Характеристика репрезентативных систем восприятия конспект

Обновлено: 07.07.2024

В консультации полно и доступно изложены основные типы репрезентативных систем дошкольников и рекомендации по развитию, воспитанию и пониманию детей. Рекоендовано психологам ДОУ в работе с педагогами и родителями.

ВложениеРазмер
reprezentativnye_sistemy_vospriyatiya_konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx 30.84 КБ
rekomendatsii_pedagogam_po_reprezentativnym_sistemam_detey.docx 118.24 КБ

Предварительный просмотр:

Репрезентативная система (понятие нейролингвистического программирования (НЛП) - предпочитаемый способ восприятия, обработки и утилизации информации, поступающей из внешнего мира.

Информация поступает к человеку от пяти органов чувств. Однако ведущим является часто только один из них.

Различают следующие репрезентативные системы (РС) человека:

  • визуальная — опирающаяся, в основном, на зрительные образы;
  • аудиальная — опирающаяся, в основном, на слуховой канал информации;
  • кинестетическая — опирающаяся, в основном, на обонятельный-осязательный канал информации.
  • дискретная (дигитальная) — опирающаяся на субъективно-логическое осмысление человеком сигналов, полученных по трем вышеперечисленным каналам (по мнению одного из основателей НЛП Гриндера, понятие дискретной РС не должно рассматриваться в качестве репрезентативной системы, так как оно подразумевает, что входящие сигналы уже прошли первичную обработку)

Кроме этого, существуют олфакторная ( обоняние ) и густаторная ( вкус ) и прочие специфические системы, однако они очень слабо распространены.

Один из принципов дошкольного образования, прописанных во ФГОС ДО – построение воспитательно-образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Краткая характеристика этих типов

Визуал - человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения. Картинка, образ – главное. Они стараются безупречно выглядеть, поддерживать порядок на рабочем месте – не случайно даже дошкольники-визуалы отличаются среди сверстников своей аккуратностью и опрятностью. Визуал всегда заметит, как вы выглядите, кто во что был одет на вечере, а вместо радио включит телевизор. Визуал запоминает лучше то, что увидел, наиболее понятное объяснение для него – схемы и графики.

Речь визуала обычно громкая и быстрая, мимика и жесты выразительные, яркие, для них характерно вскидывания рук. В разговоре им необходима дистанция (чтобы лучше видеть), избегают прикосновений. Сидит и стоит обычно прямо, плечи расправлены, голова приподнята. Смотрит чаще вверх. Слова, которыми обычно оперирует визуал, связаны со зрением (вижу, видимо, выглядит как, смутная догадка, ни тени сомнения, мысленная картина, устроить сцену, в свете этого). Визуалы быстро принимают решения, чаще говорят необдуманно.

Аудиал - тот, кто получает основную информацию через слух. Для них важнее не то, что говорят, а то, как это сказано – тембр, интонация, тон. Сами часто обладают мелодичным голосом, им нравится слышать себя. Любая дисгармония – скрип половицы, шум упавшего предмета, резкие и громкие звуки – просто выводят из себя. Не могут сосредоточиться в шумном помещении. Музыка помогает как в работе, так и в отдыхе.

Кинестетик - тот, кто воспринимает информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Для кинестетика важнее чувства, ощущения. Они ценят комфорт, и могут носить годами одну и ту же одежду, только потому, что она удобна. Стараются окружить себя предметами с выраженной фактурой, отдавая предпочтение мягкому, теплому, бархатному, гладкому. Кинестетики часто занимаются спортом, им просто необходимо движение (поэтому малыши-кинестетики больше других любят подвижные игры, и, как правило, раньше других начинают ходить). При этом говорят они медленно, с паузами. Жесты спокойные, плавные, на уровне нижней части туловища. Стараются максимально приблизится к собеседнику, чтобы можно было прикоснуться. Характерные слова кинестетика связаны с ощущениями – чувствую, горячая дискуссия, холодная голова, выпало из памяти, держать себя в руках… Для принятия решения кинестетику нужно время.

Такие особенности психики проявляются уже в дошкольном возрасте и играют большую роль в налаживании контактов ребенка с окружающими, в успешности обучения, получения новых навыков и умений. Знание типа восприятия собеседника помогает убеждать и объяснять свою точку зрения. Для этого важно не только по-чаще обращаться к ведущему каналу (показать визуалу, дать потрогать кинестетику, подробнее рассказать аудиалу), но и говорить с ним на одном языке, употребляя слова его типа.

В онтогенезе РС развиваются последовательно: К → А → В

Дошкольник-аудиал познает окружающий мир через звуки, поэтому раньше других начинает говорить, имеет большой словарный запас. Такие малыши любят слушать музыку, сказки на аудио, вести разговоры - обсуждать, доказывать, даже когда малыш играет в одиночестве, он может говорить сам с собой непрерывно, придумывает различные сказки, игры. Умеет убеждать, уговаривать. Но в подвижных играх участвовать не любит. Дети-аудиалы очень общительны. Они могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным (поиск отличий на картинках) и моторным (умение ловко залазить на горку, быстро и долго бегать) восприятием. Поэтому стоит эти навыки развивать с помощью игр, упражнений.

В большинстве дети-дошкольники – кинестетики (познают мир на ощупь и в движении).

Неуспевающие школьники – те дети, у которых вовремя не развит нужный канал.

Задача педагога – не только определить ведущую РС, но и развивать все остальные.

Чем больше развиты все системы, тем выше интеллект. Гений это тот, у кого развиты все РС.

Почему важно знать, каким образом ребенок воспринимает информацию?

От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма.

Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).

Если родители и педагог знают, к какой категории относится ребенок, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.

Важно использовать методы обучения, близкие ребенку .

Если ребенок - визуал, то в разговоре стоит использовать слова, описывающие форму, цвет, структуру, местонахождение предмета. Разрешайте своему ребенку подчеркивать цветными ручками важные пункты в книге. Больше используйте наглядные пособия: таблицы, схемы, рисунки, слайды, как готовые, так и сделанные собственными руками. Если ребенок - визуал не слушается, ему достаточно погрозить пальцем или покачать головой.

Визуал чаще всего остается на месте, если большинство детей начинают передвигаться. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за чем –либо или рассматривать информацию на стенах.

Спорт и искусство – стезя отнюдь не визуала, поэтому насильно заставлять малыша заниматься не любимым делом не рекомендуется.

Аудиалы используют свободное время, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если перед этим ему пришлось "держать рот на замке".

Дети аудиалы редко проявляют интерес к рабочим специальностям и больше тяготеют к разного рода искусству: пению, театральной и актерской деятельности.

Для кинестетика перемена деятельности нужна, чтобы размяться, подвигаться.

Спорт, рабочие специальности - то, к чему у него могут проявиться способности.

Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке":

визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;

аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";

кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.

Что подарить детям с разной репрезентативной системой:

Зато ваш ребенок, если вы постараетесь, может стать выдающимся музыкантом. Для этого вы должны с самых малых лет дарить ему всевозможные музыкальные инструменты.

Это могут быть дудочки, маленькие игрушечные пианолы или простейшие клавишные, различные металлофоны, ксилофоны и т.п. Ребенку постарше можно дарить более серьезные инструменты - гитару, флейту, скрипку. Хороший музыкальный инструмент плюс опытный педагог, и из вашего аудиала обязательно вырастет замечательный музыкант.

Визуалы - это дети-недотроги. Ненавидят объятия, поцелуи и сюсюканья, однако охотно поговорят с вами на взрослые темы и на расстоянии вытянутой руки. Выглядят обычно старше своих лет, потому как держатся обособленно и немного высокомерно. Любят поучать старших и цитировать фразы из телевизора, который они обожают.

Визуал-ребенок - благодарный зритель, он запоминает каждую мелочь из просмотренного фильма или спектакля. У него великолепная память и хороший вкус. Он улавливает по лицу ваши настроения и желания, но не всегда дает вам понять это (конечно же, в корыстных интересах). Маленьким визуалам хорошо дарить интересные видеофильмы, аксессуары для юного художника и красочно иллюстрированные книги.

Кинестетики. Про таких детей говорят, что они все смотрят руками. Что ж делать! Такова их природа. Не беда, что игрушки у них недолговечны: разбирая их, они познают мир. Маленькие кинестетики не могут подолгу смотреть телевизор и чаще всего не любят театр. Зато обожают возиться, драться и устраивать различные соревнования.

Ребенок-кинестетик ни за что не будет слушать сказку перед сном, если вы при этом не гладите или не обнимаете его. Он очень привязан к родителям, особенно к маме, долго не слезает с рук и даже в младшем школьном возрасте любит забираться к родителям на колени. Появление младшего братика или сестренки вначале воспринимает трагично, зато потом самозабвенно берет на себя роль няньки. Ребенку-кинестетику лучше всего дарить мягкие игрушки, конструкторы, игры-самоделки и все то, что можно разбирать, мять, гнуть.

А главное - не скупитесь на внимание и теплоту.

Вот несколько практических способов , которые можно использовать в виде развлечений дома, в дружеской компании, на занятиях с детьми.

В группе, в паре или в одиночку находятся ответы на просьбу назвать, а затем назвать и воспроизвести:

- шумы, издаваемые приборами.

2.Можно предложить озвучивание на разном расстоянии (собака, которая лает за стеной или в непосредственной близости; шум прибоя, доносящийся через открытую балконную дверь или прямо под ногами и т.д.).

Разумеется, нужно учитывать возраст участников. Но сколько бы им ни было лет, они охотнее будут играть, чувствуя одобрение и рассчитывая на поощрение. А разнообразить набор заданий можно по собственному желанию и усмотрению.

Это, пожалуй, самый распространенный способ, варьировать который можно, предлагая:

- узнать мотив из знакомого для группы или партнера репертуара,

- продолжить начатую мелодию.

Теперь о кинестетике. Для тактильных ощущений:

В этой игре предлагается назвать определенное число:

- занятий на кухне (в гараже, на спортплощадке);

- видов спорта, связанных с игрой в мяч (рукоделия, кулинарной обработки продуктов);

- объектов, имеющих гладкую поверхность (шероховатую, бугристую).

- объектов, о которые можно уколоться (обжечься, зацепиться).

Часть заданий предыдущей игры можно использовать для воспроизведения в пантомиме, но можно добавить и другие:

- изобразить вдевание нитки в иголку (с последовательным приготовлением и использованием воображаемых предметов), надевание тесной обуви и т.п. Смешные задания выполняются с большей охотой, как правило, – и это стоит учесть!

Предлагается представить касание к различным поверхностям: к шелку, бетону, телевизору, горячей плите и т.п. В группе это можно организовать таким образом, чтобы во втором туре все по очереди изображали это действие, а остальные угадывали, к чему "прикасался" игрок.

- пять сладких блюд;

- пять трав, используемых в качестве приправ к еде;

- пять объектов, горьких на вкус.

После разминки тренер предлагает всем почувствовать вкус:

- соленых огурцов, смешанных с мороженым;

- помидоры с клубничным вареньем;

- манную кашу с горчицей;

- молочный суп с селедкой; а напоследок –

- молоко с шоколадом или еще что-нибудь вкусное (а то игроки устанут морщиться).

6.Для обоняемых, т.е. запахов и ароматов:

- связанные с природой;

- связанные с двигателями;

Если вы научитесь различать типы восприятия информации, это поможет вам лучше понимать других: собственных детей, родных, друзей, знакомых, сотрудников..

И помните: между кинестетиками, аудиалами и визуалами могут возникать значительные недоразумения, поскольку у каждого из них — свой взгляд на окружающий мир, но все эти недоразумения легко преодолимы, стоит только захотеть.

Тест на определение типа восприятия

Выберите из данных словосочетаний одно, которое, по вашему мнению, является наиболее подходящим, точным для Вас к данному понятию. «Для Вас -

а) быстрая смена пейзажа, мелькание деревьев, домов. (+)

б) шум ветра, шуршание шин, визг тормозов. (*)

в) учащенное сердцебиение; ощущение ветра, бьющего в лицо. (@)

а) завывание ветра, стук капель. (*)

б) зябко, ощущение сырости, влажный воздух. (@)

в) тусклое небо, серые тучи. (+)

а) сладкий запах, липкие губы, тягучий. (@)

б) золотистая, прозрачная жидкость. (+)

в) хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчёл. (*)

а) сине-зелёная вода, большие волны с белыми гребешками. (+)

б) тёплая, солёная вода, горячий песок. (@)

в) шум прибоя, шелест волн, крики чаек. (*)

а) тело ломит, голова тяжелая, вялость. (@)

б) мир вокруг кажется серым, бесцветным, пелена перед глазами. (+)

в) громкие звуки раздражают, хочется тишины. (*)

а) звонкий хруст укуса. (*)

б) круглый плод, красного, желтого или зелёного цвета на высоком дереве. (+)

в) кисло-сладкий, сочный вкус, запах варенья. (@)

а) сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало. (+)

б) холодный, мягкий, пушистый. (@)

в) скрипит под ногами, потрескивание наста. (*)

а) размытые краски, яркие огни фонарей, длинный тени. (+)

б) приглушенный звук, голоса близких, шкворчащий на сковородке ужин. (*)

в) ощущение приятной усталости, мягкое удобное кресло, чашка горячего чая. (@)

а) тепло, дым щиплет глаза, согревает. (@)

б) языки красного пламени, вспыхивающие угли, сизый дым. (+)

в) потрескивание углей, шипение дров, бульканье воды в котелке.(*)

а) шелест листьев, треск сучьев, скрип веток. (*)

б) высокий прямой коричневый ствол, зелёная крона, лучи солнца проглядываю сквозь листву. (+)

в) шершавая кора, мягкая листва, запах свежести. (@)

а) шорох страниц, приглушенная речь, скрип стульев. (*)

б) книги с гладкими обложками, увесистые тома, запах старых книг. (@)

в) глянцевые и матовые, красочные и разноцветные обложки книг; высокие стеллажи. (+)

а) завлекающие витрины магазинов, разнообразие и смешение различных запахов. (@)

б) высокие здания, серые мостовые, яркие рекламные щиты, разноцветные машины. (+)

в) шум машин, гул голосов, вой сирен, хлопанье дверей. (*)

а) светло-голубое небо, прозрачный воздух, показавшееся из-за горизонта розовое солнце. (+)

б) щебетание птиц, тишина, тихое шуршание листьев. (*)

в) прохладный воздух, влажная трава, тёплые лучи солнца, дышится полной грудью. (@)

а) запах пыли, краски, лака; влажные свежеепоклеенные обои. (@)

б) чистые обои, белый потолок, беспорядок. (+)

в) стук молотка, визг дрели, эхо в пустых комнатах. (*)

а) огоньки свечей, золото алтаря, тусклые краски старинных икон, полумрак. (+)

б) монотонный голос богослужителя, хоровое пение, потрескивание свечей. (*)

в) сладкий запах ладана, запах горящего воска, ощущение умиротворения. (@)

(+) – Визуал, восприятие окружающего мира преимущественно при помощи зрения

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

НЛП - это одно из современных эффективных направлений практической психологии, которое соединяет в себе знания нескольких наук: кибернетику, психологию, лингвистику и нейробиологию.

В общем говоря:

Репрезентативная система — понятие нейролингвистического программирования , означающее преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира.

Параметры наблюдения:

Кинестетики

Направление взгляда в момент припоминания

На уровне груди

Словарь общения

Характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.).

Употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.)

В основном использует слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).

Особенности внимания

Легко отвлекается на звуки

Шум практически не мешает, но может отвлекаться на движущиеся объекты.

Вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно, не может работать в неудобной позе (мало места)

Отдых в свободное время

Используют отдых, чтобы наговориться и пошуметь, особенно после долгого молчания.

Чаще всего остается в группе, разглядывает книжки, картины на стенах.

Отдых нужен, чтобы размяться, подвигаться.

Внешний вид

Шумный, громкоголосый, всегда слышно только его

Сидят прямо, но с легким наклоном вперед. У них есть достаточно характерная "телефонная поза" – голова немного набок, ближе к плечу. А вот если голова набок и немного вперед, то это, если наклон вправо, скорее, кинестетика, а если влево, то дигитальный канал.
Насчет тела сказать что-либо сложно, особо характерных признаков как бы нет.

Часто могут быть худощавы и поджары. Тонкие губы. Привычная гримаса – слегка приподнятые брови как знак внимания. Для Визуалов важно, чтобы было КРАСИВО. Они даже готовы надеть что-то эффектное, хорошенькое и яркое (зависит от вкуса), но неудобное.

Отличается обилием движений, неопрятен, часто ходит с исписанными руками.

Кинестетики обычно сидят с наклоном вперед, часто сутулятся.

Рабочее место

Все принадлежности в беспорядке разбросаны по парте. Несколько рабочих мест, организованных функционально.

Рабочее место организовано и упорядочено, вещи расположены в вертикальном порядке

Рабочее место неорганизованно, вещи расположены в горизонтальном порядке, занимает много места

Говорит быстро, использует визуальные указатели, смотрит поверх голов

Говорит медленно, использует манипуляции и жесты, вовлекает учеников в игры, проекты, сценарии

Говорит монотонно, любит дискуссии в классе. Организует чтение на уроке

Окончание слов или строчки уходит вверх.

Окончание слов или строчки уходит вниз, все буквы кривые, много грязи и обводов при письме.

Поведение на перемене

Использует перемену, чтоб наговориться и пошуметь.

Чаще всего остается в классе

(если там не очень шумно),

либо выходит в коридор и

на стенах, наблюдает за

Перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться. Чаще всего это проявляется в активных движениях

Поведение на уроке

Легко отвлекаются на любой шум или разговор, не могут сосредоточиться на зрительных заданиях больше, чем на несколько минут. Привыкли открыто выражать свои мысли, однако часто получают замечание за болтовню и за стремление говорить от имени всех одноклассников.

Больше всего в работе и учении аудиал запомнит то, что обсуждал или то, что ему говорили.

Если в большом помещении с местами (класс, ресторан) есть выбор, какое место занять, визуалы выбирают дальние углы напротив двери, у окон, последние ряды, так как им нужен наиболее широкий и полный обзор .

Замечено, что во время лекций, уроков визуалы часто рисуют, штрихуют, просто водят ручкой по бумаге.

подолгу слушать объяснения

учителя, однако, если он

отвлекается, его поведение

все равно остается

информацию в виде

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 701 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.02.2022 58
  • DOCX 26.8 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Зверева Вероника Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

определить различия в способах восприятия информации.

научиться определять людей с преобладающей репрезентативной системой по внешним проявлениям (внешний вид, поза, жесты, речь, поведение)

выработать стратегию работы с клиентами , опираясь на полученные знания о разных способах восприятия информации.

Материалы и оборудование:

ТСО: компьютер, мультимедиа – проектор, экран; карточки с заданиями.

1. Организационная часть
2. Основная часть.
3. Завершение занятия.

Организационный момент (приветствие гостей и студентов).

Знакомство с темой урока, её местом в изучении дисциплины, её целями и за задачами

2. Основная часть.

Повторение пройденного материала

Защита презентаций по темам:

2 этап объяснение нового материала

Что такое нейролингвистическое программирование?

Так что же это такое - НЛП? Какие идеи стоят за этим названием?

НЛП - это искусство и наука о личном мастерстве. Исскуство, потому что каждый вносит свою уникальную индивидуальность и стиль в то, что он делает, и это невозможно отразить в словах и технологиях. Наука, потому что существует метод и процесс обнаружения паттернов, используемых выдающимися личностями в любой области для достижения выдающихся результатов. Этот процесс называется моделированием, и обнаруженные с его помощью паттерны, умения и техники находят все более широкое применение в разных сферах деятельности. Одной из основных сфер деятельности НЛП является повышение эффективности коммуникаций между людьми.

Мир вокруг нас беспределен, а наше сознание такое маленькое… Способности человеческого восприятия ограничены, и нам приходится выбирать наиболее важное, а всё остальное отсеивать. Фильтрация происходит на самых разных уровнях – начиная с того, что вы можете совершенно не замечать “ненужных” людей, и, заканчивая тем, что вы просто не обращаете внимания на запах книг, находящихся у вас в руках. Мы не можем видеть и слышать абсолютно все, что нас окружает, мы выбираем наиболее важное для нас в этом мире. Нам просто приходится от чего-то отказываться, чтобы не перегружаться.

1. Всю информацию из мира человек получает по 3 каналам: он видит, слышит, чувствует.

Каналы восприятия: зрение, слух и чувства - одни из наиболее важных фильтров, при помощи которых человек просеивает, поступающую к нему извне, информацию.

Визуальный – то, что мы видим. Это – образы, картинки, кино.

Аудиальный – то, что мы слышим. Это может быть как речь, так и свист ветра или звук капающей воды. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.

Кинестетический (от греческого “кинес” - движение) – то, что мы чувствуем (кожная чувствительность, внутренние (мышечные, ощущение в желудке), эмоции, запах, вкус).

Каждая система имеет свои тонкости и особенности. Например, самая скоростная – визуальная. А кинестетическая самая медленная.

Внутри себя человек информацию воспроизводит уже при помощи 4 репрезентативных систем: визуальной (образы), аудиальной (звуки, мелодии), кинестетической (ощущения) и дигитальной (внутренний диалог).

Репрезентативная система – “повторное восприятие”. Репрезентативная система – это та система, при помощи которой человек обращается к собственному внутреннему опыту.

Когда мы думаем о том, что видим, слышим и ощущаем, мы воссоздаем эти картины, звуки и ощущения внутри себя. Мы вновь переживаем информацию в той сенсорной форме, в которой мы первоначально ее воспринимали. Иногда мы осознаем, что мы делаем, иногда нет. Можете ли вы, например, вспомнить, куда вы ездили в свой последний отпуск?

Итак, как вы это вспомнили? Может быть, картинка того места всплыла в вашей голове? Возможно, вы произнесли название или услышали звуки, сопутствовавшие отдыху. Или, может быть, вы воспроизвели свои ощущения. Мышление является настолько очевидным и банальным действием, что мы никогда не задумываемся о нем. Мы предпочитаем думать о том, о чем мы думает, а не о том, как мы думаем. Мы также предполагаем, что другие люди думают точно так же, как и мы.

Одним из способов, которым мы думаем, заключается в сознательном или бессознательном воспроизведении картин, звуков, ощущений, вкусов и запахов, которые мы переживали. Посредством языка мы можем даже создать разнообразие сенсорных переживаний без того, чтобы переживать их в действительности. прочитайте следующий абзац настолько медленно, насколько вы с удобством можете это сделать.

Задумайтесь на минуту о прогулке в сосновом лесу. Деревья возвышаются над вами, обступая со всех сторон. Вы видите краски леса вокруг себя, и солнце, пробиваясь сквозь листья деревьев и кустарников, отбрасывает тени и создает мозаику на траве. Вы проходите сквозь луч солнца, прорвавшийся сквозь прохладную крону из листьев над вашей головой. И, продвигаясь дальше, вы начинаете осознавать безмолвие, нарушаемое лишь пением птиц да похрустываением под ногами, когда вы наступаете на сухие ветки, шорохом ваших ног, ступающих по мягкому ковру леса. Время от времени раздается резкий треск, когда вы случайно ломаете сухую ветку, попавшую вам под ноги. Вы протягиваете руку и прикасаетесь к стволу дерева, ощущая шероховатость коры под своей ладонью. Постепенно вы обращаете внимание на легкий ветерок, ласкающий ваше лицо, и замечаете ароматный запах сосновой смолы, пробивающийся сквозь другие, более грубые запахи леса. продолжая прогулку, вы вспоминаете, что ужин будет скоро готов, и это будет одно из ваших самых любимых блюд. И вы уже почти чувствуете вкус пищи во рту в предвкушении.

Чтобы осмыслить этот последний абзац, вы прошли через все эти переживания в своей голове, используя свои органы чувств внутренним способом, чтобы репрезентировать данные переживания, которые были вызваны в вашем воображении с помощью слов. Возможно, вы создали эту сцену достаточно отчетливо, чтобы представить себе запах леса в уже воображаемой ситуации. Если вы когда-нибудь гуляли в сосновом лесу, то, вероятно, запомнили особенные переживания, связанные с этой прогулкой. Если же с вами никогда этого не случалось, то, наверное, вы сконструировали этот опыт из других похожих переживаний или использовали материалы телевизионных передач, фильмов, книг или других истчников

Визуал, аудиал, кинестетик, дигитал. Вы наверняка встречали эти понятия.

Давайте разберёмся, про что это, и как мы пользуемся этим в НЛП. Мы воспринимаем мир пятью органами чувств — глазами, ушами, носом, ртом и телом.

Вместе взятые элементы восприятия формируют наш опыт. Попробуйте что-нибудь вспомнить из прошлого, любой момент своей жизни. Например, как вы где-то разговаривали со своим приятелем.

Если представить, что кто-то удалил из воспоминаний зрительную составляющую, в воспоминании останутся слова и голос, который их произносил. Если удалить звуки, останутся запахи окружающей обстановки, ваши эмоции и переживания. Если удалить запахи, эмоции и переживания, останутся вкусовые воспоминания, особенно если вы в это время ели мороженное или пили прохладительный напиток. Но если удалить и вкусовые воспоминания, останется только знание о том, что у вас был разговор.

Следовательно, наш опыт состоит из зрительных, слуховых, чувственных, обонятельных и осязательных составляющих. А то, чем мы воспринимает этот опыт, называют системами восприятия.

Представим себе, что мы решили с помощью речи, передать наш разговор другому человеку. И это не сложно, потому что в нашем языке есть соответствующие слова. Слова, которые передают опыт, полученный конкретной системой восприятия.

С точки зрения языка, это глаголы и прилагательные. В НЛП им дали название — предикаты.

Смотреть и яркий — это зрительные предикаты, слушать и звонкий — слуховые, нести и мягкий — чувственные, пробовать и кислый — осязательные, улавливать и резкий — обонятельные.

Создатели НЛП заметили — человек предпочитает уделять больше внимания одной из систем восприятия, когда говорит о своём опыте. Это заметно (или слышно?) по используемым в пересказе предикатам.

Обратите внимание, я пытаюсь ясно описать свою мысль. Мне важно, чтобы вы чётко представляли, то, что я вам обрисовываю. Видно, что этот пример содержит в большей степени зрительные предикаты. И в э том месте стоит остановиться.

Не существует людей, которые говорят сплошь предикатами одной лишь системы. Но анализируя речь человека, мы замечаем следующее.

Представьте себе следующую метафору.

Ваше сознание — это такой человечек, который сидит перед пятью каналами, из которых поступает информация. И по какой-то причине, ему важнее получать информацию по одному из них.

Но при этом, он осознает важность информации и из других каналов.

Тогда, картина мира, которую он строит, в большей степени содержит, например зрительную информацию, которая дополнена информацией из других каналов. И он старается передавать эту картину мира кому-то. Тогда, его речь будет содержать больше визуальных предикатов, среди которых будут и слуховые, и чувственные, и обонятельные и осязательные.

Другими словами, его речь не будет такой — я вижу, то, что вы обрисовываете мне, смотрится сейчас очень ярко, заметно, что вы видите ситуацию очень прозрачно.

Люди так не разговаривают, если только это не клиент психиатрической клиники.

Люди говорят — я заметил, что вы говорите понятные мне вещи, но мне хотелось бы более чётко представлять, к чему мы стремимся.

Нам понятно, что информация, которая поступает по зрительному каналу, является для него приоритетной.

Становится ясно, что этому человеку будет легче понимать нашу речь, если в ней зрительный опыт будет приоритетным.

Более того, когда мы будем с ним говорить так, это будет вызывать раппорт, потому что мы подстраиваемся к системе восприятия.

Нам, как специалистам НЛП, очень важно уметь подстраиваться разными способами, и говорить на языке собеседника. Но для того, чтобы подстраиваться по системам восприятия, надо научиться переключать своё сознательное внимание, на один из каналов. Это гибкость, которая развивается тренировками и упражнениями.

Нам надо научиться переключать сознательное внимание на один из каналов, и говорит так, как если бы самая важная информация находилась в нем.

Ещё одно важное дополнение. В НЛП чувственный, обонятельный и осязательный каналы, относят к одному, и называют — кинестетическим. Таким образом, мы разделяем предпочтения человека на — зрительные, слуховые и чувственные. В привычном переводе книг и статей, это — визуальный, аудиальный и кинестетический каналы.

Теперь, давайте разберёмся, как можно определить, какой канал восприятия предпочитает в данный момент человек.

И тут надо обозначить ещё одну важную предпосылку НЛП.

Нам не важно, какой канал предпочитает человек по жизни, дома, на работе или ещё где. Мы не ставим штамп на человеке — кинестетик или визуал.

Нам важно, какую систему предпочитает собеседника прямо сейчас, когда мы с ним разговариваем.

Любые психические процессы, которые нас интересуют как практиков НЛП, имеют отражение в языке и несловесных сигналах. Значит, мы можем откалибровать все эти сигналы, структурно описать их, и пользоваться этим описанием, чтобы определять, какую систему предпочитает в общении с нами человек.

Мы можем следить за предикатами, характеристиками голоса, дыханием, жестами, положением тела.

В отношении предикатов, важно обращать внимание на случаи, когда можно было использовать предикат любой системы, но человек выбрал именно этот.

То есть, если человек говорит — смотри, какой красивый воздушный шар — это не означает, что он предпочитает визуальную систему. Он хочет, чтобы мы именно посмотрели, потому что послушать шар вряд ли получится.

А вот когда он говорит — давайте рассмотрим возможные перспективы — он мог бы использовать и другие предикаты. Давайте обсудим. Давайте попробуем разобраться.

Что было замечено, когда человек предпочитает визуальную систему

Предикаты: смотреть, видеть, обратить внимание, рассмотреть, взглянуть, присмотреться, заметить, яркий, прозрачный, очевидный, светлый, мутный, мрачный, чёткий, … Список можно продолжить. Мы не ставим задачу сейчас показать все предикаты визуальной системы.

Голос: быстрый. Потому что визуальная система содержит много объектов, видя которые в своём внутреннем опыте, человек старается описать. Скорость, тянет за собой громкость. Наши голосовые связки устроены так, что звук становится громче, если мы быстрее выпускаем воздух, когда говорим. Это поднимает и высоту голоса.

Дыхание: раз нам надо говорить быстро, некогда вдыхаемый воздух опускать до живота. Мы втягиваем его лёгкими, приподнимая плечи. Следовательно, дыхание быстрое и грудное.

Жесты: когда вы видите то, о чём говорите, ваши жесты будут указывать на объекты, о которых вы говорите. Человек объясняет, как добраться до нужного места. Вот там дом стоит (показывает рукой вправо от себя, но в действительности там дома нет, там стена, а дом в другом районе города, объясняющий как будто переместился в это место, и указывает руками на объекты), за ним будет поворот направо (двигает правую руку в направлении поворота).

Визуальные жесты — ориентированные на объекты.

Положение тела: если человек сидит, он откидывается на спинку стула, и приподнимает голову вверх. Он визуализирует, и ему ничего не должно мешать. Ни вы, ни предметы вокруг. Если он стоит, это будет показано только приподнятой головой и бегающими в верхней области глазами.

Как услышать, что человек переключился в аудиальную систему

Предикаты: послушайте, обсудим, поговорим, обговорим, объяснять, звучит привлекательно, громкие слова, я вас услышал.

Голос: аудиальная система — это музыка.

Соответственно, скорость, громкость и высота, будут использоваться как музыкальные инструменты. Они будут изменяться по мере объяснения. Как будто слова, которые говорит человек, сопровождаются мелодией, которую играют с помощью скорости, громкости и высоты.

Дыхание: накопление воздуха сосредоточено в области солнечного сплетения. Его ещё называют диафрагментальным. Плечи не двигаются, живот не раздувается.

Жесты: похожи на то, как если бы перед нами был дирижёр. Он отбивает ритм. Рука, а чаще всего жестикуляция одной рукой, находится на уровне груди, и двигается в такт акцентам в голосе, от тела — к телу.

Положение тела: стоит человек прямо, возможно немного повернув голову ухом к говорящему.

Как почувствовать, что человек погрузился в кинестетику

Предикаты: пробовать, взять под контроль, двигаться, нащупать, прикоснуться, подойти, дать, приблизиться, дотянуться, вкусный, тёплый (приём), твёрдая/мягкая (позиция), лёгкое (решение), слащавый (мальчик).

Голос: кинестетика медленная. Чувств и ощущений значительно меньше чем визуальных объектов. В кинестетике спешить некуда. Голос медленный, низкий и тихий. Тут действует тот же закон скорости выброса воздуха в голосовых связках.

Дыхание: животом. Медленно воздухом наполняются лёгкие, опускаясь в самый низ. И также медленно опустошаются.

Жесты: жестикулировать не зачем. Куда можно показывать, говоря об ощущениях? Разве что на своё тело. Потому, жесты в кинестетике телесные — это прикосновения к себе, поглаживание или потирание.

Тело: в сидячем положении — наклон вперёд, с опорой локтями в бедра. Тело должно отдыхать. Рука, которая поддерживает подбородок.

Есть ещё одна система — двоичная. Её классически называют аудио-дигитальной.

Эту систему нельзя отнести к системе восприятия опыта. Она скорее относится к системе анализа, или восприятия смысла.

Когда мы удалили из своего воспоминания визуальные, аудиальные и кинестетические составляющие, у нас осталось понимание — это было здорово, или это было не правильно.

Двоичная система — это система оценок, это причинно-следственные связи и логика.

Характеристики, которые указывают на двоичную систему

Оценочные суждения: хорошо, плохо, понятно, непонятно, логично, нормально, правильно, не круто,

Переход от "я" к "мне" и потеря гендерных различий: когда мы говорим — я пошла или я пошёл, то в глаголе читается пол. Пошёл — мужской, пошла — женский. Если перейти к "Мне", гендерный признак теряется.

Мне надо было пойти. Не понятно, мужчина говорит или женщина.

Прошлое/будущее, вместо настоящего: связано с предыдущим критерием. Мне пришлось сделать определённые выводы — это прошлое время, и отсутствие указания на пол.

Этот человек диссоциирован от собственного тела, он — логика и понятия.

Речь на уровне категорий: если кто-то говорит — стул, стол, шкаф — то он говорит — мебель.

Это удобная система, для речей политиков и выступающих, когда они не имеют внятного ответа.

Мы очень серьёзно думаем над этой задачей, и пришли к определённому пониманию. Нам очень бы хотелось, чтобы вы понимали этот процесс, также как и мы, но, к сожалению это невозможно. В последнее время, мы тратим много ресурсов на решение этой задачи, но результаты требуют некоторого ожидания.

Поведение: дигитал, старается контролировать сознанием все процессы, в том числе и поведение.

Но сознание ограничено 7 +- 2 единицами информации, которые одновременно можно удерживать во внимании. По этому, приходится обобщать работу мышц тела, до работы рук, ног, корпуса, головы. Контроль за этими элементами поведения, приводит к угловатости, не аккуратности и роботизированным движениям. Пальцы сложены вместе и раскрыты, в каждом жесте сохраняя своё положение. Походка смешная, похожая на примитивного робота.

Комплексное описание характеристик той или иной системы восприятия, даёт нам широкие возможности по подстройке.

Если мы умеем переключать своё восприятие в одну из систем, мы автоматически подстраиваемся и к позе, и к дыханию, и к жестам, и к голосовым характеристикам и к предикатам.

По этому, важнейшим навыком НЛП-Практика, является управляемое переключение в визуальную, аудиальную, кинестетическую или двоичную систему.

Читайте также: