегодняшний урок посвящен русским народным музыкальным инструментам, а также инструментам народов Крыма (укр. , крымскотат. ),

Эх, оркестр народный,

Если грянет плясовую-

Я со всеми затанцую,

Если песню грустную-

Грусть в душе почувствую!

С нами делает, что хочет.

Учитель : Все музыкальные инструменты можно поделить на три группы: струнные, духовые, ударные.

Я предлагаю вам сейчас разделить их самостоятельно. Перед вами конверты с изображением русских народных инструментов. Ваша задача, разделить их на три группы.

(работа в группах)

1.Струнные инструменты - Почему они так называются?

2-Духовые - А им такое название дали почему?

3- А какие инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?

Физ. минутка.

Учитель : А теперь мы с вами отправимся в путешествие по музыкальным деревням, где будем слушать музыку в исполнении уже знакомых нам инструментов. Вы внимательно слушайте и постарайтесь определить характер, настроение музыки, и как инструменты звучат.

И так, мы попали в русскую музыкальную деревню (открывается часть доски с изображением русских народных инструментов

- Как вы думаете, какой оркестр звучит симфонический или народный.

- Почему вы так решили?

Ответы: (звучание народных инструментов: балалаек, баяна, трещоток.)

- В каком характере звучит музыка?

- Какие народные инструменты вы ещё знаете?

Ответы: (гармонь, свирель, рожок, ложки.)

Слушание музыки

- скажите, какой характер у музыки?

-какой звучал инструмент?

Слушание музыки

-Какой характер у этой музыки?

Как звучал инструмент думбелек?

Рефлексия .

- Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились, что нового узнали?

- Какие чувства вы испытали на уроке?

Домашнее задание : Я прошу вас нарисовать на альбомных листочках понравившийся вам музыкальный инструмент.

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна.

Познакомить детей с особенностями крымскотатарской музыки, музыкальных инструментах.
Продолжать учить детей внимательно слушать музыку, понимать ее характер.
Продолжать учить детей рисовать предметы цветными карандашами по образцу.
Развивать музыкальный слух, слуховое восприятие, мелкую моторику, координацию движений.
Воспитывать уважение и интерес к музыке разных народов.

Оборудование:

Крымскотатарские музыканты

Ход занятия:

Сегодня мы снова открываем музыкальную шкатулку, чтобы познакомиться с музыкой. А шкатулка сегодня крымскотатарская, значит нам предстоит знакомство с музыкой крымских татар.

Еще в глубокой древности на полуострове Крым возникло музыкальное искусство.

Колыбельные песни

Мой сыночек, как цветочек.
Сердце радует он мне.
Спи, дитя моё, спи.
Спи здоровым сном.

А сейчас послушайте колыбельную песню на крымскотатарском языке. (Слушание колыбельной песни).

Песни

Танцы

Музыкальные инструменты

Первые примитивные инструменты были изготовлены сотни лет назад: музыкальный лук, флейта из рогов и костей животных и другие.
Вот некоторые музыкальные инструменты крымских татар. (Сопровождается показом).

Сааз — двенадцатиструнный щипковый инструмент с очень длинным грифом, играют на нем особым перышком.
Давул — большой барабан.
Къамыш-къавал — дудка из тростника.
Думбелек — парные литавры в виде двух глиняных горшков, сверху обтянутых кожей.
Зурна — духовой инструмент, меха для него изготавливали из цельной овечьей и козьей шкуры.
Послушайте, как звучит зурна. (Слушание музыки, исполняемой на зурне).

Рисование

А сейчас нарисуем камыш кавал - камышовую дудку. Возьмите простой карандаш и нарисуйте саму дудку, затем круглые отверстия на ней. Теперь можно закрасить дудку и украсит ее полосками.

Слушайте внимательно музыку. Как только узнаете -выполняйте движения:
Колыбельная - сложите руки под щекой и закройте глаза;
Гимн - встаньте ровно и не двигайтесь;
Хайтарма - танцуйте;
Двенадцать утят - шагайте как утята.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Читайте также: