Технология основных сфер профессиональной деятельности 9 класс конспект
Обновлено: 07.07.2024
Автор: Филиппи Надежда Викторовна, учитель технологии МБОУ "Хомутинская средняя школа" Омской области.
На мой взгляд эта теме очень актуальна в настоящее время, т.к. правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей трудовой и общественной деятельности, а удовлетворённость процессом труда и его результатами даёт возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более полного осуществления всех жизненных планов как одного человека, так и общества в целом.
К сожалению, наши дети знакомы с немногими профессиями, часто не знают содержания работы, характера и условий труда, требований предъявляемых работнику той или иной профессии.
Поэтому целью своей работы я поставила: знакомство учающихся с различными профессиями, воспитание качеств, присущих людям этих профессий, выявление и развитие профессионально значимых качеств личности; осуществление самоанализа развития своей личности; проведение профессиографических анализов профессий и соотношение требований профессии к человеку с его личными достижениями.
Полное раскрытие задатков человека возможно, если он правильно подготовится к будущей профессиональной деятельности, выберет профессию, оценит свои способности, определит свою пригодность, глубоко осознает возможности профессионального роста в определённой сфере, учитывая потребности общества и свои интересы. Однако пока ещё многие выпускники школ вступают в жизнь, не имея достаточного представления о профессиях, необходимых народному хозяйству, испытывают серьёзные затруднения в начале трудовой деятельности.
Помочь молодёжи выбрать жизненный путь, адаптироваться к профессии и в целом оказать влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов призвана система профориентации.
Профессиональная ориентация – это целостная система , состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение, развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности - игровой, познавательной, трудовой ( профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание.
Ведущая роль в профессиональной ориентации школьников принадлежит учителю технологии. На уроках технологии обучающиеся не только получают знания о различных видах труда, но и в процессе своей деятельности приобретают специальные навыки, развивают свои способности, пробуют себя в труде. Именно поэтому перед учителем технологии стоит важнейшая задача такой организации работы, чтобы каждый школьник научился любить труд, приносить пользу людям, испытал эстетическое чувство радости от процесса деятельности и её результатов.
В своей работе для достижения профориентационных целей я использую такие формы и методы, которые обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность обучающихся в овладении универсальными учебными действиями. К ним относятся лабораторно-практические, учебно-производственные работы, производственные экскурсии, производственная практика, включающие в себя самостоятельные наблюдения, опыты, анализы, расчёты, решение производственных и творческих задач и непосредственно общественнополезный производительный труд. Но основной формой профессиональной ориентации всё-таки остаётся урок.
Среди разнообразных занятий по интересам в школе особую важность приобретает и внеурочная (кружковая) работа. Здесь учитель имеет возможность создавать все условия для творческого развития у школьников специальных способностей: изобретательских, конструкторских и др.
Работа над этой темой очень объёмна и требует много времени. Но, к сожалению, времени на уроках очень мало, поэтому практикую вводить профессиональную ориентацию и во внеурочную работу. Роль учителя технологии конечно велика в выборе профессии, но только общие усилия педагогического коллектива дадут возможность школьникам прийти к правильному профессиональному выбору.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Технология основных сфер профессиональной деятельности
Цели: повторение и систематизация знаний учащихся о многообразии сфер профессиональной деятельности человека; о мире профессий; необходимых качествах для той или иной профессии.
Задачи: показать разные пути профессионального выбора; развивать понимание того, что сознательный выбор профессии определяет успешность в жизни.
Оборудование: лучшие сочинения, рефераты на тему о профессиональной деятельности.
I . Организация урока.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Ученые считают, что у нашего современника в двести раз больше возможностей для выбора профессии, чем у его предка, жившего сто лет назад. Сколько же надо знать профессий и специальностей, чтобы сделать сознательный выбор! На предыдущих уроках мы делали все возможное, чтобы расширить ваши знания о мире профессий. Как это у нас получилось, попробуем оценить сегодня.
В своих рефератах или сочинениях учащиеся обосновывают свой выбор профессии, рассказывают о том, как они готовят себя к освоению этой профессии, учитывают ли свои психологические способности и особенности.
Начинать с профессии по профилю
Начинать с учебного заведения (высшего, среднего)
Задание 1. По содержанию труда назвать профессию:
а) Машинописное воспроизведение текстов, умение правильно и красиво разместить заголовок, текст, формулы, таблицы. (Машинистка.)
б) Учет информации, необходимой для оперативного руководства предприятием, проведение экономического анализа процессов и явлений, организация контроля за правильным и рациональным использованием всех видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и т. д.), ведение документации по приему и выдаче денег и т. д. (Бухгалтер.)
в) Приготовление, отпуск лекарств и средств ухода за больными, знание санитарии и гигиены. (Фармацевт.)
г) Удостоверение завещаний, установление прав на наследство или его раздел, удостоверение договоров о купле- продаже, обмене, дарении и т. д. (Нотариус.)
д) Обслуживание абонентов на переговорных пунктах, прием и реализация заказов на установление связи с другими городами, документальное оформление заказа. (Телефонистка.)
е) Прием сырья и его переработка, приготовление различных блюд и их оформление. (Повар.)
ж) Обмер заказчика, раскрой изделия, примерка. (Закройщик.)
з) Создание художественного образа с целью воздействовать на зрителя, вызвать у него ответную реакцию. (Актер.)
и) Продвижение и реализация продукции на рынке. (Менеджер по продажам.)
Задание 2. Предложить описание содержания труда какой-либо профессии. (Остальные учащиеся называют эту профессию.)
По горизонтали.
Человек, занимающийся преподавательской деятельностью. (Педагог.)
Он лечит больных. (Врач.)
Он изучает культуру народов, выраженную в языке и литературном творчестве. (Филолог.)
Специалист, готовящий спортсменов к соревнованиям. (Тренер.)
Он занимается приемом и выдачей денег. (Кассир.)
Консультант по правовым вопросам. (Юрист.)
Он составляет договоры для граждан, удостоверяет их права на имущество. (Нотариус.)
Он изучает звезды. (Астроном.)
Он пишет стихи. (Поэт.)
Специалист в области науки об атмосферных явлениях.
13. Он собирает и сохраняет документы. (Архивист.)
По вертикали.
Специалист, занимающийся поиском полезных ископаемых. (Геолог.)
Он планирует и организует проведение сельскохозяйственных работ. (Агроном.)
VII. Итог урока.
Выбор лучшего сочинения или реферата.
Заключительное слово учителя.
Глубоко ошибаются те люди, которые уповают только на счастливый случай или вообще пускают все на самотек. Но успех всегда пропорционален затраченному труду. Это верно и при решении такой проблемы, как выбор профессии. Готовьте себя к сложному, многообразному труду, изучайте содержание нескольких видов профессий. И только тогда вы сможете выбрать тот путь, который позволит вам быть успешными, чувствовать себя удовлетворенными результатами своего труда, а значит, сможете стать счастливыми.
Цель: Ознакомить учащихся с выбором дальнейшего образования, с качествами личности, которые способствуют достижению успеха в профессии. Расширять кругозор учащихся о мире профессий. Развивать коммуникативные навыки, дружеские и толерантные отношения. Воспитывать уважительное отношение к профессиям и людям труда.
Тип урока: комбинированный.
Актуализация опорных знаний.
Изучение нового материала.
Б) Функции рынка труда:
- социальная (обеспечение нормального уровня доходов работников),
- экономическая (рациональное вовлечение, регулирование и использование труда).
В) Трудовые ресурсы – часть населения страны, которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально -квалификационному уровню способна заниматься трудовой деятельностью, обеспечивая экономическое развитие страны.
Основные источники пополнения трудовых ресурсов – молодежь, мигранты, вынужденные переселенцы.
Г) Требования к подготовке кадров:
- постоянная потребность в повышении квалификации,
- знание иностранных языков,
- способность к предпринимательству,
- рефлексия результатов труда и адекватная их самооценка.
Для того, чтобы сделать правильный выбор, необходимо определить область будущей профессиональной деятельности.
Д) При выборе образовательной организации учитывают основные критерии:
- уровень профессионального образования (среднее, высшее),
- форма обучения ( очная, очно-заочная, заочная),
- вид учредителя образовательной организации (государственная, муниципальная, частная),
- престижность конкурентного учебного заведения.
Работа с учебником – стр.242, 243, 244.
3.какими профессиональными качествами должен обладать специалист в сфере универсальных,перспективных технологий?
Объяснение нового материала.
Социальная сфера включает в себя профессии, связанные с предоставлением населению различных социальных благ и услуг.
К социальной сфере относятся: здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение, отдых, быт, жилищно-коммунальное хо- ггво, общественное питание и торговля. Каждый вид деятельности сольной сферы включает в себя множество профессий, особенностью ко- ых является постоянное взаимодействие с широким кругом людей.
Поэтому тот, кто выбрал эту профессиональную сферу, должен обладать такими качествами как доброжелательность, отзывчивость, внимательность и терпеливость.
Таблица 12. Структура социальной сферы
Отрасли социальной сферы
Педагог, мастер производственного обучения, воспитатель, психолог, социальный педагог, учитель и др.
Коммуникативные и организаторские способности; наблюдательность; отзывчивость, тактичность; чувство ответственности; педагогический такт
Младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, лаборант, зав. отделом,зав. лабораторией и т. п.
Высокий уровень аналитического мышления; большой объем долговременной памяти; терпеливость, наблюдательность
Библиотекарь, режиссер клубных мероприятий, переводчик, гид, корреспондент и т. п.
Хорошая память; эмоциональная выдержка, такт; коммуникативные способности, творческое воображение, артистизм
Врач, зубной техник, косметолог, медицинская сестра, маникюрша, санитарка, фельдшер и др.
Собранность, аккуратность; умение сопереживать, сострадание; эмоциональная устойчивость; ответственность; внимание, память
Бармен, официант, горничная, лифтер, парикмахер, проводник пассажирского вагона, метрдотель, социальный работник и т. п.
Коммуникативные способности; физическая выносливость; аккуратность, расторопность; доброжелательность
Адвокат, нотариус, страховой агент, инспектор ГАИ, прокурор, следователь, юрисконсульт и др.
Коммуникативные способности; логическое мышление; память, внимание; принципиальность, честность
Социальная сфера выполняет очень важную роль в жизни общества, так как именно в ее рамках осуществляются общественные связи, происходит удовлетворение социальных потребностей людей. Для системы образования и государства в целом развитие профессиональной деятельности со- I щальной сферы является очень важной задачей. Социальная политика — это определенным образом разработанный и
реализуемый целевой комплекс принципиальных направлений и задач по улучшению жизнедеятельности людей в определенных территориальных пределах.
• В настоящее время в нашей стране подготовкой специалистов в социальной сфере занимаются многие учебные заведения, например Московский государственный социальный университет — первый в России университет социального профиля. В его структуре несколько факультетов: социальной работы, социально-экономический, психологии, юридический, социологический, факультет журналистики, факультет повышения квалификации и
Не каждый человек может стать социальным работником. Основным определяющим фактором здесь является система его ценностей, которая, в конечном счете, определяет профессиональную пригодность в социальной сфере. У работника социальной сферы представление об абсолют- I юй ценности человека должно переходить из разряда философского понимания в категорию базисного психологического убеждения.
Поэтому социальная работа была и остается одной из самых трудных. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением, но остается одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности.
Выберите любое предприятие (фирму) вашего города, поселка или региона и расскажите о социальной политике, проводимой данным предприятием.
Расскажите, в каких социальных проектах вы участвуете или участвовали.
1. В чем состоит сущность и назначение социальной сферы? 2. Какие отрасли относятся к социальной сфере профессиональной деятельности? 3. В чем заключается специфика профессиональной деятельности в социальной сфере? 4. Какие личностные качества играют важней- шую роль для человека, работающего в социальной сфере? 5. Что в характере человека указывает на предрасположенность к работе в социальной сфере?
Полезно? Поделись с другими:
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Читайте также: